81778

Образ метели в произведениях отечественной литературы

Доклад

Литература и библиотековедение

Все ее действие развертывается на фоне разгулявшихся природных стихий: Ветер ветер На всем божьем свете Ветер хлесткий гуляет свищет и зол и рад Разыгралась чтойто вьюга ох пурга какая спасе Вьюга долгим смехом Заливается в снегах Очевидно что образы ветра метели романтичны и имеют символический смысл. Ветер ветер На ногах не стоит человек. Ветер ветер На всем Божьем свете. Во второй строфе напор стихии как бы смягчается ее действия становятся не гневны а почти нежны и появляются уменьшительноласкательные...

Русский

2015-02-21

32.93 KB

0 чел.

Образ метели в произведениях отечественной литературы.

А. Блок «Двенадцать» (1918) (поэма)

«Во время и после окончания «Двенадцати» я несколько дней ощущал физически, слухом, большой шум вокруг – шум слитный (вероятно, шум от крушения старого мира).

«…Поэма написана в ту исключительную и всегда короткую пору. Когда проносящийся революционный циклон производит бурю во всех морях – природы, жизни и искусства».

Вот эта «буря во всех морях» и нашла свое сгущенное выражение в поэме. Все ее действие развертывается на фоне разгулявшихся природных стихий:

- Ветер, ветер // На всем божьем свете!

- Ветер хлесткий, «гуляет», «свищет», «и зол и рад»

- Разыгралась чтой-то вьюга

- ох, пурга какая, спасе!

- Вьюга долгим смехом // Заливается в снегах

Очевидно, что образы ветра, метели романтичны и имеют символический смысл.

В первой главе поэмы снежная буря дана в космическом масштабе с беспощадностью контраста красок вселенной: черное и белое. И человек, люди в этой главе не выдерживают этого масштаба действия и представлены жалкими куклами, вызывающими лишь иронию автора. Несовместимость размаха стихии и малых сил людей задана уже в первой строфе:

Черный вечер.

Белый снег.

Ветер, ветер!

На ногах не стоит человек.

Ветер, ветер –

На всем Божьем свете.

Во второй строфе напор стихии как бы смягчается, ее действия становятся не гневны, а почти нежны, и появляются уменьшительно-ласкательные суффиксы в словах; но и это не уменьшает опасности, разновеликости людей и событий:

Завивает ветер

Белый снежок.

Под снежком – ледок.

Скользко, тяжко,

Всякий ходок

Скользит – ах, бедняжка!

Это насмешливое восклицание автора открывает смотр сословий. Ветер издевается над всеми, кто боится его, прячется, хочет приспособиться, остаться в привычном, а не отдаться трагической и великой вьюге революции. Вот старуха, мечтающая лоскут плаката употребить на портянки. Вот длинноволосый вития (поэт), оплакивающий Россию, но не навзрыд, а бормотанием вполголоса, что не свидетельствует о самозабвении. Вот поп, прячущийся от ветра за сугроб, смешной в своей попытке быть незаметной при такой дородности; и буржуй, спрятавший от хлесткого ветра нос в воротник; и барыня в каракуле, которая, рассказывая о своих страданиях, «бац – растянулась!»

Над этой клоунадой старого мира, людьми, цепляющимися за прошлое, бессильными, порой гадкими в своей самовлюбленности и осторожности, презрительно смеется Блок. Без сожалений поэт бросает эти лоскутья прошлого на расправу «черной злобе», « святой злобе» ветра.

Первая глава поэмы – не «балаганчик». Она заканчивается тревожным вопросом: «Что впереди?» И как ответна этот вопрос из свиста ветра и снега появляются двенадцать. Буря обретает с появлением 12-ти красногвардейцев легкость поступи:

Гуляет ветер, порхает снег.

Идут двенадцать человек.

