81766

Социальная и философская проблематика пьесы М. Горького «На дне»

Доклад

Литература и библиотековедение

изображением дна являющегося изнанкой современного буржуазного строя Горький утверждал мысль о необходимости решительного обновления этого строя во имя освобождения человека. Горький поновому показал босяка дав строго реалистический анализ бродяжного люда ни разу не отрываясь от трезвого взгляда на босячество как на явление в основе своей антисоциальное. Горький усилил и художественно обобщил одну черту босяка его презрение к мещанским предрассудкам к мещанской морали к мещанскому фетишизму вещей и понятий. Горький использовал эту...

Русский

2015-02-21

32.62 KB

1 чел.

Социальная и философская проблематика пьесы М. Горького «На дне».

Драма «На дне» — этапное произведение Г. Обращаясь к жанру философской драмы, исследуя противоречия народного сознания, писатель трансформирует традиционные формально-содержательные каноны жанра. Внешнее действие, связанное с конфликтом вокруг любовного треугольника (Пепел — Наташа — Костылевы), перестает играть ведущую роль, служит фоном для развития внутреннего действия, основанного на философском конфликте (Сатин — Лука — ночлежники). Внутреннее действие оказывается основой драматургического конфликта.

Завязкой внутреннего действия в пьесе становится появление Луки. Его философия не- противления, спасительной лжи встречает внутреннюю готовность следовать ей практически у каждого из обитателей дна (исключая Сатина). Она выражает Луки, лишь зарождение иного, революционного, миропонимания. Вторая горьковская пьеса, «На дне», на тему о жизни обездоленных людей, лишенных примитивных социальных прав и влачащих свое существование без надежды на лучшее будущее, была написана Горьким в 1902 году. Беспощадной картиной быта деклассированных элементов. изображением «дна», являющегося изнанкой современного буржуазного строя, Горький утверждал мысль о необходимости решительного обновления этого строя во имя освобождения человека. Художественно-революционная задача писателя связывала прямым образом его пьесу с освободительным движением рабочих масс и позволяла широко использовать образы, созванные художником в развертывающейся политической борьбе.

Горький по-новому показал босяка, дав строго реалистический анализ бродяжного люда, ни разу не отрываясь от трезвого взгляда на босячество как на явление, в основе своей антисоциальное.

Бытовой материал пьесы, как бы он ни был сам по себе показателен, не имел для Горького решающего значения. Горький усилил и художественно обобщил одну черту босяка - его презрение к мещанским предрассудкам, к мещанской морали, к мещанскому фетишизму вещей и понятий. Горький использовал эту черту и сделал ее орудием разоблачения всей той накипи лживых понятий, фальшивых чувств, жестоких несправедлквостей, которые он видел в окружающем его буржуазном быту и полицейско-самодержавном строе, его охраняющем. Это и позволило Горькому перевести искаженный бытовой план пьесы в план остро социальный.

Социальная направленность пьесы вытекает не только из показа большого числа деклассированных лиц общественного «дна», обличительным укором противостоящего благополучию буржуазного общественного строя, не только из наличия в пьесе намеков на возможность индивидуального протеста против этого строя, но и в прямом или косвенном, открытом или замаскированном суждении о человеке, о его правах и поведении в обществе, о его истинном назначении. Основная тема пьесы — вопрос об отношении к живому человеку во имя подлинной человечности. Вопрос этот Лука решает проповедью «спасительного обмана», «лжи утешительной». Эта проповедь служила временным утешением для слабых, согнувшихся под ударом жизни натур, была для них, по слову Сатина, как «мякиш для беззубых», но она была бессильна спасти людей, поднять их с мрачного «дна». Задача Горького в пьесе— показать бессилие и вред этой проповеди, находящейся в полном противоречии с тенденциями реальной действительности. Она прививает примирение там, где должна быть вызвана воля к борьбе. Лука указывает тот фальшивый путь, каким якобы могли обитатели ночлежки, а с ними и все бесправные и гонимые, преодолеть гнет действительности.

