8181

Проблема целей воспитания в педагогике

Доклад

Педагогика и дидактика

Проблема целей воспитания в педагогике. Историческая динамика целей воспитания. Человеческое общество в своей практической воспитательной деятельности всегда преследует определенные цели - даже если они не осознаются на уровне общественного соз...

Русский

2013-02-06

17.26 KB

3 чел.

Проблема целей воспитания в педагогике.

Историческая динамика целей воспитания.

Человеческое общество в своей практической воспитательной деятельности всегда преследует определенные цели – даже если они не осознаются на уровне общественного сознания. Рассмотрим это на примере нескольких этапов истории человечества.

ЭПОХА

ЦЕЛЬ

СРЕДСТВА

Первобытное общество

Выживание  в условиях противоборства с дикой природой

«Искусственный» отсев слабых – инициации; культ функцио-нальных характеристик (первобытные «Венеры»)

Античность

В Спарте – воспитание воина-захватчика.

Жесткость отбора, жестокость общественного воспитания, жестокие эксперименты по выявлению лидеров

В Афинах – идеи совершенного государства для совершенного человека

Впервые (хотя и на весьма ограниченном социальном пространстве) осуществляется попытка воспитания гармо-нически развитой личности

Средневековье

Дуализм сознания приводит к распаду воспитания на религиозное и светское

Два основных типа воспитания осуществляются в рамках двух не совпадающих вариантов содержания образования

Возрождение

Воспитание в соответ-ствии с новыми иде-алами общества: гармо-ничность, предприим-чивость, оптимизм

Возникновение университетов. Рост интереса к уникальной личности педагога. Поощрение самообразования.

Просвещение

Воспитание гражданина, ставящего общественные интересы выше личных

Просвещение максимально широких слоев населения: обеспечение всеобщей грамотности, образование женщин

Индустриаль-ная революция

Разработка разноуров-невых взаимосвязанных систем образования и воспитания

Поиски адекватного для каждого уровня содержания, форм и методов. Активизация изучения психологии детства

Социальная эволюция постиндустри-ального общества

Поиски модели саморазвивающегося общества

и гармоничной личности в нем

Осознание неизбежной динамики целей и средств воспитания теоретиками и практиками педагогического процесса

Интересно сравнить законодательно оформленные цели воспитания двух наиболее интенсивно развивавшихся в ХХ веке стран США и Японии. По решению Конгресса США цель воспитания в этой стране:

  1.  хороший гражданин,
  2.  хороший семьянин,
  3.  хороший труженик.

Японское правительство выработало не столь чеканную, зато отвечающую важнейшим тенденциям национальной идеологии формулу:

  1.  Человек, открытый мировому опыту, но ориентирующийся на национальные духовные ценности.

Анализируя взаимосвязь целей и средств воспитания и их зависимость от своеобразия исторической эпохи, мы вплотную подошли к важнейшим закономерностям воспитания.

ЗАКОНОМЕРНОСТИ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА позволяют понять сущность и взаимосвязь педагогических явлений, выявить типичные ошибки воспитания и предложить пути их преодоления.

  1. Связь воспитания и социальной системы: характер воспитания в конкретных исторических условиях определяется потребностями общества.
  2. Процесс воспитания определяется и взаимообусловливается развитием личности. Целесообразно воздействовать на актуальные зоны развития: «не плестись в хвосте психического развития ребенка, а, забегая вперед этого развития, вести его за собой, целенаправлять, организовывать его, управлять им».(Л.С.Выготский).
  3. Связь воспитания и деятельности: воспитывать – значит включать ребенка в различные виды деятельности.
  4. Взаимосвязь деятельности воспитателя и воспитанников; в т.ч. влияние на процесс воспитания межличностного общения.
  5. Преемственность и взаимосвязь между частными процессами и субъектами воспитания в целостном педагогическом процессе.

 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

70044. МОРФОЛОГИЧЕСКИЕ НОРМЫ РУССКОГО ЛИТЕРАТУРНОГО ЯЗЫКА 43.34 KB
  Морфология это систематизированная совокупность форм слов парадигм склонения спряжения а также правил их употребления и одновременно это раздел грамматики который изучает и описывает эти формы правила.
70045. Стратегии порождения научных знаний 29 KB
  Иными словами элементы предпосылки ростки будущей науки формировались в недрах другой духовной системы но они еще не выделялись из них как автономное самостоятельное целое. Действительно предпосылки науки создавались в древневосточных цивилизациях Египте Вавилоне Индии Китае...
70047. Теория потребительского спроса 240 KB
  Эластичность спроса и предложения: содержание виды практическое применение. Различают рыночный и индивидуальный спрос а также понятия величина спроса и сам спрос рис. Величина спроса Q d –это то количество товаров которое покупатель способен приобрести по определенной цене в данный момент...
70049. Философия познания Ф.Бэкона и ее значение для превращения преднауки в науку 42 KB
  Бэкон дал философское обоснование нового взгляда на цель и предназначение науки разработал основные принципы индуктивного метода исследования. Бэконовский афоризм Знание сила в течение трех веков является символом науки. Бэкон предпринимает Великое восстановление наук в книге...
70051. Дискуссии о предмете социальной психологии в отечественной науке 55 KB
  Дискуссии о предмете социальной психологии в отечественной науке. В истории Отечественной социальной психологии можно выделить два этапа этой дискуссии: 20е гг. Оба эти этапа имеют не только исторический интерес но и помогают более глубоко понять место социальной психологии...
70052. Общение как восприятие людьми друг друга в процессе социального взаимодействия 57 KB
  Брунер для обозначения факта социальной обусловленности восприятия его зависимости не только от характеристик объекта но и от прошлого опыта субъекта его целей намерений от значимости ситуаций. Социальными психологами установлено что восприятие социальных объектов качественно отличается...