81765

Своеобразие композиции романа А.С.Пушкина «Евгений Онегин»

Доклад

Литература и библиотековедение

Чтение наизусть отрывка из романа Евгений Онегин . В годы создания романа Пушкину пришлось пережить ссылку потерять многих друзей испытать горечь от гибели лучших людей России того времени. Ее духовный и нравственный облик представлен в героях романа Евгении Онегине и Ленском.

Русский

2015-02-21

33.37 KB

1 чел.

Своеобразие композиции романа А.С.Пушкина «Евгений Онегин».

Чтение наизусть отрывка из романа

„Евгений Онегин". Первые строфы „Евгения Онегина" возникли еще в Кишиневе в 1823 г. Работа над романом развертывается в Одессе и в Михайловском. „Евгений Онегин" писался Пушкиным более семи лет.

„Евгений Онегин" — самое задушевное произведение Пушкина, в нем нашли свое воплощение заветные думы и чувства поэта, его размышления над современной ему жизнью, его взгляды, его нравственный идеал. Следует также помнить, что роман начат был им в годы подъема декабристского движения, а завершен уже после разгрома декабристов, в обстановке николаевского режима. В годы создания романа Пушкину пришлось пережить ссылку, потерять многих друзей, испытать горечь от гибели лучших людей России того времени. И если первые песни „Евгения Онегина" проникнуты жизнерадостными настроениями, то в последующих песнях постепенно усиливаются трагические мотивы. Роман явился для Пушкина плодом „ума холодных наблюдений и сердца горестных замет".

„Евгений Онегин" — это „энциклопедия русской жизни" пушкинского времени. Впервые в русской литературе с такой широтой и правдивостью была воссоздана целая историческая эпоха, современная поэту действительность. Пушкин обращает русскую литературу к важным вопросам национальной жизни. Все слои русского общества крепостной поры находят свое художественное воплощение в романе, освещаются общественные и культурные течения и веяния первой половины 20-х годов XIX в. В „Евгении Онегине" показаны и столица, и провинция, и деревня, и город. Вспомните описание петербургского утра, намечающее содержание физиологических очерков 40-х годов:

Встает купец, идет разносчик,

На биржу тянется извозчик,

С кувшином охтенка спешит,

Под ней снег утренний хрустит...

Точными деталями Пушкин напоминает о характере жизни крепостной деревни, крестьянства. Онегин „ярем барщины старинной оброком легким заменил", Гвоздин — „хозяин превосходный, владелец нищих мужиков". Судьба няни Татьяны освещает крестьянский семейный быт. Облик усадебной деревенской жизни дополняется реалистическими картинами русской природы всех времен года.

На этом широком фоне воссоздана в „Евгении Онегине" драматическая судьба лучших людей пушкинского времени — передовой дворянской интеллигенции эпохи декабристов. Ее духовный и нравственный облик представлен в героях романа — Евгении Онегине и Ленском. Общий смысл романа выражен в судьбе его трех главных героев. Все лучшее в русском обществе — возвышенные души, как Ленский, умные люди, как Онегин, верная своему долгу и своему сердцу Татьяна—постигает трагическая судьба. И Пушкин повествует о ней как о типическом явлении русской жизни того времени, будь это печальная доля крепостной женщины или трагедия декабристов. Живым страдающим душам романа противостоят в нем „мертвые души" — петушковы, буяновы и другие, облик которых впоследствии с такой рельефностью и с „горьким смехом" запечатлел Гоголь. Впервые гоголевские типы встречаются среди гостей на именинах Татьяны. А в петербургских гостиных проходят „мертвые души" высшего света, о которых будет писать Лермонтов в своих произведениях, „облитых горечью и злостью".

Роман Пушкина, правдиво воссоздавая действительность, учил презирать дворянско-крепостническое общество, ненавидеть пустую, эгоистическую жизнь, возвеличивал все прекрасное, подлинно человеческое, провозглашал необходимость связи русской культуры с жизнью народа. Вот почему „Евгений Онегин" Пушкина явился в высшей степени народным произведением, „актом сознания для русского общества, почти первым, но зато каким великим шагом вперед для него!"',—писал Белинский. Реализм романа „Евгений Онегин" проявился в универсальном изображении человека, всех сторон его внутреннего мира, его интеллектуальной, психологической и нравственной жизни. Общественная жизнь, социальная среда и внутренний мир человека изображены в „Евгении Онегине" в их взаимных связях и в удивительно гармонической пропорциональности. Пушкин передает психологические переживания героев романа, но без углубления в психологический анализ. В меру необходимости освещает он духовный мир своих героев, умственную жизнь эпохи. Вместе с тем Пушкин показывает человека в развитии, не статично, а в движении, в процессе его жизни, и притом как продукт определенной общественной среды, как социально обусловленного, конкретно-исторического человека.

