81764

М.Е. Салтыков-Щедрин «Господа Головлевы» (1880)

Доклад

Литература и библиотековедение

Нет любви в доме госпожи Головлевой. В ее доме все подчинено процессу припасания. Все в доме Головлевых дышит ненавистью. Из бесконтрольной обладательницы головлевских имений Арина Петровна сделалась скромной приживалкой в доме младшего сына.

Русский

2015-02-21

31.48 KB

0 чел.

М. Е. Салтыков-Щедрин «Господа Головлевы» (1880) (роман)

Роман по форме – семейная хроника, в центре которой – судьба трех поколений дворянской семьи.

Арина Петровна Головлева – глава семьи. Нет любви в доме госпожи Головлевой. Мужа она презирает, за что он платит ей ненавистью. Дети для нее – обуза. Только одну страсть знает эта женщина – страсть к собственности, стремление к накоплению. В ее доме все подчинено процессу припасания. Все воспоминания о прошлом, даже о рождении детей, связаны в ее сознании с той или иной покупкой. Казалось, материнство должно пробудить в женщине любовь. Но и дети, рожденные без любви, «не затрагивали ни одной струны ее внутреннего существа».

Все в доме Головлевых дышит ненавистью. Грубость и произвол заменили детям материнскую любовь и заботу. Смерть царит на страницах хроники. В каждой главе – новое «умертвие»: в первой – умирают Степан и его отец, Владимир Михайлович; во второй – Павел; в третьей – самоубийство сына Порфирия, Владимира, назревает гибель другого сына, Петра; в четвертой – умирают Петр и Арина Петровна; в пятой – отправляют на верную гибель сына Евпраксеюшки; в шестой – духовная смерть Иудушки; в седьмой – умирают Любинька, Порфирий Головлев (Иудушка) и при смерти находится Аннинька. А перед смертью приходит к Головлевым тишина. Этот мотив сопровождает в романе тему одиночества.

Из «бесконтрольной… обладательницы головлевских имений» Арина Петровна сделалась скромной приживалкой в доме младшего сына. Иудушка с малых лет усвоил уроки маменьки – уроки лицемерия и пустословия. Разорив мать, он нанес ей последний удар, требуя подробнейшей годовой отчетности.

Жизнь останавливается в Головлеве. Никто не может спастись от паучьей сети речей иудушки, он сам запутался в этой сети с головы до ног.

Замерзает на дороге последний представитель семьи Головлевых, семьи, над которой «тяготел злополучный фатум», через историю которой проходили «праздность, непригодность к какому бы то ни было делу и запой. Первые две приводили за собой пустословие, пустомыслие и пустоутробие, последний – являлся как бы обязательным заключением общей жизненной неурядицы».

Так Щ. показывает, «как унаследованные от крепостных времен, закрепленные в поколениях праздность… стремление урвать кусок точат семью, раздирают ее в клочья».


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

53602. Работа в сети Интернет. Электронная почта 60 KB
  Электронная почта Этапы работы Содержание этапа заполняется педагогом Оценка эксперта по базовым педагогическим компетенциям и уровню владения учебным материалом 1. Методы: беседа Педагог здоровается отмечает отсутствующих в группе. Определение целей и задач которых педагог хочет достичь на данном этапе урока: повторение и закрепление теоретических знаний предыдущего занятия; закрепление практических навыков сохранения информации из интернета стимулирование обучающихся к быстрому выполнению работы воспитание эстетического...
53603. Конспект урока обучение грамоте: «Написание заглавной буквы «Т» 40.5 KB
  Детям предлагается игра Угадай букву по описанию Ставим ручку на верхнюю линию рабочей строки опускаемся по наклонной линии поднимаемся по наклонной до середины выполняем узелок уходим вправовверх и на 1 3 выписываем секрет по секрету наклонная вниз качалочка крючок до середины Ставим ручку на 1 3 сверху уходим влево вверх задерживаемся на строке опускаемся по наклонной вниз выполняем качалочку поднимаемся по крючку до середины две части соединяем секретом по секрету наклонная линия вниз качалочка крючок до середины...
53604. Введение в информатику. Правила техники безопасности 582.5 KB
  Дидактическая цель: дать общее представление об информатике как о науке ввести понятие информатика cформировать знания по технике безопасности работы в компьютерном классе. Знать: формулировку понятия информатика основные правила техники безопасности нормы работы в компьютерном классе основные упражнения физкультминутки. Информатика и ИКТ : учебник для 7 класса Н. Вначале мы узнаем что изучает предмет информатика а также поймем значимость этого предмета в современном мире.
53605. Оценка облигаций 23 KB
  Номинальная цена напечатана на бланке облигации и обозначает сумму, которая берется взаймы и подлежит возврату по истечении срока облигационного займа.
53606. Сантиметр 30 KB
  Сколько грибков у белочки Сколько грибков у ежика Как узнать сколько всего грибков Как записать это выражение Клик Прочитайте это выражение разными способами. Устное решение примеров слайд 4 кликаем Задания с окошками слайд 5 кликаем Восстановление числового ряда слайд 6 кликаем Задание от гнома Найти лишнюю фигуру слайд 7 почему...
53607. Компоненты оборотных активов 30 KB
  Оборотные средства (current assets) – это активы предприятия, возобновляемые с определенной регулярностью для обеспечения текущей деятельности, вложения в которые как минимум однократно оборачиваются в течение года или одного производственного цикла.
53608. Сложение и вычитание смешанных чисел 139 KB
  Высота Тайницкой башни м Благовещенской м. На сколько первая выше второй 2 Высота Водовзводной башни м Комендантской башни м Петровской башни м а Первой Безымянной м. Какая высота четырёх башен вместе 3 Высота Никольской башни до звезды м. Какова высота Угловой Арсенальной башни 4 Высота Боровицкой башни 54 м а Беклемишевской м.
53609. Основные теории структуры капитала: традиционная, Модильяни-Миллера 27 KB
  Соотношение между собственными и заемными источниками средств является одним из ключевых аналитических показателей, характеризующих степень риска инвестирования финансовых ресурсов в данное предприятие
53610. Парные звонкие глухие согласные 174 KB
  Развивающие цели: Развитие художественных представлений и умений творческой деятельности. Развитие восприятия: Развитие целостности предметности осмысленности восприятия. Развитие речи: Развитие диалогической и монологической речи развитие содержательности понятности и выразительности речи. Развитие памяти: Развитие образной эмоциональной памяти.