81774

Сатирическое мастерство М. А. Булгакова

Доклад

Литература и библиотековедение

Удивительный талант Михаила Афанасьевича Булгакова позволяет ему следуя традициям писателейсатириков XIX века использовать этот художественный прием в своих произведениях Примером таких сатирических произведений могут служить повести Роковые яйца и Собачье сердце такой же прием использует автор и в своем романе Мастер и Маргарита . В основе повести Собачье сердце рискованный эксперимент. Отсюда ирония звучащая на страницах повести. Самым ярким представителем этой жизни на страницах повести является Швондер который норовит немедленно...

Русский

2015-02-21

32.21 KB

0 чел.

Сатирическое мастерство М. А. Булгакова. (На примере одного произведения.)

"Под сатирой следует разуметь не невинное зубоскальство веселеньких остроумцев, а гром негодования, грозу духа, оскорбленного позором общества...-" пишет В.Г. Белинский, Можно дать и другое определение: обличающая, бичующая ирония. Сатира в корне отрицает осмеивает явление и противопоставляет ему идеал.

Удивительный талант Михаила Афанасьевича Булгакова позволяет ему, следуя традициям писателей-сатириков XIX века, использовать этот художественный прием в своих произведениях, Примером таких сатирических произведений могут служить повести "Роковые яйца" и "Собачье сердце", такой же прием использует автор и в своем романе "Мастер и Маргарита".

В основе повести "Собачье сердце" рискованный эксперимент. Ведь для автора все, что происходило вокруг и что именовалось строительством социализма, воспринималось именно как эксперимент — огромный по масштабам и более чем опасный. К попыткам создания нового совершенного общества революционными, то есть не исключающими насилия, методами, к воспитанию теми же методами нового свободного человека Булгаков относился крайне скептически. Для него это было таким вмешательством в естественный ход вещей, последствия которого могли оказаться плачевными для всех, в том числе и для самих "экспериментаторов". Отсюда ирония звучащая на страницах повести.

Когда профессор Преображенский в ходе своих опытов неожиданно для себя получает из собаки человека и затем пытается воспитать это существо, у него есть основания рассчитывать на успех. Ведь он крупнейший ученый, человек высокой культуры и высоких нравственных правил. Но чем занимается этот ученый в свободное от открытий время? Мировая величина, знаменитость, профессор Преображенский занимался исследованиями по омоложению человека, "заботился об улучшении человеческой породы". Он принимает клиентов, желающих "омолодиться", делает им соответствующие уколы и операции—среди его клиентов самые разные люди, объединяет их только наличие дос-таточно толстого кошелька и огромное желание вернуть или сохранить свою молодость. Без улыбки читать описание приема врача Преображенского этих пациентов нельзя. Если это "лечение" дает положительный результат, то "эксперимент" с Шариком заканчивается для профессора поражением. Почему?

Отчасти потому что в процесс воспитания вмешивается сама жизнь. Самым ярким представителем этой жизни на страницах повести является Швондер, который норовит немедленно превратить это дитя эксперимента с его ещё собачьими привычками и повадками в сознательного строителя социализма. Как он это делает? Набор воспитательных средств не очень велик: лозунги, книги Энгельса, участие в вечерних спевках. И это-то вчерашнему Шарику! И это-то может изменить сознание человека - сделать его ярым сторонником нового революционного строя. Множество эпизодов, связанных с участием Швондера, носит комический характер - смешными и нелепыми предс- ставлены автором уверенность Швондера в своей правоте и, силе, а самом деле его беспомощность и нелепость вызывают смех (достаточно точно вспомнить эпизод, когда домоуправление явилось в квартиру профессора с целью "уплотнения"). Мастерство Булгакова- сатирика состоит и в необыкновенном владении языком. Наблюдение за речью героев помогает увидеть и понять внутренний мир человека, а также является превосходным показателем отношения к герою автора, это можно назвать не просто сатирой, а сатирическим выпадом писателя против швондеров -больших и маленьких. Швондеров автор повести безжалостно высек сатирическими розгами. Столь же безжалостно высек себя сам профессор Преображенский: "Старый осел... доктор, что получается, когда исследователь вместо того, чтобы идти параллельно и ощупью с природой, форсирует вопрос и приподымает завесу: на, получай Шарикова и ешь его с кашей"

Удивительная тактичность в изображении профессора вместе с тем не лишена доли иронии. Монологи профессора и его диалоги с Борменталем в какой-то степени показывают отношение самого автора к эксперименту, который ставится не на отдельном человеке—Шарикове, а на целой стране. Отсюда порой в словах Преображенского и раздражение, и непонимание, и осуждение, и то, что так характерно для сатиры – обличение. Автор осуждает в повести те изменения, которые сломали прежнее отношение к жизни, которые позволили людям относиться ко всему как к своему и в то же время ни за что не отвечать. Булгаков осуждает насилие как над душой человека, так и чисто физические расправы, представленные в повести работой отдела по уничтожению бездомных животных.

