81775

Роль отцовского завета в судьбах героев произведений отечественной классики 19 века

Доклад

Литература и библиотековедение

Главный герой Петр Гринев отправляясь на службу получает наказ от отца: Прощай Петр. Петр Гринев являясь главным участником событий повествователеммемуаристом следует завету своего отца. Сын своего отца честного служаки времен Елизаветы который ушел в отставку чтобы не присягать Екатерине продолжает традиции своей семьи построенных на любви к ближним уважении к родителям любви к своей Родине и с честью выходит из всех испытаний. Главная героиня романа Маша Миронова дочь бедных дворян бесприданница олицетворение любви и...

Русский

2015-02-21

33.3 KB

2 чел.

Роль отцовского завета в судьбах героев произведений отечественной классики 19 в.

А. С. Пушкин «Капитанская дочка» (1836) (роман)

Роман написан А. С. Пушкиным за 100 дней до гибели, это роман-завещание писателя. Произведение предваряется эпиграфом: «Береги честь смолоду» (пословица). Главный герой Петр Гринев, отправляясь на службу, получает наказ от отца: «Прощай, Петр. Служи верно, кому присягнешь; слушайся начальников; за их лаской не гоняйся; на службу не напрашивайся; от службы не отговаривайся; и помни пословицу: береги платье снову, а честь смолоду». Петр Гринев, являясь главным участником событий, повествователем-мемуаристом, следует завету своего отца. Особенно ярко это проявляется в сцене разговора главного героя с Пугачевым.

«Слушай; скажу тебе всю правду. Рассуди, могу ли я признать в тебе государя?» «Я природный дворянин; я присягал государыне императрице: тебе служить не могу.»

«А коли отпущу, - сказал он (Пугачев), - так обещаешься ли по крайней мере против меня не служить?» «Как могу тебе в этом обещаться? – отвечал я. – Сам знаешь, не моя воля: велят идти против тебя – пойду, делать нечего». «…Моя искренность поразила Пугачева».

Сын своего отца, честного служаки времен Елизаветы, который ушел в отставку, чтобы не присягать Екатерине, продолжает традиции своей семьи, построенных на любви к ближним, уважении к родителям, любви к своей Родине, и с честью выходит из всех испытаний.

Главная героиня романа Маша Миронова, дочь бедных дворян, бесприданница, олицетворение любви и тишины, мира в романе тоже получает наказ от своего отца в самый трагический момент жизни: во время приступа войск Пугачева Белогорской крепости. «Ну, Маша, будь счастлива. Молись богу: он тебя не оставит. Коли найдется добрый человек, дай бог вам любовь да совет. Живите, как жили мы с Василисой Егоровной»

Семья Мироновых тоже живет по любви и по совести, как и семья Гриневых. Маша выполняет завет отца, спасая своего любимого от смерти.

Н. В. Гоголь «Мертвые души» (1842) (поэма)

Чичиков – центральный герой поэмы, действие концентрируется вокруг него, с ним связаны все действующие лица. Г. писал: «Ибо что ни говори, не приди в голову Чичикову эта мысль ( о покупке мертвых душ), не явилась бы на свет сия поэма».Образ Ч. неоднозначен. 11-я глава раскрывает историю души Ч. Павел принадлежал к бедной дворянской семье. Кратко описана скудная материально и нищая духовно жизнь мальчика, обреченного повторить незаметный путь отца. Не от этой ли убогости неистовый протест Ч., его горячее желание любыми средствами составить материальное благополучие будущих детей, чтобы они не стеснялись своего отца и вспоминали его с благодарностью? Единственное, что оставил ему в наследство отец, - это полтина меди да наставление старательно учиться, угождать учителям и начальникам и , самое главное, - беречь и копить копейку.

Благополучие свое он строит за счет других людей: оскорбление, обман, предательство. Взяточничество, казнокрадство, аферы на таможне – таковы средства главного героя. Никакие неудачи не могут сломить его жажду наживы. И всякий раз он находит себе оправдание: «Несчастным я не сделал никого: я не ограбил вдову, я не пустил никого по миру, пользовался от избытка, брал там, где всякий брал бы…»Но суть его действий от этого не меняется, воровство остается воровством, а предательство предательством.

Ч. может приспосабливаться ко всему, даже внешность героя такова, что подойдет к любой ситуации: «не красавец, но и не дурной наружности», «не слишком толст, не слишком тонок», «человек средних лет» - все в нем неотчетливо. Но наказу своего отца Ч. следует неукоснительно всю свою жизнь.

Л. Н. Толстой «Война и мир» (1868) (роман-эпопея)

Необычна фигура старого князя Болконского, в котором смешались древний аристократизм и вольнодумство 18 в. Сдержанность чувств, неукоснительный порядок во всем. Великодушие и достоинство – для Николая Андреевича непременные свойства аристократизма, педантично им соблюдаемые. Н. А. гордится происхождением от Рюрика, вывешивает в столовой генеалогическое древо. Аристократизм для старого князя – это порядок без чопорности, чувства без сентиментов. Но главное, что делает человека аристократом, - это принадлежность к общей, государственной, исторической, а не только частной, жизни. Болконский ни себе, ни сыну не позволит ни у кого «служить из милости». Открывая сыну, уходящему на войну, свои последние желания, старый князь предстает человеком не частным, а государственным, и в этом для Толстого основа аристократизма. При этом в старом князе нет презрительного высокомерия к людям.

