81778

Образ метели в произведениях отечественной литературы

Доклад

Литература и библиотековедение

Все ее действие развертывается на фоне разгулявшихся природных стихий: Ветер ветер На всем божьем свете Ветер хлесткий гуляет свищет и зол и рад Разыгралась чтойто вьюга ох пурга какая спасе Вьюга долгим смехом Заливается в снегах Очевидно что образы ветра метели романтичны и имеют символический смысл. Ветер ветер На ногах не стоит человек. Ветер ветер На всем Божьем свете. Во второй строфе напор стихии как бы смягчается ее действия становятся не гневны а почти нежны и появляются уменьшительноласкательные...

Русский

2015-02-21

32.93 KB

0 чел.

Образ метели в произведениях отечественной литературы.

А. Блок «Двенадцать» (1918) (поэма)

«Во время и после окончания «Двенадцати» я несколько дней ощущал физически, слухом, большой шум вокруг – шум слитный (вероятно, шум от крушения старого мира).

«…Поэма написана в ту исключительную и всегда короткую пору. Когда проносящийся революционный циклон производит бурю во всех морях – природы, жизни и искусства».

Вот эта «буря во всех морях» и нашла свое сгущенное выражение в поэме. Все ее действие развертывается на фоне разгулявшихся природных стихий:

- Ветер, ветер // На всем божьем свете!

- Ветер хлесткий, «гуляет», «свищет», «и зол и рад»

- Разыгралась чтой-то вьюга

- ох, пурга какая, спасе!

- Вьюга долгим смехом // Заливается в снегах

Очевидно, что образы ветра, метели романтичны и имеют символический смысл.

В первой главе поэмы снежная буря дана в космическом масштабе с беспощадностью контраста красок вселенной: черное и белое. И человек, люди в этой главе не выдерживают этого масштаба действия и представлены жалкими куклами, вызывающими лишь иронию автора. Несовместимость размаха стихии и малых сил людей задана уже в первой строфе:

Черный вечер.

Белый снег.

Ветер, ветер!

На ногах не стоит человек.

Ветер, ветер –

На всем Божьем свете.

Во второй строфе напор стихии как бы смягчается, ее действия становятся не гневны, а почти нежны, и появляются уменьшительно-ласкательные суффиксы в словах; но и это не уменьшает опасности, разновеликости людей и событий:

Завивает ветер

Белый снежок.

Под снежком – ледок.

Скользко, тяжко,

Всякий ходок

Скользит – ах, бедняжка!

Это насмешливое восклицание автора открывает смотр сословий. Ветер издевается над всеми, кто боится его, прячется, хочет приспособиться, остаться в привычном, а не отдаться трагической и великой вьюге революции. Вот старуха, мечтающая лоскут плаката употребить на портянки. Вот длинноволосый вития (поэт), оплакивающий Россию, но не навзрыд, а бормотанием вполголоса, что не свидетельствует о самозабвении. Вот поп, прячущийся от ветра за сугроб, смешной в своей попытке быть незаметной при такой дородности; и буржуй, спрятавший от хлесткого ветра нос в воротник; и барыня в каракуле, которая, рассказывая о своих страданиях, «бац – растянулась!»

Над этой клоунадой старого мира, людьми, цепляющимися за прошлое, бессильными, порой гадкими в своей самовлюбленности и осторожности, презрительно смеется Блок. Без сожалений поэт бросает эти лоскутья прошлого на расправу «черной злобе», « святой злобе» ветра.

Первая глава поэмы – не «балаганчик». Она заканчивается тревожным вопросом: «Что впереди?» И как ответна этот вопрос из свиста ветра и снега появляются двенадцать. Буря обретает с появлением 12-ти красногвардейцев легкость поступи:

Гуляет ветер, порхает снег.

Идут двенадцать человек.

Только в них. В 12-ти, нет страха перед вьюгой революции, только им «ничего не жаль», только эти «ко всему готовы». Это бесстрашие перед стихией, слияние со злым, разрушительным, но справедливым ветром революции и делает их в глазах Блока апостолами нового мира. И все-таки они одни в поэме – слуги справедливости, дети гнева. Они слиты со стихией революции. Блок рад этим сокрушительным силам, которые сметают старый мир.

В 10-ой главе нарастает ощущение слепоты красногвардейцев, их затерянности в обезлюдевшем мире бездорожья:

Разыгралась чтой-то вьюга,

Ой, вьюга, ой, вьюга!

