81959

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В РАБОВЛАДЕЛЬЧЕСКОМ ОБЩЕСТВЕ

Контрольная

Физкультура и спорт

Особенности развития физической культуры в Древнем Риме. Физическая культура в государстве достигшем наивысшей ступени развития в эпоху древнего мира относится к числу наиболее противоречивых проблем истории физической культуры.

Русский

2015-02-23

107 KB

1 чел.

1. Особенности развития физической культуры в Древнем Риме.

      Физическая культура в государстве, достигшем наивысшей ступени развития в эпоху древнего мира, относится к числу наиболее противоречивых проблем истории физической культуры. Именно здесь при рабовладельческом строе была армия, наилучшим образом подготовленная в физическом отношении. Беспрецедентным были масштабы и пышность состязаний, носивших характер народных развлечений. В Риме не было организованного школьного физического воспитания. Римский господствующий класс не чувствовал жизненной потребности в том, чтобы активно включаться в занятия спортом. Спорт вызывал некоторый интерес, но тех, кто участвовал в соревнованиях, презирали. Вероятно, что причины этого явления кроются, прежде всего, в условиях развития Рима.

«Царский период»(8-6 вв. до н. э.)

      Крушение патриархата и периода военной демократии создало в Италии условия для развития физической культуры на классовой основе. Рисунки на вазах и в местах захоронения этрусков, обнаруженные в ходе раскопок, сохранили следы состязаний по лёгкой атлетике, борьбе и плаванию. Подобные же памятники сохранились из жизни греческих колоний в южной Италии с той разницей, что здесь были распространены гимнасии и палестры греческого типа. Таким образом, физическая культура Рима складывалась из особенностей, отличавших физическую культуру населявших Италию греков, создавших своё государство этрусков, и латинских племён латинян.

      Приблизительно в 8 веке до н. э. Рим и окружающие его селения заключили союз городов во главе с Альба Лонга. Союз городов имел общие храмы, предположительно здесь устраивались общие состязания, сопровождавшиеся ритуальными церемониями. Спортивные игры, проводившиеся союзом, были самым тесным образом связаны с ритуалами, призванными обеспечить плодородие, успех в бою, с остатками тотемизма, родовыми культами, поклонением семейным божествам и почитанием предков. Согласно преданиям,  программу соревнований входили бег, гонки колесниц, фехтование и борьба.

Образ главного бога-покровителя, ритуал и сами игры с изменением соотношения сил приобретали постепенно всё более «римский» характер. На играх 8-7 веков до н. э. соседние народы присутствовали только в качестве гостей.

      По мере отмирания празднеств, устраивавшихся союзом городов, патриции стали демонстрировать свою силу во время военных игр. Они устраивались перед боевыми походами, по случаю победы или принятия присяги. Постоянное место проведения конных скачек и состязаний колесниц в долине между Палатином и Авентином получило название «цирка». Здесь проводились так называемые троянские игры, устраивались боевые пляски. Однако танцы этрусков и латинских племён того времени не имели прикладного значения, как средство физического воспитания. Возможно, этим  объясняется и то, что классический жанр орхестрики не получил своего развития.

«Период республики» (6-1 века до н.э.)

      В конце 6 века до н.э. власть этрусков ослабла. Рим прогнал последнего короля этрусков и стал республикой. После возникновения новой формы государственности Рим попал под перекрёстный огонь нападавших на него соседних государств. Игры под названием Луди Магнии, устроенные по случаю клятвоприношения и в память о победе, одержанной над бывшими союзниками, носили всенародный характер. Однако по мере обострения борьбы между патрициями и плебеями каждая из этих общественных групп образовала свои обособленные игры.

     Во времена завоевательных походов постепенно менялась структура общества, а вместе с ней менялся и характер римской физической культуры. С арены цирка исчезли представления, во время которых молодые патриции и плебеи демонстрировали умение владеть оружием. Представители мужского пола лучшие свои годы проводили в лагерях. Вследствие этого отпала необходимость в организации обычных упражнений и соревнований. Прежние гимнастические традиции были забыты или перекочевали в военные лагеря в качестве элементов военной подготовки.

     Военная подготовка в лагерях была очень жёсткой и всесторонней. Тренировки в беге, по прыжкам в высоту, в длину, по преодолению препятствий, плаванию проводились вначале в обнажённом виде, а затем при полной боевой выкладке. Наряду с овладением различными движениями очень важным  считалось умение владеть оружием. При снаряжении весом в 20-25 кг устраивались переходы на 30-40 км со средней скоростью 6 км в час. Эти упражнения должны были выполнять не только новобранцы, но и легионеры-ветераны для того, чтобы бодрость и гибкость тела и чтобы тяготы и лишения оставались для них привычным делом. Конники проходили особую подготовку. Умение быстро вскакивать на лошадь отрабатывалось на деревянном коне.

