81768

Татьяны «милый идеал» в романе А.С.Пушкина «Евгений Онегин». Роль сна Татьяны в развитии сюжета

Доклад

Литература и библиотековедение

Точными деталями Пушкин напоминает о характере жизни крепостной деревни крестьянства. На этом широком фоне воссоздана в Евгении Онегине драматическая судьба лучших людей пушкинского времени передовой дворянской интеллигенции эпохи декабристов. Образ Евгения Онегина обобщает собой все что Пушкин стремился воплотить в образах кавказского пленника и Алеко. Пушкинский герой порождение этого общества но вместе с тем он и чужд ему.

Русский

2015-02-21

37.82 KB

0 чел.

Татьяны «милый идеал» в романе А.С.Пушкина «Евгений Онегин». Роль сна Татьяны в развитии сюжета (5 глава).

В „Евгении Онегине" показаны и столица, и провинция, и деревня, и город. Вспомните описание петербургского утра, намечающее содержание физиологических очерков 40-х годов:

Встает купец, идет разносчик,

На биржу тянется извозчик,

С кувшином охтенка спешит,

Под ней снег утренний хрустит...

Точными деталями Пушкин напоминает о характере жизни крепостной деревни, крестьянства. Онегин „ярем барщины старинной оброком легким заменил", Гвоздин — „хозяин превосходный, владелец нищих мужиков". Судьба няни Татьяны освещает крестьянский семейный быт. Облик усадебной деревенской жизни дополняется реалистическими картинами русской природы всех времен года.

На этом широком фоне воссоздана в „Евгении Онегине" драматическая судьба лучших людей пушкинского времени — передовой дворянской интеллигенции эпохи декабристов. Ее духовный и нравственный облик представлен в героях романа — Евгении Онегине и Ленском.

Образ Евгения Онегина обобщает собой все, что Пушкин стремился воплотить в образах кавказского пленника и Алеко. Как и они, он не удовлетворен жизнью, устал от нее, чувства его охладели. Но теперь перед нами не условный романтический герой. Онегин — социально-исторический, реалистический тип: молодой человек, жизнь и судьба которого обусловлены как его личными качествами, так и определенной общественной средой конца 10-х — начала 20-х годов.

Хотя Онегин учился „чему-нибудь и как-нибудь", он все же стоит на высоком уровне культуры своего времени, отличаясь в этом отношении от большинства дворянского общества. Пушкинский герой — порождение этого общества, но вместе с тем он и чужд ему. Пустота жизни мучает Онегина, он во всем разочаровывается, впадает в хандру. В его настроениях поэт отмечает кризис старых идеалов жизни, восходящих к XVIII в. Вместе с тем Онегин — сын своей среды. Он вырос в типичных условиях жизни столичной дворянской молодежи, ему свойственны светские предрассудки, жертвой которых становится Ленский. Онегин живет „без цели, без трудов". Его охлажденный ум все подвергает сомнению, ничто не увлекает его. В Онегине есть „души прямое благородство", он искренне привязывается к Ленскому, но вообще он презирает людей, не верит в их доброту и сам губит друга. Он человек мыслящий и свободолюбивый, но романтические пламенные чувства, резкость политического протеста ему не присущи, как грибоедовскому Чацкому. В деревне Онегин ведет себя как гуманный человек по отношению к крестьянам, но он не задумывается над их судьбой;

его больше мучают свои собственные настроения, ощущение пустоты жизни. Все же в любви Онегина к Татьяне Пушкин подчеркивает, что его герой способен к нравственному возрождению, что это еще не совсем потухший, охладевший ко всему человек, в нем еще кипят силы жизни, что, по замыслу поэта, должно было пробудить в Онегине и стремление к общественной деятельности.

В герое пушкинского романа слились самые различные элементы, из которых складывался облик дворянской интеллигенции 20-х годов. В Онегине зарождается „лишний человек", что будет роднить его с Печориным, потом развернется в персонажах Лермонтова, Тургенева, Герцена, Гончарова.

В противоположность Онегину в образе Ленского нарисован другой — романтический тип дворянской интеллигенции 20-х годов. Если духовное развитие Онегина складывалось под влиянием главным образом идей литературы века Просвещения, то Ленский ...из Германии туманной привез учености плоды. .дух пылкий и довольно странный...

Он „поклонник Канта и поэт". Настроение Ленского связано с романтическим мировоззрением. Если Онегиным владеет прежде всего разум, да еще охлажденный опытом жизни, то в Ленском, напротив, преобладает чувство над разумом; Ленский живет сердцем. Если Онегин относится ко всему с сомнением, то Ленский проникнут верой в человека, в любовь, дружбу, во все, в чем разочаровался его старший и годами и опытом жизни друг.

