82010

Вода - растворитель. Превращение воды

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Цели: актуализировать знания детей о значении воды в жизни всего живого о ее свойствах и состоянии; развивать память речь; познакомить со свойством воды растворять разные вещества; учить видеть сравнивать обобщать и делать выводы; воспитывать экологическое мышление...

Русский

2015-02-23

52.5 KB

0 чел.

Тема:  Вода - растворитель. Превращение воды.

Цели:

  •  актуализировать знания детей о значении воды в жизни всего живого, о ее свойствах и состоянии;
  •  развивать память, речь;
  •  познакомить со свойством воды растворять разные вещества;
  •  учить видеть, сравнивать, обобщать и делать выводы;
  •  воспитывать  экологическое мышление

                                         Оборудование:                                                                                          

  •  презентация "Вода",
  •  фотографии родников и водных пейзажей,
  •  банка с кипячёной водой,
  •  вода из под крана,
  •  минеральная вода,
  •  одноразовые стаканы,
  •  чайные ложечки,
  •  соль,
  •  сахар,
  •  уголь
  •  жидкое удобрение для комнатных цветов,
  •  марля,
  •  тетради, учебники

 

 

Ход урока

1.Организационный момент

У: Сегодня к нам на урок пришли гости. Скажите настроение у вас каково?

Д: Во!

2. Актуализация знаний. Презентация "Вода"  

-Сегодня урок я и Украина и гидромицентр сообщает.

-   Скажите без чего человеку труднее всего обходиться? (воздух, вода)

- Да, мы не только на уроках я и Украина говорили с вами о воде и на уроках основ здоровья и внеклассном чтении мы затрагивали эту тему И сегодня на урок  вы  приготовили стихотворения о воде.

Вы послушайте и вспомните, в каких состояниях может находиться вода?

        Ученик 1

В кружево будто одеты [5]
Деревья, кусты, провода (слайд 2).
И кажется сказкою это, (слайд 3)
А, в сущности, только вода.

       Ученик 2

Безбрежная ширь океана (слайд 4)
И тихая заводь пруда, (слайд 5)
Каскад водопада и брызги фонтана, (слайд 6, 7)
А всё это только вода.

        Ученик 3

В бирюзовой дали, исчезая, (слайд 8)
Лебедями плывут облака.
Вот туча идёт грозовая,
(слайд 9)
А, в сущности, только вода.

Так в каких состояниях может находиться вода?

- Сегодня на урок ребята готовили не только стихотворения, но и приготовили сообщения.

Доклады детей

 Вода – единственное вещество, которое встречается на Земле в трёх состояниях: твёрдом, жидком и газообразном.

 Если быстро вращать глобус, то покажется, что он одноцветный – голубой. А все потому, что этой краски на нем больше, чем белой, зеленой, коричневой. Голубым цветом изображены моря, океаны нашей планеты.

 Вода занимает 3/4 поверхности земного шара. Вода повсюду.

 Вода входит в состав любого живого организма. Достаточно помять лист растения в руках, и мы обнаружим в нем влагу. Вода содержится во всех частях растений.

  Много воды и в теле человека. Наше тело почти на  2/3 состоит из воды. Вода необходима нашему организму для удаления разных вредных веществ.

 Живой организм постоянно расходует воду и нуждается в ее пополнении. Например, человеку в сутки требуется более 2 литров воды (часть ее он выпивает, а часть содержится в пище).

 

Воду пьют поля и леса. Без нее не могут жить ни звери, ни птицы, ни люди.

 Но вода не только поит, но еще и кормит – по морям и океанам плывут тысячи рыболовных судов.

 Вода моет всех людей, города, машины, дороги.  

 Без воды не замесить теста для хлеба, не приготовить бетон для стройки, не сделать ни бумагу,  ни конфеты, ни лекарства – ничего не сделать без воды.  

Но все это стало доступным человеку после того, как он хорошо изучил свойства этого вещества.

 

У: Ребята, давайте вспомним все известные вам свойства воды.

  •  не имеет формы
  •  бесцветна
  •  прозрачна
  •  текуча
  •  без запаха
  •  без вкуса
  •  бывает в трёх состояниях: жидком, твёрдом и газообразном

3. Изучение нового материала.

У: В чём находится ещё вода?(показ картинки – Арбуз, лимон, яблоко).

Сок - это вода с растворёнными в ней различными веществами. Сегодня на примере наших опытов мы познакомимся с ещё одним из важнейших свойств воды: вода - растворитель. Это и будет наша тема урока.

Сегодня мы будем работать в группах.

Опыт 1

В прозрачный стакан с кипячёной водой всыпаем чайную ложку соли. Помешиваем воду и наблюдаем, что происходит с кристалликами соли.

У: Изменилась ли прозрачность воды? Её цвет? Можно ли сказать, что вещество исчезло?

Попробуйте воду на вкус. Пропустите воду с солью через марлевой фильтр.

У: Осталась ли соль на фильтре? Попробуйте воду на вкус. Удалось ли очистить воду от соли?

Вывод.

Опыт 2.

Растворяем в воде жидкое удобрение для цветов коричневого цвета. Фильтруем.

Вывод. Жидкое удобрение в воде растворилось. 

Опыт 3.

. Наблюдаем за минеральной водой в пластиковой бутылке.

У: Что вы видите? ( пузырьки газа)

Разливаем минеральную воду в одноразовые стаканчики и пробуем на вкус.

У: Вы почувствовали, что вода газированная?

