81767

Роль пейзажа в произведениях отечественной литературы

Доклад

Литература и библиотековедение

В рассказе Хорь и Калиныч Калиныча более трогали природа горы водопад. чутко воспринял тему человек и природа В рассказе того же цикла Бежин луг описание природы начинает повествование. Это рассказ о том что природа сильнее человека и поэтому надо с уважением к ней относиться. Главный герой романа Евгений Базаров так выражает свои отношения с природой: Природа пустяки Природа не храм а мастерская и человек в ней – работник Но далее читаем: Солнце жгло изза тонкой завесы сплошных беловатых облаков.

Русский

2015-02-21

31.46 KB

2 чел.

Роль пейзажа в произведениях отечественной литературы.

И. Тургенев «Записки охотника» (1852)

Тургенев – непревзойденный мастер пейзажа. С какой целью использует писатель в своих произведениях описания природы? Чем это вызвано?

Прежде всего – это авторский интерес к так называемому «естественному состоянию» личности. Это и слиянность с природой, и стремление к духовной гармонии, преобладание любви к жизни над рационалистическим ее использованием, и равноправный союз людей на основе естественных отношений. С таких позиций рассматриваются в произведениях «вечные» вопросы добра и зла, чувства и мысли, деяния и мечты.

В рассказе «Хорь и Калиныч» Калиныча более «трогали природа, горы, водопад». Герой Т. нрава веселого, самого кроткого, поэтического, он хочет и может жить отвлеченно, полностью отдаваясь своим занятиям. Тургенев увлечен психологией крестьян, ведет «летопись» их деяний и стремлений. Т. никогда не сгущает краски, он рассказывает о разной, порой печальной судьбе мужиков. Наблюдения писателя трезвы и верны, и всюду, где это возможно, направлены на освещение духовного богатства или неординарности натуры крестьян. Т. чутко воспринял тему «человек и природа»

В рассказе того же цикла «Бежин луг» описание природы начинает повествование. Рассказ о крестьянских детях, которых встречает рассказчик в ночном, у костра поэтичен и одновременно – трагичен. Один из мальчиков после описанных событий падает с лошади и погибает. Это рассказ о том, что природа сильнее человека и поэтому надо с уважением к ней относиться. Красота ночи и страшные рассказы мальчиков о русалочке, лешем контрастируют друг с другом. Страхи уходят, как только поднимается солнце, наступает утро. Сопряженность жизни крестьянина с природой, раскрытие внутреннего мира людей, их стремлений, их мыслей – главное в рассказах тургеневского цикла.

«Отцы и дети»

Описание природы в романе служат нескольким целям.

  1.  Это в некоторой степени характеризует героев
  2.  Через пейзаж Т. выражает свою позицию, свое отношение к героям, событиям.

Главный герой романа Евгений Базаров так выражает свои «отношения» с природой: «… Природа пустяки… Природа не храм, а мастерская, и человек в ней – работник» Но далее читаем: «Солнце жгло из-за тонкой завесы сплошных беловатых облаков. Все молчало, одни петухи перекликались по деревне, возбуждая в каждом, кто их слышал, странное ощущение дремоты и скуки… Аркадий и Базаров лежали в тени небольшого стога сена, подостлавши под себя охапки две шумливо-сухой, но еще зеленой и душистой травы…»

Здесь Б. поддался влиянию и обаянию природы, знойного дня, отдыхает от «постоянной работы». И здесь природа не мастерская. Окружающая обстановка заставляет его вспомнить детство. Оказывается, ничто человеческое Б. не чуждо.

Пейзажные описания возникают тогда, когда герои размышляют. После спора Б. с Павлом Петровичем Кирсановым «полчаса спустя Николай Петрович отправился в сад… на него нашли грустные думы…» Т. описывает замечательную природу вокруг, тихий деревенский летний вечер.

Вторая функция пейзажа – косвенная характеристика героев. При первом знакомстве с Марьиным (имением Кирсановых) мы уже по окружающему пейзажу можем себе представить и его владельцев: «Места, по которым они проезжали, нельзя было назвать живописными… Да и все имение было плохоньким»

Пейзаж служит и для выражения авторской позиции, в частности – отношение Т. к Б. и идеям нигилизма.