Изображать быт считалось делом третьестепенным во времена и классицизма и романтизма. Пушкин щедро рисует картины быта и нравов, но все же бытовизм у него не является преобладающим элементом изображения, как в „Мертвых душах" Гоголя. Особенно большое внимание при обрисовке типов современного, ему общества Пушкин уделяет таким факторам их развития, как воспитание, просвещение. Он подробно рассказывает, как Онегин воспитывался, что он читал, каковы источники романтизма Ленского и т. д. Пушкин в своих философских взглядах был близок к просветительству и придавал особенное значение воспитанию человека, просвещению, развитию идей, характеристике нравов. Вместе с тем в „Евгении Онегине" нет и тени просветительского рационализма, отвлеченности, идеализации в изображении человека, что присуще западноевропейскому реализму XVIII в. Пушкин очень точен в воссоздании исторического облика эпохи, в передаче тех или иных исторических, даже экономических деталей.

Личность самого Пушкина особенно ярко выявляется в знаменитых лирических отступлениях романа. Эти лирические отступления посвящены раздумьям поэта о жизни, воспоминаниям, литературным спорам, наконец, оценкам того, что он изображает в романе. Пушкин упоминает в романе о целом ряде лиц, чем-либо поразивших его или являвшихся его друзьями, деятелями того времени,— Чаадаеве, Дельвиге, Баратынском, Вяземском, напоминая и о далеком и о недавнем прошлом — Наполеоне, Руссо, Вольтере, Байроне и др. Лирические отступления, по существу, представляют собой публицистику романа, они, однако, не задерживают его свободного течения. Композиция „Евгения Онегина" с его постепенно развертывающимся действием, с биографическими и историческими экскурсами, со строгой мотивированностью происходящих в нем событий создает основу композиции русского реалистического романа XIX в.

Глубокий анализ романа „Евгений Онегин" дал в своих гениальных статьях о Пушкине Белинский. „Онегин" — в высшей степени оригинальное и национально-русское произведение. Вместе с современным ему гениальным творением Грибоедова „Горе от ума" стихотворный роман Пушкина положил прочное основание новой русской поэзии, новой русской литературе...— писал великий критик.— Оба эти произведения были школою, из которой вышли и Лермонтов и Гоголь. Без „Онегина" был бы невозможен „Герой нашего времени", так же как без „Онегина" и „Горе от ума" Гоголь не почувствовал бы себя готовым на изображение русской действительности, исполненное такой глубины и истины».

Реалистический роман, созданный Пушкиным, открывал первую страницу в истории великого русского романа XIX в.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

59369. Казочка про яйце, Лисичку та хороброго Бровка 30 KB
  Ой яке ж воно гарненьке Накриває Яйце сіном Я до подруг побіжу Новину їм розкажу. Яйце в гнізді ворушиться і піднімає голову потім виходить на середину зали. Яйце співає €œпісню Яйця Я Яєчко невеличке Маю кругле біле личко Я сьогодні народилось У гніздечку опинилось каже...
59370. Букварикове свято 68.5 KB
  Ми всіх гостей вітаємо І дуже вам радіємо Бо ми всі букви знаємо Бо ми читати вміємо Хай кожен гість перевіря Чи знають учні Букваря Чи можна нам школярикам Прощатися з Буквариком Ми шкільна сімя єдина Ми вчимо за складом склад.
59371. Подорож по сторінках улюблених казок 73.5 KB
  Проте як засвідчує аналіз літературних джерел більшість науковців розглядає творчу діяльність учнів як вирішальний фактор у розвитку мотивації навчання. Уміння навички іншими словами як розвивати повноцінні мотиви навчання.
59372. Сценарій “У гостях у кота Леопольда” 36 KB
  Шановні учні, вчителі. Сьогодні ви побуваєте у гостях у кафе. А у кого Ви відгадайте. Кіт Леопольд. З мишами дружу. Їх я не ловлю У мультфільм роль я маю Із мишами там співаю.
59373. Прифметрична і геометрична прогресія 63.5 KB
  Означення 2 Формула nчисла члена 3 Сума т перших членів прогресії 4 Властивості Учні заповнюють таблицю потім на зворотній дошці бачимо таблицю учні провіряють правильність заповнення таблиці один у одного з таблицею на екрані.
59374. РОДИННЕ СВЯТО «НАЙКРАЩИЙ У СВІТІ ДІДУСЬ» 61.5 KB
  Шановні гості цю пісню діти вивчили спеціально для нашого свята. Щебечуть тиснуться кожному хочеться поспілкуватися почути цікаві оповідки яких дідусь Михайло знає так багато.
59375. День здоров’я. Сильні, спритні і сміливі 63 KB
  Вправа ноги на ширину ступні обруч опущений. Вправа видих. Вправа ноги нарізно обруч опущений. Вправа вдих.
59376. У ШЕВЧЕНКОВІЙ СВІТЛИЦІ 40.5 KB
  Святково прибраний клас і портрет Тараса Шевченка, рушники, виставка його творів, ілюстрацій. Біля портрету - слова; що є епіграфом свята:
59377. ТАЄМНИЦІ ВЕСНЯНОГО ЛІСУ 134.5 KB
  Вихователь: Так діти ось і прийшла до нас весна із своїми запашними квітами та зеленими травами. Діти заходять у ліс вдихають повітря Вихователь: Чому так легко дихається в лісі Діти: Тому що багато дерев і вони виробляють кисень.