81845

Себестоимость перевозок, особенности определения и различия по видам транспорта

Доклад

Логистика и транспорт

Наибольшее влияние на нее оказывают следующие факторы: объем и дальность перевозок густота перевозок на 1 км линии грузоподъемность или пассажировместимость подвижного состава вагонов судов автомобилей автобусов самолетов и т. Особенно заметно повышение себестоимости грузовых перевозок на железнодорожном морском и речном транспорте. Повышение себестоимости перевозок обусловлено в основном повышением уровня заработной платы и оптовых цен на топливо подвижной состав машины оборудование и другие материалы.

Русский

2015-02-22

27.43 KB

4 чел.

Себестоимость перевозок, особенности определения и различия по видам транспорта

Этот показатель представляет собой удельную величину расходов, приходящихся на единицу транспортной работы. Ее измеряют в приведенных тонно-километрах. На разных видах транспорта коэффициент приведения тонно-километров и пассажиро-километров различен и зависит от сложившегося соотношения затрат. Так, на железнодорожном, речном и морском транспорте 1 пассажиро-км= 1 т-км, на автомобильном — 4 пассажиро-км=1 т-км, на воздушном—10 пассажиро-км= 1 т-км. В соответствии с этими соотношениями и определяется средневзвешенная величина себестоимости 1 или 10 приведенных т-км. Наибольшее влияние на нее оказывают следующие факторы: объем и дальность перевозок, густота перевозок на 1 км линии, грузоподъемность или пассажировместимость подвижного состава (вагонов, судов, автомобилей, автобусов, самолетов и т. п.), к. п. д. тяговых средств, удельное сопротивление движению, расход топлива, металла, рабочей силы, доля порожнего пробега, продолжительность работы в течение года, суток, рельеф местности, климат и др. При наблюдаемой с начала 50-х годов тенденции к постоянному снижению величины себестоимости за последние годы она почти на всех видах транспорта повысилась. Особенно заметно повышение себестоимости грузовых перевозок на железнодорожном, морском и речном транспорте. Повышение себестоимости перевозок обусловлено в основном повышением уровня заработной платы и оптовых цен на топливо, подвижной состав, машины, оборудование и другие материалы. Особенно сказалась на себестоимости перевозок техническая реконструкция, проводимая на всех видах транспорта (внедрение новых мощных тепловозов и электровозов, автомобилей повышенной грузоподъемности и проходимости, мощных речных и морских судов, в том числе атомных, широкое строительство автомобильных дорог, трубопроводов большого диаметра). Это объясняется следующими особенностями структуры расходов, включаемых в себестоимость перевозок на разных видах транспорта. На речном и автомобильном транспорте в себестоимости перевозок не отражены расходы на содержание путевого хозяйства (дорожная составляющая). На железнодорожном транспорте эти расходы входят в себестоимость перевозок и составляют примерно 12—15% ее абсолютной величины. На речном транспорте в себестоимость перевозок не включают расходы на формирование плотов и на погрузочно-разгрузочные работы. На железных дорогах расходы на, маневровую и погрузочно-разгрузочные работы, выполняемые средствами дорог,— составная часть себестоимости перевозок. На морском флоте не учитывают расходы фрахтованного флота и затраты на работу ледоколов. В гражданской авиации все издержки, связанные с выполнением погрузочно-разгрузочных работ, входят в себестоимость перевозок. Несопоставимость средних показателей себестоимости перевозок по видам транспорта вызвана также тем, что их рассчитывают при различных величинах грузо-напряженности и дальности перевозок на каждом виде транспорта. Так, на железнодорожном транспорте средняя грузо-напряженность в 1985 г. составила более 25 млн. т. км/км, а на основных автомобильных дорогах — только около 1 млн. т-км/км. Средняя дальность перевозок грузов на железных дорогах в 45 раз выше, чем на автотранспорте. С увеличением дальности себестоимость перевозок на водном и железнодорожном транспорте резко снижается. На автомобильном транспорте с ростом дальности снижение себестоимости перевозок незначительно. При расстояниях более 80—1000 км. себестоимость автомобильных перевозок не только не снижается, но даже возрастает. Следовательно, этот вид транспорта эффективнее использовать на коротких расстояниях, Те виды транспорта, у которых расходы, связанные с начально-конечными операциями, относительно велики, более эффективны при перевозках на дальние расстояния. Себестоимость перевозок на каждом виде транспорта во многом зависит от направлений, регионов, родов грузов и видов движения. Высокая себестоимость перевозок на автомобильном транспорте объясняется более высоким сопротивлением движению, относительно малой грузоподъемностью используемого подвижного состава, низкой степенью использования парка подвижного состава, высоким процентом порожнего пробега. Вместе с тем в последние годы происходит некоторое относительное снижение себестоимости автомобильных перевозок за счет внедрения автомобилей более совершенных и экономичных типов повышенной грузоподъемности, роста протяженности улучшенных автомобильных дорог. Например, при перевозке грузов автопоездом на базе КамАЗ-5410 грузоподъемностью 14,5 т себестоимость 1 т-км составляет 2,46 коп., что вдвое ниже средней себестоимости на автотранспорте. Себестоимость перевозок по асфальтобетонным дорогам I класса примерно в 1,8 раза ниже, чем по обычной автодороге с твердым покрытием. На морском транспорте при средней себестоимости перевозок грузов 0,198 коп./т-км в заграничном плавании — 0,125, в большом каботаже — 0,178, в малом каботаже — около 0,4 коп./т-км. Существенно различается себестоимость по морским бассейнам, типам судов, портов (глубоководные, мелководные) и др. На речном транспорте средняя себестоимость перевозок близка к себестоимости на железнодорожном транспорте.