8180

Педагогика: предмет, категории, структура

Лекция

Педагогика и дидактика

Педагогика: предмет, категории, структура Вступление: структура курса, учебные требования ПЛАН Педагогика как наука и искусство. Основные категории педагогической науки. Связь педагогики с другими науками. Система педагогических наук ЛИТЕРАТУРА Подл...

Русский

2013-02-06

88.54 KB

7 чел.

Педагогика: предмет, категории, структура

Вступление: структура курса, учебные требования

ПЛАН

  1. Педагогика как наука и искусство.
  2. Основные категории педагогической науки.
  3. Связь педагогики с другими науками.
  4. Система педагогических наук

ЛИТЕРАТУРА

  1. Подласый И.П. Педагогика. М., 1996 и 2000 г.г.
  2. Лихачев Б.Т. Педагогика. М., 1992
  3. Харламов И.Ф. Педагогика. М, 1990 и 2000 г.г.
  4. Стефановская Т.А. Педагогика: наука и искусство. М., 98
  5. Психолого-педагогический словарь для учителей  и рук. Ростов н/Д.,98
  6. Смирнов В.И. Общая педагогика в тезисах, дефинициях, иллюстрациях. – М.: 1999.
  7. Подласый И.П. Педагогика: 100 вопросов – 100 ответов. М., 2001

Дополнительная литература: педагогические сочинения выдающихся деятелей культуры и искусства, мемуарная литература.

Педагогика как наука и искусство.

 Педагогика определяется как наука о воспитании. А что же такое воспитание? Попробуем обратиться к этимологии слов, обозначающих педагогический процесс. По-гречески педагог – «ведущий ребенка». Так называлось занятие раба, которому поручали водить мальчиков к учителям. По-русски воспитывать – значит кормить, насыщать. Такое же значение у старославянского понятия пестовать. По-белорусски «выхаванне» явно намекает на формирование способности сохраниться, сохранить свою жизнь, здоровье, самобытность в сложном и, очевидно, агрессивном мире.

Обратимся к трактовке интересующего нас процесса в современной поэзии.

И.Сельвинский

ЛЕСНАЯ БЫЛЬ

В роще убили белку,

Была эта белка мать.

Остались бельчата мелкие,

Что могут они понимать?

Сели в кружок и заплакали.

Но старшая, векша лесная,

Сказала мудро, как мать:

-Знаете что? Я знаю:

Давайте будем линять!

Мама всегда так делала.

(1960)

                                              И.Губерман. (Из гариков)

Сперва, резвясь на жизненном просторе,

мы глупы, словно молодость сама;

умнеем после первого же горя,

а после терпим горе от ума.

Что общего в этих процессах? Что успели приобрести бельчата, и что приобретаем мы с вами, переживая несчастья? (жизненный опыт)

Итак, процесс воспитания можно определить как процесс передачи жизненного опыта. Современная педагогика трактует воспитание как процесс передачи социального опыта от старших поколений к младшим (т.е. процесс социального самовоспроизводства общества).

Зачем нужна такая передача? Почему младшее поколение часто противится этому процессу? Как сделать этот процесс комфортным для обеих сторон – воспитателя  и воспитанника? Как сделать процесс передачи опыта максимально эффективным, т.е. экономным по временным, материальным, психологическим затратам? Почему в процессе воспитания педагоги нередко получают совсем не те результаты, на которые рассчитывали?

На эти и многие другие вопросы ищет ответы педагогика.

Педагогика как наука считает процесс воспитания  поддающимся

Объясните значение этих процессов для практики. Приведите примеры

наблюдению

изучению

проектированию

контролю

Таким образом, педагогический процесс с точки зрения педагогики как науки является познаваемым. Для его описания педагогика использует ряд специальных терминов – категорий. Педагогические процессы изучаются с целью воспроизведения и получения заранее прогнозируемых результатов. Проверка результатов педагогической деятельности представляет собой сложную и активно исследуемую проблему.

Почему же возможен вопрос об отнесении педагогики к искусству?

Проведем эксперимент. Вспомните, кто оказал решающее влияние на ваш профессиональный выбор? Не правда ли, это влияние с полным правом можно назвать педагогическим? А теперь поднимите, пожалуйста, руки те, у кого человек, о котором вы сейчас вспоминаете, является профессиональным педагогом. С высокой степенью вероятности можно предположить, что профессионалы выстраивали свои действия обдуманно и целенаправленно. А как действовали остальные? Вы, вероятно, согласитесь, что их интуитивные действия были, в конечном счете, вполне эффективными. Именно интуитивный, как правило, конкретно-образный характер спонтанных педагогических действий, иногда приводящий к важным педагогическим открытиям, позволяет говорить об этой отрасли человеческой деятельности и как об искусстве.

Итак, педагогические процессы располагаются не только в сфере науки, но и в сфере искусства, поскольку

  1. нередко они протекают неосознанно.
  2. Опыт поколений накапливается не только в научной, но и в образной форме (от «Сороки-вороны» до «Тимура и его команды»).
  3. Иногда происходят интуитивные открытия (например, «опорные сигналы» Шаталина не что иное, как легализованная шпаргалка).