      В высших кругах, хотя и не повсеместно, сохранился обычай упражняться в беге, прыжках, с гантелями. В сферистериумах, построенных рядом с дворцами патрициев, проводились оздоровительные упражнения с мячом. Овладение искусством плавания также входило в число этических норм. Во всяком случае, об этом свидетельствуют те памятники письменности, в которых восхваляются успехи в плавании отдельных высокопоставленных государственных деятелей. Именно из них вышли те, кого высокая степень развития физической культуры в завоёванных греческих полисах побудила следовать их примеру. Для них в 1 веке до н. э. во многих городах Италии были сооружены гимнасии по образцу греческих. Многие известные римские граждане – среди них Цицерон – то или иное время проводили в греческих гимнастических залах. В то же время внимание средних слоёв и так называемого античного пролетариата было привлечено только к игровым площадкам.

      Здесь в любое время дня толпилось много народа. Одни упражнялись в верховой езде, другие отрабатывали навыки езды на колеснице, играли в мяч, занимались борьбой. Некоторые же плавали и занимались греблей в Тибре. «Каждое проявление ловкости и силы зрители встречали аплодисментами», - писали хроникеры. Особенно популярны были игры с мячом.

      Цирковые состязания колесниц, символизировавшие круговое движение небесных тел, обрели новое содержание: стали средством развлечения знати и разорившихся, хлынувших в город народных масс, « античного пролетариата«. А потому их цель теперь стояла уже не в том, чтобы оказать магическое  воздействие на природу или в состязании публично продемонстрировать силу и ловкость, научиться владеть своим телом, а в том, чтобы завоевать расположение народа, заполучить голоса, сдерживать народный гнев и обогащаться! Цирковые представления стали более жестокими, поскольку эстетические и этические запросы бездельничающего населения Рима притупились; оно жаждало крови и острых ощущений. Осторожничающих владельцев колесниц освистывали. Кумирами становились те профессионалы, которые не щадили себя для того, чтобы завоевать симпатии капризной публики. Точно так же всё более грубую форму принимали заимствованные у греков состязания по боксу.

      Наряду с представлениями в цирках в 3 веке до н. э. стали устраиваться новые зрелища: заимствованные у этрусков поединки гладиаторов. Вначале они являлись исключительно составной частью культа жертвоприношения усопшим. Со временем, по мере того как возрастал интерес к ним, они были отделены от похоронного церемониала и превратились в одно из средств борьбы за власть.

      В 1веке до н. э. поединки проходили на специальных окружённых трибунами площадках – амфитеатрах. Бои гладиаторов времён республики были намного более жестокими, чем во времена империи. За исключением нескольких отчаянных авантюристов большинство гладиаторов выбрали этот путь, подчиняясь силе. Это были похищенные жители, осуждённые, военнопленные, преступники и т. д.                                                                                         

      Пополнение гладиаторов обеспечивалось благодаря трём видам наказаний:

  1.  осуждение мечом гладиатора. Такого осуждённого выставляли против опытного гладиатора. Естественно, что победителем в этих поединках всегда выходил гладиатор, искусный фехтовальщик, опытный, владеющий приёмами нападения и защиты боец;
  2.  осуждённого бросали к диким зверям. В этом случае осуждённым давали примитивное оружие, чтобы поединок мог протянуться подольше;
  3.  согласно приговору, осуждённый зачислялся в школу гладиаторов. Эта форма наказания не означала обязательную смерть. После определённого количества боёв гладиатор освобождался от обязанности участвовать в поединках. В знак этого ему вручался деревянный меч, и, если он был рабом, получал свободу.

      Чем же объяснялась популярность поединков гладиаторов, которые во времена республики почти оттеснили на задний план театральные и цирковые представления? Во-первых, поединок должен был означать, что народ также привлекается к публичному отправлению правосудия над осуждёнными и мошенниками. Во-вторых, захватывающие поединки полностью удовлетворяли массовые потребности той эпохи в развлечениях и зрелищах. И не в последнюю очередь преследовали ту цель, чтобы приучить юношей-римлян безразлично относиться к смерти, не быть чувствительным к человеческим страданиям.

      Бытовавшие в эпоху республики беспощадные методы подготовки (не случайно владельца школы, руководившего обучением, называли мясником) и постоянная боязнь смерти не раз воспитывали из гладиаторов борцов за свободу угнетённых. Восстание Спартака началось с того, что около 70 гладиаторов, вырвавшихся из гладиаторской  школы в Капуе, вместе с присоединившимися к ним окрестными рабами разгромили на склонах Везувия посланный против них римский отряд. Их выступление вылилось в восстание десятков тысяч рабов. Гладиаторы стали руководить их обучением военному искусству, а своё умение фехтовать использовали в борьбе против своих бывших владельцев.  

