82010

Вода - растворитель. Превращение воды

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Цели: актуализировать знания детей о значении воды в жизни всего живого о ее свойствах и состоянии; развивать память речь; познакомить со свойством воды растворять разные вещества; учить видеть сравнивать обобщать и делать выводы; воспитывать экологическое мышление...

Русский

2015-02-23

52.5 KB

0 чел.

Тема:  Вода - растворитель. Превращение воды.

Цели:

  •  актуализировать знания детей о значении воды в жизни всего живого, о ее свойствах и состоянии;
  •  развивать память, речь;
  •  познакомить со свойством воды растворять разные вещества;
  •  учить видеть, сравнивать, обобщать и делать выводы;
  •  воспитывать  экологическое мышление

                                         Оборудование:                                                                                          

  •  презентация "Вода",
  •  фотографии родников и водных пейзажей,
  •  банка с кипячёной водой,
  •  вода из под крана,
  •  минеральная вода,
  •  одноразовые стаканы,
  •  чайные ложечки,
  •  соль,
  •  сахар,
  •  уголь
  •  жидкое удобрение для комнатных цветов,
  •  марля,
  •  тетради, учебники

 

 

Ход урока

1.Организационный момент

У: Сегодня к нам на урок пришли гости. Скажите настроение у вас каково?

Д: Во!

2. Актуализация знаний. Презентация "Вода"  

-Сегодня урок я и Украина и гидромицентр сообщает.

-   Скажите без чего человеку труднее всего обходиться? (воздух, вода)

- Да, мы не только на уроках я и Украина говорили с вами о воде и на уроках основ здоровья и внеклассном чтении мы затрагивали эту тему И сегодня на урок  вы  приготовили стихотворения о воде.

Вы послушайте и вспомните, в каких состояниях может находиться вода?

        Ученик 1

В кружево будто одеты [5]
Деревья, кусты, провода (слайд 2).
И кажется сказкою это, (слайд 3)
А, в сущности, только вода.

       Ученик 2

Безбрежная ширь океана (слайд 4)
И тихая заводь пруда, (слайд 5)
Каскад водопада и брызги фонтана, (слайд 6, 7)
А всё это только вода.

        Ученик 3

В бирюзовой дали, исчезая, (слайд 8)
Лебедями плывут облака.
Вот туча идёт грозовая,
(слайд 9)
А, в сущности, только вода.

Так в каких состояниях может находиться вода?

- Сегодня на урок ребята готовили не только стихотворения, но и приготовили сообщения.

Доклады детей

 Вода – единственное вещество, которое встречается на Земле в трёх состояниях: твёрдом, жидком и газообразном.

 Если быстро вращать глобус, то покажется, что он одноцветный – голубой. А все потому, что этой краски на нем больше, чем белой, зеленой, коричневой. Голубым цветом изображены моря, океаны нашей планеты.

 Вода занимает 3/4 поверхности земного шара. Вода повсюду.

 Вода входит в состав любого живого организма. Достаточно помять лист растения в руках, и мы обнаружим в нем влагу. Вода содержится во всех частях растений.

  Много воды и в теле человека. Наше тело почти на  2/3 состоит из воды. Вода необходима нашему организму для удаления разных вредных веществ.

 Живой организм постоянно расходует воду и нуждается в ее пополнении. Например, человеку в сутки требуется более 2 литров воды (часть ее он выпивает, а часть содержится в пище).

 

Воду пьют поля и леса. Без нее не могут жить ни звери, ни птицы, ни люди.

 Но вода не только поит, но еще и кормит – по морям и океанам плывут тысячи рыболовных судов.

 Вода моет всех людей, города, машины, дороги.  

 Без воды не замесить теста для хлеба, не приготовить бетон для стройки, не сделать ни бумагу,  ни конфеты, ни лекарства – ничего не сделать без воды.  

Но все это стало доступным человеку после того, как он хорошо изучил свойства этого вещества.

 

У: Ребята, давайте вспомним все известные вам свойства воды.

  •  не имеет формы
  •  бесцветна
  •  прозрачна
  •  текуча
  •  без запаха
  •  без вкуса
  •  бывает в трёх состояниях: жидком, твёрдом и газообразном

3. Изучение нового материала.

У: В чём находится ещё вода?(показ картинки – Арбуз, лимон, яблоко).

Сок - это вода с растворёнными в ней различными веществами. Сегодня на примере наших опытов мы познакомимся с ещё одним из важнейших свойств воды: вода - растворитель. Это и будет наша тема урока.

Сегодня мы будем работать в группах.

Опыт 1

В прозрачный стакан с кипячёной водой всыпаем чайную ложку соли. Помешиваем воду и наблюдаем, что происходит с кристалликами соли.

У: Изменилась ли прозрачность воды? Её цвет? Можно ли сказать, что вещество исчезло?

Попробуйте воду на вкус. Пропустите воду с солью через марлевой фильтр.

У: Осталась ли соль на фильтре? Попробуйте воду на вкус. Удалось ли очистить воду от соли?

Вывод.

Опыт 2.

Растворяем в воде жидкое удобрение для цветов коричневого цвета. Фильтруем.

Вывод. Жидкое удобрение в воде растворилось. 

Опыт 3.

. Наблюдаем за минеральной водой в пластиковой бутылке.

У: Что вы видите? ( пузырьки газа)

Разливаем минеральную воду в одноразовые стаканчики и пробуем на вкус.

У: Вы почувствовали, что вода газированная?

Вывод. В воде растворены газы.

У: Как вы думаете, какой газ растворён в водоёмах, где живут различные животные? (кислород)

Вывод из всех опытов.

