8200

Методы воспитания

Лекция

Педагогика и дидактика

Методы воспитания План: Понятие о методе, приеме, средстве, условиях воспитания. Из истории методики воспитания. Методы воспитания и их реализация в деятельности культуролога. Формы организации воспитательного процесса. Руководство процессами самово...

Русский

2013-02-06

30.55 KB

4 чел.

Методы воспитания

План:

  1. Понятие о методе, приеме, средстве, условиях воспитания.
  2. Из истории методики воспитания.
  3. Методы воспитания и их реализация в деятельности культуролога. Формы организации воспитательного процесса.
  4. Руководство процессами самовоспитания.

1.Понятие о методе, приеме, средстве, условиях воспитания.

Метод – (от греч.) путь познания. Педагогический метод м.б. определен как система действий педагога в типичных педагогических ситуациях.

Метод воспитания – система действий, направленная на формирование личности воспитанника. Поскольку формирование личности происходит главным образом в процессе деятельности и общения, методы воспитания направлены гл.обр. на организацию деятельности и общения.

Прием – часть метода, описывающая конкретные действия педагога.

Например, для воспитания у подростков культуры общения с противоположным полом можно воспользоваться методом воспитания на положительном примере. Допустим, это будут галантные отношения во Франции XVII в., как их описал Дюма-отец. Реализация метода воспитания на положительном примере потребует в данном случае ряда конкретных педагогических действий:

  1.  

приемы

выявления пробелов во владении воспитанниками практическими навыками (путем разыгрывания различных ситуаций);

  1. ознакомление  подростков с правилами светского этикета во Франции XVII в. (в форме викторины по книгам Дюма);
  2. формирование у школьников навыков поведения путем упражнения (игровая форма «инструктажа» актерам, исполняющим роли в экранизации романов Дюма), и т.д.

В качестве средств воспитания выступают различные виды деятельности: познавательная, трудовая, эстетическая, социальная, физкультурно-спортивная и т.д.

Обстоятельства жизнедеятельности субъекта воспитания, определяющие особенности воспитательного процесса, называются педагогическими условиями. К их числу могут быть отнесены условия семейного воспитания в семьях различного типа, условия школы или иного учебного заведения, условия клубных и внешкольных учреждений и т.д.

2. Из истории методики воспитания.

Разнообразными методами воспитания родители и педагоги пользовались издревле, однако, их описание и сознательный анализ возникли лишь в эпоху Античности. Осознанный интерес к методам воспитания впервые зафиксирован в древней Спарте. Там старейшины приходили наблюдать за занятиями юношей и иногда меняли наставника, если он казался им недостаточно требовательным и жестким. Платон описывает детскую игру как способ освоения ребенком мира. Древнеримский учитель Квинтиллиан указывает на роль положительных и отрицательных примеров в формировании личности ученика.

Эпоха Средневековья всем воспитательным методам предпочитала наказание и внушение. Такая система характерна как для западной Европы, так и для Древней Руси («Домострой»).

Эпоха Просвещения создает мечту о новом, справедливо организованном обществе, создавать которое будут особые, новые люди. Для их воспитания отыскиваются и даже изобретаются новые методы, реализация которых под силу лишь профессиональным педагогам.

Эта тенденция, развиваясь и набирая силу, приводит в середине ХХ века к абсолютизации метода – т.наз. «рецептурной педагогике». У теоретиков и практиков создается впечатление, что любая педагогическая проблема может быть решена, если правильно ее классифицировать и найти к ней соответствующий «ключ». Разочарование в «рецептурной педагогике обусловило выдвижение на первый план педагогического процесса требование индивидуального подхода (индивидуализации) воспитания. Это требование, однако, не умаляет значения основных воспитательных методов.

3. Методы воспитания и их реализация в деятельности культуролога.

Простейший способ классификации методов воспитания предполагает распределение их в соответствии с задачами воспитания.

