82008

ВОЙНА – СТРАШНЕЕ НЕТУ СЛОВА…

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Более двух десятилетий прошло с тех пор как наших ребят уже не посылают на эту войну. выступление воинов-афганцев: рассказы; исполнение афганских песен; чтение собственных стихотворений Библиотекарь: Афганская война незаживающая рана в людской памяти такая же как и Вторая мировая.

Русский

2015-02-23

176 KB

1 чел.

PAGE  2

«ВОЙНА – СТРАШНЕЕ НЕТУ СЛОВА …»

(стук метронома)

Голос за сценой:           Война – жесточе нету слова!

Война – печальней нету слова!

Война – страшнее нету слова в тоске и боли этих лет

И на устах у нас иного ещё не может быть. И нет…

Война такой вдавила след

И стольких наземь положила,

Что даже через много лет

Живым не верится, что живы.

Библиотекарь: Сегодня мы поговорим о войне. Так исторически сложилось, что наш народ видел и был участником не одной войны. Сегодня трудно найти семью, которую не коснулась бы война: Вторая мировая или афганская. Разное время, разные поколения, разные причины объединяет одно страшное слово – война. Сколько жизней отнято, сколько судеб искалечено, вы только задумайтесь над этим!

22 июня 1941 года фашистская Германия напала на нашу землю. И народ поднялся на защиту своего Отечества. В те дни люди по-настоящему осознали значение этого страшного слова – война, ощутив ту жестокость, с которой враг истреблял всё на своём пути. Но это не сломило и не остановило защитников.

На фронте и в тылу люди мечтали о победе и делали всё, прикладывая порой сверхчеловеческие усилия, для её приближения. Они защищали Родину. Такой была война для одного поколения.

Другое поколение тоже знало войну не понаслышке. Для наших ребят она началась 28 декабря 1979 года – война в Афганистане. Молодые люди шли туда не за орденами и медалями, они свято верили в то, что выполняют свой интернациональный долг. Оказавшись в пекле, верили, что несут освобождение порабощённому народу. И не убивают, а защищают новую жизнь. И при этом гибли, гибли, гибли…  Сколько родителей так и не дождались своих сыновей, девушки – любимых, друзей.

Чтец:                               Без тебя, сынок, осталась,

Волос поседел.

Улетел мой белый аист,

Взял и улетел…

Вырвалась душа, как птица –

Нелегко поймать.

Без тебя, родной, не спится.

Не сердись на мать…

Не берёт, сынок, усталость,

Сумрак поредел.

Улетел мой белый аист,

Взял и улетел…

Библиотекарь: Более двух десятилетий  прошло с тех пор, как наших ребят уже не посылают на эту войну. И кажется, что война окончилась. Но она никогда не закончится для тех, кто воевал. Тех, кто не дождался своих родных и близких, кто терял боевых друзей и сама был на волоске от смерти. Сегодня у нас в гостях люди, которые были очевидцами и непосредственными участниками той войны, которые испытали на себе все тяготы и лишения, смотрели смерти в глаза, но вопреки всему выжили. У нас в гостях – воины-афганцы!!! И у вас, ребята, есть замечательная возможность узнать о той войне из первых уст. Узнать правду, о которой, возможно, никогда не писали советские газеты, и не освещало телевидение.

(выступление воинов-афганцев: рассказы; исполнение афганских песен;

чтение собственных стихотворений)

 Библиотекарь: Афганская война – незаживающая рана в людской памяти, такая же, как и Вторая мировая.

Чтец:                               Вы думаете павшие молчат!

Конечно, да – вы скажете.

Не верно!

Они кричат.

Пока ещё стучат

Сердца живых

И осязают нервы.

Они кричат не где-нибудь,

А в нас

За нас кричат…

И будят нас, живых,

Невидимыми чуткими руками

Они хотят, чтоб памятником их

Была земля

С пятью материками.

Библиотекарь: Разные поколения, разное время – тысячи убитых, раненых, пленных, пропавших без вести, тысячи искалеченных судеб объединило одно страшное слово – война… и память.

Чтец:                               Всё можно сокрушить, смести, предать забвенью,

Заасфальтировать и заковать в бетон.

Взорвать собор как лишнее строенье,

На месте кладбища построить стадион.

