81774

Сатирическое мастерство М. А. Булгакова

Доклад

Литература и библиотековедение

Удивительный талант Михаила Афанасьевича Булгакова позволяет ему следуя традициям писателейсатириков XIX века использовать этот художественный прием в своих произведениях Примером таких сатирических произведений могут служить повести Роковые яйца и Собачье сердце такой же прием использует автор и в своем романе Мастер и Маргарита . В основе повести Собачье сердце рискованный эксперимент. Отсюда ирония звучащая на страницах повести. Самым ярким представителем этой жизни на страницах повести является Швондер который норовит немедленно...

Русский

2015-02-21

32.21 KB

1 чел.

Сатирическое мастерство М. А. Булгакова. (На примере одного произведения.)

"Под сатирой следует разуметь не невинное зубоскальство веселеньких остроумцев, а гром негодования, грозу духа, оскорбленного позором общества...-" пишет В.Г. Белинский, Можно дать и другое определение: обличающая, бичующая ирония. Сатира в корне отрицает осмеивает явление и противопоставляет ему идеал.

Удивительный талант Михаила Афанасьевича Булгакова позволяет ему, следуя традициям писателей-сатириков XIX века, использовать этот художественный прием в своих произведениях, Примером таких сатирических произведений могут служить повести "Роковые яйца" и "Собачье сердце", такой же прием использует автор и в своем романе "Мастер и Маргарита".

В основе повести "Собачье сердце" рискованный эксперимент. Ведь для автора все, что происходило вокруг и что именовалось строительством социализма, воспринималось именно как эксперимент — огромный по масштабам и более чем опасный. К попыткам создания нового совершенного общества революционными, то есть не исключающими насилия, методами, к воспитанию теми же методами нового свободного человека Булгаков относился крайне скептически. Для него это было таким вмешательством в естественный ход вещей, последствия которого могли оказаться плачевными для всех, в том числе и для самих "экспериментаторов". Отсюда ирония звучащая на страницах повести.

Когда профессор Преображенский в ходе своих опытов неожиданно для себя получает из собаки человека и затем пытается воспитать это существо, у него есть основания рассчитывать на успех. Ведь он крупнейший ученый, человек высокой культуры и высоких нравственных правил. Но чем занимается этот ученый в свободное от открытий время? Мировая величина, знаменитость, профессор Преображенский занимался исследованиями по омоложению человека, "заботился об улучшении человеческой породы". Он принимает клиентов, желающих "омолодиться", делает им соответствующие уколы и операции—среди его клиентов самые разные люди, объединяет их только наличие дос-таточно толстого кошелька и огромное желание вернуть или сохранить свою молодость. Без улыбки читать описание приема врача Преображенского этих пациентов нельзя. Если это "лечение" дает положительный результат, то "эксперимент" с Шариком заканчивается для профессора поражением. Почему?

Отчасти потому что в процесс воспитания вмешивается сама жизнь. Самым ярким представителем этой жизни на страницах повести является Швондер, который норовит немедленно превратить это дитя эксперимента с его ещё собачьими привычками и повадками в сознательного строителя социализма. Как он это делает? Набор воспитательных средств не очень велик: лозунги, книги Энгельса, участие в вечерних спевках. И это-то вчерашнему Шарику! И это-то может изменить сознание человека - сделать его ярым сторонником нового революционного строя. Множество эпизодов, связанных с участием Швондера, носит комический характер - смешными и нелепыми предс- ставлены автором уверенность Швондера в своей правоте и, силе, а самом деле его беспомощность и нелепость вызывают смех (достаточно точно вспомнить эпизод, когда домоуправление явилось в квартиру профессора с целью "уплотнения"). Мастерство Булгакова- сатирика состоит и в необыкновенном владении языком. Наблюдение за речью героев помогает увидеть и понять внутренний мир человека, а также является превосходным показателем отношения к герою автора, это можно назвать не просто сатирой, а сатирическим выпадом писателя против швондеров -больших и маленьких. Швондеров автор повести безжалостно высек сатирическими розгами. Столь же безжалостно высек себя сам профессор Преображенский: "Старый осел... доктор, что получается, когда исследователь вместо того, чтобы идти параллельно и ощупью с природой, форсирует вопрос и приподымает завесу: на, получай Шарикова и ешь его с кашей"

Удивительная тактичность в изображении профессора вместе с тем не лишена доли иронии. Монологи профессора и его диалоги с Борменталем в какой-то степени показывают отношение самого автора к эксперименту, который ставится не на отдельном человеке—Шарикове, а на целой стране. Отсюда порой в словах Преображенского и раздражение, и непонимание, и осуждение, и то, что так характерно для сатиры – обличение. Автор осуждает в повести те изменения, которые сломали прежнее отношение к жизни, которые позволили людям относиться ко всему как к своему и в то же время ни за что не отвечать. Булгаков осуждает насилие как над душой человека, так и чисто физические расправы, представленные в повести работой отдела по уничтожению бездомных животных.