Но Онегина с Ленским сближают вольнолюбие, высокое понимание личности человека, хотя у Онегина индивидуализм часто приобретает эгоцентрические черты, тогда как Ленский готов пожертвовать собой за счастье человечества. В одном из черновиков Пушкин замечает, что Ленский „мог быть повешен, как Рылеев", Ленского Пушкин сближает с декабристами. Романтическая юношеская восторженность Ленского, его вера в людей, в добро, романтическая мечтательность и пылкость были присущи многим юношам-декабристам — А. И. Одоевскому, Е. П. Оболенскому, В. К. Кюхельбекеру. В образе Ленского Пушкин передает и такую особенность многих декабристов-романтиков, как сочетание возвышенных идеалов со слабым знанием жизни, оторванность от реальной действительности, которая так горько разочаровала их.

Пушкин считал возможным и другой конец для Ленского — превращение Ленского в человека типа гоголевского Манилова. Белинский именно подобный конец и предрекал Ленскому. Тут можно с Белинским не согласиться. Ленский — настоящий романтик.

Пушкин глубоко сочувствует своему герою, мечтам его юности. Поэту были дороги в Ленском „жажда знаний и труда, и страх порока и стыда", благородные понятия о чести и романтическая возвышенность чувств, присущая, например, лицейскому другу Пушкина поэту-декабристу Кюхельбекеру, с которым в юные годы они вели беседы „о Шиллере, о славе, о любви". Мицкевич даже находил в Ленском самого „Пушкина в одну из эпох жизни его".

Пушкин хотел сблизить с декабристами и Онегина. Во время путешествия по России Онегин знакомится с родиной.

Путешествующий по России Онегин настраивается в лад мыслям и чувствам русских вольнодумцев 20-х годов, в нем рождается чувство патриотизма, в его размышлениях возникают близкие декабристам исторические образы старинных вольных городов Новгорода и Пскова. Действие романа оканчивается весной 1825 г.. за полгода до восстания 14 декабря. Пушкин говорил одному из своих знакомых, что „...Онегин должен был или погибнуть на Кавказе, или попасть в число декабристов"'. Онегин, конечно, не декабрист по своему облику, как Чацкий, но оба эти варианта сближали судьбу пушкинского героя с трагической судьбой многих лучших людей из дворянской молодежи его времени. Рассказывая в X, зашифрованной главе романа о политических событиях 1812—1820гг. и движении декабристов, давая тем самым обширную историческую раму для содержания „Евгения Онегина", Пушкин, видимо, склонялся ко второму варианту.

И Онегин и Ленский, люди различных характеров и настроений, оказываются связанными с передовым движением их времени.

Но у Пушкина чувствуется и критическое отношение к героям романа. В изображении поэта Онегин близок к тем персонажам западноевропейского реалистического романа, которые воплощали собой современного человека „с его озлобленным умом, кипящим в действии пустом". Пушкин отмечает вместе с тем, что бедой обоих его героев является оторванность от народной почвы. Он прослеживает и ее источники, рассказывая о воспитании Онегина. Пушкин осуждает поверхностный и антинациональный характер дворянского воспитания. Грибоедов, Крылов, все передовые писатели того времени подчеркивали, что светское воспитание было оторвано от национальной почвы, от потребностей русской жизни. Эта оторванность характерна не только для Ленского, но и для Онегина, что в нем почувствовала Татьяна.

Ее образ — воплощение народной стихии. „Русская душою" Татьяна — девушка из дворянской среды. Но „Она в семье своей родной I/ Казалась девочкой чужой". Ей присущи мечтательность, замкнутость, стремление к уединению. Она резко отличалась своим характером, своим нравственным обликом, духовными интересами от обычных девушек дворянской провинции, вроде ее сестры Ольги. Татьяна полна искренности и чистоты в своих чувствах. Она не знает ни манерной жеманности, ни лукавого кокетства, ни сентиментальной чувствительности — всего того, что было свойственно большинству ее сверстниц, получивших воспитание или у „дуры английской породы", или у „своенравной мамзели" — француженки. Она любит Онегина „не шутя", серьезно, на всю жизнь. Ее наивно-чистое, трогательное и искреннее письмо дышит глубоким чувством, полно возвышенной простоты. Она живет прежде всего своим чутким сердцем, но в ней пробуждается и ум, сознание мыслящей девушки, которая поняла натуру Онегина и оказалась в конце романа выше его. Интеллектуальное развитие Татьяны помогает ей в Петербурге понять и внутренне отвергнуть „постылой жизни мишуру", сохранить свой высокий нравственный облик.

