81778

Образ метели в произведениях отечественной литературы

Доклад

Литература и библиотековедение

Все ее действие развертывается на фоне разгулявшихся природных стихий: Ветер ветер На всем божьем свете Ветер хлесткий гуляет свищет и зол и рад Разыгралась чтойто вьюга ох пурга какая спасе Вьюга долгим смехом Заливается в снегах Очевидно что образы ветра метели романтичны и имеют символический смысл. Ветер ветер На ногах не стоит человек. Ветер ветер На всем Божьем свете. Во второй строфе напор стихии как бы смягчается ее действия становятся не гневны а почти нежны и появляются уменьшительноласкательные...

Русский

2015-02-21

32.93 KB

0 чел.

Образ метели в произведениях отечественной литературы.

А. Блок «Двенадцать» (1918) (поэма)

«Во время и после окончания «Двенадцати» я несколько дней ощущал физически, слухом, большой шум вокруг – шум слитный (вероятно, шум от крушения старого мира).

«…Поэма написана в ту исключительную и всегда короткую пору. Когда проносящийся революционный циклон производит бурю во всех морях – природы, жизни и искусства».

Вот эта «буря во всех морях» и нашла свое сгущенное выражение в поэме. Все ее действие развертывается на фоне разгулявшихся природных стихий:

- Ветер, ветер // На всем божьем свете!

- Ветер хлесткий, «гуляет», «свищет», «и зол и рад»

- Разыгралась чтой-то вьюга

- ох, пурга какая, спасе!

- Вьюга долгим смехом // Заливается в снегах

Очевидно, что образы ветра, метели романтичны и имеют символический смысл.

В первой главе поэмы снежная буря дана в космическом масштабе с беспощадностью контраста красок вселенной: черное и белое. И человек, люди в этой главе не выдерживают этого масштаба действия и представлены жалкими куклами, вызывающими лишь иронию автора. Несовместимость размаха стихии и малых сил людей задана уже в первой строфе:

Черный вечер.

Белый снег.

Ветер, ветер!

На ногах не стоит человек.

Ветер, ветер –

На всем Божьем свете.

Во второй строфе напор стихии как бы смягчается, ее действия становятся не гневны, а почти нежны, и появляются уменьшительно-ласкательные суффиксы в словах; но и это не уменьшает опасности, разновеликости людей и событий:

Завивает ветер

Белый снежок.

Под снежком – ледок.

Скользко, тяжко,

Всякий ходок

Скользит – ах, бедняжка!

Это насмешливое восклицание автора открывает смотр сословий. Ветер издевается над всеми, кто боится его, прячется, хочет приспособиться, остаться в привычном, а не отдаться трагической и великой вьюге революции. Вот старуха, мечтающая лоскут плаката употребить на портянки. Вот длинноволосый вития (поэт), оплакивающий Россию, но не навзрыд, а бормотанием вполголоса, что не свидетельствует о самозабвении. Вот поп, прячущийся от ветра за сугроб, смешной в своей попытке быть незаметной при такой дородности; и буржуй, спрятавший от хлесткого ветра нос в воротник; и барыня в каракуле, которая, рассказывая о своих страданиях, «бац – растянулась!»

Над этой клоунадой старого мира, людьми, цепляющимися за прошлое, бессильными, порой гадкими в своей самовлюбленности и осторожности, презрительно смеется Блок. Без сожалений поэт бросает эти лоскутья прошлого на расправу «черной злобе», « святой злобе» ветра.

Первая глава поэмы – не «балаганчик». Она заканчивается тревожным вопросом: «Что впереди?» И как ответна этот вопрос из свиста ветра и снега появляются двенадцать. Буря обретает с появлением 12-ти красногвардейцев легкость поступи:

Гуляет ветер, порхает снег.

Идут двенадцать человек.

Только в них. В 12-ти, нет страха перед вьюгой революции, только им «ничего не жаль», только эти «ко всему готовы». Это бесстрашие перед стихией, слияние со злым, разрушительным, но справедливым ветром революции и делает их в глазах Блока апостолами нового мира. И все-таки они одни в поэме – слуги справедливости, дети гнева. Они слиты со стихией революции. Блок рад этим сокрушительным силам, которые сметают старый мир.

В 10-ой главе нарастает ощущение слепоты красногвардейцев, их затерянности в обезлюдевшем мире бездорожья:

Разыгралась чтой-то вьюга,

Ой, вьюга, ой, вьюга!

Не видать совсем друг друга

За четыре за шага!

Снег воронкой завился,

Снег столбушкой поднялся…

Стихия природы уже стала препятствием для красногвардейцев, они не в ней, не с ней, и это вызывает отчаянный вскрик Петьки, обратившегося за помощью к Богу:

Ох, пурга какая, Спасе!

В жуткой пустоте обезлюдевшего мира раздаются только выстрелы и насмешливый вой ветра. Финал поэмы исполнен трагическими контрастами. «Державный шаг» 12-ти не может скрыть их страха. Они охотятся за пустотой. И красный флаг уже не с ними:

Впереди – с кровавым флагом,

И за вьюгой невидим,

И от пули невредим,

Нежной поступью надвьюжной,

Снежной россыпью жемчужной,

В белом венчике из роз –

Впереди – Исус Христос.

Христос появляется в поэме как чудо. Чудо – его чистота в грязном и развороченном мире, чудо – его нежность в этом разгуле ожесточения, чудо – теплота роз в убийственном холоде. Но от потребности чуда добра и красоты не может освободиться человечество.