Только в них. В 12-ти, нет страха перед вьюгой революции, только им «ничего не жаль», только эти «ко всему готовы». Это бесстрашие перед стихией, слияние со злым, разрушительным, но справедливым ветром революции и делает их в глазах Блока апостолами нового мира. И все-таки они одни в поэме – слуги справедливости, дети гнева. Они слиты со стихией революции. Блок рад этим сокрушительным силам, которые сметают старый мир.

В 10-ой главе нарастает ощущение слепоты красногвардейцев, их затерянности в обезлюдевшем мире бездорожья:

Разыгралась чтой-то вьюга,

Ой, вьюга, ой, вьюга!

Не видать совсем друг друга

За четыре за шага!

Снег воронкой завился,

Снег столбушкой поднялся…

Стихия природы уже стала препятствием для красногвардейцев, они не в ней, не с ней, и это вызывает отчаянный вскрик Петьки, обратившегося за помощью к Богу:

Ох, пурга какая, Спасе!

В жуткой пустоте обезлюдевшего мира раздаются только выстрелы и насмешливый вой ветра. Финал поэмы исполнен трагическими контрастами. «Державный шаг» 12-ти не может скрыть их страха. Они охотятся за пустотой. И красный флаг уже не с ними:

Впереди – с кровавым флагом,

И за вьюгой невидим,

И от пули невредим,

Нежной поступью надвьюжной,

Снежной россыпью жемчужной,

В белом венчике из роз –

Впереди – Исус Христос.

Христос появляется в поэме как чудо. Чудо – его чистота в грязном и развороченном мире, чудо – его нежность в этом разгуле ожесточения, чудо – теплота роз в убийственном холоде. Но от потребности чуда добра и красоты не может освободиться человечество.

А. Пушкин «Повести Белкина» «Метель» (повесть)

«Повести Белкина» обнаруживают расхождение природы человека и роли, навязанной ему обществом, которую он готов исполнять. В «Метели» книжная любовь Маши и Владимира оказывается принадлежностью традиции, а не голосом сердца. И потому природа (метель), время, реальные чувства разрушают предрассудки и открывают возможности для истинных чувств. В повести сюжет, разыгранный романтическим воображением Марьи Гавриловны, и подлинные чувства героини расходятся: «Марья Гавриловна была воспитана на французских романах и следственно была влюблена. Предмет, избранный ею, был бедный армейский прапорщик, находившийся в отпуску в своей деревне. Само по себе разумеется, что молодой человек пылал равною страстию… Наши любовники были в переписке и всякий день виделись наедине в сосновой роще или у старой часовни. Там они клялись друг другу в вечной любви, сетовали на судьбу и делали различные предположения. Ирония стиля, комические акценты которого подчеркнуты, вызвана прежде всего надуманностью чувств и поведения героев. Ложность их отношений не замедлит обнаружиться при первом же решительном шаге – побеге. Почему метель развела «влюбленных»? Маша, в сущности, не хочет расстаться с родительским домом и побег совершает только под влиянием романов, и мысль о разлуке с родителями «стесняла ее сердце». Истинные человеческие отношения герои пытаются заменить литературным каноном. Никакого любовного нетерпения у Владимира нет, он даже само похищение поручает «искусству Терешки кучера». Разыгравшаяся метель оказывается сильнее игры Владимира и Маши, думающих, что они вполне серьезны. И наоборот, то, что кажется шутливой игрой, «непростительной ветреностью» и даже «преступной проказой», оказывается истинным движением души. Бурмин, исполняя волю людей, принявших его за Владимира, готов обвенчаться лишь потому, что невеста ему «показалась недурна». И это мимолетное, но искреннее движение оказалось на деле глубоким и чистым. Впоследствии Бурмин влюбится в Марью Гавриловну, легкомысленный гусар окажется способным на глубокое чувство и верность клятве венчания.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

