82010

Вода - растворитель. Превращение воды

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Цели: актуализировать знания детей о значении воды в жизни всего живого о ее свойствах и состоянии; развивать память речь; познакомить со свойством воды растворять разные вещества; учить видеть сравнивать обобщать и делать выводы; воспитывать экологическое мышление...

Русский

2015-02-23

52.5 KB

0 чел.

Тема:  Вода - растворитель. Превращение воды.

Цели:

  •  актуализировать знания детей о значении воды в жизни всего живого, о ее свойствах и состоянии;
  •  развивать память, речь;
  •  познакомить со свойством воды растворять разные вещества;
  •  учить видеть, сравнивать, обобщать и делать выводы;
  •  воспитывать  экологическое мышление

                                         Оборудование:                                                                                          

  •  презентация "Вода",
  •  фотографии родников и водных пейзажей,
  •  банка с кипячёной водой,
  •  вода из под крана,
  •  минеральная вода,
  •  одноразовые стаканы,
  •  чайные ложечки,
  •  соль,
  •  сахар,
  •  уголь
  •  жидкое удобрение для комнатных цветов,
  •  марля,
  •  тетради, учебники

 

 

Ход урока

1.Организационный момент

У: Сегодня к нам на урок пришли гости. Скажите настроение у вас каково?

Д: Во!

2. Актуализация знаний. Презентация "Вода"  

-Сегодня урок я и Украина и гидромицентр сообщает.

-   Скажите без чего человеку труднее всего обходиться? (воздух, вода)

- Да, мы не только на уроках я и Украина говорили с вами о воде и на уроках основ здоровья и внеклассном чтении мы затрагивали эту тему И сегодня на урок  вы  приготовили стихотворения о воде.

Вы послушайте и вспомните, в каких состояниях может находиться вода?

        Ученик 1

В кружево будто одеты [5]
Деревья, кусты, провода (слайд 2).
И кажется сказкою это, (слайд 3)
А, в сущности, только вода.

       Ученик 2

Безбрежная ширь океана (слайд 4)
И тихая заводь пруда, (слайд 5)
Каскад водопада и брызги фонтана, (слайд 6, 7)
А всё это только вода.

        Ученик 3

В бирюзовой дали, исчезая, (слайд 8)
Лебедями плывут облака.
Вот туча идёт грозовая,
(слайд 9)
А, в сущности, только вода.

Так в каких состояниях может находиться вода?

- Сегодня на урок ребята готовили не только стихотворения, но и приготовили сообщения.

Доклады детей

 Вода – единственное вещество, которое встречается на Земле в трёх состояниях: твёрдом, жидком и газообразном.

 Если быстро вращать глобус, то покажется, что он одноцветный – голубой. А все потому, что этой краски на нем больше, чем белой, зеленой, коричневой. Голубым цветом изображены моря, океаны нашей планеты.

 Вода занимает 3/4 поверхности земного шара. Вода повсюду.

 Вода входит в состав любого живого организма. Достаточно помять лист растения в руках, и мы обнаружим в нем влагу. Вода содержится во всех частях растений.

  Много воды и в теле человека. Наше тело почти на  2/3 состоит из воды. Вода необходима нашему организму для удаления разных вредных веществ.

 Живой организм постоянно расходует воду и нуждается в ее пополнении. Например, человеку в сутки требуется более 2 литров воды (часть ее он выпивает, а часть содержится в пище).

 

Воду пьют поля и леса. Без нее не могут жить ни звери, ни птицы, ни люди.

 Но вода не только поит, но еще и кормит – по морям и океанам плывут тысячи рыболовных судов.

 Вода моет всех людей, города, машины, дороги.  

 Без воды не замесить теста для хлеба, не приготовить бетон для стройки, не сделать ни бумагу,  ни конфеты, ни лекарства – ничего не сделать без воды.  

Но все это стало доступным человеку после того, как он хорошо изучил свойства этого вещества.

 

У: Ребята, давайте вспомним все известные вам свойства воды.

  •  не имеет формы
  •  бесцветна
  •  прозрачна
  •  текуча
  •  без запаха
  •  без вкуса
  •  бывает в трёх состояниях: жидком, твёрдом и газообразном

3. Изучение нового материала.