Финал истории с профессорским экспериментом почти идилличен. Преображенский возвращает Шарикова в исходное состояние, и с тех пор каждый занимается своим делом: профессор своим - наукой, Шарик - собачьей службой профессору. В жизни все оказывается намного печальнее: шариковы расплодились и основным их занятием остается то самое, чем занимался Полиграф Полиграфович Шариков: "душили-душили".

У повести, по сути, нет финала, то есть эксперименты, подобные тому, что провел профессор Преображенский, эксперименты, нарушающие нормальное эволюционное развитие человека и общества, эксперименты над старым миром, над страной чрезвычайно опасны, но, увы.-будут продолжаться...


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

61127. ОЗНАЧЕННЯ УЗГОДЖЕНЕ Й НЕУЗГОДЖЕНЕ 391.76 KB
  Поглибити знання учнів про означення як другорядний член речення; сформувати поняття про узгоджене й неузгоджене означення; розвивати вміння визначати вид означень у реченнях, трансформувати узгоджені означення в неузгоджені та навпаки, удосконалити навички доречно використовувати означення як в усному
61128. Кіммерійці та скіфи на території сучасної України 68 KB
  Мета: ознайомити учнів із господарським життям, культурною спадщиною та релігійними віруваннями кіммерійців і скіфів; розглянути причини, хід та наслідки скіфо-перських війн; розширити знання школярів про давню історію нашої держави.
61129. ПРИКЛАДКА ЯК РІЗНОВИД ОЗНАЧЕННЯ. НАПИСАННЯ НЕПОШИРЕНИХ ПРИКЛАДОК ЧЕРЕЗ ДЕФІС. ПРИКЛАДКИ, ЩО БЕРУТЬСЯ В ЛАПКИ 27.09 KB
  Мета: сформувати в учнів поняття про прикладку як різновид означення, його функцію в реченні; розвивати правописні вміння написання прикладок з означуваними словами окремо, через дефіс та в лапках...
61130. ДОДАТОК ЯК ДРУГОРЯДНИЙ ЧЛЕН РЕЧЕННЯ 388.1 KB
  Поглибити знання учнів про додаток як другорядний член речення; сформувати поняття про прямий і непрямий додаток; розвивати вміння визначати вид додатків у реченнях, розрізняти додаток і неузгоджене означення, удосконалити навички доречно використовувати додатки у власному мовленні
61131. Давня Індія 67.5 KB
  Мета: розповісти про природно-кліматичні умови і географічне положення Індії; ознайомитися з найдавнішими цивілізаціями долин річок Інд і Ґанґ; удосконалити навички встановлення взаємозвязку між географічним положенням і господарським розвитком країни...
61132. УСНИЙ ТВІР-ОПИС ПАМ’ЯТКИ ІСТОРІЇ ТА КУЛЬТУРИ ЗА КАРТИНОЮ В ПУБЛІЦИСТИЧНОМУ СТИЛІ 44.58 KB
  Ознайомити восьмикласників з вимогами до написання твору-опису за картиною в публіцистичному стилі; закріпити знання про опис як тип мовлення, його особливості та структуру; удосконалити вміння учнів усно складати твір-опис за картиною..
61133. Релігія та культура Давньої Індії 59 KB
  Мета: ознайомити учнів із найдавнішими культами та культурою Давньої Індії; дати уявлення про особливості суспільного устрою Індії; показати внесок давньоіндійської культури в розвиток світової науки і культури.
61134. ПИСЬМОВИЙ ТВІР-ОПИС ПАМ’ЯТКИ ІСТОРІЇ ТА КУЛЬТУРИ НА ОСНОВІ ОСОБИСТИХ СПОСТЕРЕЖЕНЬ І ВРАЖЕНЬ У ХУДОЖНЬОМУ СТИЛІ 40.5 KB
  Робота з текстами підготовча робота до складання творуопису памятки історії та культури Прочитати висловлювання. Ще здається недавно рипіли гарби повз нього зі снопами клекотіла революція на цьому майдані соборному дзвони калатали на сполох кликали...
61135. Давній Китай 64.5 KB
  Після цього уроку учні зможуть: називати час виникнення цивілізації в Китаї появи могутньої держави в Китаї за Цінь Шіхуанді найвідоміших правителів Китаю особливості природних умов Китаю характерні риси господарського Китаю...