                                      «Императорский период» (31 год до н. э.)

      Со сменой политической формации, а одновременно и жизненного уклада в эпоху империи в истории римской физической культуры наступила новая глава. Окончание гражданских войн, обеспечение внутренней безопасности создало условия для почти 200-летнего мирного развития экономической и культурной жизни. Физическая культура из средства межпартийных баталий превратилась в предмет «заботы» императорской власти и стала выполнять репрезентативные функции. Императоры строили громадные купальни, посреди которых под открытым небом размещалась площадка для посетителей. Представители наиболее зажиточных слоёв здесь проводили значительную часть времени, общались между собой. Помимо плавания каждый здесь выполнял наиболее приятные для него двигательные упражнения. Одни танцевали, делали пробежки, боролись, поднимали тяжести, другие развлекались, играя в мяч и настольные игры. Представление о гимнастических упражнениях в римских купальнях мы можем получить из письма Сенеки своему другу, в котором он сетует на царившую там обстановку.

      «Отовсюду вокруг меня доносится хаотический шум. Представь себе всё, что неприятно для восприятия на слух. Некоторые выполняют утомительные упражнения или поднимают тяжести, если же они притомятся или изображают утомление, то сколько раз они вздохнут, столько раз я слышу. Как они пыхтят и задыхаются, если же кто-то делает себе массаж, я слышу, как хлопает по нему рука, причём звук этот меняется в зависимости от того, раскрытой или согнутой ладонью бьют по телу. Если же к этому присоединяется ещё игрок с мячом, который считает свои удары, то горе мне!»

     Были в Римской империи и стремления со стороны господствующего класса культивировать состязания по греческому образцу. Во время консульских праздников устраивались соревнования в беге, верховой езде и гребле с участием граждан Рима. Август попытался возобновить троянские игры в цирке. Более удачной оказалась попытка Домициана, чьи игры, учреждённые  в 86 году, просуществовали вплоть до развала Западной  Римской империи.

     Однако активный интерес к организации состязаний удавалось поддерживать только в узком кругу представителей высших слоёв общества. Свободные граждане, сторонившиеся военщины, презиравшие труд, жившие только сегодняшним днём, выступали скорее в роли «пассивных потребителей» зрелищных пороков, порождённых физической культурой. Для удовлетворения потребностей народа в развлечениях после Колизея был построен цирк Максимус, трибуны которого в 4 веке были расширены до 350 тысяч мест. В конце эпохи Римской империи продолжительность развлекательных представлений достигала 175 дней в году. Громадные цирковые сооружения и амфитеатры воздвигались не только в Риме, но и в Помпее, Капуе, Вероне, Сиракузах. В начале эпохи Римской империи гладиаторские поединки были оттеснены на задний план, но в период её упадка снова обрели главенствующую роль.

      Чтобы сделать народные зрелища более разнообразными, арены крупнейших амфитеатров переоборудовали в бассейны, которые можно было заполнять водой, где устраивались затем всевозможные поединки на воде с участием судов.

      Судя по описаниям, в этот период хорошо обученные всадники на колесницах и гладиаторы пользовались большой популярностью. Зрители из зажиточных слоёв одаривали своих любимцев дорогими подарками. Ювенал утверждал, что доход хорошего всадника на колеснице соответствовал заработку ста адвокатов. В грубых и неотёсанных гладиаторах женщины видели воплощение мужественности. Даже амазонки в погоне за сенсацией участвовали в поединках в смешанных парах вместе с мужчинами. Однако большой процент всадников заканчивал свою спортивную карьеру с многочисленными травмами и не в ореоле славы. Многие из них находили смерть под копытами лошадей или под колёсами колесниц. Большинство раненых гладиаторов не получало пощады.

      В период упадка Римской империи стадионы и цирки стали местом, где начинались народные восстания. В 529 году на стадионе Неаполя возникла целая серия восстаний, которые формально были направлены против засилия христианской  церкви и новых форм угнетения. Юстиниан, чтобы предотвратить дальнейшее распространение волнений, закрыл все древние учреждения физической культуры, за исключением византийского ипподрома, и среди них - наиболее авторитетный в ту пору афинский гимнасий. Его преподаватели бежали в Персию.

      Своеобразное развитие физической культуры в Древнем Риме представляет собой ценный опыт в истории культуры. Она зарождалась как ритуальное обрамление военных упражнений, служила средством сплочения народных масс. Затем она превратилась в арену политической борьбы, стала фактором, с помощью которого можно было разобщить народные массы, столкнуть их между собой. В конце эпохи империи физическая культура существовала как средство наживы, а затем снова стала ареной классовой борьбы. Центральная власть положила ей конец как одному из институтов, который уже не способствовал укреплению власти, а представлял для неё определённую опасность.

