81766

Социальная и философская проблематика пьесы М. Горького «На дне»

Доклад

Литература и библиотековедение

изображением дна являющегося изнанкой современного буржуазного строя Горький утверждал мысль о необходимости решительного обновления этого строя во имя освобождения человека. Горький поновому показал босяка дав строго реалистический анализ бродяжного люда ни разу не отрываясь от трезвого взгляда на босячество как на явление в основе своей антисоциальное. Горький усилил и художественно обобщил одну черту босяка его презрение к мещанским предрассудкам к мещанской морали к мещанскому фетишизму вещей и понятий. Горький использовал эту...

Русский

2015-02-21

32.62 KB

1 чел.

Социальная и философская проблематика пьесы М. Горького «На дне».

Драма «На дне» — этапное произведение Г. Обращаясь к жанру философской драмы, исследуя противоречия народного сознания, писатель трансформирует традиционные формально-содержательные каноны жанра. Внешнее действие, связанное с конфликтом вокруг любовного треугольника (Пепел — Наташа — Костылевы), перестает играть ведущую роль, служит фоном для развития внутреннего действия, основанного на философском конфликте (Сатин — Лука — ночлежники). Внутреннее действие оказывается основой драматургического конфликта.

Завязкой внутреннего действия в пьесе становится появление Луки. Его философия не- противления, спасительной лжи встречает внутреннюю готовность следовать ей практически у каждого из обитателей дна (исключая Сатина). Она выражает Луки, лишь зарождение иного, революционного, миропонимания. Вторая горьковская пьеса, «На дне», на тему о жизни обездоленных людей, лишенных примитивных социальных прав и влачащих свое существование без надежды на лучшее будущее, была написана Горьким в 1902 году. Беспощадной картиной быта деклассированных элементов. изображением «дна», являющегося изнанкой современного буржуазного строя, Горький утверждал мысль о необходимости решительного обновления этого строя во имя освобождения человека. Художественно-революционная задача писателя связывала прямым образом его пьесу с освободительным движением рабочих масс и позволяла широко использовать образы, созванные художником в развертывающейся политической борьбе.

Горький по-новому показал босяка, дав строго реалистический анализ бродяжного люда, ни разу не отрываясь от трезвого взгляда на босячество как на явление, в основе своей антисоциальное.

Бытовой материал пьесы, как бы он ни был сам по себе показателен, не имел для Горького решающего значения. Горький усилил и художественно обобщил одну черту босяка - его презрение к мещанским предрассудкам, к мещанской морали, к мещанскому фетишизму вещей и понятий. Горький использовал эту черту и сделал ее орудием разоблачения всей той накипи лживых понятий, фальшивых чувств, жестоких несправедлквостей, которые он видел в окружающем его буржуазном быту и полицейско-самодержавном строе, его охраняющем. Это и позволило Горькому перевести искаженный бытовой план пьесы в план остро социальный.

Социальная направленность пьесы вытекает не только из показа большого числа деклассированных лиц общественного «дна», обличительным укором противостоящего благополучию буржуазного общественного строя, не только из наличия в пьесе намеков на возможность индивидуального протеста против этого строя, но и в прямом или косвенном, открытом или замаскированном суждении о человеке, о его правах и поведении в обществе, о его истинном назначении. Основная тема пьесы — вопрос об отношении к живому человеку во имя подлинной человечности. Вопрос этот Лука решает проповедью «спасительного обмана», «лжи утешительной». Эта проповедь служила временным утешением для слабых, согнувшихся под ударом жизни натур, была для них, по слову Сатина, как «мякиш для беззубых», но она была бессильна спасти людей, поднять их с мрачного «дна». Задача Горького в пьесе— показать бессилие и вред этой проповеди, находящейся в полном противоречии с тенденциями реальной действительности. Она прививает примирение там, где должна быть вызвана воля к борьбе. Лука указывает тот фальшивый путь, каким якобы могли обитатели ночлежки, а с ними и все бесправные и гонимые, преодолеть гнет действительности.

