81765

Своеобразие композиции романа А.С.Пушкина «Евгений Онегин»

Доклад

Литература и библиотековедение

Чтение наизусть отрывка из романа Евгений Онегин . В годы создания романа Пушкину пришлось пережить ссылку потерять многих друзей испытать горечь от гибели лучших людей России того времени. Ее духовный и нравственный облик представлен в героях романа Евгении Онегине и Ленском.

Русский

2015-02-21

33.37 KB

1 чел.

Своеобразие композиции романа А.С.Пушкина «Евгений Онегин».

Чтение наизусть отрывка из романа

„Евгений Онегин". Первые строфы „Евгения Онегина" возникли еще в Кишиневе в 1823 г. Работа над романом развертывается в Одессе и в Михайловском. „Евгений Онегин" писался Пушкиным более семи лет.

„Евгений Онегин" — самое задушевное произведение Пушкина, в нем нашли свое воплощение заветные думы и чувства поэта, его размышления над современной ему жизнью, его взгляды, его нравственный идеал. Следует также помнить, что роман начат был им в годы подъема декабристского движения, а завершен уже после разгрома декабристов, в обстановке николаевского режима. В годы создания романа Пушкину пришлось пережить ссылку, потерять многих друзей, испытать горечь от гибели лучших людей России того времени. И если первые песни „Евгения Онегина" проникнуты жизнерадостными настроениями, то в последующих песнях постепенно усиливаются трагические мотивы. Роман явился для Пушкина плодом „ума холодных наблюдений и сердца горестных замет".

„Евгений Онегин" — это „энциклопедия русской жизни" пушкинского времени. Впервые в русской литературе с такой широтой и правдивостью была воссоздана целая историческая эпоха, современная поэту действительность. Пушкин обращает русскую литературу к важным вопросам национальной жизни. Все слои русского общества крепостной поры находят свое художественное воплощение в романе, освещаются общественные и культурные течения и веяния первой половины 20-х годов XIX в. В „Евгении Онегине" показаны и столица, и провинция, и деревня, и город. Вспомните описание петербургского утра, намечающее содержание физиологических очерков 40-х годов:

Встает купец, идет разносчик,

На биржу тянется извозчик,

С кувшином охтенка спешит,

Под ней снег утренний хрустит...

Точными деталями Пушкин напоминает о характере жизни крепостной деревни, крестьянства. Онегин „ярем барщины старинной оброком легким заменил", Гвоздин — „хозяин превосходный, владелец нищих мужиков". Судьба няни Татьяны освещает крестьянский семейный быт. Облик усадебной деревенской жизни дополняется реалистическими картинами русской природы всех времен года.

На этом широком фоне воссоздана в „Евгении Онегине" драматическая судьба лучших людей пушкинского времени — передовой дворянской интеллигенции эпохи декабристов. Ее духовный и нравственный облик представлен в героях романа — Евгении Онегине и Ленском. Общий смысл романа выражен в судьбе его трех главных героев. Все лучшее в русском обществе — возвышенные души, как Ленский, умные люди, как Онегин, верная своему долгу и своему сердцу Татьяна—постигает трагическая судьба. И Пушкин повествует о ней как о типическом явлении русской жизни того времени, будь это печальная доля крепостной женщины или трагедия декабристов. Живым страдающим душам романа противостоят в нем „мертвые души" — петушковы, буяновы и другие, облик которых впоследствии с такой рельефностью и с „горьким смехом" запечатлел Гоголь. Впервые гоголевские типы встречаются среди гостей на именинах Татьяны. А в петербургских гостиных проходят „мертвые души" высшего света, о которых будет писать Лермонтов в своих произведениях, „облитых горечью и злостью".

Роман Пушкина, правдиво воссоздавая действительность, учил презирать дворянско-крепостническое общество, ненавидеть пустую, эгоистическую жизнь, возвеличивал все прекрасное, подлинно человеческое, провозглашал необходимость связи русской культуры с жизнью народа. Вот почему „Евгений Онегин" Пушкина явился в высшей степени народным произведением, „актом сознания для русского общества, почти первым, но зато каким великим шагом вперед для него!"',—писал Белинский. Реализм романа „Евгений Онегин" проявился в универсальном изображении человека, всех сторон его внутреннего мира, его интеллектуальной, психологической и нравственной жизни. Общественная жизнь, социальная среда и внутренний мир человека изображены в „Евгении Онегине" в их взаимных связях и в удивительно гармонической пропорциональности. Пушкин передает психологические переживания героев романа, но без углубления в психологический анализ. В меру необходимости освещает он духовный мир своих героев, умственную жизнь эпохи. Вместе с тем Пушкин показывает человека в развитии, не статично, а в движении, в процессе его жизни, и притом как продукт определенной общественной среды, как социально обусловленного, конкретно-исторического человека.

