8180

Педагогика: предмет, категории, структура

Лекция

Педагогика и дидактика

Педагогика: предмет, категории, структура Вступление: структура курса, учебные требования ПЛАН Педагогика как наука и искусство. Основные категории педагогической науки. Связь педагогики с другими науками. Система педагогических наук ЛИТЕРАТУРА Подл...

Русский

2013-02-06

88.54 KB

6 чел.

Педагогика: предмет, категории, структура

Вступление: структура курса, учебные требования

ПЛАН

  1. Педагогика как наука и искусство.
  2. Основные категории педагогической науки.
  3. Связь педагогики с другими науками.
  4. Система педагогических наук

ЛИТЕРАТУРА

  1. Подласый И.П. Педагогика. М., 1996 и 2000 г.г.
  2. Лихачев Б.Т. Педагогика. М., 1992
  3. Харламов И.Ф. Педагогика. М, 1990 и 2000 г.г.
  4. Стефановская Т.А. Педагогика: наука и искусство. М., 98
  5. Психолого-педагогический словарь для учителей  и рук. Ростов н/Д.,98
  6. Смирнов В.И. Общая педагогика в тезисах, дефинициях, иллюстрациях. – М.: 1999.
  7. Подласый И.П. Педагогика: 100 вопросов – 100 ответов. М., 2001

Дополнительная литература: педагогические сочинения выдающихся деятелей культуры и искусства, мемуарная литература.

Педагогика как наука и искусство.

 Педагогика определяется как наука о воспитании. А что же такое воспитание? Попробуем обратиться к этимологии слов, обозначающих педагогический процесс. По-гречески педагог – «ведущий ребенка». Так называлось занятие раба, которому поручали водить мальчиков к учителям. По-русски воспитывать – значит кормить, насыщать. Такое же значение у старославянского понятия пестовать. По-белорусски «выхаванне» явно намекает на формирование способности сохраниться, сохранить свою жизнь, здоровье, самобытность в сложном и, очевидно, агрессивном мире.

Обратимся к трактовке интересующего нас процесса в современной поэзии.

И.Сельвинский

ЛЕСНАЯ БЫЛЬ

В роще убили белку,

Была эта белка мать.

Остались бельчата мелкие,

Что могут они понимать?

Сели в кружок и заплакали.

Но старшая, векша лесная,

Сказала мудро, как мать:

-Знаете что? Я знаю:

Давайте будем линять!

Мама всегда так делала.

(1960)

                                              И.Губерман. (Из гариков)

Сперва, резвясь на жизненном просторе,

мы глупы, словно молодость сама;

умнеем после первого же горя,

а после терпим горе от ума.

Что общего в этих процессах? Что успели приобрести бельчата, и что приобретаем мы с вами, переживая несчастья? (жизненный опыт)

Итак, процесс воспитания можно определить как процесс передачи жизненного опыта. Современная педагогика трактует воспитание как процесс передачи социального опыта от старших поколений к младшим (т.е. процесс социального самовоспроизводства общества).

Зачем нужна такая передача? Почему младшее поколение часто противится этому процессу? Как сделать этот процесс комфортным для обеих сторон – воспитателя  и воспитанника? Как сделать процесс передачи опыта максимально эффективным, т.е. экономным по временным, материальным, психологическим затратам? Почему в процессе воспитания педагоги нередко получают совсем не те результаты, на которые рассчитывали?

На эти и многие другие вопросы ищет ответы педагогика.

Педагогика как наука считает процесс воспитания  поддающимся

Объясните значение этих процессов для практики. Приведите примеры

наблюдению

изучению

проектированию

контролю

Таким образом, педагогический процесс с точки зрения педагогики как науки является познаваемым. Для его описания педагогика использует ряд специальных терминов – категорий. Педагогические процессы изучаются с целью воспроизведения и получения заранее прогнозируемых результатов. Проверка результатов педагогической деятельности представляет собой сложную и активно исследуемую проблему.

Почему же возможен вопрос об отнесении педагогики к искусству?

Проведем эксперимент. Вспомните, кто оказал решающее влияние на ваш профессиональный выбор? Не правда ли, это влияние с полным правом можно назвать педагогическим? А теперь поднимите, пожалуйста, руки те, у кого человек, о котором вы сейчас вспоминаете, является профессиональным педагогом. С высокой степенью вероятности можно предположить, что профессионалы выстраивали свои действия обдуманно и целенаправленно. А как действовали остальные? Вы, вероятно, согласитесь, что их интуитивные действия были, в конечном счете, вполне эффективными. Именно интуитивный, как правило, конкретно-образный характер спонтанных педагогических действий, иногда приводящий к важным педагогическим открытиям, позволяет говорить об этой отрасли человеческой деятельности и как об искусстве.

