81774

Сатирическое мастерство М. А. Булгакова

Доклад

Литература и библиотековедение

Удивительный талант Михаила Афанасьевича Булгакова позволяет ему следуя традициям писателейсатириков XIX века использовать этот художественный прием в своих произведениях Примером таких сатирических произведений могут служить повести Роковые яйца и Собачье сердце такой же прием использует автор и в своем романе Мастер и Маргарита . В основе повести Собачье сердце рискованный эксперимент. Отсюда ирония звучащая на страницах повести. Самым ярким представителем этой жизни на страницах повести является Швондер который норовит немедленно...

Русский

2015-02-21

32.21 KB

0 чел.

Сатирическое мастерство М. А. Булгакова. (На примере одного произведения.)

"Под сатирой следует разуметь не невинное зубоскальство веселеньких остроумцев, а гром негодования, грозу духа, оскорбленного позором общества...-" пишет В.Г. Белинский, Можно дать и другое определение: обличающая, бичующая ирония. Сатира в корне отрицает осмеивает явление и противопоставляет ему идеал.

Удивительный талант Михаила Афанасьевича Булгакова позволяет ему, следуя традициям писателей-сатириков XIX века, использовать этот художественный прием в своих произведениях, Примером таких сатирических произведений могут служить повести "Роковые яйца" и "Собачье сердце", такой же прием использует автор и в своем романе "Мастер и Маргарита".

В основе повести "Собачье сердце" рискованный эксперимент. Ведь для автора все, что происходило вокруг и что именовалось строительством социализма, воспринималось именно как эксперимент — огромный по масштабам и более чем опасный. К попыткам создания нового совершенного общества революционными, то есть не исключающими насилия, методами, к воспитанию теми же методами нового свободного человека Булгаков относился крайне скептически. Для него это было таким вмешательством в естественный ход вещей, последствия которого могли оказаться плачевными для всех, в том числе и для самих "экспериментаторов". Отсюда ирония звучащая на страницах повести.

Когда профессор Преображенский в ходе своих опытов неожиданно для себя получает из собаки человека и затем пытается воспитать это существо, у него есть основания рассчитывать на успех. Ведь он крупнейший ученый, человек высокой культуры и высоких нравственных правил. Но чем занимается этот ученый в свободное от открытий время? Мировая величина, знаменитость, профессор Преображенский занимался исследованиями по омоложению человека, "заботился об улучшении человеческой породы". Он принимает клиентов, желающих "омолодиться", делает им соответствующие уколы и операции—среди его клиентов самые разные люди, объединяет их только наличие дос-таточно толстого кошелька и огромное желание вернуть или сохранить свою молодость. Без улыбки читать описание приема врача Преображенского этих пациентов нельзя. Если это "лечение" дает положительный результат, то "эксперимент" с Шариком заканчивается для профессора поражением. Почему?

Отчасти потому что в процесс воспитания вмешивается сама жизнь. Самым ярким представителем этой жизни на страницах повести является Швондер, который норовит немедленно превратить это дитя эксперимента с его ещё собачьими привычками и повадками в сознательного строителя социализма. Как он это делает? Набор воспитательных средств не очень велик: лозунги, книги Энгельса, участие в вечерних спевках. И это-то вчерашнему Шарику! И это-то может изменить сознание человека - сделать его ярым сторонником нового революционного строя. Множество эпизодов, связанных с участием Швондера, носит комический характер - смешными и нелепыми предс- ставлены автором уверенность Швондера в своей правоте и, силе, а самом деле его беспомощность и нелепость вызывают смех (достаточно точно вспомнить эпизод, когда домоуправление явилось в квартиру профессора с целью "уплотнения"). Мастерство Булгакова- сатирика состоит и в необыкновенном владении языком. Наблюдение за речью героев помогает увидеть и понять внутренний мир человека, а также является превосходным показателем отношения к герою автора, это можно назвать не просто сатирой, а сатирическим выпадом писателя против швондеров -больших и маленьких. Швондеров автор повести безжалостно высек сатирическими розгами. Столь же безжалостно высек себя сам профессор Преображенский: "Старый осел... доктор, что получается, когда исследователь вместо того, чтобы идти параллельно и ощупью с природой, форсирует вопрос и приподымает завесу: на, получай Шарикова и ешь его с кашей"