Всё можно растерять, что собрано веками,

Всё можно замолчать, расправами грозя…

И только человеческую память

Забетонировать и истребить нельзя!

Библиотекарь: Память! Она везде: в каждой пяди земли, в душах людей, в семейных альбомах, в музыке, в книгах…  Очень много книг написано о тех событиях.  Многие авторы сами были участниками боевых действий. Многих уже нет среди живых. Рассказать обо всех невозможно. Мы остановимся на некоторых.

У меня в руках книга Василя Быкова «Знак беды». Имя автора этой книги долго значилось на надгробной плите в числе погибших в бою возле украинского села Великая Северинка недалеко от Кировограда. Январским утром 44-го года Василя Быкова, тяжело раненного командира взвода «сорокапяток», отнесли в избу, а вскоре сквозь неё прошел вражеский танк. Деревня переходила из рук в руки, подвергалась бомбардировкам, и Быкова сочли погибшим. Родные получили похоронку. А на самом деле он успел выбраться из той злополучной избы. Его повести «Дожить до рассвета», «Обелиск», «Сотников», «Знак беды» рассказывают о том страшном времени, о героизме и мужестве наших солдат. Его «Альпийская баллада», «Пойти и не вернуться» - произведения, в которых Быков показывает героизм партизан на оккупированной территории Белоруссии.

(Уч-ся зачитывает отрывок повести Быкова «Дожить до рассвета»)

Библиотекарь: Ребята! Вряд ли среди нас найдётся человек, который не слышал о Сталинграде. Во всём мире знают этот город, где во время   Второй мировой войны развернулись ожесточённые кровопролитные бои. В историю они вошли как «Сталинградская битва». О событиях тех дней написано много книг. Среди них повесть Виктора Некрасова «В окопах Сталинграда».

(Уч-ся рассказывает краткое содержание повести)

Библиотекарь: Рассказывая о произведениях, написанных о войне, нельзя не упомянуть о повестях Бориса Васильева «В списках не значился», «А зори здесь тихие» и др. В них рассказывается о событиях начального периода Великой Отечественной войны. В этих произведениях трагизм переплетается с героизмом, патриотизмом, смелостью и стойкостью нашего народа.

Чтец:                                Не все солдаты встретят день победный.

Не все придут на праздничный парад.

Солдаты смертны

Подвиги бессмертны

Не умирает мужество солдат.

Библиотекарь: «В списках не значился» – это повесть о неизвестных защитниках Брестской Крепости. Образ Николая Плужникова воплотил в себе черты характера всех солдат, которые стойко защищали каждую пядь земли. Но их имена остались неизвестны.

Повесть «А зори здесь тихие» рассказывает о далёких событиях 42-го года. В расположение зенитно-пулемётной батареи старшины Васкова забрасывают немецких диверсантов. А у него под началом только девушки-зенитчицы. Задание Васков выполняет, но слишком дорогой ценой. Девушки совершили подвиг, они умирали, но не сдавались. Сознание своего долга перед народом и Родиной заглушило чувство страха, боли и мысли о смерти.

Чтец:                           Они исполнили солдатский долг суровый

                                    И до конца остались Родине верны

                                    А мы в историю заглядываем снова

                                    Чтоб день сегодняшний измерить днём войны.

Библиотекарь: У меня в руках книга Виталия Закруткина «Матерь человеческая». В ней автор глубоко исследует судьбы людей, раскрывает тему человека и войны. В ней изображена судьба русской женщины, оказавшейся в разорённом и сожжённом хуторе.

(Уч-ся зачитывает отрывок из книги)

Библиотекарь: Есть у нас в библиотеке «Повесть пламенных лет» Александра Довженко. В своих произведениях Довженко обращается к самым трагическим страницам из истории ВОВ – к её началу, когда наши войска отступали. В центре произведения – трагическая судьба украинского народа, растоптанного оккупантами, но выжившего в те страшные годы.

(Уч-ся зачитывает отрывок из книги)

Библиотекарь: Перу украинского писателя Олеся Гончара принадлежит роман «Прапороносці». Этот роман был переведён на многие языки мира. В нём показана правда о роли солдат-украинцев в победе над фашизмом, возвеличен образ рядового-украинца не за какой-то героический подвиг, а за тяжёлую ежедневную работу, благодаря которой приближалась победа.