2. Возникновение, развитие и особенности физической культуры в

Древнем Египте и рабовладельческих государствах Древнего Востока.

      История культуры Древнего Египта делится на 4 основные эпохи расцвета государства: Древнее царство (27-23 вв. до н. э.), Среднее царство (21-18 вв. до н. э.), Новое царство (16-11 вв. до н.э.) и поздний период (7-6 вв. до н. э.). Каждая эпоха имела свои характерные особенности и являлась определённой ступенью в развитии древней культуры.

      Наиболее древний из известных рельефов на спортивную тематику изображает победу Джосера (2778-2723гг. до н. э.) в культовом состязании по бегу. Позднее испытания в беге при избрании царя-бога были вытеснены борьбой, лучше выражающей превосходство в силе и ловкости, приёмы которой напоминают современную борьбу, акробатики и охоты на стене гробницы Фиоххотена в Саккаре (середина 3 тысячелетия до н. э.). Наиболее ранний памятник, связанный с этой борьбой, - изображение серии движений, извлечённое из гробницы Фиоххотена (середина 3 тысячелетия до н. э.) в Саккаре.

      В период Среднего царства в результате различных реформ образования физическое воспитание, первоначально распространенное только в семьях родовой знати. Стало практиковаться и в заседаниях, готовивших чиновников и жрецов. Образовались также училища для подготовки и отбора храмовых танцовщиц для мистерий Изиса – Озириса – Гороса. О большой популярности физических упражнений свидетельствует то обстоятельство, что в книгах правил приёма госте, писанных для привилегированных кругов, специальные главы посвящались указаниям о развлечении гостей акробатическими и танцевальными упражнениями. Многочисленные изображения охотничьих сцен свидетельствуют о популярности охоты в Древнем Египте. Однако в раннюю эпоху охота как развлечение являлась лишь царской привилегией. Опасную для жизни охоту на бегемотов фараон поручал своим слугам. [2]

       Во многих саркофагах того времени сохранились фризы, красочно изображающие разнообразные игры детей: езда верхом на человеке, как на лошади; удерживание равновесия – мальчик балансирует на плечах четверых сверстников; специальный прыжок в высоту, который сохранился в играх египетских детей и до нашего времени. Распространённой являлась такая форма игры, при которой мальчики, выстроившись в ряд, на поднятых руках передавали друг другу выпрямленное тело своего товарища. Игровыми были и такие упражнения: стойка на голове со скрещёнными на груди руками, метание заострённой палки в мишень. На одном из фризов сохранилось изображение шести пар борющихся детей.

      Физическая культура наступившего периода Нового и позднего царства с самого начала обогащаться новыми чертами. На созданных при правлении Аменхотепа 2 знаменитых изображениях сфинксов запечатлены уже соревнования гребцов и воины, бегущие за колесницами. В период правления наследников этого фараона появились первые документы, свидетельствующие о распространении состязаний лучников и кулачных бойцов. На храмовых празднествах Рамзеса 21 стали уже проводиться соревнования по борьбе и фехтованию на палицах с представителями Нубии, Ливии и других народов, которыми в соответствии с установленными правилами руководи судьи.

      О своеобразном процессе развития физической культуры свидетельствуют характерные рельефы различных эпох, надгробные камни, настенные изображения в гробницах фараонов и предметы, помещённые рядом с мумиями. Изображённые на надгробных памятниках в Саккаре и Бени-Гассане играющие в мяч, выполняющие групповые упражнения, делающие «мостик», танцующие девушки, фигуры бойцов, охотников, пловцов и фехтовальщиков в различных фазах выполнения приёмов с точки зрения современного человека выглядят как настоящие наглядные пособия. Среди государств Древнего Востока именно здесь обращали наибольшее внимание на физическое воспитание женщин господствующих классов.

      В эпоху Нового царства, когда Египет совершал походы в Переднюю Азию, большое внимание уделяется владению боевой техникой и физической закалке фараонов и рабовладельческой знати. Фараоны и их приближённые специально обучались езде на колесницах и владению оружием, в первую очередь луком и стрелами. Большое внимание физической подготовке уделялось ещё при воспитании будущих правителей совместно с детьми рабовладельческой знати. Их учителями являлись ведущие представители аристократии – самые высокопоставленные особы царского двора. Часто учителей изображали в образе самих богов.

      Военные походы требовали хорошей физической подготовки наёмных воинов. Наряду с простой борьбой возник новый вид борьбы типа фехтования при помощи специальных палок с шарообразным утолщением на конце. При этом противники защищались небольшими щитами, привязанными к левой руке.

