81767

Роль пейзажа в произведениях отечественной литературы

Доклад

Литература и библиотековедение

В рассказе Хорь и Калиныч Калиныча более трогали природа горы водопад. чутко воспринял тему человек и природа В рассказе того же цикла Бежин луг описание природы начинает повествование. Это рассказ о том что природа сильнее человека и поэтому надо с уважением к ней относиться. Главный герой романа Евгений Базаров так выражает свои отношения с природой: Природа пустяки Природа не храм а мастерская и человек в ней работник Но далее читаем: Солнце жгло изза тонкой завесы сплошных беловатых облаков.

Русский

2015-02-21

31.46 KB

2 чел.

Роль пейзажа в произведениях отечественной литературы.

И. Тургенев «Записки охотника» (1852)

Тургенев – непревзойденный мастер пейзажа. С какой целью использует писатель в своих произведениях описания природы? Чем это вызвано?

Прежде всего – это авторский интерес к так называемому «естественному состоянию» личности. Это и слиянность с природой, и стремление к духовной гармонии, преобладание любви к жизни над рационалистическим ее использованием, и равноправный союз людей на основе естественных отношений. С таких позиций рассматриваются в произведениях «вечные» вопросы добра и зла, чувства и мысли, деяния и мечты.

В рассказе «Хорь и Калиныч» Калиныча более «трогали природа, горы, водопад». Герой Т. нрава веселого, самого кроткого, поэтического, он хочет и может жить отвлеченно, полностью отдаваясь своим занятиям. Тургенев увлечен психологией крестьян, ведет «летопись» их деяний и стремлений. Т. никогда не сгущает краски, он рассказывает о разной, порой печальной судьбе мужиков. Наблюдения писателя трезвы и верны, и всюду, где это возможно, направлены на освещение духовного богатства или неординарности натуры крестьян. Т. чутко воспринял тему «человек и природа»

В рассказе того же цикла «Бежин луг» описание природы начинает повествование. Рассказ о крестьянских детях, которых встречает рассказчик в ночном, у костра поэтичен и одновременно – трагичен. Один из мальчиков после описанных событий падает с лошади и погибает. Это рассказ о том, что природа сильнее человека и поэтому надо с уважением к ней относиться. Красота ночи и страшные рассказы мальчиков о русалочке, лешем контрастируют друг с другом. Страхи уходят, как только поднимается солнце, наступает утро. Сопряженность жизни крестьянина с природой, раскрытие внутреннего мира людей, их стремлений, их мыслей – главное в рассказах тургеневского цикла.

«Отцы и дети»

Описание природы в романе служат нескольким целям.

  1.  Это в некоторой степени характеризует героев
  2.  Через пейзаж Т. выражает свою позицию, свое отношение к героям, событиям.

Главный герой романа Евгений Базаров так выражает свои «отношения» с природой: «… Природа пустяки… Природа не храм, а мастерская, и человек в ней – работник» Но далее читаем: «Солнце жгло из-за тонкой завесы сплошных беловатых облаков. Все молчало, одни петухи перекликались по деревне, возбуждая в каждом, кто их слышал, странное ощущение дремоты и скуки… Аркадий и Базаров лежали в тени небольшого стога сена, подостлавши под себя охапки две шумливо-сухой, но еще зеленой и душистой травы…»

Здесь Б. поддался влиянию и обаянию природы, знойного дня, отдыхает от «постоянной работы». И здесь природа не мастерская. Окружающая обстановка заставляет его вспомнить детство. Оказывается, ничто человеческое Б. не чуждо.

Пейзажные описания возникают тогда, когда герои размышляют. После спора Б. с Павлом Петровичем Кирсановым «полчаса спустя Николай Петрович отправился в сад… на него нашли грустные думы…» Т. описывает замечательную природу вокруг, тихий деревенский летний вечер.

Вторая функция пейзажа – косвенная характеристика героев. При первом знакомстве с Марьиным (имением Кирсановых) мы уже по окружающему пейзажу можем себе представить и его владельцев: «Места, по которым они проезжали, нельзя было назвать живописными… Да и все имение было плохоньким»

Пейзаж служит и для выражения авторской позиции, в частности – отношение Т. к Б. и идеям нигилизма.

Природа предстает, как храм, и свидетельствует о вечном примирении и о жизни бесконечной, не зависящей от мыслей и чувств людей, всегда торжествующей и беспредельной.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

68091. ЛИКИ ТОЛЕРАНТНОСТИ 39.5 KB
  Усовершенствовать умения толерантного общения в практических упражнениях Информационное сообщение: Современный мир жесток жестокими стали и дети. Именно поэтому мировая общественность в качестве всеобъемлющего средства борьбы за выживание выбрала толерантность как основополагающий...
68092. Культура поведінки 28.5 KB
  Поговорімо діти про культуру про те як треба звертатись до людей щоб кожному було приємно з вами спілкуватись і щоб про кожного з нас люди могли сказати що ви людина вихована культурна. Для цього треба вміти поводитися серед людей знати правила поведінки вживати у у своїй мові чарівні слова які...
68093. Культурное наследие 151.52 KB
  Беседа Какое время года Какой месяц Что вы знаете об этом месяце Последний месяц зимы самый короткий високосный 29 дней небо голубое увеличивается световой день в народе называют лютый бокогрей. Что следует делать если подарок сладости или фрукты а поблагодарить...
68094. Режим дня. Практична робота: організація куточка відпочинку в класі та вдома 37.5 KB
  Мета: вчити учнів розуміти роль розпорядку дня для збереження і зміцнення свого здоров’я; навчити дітей самостійно визначати в себе ознаки втоми; прищеплювати вміння організовувати свою працю і відпочинок правильно облаштовувати куточок відпочинку в класі та вдома.
68095. Мусор как проблема человечества. Борьба Домовёнка Кузи за чистоту родного города Днепропетровска 53 KB
  Цели урока: познакомить учащихся с проблемой переработки мусора и ликвидации свалок бытовых отходов воспитывать бережное отношение к своей планете любовь к природе научить будущие поколения сортировать мусор и собирать бытовые отходы в раздельные баки для будущей переработки и получения...
68096. Квіти в нашому житті 137.5 KB
  Сьогодні на уроці про славні квіти ми поведемо розмову будемо вчитися вживати їх у мовленні удосконалювати наші читацькі та графічні вміння. Перевірка домашнього завдання формування компетентності уміння вчитися Та не можна йти в гості без подарунка.
68097. Головна перспектива України не в Європі і не в Росії, а в самій Україні 129.5 KB
  Мета: Розширити та поглиблювати знання дітей про Україну рідну Батьківщину та країни Європи. Обладнання: Клас прикрашений квітами парти розставлені відповідно для роботи учнів в групах командах на дошці написана тема заходу перед дітьми велика карта Європи на якій добре видно Україну.
68098. КВН для учащихся 6-х классов 67.5 KB
  Цель: Воспитывать любовь предмету. Развивать познавательные интересы. Совершенствовать умение работать в команде. Повторение и закрепление учебного материала. Участники игры: Ведущий (учитель географии). Две команды игроков (учащиеся 6-х классов). Жюри(3-5учеников старших классов).
68099. Урок - КВН в 6 классе 47 KB
  Каждая команда состоит из 5 человек. Задание для капитанов: Какое значение имеют план местности и географическая карта для человека его хозяйственной деятельности Команда Горизонталь Какой пролив имеет больше воды Гудзонов или Мексиканский Ваше мнение. Команда Параллель Три самолета одновременно...