81766

Социальная и философская проблематика пьесы М. Горького «На дне»

Доклад

Литература и библиотековедение

изображением дна являющегося изнанкой современного буржуазного строя Горький утверждал мысль о необходимости решительного обновления этого строя во имя освобождения человека. Горький поновому показал босяка дав строго реалистический анализ бродяжного люда ни разу не отрываясь от трезвого взгляда на босячество как на явление в основе своей антисоциальное. Горький усилил и художественно обобщил одну черту босяка его презрение к мещанским предрассудкам к мещанской морали к мещанскому фетишизму вещей и понятий. Горький использовал эту...

Русский

2015-02-21

32.62 KB

1 чел.

Социальная и философская проблематика пьесы М. Горького «На дне».

Драма «На дне» — этапное произведение Г. Обращаясь к жанру философской драмы, исследуя противоречия народного сознания, писатель трансформирует традиционные формально-содержательные каноны жанра. Внешнее действие, связанное с конфликтом вокруг любовного треугольника (Пепел — Наташа — Костылевы), перестает играть ведущую роль, служит фоном для развития внутреннего действия, основанного на философском конфликте (Сатин — Лука — ночлежники). Внутреннее действие оказывается основой драматургического конфликта.

Завязкой внутреннего действия в пьесе становится появление Луки. Его философия не- противления, спасительной лжи встречает внутреннюю готовность следовать ей практически у каждого из обитателей дна (исключая Сатина). Она выражает Луки, лишь зарождение иного, революционного, миропонимания. Вторая горьковская пьеса, «На дне», на тему о жизни обездоленных людей, лишенных примитивных социальных прав и влачащих свое существование без надежды на лучшее будущее, была написана Горьким в 1902 году. Беспощадной картиной быта деклассированных элементов. изображением «дна», являющегося изнанкой современного буржуазного строя, Горький утверждал мысль о необходимости решительного обновления этого строя во имя освобождения человека. Художественно-революционная задача писателя связывала прямым образом его пьесу с освободительным движением рабочих масс и позволяла широко использовать образы, созванные художником в развертывающейся политической борьбе.

Горький по-новому показал босяка, дав строго реалистический анализ бродяжного люда, ни разу не отрываясь от трезвого взгляда на босячество как на явление, в основе своей антисоциальное.

Бытовой материал пьесы, как бы он ни был сам по себе показателен, не имел для Горького решающего значения. Горький усилил и художественно обобщил одну черту босяка - его презрение к мещанским предрассудкам, к мещанской морали, к мещанскому фетишизму вещей и понятий. Горький использовал эту черту и сделал ее орудием разоблачения всей той накипи лживых понятий, фальшивых чувств, жестоких несправедлквостей, которые он видел в окружающем его буржуазном быту и полицейско-самодержавном строе, его охраняющем. Это и позволило Горькому перевести искаженный бытовой план пьесы в план остро социальный.

Социальная направленность пьесы вытекает не только из показа большого числа деклассированных лиц общественного «дна», обличительным укором противостоящего благополучию буржуазного общественного строя, не только из наличия в пьесе намеков на возможность индивидуального протеста против этого строя, но и в прямом или косвенном, открытом или замаскированном суждении о человеке, о его правах и поведении в обществе, о его истинном назначении. Основная тема пьесы — вопрос об отношении к живому человеку во имя подлинной человечности. Вопрос этот Лука решает проповедью «спасительного обмана», «лжи утешительной». Эта проповедь служила временным утешением для слабых, согнувшихся под ударом жизни натур, была для них, по слову Сатина, как «мякиш для беззубых», но она была бессильна спасти людей, поднять их с мрачного «дна». Задача Горького в пьесе— показать бессилие и вред этой проповеди, находящейся в полном противоречии с тенденциями реальной действительности. Она прививает примирение там, где должна быть вызвана воля к борьбе. Лука указывает тот фальшивый путь, каким якобы могли обитатели ночлежки, а с ними и все бесправные и гонимые, преодолеть гнет действительности.

Для разрушения иллюзорного обаяния этой проповеди Горький вложил в уста Сатина слова протеста против жалости, так как человека «не жалеть... не унижать его жалостью... уважать надо», слова протеста против лжи — этой «религии рабов и хозяев», против лжи, которая нужна лишь тем, «кто живет чужими соками», кто «прикрывается ею». Сатин требует говорить «правду» о человеке во всем ее объеме, правду о его правах, о его достоинстве, о его творческой мощи. Слова Сатина были направлены на обличение фальшивой буржуазной гуманистической лжи и в то же время утверждали правду нового человека, революционного пролетариата. Горький проводил в пьесе резкую границу между лживыми мечтаниями, пассивно уводящими человека от жизни, примиряющими его с окаянной действительностью, и светлыми мечтаниями, активно мобилизующими его силы на борьбу с тусклой и тяжелой жизнью, прививающими ему ненависть и презрение к ней, жажду ее преодоления, страстное желание новой жизни. Вот почему философская идея пьесы о «нужной» человеку правде пронизана у Горького высоким социальным пафосом, а слова Сатина: «Человек—вот правда!», «Правда—бог свободного человека!» — являются обобщенной поэтической характеристикой философии революционного гуманизма Горького.