      В хрониках Древнего Китая, относящихся к периоду 8- 6 вв. до н. э., часто ссылаются на написанную предположительно в 2698 году до н. э. книгу под названием «Кун-фу», в которой впервые были систематизированы квалифицированные описания распространённых среди народа различных упражнений лечебной гимнастики, болеутоляющего массажа, ритуальных танцев, исцеляющих от болезней, бесплодия, а также боевых танцев. Как свидетельствуют записи в хрониках, и в тот период мальчиков воспитывали в специальных заведениях.

      Судя по различным памятникам и результатам раскопок, можно сделать вывод, что древняя китайская культура достигла расцвета вовремя господства династии Чжоу (11-3 вв. до н. э.). Два из шести предметов высшей ступени школы – состязания на колесницах и стрельба из лука – носили ярко выраженный характер физического воспитания. Начиная с 6 века до н. э. ученики даоистских школ, сидя по-турецки, усваивали пассивные «внутренние, развивающие» движения (нэй кунг), а также применявшиеся при лечении с помощью дыхательных упражнений активные двигательные «внешние» упражнения (таоцзинь), стремясь тем самым освободиться от физической слабости и недугов и подняться до уровня «избранных» мира. Что касается массажа, причислявшегося к внешним упражнениям, был сделан вывод, что растирание и массаж отдельных частей поверхности тела являются не только местным обезболиванием, но и влияют на работу внутренних органов.

      Даоитские принципы превентивных методов лечения, а также гимнастики основывались на философских рассуждениях Лао-Цзы (6-5 вв. до н. э.), изложенных в его книге «Дао дэ цзин». Он считал, что равновесие во вселенной поддерживается своеобразной энергией – «чи». «Чи» в то же время распадается на две противоположные силы – «цзинь» и  «цзянь», гармония которых обеспечивает здоровую жизнедеятельность человека. Действие этих двух противоположных сил может регулироваться различными дыхательными, тонизирующими и успокаивающими физическими упражнениями и раздражением определённых участков поверхности тела. С их помощью можно содействовать тому, чтобы человек уже в ранней молодости вступил на путь совершенства и добродетели (дао-дэ). [1]

      В Древнем Китае сложилась своя система идеалов в области физической культуры, которая нашла выражение в принципе «сань мэй». В соответствии с этим принципом «сань» выражал внутреннее, а «мэй» - внешнее совершенство. Особый упор делался на формирование воли и характера. Если участник игры в мяч или борец грубили, судьи и зрители клеймили его как «сяо цзянь», что означало высокую степень общественного презрения. Во время кулачного боя, носившего характер борьбы теней, высоко ценилось не само попадание в противника, а ловкое увёртывание от ударов противника (цзянь) с тем, чтобы вызвать у него внутреннее смятение (цзинь). Среди народа, за исключением рабов, получил распространение предшественник современного футбола – «чжу кэ». Игроков, получавших очки, премировали вином, фруктами, а потерпевших поражение высмеивали. Но даже в «период расцвета» Древнего Китая женщины не играли никакой роли в том, что касалось физической культуры общества.

      В период диктаторского правления Великого Жёлтого императора Цинь и его преемников была проведена коренная военная реформа. В военных школах были введены верховая езда, стрельба из лука со скачущего коня, применение необходимых для поимки солдат противника методов борьбы с использованием арканов. В то же время централизованная власть стремилась ослабить народные движения, преследуя соревнования в физической силе, организуемые среди низших слоёв. Этим стремлениям способствовало конфуцианство, которое противопоставляло «Сань», означавшее мудрость, достоинства внутреннего содержания человека, его физическим достоинствам. В противоположность этому буддийские монахи и даосистский тайный союз, организовавший народное движение «жёлтых тюрбанов», поощряли физические упражнения, связанные с самообороной простых людей.

      Древнюю Месопотамию правомерно считают колыбелью физической культуры и цивилизации. Именно здесь впервые на службу государственной организации были поставлены искусство, письменность, календарь и физическая культура. Но сохранились лишь разрозненные сведения о физической культуре государственных образований, сменявших друг друга на территории Месопотамии с 4-го тысячелетия до н. э.

      В период формирования укрепления отдельных государств активное участие в развитии физической культуры принимало свободное население, из которого рекрутировался слой простых воинов. На более поздних этапах развития участие в состязаниях и ритуальных танцах, предъявлявших высокие требования к физическим данным участников, с многочисленными акробатическими элементами, постепенно становилось привилегией господствующего класса. Наёмная же армия, возникавшая обычно в период упадка, обогащала физическую культуру элементами своей военно-прикладной подготовки. Массовое использование лошадей привело к преобразованию военного искусства и физической культуры. Среди прочих памятников об этом свидетельствует «Книга тренинга» митаннийца Киккули, которая является самым древним из известных методических пособий по тренингу лошадей. (До нас дошёл перевод на хеттский язык, датируемый 1360 г. до н. э.) На основании различных источников установлено, что именно здесь палка, изготовленная из очищенного стержня листа финиковой пальмы, стала применяться для игры в так называемый мяч с битой, а затем и в конное поло.