Не видать совсем друг друга

За четыре за шага!

Снег воронкой завился,

Снег столбушкой поднялся…

Стихия природы уже стала препятствием для красногвардейцев, они не в ней, не с ней, и это вызывает отчаянный вскрик Петьки, обратившегося за помощью к Богу:

Ох, пурга какая, Спасе!

В жуткой пустоте обезлюдевшего мира раздаются только выстрелы и насмешливый вой ветра. Финал поэмы исполнен трагическими контрастами. «Державный шаг» 12-ти не может скрыть их страха. Они охотятся за пустотой. И красный флаг уже не с ними:

Впереди – с кровавым флагом,

И за вьюгой невидим,

И от пули невредим,

Нежной поступью надвьюжной,

Снежной россыпью жемчужной,

В белом венчике из роз –

Впереди – Исус Христос.

Христос появляется в поэме как чудо. Чудо – его чистота в грязном и развороченном мире, чудо – его нежность в этом разгуле ожесточения, чудо – теплота роз в убийственном холоде. Но от потребности чуда добра и красоты не может освободиться человечество.

А. Пушкин «Повести Белкина» «Метель» (повесть)

«Повести Белкина» обнаруживают расхождение природы человека и роли, навязанной ему обществом, которую он готов исполнять. В «Метели» книжная любовь Маши и Владимира оказывается принадлежностью традиции, а не голосом сердца. И потому природа (метель), время, реальные чувства разрушают предрассудки и открывают возможности для истинных чувств. В повести сюжет, разыгранный романтическим воображением Марьи Гавриловны, и подлинные чувства героини расходятся: «Марья Гавриловна была воспитана на французских романах и следственно была влюблена. Предмет, избранный ею, был бедный армейский прапорщик, находившийся в отпуску в своей деревне. Само по себе разумеется, что молодой человек пылал равною страстию… Наши любовники были в переписке и всякий день виделись наедине в сосновой роще или у старой часовни. Там они клялись друг другу в вечной любви, сетовали на судьбу и делали различные предположения. Ирония стиля, комические акценты которого подчеркнуты, вызвана прежде всего надуманностью чувств и поведения героев. Ложность их отношений не замедлит обнаружиться при первом же решительном шаге – побеге. Почему метель развела «влюбленных»? Маша, в сущности, не хочет расстаться с родительским домом и побег совершает только под влиянием романов, и мысль о разлуке с родителями «стесняла ее сердце». Истинные человеческие отношения герои пытаются заменить литературным каноном. Никакого любовного нетерпения у Владимира нет, он даже само похищение поручает «искусству Терешки кучера». Разыгравшаяся метель оказывается сильнее игры Владимира и Маши, думающих, что они вполне серьезны. И наоборот, то, что кажется шутливой игрой, «непростительной ветреностью» и даже «преступной проказой», оказывается истинным движением души. Бурмин, исполняя волю людей, принявших его за Владимира, готов обвенчаться лишь потому, что невеста ему «показалась недурна». И это мимолетное, но искреннее движение оказалось на деле глубоким и чистым. Впоследствии Бурмин влюбится в Марью Гавриловну, легкомысленный гусар окажется способным на глубокое чувство и верность клятве венчания.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