Изображать быт считалось делом третьестепенным во времена и классицизма и романтизма. Пушкин щедро рисует картины быта и нравов, но все же бытовизм у него не является преобладающим элементом изображения, как в „Мертвых душах" Гоголя. Особенно большое внимание при обрисовке типов современного, ему общества Пушкин уделяет таким факторам их развития, как воспитание, просвещение. Он подробно рассказывает, как Онегин воспитывался, что он читал, каковы источники романтизма Ленского и т. д. Пушкин в своих философских взглядах был близок к просветительству и придавал особенное значение воспитанию человека, просвещению, развитию идей, характеристике нравов. Вместе с тем в „Евгении Онегине" нет и тени просветительского рационализма, отвлеченности, идеализации в изображении человека, что присуще западноевропейскому реализму XVIII в. Пушкин очень точен в воссоздании исторического облика эпохи, в передаче тех или иных исторических, даже экономических деталей.

Личность самого Пушкина особенно ярко выявляется в знаменитых лирических отступлениях романа. Эти лирические отступления посвящены раздумьям поэта о жизни, воспоминаниям, литературным спорам, наконец, оценкам того, что он изображает в романе. Пушкин упоминает в романе о целом ряде лиц, чем-либо поразивших его или являвшихся его друзьями, деятелями того времени,— Чаадаеве, Дельвиге, Баратынском, Вяземском, напоминая и о далеком и о недавнем прошлом — Наполеоне, Руссо, Вольтере, Байроне и др. Лирические отступления, по существу, представляют собой публицистику романа, они, однако, не задерживают его свободного течения. Композиция „Евгения Онегина" с его постепенно развертывающимся действием, с биографическими и историческими экскурсами, со строгой мотивированностью происходящих в нем событий создает основу композиции русского реалистического романа XIX в.

Глубокий анализ романа „Евгений Онегин" дал в своих гениальных статьях о Пушкине Белинский. „Онегин" — в высшей степени оригинальное и национально-русское произведение. Вместе с современным ему гениальным творением Грибоедова „Горе от ума" стихотворный роман Пушкина положил прочное основание новой русской поэзии, новой русской литературе...— писал великий критик.— Оба эти произведения были школою, из которой вышли и Лермонтов и Гоголь. Без „Онегина" был бы невозможен „Герой нашего времени", так же как без „Онегина" и „Горе от ума" Гоголь не почувствовал бы себя готовым на изображение русской действительности, исполненное такой глубины и истины».

Реалистический роман, созданный Пушкиным, открывал первую страницу в истории великого русского романа XIX в.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

56139. Церемонія нагородження номінантів шкільної премії «Сова» 170.5 KB
  Ведучий: Добрий день вельмишановні гості Ми раді щиро вітати вас на нашому святі Ведуча: Коли настає весна і на вулицях з’являються перші весняні квіти в кожному домі в селі і в місті відзначається велике свято -– Міжнародний день -– 8 березня.
56140. Об организации математического развития младших школьников как одного из звеньев модернизации начальной школы 288.5 KB
  Самоанализ и анализ урока математики 10. Анализ урока информатики курс А. Анализ урока с позиций развивающего обучения УМК Перспективная начальная школа Об организации математического развития младших школьников как одного из звеньев модернизации начальной школы Математика один из сложных но и один из любимых предметов учащихся начальных классов.; сосредоточить в классе разнообразные материалы для счета и манипулирования совокупности предметов которые могут демонстрировать отношения между элементами множеств...
56141. СОВРЕМЕННЫЙ УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ 310.5 KB
  Целевая установка учителя на безошибочное письмо. Реализуется последовательной работой по предупреждению возможных ошибок учащихся на всех этапах обучения: при устном анализе текста подлежащего записи в процессе письма и после написания работы.
56143. СОВРЕМЕННЫЙ УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ 128.5 KB
  Существует несколько классификаций традиционных форм урока. Опираясь на устоявшиеся классификации уроков используя привычные этапы традиционных уроков учитель при коммуникативно деятельностном подходе к обучению меняет ценностные ориентации их структурных компонентов...
56144. Соціокультурний компонент змісту навчання як засіб підвищення мотивації студентів у процесі формування професійної компетенції майбутнього вчителя іноземної мови початкових класів 68.5 KB
  Одним із основних пріоритетів у процесі навчання іноземної мови у вищому навчальному закладі має стати розвиток соціокультурної компетенції основою якої є створення мотивації та інтересу до країнознавчої тематики...