Природа предстает, как храм, и свидетельствует о вечном примирении и о жизни бесконечной, не зависящей от мыслей и чувств людей, всегда торжествующей и беспредельной.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

75643. Как понять себя и другого 7.47 MB
  Особое внимание следует обратить на подбираемую к текстам наглядность: она должна отражать мимику и пантомимику персонажей. Педагог обращает внимание детей на выражении лица и позу персонажей. Аналитичность просмотра подразумевает детальный разбор мимики позы жестов персонажей мультфильма. Используются разнообразные невербальные средства: экспрессивные выражающие эмоции и чувства персонажей; изобразительные имитирующие определённые действия персонажей; указательные и символические.
75644. Особенности невербального кодирования информации детьми с общим недоразвитием речи 25.54 KB
  Выраженность вариантов невербального кодирования информации Категория детей Варианты невербального кодирования Дети с нормальным х развитием речи в Дети с общим х недоразвитием речи в 4 г. В целом в ходе выполнения диагностического задания дети с общим недоразвитием речи гораздо реже чем их нормально развивающиеся сверстники могли правильно воспроизвести невербальный знак чаще отказывались от выполнения задания. Дети с ОНР могли справиться с заданием лучше если экспериментатор задавал наводящие вопросы подсказывал...
75645. Особенности фонетических ориентировок у детей с речевой патологией 20.41 KB
  Особенности фонетических ориентировок у детей с речевой патологией Актуальные проблемы механизмов и структуры нарушений устной и письменной речи: материалы междунар. Функционирование фонетического чутья позволяет ребёнку улавливать правильность фонетического оформления речи дифференцировать нормативное...
75646. Формирование невербальных основ речи в доречевой период 282.28 KB
  Формирование невербальных основ речи в доречевой период Инновационные подходы к профилактике нарушений развития Под ред. Человека впервые заинтересовавшегося вопросом развития речи ребёнка может удивить и обескуражить выбранное нами название. Основы для развития речи закладываются задолго до того когда будут произнесено первое слово. Учёные наблюдавшие за развитием младенцев находящихся в разных социальных условиях смогли выделить невербальные неречевые факторы определяющие интенсивность и качество развития речи малыша.
75647. Амвросова О.А. Рефлексия в общении как условие социализации дошкольников с общим недоразвитием речи 39.82 KB
  Основные подходы к исследованию рефлексии В рамках философского подхода рефлексия рассматривается как процесс размышления индивида о происходящем в его собственном сознании. Уже у Аристотеля Платона и позже у средневековых схоластов можно найти много глубоких рассуждений касающихся разных сторон того что сейчас относится к рефлексии все же принято считать что основной и специфический круг проблем связываемых сегодня с этим понятием зарождается лишь в новое время а именно благодаря полемике...
75648. О доминирующих мотивах деятельности детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи 21.09 KB
  В отечественных и зарубежных логопедических исследованиях уделяется много внимания вопросам объема, характера и качества речевых навыков, знаний, которые должны быть усвоены детьми с недоразвитием речи. Однако такой важнейший компонент деятельности, как мотивация
75649. Отношение дошкольников с ОНР к социальным нормам и правилам поведения как показатель их социального развития 31.68 KB
  Социальное развитие детей с недоразвитием речи должным образом не формируется О. В силу специфики речевого нарушения у детей ограничены контакты со взрослыми и сверстниками полноценно не осуществляется процесс общения что значительно осложняет социализацию детей. В поведении детей с ОНР отмечается ряд специфических особенностей: большое число конфликтов неумение договариваться учитывать интересы других уступать в спорах наличие рассогласования в реальном и декларируемом поведении....
75650. К вопросу о проблеме социально-психологической готовности детей с общим недоразвитием речи к обучению в школе 42 KB
  Поступление в школу является переломным моментом в жизни каждого ребенка, особенно резким в социально-психологическом статусе, так как ему приходится переходить к новым условиям деятельности, новому положению в обществе, новым взаимоотношениям со взрослыми и сверстниками