Удивительная тактичность в изображении профессора вместе с тем не лишена доли иронии. Монологи профессора и его диалоги с Борменталем в какой-то степени показывают отношение самого автора к эксперименту, который ставится не на отдельном человеке—Шарикове, а на целой стране. Отсюда порой в словах Преображенского и раздражение, и непонимание, и осуждение, и то, что так характерно для сатиры – обличение. Автор осуждает в повести те изменения, которые сломали прежнее отношение к жизни, которые позволили людям относиться ко всему как к своему и в то же время ни за что не отвечать. Булгаков осуждает насилие как над душой человека, так и чисто физические расправы, представленные в повести работой отдела по уничтожению бездомных животных.

Финал истории с профессорским экспериментом почти идилличен. Преображенский возвращает Шарикова в исходное состояние, и с тех пор каждый занимается своим делом: профессор своим - наукой, Шарик - собачьей службой профессору. В жизни все оказывается намного печальнее: шариковы расплодились и основным их занятием остается то самое, чем занимался Полиграф Полиграфович Шариков: "душили-душили".

У повести, по сути, нет финала, то есть эксперименты, подобные тому, что провел профессор Преображенский, эксперименты, нарушающие нормальное эволюционное развитие человека и общества, эксперименты над старым миром, над страной чрезвычайно опасны, но, увы.-будут продолжаться...


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

8591. Сциентистское направление: позитивизм. Формы позитивизма 29.5 KB
  Сциентистское направление: позитивизм. Формы позитивизма. Сциентистское направление: позитивизм. Сциентизм в философии возникает как реакция на натурфилософичность и абстрактность схем классической философии, которые, по мнению представителей данног...
8592. Постпозитивизм и философия науки 31 KB
  Постпозитивизм и философия науки. Понятие постпозитивизм охватывает собой пришедшую на смену неопозитивизму широкую совокупность концепций. Постпозитивизм в настоящее время не отличается большой внутренней однородностью: по многим вопросам существуе...
8593. Основные идеи феноменологии 31 KB
  Основные идеи феноменологии. Феноменология - течение западной философии 20 в. Хотя сам термин Феноменология использовался еще Кантом и Гегелем, широкое распространение он получил благодаря Гуссерлю, который создал масштабный проект феноменологи...
8594. Основные идеи русской религиозной философии 31 KB
  Основные идеи русской религиозной философии. Самобытная русская философия в своих новаторских исканиях теснейшим образом была связана с религиозным мировоззрением, за которым стояли века духовного опыта России. И не просто с религиозным, а именно с ...
8595. Метафизика всеединства В.С. Соловьева. 31 KB
  Метафизика всеединства В.С. Соловьева. Философская теория всеединства восходит к античности, к таким изречениям древнегреческих философов V-VI вв. до н.э., как: И из всего одно, и из одного - все (Гераклит) Все едино, единое же есть Бог (К...
8596. Экзистенциализм Н.А. Бердяева 30.5 KB
  Экзистенциализм Н.А. Бердяева. Экзистенциализм, философия существования - направление в философии XX века, рассматривающее человека как уникальное духовное существо, способное к выбору собственной судьбы. Экзистенция трактуется как противополо...
8597. Структура и признаки сознания. Природа идеального 35 KB
  Структура и признаки сознания. Природа идеального. Структура сознания. Одни из первых представлений о структуре сознания принадлежат З. Фрейду. Его иерархическая структура: подсознание, сознание, сверхсознание, - видимо, уже исчерпала свой...
8598. Проблема источника знания. Единство чувственного и рационального в познании 34 KB
  Проблема источника знания. Единство чувственного и рационального в познании. Проблема источника знания. Все попытки определить источник человеческих знаний можно разделить на два направления. Первое можно обозначить, как подход...
8599. Основные концепции истины. Истина как процесс. Проблема объективности истины 32 KB
  Основные концепции истины. Истина как процесс. Проблема объективности истины. Основные концепции истины. В современной философии особенно отчетливо выделяются три концепции истины: концепция соответствия (корреспонденции, классическая), когеренции и...