(Демонстрация книги)

Библиотекарь: Немало стихов, посвящённых войне, написано украинскими поэтами: Тычиной, Рыльским, Сосюрой и др.

(Уч-ся декламируют стихи)

Библиотекарь: Много произведений о ВОВ написано и нашими земляками. Многие из них о Донбассе в годы войны. Среди них В.Шутов «Смерти смотрели в лицо», Б.Мезенцев «Опознать отказались», Б.Горбатов «Непокорённые», В.Андриянов «Повесть о шахтёрских полках». Много документальных: И.И.Людников «Сквозь грозы», В.Ф.Белявец «Донецкие мстители», В.И. Ананко «За каждую пядь», А.А. Трокаев «Твоих, Донбасс, героев имена»… Последняя книга примечательна ещё и тем, что в ней есть очерк, посвящённый нашему городу. Он так и называется – «Подвиг в Амвросиевке». Все эти и многие другие книги есть в нашей библиотеке. И я рекомендую вам их прочесть.

(Демонстрация книжной выставки)

Но тема войны и человека в войне раскрыта не только в этих книгах. Афганистан – боль и скорбь наша, незаживающая рана. Сколько парней не вернулось с этой войны. Кто погиб, кто пропал без вести…  А сколько среди них наших земляков, ребят из нашего города и окрестных деревень. Они просто выполняли свою воинскую повинность, свой безвыходный долг. Но выполняли честно и героически. До последнего вздоха…

Немало лет прошло с тех пор, но события тех лет живой болью отзываются у многих, кто воевал в той войне. И сейчас не дают им покоя. И не только им, а очень многим современникам. Тема ужасов, страданий, безмерной боли той войны беспокоит людей и в наши дни. На эту тему звучат песни, сняты фильмы, написаны книги. Очень много песен посвятил событиям в Афганистане Александр Розенбаум. Они не оставляют равнодушными никого, как и фильмы «Афганский излом», «Прорыв», «9-я рота».

У меня в руках книга Алексея Дмитренко «Аист». Это художественно-документальная повесть о судьбе воина и поэта Александра Стовбы. Выполняя свой интернациональный долг на земле Афганистана, лейтенант Стовба и четверо его солдат ценой своих жизней спасли боевых товарищей. Александру шёл 23-й год. Вот строки из его стихотворения:

Мы готовы к защите Отечества

Руку дружбы народам подать

И, спасая судьбу человечества,

Жизни юные счастью отдать.

Он и многие другие подписались под этими словами своей жизнью. Поэзия А.Стовбы многогранна, много стихотворений он посвятил своим боевым товарищам.

Две жизни вычеркнуто в списке,

Их растворило в синей мгле,

Мы им поставим обелиски

И молча предадим земле.

Упали парни, смежив веки,-

Мир настороженно затих…

Они останутся навеки

Моложе сверстников своих.

Это стихотворение из сборника «Мама, я вернусь…». Этот сборник есть в нашей библиотеке. Я рекомендую вам его прочесть. Как и книгу А. Дмитренко «Аист». Из них вы узнаете, чем жили, о чём думали, с какими мыслями шли в бой воины - «афганцы». Как ночью просыпались от взрывов снарядов и свиста пуль, как теряли боевых друзей, и что означает для них словосочетание «Чёрный тюльпан». Многие из них тогда стали поэтами, пытаясь придать словесную форму «крику души», выплеснуть его. Авторы многих «афганских» стихов неизвестны. Они писали не для славы…

(В грамзаписи и в  исполнении учащихся звучат стихи «Горит звезда над городом Кабулом» В.Верстакова, «Если слёзы не лил» В. Тарасова, «У офицеров и солдат»,  «Не будет речи над могилой» (автор не известен), «Дай мне руку» В.Куценко, «Ордена не продаются» Ю.Слатов, «Ступив на хребет Гиндукуша» В.Верстаков, «Ти вічний біль, Афганістан»)

Библиотекарь: Память о своих героях народ испокон веков хранил в песнях, сказаниях, легендах и былинах. Летопись ратных будней воины-интернационалисты вели своими песнями. И хочется, чтобы эта летопись не была забыта.

Пусть прорвётся сквозь любой заслон,

Зазвучит сегодня иль когда-то,

Пронесёт сквозь годы радость, боль и стон

Песня, сочинённая солдатом.