Основные категории педагогической науки

Философия определяет педагогику как категорию вечную и всеобщую:

  1. Воспитание, как процесс передачи опыта существует – как мы убедились – и у высших животных. Следовательно. Как тип деятельности воспитание даже старше чем homo sapiens.
  2. Термин возник в Древней Греции ок.V в до н.э.
  3.  До XVI-начала XVII в.в. педагогика как наука является частью философии, не выделена из общегуманитарных знаний.
  4. В настоящее время термин оспаривается в силу архаизма и размытости понятия (на Западе изучают отдельные отрасли педагогических знаний).
  5. Воспитание как процесс свойственно любой ступени развития общества и любому этапу индивидуального развития.
  6. Воспитание имеет конкретно исторический характер, поскольку, как мы уже говорили, является в некотором смысле актом социального самовоспроизводства общества.

Основные категории педагогической науки:

ВОСПИТАНИЕ – в широком смысле – передача жизненного опыта;

  1. в узком смысле - формирование духовной сферы личности, привычек и навыков поведения в обществе.

ОБРАЗОВАНИЕ – (Говорят, образование – это то, что остается, когда все

выученное уже забыто. Что же остается? Система представлений, т.е. системное мышление) Следовательно,

образование – это процесс овладения учащимися системой знаний, умений и навыков, необходимых для жизни и разнообразной деятельности.

ОБУЧЕНИЕ – процесс взаимодействия учителя и ученика.

РАЗВИТИЕ – создание благоприятных условий для актуализации природных способностей и склонностей

ФОРМИРОВАНИЕ – педагогические действия по созданию динамических стереотипов в интеллектуальной и нравственой сферах

САМООБРАЗОВАНИЕ И САМОВОСПИТАНИЕ – педагогические

процессы, протекающие без непосредственного участия педагога (опосредованно в роли педагога выступают как реальные, так и вымышленные личности)


Связь педагогики с другими науками.

Человек – существо био-социальное. Педагогика тесно связана со многими отраслями знаний, она пользуется данными иных наук о человеке, рассматривая их прикладные аспекты сквозь призму своих целей.

Науки о человеке как социальном существе

Науки о человеке как биологическом существе

Точные науки, техника

История

Философия

Психология

Социология

Искусствознание

Этнография

Экономика

Политология

Религиоведение

И т.д.

Биология

Медицина

(анатомия

физиология

мед.психология

радиология

и т.д.)

Математика

статистика

Т С О

Технич. ср-ва фиксации:

кино-, фото-,

звуко-,

видеозапись

этнопедагогика

История педагогики

Общая педагогика

Система педагогических наук

Сравнительная педагогика

    

   

Педагогика семьи

Дошколь-ная пед-ка

Профессиональная педагогика

Школо-ведение

дефектология

 

     дидактика

Педагогика высшей  школы

                            логопедия                                    тифлопедагогика

               сурдопедагогика

                теория                                             олигофренпедагогика

 и  практика  воспитания

учебной и

познавательной

деятельности

досуговой деятельности

физкультуры и спорта

социальной  деятельности

труда

искусства



 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

1144. Зависимость электропроводности полупроводников от напряженности электрического поля 447.5 KB
  Исследование влияния сильных электрических полей на электропроводность материала варистора. Зависимость проводимости от внешнего электрического поля (экстраполяция по первым и последним четырем точкам).
1145. Управление преобразователем частоты Altivar 58 с помощью интеллектуального реле Zelio Logic 111.5 KB
  Ознакомится с описанием ПЧ Altivar 58 и интеллектуальным реле Zelio Logic используя инструкции фирмы изготовителя. Выполнить настройку параметров ПЧ согласно заданию, сохранить настройки в файле. Проверить работу системы электропривода во всех режимах, при необходимости внести изменения в программу.
1146. Проектирование водопровода и канализация пятиэтажного двухсекционного жилого дома 292 KB
  Характеристика пятиэтажного двухсекционного жилого дома. Определение расхода воды на участках водопроводной сети. Гидравлический расчет сети холодного водопровода. Выбор системы и схемы канализации. Определение начального заглубления сети дворовой канализации...
1147. Реализация программного продукта Система покупки билетов онлайн 460.5 KB
  Описание состава команды, и выполненные работы по ролям. ER-диаграмма базы данных с подробным описанием. Блок-схема одного из алгоритма данного программного продукта. Описание процесса тестирования: сценарий тестирования, входные данные тестов, выходные данные тестов.
1148. Разработка информационно аналитической системы Театр с использованием технологии объектно-ориентированного программирования 451.5 KB
  Данная программа реализует режимы учета спектаклей и участвующих в них актеров в зависимости от вида, стоимости билетов, количества оставшихся и проданных билетов, даты, анализа спектаклей и концертов по популярности.
1149. Выявление особенностей финансово-экономического развития ЗАО Аргументы и факты 348 KB
  Общая информация об организации и анализ внутренней среды ЗАО Аргументы и факты. Анализ внешней макросреды. Конъюнктура рынка. Анализ финансово-экономического положения ЗАО Аргументы и факты Анализ внешнего микроокружения ЗАО Аргументы и факты
1150. Табулирование трансцендентных функций 460 KB
  Изучение и сравнение различных способов приближенного вычисления заданной функции. Вычисление погрешности интерполирования. Корни полинома Чебышева. Построение графиков погрешностей. Вычисление интегралов с помощью формулы трапеций.
1151. Субмаринная разрузка пресных подземных вод 285 KB
  Технические средства системы поиска субмаринных источников. Технические средства системы управления волновой энергоустановки. Описание алгоритма поиска субмаринных источников. Волнонасос поршневого типа. Гидротурбина с радиально-осевым приводом.
1152. Преобразование Хартли и Габора, косинусное преобразование 74 KB
  Непрерывное и дискретное преобразование Хартли. Непрерывное преобразование Габора. Непрерывное и дискретное косинусное преобразование.