81764

М.Е. Салтыков-Щедрин «Господа Головлевы» (1880)

Доклад

Литература и библиотековедение

Нет любви в доме госпожи Головлевой. В ее доме все подчинено процессу припасания. Все в доме Головлевых дышит ненавистью. Из бесконтрольной обладательницы головлевских имений Арина Петровна сделалась скромной приживалкой в доме младшего сына.

Русский

2015-02-21

31.48 KB

0 чел.

М. Е. Салтыков-Щедрин «Господа Головлевы» (1880) (роман)

Роман по форме – семейная хроника, в центре которой – судьба трех поколений дворянской семьи.

Арина Петровна Головлева – глава семьи. Нет любви в доме госпожи Головлевой. Мужа она презирает, за что он платит ей ненавистью. Дети для нее – обуза. Только одну страсть знает эта женщина – страсть к собственности, стремление к накоплению. В ее доме все подчинено процессу припасания. Все воспоминания о прошлом, даже о рождении детей, связаны в ее сознании с той или иной покупкой. Казалось, материнство должно пробудить в женщине любовь. Но и дети, рожденные без любви, «не затрагивали ни одной струны ее внутреннего существа».

Все в доме Головлевых дышит ненавистью. Грубость и произвол заменили детям материнскую любовь и заботу. Смерть царит на страницах хроники. В каждой главе – новое «умертвие»: в первой – умирают Степан и его отец, Владимир Михайлович; во второй – Павел; в третьей – самоубийство сына Порфирия, Владимира, назревает гибель другого сына, Петра; в четвертой – умирают Петр и Арина Петровна; в пятой – отправляют на верную гибель сына Евпраксеюшки; в шестой – духовная смерть Иудушки; в седьмой – умирают Любинька, Порфирий Головлев (Иудушка) и при смерти находится Аннинька. А перед смертью приходит к Головлевым тишина. Этот мотив сопровождает в романе тему одиночества.

Из «бесконтрольной… обладательницы головлевских имений» Арина Петровна сделалась скромной приживалкой в доме младшего сына. Иудушка с малых лет усвоил уроки маменьки – уроки лицемерия и пустословия. Разорив мать, он нанес ей последний удар, требуя подробнейшей годовой отчетности.

Жизнь останавливается в Головлеве. Никто не может спастись от паучьей сети речей иудушки, он сам запутался в этой сети с головы до ног.

Замерзает на дороге последний представитель семьи Головлевых, семьи, над которой «тяготел злополучный фатум», через историю которой проходили «праздность, непригодность к какому бы то ни было делу и запой. Первые две приводили за собой пустословие, пустомыслие и пустоутробие, последний – являлся как бы обязательным заключением общей жизненной неурядицы».

Так Щ. показывает, «как унаследованные от крепостных времен, закрепленные в поколениях праздность… стремление урвать кусок точат семью, раздирают ее в клочья».


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

73415. Пространство и время в литературе 47 KB
  Пространство и время в литературе. Реальное время - это время за которое читается книга. Изображаемое время время в произведении. Были попытки сблизить время изображаемое и реальное.
73417. Повествование и его композиция (композиционно-речевые формы) 31 KB
  Организация повествования возникла давно на Западе. Она включает в себя: структуру повествовательного текста фигуру которая является источником повествования Повествование весь текст повествовательного произведения; весь текст за вычетом прямых речей.
73418. Образ повествователя и его историческая трансформация 41.5 KB
  Образ автора - автор создает повествователя который похож на автора. Повествователь Находится за пределами изображаемого мира Близок к автору По речевому строю По восприятию Близок к образу автора Главный признак повествователя: Вне изображаемого мира в отличие от рассказчика...
73419. Образ рассказчика 35.5 KB
  Образ автора – автор создает повествователя, который похож на автора. Рассказ, который ведется от 3-его лица, называется безличным. Повествователь находится вне изображаемого мира, а рассказчик – внутри него. Автор ближе к повествователю, а рассказчик – к герою.
73420. Художественная речь. Поэтический язык 38.5 KB
  На такие вопросы как чем вызывается эстетический эффект чем обусловлена художественность речи пытаются ответить теоретики начиная с античности. Русская литературная теория занимается вопросом художественной речи чем обусловлена эта художественность.
73421. Традиционная теория художественной речи. Стилистика 36.5 KB
  Стилистика Занимается изучением художественной речи (поэтического языка). Рассматривает архаизмы, неологизмы, варваризмы и т.д. Но потом начинаются значительные изменения, связанные с тем, что менялась литература. Литература 19 в. оказывалась очень далекой от Античных схем.
73422. Дорожні огорожі 462 KB
  На небезпечних ділянках доріг з метою запобігання виїзду автомобілів за межі земляного полотна встановлюють спеціальні дорожні огородження мал. Розташування однобічних і двосторонніх утримуючих огороджень бічних і фронтальних для автомобілів: 1 узбіччя; 2 бічне однобічне огородження...
73423. Дорожні знаки як технічні засоби організації дорожнього руху 36 KB
  Дорожні знаки ставляться до технічних засобів організації дорожнього руху і є обов’язковою приналежністю всіх доріг і вулиць населених пунктів. Усі дорожні знаки діляться на вісім груп: попереджуючі знаки; знаки пріоритету; заборонні знаки; знаки що пропонують...