81774

Сатирическое мастерство М. А. Булгакова

Доклад

Литература и библиотековедение

Удивительный талант Михаила Афанасьевича Булгакова позволяет ему следуя традициям писателейсатириков XIX века использовать этот художественный прием в своих произведениях Примером таких сатирических произведений могут служить повести Роковые яйца и Собачье сердце такой же прием использует автор и в своем романе Мастер и Маргарита . В основе повести Собачье сердце рискованный эксперимент. Отсюда ирония звучащая на страницах повести. Самым ярким представителем этой жизни на страницах повести является Швондер который норовит немедленно...

Русский

2015-02-21

32.21 KB

0 чел.

Сатирическое мастерство М. А. Булгакова. (На примере одного произведения.)

"Под сатирой следует разуметь не невинное зубоскальство веселеньких остроумцев, а гром негодования, грозу духа, оскорбленного позором общества...-" пишет В.Г. Белинский, Можно дать и другое определение: обличающая, бичующая ирония. Сатира в корне отрицает осмеивает явление и противопоставляет ему идеал.

Удивительный талант Михаила Афанасьевича Булгакова позволяет ему, следуя традициям писателей-сатириков XIX века, использовать этот художественный прием в своих произведениях, Примером таких сатирических произведений могут служить повести "Роковые яйца" и "Собачье сердце", такой же прием использует автор и в своем романе "Мастер и Маргарита".

В основе повести "Собачье сердце" рискованный эксперимент. Ведь для автора все, что происходило вокруг и что именовалось строительством социализма, воспринималось именно как эксперимент — огромный по масштабам и более чем опасный. К попыткам создания нового совершенного общества революционными, то есть не исключающими насилия, методами, к воспитанию теми же методами нового свободного человека Булгаков относился крайне скептически. Для него это было таким вмешательством в естественный ход вещей, последствия которого могли оказаться плачевными для всех, в том числе и для самих "экспериментаторов". Отсюда ирония звучащая на страницах повести.

Когда профессор Преображенский в ходе своих опытов неожиданно для себя получает из собаки человека и затем пытается воспитать это существо, у него есть основания рассчитывать на успех. Ведь он крупнейший ученый, человек высокой культуры и высоких нравственных правил. Но чем занимается этот ученый в свободное от открытий время? Мировая величина, знаменитость, профессор Преображенский занимался исследованиями по омоложению человека, "заботился об улучшении человеческой породы". Он принимает клиентов, желающих "омолодиться", делает им соответствующие уколы и операции—среди его клиентов самые разные люди, объединяет их только наличие дос-таточно толстого кошелька и огромное желание вернуть или сохранить свою молодость. Без улыбки читать описание приема врача Преображенского этих пациентов нельзя. Если это "лечение" дает положительный результат, то "эксперимент" с Шариком заканчивается для профессора поражением. Почему?

Отчасти потому что в процесс воспитания вмешивается сама жизнь. Самым ярким представителем этой жизни на страницах повести является Швондер, который норовит немедленно превратить это дитя эксперимента с его ещё собачьими привычками и повадками в сознательного строителя социализма. Как он это делает? Набор воспитательных средств не очень велик: лозунги, книги Энгельса, участие в вечерних спевках. И это-то вчерашнему Шарику! И это-то может изменить сознание человека - сделать его ярым сторонником нового революционного строя. Множество эпизодов, связанных с участием Швондера, носит комический характер - смешными и нелепыми предс- ставлены автором уверенность Швондера в своей правоте и, силе, а самом деле его беспомощность и нелепость вызывают смех (достаточно точно вспомнить эпизод, когда домоуправление явилось в квартиру профессора с целью "уплотнения"). Мастерство Булгакова- сатирика состоит и в необыкновенном владении языком. Наблюдение за речью героев помогает увидеть и понять внутренний мир человека, а также является превосходным показателем отношения к герою автора, это можно назвать не просто сатирой, а сатирическим выпадом писателя против швондеров -больших и маленьких. Швондеров автор повести безжалостно высек сатирическими розгами. Столь же безжалостно высек себя сам профессор Преображенский: "Старый осел... доктор, что получается, когда исследователь вместо того, чтобы идти параллельно и ощупью с природой, форсирует вопрос и приподымает завесу: на, получай Шарикова и ешь его с кашей"