75962. Характерные черты становления рыночной экономики в РФ 19.88 KB
  Черты становления рыночной экономики в России: отечественный экономист А. Смирнов на долю частной собственности в экономике России в 1914 г. В России даже в период промышленного подъема 1909 1913 гг. Значительно выросла доля России в мировом промышленном производстве накануне Первой мировой войны она занимала пятое место в мире после США Германии Англии Франции.
75963. Эволюция партийно-политической системы РФ в начале 21 века 18.23 KB
  Резкий рост численности партий. При этом реальное влияние на политический процесс, включая законотворческую деятельность, оказывали не более пяти-шести партий. Как показала практика избирательных кампаний, многие партии изначально создавались для сугубо политтехнологических целей
75964. Беловежские соглашения - исторический смысл и дискуссионные проблемы 19.6 KB
  БЕЛОВЕ́ЖСКИЕ СОГЛАШЕ́НИЯ термин используемый для обозначения соглашения подписанные 8 декабря 1991 высшими руководителями России Белоруссии и Украины о роспуске СССР и образовании Содружества независимых государств СНГ. Смысл: После попытки ГКЧП в августе 1991 реальная власть перешла в руки республиканских правящих элит и президент СССР М. а 5 декабря Кравчук объявил что Украина денонсирует договор 1922 о создании СССР. Тогда Кравчук Ельцин и Шушкевич собрались в Беловежской пуще для решения вопроса о сохранении СССР.
75965. Декларация о государственном суверенитете РСФСР - условия принятия и исторический смысл 17.91 KB
  Декларация о государственном суверенитете РСФСР политикоправовой акт ознаменовавший начало конституционной реформы в РСФСР где суверенитет рассматривается как естественное и необходимое условие существования российской государственности. Условия: Декларация была принята Первым Съездом народных депутатов РСФСР 12 июня 1990 года и подписана Председателем Верховного Совета РСФСР Б. Значение исторический смысл: Помимо провозглашения суверенитета РСФСР и намерения создать демократическое правовое государство в составе обновлённого Союза...
75966. Шоковая терапия и ее исторические последствия 53 KB
  Шоковая терапия - пропагандистское (газетное) название, с легкой руки некоторых публицистов приклеившееся к политике, которую начало проводить, придя к власти, реформаторское правительство Ельцина-Гайдара – политике стабилизации экономики. (попытка России перейти к Рыночной Экономике)
75967. Норманская и антинорманская теории: дискуссия закончена 15.84 KB
  Норманская теория происхождения древнерусского государства: это направление в историографии которое склоняется к тому что варяги и скандинавы норманы стали основателями Киевской Руси то есть первого восточнославянского государства основоположники Бейер и Миллер. Ломоносов подверг уничтожающей критике все основные положения этой антинаучной концепции генезиса Древней Руси. Оно могло происходить не только вследствие тесного общения скандинавов и славян но просто по тому что все первые князья на Руси а значит законная власть...
75968. Русь и Византия. Русь и Степь: система взаимовлияний и неоднозначность трактовок 17.05 KB
  Русь и Степь: система взаимовлияний и неоднозначность трактовок Направления византийского влияния: Византия помогала Руси стать православным государством. Принятие на Руси христианства резко усилило влияние византийской культуры. Крещение Руси по православному обряду ввело киевского князя в круг европейских монархов и позволило использовать типичный для Средневековья способ закрепления дип. Крещение Руси также дало нам славянскую азбуку и приобщило к европейской культурной традиции.
75969. Евразийская идея в российской истории: представители, концепция, критика 18.4 KB
  Евразийское движение родилось в 20-е годы в Европе в среде российской эмигрантской интеллигенции. Само имя движения говорит за себя. Евразийство – это культурно-историческая концепция, в которой Россия рассматривается как Евразия
75970. И.А. Ильин о сущности русской идеи 16.89 KB
  В этих фразах и заключается мысль о том что идея должна быть основана на народных особенностях и только это сможет обеспечить достойную жизнь народа на земле сделает возможным исполнение его исторического призвания. Если же говорить о самой сущности то Ильин утверждает: Русская идея есть идея сердца. Эта идея конечно же корнями уходит в православное христианство которое русский человек принял не от меча не по расчету не страхом и не умственностью а чувством добротою совестью и сердечным созерцанием. Таким образом русская...