81778

Образ метели в произведениях отечественной литературы

Доклад

Литература и библиотековедение

Все ее действие развертывается на фоне разгулявшихся природных стихий: Ветер ветер На всем божьем свете Ветер хлесткий гуляет свищет и зол и рад Разыгралась чтойто вьюга ох пурга какая спасе Вьюга долгим смехом Заливается в снегах Очевидно что образы ветра метели романтичны и имеют символический смысл. Ветер ветер На ногах не стоит человек. Ветер ветер На всем Божьем свете. Во второй строфе напор стихии как бы смягчается ее действия становятся не гневны а почти нежны и появляются уменьшительноласкательные...

Русский

2015-02-21

32.93 KB

0 чел.

Образ метели в произведениях отечественной литературы.

А. Блок «Двенадцать» (1918) (поэма)

«Во время и после окончания «Двенадцати» я несколько дней ощущал физически, слухом, большой шум вокруг – шум слитный (вероятно, шум от крушения старого мира).

«…Поэма написана в ту исключительную и всегда короткую пору. Когда проносящийся революционный циклон производит бурю во всех морях – природы, жизни и искусства».

Вот эта «буря во всех морях» и нашла свое сгущенное выражение в поэме. Все ее действие развертывается на фоне разгулявшихся природных стихий:

- Ветер, ветер // На всем божьем свете!

- Ветер хлесткий, «гуляет», «свищет», «и зол и рад»

- Разыгралась чтой-то вьюга

- ох, пурга какая, спасе!

- Вьюга долгим смехом // Заливается в снегах

Очевидно, что образы ветра, метели романтичны и имеют символический смысл.

В первой главе поэмы снежная буря дана в космическом масштабе с беспощадностью контраста красок вселенной: черное и белое. И человек, люди в этой главе не выдерживают этого масштаба действия и представлены жалкими куклами, вызывающими лишь иронию автора. Несовместимость размаха стихии и малых сил людей задана уже в первой строфе:

Черный вечер.

Белый снег.

Ветер, ветер!

На ногах не стоит человек.

Ветер, ветер –

На всем Божьем свете.

Во второй строфе напор стихии как бы смягчается, ее действия становятся не гневны, а почти нежны, и появляются уменьшительно-ласкательные суффиксы в словах; но и это не уменьшает опасности, разновеликости людей и событий:

Завивает ветер

Белый снежок.

Под снежком – ледок.

Скользко, тяжко,

Всякий ходок

Скользит – ах, бедняжка!

Это насмешливое восклицание автора открывает смотр сословий. Ветер издевается над всеми, кто боится его, прячется, хочет приспособиться, остаться в привычном, а не отдаться трагической и великой вьюге революции. Вот старуха, мечтающая лоскут плаката употребить на портянки. Вот длинноволосый вития (поэт), оплакивающий Россию, но не навзрыд, а бормотанием вполголоса, что не свидетельствует о самозабвении. Вот поп, прячущийся от ветра за сугроб, смешной в своей попытке быть незаметной при такой дородности; и буржуй, спрятавший от хлесткого ветра нос в воротник; и барыня в каракуле, которая, рассказывая о своих страданиях, «бац – растянулась!»

Над этой клоунадой старого мира, людьми, цепляющимися за прошлое, бессильными, порой гадкими в своей самовлюбленности и осторожности, презрительно смеется Блок. Без сожалений поэт бросает эти лоскутья прошлого на расправу «черной злобе», « святой злобе» ветра.

Первая глава поэмы – не «балаганчик». Она заканчивается тревожным вопросом: «Что впереди?» И как ответна этот вопрос из свиста ветра и снега появляются двенадцать. Буря обретает с появлением 12-ти красногвардейцев легкость поступи:

Гуляет ветер, порхает снег.

Идут двенадцать человек.

Только в них. В 12-ти, нет страха перед вьюгой революции, только им «ничего не жаль», только эти «ко всему готовы». Это бесстрашие перед стихией, слияние со злым, разрушительным, но справедливым ветром революции и делает их в глазах Блока апостолами нового мира. И все-таки они одни в поэме – слуги справедливости, дети гнева. Они слиты со стихией революции. Блок рад этим сокрушительным силам, которые сметают старый мир.

В 10-ой главе нарастает ощущение слепоты красногвардейцев, их затерянности в обезлюдевшем мире бездорожья:

Разыгралась чтой-то вьюга,

Ой, вьюга, ой, вьюга!

Не видать совсем друг друга

За четыре за шага!

Снег воронкой завился,

Снег столбушкой поднялся…

Стихия природы уже стала препятствием для красногвардейцев, они не в ней, не с ней, и это вызывает отчаянный вскрик Петьки, обратившегося за помощью к Богу:

Ох, пурга какая, Спасе!

В жуткой пустоте обезлюдевшего мира раздаются только выстрелы и насмешливый вой ветра. Финал поэмы исполнен трагическими контрастами. «Державный шаг» 12-ти не может скрыть их страха. Они охотятся за пустотой. И красный флаг уже не с ними:

Впереди – с кровавым флагом,

И за вьюгой невидим,

И от пули невредим,

Нежной поступью надвьюжной,

Снежной россыпью жемчужной,

В белом венчике из роз –

Впереди – Исус Христос.

Христос появляется в поэме как чудо. Чудо – его чистота в грязном и развороченном мире, чудо – его нежность в этом разгуле ожесточения, чудо – теплота роз в убийственном холоде. Но от потребности чуда добра и красоты не может освободиться человечество.