Мысль Татьяны пробуждается и первым горьким опытом ее сердца, и чтением книг, главным образом романов, которые „ей заменяли все", она читала и Ричардсона, и Руссо. Но , в отличие от Онегина и Ленского, Татьяна всегда была связана со всем русским, родным. Она любила русские песни и сказки, верила в народные приметы, гадала вместе с дворовыми девушками. Лучшие качества личности Татьяны, воспитанные в ней няней, уходят корнями в народную почву. Пушкин мог сослаться на благотворную роль Арины Родионовны в его собственном воспитании. Татьяна воплощает в себе русский национальный характер.

С глубоким сочувствием Пушкин рассказывает о печальной доле няни Татьяны. В очерках Пушкина „Путешествие из Москвы в Петербург" есть замечание, иллюстрирующее трагический характер судьбы няни, как она изображена поэтом. „...Несчастие жизни семейственной есть отличительная черта во нравах русского народа,— писал Пушкин, имея в виду крепостное крестьянство.— Шлюсь на русские песни: обыкновенное их содержание — или жалобы красавицы, выданной замуж насильно, или упреки молодого мужа постылой жене. Свадебные песни наши унылы, как вой похоронный. Спрашивали однажды у старой крестьянки, по страсти ли вышла она замуж? „По страсти,—отвечала старуха,—я было заупрямилась, да староста грозился меня высечь".— Таковые страсти обыкновенны. Неволя браков давнее зло".

Именно это зло, являвшееся выражением крепостной неволи крестьянства, Пушкин и подчеркнул в рассказе няни о своей молодости. Но такова же в изображении Пушкина оказалась и судьба самой Татьяны, на образе которой и в этом отношении лежит печать народности. Ее ответ Онегину в конце романа тоже в понимании Пушкина проявление народной нравственности: нельзя строить свое счастье на горе и страдании другого. Это сознание своего нравственного долга чрезвычайно характерно для Татьяны. Именно оно ставило пушкинскую героиню выше окружающего ее пустого светского общества, помогало ей переносить свое горе.

Сам Пушкин противопоставлял свой роман как классицистической, так и романтической литературной традиции. В „Евгении Онегине" он создает форму реалистического романа, „в котором отразился век и современный человек изображен довольно верно...". „Евгений Онегин" был глубоко историчен и по методу изображения действительности, и по своему содержанию. Белинский видел в „Онегине" картину русского общества, взятого в одном из интереснейших моментов его развития. С этой точки зрения „Евгений Онегин" есть поэма историческая в полном смысле слова,— писал он,— хотя в числе ее героев нет ни одного исторического лица"'.

Историзм романа „Евгений Онегин" проявился прежде всего в точном определении Пушкиным в тексте романа хронологических рамок развития сюжета: действие романа начинается в 1819 г. и заканчивается весной 1825 г. В описание жизни московского дворянского общества, петербургского высшего света Пушкин вводит многочисленные исторические реалии, связанные с общественно-политическими и культурными событиями в русской и западноевропейской жизни той поры. 


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

82111. Электрогидравлический следящий привод с дроссельным управлением 1.31 MB
  Датчик скорости: Постоянные времени и коэффициенты передач Функциональная схема электрогидравлического следящего привода с машинным управлением САР является регулированной системой по ошибке и многоконтурной по числу обратных связей. Данная схема САР состоит из: сравнительного элемента...
82112. Электрогидравлический следящий привод подачи фрезерного станка 1.99 MB
  В данной курсовой работе рассматривается электрогидравлический привод подачи фрезерного станка. Привод с гидромотором 8 подачи фрезерного станка с передачей «шариковый винт-гайка» применяется при больших длинах хода стола 10, когда изготовление длинной детали представляет значительные трудности.
82115. Хай вогонь в серцях палає, а пожеж хай не буває 51.5 KB
  Вогонь потрібен всюди: в житлових будинках навчальних закладах для обігрівання приміщень приготування страв Вогонь є символом Олімпійських спортивних ігор перед вогнем біля могили Невідомого солдата люди схиляють голови віддаючи шану загиблим за Батьківщину.
82116. Правила безпечного поводження з газом та газовими приладами 201 KB
  Правила безпечного поводження з газом та газовими приладами. Ознайомити учнів з правилами безпечного користування побутовими газовими приладами. Вчити дітей діяти у разі виявлення запаху газу. Що зараз майже в кожнім домі Є необхідним безперечно Бо варить їжу всім без втоми Хоч він – отруйний небезпечний...
82117. Поведінка учня. Вплив поведінки на здоров’я 110 KB
  Мета: Формувати уявлення про ввічливого учня, про вплив поведінки на власне здоров’я та здоров’я оточуючих людей. Формувати вміння встановлювати причинно-наслідкові зв’язки (між настроєм і суперечкою; добрим вчинком і доброзичливим ставленням); узагальнювати сприйняття, використовувати знання...