У: В чём находится ещё вода?(показ картинки – Арбуз, лимон, яблоко).

Сок - это вода с растворёнными в ней различными веществами. Сегодня на примере наших опытов мы познакомимся с ещё одним из важнейших свойств воды: вода - растворитель. Это и будет наша тема урока.

Сегодня мы будем работать в группах.

Опыт 1

В прозрачный стакан с кипячёной водой всыпаем чайную ложку соли. Помешиваем воду и наблюдаем, что происходит с кристалликами соли.

У: Изменилась ли прозрачность воды? Её цвет? Можно ли сказать, что вещество исчезло?

Попробуйте воду на вкус. Пропустите воду с солью через марлевой фильтр.

У: Осталась ли соль на фильтре? Попробуйте воду на вкус. Удалось ли очистить воду от соли?

Вывод.

Опыт 2.

Растворяем в воде жидкое удобрение для цветов коричневого цвета. Фильтруем.

Вывод. Жидкое удобрение в воде растворилось. 

Опыт 3.

. Наблюдаем за минеральной водой в пластиковой бутылке.

У: Что вы видите? ( пузырьки газа)

Разливаем минеральную воду в одноразовые стаканчики и пробуем на вкус.

У: Вы почувствовали, что вода газированная?

Вывод. В воде растворены газы.

У: Как вы думаете, какой газ растворён в водоёмах, где живут различные животные? (кислород)

Вывод из всех опытов.

Вода растворяет

  •  твёрдые вещества (соль, сахар, марганцовка)
  •  жидкие вещества (жидкое удобрение)
  •  газообразные вещества (кислород)

Вещества, которые растворяются в воде, называют растворимыми (повтор детьми правил)

                       Физминутка

Льётся чистая водица,
                                                                                                                              
Мы умеем сами мыться.
Щётку в руки мы берём,
Крепко зубы щёткой трём.
Моем шею, моем уши,
Потом вытремся посуше.

У: Как люди используют свойство воды растворять некоторые вещества? Приведите свои примеры (делаем сладкий чай, солим суп, пьём лимонад, умываемся и т. д.)

Опыт 4. (работа в парах)

Размешиваем в стакане с водой  ложкой уголь.

У: Изменилась ли прозрачность воды? А цвет? Исчез ли уголь?

Фильтруем. Наблюдаем, что будет проходить через фильтр,

У: Очистилась ли вода от угля?

Вещества, которые не растворяются в воде, называются нерастворимыми.(повтор правил детьми)

Загадка. Что умеет застывать, летать и бегать?

-В этой загадки отражены три состояния воды.

В начале урока мы о них вспоминали.

 Если вода застывает, во что она превращается? (лёд) Какое это будет вещество? (твёрдое).
Когда вода становится летучей? (когда превращается в пар) Какое это вещество? (газообразное).
А когда вода бежит? (жидкое).

 Эти процессы превращения воды из твёрдого состояния в жидкое, из жидкого – в газообразное, из газообразного – в жидкое называют процессами таяния и замерзания, испарения. Превращения воды происходят при изменении температуры воды.

1Работа с учебником.                                                                                                         

4. Итог урока 

  •  Что нового вы сегодня узнали?
  •  Что запомнилось больше всего?
  •  Какой новой информацией вы поделитесь сегодня дома?

Выставление оценок

5.Домашнее задание.

с 93-95 пересказ.

Учитель: Но у воды есть ещё свойство. О нём вы узнаете, если проведёте дома опыт. Содержание опыта написано у вас на листочках.
Налей воды в пластиковую бутылку и положи в морозильник. Когда замёрзнет, достань и запиши, что произошло с бутылкой.
Не открывая бутылку, поставь её в тёплое место. Когда лёд растает, запиши, что стало с бутылкой.
Подумай, почему это происходит?
Запиши свой вывод.