      О развитии физической культуры Вавилона свидетельствуют терракотовые изображения охоты, загона животных, стрельбы из лука, кулачного боя и состязаний на колесницах, а также высеченные на камне тексты Законов Хаммурапи, датируемые 1800-1750 гг. до н. э. От ассирийского государства до нас дошло рельефное изображение плывущих воинов, движения которых напоминают стиль «кроль» (приблизительно 1200г. до н. э.)., а из более поздних времён – изображения властителей и знати, охотящихся на колесницах. Согласно другим находкам, ассирийцы организовали обучение фехтованию на мечах и метанию копья.

      В отношении персов, помимо свидетельств памятников материальной культуры, до нас дошли также записки древнегреческих историографов Геродота и Ксенофонта, из которых ясно, что они обучали своих детей в возрасте 7 -  16 лет в «воспитательных домах», действовавших при дворах сатрапов, борьбе, бегу, верховой езде, метанию копья, стрельбе из лука и правдивости. (Позднее из этих заведений образовались так называемые дома развития силы, которые вплоть до распространения современного школьного воспитания и спортивных организаций оставались центрами физической культуры Персии.) Дальнейшей подготовке юношей служили обязательные охотничьи испытания на смелость, состязания по конному поло, возникшие на основе «игры в мяч с битой» и развивавшие скорость и ловкость, и, наконец, получившая известность под названием «шатранг шатмахнах» игра индийского происхождения, воспитывавшая способность к стратегическому мышлению.

      Коренное население Древней Индии располагало наиболее ценными традициями в области ритуальной оздоровительной гимнастики, танца и самообороны без оружия. В то же время советы по снятию боли в различных частях тела с помощью нажимов и растирания свидетельствуют о развитом искусстве массажа.

      В древнеиндийских описаниях впервые встречаются упоминания и о таких формах поединка и единоборства, стиль которых характеризуется нанесением ударов рукой или ногой по чувствительным к боли частям тела противника, а также проведением удушающих приёмов. Подмеченные во время медитаций и экстаза шаманских танцев органические и психические изменения в организме, вызываемые путём регулирования дыхания, легли в основу создания системы йоги.

      Кто, чем и в какой мере может заниматься в Древней Индии зависело от кастовой принадлежности. Так, для неарийских каст считалось «неприкосновенными» верховая езда, все упражнения с оружием, йога. В то же время кшатрии (военное дворянство) почитали совершенно неприемлемым для себя заниматься распространёнными среди шудров (земледельцы и скотоводы) танцевальными упражнениями, а также упражнениями с чучелами, кубиками или обручами и другими видами состязаний. О физической культуре арийских каст больше всего можно узнать из Вед и таких древнеиндийских эпосов, как Махабхарата и Рамаяна, Военная аристократия завоевателей, их вооружённая челядь получала физическую подготовку высокого уровня. Они были способны успешно сражаться на боевых колесницах и верхом, на слонах и лодках, применяя лук и меч.

      По случаю вступления на трон нового властелина, религиозных празднеств и  возвращения из победоносных  походов устраивались атлетические соревнования, состязания по самообороне, скачки на колесницах, конкурсы в танцах. Согласно санскритским рукописям, уже в 7 веке до н. э. в Индии повсеместно существовал куль игр на досках, требовавших сосредоточенья и раздумий. Среди них выделялась прародительница шахмат чатуранга.

      Физическая культура остальных господствующих каст была приспособлена, прежде всего, к составлявшим систему канонов эмоционально насыщенным танцевальным движениям и упражнениям с целью укрепления здоровья.

      Обучение высшему уровню индийского танцевального стиля осуществлялось в закрытых учебных заведениях, готовивших танцовщиц для храмов. Тайные символические движения кистями рук, руками и выразительные телодвижения классического танца хинду определялись нормами, установленными Ведами. Материал упражнений с целью укрепления здоровья (йога) был развит в такую мистифицированную систему движений, что высшие её ступени были доступны лишь для посвящённых. Усвоить практику йоги можно было у учителя (гуру). Первый катехизис йоги, «Йога-сутру» (буквально – «генеральная линия йоги»), легенда связывает с именем мудреца Патанджали. Создание сутры относиться к первой половине 1 тысячелетия до н. э. Правила, нормы гигиены и укрепления здоровья, установленные йогой, жизневосприятие  имели обязательную силу для всех членов арийских каст. В частности, врачам, военным, архитекторам, деятелям искусства предписывалось непосредственно перед работой и принятием решений выполнять упражнения на концентрацию внимания. В медицинских университетах, созданных в Наланде и Такасилне (2 век до н. э.), упражнения по системе йоги относились к бальнеологической и массажной терапии. [1]

      Буддистская религиозная реформа (5 век до н. э.) – проведённая в результате неудовлетворённости брахманизмом – сделала отдельные элементы йоги доступными и для неарийских каст. Однако социальная роль йоги характеризовалась, прежде всего, не улучшением народного здоровохранения, а формированием позиции бегства из нищеты материальной жизни в счастливое «ничто» (нирвану). Вскоре в индийской физической культуре возникла новая деформация – система аскетической практики.

