8200

Методы воспитания

Лекция

Педагогика и дидактика

Методы воспитания План: Понятие о методе, приеме, средстве, условиях воспитания. Из истории методики воспитания. Методы воспитания и их реализация в деятельности культуролога. Формы организации воспитательного процесса. Руководство процессами самово...

Русский

2013-02-06

30.55 KB

2 чел.

Методы воспитания

План:

  1. Понятие о методе, приеме, средстве, условиях воспитания.
  2. Из истории методики воспитания.
  3. Методы воспитания и их реализация в деятельности культуролога. Формы организации воспитательного процесса.
  4. Руководство процессами самовоспитания.

1.Понятие о методе, приеме, средстве, условиях воспитания.

Метод – (от греч.) путь познания. Педагогический метод м.б. определен как система действий педагога в типичных педагогических ситуациях.

Метод воспитания – система действий, направленная на формирование личности воспитанника. Поскольку формирование личности происходит главным образом в процессе деятельности и общения, методы воспитания направлены гл.обр. на организацию деятельности и общения.

Прием – часть метода, описывающая конкретные действия педагога.

Например, для воспитания у подростков культуры общения с противоположным полом можно воспользоваться методом воспитания на положительном примере. Допустим, это будут галантные отношения во Франции XVII в., как их описал Дюма-отец. Реализация метода воспитания на положительном примере потребует в данном случае ряда конкретных педагогических действий:

  1.  

приемы

выявления пробелов во владении воспитанниками практическими навыками (путем разыгрывания различных ситуаций);

  1. ознакомление  подростков с правилами светского этикета во Франции XVII в. (в форме викторины по книгам Дюма);
  2. формирование у школьников навыков поведения путем упражнения (игровая форма «инструктажа» актерам, исполняющим роли в экранизации романов Дюма), и т.д.

В качестве средств воспитания выступают различные виды деятельности: познавательная, трудовая, эстетическая, социальная, физкультурно-спортивная и т.д.

Обстоятельства жизнедеятельности субъекта воспитания, определяющие особенности воспитательного процесса, называются педагогическими условиями. К их числу могут быть отнесены условия семейного воспитания в семьях различного типа, условия школы или иного учебного заведения, условия клубных и внешкольных учреждений и т.д.

2. Из истории методики воспитания.

Разнообразными методами воспитания родители и педагоги пользовались издревле, однако, их описание и сознательный анализ возникли лишь в эпоху Античности. Осознанный интерес к методам воспитания впервые зафиксирован в древней Спарте. Там старейшины приходили наблюдать за занятиями юношей и иногда меняли наставника, если он казался им недостаточно требовательным и жестким. Платон описывает детскую игру как способ освоения ребенком мира. Древнеримский учитель Квинтиллиан указывает на роль положительных и отрицательных примеров в формировании личности ученика.

Эпоха Средневековья всем воспитательным методам предпочитала наказание и внушение. Такая система характерна как для западной Европы, так и для Древней Руси («Домострой»).

Эпоха Просвещения создает мечту о новом, справедливо организованном обществе, создавать которое будут особые, новые люди. Для их воспитания отыскиваются и даже изобретаются новые методы, реализация которых под силу лишь профессиональным педагогам.

Эта тенденция, развиваясь и набирая силу, приводит в середине ХХ века к абсолютизации метода – т.наз. «рецептурной педагогике». У теоретиков и практиков создается впечатление, что любая педагогическая проблема может быть решена, если правильно ее классифицировать и найти к ней соответствующий «ключ». Разочарование в «рецептурной педагогике обусловило выдвижение на первый план педагогического процесса требование индивидуального подхода (индивидуализации) воспитания. Это требование, однако, не умаляет значения основных воспитательных методов.

3. Методы воспитания и их реализация в деятельности культуролога.

Простейший способ классификации методов воспитания предполагает распределение их в соответствии с задачами воспитания.

I. Методы развития сознания и формирования мировоззрения. Психологической основой процессов, лежащих в основе этих методов, является принцип опережающего отражения в сознании воспитанников тех действий и поступков, которые они собираются совершить. Механизм поведения воспитанника в этом случае базируется на приобретенных знаниях о нормах поведения в обществе. Методы формирования мировоззрения приучают воспитанников к анализу, т.е. обдумыванию своего поведения и соотнесению его с нормой.

