81778

Образ метели в произведениях отечественной литературы

Доклад

Литература и библиотековедение

Все ее действие развертывается на фоне разгулявшихся природных стихий: Ветер ветер На всем божьем свете Ветер хлесткий гуляет свищет и зол и рад Разыгралась чтойто вьюга ох пурга какая спасе Вьюга долгим смехом Заливается в снегах Очевидно что образы ветра метели романтичны и имеют символический смысл. Ветер ветер На ногах не стоит человек. Ветер ветер – На всем Божьем свете. Во второй строфе напор стихии как бы смягчается ее действия становятся не гневны а почти нежны и появляются уменьшительноласкательные...

Русский

2015-02-21

32.93 KB

0 чел.

Образ метели в произведениях отечественной литературы.

А. Блок «Двенадцать» (1918) (поэма)

«Во время и после окончания «Двенадцати» я несколько дней ощущал физически, слухом, большой шум вокруг – шум слитный (вероятно, шум от крушения старого мира).

«…Поэма написана в ту исключительную и всегда короткую пору. Когда проносящийся революционный циклон производит бурю во всех морях – природы, жизни и искусства».

Вот эта «буря во всех морях» и нашла свое сгущенное выражение в поэме. Все ее действие развертывается на фоне разгулявшихся природных стихий:

- Ветер, ветер // На всем божьем свете!

- Ветер хлесткий, «гуляет», «свищет», «и зол и рад»

- Разыгралась чтой-то вьюга

- ох, пурга какая, спасе!

- Вьюга долгим смехом // Заливается в снегах

Очевидно, что образы ветра, метели романтичны и имеют символический смысл.

В первой главе поэмы снежная буря дана в космическом масштабе с беспощадностью контраста красок вселенной: черное и белое. И человек, люди в этой главе не выдерживают этого масштаба действия и представлены жалкими куклами, вызывающими лишь иронию автора. Несовместимость размаха стихии и малых сил людей задана уже в первой строфе:

Черный вечер.

Белый снег.

Ветер, ветер!

На ногах не стоит человек.

Ветер, ветер –

На всем Божьем свете.

Во второй строфе напор стихии как бы смягчается, ее действия становятся не гневны, а почти нежны, и появляются уменьшительно-ласкательные суффиксы в словах; но и это не уменьшает опасности, разновеликости людей и событий:

Завивает ветер

Белый снежок.

Под снежком – ледок.

Скользко, тяжко,

Всякий ходок

Скользит – ах, бедняжка!

Это насмешливое восклицание автора открывает смотр сословий. Ветер издевается над всеми, кто боится его, прячется, хочет приспособиться, остаться в привычном, а не отдаться трагической и великой вьюге революции. Вот старуха, мечтающая лоскут плаката употребить на портянки. Вот длинноволосый вития (поэт), оплакивающий Россию, но не навзрыд, а бормотанием вполголоса, что не свидетельствует о самозабвении. Вот поп, прячущийся от ветра за сугроб, смешной в своей попытке быть незаметной при такой дородности; и буржуй, спрятавший от хлесткого ветра нос в воротник; и барыня в каракуле, которая, рассказывая о своих страданиях, «бац – растянулась!»

Над этой клоунадой старого мира, людьми, цепляющимися за прошлое, бессильными, порой гадкими в своей самовлюбленности и осторожности, презрительно смеется Блок. Без сожалений поэт бросает эти лоскутья прошлого на расправу «черной злобе», « святой злобе» ветра.

Первая глава поэмы – не «балаганчик». Она заканчивается тревожным вопросом: «Что впереди?» И как ответна этот вопрос из свиста ветра и снега появляются двенадцать. Буря обретает с появлением 12-ти красногвардейцев легкость поступи:

Гуляет ветер, порхает снег.

Идут двенадцать человек.

Только в них. В 12-ти, нет страха перед вьюгой революции, только им «ничего не жаль», только эти «ко всему готовы». Это бесстрашие перед стихией, слияние со злым, разрушительным, но справедливым ветром революции и делает их в глазах Блока апостолами нового мира. И все-таки они одни в поэме – слуги справедливости, дети гнева. Они слиты со стихией революции. Блок рад этим сокрушительным силам, которые сметают старый мир.

В 10-ой главе нарастает ощущение слепоты красногвардейцев, их затерянности в обезлюдевшем мире бездорожья:

Разыгралась чтой-то вьюга,

Ой, вьюга, ой, вьюга!

Не видать совсем друг друга

За четыре за шага!

Снег воронкой завился,

Снег столбушкой поднялся…

Стихия природы уже стала препятствием для красногвардейцев, они не в ней, не с ней, и это вызывает отчаянный вскрик Петьки, обратившегося за помощью к Богу:

Ох, пурга какая, Спасе!

В жуткой пустоте обезлюдевшего мира раздаются только выстрелы и насмешливый вой ветра. Финал поэмы исполнен трагическими контрастами. «Державный шаг» 12-ти не может скрыть их страха. Они охотятся за пустотой. И красный флаг уже не с ними:

Впереди – с кровавым флагом,

И за вьюгой невидим,

И от пули невредим,

Нежной поступью надвьюжной,

Снежной россыпью жемчужной,

В белом венчике из роз –

Впереди – Исус Христос.

Христос появляется в поэме как чудо. Чудо – его чистота в грязном и развороченном мире, чудо – его нежность в этом разгуле ожесточения, чудо – теплота роз в убийственном холоде. Но от потребности чуда добра и красоты не может освободиться человечество.