Вывод. В воде растворены газы.

У: Как вы думаете, какой газ растворён в водоёмах, где живут различные животные? (кислород)

Вывод из всех опытов.

Вода растворяет

  •  твёрдые вещества (соль, сахар, марганцовка)
  •  жидкие вещества (жидкое удобрение)
  •  газообразные вещества (кислород)

Вещества, которые растворяются в воде, называют растворимыми (повтор детьми правил)

                       Физминутка

Льётся чистая водица,
                                                                                                                              
Мы умеем сами мыться.
Щётку в руки мы берём,
Крепко зубы щёткой трём.
Моем шею, моем уши,
Потом вытремся посуше.

У: Как люди используют свойство воды растворять некоторые вещества? Приведите свои примеры (делаем сладкий чай, солим суп, пьём лимонад, умываемся и т. д.)

Опыт 4. (работа в парах)

Размешиваем в стакане с водой  ложкой уголь.

У: Изменилась ли прозрачность воды? А цвет? Исчез ли уголь?

Фильтруем. Наблюдаем, что будет проходить через фильтр,

У: Очистилась ли вода от угля?

Вещества, которые не растворяются в воде, называются нерастворимыми.(повтор правил детьми)

Загадка. Что умеет застывать, летать и бегать?

-В этой загадки отражены три состояния воды.

В начале урока мы о них вспоминали.

 Если вода застывает, во что она превращается? (лёд) Какое это будет вещество? (твёрдое).
Когда вода становится летучей? (когда превращается в пар) Какое это вещество? (газообразное).
А когда вода бежит? (жидкое).

 Эти процессы превращения воды из твёрдого состояния в жидкое, из жидкого – в газообразное, из газообразного – в жидкое называют процессами таяния и замерзания, испарения. Превращения воды происходят при изменении температуры воды.

1Работа с учебником.                                                                                                         

4. Итог урока 

  •  Что нового вы сегодня узнали?
  •  Что запомнилось больше всего?
  •  Какой новой информацией вы поделитесь сегодня дома?

Выставление оценок

5.Домашнее задание.

с 93-95 пересказ.

Учитель: Но у воды есть ещё свойство. О нём вы узнаете, если проведёте дома опыт. Содержание опыта написано у вас на листочках.
Налей воды в пластиковую бутылку и положи в морозильник. Когда замёрзнет, достань и запиши, что произошло с бутылкой.
Не открывая бутылку, поставь её в тёплое место. Когда лёд растает, запиши, что стало с бутылкой.
Подумай, почему это происходит?
Запиши свой вывод.

PAGE  6


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

83393. Система предпочтительных чисел, классификация и кодирование изделий и конструкторской документации 452 KB
  Стандартизация – деятельность по установлению правил и характеристик в целях их добровольного многократного использования, направленная на достижение упорядоченности в сферах производства и обращения продукции и повышение конкурентоспособности продукции, работ или услуг.
83395. Теорія і методика фізичного виховання дітей дошкільного віку 2.87 MB
  Навчальний посібник складено згідно з програмою для педагогічних університетів та училищ. У ньому розглянуто основи системи фізичного виховання, завдання та зміст фізичного виховання дітей раннього та дошкільного віку, методика проведення основних форм навчально-виховного процесу з фізичного виховання в дошкільному закладі.
83396. Стратегическое управление: учебебное пособие 819.5 KB
  В учебном пособии излагаются научные основы концепция и основные задачи стратегического менеджмента рассматриваются вопросы анализа внешней среды и внутренних возможностей предприятия подходы к разработке стратегических альтернатив проблемы реализации стратегических решений.
83397. Разработка программы научно-методического сопровождения ОЭР: Учебно-методическое пособие 101.6 KB
  Современный этап социально-экономического развития характеризуется изменением роли образования в жизни каждого человека и всего российского общества. Образование обретает статус особого механизма общественного, культурного развития регионов, становится пространством личностного развития всех субъектов...
83398. ДІЛОВОДСТВО НАВЧАЛЬНИЙ ПОСІБНИК: ДІЛОВОДСТВО 599 KB
  У посібнику наведено вимоги до створення й оформлення організаційно-розпорядчих, інформаційних, фінансово-розпорядчих та кадрових документів. Запропоновано різноманітні зразки документів, які відображають особливості написання та оформлення реквізитів. За допомогою наведених тестів...
83399. Система задач и упражнений по языку программирования Pascal 780 KB
  В работе приведены задачи и упражнения по основным разделам курса изучения языка программирования Паскаль. К каждой лабораторной работе прилагаются тексты программ, необходимых для ее выполнения. Содержание подкреплено значительным количеством контрольных вопросов по всем изучаемым темам.
83400. Психологічна служба: Навчально-методичний посібник 491 KB
  До її змісту включено питання що стосуються вивчення методології практичної психології особистості у практичній психології особливостей реалізації особистісного підходу в роботі практичного психолога життєвої ситуації особистості специфіки роботи психологопедагогічний консиліум особливостей...
83401. СИСТЕМИ ТА ЗАСОБИ ВІДОБРАЖЕННЯ ІНФОРМАЦІЇ: НАВЧАЛЬНИЙ ПОСІБНИК 2.55 MB
  За технічну допомогу в підготовці посібника до друку Зміст Вступ Роль та місце систем відображення інформації в АСУ. Варіанти побудови систем відображення інформації в комплексі АСУ. Основні характеристики системи відображення інформації і критерії їх оцінки.