А. Пушкин «Повести Белкина» «Метель» (повесть)

«Повести Белкина» обнаруживают расхождение природы человека и роли, навязанной ему обществом, которую он готов исполнять. В «Метели» книжная любовь Маши и Владимира оказывается принадлежностью традиции, а не голосом сердца. И потому природа (метель), время, реальные чувства разрушают предрассудки и открывают возможности для истинных чувств. В повести сюжет, разыгранный романтическим воображением Марьи Гавриловны, и подлинные чувства героини расходятся: «Марья Гавриловна была воспитана на французских романах и следственно была влюблена. Предмет, избранный ею, был бедный армейский прапорщик, находившийся в отпуску в своей деревне. Само по себе разумеется, что молодой человек пылал равною страстию… Наши любовники были в переписке и всякий день виделись наедине в сосновой роще или у старой часовни. Там они клялись друг другу в вечной любви, сетовали на судьбу и делали различные предположения. Ирония стиля, комические акценты которого подчеркнуты, вызвана прежде всего надуманностью чувств и поведения героев. Ложность их отношений не замедлит обнаружиться при первом же решительном шаге – побеге. Почему метель развела «влюбленных»? Маша, в сущности, не хочет расстаться с родительским домом и побег совершает только под влиянием романов, и мысль о разлуке с родителями «стесняла ее сердце». Истинные человеческие отношения герои пытаются заменить литературным каноном. Никакого любовного нетерпения у Владимира нет, он даже само похищение поручает «искусству Терешки кучера». Разыгравшаяся метель оказывается сильнее игры Владимира и Маши, думающих, что они вполне серьезны. И наоборот, то, что кажется шутливой игрой, «непростительной ветреностью» и даже «преступной проказой», оказывается истинным движением души. Бурмин, исполняя волю людей, принявших его за Владимира, готов обвенчаться лишь потому, что невеста ему «показалась недурна». И это мимолетное, но искреннее движение оказалось на деле глубоким и чистым. Впоследствии Бурмин влюбится в Марью Гавриловну, легкомысленный гусар окажется способным на глубокое чувство и верность клятве венчания.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

54831. Видатні педагоги про збереження здоров’я дитини 269.5 KB
  Але для того щоби насолоджуватися скарбами природи людина має бути здоровою сильною та розумною. Павлов Зміцнити здоровя людини в дитинстві не допустити щоб дитина вступила в юність кволою і млявою це означало дати їй усю повноту життєвих радощів В. Особливого значення набуває формування гармонійно розвиненої суспільно активної фізично досконалої здорової особистості.
54832. Современные педагогические инновации и их реализация 117 KB
  Философское понимание содержания инноваций лежит в создании нового продукта деятельности человека которая имеет общественную значимость и характеризуется двумя признаками: преобразованием явлений вещей процессов и др. обучение не только способствует образования но и формирует личность человека. Как важно в наше нелегкое время время разрушения всех идеалов и принципов сотворить из наших воспитанников человека. Рефреном звучат слова великого украинского педагога: В воспитании самого себя главное это воля самого человека...
54833. Психологічний супровід учня при переході до школи ІІ ступеня 71.5 KB
  Мета: визначення ознак дезадаптації дітей у перехідний період; взаємодія та взаємне прийняття індивідуальних станів учителів початкової та середньої ланки; вміння формування здорового психологічного клімату у дитячому колективі; навчатися організаційних прийомів навчальних стратегій щоб допомогти учням які відчувають труднощі; формувати вміння вчителів злагоджено й ефективно працювати над виконанням творчого завдання. Завдання: визначити особисте бачення педагога відповідальності; визначити...
54834. Апаратне та програмне забезпечення ПЕОМ 1.33 MB
  Розроблена методика проведення сучасного проблемного лекційного заняття з елементами метода проектів ділової гри з використанням компютерних презентацій створених студентами методів: мозкового штурму груповий метод генерації якомога більшої кількості можливих способів розвязань особистої аналогії стратегія вирішення проблеми запропонована Гордоном де студент уявляє себе безпосереднім учасником проблеми що досліджується.Левченко ПЛАН ЗАНЯТТЯ Тема заняття: Апаратне та програмне забезпечення ПЕОМ Мета заняття: Дидактична: освоїти...
54835. WHAT SORT OF PEOPLE ARE WE? 66 KB
  We live on the planet called the Earth. Does our planet differ from other planets of our Solar system? It certainly does. There is life on it and it is inhabited by human beings called people. Can we say that all people are alike? Of course, no. We are all so different. And it is quite impossible to find two similar persons.
54836. Life of a Society. People Make History 52.5 KB
  Specific: to teach students to take responsibility for their own learning to summarize the topical material to practise filling in questionnaire to teach students to think in detail about what they have learnt Materials: questionnaires, list of prominent people
54837. ПЕРЕБУДОВА В РАДЯНСЬКОМУ СОЮЗІ І УКРАЇНА 191 KB
  МЕТА: ознайомити учнів з процесами які відбувалися в період 80х рр. в Радянському Союзі та їх вплив на розвиток України; розвивати вміння учнів вести самостійну дослідницьку діяльність вміти систематизувати здобутий матеріал та вміти виділяти головне; формувати почуття толерантності та вміння аргументувати власну позицію робити висновки; виховувати громадянську свідомість та повагу до історичного минулого своєї держави. І вид роботи: 12 учнів виконують тестування на компютерах 18 запитань. Прослухати для відновлення запис...
54839. Подвигу народу жити у віках 838.5 KB
  Поки ще живі свідки тих часів її учасники ми покликані залишити у свідомості студентів жах тих днів розкрити звірства фашистів показати приклади героїзму українського народу в діючій армії в тилу ворога Рух Опору та самовіддану працю мирного населення в евакуації. Студент: Гитлер составил план уничтожения славянских народов в первую очередь русского украинского и белорусского. Студент: Мы знаем что ныне лежит на весах И что совершается ныне. Ахматова Студент: В...