      В конечном счёте индийский мир культов – за исключением узкого круга упражнений военно-прикладного характера и не поддающихся оформлению детских игр – держал под своим ярмом все сферы физической культуры народа.

    

                                         3. Возникновение античной гимнастики.

      В 8 веке в Древней Греции была создана эллианская система физического воспитания, или античная гимнастика. Самооборона полисов и удержание в повиновении подвластных слоёв сделали жизненно важным переход к физической подготовке в специальных заведениях. Слово «гимнастика» происходит от греч. «обнажённый». Обнажённость связана с гомеровским периодом, когда проводившиеся на берегу рек, ручьёв и у моря занятия содержали много таких задач, для выполнения которых одежда была препятствием (преодоление водной преграды, борьба в воде). Согласно другим упоминаниям, греки, веря в магию, считали, что одежда может ослабить физические способности человека.

      Античная гимнастика состояла из 3 основных частей: из подвижных игр, в которых под наблюдением родителей или воспитателей участвовали дети от 1 до 7 лет, а также из обучения палестрике и орхестрике.

      К играм, проводившихся в рамках физического воспитания детей, относились упражнения с мячом, обручем, бег, метание копья, диска и другие упражнения, развивающие ловкость.

      Элементы физического воспитания, взятого в более узком смысле слова, включала в себя палестра. Это название связано с первоначальными залами для борьбы, которые были построены в 8 веке вместо турнирных площадок под открытым небом. В рамках системы упражнений основу общей физической подготовки составляло комплексное испытание, пентатлон. Оно включало в соответствии с традициями бег, прыжки в длину с Альтерами, метание копья, диска и борьбу. Практиковались различные виды бега: стадиодром - бег на дистанцию 1 стадия (около 192 м), диаул - бег на 2 стадии (около 384 м), долиходром – бег на длинные дистанции. Из числа других упражнений, относящихся к палестре, наибольшее значение имели рукопашная схватка, кулачный бой, борьба вольным стилем, борьба и метание диска. Диски, сделанные из камня или металла. Весили от 1,7 до 4,6 кг и имели в диаметре размер от 14 до 21 см. Помимо кулачного боя в состав палестрики входил панкратион. [3]. Последний являлся сложным и жестоким действием, в котором соединялись элементы борьбы и кулачного боя. В этой школе обучали также бегу с оружием, верховой езде, стрельбе из лука, плаванию и даже, за исключением Спарты, гребле.

        Орхестрика, сформировавшаяся из ритуальных танцев, тесно связанных с древними обрядами посвящения, включала в себя искусство двигаться и       упражнения, считавшиеся необходимыми для развития ловкости. Одновременно она служила вводным и дополнительным к палестре обучением. К ней причислялись игры с мячом и для развития ловкости, акробатические упражнения, обрядовые, театральные и боевые танцы. Сохранившиеся изображения упражнений запечатлели не процесс выполнения упражнений, а момент, выражающий их содержание. На основе этого можно установить лишь то, что упражнения с мячом, которым обучали в рамках орхестрики, не содержат в себе элементов групповой игры. А в самих формах танцевальных движений и их мотивах отражаются племенные охотничьи традиции, ритуальные танцы во времена эгейской культуры, а также обычаи окружающих народов.

      Игра, палестра и орхестрика служили также средством создания греческого физического идеала (калогатии), заключавшегося в каноне красоты в этическом понимании. В физическом воспитании калогатия заключает в себе физическую сторону понятия хорошего и прекрасного. В указанный период понятие «калос» (красивый) означало, прежде всего, непобедимую мужскую силу.

          

Министерство спорта и туризма Республики Беларусь

УО « Белорусский государственный университет физической культуры »

Кафедра философии и истории

Контрольная работа

по истории физической культуры и спорта

Тема № 2. ОСОБЕННОСТИ  РАЗВИТИЯ  ФИЗИЧЕСКОЙ  КУЛЬТУРЫ  В РАБОВЛАДЕЛЬЧЕСКОМ  ОБЩЕСТВЕ

Студентки 1-го заочного отделения

Группы 015 факультета ОФК и Т

Бирилло Аси Васильевны

Домашний адрес:

                                                                                     Брестская область

                                                                                Пинский район

                                                                                     д. Молотковивичи

ул. Лынькова д.15, кв.1.