Болконские не подчинены обстоятельствам и в любой ситуации хотят остаться верными тому, что должно, хотя это не совпадает с тем, что есть. И потому для Болконских страшнее «стыдно», чем «больно».

Вот прощание отца с сыном:

« - Ну, теперь прощай! – он дал поцеловать сыну свою руку и обнял его. – Помни одно, князь Андрей: коли тебя убьют, мне, старику, больно будет… - Он неожиданно замолчал и вдруг крикливым голосом продолжал:

- А коли узнаю, что ты повел себя не как сын Николая Болконского, мне будет… стыдно! – взвизгнул он».

Потому в минуту смертельной опасности кн. Андрей не падает на землю, чтобы спасти свою жизнь, потому что это было бы стыдно и недостойно его.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

78869. Концепция социальной рациональности Макса Вебера 29 KB
  Концепция социальной рациональности Макса Вебера. Вебер внёс существенный вклад в такие области социального знания как общая социология методология социального познания политическая социология социология права социология религии экономическая социология теория капитализма. Свою концепцию Вебер называл понимающей социологией. Вебер в этом плане решительно расходится с Дюркгеймом полагая что реальным действующим лицом может быть не мифическое коллективное сознание государство или класс а конкретный индивид.
78870. Феноменологическая программа исследования знания 32.5 KB
  Феномен и логос учение о феноменах явлениях это обозначение философского движения появившегося в начале 20 века а также своеобразной практики осмысления пытающейся проникнуть к истокам человеческого опыта и познания. Ее отличительными чертами являются: нацеленность на вскрытие и приведение к непосредственной очевидности тех пластов нашего опыта которые в обыденной жизни остаются незримыми зачастую будучи основанием зримых; экспликация и истолкование смыслового содержания этого опыта и его сущностных структур; преимущественно...
78871. Герменевтический подход в социально-гуманитарном познании 29 KB
  Рикер понимает теорию операций понимания в их соотношении с интерпретацией текстов; слово герменевтика означает не что иное как последовательное осуществление интерпретации. Таким образом нужно установить соотношение между понятиями интерпретации и понимания. Цель понимания совершить переход от этого выражения к тому что является основной интенцией знака и выйти вовне через выражение. Согласно Дильтею виднейшему после Шлейермахера теоретику герменевтики операция понимания становится возможной благодаря способности которой наделено...
78872. Марксистский подход к исследованию социальной реальности 31.5 KB
  Базис или способ производства материальных благ или экономическая формация = производительные силы производственные отношения. Производительные силы ресурсы и средства обеспечивающие процесс производства. Производственные отношения выражается в различных формах собственности на средства производства. Классы в узком смысле слова социальные группы различающиеся по отношению к средствам производства.
78873. Образ науки в постмодернизме 13.99 KB
  Постмодернизм эту проблему пытается решить посвоему быть может осознавая себя не как конец философии а как переходное состояние между закатом и рассветом. На первый план в этой философии выходят проблемы языка новой субъективности иронии культуры цитат и кавычек. Понимание мира как хаоса сопряжено в философии постмодернизма с отказом от установки на целостность закономерность мира. Картина реальности в философии постмодерна состоит из симулякров не имеющих оснований во внешней реальности симулякры точные копии оригинал...
78874. Роль социально-гуманитарных наук в процессе соц трансформаций 13.58 KB
  Напротив ей присуща роль разрушителя мнимого всезнания и фиктивной уверенности. Используя науку по образу обыденного сознания мир с ее помощью заколдовывается вновь. Задача же социального теоретика на сегодняшний день состоит не только в производстве нового знания доставляющего новые возможности но и в разрушении фиктивных ожиданий обыденного сознания от сферы управления. Только разрушая мнимое всезнание наука может осуществить свою функцию производства нового знания.
78875. Жизнь как кактегория наук об обществе и культуре 13.83 KB
  Для Дильтея философия это рефлексия жизни на самое себя а переживание чувство жизни жизненный опыт жизненное отношение обозначают внутреннее восприятие нашей души самодостоверность внутреннего опыта единственный прочный и неприкосновенный фундамент. Он руководствовался главным принципом познать жизнь из нее самой и стремился представить мышление и познание как внутренне присущие жизни полагая что в ней самой формируются объективные структуры и связи с помощью которых осуществляется ее саморефлексия. Не менее значимым...
78876. Проблема истины в социально-гуманитарных науках 13.21 KB
  Проблема истины в социально-гуманитарных науках. При рассмотрении проблемы истины важно уяснить специфику ее классической неклассической и пост-неклассической трактовки а также особенности современного понимания ряда частных вопросов: ситуативность и объективный характер истин социально-гуманитарных наук; их взаимосвязь с социальной реальностью; экзистенциально-антропологический подход к истине в гуманитарном знании. Классическая концепция во-первых понимает под истиной соответствие наших знаний объекту; во-вторых предполагает возможность...
78877. Соц философия и ее методологическое значение для соц-гум наук 13.38 KB
  Соц философия и ее методологическое значение для соцгум наук Социальная философия составная часть любой философской системы важнейшая философская дисциплина которая оказывала огромное влияние на эволюцию общественного сознания и социальной практики на всех этапах исторического развития общества. Значение социальной философии как общей методологии познания общественных явлений определяется следующими тремя основными функциями: вопервых социальная философия ориентирует познание с субъектной стороны то есть ценностей потребностей целей...