А. Пушкин «Повести Белкина» «Метель» (повесть)

«Повести Белкина» обнаруживают расхождение природы человека и роли, навязанной ему обществом, которую он готов исполнять. В «Метели» книжная любовь Маши и Владимира оказывается принадлежностью традиции, а не голосом сердца. И потому природа (метель), время, реальные чувства разрушают предрассудки и открывают возможности для истинных чувств. В повести сюжет, разыгранный романтическим воображением Марьи Гавриловны, и подлинные чувства героини расходятся: «Марья Гавриловна была воспитана на французских романах и следственно была влюблена. Предмет, избранный ею, был бедный армейский прапорщик, находившийся в отпуску в своей деревне. Само по себе разумеется, что молодой человек пылал равною страстию… Наши любовники были в переписке и всякий день виделись наедине в сосновой роще или у старой часовни. Там они клялись друг другу в вечной любви, сетовали на судьбу и делали различные предположения. Ирония стиля, комические акценты которого подчеркнуты, вызвана прежде всего надуманностью чувств и поведения героев. Ложность их отношений не замедлит обнаружиться при первом же решительном шаге – побеге. Почему метель развела «влюбленных»? Маша, в сущности, не хочет расстаться с родительским домом и побег совершает только под влиянием романов, и мысль о разлуке с родителями «стесняла ее сердце». Истинные человеческие отношения герои пытаются заменить литературным каноном. Никакого любовного нетерпения у Владимира нет, он даже само похищение поручает «искусству Терешки кучера». Разыгравшаяся метель оказывается сильнее игры Владимира и Маши, думающих, что они вполне серьезны. И наоборот, то, что кажется шутливой игрой, «непростительной ветреностью» и даже «преступной проказой», оказывается истинным движением души. Бурмин, исполняя волю людей, принявших его за Владимира, готов обвенчаться лишь потому, что невеста ему «показалась недурна». И это мимолетное, но искреннее движение оказалось на деле глубоким и чистым. Впоследствии Бурмин влюбится в Марью Гавриловну, легкомысленный гусар окажется способным на глубокое чувство и верность клятве венчания.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

69075. ТЕХНОЛОГІЯ ADO .NET. ВІД’ЄДНАНІ ОБ’ЄКТИ 76.35 KB
  В попередній лекції ми розглядали роботу з даними через приєднані об’єкти, тобто через постійне з’єднання з джерелом даних. Програма відкривала з’єднання з базою даних і не закривала його принаймні до завершення роботи з джерелом даних. В цей час з’єднання з джерелом підтримувалося постійно.
69076. АРХІТЕКТУРА ТА ПРОЕКТУВАННЯ КОМПОНЕНТНИХ СИСТЕМ 153.12 KB
  У попередніх лекціях ми розглядали створення локальних (автономних) Windows-застосунків. В результаті компіляції і збирання застосунку створювався один програмний компонент у формі збірки. У вигляді локальних застосунків розробляють сервісні програми, системні утиліти...
69077. ПРОМІЖНЕ ПРОГРАМНЕ ЗАБЕЗПЕЧЕННЯ 144.91 KB
  Важливу роль у створенні кросплатформних програмних систем відіграють додаткові загальносистемні програмні засоби, які вирішують завдання взаємодії та інтеграції компонентів. Ці засоби розміщуються між рівнем операційної системи (ОС) і рівнем прикладного програмного забезпечення...
69078. РОЗПОДІЛЕНІ МОДЕЛІ ПРОМІЖНОГО РІВНЯ ДЛЯ WINDOWS 254.25 KB
  Друга рання модель, про яку говорилося в лекції 2, заснована на віддалених викликах процедур (Remote Procedure Calls, RPC). У цій моделі акцент робиться на приховуванні мережевого обміну за рахунок того, що процесу дозволяється викликати процедури, реалізація яких знаходиться на віддаленій машині.
69079. КОМПОНЕНТНА МОДЕЛЬ CORBA 118.86 KB
  CORBA (Common Object Request Broker Architecture) - це набір відкритих специфікацій інтерфейсів, що визначає архітектуру технології міжпроцесної взаємодії і незалежного маніпулювання об'єктами. Розробниками технології інтерфейсів є OMG і X/Open.
69080. Технологія EJB для побудови розподілених систем 66.54 KB
  JavaBeans забезпечують основу для багаторазово використовуваних і модульних компонентів ПЗ. Компоненти JavaBeans можуть приймати різні форми, але найбільш широко вони використовуються в елементах графічного інтерфейсу користувача (на стороні клієнта).
69081. КОМПОНЕНТНА ІДЕОЛОГІЯ 207.5 KB
  Крос-платформними можна назвати більшість сучасних мов програмування високого рівня. Наприклад, C, С++ і Object Pascal — крос-платформні мови на рівні компіляції, тобто для цих мов є компілятори під різні платформи. Java і C# — крос-платформні мови на рівні виконання, тобто їх виконувані файли...
69082. СТРАТЕГІЇ ІНТЕГРАЦІЇ ПРОГРАМНОГО ЗАБЕЗПЕЧЕННЯ 174.41 KB
  Модульність — принцип організації великих систем у вигляді наборів підсистем, модулів або компонентів. Цей принцип наказує організовувати складну систему у вигляді набору простіших систем — модулів, що взаємодіють один з одним через чітко визначені інтерфейси.
69083. Розробка та збирання компонентів типу Windows Forms 148.18 KB
  Для компілятора – це збірка (Assembly). Рішення може складатися з одного або кількох проектів. Кожний проект може складатися з кількох форм і інших файлів, рисунків, ресурсів, маніфесту (опису збірки). Відкомпільована збірка є готовим до використання компонентом.