I. Методы развития сознания и формирования мировоззрения. Психологической основой процессов, лежащих в основе этих методов, является принцип опережающего отражения в сознании воспитанников тех действий и поступков, которые они собираются совершить. Механизм поведения воспитанника в этом случае базируется на приобретенных знаниях о нормах поведения в обществе. Методы формирования мировоззрения приучают воспитанников к анализу, т.е. обдумыванию своего поведения и соотнесению его с нормой.

  1.  Сообщение (сказка, рассказ, лекция...). Выбор формы зависит от возраста воспитанника. Сообщение должно отвечать дидактическим принципам
    1. опоры на известное,
      1. доступности,
        1. наглядности.
  2.  Беседа. В отличие от сообщения диалогична. Бывает индивидуальной (что предпочтительнее) и групповой. Цель воспитывающей беседы – выработка взаимоприемлемой (компромиссной) позиции воспитателя и воспитанника. Типичные педагогические ошибки:
    1. Вынесение беседы «на публику», что лишает ее конструктивности и доверительности, делает ее фальшивой, провоцирует демонстративное поведение воспитанника.
      1. Подмена беседы иными приемами – внушением, разъяснением, увещеванием (т.е. вариантами сообщения).
  3.  Диспут, дискуссия. Цель этого метода – вербализация и как следствие осознание воспитанником своей нравственной позиции. Метод опирается на потребность юношеского возраста в
    1. самоутверждении,
      1. самоанализе,
        1. выработке адекватной самооценки.      

Главное требование к реализации этого метода – дать возможность высказаться как можно более широкому кругу участников.

  1.  Метод примера.  Наиболее действенный из этой группы методов. Особую роль в предъявлении примеров играет искусство.

Восприятие примера зависит от возраста воспитанника:

  1.  Дошкольники механически следуют любому примеру, предъявленному с позиции более сильного или старшего.
    1. У младших школьников начинает формироваться аналитическое отношение к примерам.
      1.  Подростков привлекают эмоционально окрашенные примеры (часто независимо от их нравственного содержания). Следование примеру часто совпадает со следованием моде.
      2. В пору юности должен окончательно сформироваться механизм аналитического, постоянно соотносимого с расширяющимся жизненным опытом, восприятия примера. Среди примеров выделяются идеалы.
    2. НЕПЕДАГОГИЧНЫМИ, т.е. негуманными методами развития сознания и формирования мировоззрения считаются
      1. навязывание педагогом своей точки зрения,
        1. дезинформация воспитанников.

Приведите и проанализируйте примеры применения различных методов развития сознания и формирования мировоззрения в практике школьного, внешкольного, семейного воспитания, а также в культурологической практике.

  1.  

II. Методы организации деятельности воспитанников. Обеспечивают формирование социального опыта.

  1.  Игра – первый из методов воспитания как в онтогенезе, так и в филогенезе. Отношение к игровой деятельности на протяжении истории человечества неоднократно менялось (лишь во второй половине ХХ века взрослые перестали стесняться потребности в игре и появилось выражение homo lusor – человек играющий). Разновидности игровой деятельности:
    1. манипулятивная,
      1. предметная,
        1. ролевая,
        2. игра-театрализация,
        3. подвижная или спортивная,
        4. дидактическая,
        5. деловая,
        6.  и т.д.......
  2.  Педагогическое требование. Различают прямое и косвенное пед. требование (например, к косвенным относятся
    1. просьба,
      1. совет,
        1. предложение
        2. намек.

Ситуации, когда предъявление прямого требования необходимо и оправдано:

Какой вид требования более эффективен?

А какой чаще применяется?

Почему?