Итак, педагогические процессы располагаются не только в сфере науки, но и в сфере искусства, поскольку

  1. нередко они протекают неосознанно.
  2. Опыт поколений накапливается не только в научной, но и в образной форме (от «Сороки-вороны» до «Тимура и его команды»).
  3. Иногда происходят интуитивные открытия (например, «опорные сигналы» Шаталина не что иное, как легализованная шпаргалка).

Основные категории педагогической науки

Философия определяет педагогику как категорию вечную и всеобщую:

  1. Воспитание, как процесс передачи опыта существует – как мы убедились – и у высших животных. Следовательно. Как тип деятельности воспитание даже старше чем homo sapiens.
  2. Термин возник в Древней Греции ок.V в до н.э.
  3.  До XVI-начала XVII в.в. педагогика как наука является частью философии, не выделена из общегуманитарных знаний.
  4. В настоящее время термин оспаривается в силу архаизма и размытости понятия (на Западе изучают отдельные отрасли педагогических знаний).
  5. Воспитание как процесс свойственно любой ступени развития общества и любому этапу индивидуального развития.
  6. Воспитание имеет конкретно исторический характер, поскольку, как мы уже говорили, является в некотором смысле актом социального самовоспроизводства общества.

Основные категории педагогической науки:

ВОСПИТАНИЕ – в широком смысле – передача жизненного опыта;

  1. в узком смысле - формирование духовной сферы личности, привычек и навыков поведения в обществе.

ОБРАЗОВАНИЕ – (Говорят, образование – это то, что остается, когда все

выученное уже забыто. Что же остается? Система представлений, т.е. системное мышление) Следовательно,

образование – это процесс овладения учащимися системой знаний, умений и навыков, необходимых для жизни и разнообразной деятельности.

ОБУЧЕНИЕ – процесс взаимодействия учителя и ученика.

РАЗВИТИЕ – создание благоприятных условий для актуализации природных способностей и склонностей

ФОРМИРОВАНИЕ – педагогические действия по созданию динамических стереотипов в интеллектуальной и нравственой сферах

САМООБРАЗОВАНИЕ И САМОВОСПИТАНИЕ – педагогические

процессы, протекающие без непосредственного участия педагога (опосредованно в роли педагога выступают как реальные, так и вымышленные личности)


Связь педагогики с другими науками.

Человек – существо био-социальное. Педагогика тесно связана со многими отраслями знаний, она пользуется данными иных наук о человеке, рассматривая их прикладные аспекты сквозь призму своих целей.

Науки о человеке как социальном существе

Науки о человеке как биологическом существе

Точные науки, техника

История

Философия

Психология

Социология

Искусствознание

Этнография

Экономика

Политология

Религиоведение

И т.д.

Биология

Медицина

(анатомия

физиология

мед.психология

радиология

и т.д.)

Математика

статистика

Т С О

Технич. ср-ва фиксации:

кино-, фото-,

звуко-,

видеозапись

этнопедагогика

История педагогики

Общая педагогика

Система педагогических наук

Сравнительная педагогика

    

   

Педагогика семьи

Дошколь-ная пед-ка

Профессиональная педагогика

Школо-ведение

дефектология

 

     дидактика

Педагогика высшей  школы

                            логопедия                                    тифлопедагогика

               сурдопедагогика

                теория                                             олигофренпедагогика

 и  практика  воспитания

учебной и

познавательной

деятельности

досуговой деятельности

физкультуры и спорта

социальной  деятельности

труда

искусства



 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

51002. Основні тенденції розвитку країни Австралія в міжнародному економічному інтеграційному простору 138.01 KB
  Базою міжнародної економіки є теорія ринкової економіки, мікро- і макроекономіка. Поєднання їх з прикладними економічними дисциплінами, такими, як міжнародний маркетинг, фінанси, облік тощо, дало змогу створити універсальну теорію міжнародної відкритої економіки
51004. Проектирование вторичного источника электропитания 3.83 MB
  Изучить структуру и основные типы промышленных источников питания. По заданию составить структурную схему ИП, рассчитать и выбрать основные элементы: общая компоновка, трансформатор или преобразователь, выпрямитель, фильтр, электронный стабилитрон. Составить общую электрическую схему ИП и рассмотреть принцип действия его элементов...
51005. Изучение газовых законов. Определение показателя адиабаты и политропы 55 KB
  Цель работы: изучение газовых законов, опытное определение показателя адиабаты и политропы воздуха. Приборы и принадлежности: баллон, манометр, насос Камовского.
51007. Изучение распределения Больцмана 44 KB
  Цель работы: изучение распределения Больцмана определение постоянной Больцмана. Компьютер выдал: Вывод: изучили распределение Больцмана определили постоянную Больцмана.