Финал истории с профессорским экспериментом почти идилличен. Преображенский возвращает Шарикова в исходное состояние, и с тех пор каждый занимается своим делом: профессор своим - наукой, Шарик - собачьей службой профессору. В жизни все оказывается намного печальнее: шариковы расплодились и основным их занятием остается то самое, чем занимался Полиграф Полиграфович Шариков: "душили-душили".

У повести, по сути, нет финала, то есть эксперименты, подобные тому, что провел профессор Преображенский, эксперименты, нарушающие нормальное эволюционное развитие человека и общества, эксперименты над старым миром, над страной чрезвычайно опасны, но, увы.-будут продолжаться...


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

75319. Образование государства и возникновение писаного права у франков 38.5 KB
  Образование государства и возникновение писаного права у франков. В исторических памятниках имя франков появилось начиная с III в. Франки распадались на две большие ветви приморских или салических франков от латинского слова slum что значит море живших у устья Рейна и прибрежных или рипуарских франков от латинского слова rip что значит берег живших южнее по берегам Рейна и Мааса. Из вождей франков известен Меровей при котором франки сражались против Аттилы на Каталаунских полях 451 г.
75320. Рост крупного землевладения и ослабление центральной власти у франков при преемниках Хлодвига. Объединение страны майордомами Австразии 33.5 KB
  После смерти Хлодвига началось дробление королевства. намечается обособление самостоятельных политических единиц в составе Франкского королевства: Нейстрии СевероЗападной Галлии с центром в Париже; Австразии северовосточной части Франкского королевства включавшей исконные франкские области по обоим берегам Рейна и Мааса; Бургундии территории бывшего королевства бургундов. В Нейстрии которая к моменту франкского завоевания была сильно романизована галлоримляне составлявшие и после завоевания большинство населения раньше чем в...
75321. Франция в IX-XI веках 39.5 KB
  В начале этого периода в стране имелось еще много крестьян не находившихся в какойлибо зависимости от частных лиц и подчинявшихся непосредственно короне. Вместе с тем возрастало число крестьян находившихся в личнонаследственной зависимости сервов и колонов а также жителей иммунитетных территорий. В результате все жители округи будь они в личной либо поземельной зависимости от данного или какогонибудь другого феодала или нет становились его людьми в судебноадминистративном отношении. Для по земельно и лично зависимых крестьян...
75322. Англия в XI-XII вв. Завершение феодализации английского общества 47 KB
  в Англии в основном уже господствовали феодальные порядки но процесс феодализации еще не завершился. Вильгельм со своим войском на больших ладьях переплыл ЛаМанш и высадился на юге Англии в бухте Павенси. Во главе последнего выступил избранный советом мудрых новый король Англии Гарольд. Герцог Нормандский же двинулся к Лондону захватил его и стал королем Англии под именем Вильгельма I Завоевателя.
75323. Особенности социально-экономического развития Италии в конце V- сер. XI веков 51 KB
  Особенности социальноэкономического развития Италии в конце V сер. Подвластное лангобардам коренное население Италии оставалось в сфере действия римского права. империи но не принесло Италии политического единства. Карл Великий изменил территориальноадминистративное деление своих владений в Италии: вместо герцогств были образованы 20 графств отданных в управление представителям франкской знати.
75324. Основные черты феодального строя в Западной Европе к концу XI века 32 KB
  Господствует феодальная земельная собственность в вид вотчины в сочетании с мелким индивидуальным крестьянским хозяйством. Основная масса крестьян находится уже в той или иной форме зависимости. На раннем этапе развития феодализма господствовало натуральное хозяйство; обмен был незначителен торговые связи не развиты; У лично зависимых крестьян особенно в крупных поместьях преобладала отработочная рента. Широко распространяется также натуральный оброк с крестьян находившихся в более легкой зависимости.
75325. Население и внешний вид средневековых городов. Борьба городов с сеньорами 36 KB
  В Западной Европе средневековые города раньше всего появились в Италии Венеция Генуя Пиза Неаполь Амальфи и др. Крестьяне бежавшие от своих господ или уходившие в города на условиях выплаты господину оброка становясь горожанами постепенно освобождались отличной зависимости феодалу. Лишь в дальнейшем в городах появились купцы новый общественный слой сферой деятельности которого являлось уже не производство а только обмен товаров. В отличие от странствующих купцов существовавших в феодальном обществе в предшествующий период и...
75327. Христианство, церковь, ереси в XI-XV вв. Раскол христианской церкви. Особенности греко-православной и римско-католической церкви 52.5 KB
  Раскол христианской церкви. Особенности грекоправославной и римскокатолической церкви. Единство христианской церкви уже задолго до её окончательного разделения было лишь видимым. За этими богословскими спорами скрывались совершенно реальные церковнополитические разногласия и в частности столкновения изза деятельности церковных миссий восточной церкви в IX Х вв.