  1.  Приучение – организация деятельности воспитанников, направленная на формирование привычек поведения. Чаще всего осуществляется путем упражнения в том или ином действии. (Например, знаки внимания, соблюдение гигиенических требований и т.д.). Приучение может осуществляться в отношении человека любого возраста. Например, миллионы взрослых людей сейчас осваивают правила поведения в Интернете.
  2.  Создание воспитывающих ситуаций. Простейший вариант этого метода – поручение. Более сложные версии часто имеют игровой характер (тимуровское движение, детско-юношеские организации и т.д.). Начало сознательного применения воспитывающих ситуаций мы встречаем еще в суровой педагогике древней Спарты.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

53301. Хранение, использование и учет прекурсоров в химическом кабинете общеобразовательного учебного заведения 91.5 KB
  Прекурсоры вещества часто используемые при производстве изготовлении переработке наркотических средств и психотропных веществ включённых в Перечень наркотических средств психотропных веществ и прекурсоров утвержденный Постановлением Кабинета Министров Украины от 06. Согласно Закону Украины Об обороте в Украине наркотических средств присихотропных веществ их аналогов и прекурсоров от 15. № 503V необходимо вести строгий учет прекурсоров.
53302. Україна в подіях Північної війни. Повстання гетьмана Івана Мазепи 46.5 KB
  Повстання гетьмана Івана Мазепи. Виявити роль і значення Івана Мазепи в українському національно-визвольному русі. Внутрішня і зовнішня політика Мазепи. Мазепи.
53303. Національно-визвольна війна українського народу проти Речі Посполитої середини ХVІІ ст 64.5 KB
  Нагадую правила гри: за кожне порушення дисципліни викрики підказку журі має право зняти з команди від 2 до 5 балів. Кому розпочинати гру визначається за допомогою жеребкування Отже у нас все готове до початку КВК залишилось побажати тільки успіхів учасникам гри і оголосити склад журі. Оголошується склад журі Змагання сьогоднішнє я відкриваю 1 щиро усіх вас вітаю. Команда Ерудити Любить КВК наш дружний клас І оголосить засідання зараз Ось болільники а ось журі.
53304. Украинско-московский межгосударственный договор 1654 года. Продолжение Национально-освободительной войны 76.5 KB
  Цели: выяснить предпосылки и определить основные положения и значение украинско-московского договора 1654 года, а также дать историческую оценку событиям Национально-освободительной войны в 1654-1655 годах; развивать у учащихся жизненные умения и навыки: работать с историческими источниками и на основе их делать выводы и обобщения, давать оценку историческим событиям, высказывать свою точку зрения по отношению к ним...
53305. Україна в умовах десталінізації (1953 – 1964 рр.) 242.5 KB
  Назвіть події з історії України, які відбувалися після подій всесвітньої історії, визначених у першій колонці, але раніше, ніж події, визначені у третій колонці.
53306. НІКОПОЛЬЩИНА В РОКИ ДРУГОЇ СВІТОВОЇ ВІЙНИ 133 KB
  МЕТА: Проаналізувати події другої світової війни на Нікопольщині, удосконалювати навички самостійної роботи з додатковою літературою, картою, продовжити формувати вміння учнів, аналізувати, узагальнювати історичний матеріал, виховувати учнів у дусі патріотизму, гордості за бойові та ратні подвиги наших земляків.
53307. Порядок начисления и учета амортизации нематериальных активов 22.39 KB
  Амортизация – это процесс систематического, ежемесячного переноса стоимости на себестоимость продукции либо за счет собственных источников и накопление амортизационного фонда для замены изношенных экземпляров.
53308. Український національний рух на території Польщі (20-30-і рр. ХХ ст.) 85 KB
  Метод Припущення на основі запропонованих слів Учитель перераховує кілька слів із біографії Дмитра Донцова ідеолога право радикального руху. Учитель. Що далі Учитель. Учитель вислуховує пари із похвалою але не каже схожі вони чи ні на те що має бути почути.
53309. Україна в роки Другої світової війна (1939 -1945 рр.). Велика Вітчизняна війна (1941-1945 рр.) 131.5 KB
  Виховувати почуття гордості до історичного минулого України. Доповніть текст: Приєднання Західної України та Західної Білорусії до СРСР розпочалося після вступу Червоної армії на територію Польщі. Закон про включення Західної України до складу СРСР і воззєднання її з Українською РСР було прийнято: а Верховними Радами СРСР та УРСР у листопаді 1939 р.; б Народними зборами Західної України у жовтні 1939 р.