81838

Классификация транспортных узлов по функциональным признакам

Доклад

Логистика и транспорт

В отношении географического фактора узлы могут располагаться на территории где отсутствуют море и судоходные реки или на берегах указанных водоемов; на конструкции узлов оказывает влияние характер производительных сил род промышленности: добывающая обрабатывающая смешанная; наконец существенное влияние на конструкцию узлов оказывают размеры местных пассажирских перевозок. В этом отношении они могут быть подразделены на узлы: с одной станцией тупиковые треугольные крестообразные с последовательным расположением станций с...

Русский

2015-02-22

26.65 KB

7 чел.

Классификация транспортных узлов по функциональным признакам

Железнодорожным узлом называют пункт слияния или пересечения нескольких линий, а также группу станций, расположенных на одной линии, связанных общим технологическим процессом, в котором, помимо операций, обычных для участковых и других станций, осуществляют: пропуск сквозных грузовых и пассажирских поездов с одной линии на другую; передачу групп вагонов, следующих с переработкой на станции прилегающих участков и специализированные станции, расположенные в данном пункте; сортировку вагонов по примыкающим направлениям, а также пересадку пассажиров.

Правильное направление капиталовложений в развитие железнодорожных узлов может быть обеспечено только при наличии четкой их классификации, построенной на функциональных признаках, учитывающих экономико-географические особенности конкретного пункта и его геометрические формы (схемы). Основными функциональными признаками железнодорожных узлов можно считать характер потоков — транзитная и местная грузовая работа, наличие перегрузочных операций с одного вида транспорта на другой и т. п.; в отношении географического фактора узлы могут располагаться на территории, где отсутствуют море и судоходные реки, или на берегах указанных водоемов; на конструкции узлов оказывает влияние характер производительных сил — род промышленности: добывающая, обрабатывающая, смешанная; наконец существенное влияние на конструкцию узлов оказывают размеры местных пассажирских перевозок.

Приемы проектирования схем железнодорожных узлов в значительной мере зависят от их геометрических форм. В этом отношении они могут быть подразделены на узлы: с одной станцией, тупиковые, треугольные, крестообразные, с последовательным расположением станций, с параллельными ходами, радиальные, кольцевые и полукольцевые.

Ориентируясь на приведенные классификационные признаки и принимая их во внимание при анализе, в качестве обобщенной, классификация железнодорожных узлов в данной работе принята следующая:

-Транзитные узлы.

-Узлы с большой местной и транзитной работой.

-Узлы с большой местной работой, расположенные на берегах судоходных рек.

-Узлы с морскими портами.

-Железнодорожные промышленные узлы.

В числе узлов второй, третьей и четвертой групп принято выделять узлы крупнейших мировых центров.

Наличие и взаимодействие в одном пункте нескольких видов транспорта привело к необходимости установить также понятие о транспортном узле. Институтом комплексных транспортных проблем принята следующая редакция этого понятия: «Транспортным узлом называется комплекс транспортных устройств в пункте стыка нескольких видов транспорта (в том числе двух видов магистрального), совместно выполняющих операции по обслуживанию транзитных, местных и городских перевозок грузов и пассажиров». Эта редакция представляется достаточно исчерпывающей. Однако и здесь имеется одно недоразумение: дело в том, что в специальной литературе по городскому и автомобильному транспорту под транспортным узлом не без основания понимают пункты развязки потоков в городах и на пересечениях автомобильных магистралей вне городов. В связи с этим для нашего случая, видимо, больше может подойти название, применяемое в Постоянной комиссии по транспорту Академии наук СССР, — общетранспортный узел.

Транспортные узлы могут быть в основном классифицированы аналогично железнодорожным. Имея в виду их многофункциональность, по характеру

эксплуатационной работы они разбиваются на три группы: узлы, обслуживающие преимущественно транзитные пассажирские и грузовые потоки; узлы, выполняющие, помимо транзитной, большую местную работу, и узлы конечные, в которых транзитные потоки отсутствуют. По численности населения, географическому положению, характеру производительных сил классификация аналогична классификации железнодорожных узлов, а по геометрическому построению транспортные узлы подразделяются на тупиковые, вытянутые,. радиальные, радиально-кольцевые и полукольцевые. Особую категорию составляют узлы крупнейших мировых центров.