Для разрушения иллюзорного обаяния этой проповеди Горький вложил в уста Сатина слова протеста против жалости, так как человека «не жалеть... не унижать его жалостью... уважать надо», слова протеста против лжи — этой «религии рабов и хозяев», против лжи, которая нужна лишь тем, «кто живет чужими соками», кто «прикрывается ею». Сатин требует говорить «правду» о человеке во всем ее объеме, правду о его правах, о его достоинстве, о его творческой мощи. Слова Сатина были направлены на обличение фальшивой буржуазной гуманистической лжи и в то же время утверждали правду нового человека, революционного пролетариата. Горький проводил в пьесе резкую границу между лживыми мечтаниями, пассивно уводящими человека от жизни, примиряющими его с окаянной действительностью, и светлыми мечтаниями, активно мобилизующими его силы на борьбу с тусклой и тяжелой жизнью, прививающими ему ненависть и презрение к ней, жажду ее преодоления, страстное желание новой жизни. Вот почему философская идея пьесы о «нужной» человеку правде пронизана у Горького высоким социальным пафосом, а слова Сатина: «Человек—вот правда!», «Правда—бог свободного человека!» — являются обобщенной поэтической характеристикой философии революционного гуманизма Горького.

Пьесой «На дне» Горький прямым образом связал себя с движением рабочих масс, включился художественным своим мастерством в политическую борьбу кануна революции 1905 года. Читатель и зритель сумели почувствовать за образами пьесы огромное идейное ее содержание, борьбу за нового, свободного человека, за новые социальные условия.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

54208. Основные черты и признаки скотоводческих культур и их исторические судьбы 15.06 KB
  Скотоводство — доминирующая отрасль животноводства, специализирующаяся на разведении крупного рогатого скота для получения молока, говядины, кожевенного сырья, а также в качестве тягловой силы. Скотоводство практикуется во всём мире и играет важную роль в экономике многих стран.
54210. Упражнения и задачи на применение таблиц сложения и вычитания в пределах 10 1.52 MB
  Зима. Да дети к нам в гости пришла Зима. Скажите сколько букв в слове зима 1. 22=4 31=4 13=4 Зима нас решила провести по зимнему лесу.
54211. Математична гра-казка. Подорож Петрика пяточкіна по країны числяндії 248 KB
  Хід гри казки Учитель. Він пише учитель дістає листа з конверта підписаного за всіма правилами й адресованого учням 2А класу і зачитує: Любі другокласники Ви вже не новачки в школі. Учитель.
54212. Дослідження таблиці додавання. Різні прийоми додавання одноцифрових чисел. Закріплення додавання багатоцифрових чисел з переходом через розряд та складання і розвязування задач за схемами 78 KB
  Продовжувати роботу над дослідженням таблиці додавання. Ознайомлення з властивостями додавання числа 9 і до числа 9. Закріпити вміння додавати багатоцифрові числа з переходом через розряд. Вдосконалювати вміння складати і розв’язувати задачі до схеми; розв’язувати рівняння.
54213. Закріплення табличного множення і ділення 826.5 KB
  Множення і ділення виконує перевірку множення і ділення знаходить половину третину чверть іисла; розуміє залежність результату дії множення ділення від зміни ОДНОГО 3 компонентів високий достатній середній Завдання 11 Завдання 5 Завдання 3 2.і і Завдання 6 3. Рівняння і нерівності розвязує рівняння 3 одним невідомим; наводить приклад змінної яке...
54214. Нахождение неизвестного делителя. Задачи в два действия. Составление и решение выражений 45.5 KB
  Неизвестное число разделили на 6 и получили 5. Найдите неизвестное число. Неизвестное число уменьшили на 7 и получили 89. Чему равно неизвестное число Неизвестное число уменьшили в 6 раз и получили 7.
54216. Ділення багатоцифрових чисел на трицифрові, коли частка містить нулі 176 KB
  Мета: вчити учнів письмовому діленню багатоцифрових чисел на трицифрові, коли в частці є нулі; удосконалювати знання і навички учнів у розв’язані задач; розвивати обчислювальні навички, логічні мислення, кругозір учнів, уяву, спостережливість, раціональність думки; виховувати інтерес до математики, охайність в записах, бережливе ставлення до природи.