А. Пушкин «Повести Белкина» «Метель» (повесть)

«Повести Белкина» обнаруживают расхождение природы человека и роли, навязанной ему обществом, которую он готов исполнять. В «Метели» книжная любовь Маши и Владимира оказывается принадлежностью традиции, а не голосом сердца. И потому природа (метель), время, реальные чувства разрушают предрассудки и открывают возможности для истинных чувств. В повести сюжет, разыгранный романтическим воображением Марьи Гавриловны, и подлинные чувства героини расходятся: «Марья Гавриловна была воспитана на французских романах и следственно была влюблена. Предмет, избранный ею, был бедный армейский прапорщик, находившийся в отпуску в своей деревне. Само по себе разумеется, что молодой человек пылал равною страстию… Наши любовники были в переписке и всякий день виделись наедине в сосновой роще или у старой часовни. Там они клялись друг другу в вечной любви, сетовали на судьбу и делали различные предположения. Ирония стиля, комические акценты которого подчеркнуты, вызвана прежде всего надуманностью чувств и поведения героев. Ложность их отношений не замедлит обнаружиться при первом же решительном шаге – побеге. Почему метель развела «влюбленных»? Маша, в сущности, не хочет расстаться с родительским домом и побег совершает только под влиянием романов, и мысль о разлуке с родителями «стесняла ее сердце». Истинные человеческие отношения герои пытаются заменить литературным каноном. Никакого любовного нетерпения у Владимира нет, он даже само похищение поручает «искусству Терешки кучера». Разыгравшаяся метель оказывается сильнее игры Владимира и Маши, думающих, что они вполне серьезны. И наоборот, то, что кажется шутливой игрой, «непростительной ветреностью» и даже «преступной проказой», оказывается истинным движением души. Бурмин, исполняя волю людей, принявших его за Владимира, готов обвенчаться лишь потому, что невеста ему «показалась недурна». И это мимолетное, но искреннее движение оказалось на деле глубоким и чистым. Впоследствии Бурмин влюбится в Марью Гавриловну, легкомысленный гусар окажется способным на глубокое чувство и верность клятве венчания.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

55427. ОСЕННЯЯ ПРОГУЛКА В ЛЕС 585 KB
  Цель: Учить детей слушать и понимать эмоциональное содержание музыки А. Вивальди «Осень»; определять отрывок из музыкального произведения А. Филиппенка «Дождик»; умение слышать звуки, связанные с явлениями окружающего мира (ветер, капли дождя)...
55428. Осенняя прогулка 32 KB
  Психолого-педагогические задачи: расширять представления детей об окружающей природе; развивать художественное восприятие детей; развивать внимание; формировать певческие навыки, умение импровизировать на музыкальных инструментах...
55429. Впровадження педагогічних технологій в навчально-виховний процес з метою формування життєвих компетенцій 92 KB
  Впровадження компетентнісно-орієнтованого підходу в навчальновиховний процес зявляється нова освітня позиція що передбачає заміну учнівських стандартів поняттями компетенція і компетентність. Виділяють наступні види компетенцій: інформаційна компетенція соціокультурна компетенція комунікативна компетенція діяльнісна...
55430. Методика организации коррекционной работы в старших классах общеобразовательной школы 73 KB
  Коррекция ЗУН –- способ преодоления неуспеваемости учащихся Учебный процесс представляет собой сложную динамическую систему в которой в органическом единстве осуществляется взаимосвязанная деятельность учителя преподавание и ученика учение.
55431. «Project Studio Сила» Версия 2.0 11.89 MB
  Производит автоматическую генерацию отчетов распределительной и питающей сети. Сначала происходит открытие схемы распределительной и питающей сети в предварительном окне, где она может быть просмотрена. Далее, есть возможность перенести схемы сетей в чертежи AutoCAD-а.
55432. Роль прокаріотів в природі і житті людини 68 KB
  Мета: Розкрити роль дробянок у природі, значення бактерій у розкладанні органічних речовин, показати значення бактерій в медицині, сільському господарстві; розвивати вміння працювати з текстом підручника, малюнками, додатковою літературою, схемами;...
55433. ПРОПИСЬ ДЛЯ ЛЕВОРУКИХ ДЕТЕЙ 1.75 MB
  ПРОПИСЬ ДЛЯ ЛЕВОРУКИХ ДЕТЕЙ Художники: А. Спешим успокоить вас обыденностью этого явления поэтому мы не будем обсуждать психофизиологические особенности леворуких детей так как по этой проблеме можно найти достаточное количество медицинской и педагогической литературы. Постараемся в доступной форме в четкой и строгой последовательности вместе с вами преодолеть трудности обучения навыкам письма детейлевшей перед поступлением в школу ошибки в написании слов отвратительный почерк неуверенность ребенка перед письмом и т. Праздник начала...
55434. Пропорції та пропорційні величини 128 KB
  Мета. Закріпити та скорегувати знання учнів про пропорції та пропорційні величини. Працювати над виробленням вмінь та навичок розв’язування стандартних задач. Розвивати уяву, абстрактно-логічне мислення. Виховувати працьовитість, почуття гумору, інтерес до вивчення математики.
55435. Відношення і пропорції. Розв’язування задач 4.86 MB
  Мета: освітня: закріпити свідоме розуміння правил знаходження невідомого члена пропорції пропорційної залежності при розв’язуванні задач практичного змісту повторити вивчені способи усних обчислень ввести поняття прямо пропорційні величини і обернено пропорційні величини;...