Ребята! У вас впереди целая жизнь. Вам творить будущее. Но чтобы строить будущее, нужно знать прошлое, свою историю, и извлекать уроки. Поэтому читайте, изучайте, анализируйте… и  ПОМНИТЕ!!!

(Звучит песня)

Сегодня мы коснулись темы войны – Отечественной и афганской. Вы знаете, что каждый год 9 мая наш народ празднует День Победы. А сегодня исполняется 22 лет со дня вывода советских войск из Афганистана. Поэтому сейчас мы посетим сквер воинов-интернационалистов, где вместе с ветеранами-«афганцами» почтим память погибших.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

37743. Исследование переходных процессов при разрядке конденсатора на резистор и индуктивную катушку 2.75 MB
  Цель: Исследовать апериодический колебательный разряд конденсатора на резисторе и индуктивной катушке. Схема электрической цепи: 1 2 Результаты измерений и вычислений: 1 Установлено Измерено Вычислено
37744. ЭЛЕКТРИЧЕСКИЕ ЦЕПИ СО ВЗАИМНОЙ ИНДУКТИВНОСТЬЮ 57.5 KB
  Экспериментально определить параметры катушек и коэффициент взаимной индукции. Определить комплексные сопротивления схемы замещения без индуктивной связи двух параллельно соединенных катушек с взаимной индуктивностью параметры которых определены в п. Также был определен коэффициент взаимной индукции по формуле: M = Экспериментально было доказано что при одинаковых токах протекающих через согласно и встречно включенные катушки...
37745. Исследование переходных процессов при разряде конденсатора на цепь 51 KB
  Емкость С – переменная емкость С1 блока Конденсаторы. сопротивление резистор 10 кОм 50 Вт блока резисторов.Индуктивность L и сопротивление R– индуктивные катушки блока Индуктивность Экспериментальная часть Схема №1 Измерено
37746. Ознайомлення з архітектурою мікроконтролерів фірми ATMEL 111.5 KB
  Основною ідеєю всіх RISC Reduced Instruction Set Computer як відомо є збільшення швидкодії за рахунок скорочення кількості операцій обміну з пам'яттю програм. Для цього кожну команду прагнуть вмістити в одну комірку пам'яті програм. При обмеженій розрядності елементу пам'яті це неминуче призводить до скорочення набору команд мікропроцесора. У VRмікроконтролерів відповідно до цього принципу практично всі команди крім тих у яких одним з операндів є 16розрядний адреса також упаковані в одну комірку пам'яті програм.
37747. Исследование переходных процессов при разряде конденсатора на резистор и индуктивную катушку 616 KB
  Выполнил: студент группы ПО 222 Принял: Преподаватель УФА – 2007 Цель: Исследовать апериодический колебательный разряд конденсатора на резистор и индуктивную катушку.002 202 1271 Формула Томсона: Вывод: Собрав цепь по 1 схеме установив емкость конденсатора 0. В опыте разряда конденсатора на индуктивность рассмотрели случай колебательного затухающего процесса определили период колебательного разряда.
37748. Социологическое понимание личности. Структура личности 15.77 KB
  Личность — это совокупность (система) социально значимых качеств, характеризующих индивида как члена того или иного общества, как продукт общественного развития. Это социальная характеристика человека, которая определяется мерой усвоения им социального опыта.
37750. Визначення перехідної і частотної характеристики систем 1.42 MB
  Мета роботи: Набути практичних навичок вивчення перехідної і частотних характеристик системи за їхніми передаточними функціями.
37751. КЛЮЧЕВОЙ РЕЖИМ РАБОТЫ ТРАНЗИСТОРА 136.97 KB
  Во время переходных процессов при переключении из одного статического состояния в другое транзистор работает в нормальном и инверсном активных режимах. ГТ Т1 г 1кн КК нк вых икэ и ч Основными параметрами переходных процессов являются: при включении ТК 1з время задержки и Сф длительность фронта а при выключении 1рас время рассасывания накопленного в базе заряда и 1с длительность среза. Время задержки {з = твх 1п 1 где твх =КбСвх ; 160 ЕБ1 начальное напряжение на Свх. Временные диаграммы работы транзисторного ключа Для...