Для разрушения иллюзорного обаяния этой проповеди Горький вложил в уста Сатина слова протеста против жалости, так как человека «не жалеть... не унижать его жалостью... уважать надо», слова протеста против лжи — этой «религии рабов и хозяев», против лжи, которая нужна лишь тем, «кто живет чужими соками», кто «прикрывается ею». Сатин требует говорить «правду» о человеке во всем ее объеме, правду о его правах, о его достоинстве, о его творческой мощи. Слова Сатина были направлены на обличение фальшивой буржуазной гуманистической лжи и в то же время утверждали правду нового человека, революционного пролетариата. Горький проводил в пьесе резкую границу между лживыми мечтаниями, пассивно уводящими человека от жизни, примиряющими его с окаянной действительностью, и светлыми мечтаниями, активно мобилизующими его силы на борьбу с тусклой и тяжелой жизнью, прививающими ему ненависть и презрение к ней, жажду ее преодоления, страстное желание новой жизни. Вот почему философская идея пьесы о «нужной» человеку правде пронизана у Горького высоким социальным пафосом, а слова Сатина: «Человек—вот правда!», «Правда—бог свободного человека!» — являются обобщенной поэтической характеристикой философии революционного гуманизма Горького.

Пьесой «На дне» Горький прямым образом связал себя с движением рабочих масс, включился художественным своим мастерством в политическую борьбу кануна революции 1905 года. Читатель и зритель сумели почувствовать за образами пьесы огромное идейное ее содержание, борьбу за нового, свободного человека, за новые социальные условия.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

61340. Додавання і віднімання числа чотири 17.78 KB
  Мета: Розкрити принципи укладання таблиць додавання і віднімання числа чотири формувати вміння додавати число частинами порівнювати значення виразів з даними числами повторити знання про вивчені раніше типи задач розвивати...
61341. Закріплення вивченого матеріалу: додавання і віднімання двоцифрових чисел без переходу через десяток, знаходження периметра квадрата 18.52 KB
  Обладнання: Карта подорожі малюнок Зоопарк поїзд з вагонами короткий запис задачі будиночки з прикладами картки для індивідуального завдання. Якщо правильно виконаєте завдання то дізнаєтесь яким Видом транспорту вирушимо у дорогу.
61342. Закрепление изученных способов сложения и вычитания чисел в пределах 100 без перехода через десяток 17.53 KB
  Цели: 1. Совершенствовать вычислительные навыки сложения и вычитания чисел в пределах 100 без перехода через десятки. Закрепить умения решать задачи, уравнения. 2. Развивать познавательную активность, гибкость мышления, внимание, смекалку, сообразительность, наблюдательность.
61343. «Путешествие в осенний лес» Сложение и вычитание в пределах десяти 26.92 KB
  Белочка нашла 3 белых грибочка а подосиновиков на 4 больше. Сколько подосиновиков нашла белочка Слайд 7 3. Белочка нашла 3 белых гриба а подосиновиков на 4 больше. Сколько подосиновиков нашла белочка...
61344. Закріплення таблиці множення числа 2. Розв’язування вправ і задач на дві дії різного ступеня 239.37 KB
  Мета уроку:навчальна: закріплювати знання учнів з арифметичних дій множення та засвоєння таблиць множення числа 2;– навчати складати і розв’язувати приклади і задачі на дії різних ступенів; вчити мотивувати вибір дій...
61345. Інтегрований урок ( математика, природознавство, трудове навчання) 1 клас. Подорож до весняного лісу 37.23 KB
  Мета: узагальнити знання учнів про додавання і віднімання в межах 20, знання про світ живої природи. Вчити учнів записувати числа під диктовку. Формувати вміння вміння розв’язувати вирази та задачі. Навчити виготовляти з геометричного матеріалу шпаківню.
61346. Закріплення вивчених способів додавання і віднімання в межах 100 без переходу через десяток. Творча робота над задачею 26.64 KB
  Мета: закріплювати навички додавання і віднімання в межах 100 без переходу через десяток, удосконалювати навички розв’язання математичних виразів; залучати учнів до творчої роботи над задачами, формувати вміння застосовувати математичне мовлення...
61347. Письменное сложение и вычитание двузначных чисел 95.68 KB
  Цель: - совершенствовать вычислительные навыки - развивать внимание, логическое мышление, математическую речь. - воспитывать интерес к изучению предмета.
61348. Складання таблиці множення числа 3. Знаходження значень виразів на дії різного ступеня 19.03 KB
  Яке число залишилось без виразу Добутком яких чисел воно є б бліцтурнір Скільки крил у чотирьох горобців Скільки ніг у п’яти страусів Скільки вух у шести мавп Скільки разом крил у восьми гусей і одного горобця...