21582. НЕОТЕКТОНИКА И РЕЛЬЕФ 52.5 KB
  Геоморфологические методы исследования новейших структур и движений 10. Геофизичекие аэрокосмические и другие методы изучения неотектоники 10. Геоморфологические методы исследования новейших структур и движений Выражение структур в облике земной поверхности обуславливается следующими факторами: спецификой геометрии структур размерности морфологии плановых очертаний; спецификой проявления экзогенных процессов изменениями морфологии и строения экзогенных форм рельефа под влиянием растущей структуры; составом свойствами и...
21583. МЕТОДЫ ГЕОМОРФОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ 44.5 KB
  Морфографические методы основаны на непосредственном наблюдении внешнего облика форм и элементов рельефа выявлении их особенностей и типических черт с целью морфологической классификации и описания а также изучения их пространственных взаимосвязей. Морфометрические методы основаны на применении количественных критериев к анализу форм рельефа и соответствующего генетического истолкования получаемого результата. Стратиграфический метод предназначен для установления геологического возраста отложений и форм рельефа....
21584. ОСНОВЫ ЧЕТВЕРТИЧНОЙ ГЕОЛОГИИ 44 KB
  Особенности антропогеновых отложений 12. Практическое и теоретическое значение изучения антропогеновых отложений 12. ОСНОВЫ ЧЕТВЕРТИЧНОЙ ГЕОЛОГИИ Последний период геологического развития Земли именуется по разному: четвертичный период по бытовавшему в 18 веке делению всех отложений на четыре формации ледниковый период новейший период плейстоцен антропоген. Ляйелем для отложений содержащих в составе морской фауны до 90 современных видов.
21585. МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЯ ЧЕТВЕРТИЧНЫХ ОТЛОЖЕНИЙ 33 KB
  МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЯ ЧЕТВЕРТИЧНЫХ ОТЛОЖЕНИЙ 13. Геологические методы 13. Геоморфологические методы 13. Геофизические методы 13.
21586. ОСНОВЫ СТРАТИГРАФИИ АНТРОПОГЕНА 34.5 KB
  лет назад 5 млн. лет назад в Африке возникли австралопитеки южные обезьяны освоившие прямохождение. лет назад от австралопитеков произошли первые гоминиды и их поздние представители относятся к роду Ноmo habilis человек умный. лет назад в Африке появились питекантропы первые представители архантропов древних людей.
21587. ЧЕТВЕРТИЧНЫЕ ОТЛОЖЕНИЯ НА ТЕРРИТОРИИ РОССИИ 45.5 KB
  ЧЕТВЕРТИЧНЫЕ ОТЛОЖЕНИЯ НА ТЕРРИТОРИИ РОССИИ 15. ЧЕТВЕРТИЧНЫЕ ОТЛОЖЕНИЯ НА ТЕРРИТОРИИ РОССИИ Территория нашей страны в структурнотектоническом отношении чрезвычайно разнообразна и поэтому разнообразны и палеогеографические обстановки накопления антропогеновых отложений. Краткая характеристика четвертичных отложений крупных геотектонических регионов страны Большая часть этих областей развивается по платформенному типу с конца протерозоя и поэтому в современном рельефе Русской равнины отражаются структурнотектонические формы заложенные в...
21588. Три подхода к изучению рельефа 42 KB
  Три подхода к изучению рельефа 1. ОБЩИЕ ВОПРОСЫ Геоморфология наука о формах рельефа современной поверхности его происхождении и развитии. Всестороннее изучение рельефа типизация наблюдаемых форм выявление морфологических комплексов форм рельефа их связи между собой с геологическим строением с континентальными отложениями. Выявление истории развития рельефа.
21589. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ ОБ ОСНОВНЫХ ЗАКОНОМЕРНОСТЯХ ФОРМИРОВАНИЯ РЕЛЬЕФА И КОНТИНЕНТАЛЬНЫХ ОТЛОЖЕНИЙ 154 KB
  ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ ОБ ОСНОВНЫХ ЗАКОНОМЕРНОСТЯХ ФОРМИРОВАНИЯ РЕЛЬЕФА И КОНТИНЕНТАЛЬНЫХ ОТЛОЖЕНИЙ 2. Основные факторы генетических классификаций форм рельефа 2. Методы определения возраста рельефа и отложений 2. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ ОБ ОСНОВНЫХ ЗАКОНОМЕРНОСТЯХ ФОРМИРОВАНИЯ РЕЛЬЕФА И КОНТИНЕНТАЛЬНЫХ ОТЛОЖЕНИЙ 2.
21590. РЕЛЬЕФООБРАЗУЮЩЕЕ ЗНАЧЕНИЕ ВЫВЕТРИВАНИЯ И МЕРЗЛОТНЫХ ПРОЦЕССОВ 62.5 KB
  РЕЛЬЕФООБРАЗУЮЩЕЕ ЗНАЧЕНИЕ ВЫВЕТРИВАНИЯ И МЕРЗЛОТНЫХ ПРОЦЕССОВ 3. Краткий обзор процессов выветривания 3. РЕЛЬЕФООБРАЗУЮЩЕЕ ЗНАЧЕНИЕ ВЫВЕТРИВАНИЯ И МЕРЗЛОТНЫХ ПРОЦЕССОВ 3. Краткий обзор процессов выветривания Агентами выветривания являются солнечная инсоляция составные части атмосферы вода кислоты растительные и животные организмы.