                                                                                                225760

                                                                                         Тел. 8-0165-38-95-25

                                                                                                  8- 029-804-22-91

Минск 2007

ЛИТЕРАТУРА

  1.  Кун Л. Всеобщая история физической культуры и спорта. – М.: Радуга, 1982.
  2.  Оливова В. Люди и игры. У истоков современного спорта. – М.: ФиС, 1985.
  3.  Столбов В. В. История физической культуры и спорта. Учебник для институтов физической культуры. – М.: ФиС, 1975.

План:

1. Особенности развития физической культуры в Древнем Риме («царский период», «период республики», «императорский период»).

2. Возникновение, развитие и особенности физической культуры в Древнем Египте и рабовладельческих государствах Древнего Востока.

3. Возникновение и содержание античной гимнастики.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

68188. ПРЕФІКСАЛЬНА КОНВЕРГЕНЦІЯ РОСІЙСЬКИХ ДІЄСЛІВ 148.5 KB
  У сучасній дериватології як динамічній підсистемі мови загалом й у царині дослідження окремих словотвірних процесів зокрема дієслівної префіксації спостерігається пошук нових шляхів дослідження. Колібаби на матеріалі віддієслівних іменників Н. Лахно...
68189. ФОРМУВАННЯ МЕХАНІЗМУ ОПОДАТКУВАННЯ НЕРУХОМОГО МАЙНА В УКРАЇНІ 261.5 KB
  Запровадження оподаткування нерухомого майна є одним з пріоритетних завдань реформування податкової системи України, реалізацію якого передбачено Податковим кодексом. Податки на нерухоме майно як інструмент фіскальної політики застосовуються у багатьох країнах світу з різними формами державного устрою...
68190. Удосконалення технології радіально-прямого видавлювання деталей зі сферичною порожниною із порошкових пористих заготовок 661.5 KB
  У сучасних умовах підвищення конкурентоспроможності продукції вітчизняного машинобудування пов’язано з удосконаленням технологій видавлювання для виготовлення біметалічних деталей які дозволяють одержати вироби високої якості з використанням вторинних ресурсів при мінімальних...
68191. Соціально-політичний розвиток Греції в умовах європейської інтеграції 165 KB
  Трансформація суспільної свідомості в бік визнання переваг демократичного ладу поступово призвела до переконання щодо необхідності більш активної участі у загальноєвропейських процесах свідченням чого став процес інтеграції Греції до структур ЄС.
68192. МЕТОДИЧНА ПІДГОТОВКА МАЙБУТНІХ УЧИТЕЛІВ МАТЕМАТИКИ З ВИКОРИСТАННЯМ ІНФОРМАЦІЙНИХ ТЕХНОЛОГІЙ 483 KB
  Динамічні зміни в усіх сферах життєдіяльності, реформування освіти України та загальна інформатизація навколишнього середовища спонукають до переусвідомлення чинних і пошуку нових концептуальних засад щодо вдосконалення якості освіти.
68193. СИНТЕЗ ВІСЕСИМЕТРИЧНИХ ЕЛЕКТРОМАГНІТІВ ПОСТІЙНОГО СТРУМУ 1.97 MB
  Великий клас електромагнітних систем які знайшли широке застосування як основа електромагнітів електричних апаратів і інших електромеханічних пристроїв та механізмів являють собою електромагніти з осьовою симетрією.
68194. РОЗВИТОК ТВОРЧИХ ЗДІБНОСТЕЙ МОЛОДШИХ ШКОЛЯРІВ У РОБОТІ НАД ТЕКСТОМ НА УРОКАХ УКРАЇНСЬКОЇ МОВИ 195 KB
  Проблема розвитку творчих здібностей особистості є однією з центральних у педагогіці оскільки прогрес суспільства це шлях творчого зростання долання стереотипів і вироблення нових нестандартних часто несподіваних рішень оригінальних підходів і шляхів їх втілення.
68195. ПАТОГЕНЕЗ ПОРУШЕННЯ РАНОВОГО ПРОЦЕСУ ЗА УМОВ ЦУКРОВОГО ДІАБЕТУ 312 KB
  Глибокі й різноспрямовані дослідження СДС привели до розробки й впровадження ряду нових методів хірургічного лікування зокрема реваскуляризуючих операцій використання різноманітних ранових покрить та аплікацій на ранову поверхню стовбурових клітин аутофібробластів й різноманітних факторів росту...
68196. РОЗВИТОК ЗЕМЕЛЬНИХ ВІДНОСИН У СІЛЬСЬКОМУ ГОСПОДАРСТВІ 891 KB
  Ринкові трансформації національної економіки, невід’ємною складовою яких є земельна реформа, зумовили серйозні зрушення у формах власності на землю і господарювання на ній. Ринкове середовище вимагає удосконалення процесів регулювання земельних відносин, чим підвищується актуальність обраної теми.