  1.  Сообщение (сказка, рассказ, лекция...). Выбор формы зависит от возраста воспитанника. Сообщение должно отвечать дидактическим принципам
    1. опоры на известное,
      1. доступности,
        1. наглядности.
  2.  Беседа. В отличие от сообщения диалогична. Бывает индивидуальной (что предпочтительнее) и групповой. Цель воспитывающей беседы – выработка взаимоприемлемой (компромиссной) позиции воспитателя и воспитанника. Типичные педагогические ошибки:
    1. Вынесение беседы «на публику», что лишает ее конструктивности и доверительности, делает ее фальшивой, провоцирует демонстративное поведение воспитанника.
      1. Подмена беседы иными приемами – внушением, разъяснением, увещеванием (т.е. вариантами сообщения).
  3.  Диспут, дискуссия. Цель этого метода – вербализация и как следствие осознание воспитанником своей нравственной позиции. Метод опирается на потребность юношеского возраста в
    1. самоутверждении,
      1. самоанализе,
        1. выработке адекватной самооценки.      

Главное требование к реализации этого метода – дать возможность высказаться как можно более широкому кругу участников.

  1.  Метод примера.  Наиболее действенный из этой группы методов. Особую роль в предъявлении примеров играет искусство.

Восприятие примера зависит от возраста воспитанника:

  1.  Дошкольники механически следуют любому примеру, предъявленному с позиции более сильного или старшего.
    1. У младших школьников начинает формироваться аналитическое отношение к примерам.
      1.  Подростков привлекают эмоционально окрашенные примеры (часто независимо от их нравственного содержания). Следование примеру часто совпадает со следованием моде.
      2. В пору юности должен окончательно сформироваться механизм аналитического, постоянно соотносимого с расширяющимся жизненным опытом, восприятия примера. Среди примеров выделяются идеалы.
    2. НЕПЕДАГОГИЧНЫМИ, т.е. негуманными методами развития сознания и формирования мировоззрения считаются
      1. навязывание педагогом своей точки зрения,
        1. дезинформация воспитанников.

Приведите и проанализируйте примеры применения различных методов развития сознания и формирования мировоззрения в практике школьного, внешкольного, семейного воспитания, а также в культурологической практике.

  1.  

II. Методы организации деятельности воспитанников. Обеспечивают формирование социального опыта.

  1.  Игра – первый из методов воспитания как в онтогенезе, так и в филогенезе. Отношение к игровой деятельности на протяжении истории человечества неоднократно менялось (лишь во второй половине ХХ века взрослые перестали стесняться потребности в игре и появилось выражение homo lusor – человек играющий). Разновидности игровой деятельности:
    1. манипулятивная,
      1. предметная,
        1. ролевая,
        2. игра-театрализация,
        3. подвижная или спортивная,
        4. дидактическая,
        5. деловая,
        6.  и т.д.......
  2.  Педагогическое требование. Различают прямое и косвенное пед. требование (например, к косвенным относятся
    1. просьба,
      1. совет,
        1. предложение
        2. намек.

Ситуации, когда предъявление прямого требования необходимо и оправдано:

Какой вид требования более эффективен?

А какой чаще применяется?

Почему?

  1.  Приучение – организация деятельности воспитанников, направленная на формирование привычек поведения. Чаще всего осуществляется путем упражнения в том или ином действии. (Например, знаки внимания, соблюдение гигиенических требований и т.д.). Приучение может осуществляться в отношении человека любого возраста. Например, миллионы взрослых людей сейчас осваивают правила поведения в Интернете.
  2.  Создание воспитывающих ситуаций. Простейший вариант этого метода – поручение. Более сложные версии часто имеют игровой характер (тимуровское движение, детско-юношеские организации и т.д.). Начало сознательного применения воспитывающих ситуаций мы встречаем еще в суровой педагогике древней Спарты.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