Удивительная тактичность в изображении профессора вместе с тем не лишена доли иронии. Монологи профессора и его диалоги с Борменталем в какой-то степени показывают отношение самого автора к эксперименту, который ставится не на отдельном человеке—Шарикове, а на целой стране. Отсюда порой в словах Преображенского и раздражение, и непонимание, и осуждение, и то, что так характерно для сатиры – обличение. Автор осуждает в повести те изменения, которые сломали прежнее отношение к жизни, которые позволили людям относиться ко всему как к своему и в то же время ни за что не отвечать. Булгаков осуждает насилие как над душой человека, так и чисто физические расправы, представленные в повести работой отдела по уничтожению бездомных животных.

Финал истории с профессорским экспериментом почти идилличен. Преображенский возвращает Шарикова в исходное состояние, и с тех пор каждый занимается своим делом: профессор своим - наукой, Шарик - собачьей службой профессору. В жизни все оказывается намного печальнее: шариковы расплодились и основным их занятием остается то самое, чем занимался Полиграф Полиграфович Шариков: "душили-душили".

У повести, по сути, нет финала, то есть эксперименты, подобные тому, что провел профессор Преображенский, эксперименты, нарушающие нормальное эволюционное развитие человека и общества, эксперименты над старым миром, над страной чрезвычайно опасны, но, увы.-будут продолжаться...


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

18367. Массивы. Обработка элементов 222.5 KB
  15 урок. Массивы. Обработка элементов. Дан массив из 10 элементов вывести их на экран и рассчитать квадратный корень из nэлемента n11 вводится с клавиатуры. Дан массив целых чисел выяснить является ли nэлемент n11 вводится с
18368. Массивы - поиск по условию 662 KB
  16 урок. Массивы поиск по условию. Дан массив из 20 элементовцелых. Вывести на экран первоначальное состояниет.е. сами элементы затем только нечетные и их кво. Дан массив из 10 элементов. Вывести на экран сам массив и номера вхо
18369. Массивы - изменение исходного массива 236 KB
  18 урок. Массивы изменение исходного массива. Массив из 5 элементов. Поменять местами 3 и 5 элементы. Часть а. Массив из 6 элементов. Часть б. Массив из 6 элементов. Удалить из массива 3 элемент. Т.е. 456 элеме
18370. Двумерный массив 353.5 KB
  19 урок. Двумерный массив. 1 урок Двумерный массив задается : цел таб а[1:n11:n2] Массив из целых чисел 4Х4 заполняется генератором случайных чисел. Вывести сначала все элементы построчно на экран и 3 элемент в 1 . Составить программу для вы...
18371. Литерные величины 439 KB
  20 урок. Литерные величины. Команды обработки литерныхтекстовых величин: а:=длинб результатом является число символов в текстовой переменной. Вырезка а[3:5] например: дает вырезку с 3 символа по пятый. Взятие символа а[3] выводит 3 символ
18372. Литерные величины и цикл 1.42 MB
  21 урок. Литерные величины и цикл. Введенное слово напечатать его а наоборот б четные буквы. Вариант б Получить строку состоящую из 5 символов Введено слово добавить в начале и в конце слова столько звездочек...
18373. Обработка цифр в строке 1.8 MB
  22 урок. Обработка цифр в строке. Определить сколько цифр во введенной строке. 1 способ нерациональный 2 способ рациональный. Дан текст с цифрами. Найти сумму цифр в нем. Дано трехзначное число. На...
18374. Вспомогательные алгоритмы 52 KB
  23 урок. Вспомогательные алгоритмы. Если алгоритм А вызывает алгоритм Б то алгоритм А называется основным а алгоритм Б вспомогательным. Рассмотрим пример на сложение 2 чисел и вывод результата на экран.
18375. Графика. Команды графики 82 KB
  24 урок. Графика1 занятие. Команды графики: использовать Чертежник перед алгоритмом для вызова Чертежника. установить цветкрасный – устанавливает цвет рисования черный белый красный оранжевый желтый зеленый голубой синий фиолетовый О