PAGE  6


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

52024. Повторення таблиць множення числа 2 і ділення на 2. Розв’язування задач 434 KB
  Розв’язування задач. Хмельницький Мета: Повторити таблиці множення числа 2 і ділення на 2; формувати вміння розв’язувати прості і складені задачі; розвивати увагу творче мислення пам’ять; виховувати інтерес до математики. а Пояснити розв’язання задачі № 678. в Пояснити розв’язання задачі яку виконували за бажанням за карткою.
52025. Збірник прикладних задач «Математика навколо нас» 3.75 MB
  Анотація Ідея створення цього збірнику виникла з приводу того що розвиток математичних знань у розумово відсталих дітей має виключно практичну важливість оскільки людині в повсякденному житті постійно доводиться оперувати арифметичними виразами здійснювати рахунок і різні операції з числовими величинами. Скільки грошей він отримає пропрацювавши 20 днів Який розфасовки пральний порошок вигідніше купити господині якщо відомо що пакет вагою 2кг 400 г коштує р. Скільки...
52026. Вправи і задачі на засвоєння таблиць додавання і віднімання числа Порівняння виразу і числа 58.5 KB
  Діти в народі говорять: Добрий гість – дому радістьâ€. 2 слайд Математична розминка Інтерактивна вправа Мозковий штурм Як називається геометрична фігура у якої три кути Який день настає після суботи Скільки сторін у квадрата Скільки місяців триває зима Як називається лінія у якої є початок і кінець  Закінч речення: тиждень триває  Скільки паличок потрібно щоб викласти 2 квадрати Молодці 2. Математичний диктант Слайди 412....
52027. Таблица умножения и деления на 7 72 KB
  Гномики обожают число 7 и надеются что его полюбите и вы Что в вашей жизни связано с числом 7 Чего бывает в жизни только 7 Вы знаете что число 7 на Руси издревле считалось волшебным. Братья Гримм Умницы Первый гномик еще мал и любит играть. Гномик хочет познакомиться с вами. 21 : 3 = 7 21 : 7 = 3 назовите компоненты Третий гномик любит решать уравнения.
52028. Наш край у 1932-1933 роках. Історія Маньківщини 57.5 KB
  Хід уроку: Епіграф: Нагадай мені інший народ щоб він зазнав такої чорної недолі як народ український Учитель української мови і літератури Відкосили косами Жниварі з ЦК А ми хліба просимо Аж болить рука Встали під закопами Ух тверді лоби.Проценко Голодомор Учитель історії: Радянське керівництво взявши курс на модернізацію промислового потенціалу країни одразу зіткнулося з трьома проблемами: коштів сировини й робочих рук для розвитку індустрії. Учитель української мови та літератури: Перед вами картина...
52029. По следам бременских музыкантов. Числа от 11 до 20 173.5 KB
  И был у мельника осёл хороший осёл умный и сильный. Долго работал осёл на мельнице таскал на спине кули с мукой и вот наконец состарился.Чтение отрывка из сказки Видит хозяин: ослабел осёл не годится больше для работы и выгнал его из дому. Испугался осёл: “Куда я пойду куда денусь Стар я стал и слабâ€.
52030. Множення дробів. Піднесення дробу до степеня 239 KB
  Мета: домогтися засвоєння учнями правил множення раціонального дробу на цілий вираз на дріб а також правила піднесення раціонального дробу до натурального степеня та виконання сумісних дій піднесення дробу до степеня та множення раціональних дробів; формувати вміння відтворювати вивчені правила та застосовувати їх під час виконання завдань на множення раціональних дробів та піднесення дробу до степеня; вдосконалювати вміння виконувати скорочення раціональних дробів та знаходити ОДЗ дробового виразу; розвивати мислення...
52031. Короткі історичні відомості (від абака до нетбука) 1.09 MB
  Обладнання: мультимедійне обладнання: проектор екран або мультимедійна дошка; програмний комплекс презентація PowerPoint Як винайшли комп’ютер підручник робочі зошити інструкція з правил техніки безпеки. Робота за комп’ютером 8 хв. Саме в Києві був створений перший в Європі комп’ютер який умів швидше за всіх рахувати А чи завжди існували комп’ютери Якими вони були в давнину Про це ми дізнаємося на сьогоднішньому уроці. Вчитель презентує у електронному вигляді новий матеріал Як винайшли комп’ютер.
52032. Дидактические основы конструирования урока математики 247 KB
  Дидактические основы конструирования урока математики. Сущность современного урока математики и основные требования к нему типологии уроков. Взаимосвязь процессов конструирования и анализа урока математики. Непосредственная разработка урока математики.