27235. Определите возможности использования дебатов на уроке истории 24.5 KB
  определите возможности использования дебатов на уроке истории ДЕБАТЫ чётко структурированный и специально организованный публичный обмен мыслями между двумя сторонами по актуальным темам. Классификация дебатов на уроках истории: а проблемные дебаты предусматривают знакомство участников с историографическими концепциями затрагивают ключевые дискуссионные проблемы например Роль варягов в образовании Древнерусского государства Влияние ордынского ига на историческое развитие Руси; б экспрессдебаты по минипроблемам дебаты в...
27237. Дайте порівняльну характеристику основних ринкових структур (моделей ринку) 18.7 KB
  Під яку з цих ринкових класифікацій підлягає: комунальне господарство міста метрополітен кабельне TV районна лікарня комерційний банк кав’ярня перукарня Характерні риси основних типів ринку Чиста конкуренція Монополія Монополістична конкуренція Олігополія Кількість фірм Дуже багато Одна Багато Декілька Тип продукту Однорідний Унікальний немає замінювачів Диференційо ваний Однорідний або стандартизов Контроль за ціною Відсутній Значний Деякий Обмежений взаємозалежи Умови входу і виходу Дуже легкі Заблоковано Досить легкі Істотні...
27238. Охарактеризуйте досконалу (чисту) конкуренцію. В чому полягає специфіка ціноутворення в умовах досконалої конкуренції 14.55 KB
  У другому випадку мінімізує збитки якщо виробляє продукцію. У третьому фірма мінімізує збитки якщо закриває підприємство. Фірма мінімізує свої збитки коли виробляє обсяг продукції за якого загальні витрати перевищують загальний виторг на мінімальну величину. Якщо загальний виторг не перевищує загальних змінних витрат за будьякого обсягу виробництва фірма мінімізує збитки призупинивши виробництво продукту.
27239. Поясніть формування загального (TR), середнього (AR) та граничного (MR) доходу і відобразіть їх графічно 118.37 KB
  Звичайний дохід фірми формується за рахунок грошових надходжень від основної діяльності.Капітальний дохід – це дохід фірми від перепродажу виробничих фондів землі майна та фінансових активів.Дивідендний дохід – це дохід від акцій інших фірм яким володіє фірма. Основним видом доходу фірми є звичайний дохід.
27240. Обґрунтуйте теоретично, алгебраїчно та графічно правило граничного випуску і правило закриття. Охарактеризуйте механізм їх дії на ринку досконалої конкуренції 39.34 KB
  конкурентної фірми для монополії існують також умова беззбитковості коли і умова закриття коли . Тому правило граничного випускуMR = MC яке ми визначили для конкурентної фірми є універсальною не обхідною умовою максимізації прибутку для всіх типів ринкових структур. Як і для конкурентної фірми для монополії існує закриття .З’ясувавши таким чином як зростає доход конкурентної фірми по мірі продажу додаткової одиниці товару можна перейти до розгляду того якими є умови визначення конкурентною фірмою обсягу пропозиції її продукції що...
27241. Виведіть рівновагу конкурентної фірми в короткому періоді при загальному та граничному підходах. За яких умов конкурентна фірма максимізує прибуток 33.33 KB
  Максимізація прибуткуконкурентною фірмою Мета фірми максимізація прибутку. Максимізація прибутку це максимізація різниці між валовим доходом і валовими витратами: ТК ТС. Передбачається що фірма враховує зміни величини витрат у процесі випуску продукції і вибирає той його обсяг який дасть максимум прибутку що і буде відповідати максимальній різниці ТR ТС. Основні підходидо визначеннямаксимізаціі прибутку Сукупнийаналіз використовує зіставлення сукупних величин.
27242. Проаналізуйте наступні варіанти вибору конкурентною фірмою оптимального випуску та оптимальної ціни: а) максимізації прибутку; б) мінімізації збитків; в) випадок незбитковості 32.41 KB
  Якщо ціна не менше від середніх змінних витрат Р =АVС то фірма повинна виробляти оптимальний рівень випуску. графік Максимізації прибутку конкурентною фірмою Максимізація прибутку досягається коли відрізок між TR і ТС найбільший відрізок АВ TR TC обсяг випуску Q. Точки С і D – точки критичного обсягу випуску продукції коли ТС = TR.
27243. Виведіть рівновагу на ринку досконалої конкуренції в довгому періоді. Яка умова цієї рівноваги? Як співвідносяться досконала конкуренція та ефективність 31.98 KB
  Вільний вхід і вихід з галузі; 5. Якщо умови діяльності несприятливі для фірми то вона може піти з ринку галузіДосконала конкуренція припускає рівний доступ всіх фірм до ресурсів у тому числі і до технологічної інформації. Тому в довгостроковому періоді кожна фірма може вибрати і реалізувати найефектніший варіант виробництва внаслідок чого криві загальних витрат всіх фірм однієї галузі буде ідентичний і можна говорити що в довгостроковому періоді галузь складається з однакових або типових фірм. Довгострокова крива галузі в цьому...