Пьесой «На дне» Горький прямым образом связал себя с движением рабочих масс, включился художественным своим мастерством в политическую борьбу кануна революции 1905 года. Читатель и зритель сумели почувствовать за образами пьесы огромное идейное ее содержание, борьбу за нового, свободного человека, за новые социальные условия.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

74823. Основные этапы развития драматургии А.Н. Островского. Новаторство А.Н. Островского. Его традиции в современном театре 16.03 KB
  Обладая незаурядным общественным темпераментом Островский всю жизнь деятельно боролся за создание реалистического театра нового типа за подлинно художественный национальный репертуар за новую этику актёра. Как драматург и режиссёр Островский содействовал формированию новой школы реалистической игры выдвижению плеяды актёров особенно в московском Малом театре : семья Садовских С. Только через шесть лет после того как Островский начал печататься 14 января 1853 года поднялся занавес на первом представлении комедии Не в свои сани не садись...
74824. Философская и политическая лирика Ф.И. Тютчева 16.07 KB
  С одной стороны поэт утверждает что человек ничтожен в сравнении с природой что все в его жизни предсказуемо и трагично. Как видим поэт мыслит глобально. Великий поэт Ф. И второе: поэт особенное внимание уделял проблемам международной роли России ее месту в мировой историю будущему русского народа и славянофильства в целом.
74825. Древнерусская литература (XI – XVII вв.) – начальный этап развития русской литературы. Проблемы периодизации 16.92 KB
  Древнерусская литература XI – XVII вв. Проблемы периодизации Литература Древней Руси охватывает период с XI по XVII век. Древнерусская литература была литературой формирующейся великорусской народности постепенно складывающейся в нацию. Литература Древней Руси это средневековая литература которая отличается от литературы нового времени своими специфическими особенностями.
74826. Своеобразие древнерусской литературы 15.96 KB
  Своеобразие древнерусской литературы. Своеобразие древнерусской литературы: Произведения древнерусской литературы бытовали и распространялись в рукописях. Другая особенность литературы средневековья – отсутствие авторского право. Таким образом исследователь древнерусской литературы должен изучить все имеющиеся списки того или иного произведения установить время и место их написания путем сопоставления различных редакций вариантов списков а также определить в какой редакции список более всего соответствует первоначальному авторскому тексту.
74827. Оригинальные памятники древнерусской литературы – летописи, торжественные проповеди, поучения, жития, паломническая литература как свидетельство высокого уровня государственной и культурной жизни Руси XI – XII веков 17.17 KB
  Большинство дошедших до нас книг относящихся к этому периоду времени религиозного содержания.К этому же периоду времени относятся такие выдающиеся памятники церковной литературы как Слово о законе и благодати митрополита Илариона проповеди Кирилла Туровского. К этому периоду времени относится древнейший сохранившийся до наших дней летописный свод Повесть временных лет . Этот документ позволяет нам судить не только о политической ситуации того времени но и о быте нравах древних русичей.
74828. Повесть временных лет как литературный памятник: содержание, художественные особенности, связь с фольклором 21.34 KB
  Основные идеи начальной летописи. Уже в самом названии Се повести времянъных лет откуду есть пошла Руская земля кто в Киеве нача первее княжити и откуду Руская земля стала есть содержится указание на идейнотематическое содержание летописи. стоят в центре внимания летописи. Тема родины является определяющей ведущей в летописи.
74829. Слово о законе и благодати митрополита Илариона. Поэтическая образность Слова о законе и благодати 17.53 KB
  Слово о законе и благодати проникнуто патриотическим пафосом прославления Руси как равноправной среди всех государств мира. Византийской теории вселенской империи и церкви Иларион противопоставляет идею равноправия всех христианских народов. Сопостав-ляя иудаизм (Закон) с христианством (Благодатью)
74830. Житийная литература. «Житие Феодосия Печерского», написанное Нестором 15.95 KB
  Житие Феодосия Печерского написанное Нестором. Житие Феодосия Печерского памятник древнерусской литературы написанный преподобным Нестором Летописцем.: Житие Феодосия Печерского типичное монашеское житие рассказ о благочестивом кротком трудолюбивом праведнике вся жизнь которого непрерывный подвиг. Написанное им Житие имеет динамичный сюжет и лишено традиционных для данного жанра риторических рассуждений.