Вода растворяет

  •  твёрдые вещества (соль, сахар, марганцовка)
  •  жидкие вещества (жидкое удобрение)
  •  газообразные вещества (кислород)

Вещества, которые растворяются в воде, называют растворимыми (повтор детьми правил)

                       Физминутка

Льётся чистая водица,
                                                                                                                              
Мы умеем сами мыться.
Щётку в руки мы берём,
Крепко зубы щёткой трём.
Моем шею, моем уши,
Потом вытремся посуше.

У: Как люди используют свойство воды растворять некоторые вещества? Приведите свои примеры (делаем сладкий чай, солим суп, пьём лимонад, умываемся и т. д.)

Опыт 4. (работа в парах)

Размешиваем в стакане с водой  ложкой уголь.

У: Изменилась ли прозрачность воды? А цвет? Исчез ли уголь?

Фильтруем. Наблюдаем, что будет проходить через фильтр,

У: Очистилась ли вода от угля?

Вещества, которые не растворяются в воде, называются нерастворимыми.(повтор правил детьми)

Загадка. Что умеет застывать, летать и бегать?

-В этой загадки отражены три состояния воды.

В начале урока мы о них вспоминали.

 Если вода застывает, во что она превращается? (лёд) Какое это будет вещество? (твёрдое).
Когда вода становится летучей? (когда превращается в пар) Какое это вещество? (газообразное).
А когда вода бежит? (жидкое).

 Эти процессы превращения воды из твёрдого состояния в жидкое, из жидкого – в газообразное, из газообразного – в жидкое называют процессами таяния и замерзания, испарения. Превращения воды происходят при изменении температуры воды.

1Работа с учебником.                                                                                                         

4. Итог урока 

  •  Что нового вы сегодня узнали?
  •  Что запомнилось больше всего?
  •  Какой новой информацией вы поделитесь сегодня дома?

Выставление оценок

5.Домашнее задание.

с 93-95 пересказ.

Учитель: Но у воды есть ещё свойство. О нём вы узнаете, если проведёте дома опыт. Содержание опыта написано у вас на листочках.
Налей воды в пластиковую бутылку и положи в морозильник. Когда замёрзнет, достань и запиши, что произошло с бутылкой.
Не открывая бутылку, поставь её в тёплое место. Когда лёд растает, запиши, что стало с бутылкой.
Подумай, почему это происходит?
Запиши свой вывод.

PAGE  6


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

30142. Значение автомобильного транспорта в обеспечении перевозок грузов и пассажиров-для народного хозяйства. Задачи автомобильного транспорта 163 KB
  Автомобильный транспорт занимают одно из ведущих мест в транспортной артерии нашей страны. Большая часть грузовых перевозок и пассажирских перевозок осуществляется автомобильным транспортом. В настоящее время перед автомобильной промышленностью стоят большие задачи по выпуску автомобилей и автобусов, удовлетворяющих потребности в увеличении перевозимого груза и улучшения комфортности в кабинах грузовых автомобилей
30143. Мицеллярные эффекты в кинетикереакций взаимодействия малахитового зеленого, кристаллического фиолетового та бриллиантового зеленого с гидроксид ионом 771 KB
  Установлено, что не все используемые в опытах ПАВ влияют на скорость реакции обесцвечивания ФФ в щелочном растворе и все используемые в опытах ПАВ влияют на скорость реакции обесцвечивания КФ в щелочном растворе. Мицеллы ТХ-100 и смешанные мицеллы ТХ-100 с ДСН, ТХ-100 с Brij-35 не влияют на скорость реакции обесцвечивания ФФ в щелочном растворе
30144. ТЕОРИЯ УЧЕТА ОПЕРАЦИЙ ПО РАСЧЕТНОМУ СЧЕТУ 138.08 KB
  Директор общества распоряжается средствами общества на основе законодательства Российской Федерации и в порядке установленном контрактом трудовым договором. Чтобы выжить в условиях рыночной экономики и не допустить банкротства предприятия нужно хорошо знать как управлять финансами какой должна быть структура капитала по составу и источникам образования какую должны занимать собственные средства а какую заемные. Сведения которые находятся в пассиве баланса позволяют определить – какие изменения произошли в структуре собственного...
30145. Развитие выносливости у детей старшего дошкольного возраста посредством подвижных игр 65.08 KB
  Теоретические основы развития выносливости у детей старшего дошкольного возраста по средствам подвижных игр. Проблема развития выносливости в исследованиях педагогов и психологов. Виды выносливости. Факторы влияющие на проявление выносливости.
30147. Введение изучается значение станций технического обслуживания необходимость их планирования приводится. 2.31 MB
  Она будет представлена деревьями и кустарниками как лиственных пород так и хвойных пород. Еще в течение года специалисты ООО РесурсАудит выезжают на АЗС чтобы удостовериться что работа станции соответствует нормативам. Эти устройства могут принести немалую пользу автомобилистам.час; численность рабочих – 84 чел; число постов – 70 ; количество автомобиле мест ожидания и хранения – 51; площадь территории – 1929 м2; Генеральный план СТО и технологическая планировка участка представлены в графической части на листах формата А1...
30148. АУ «ТЕХНОПАРК – МОРДОВИЯ»: КОНЦЕПЦИЯ, ИНТЕГРАЦИЯ ИДЕЙ И РАЗРАБОТОК, ИХ КОММЕРЦИАЛИЗАЦИЯ. АНАЛИЗ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 204.23 KB
  Приоритетные цели реализации проекта развития ТехнопаркаМордовия: развитие инфраструктуры в интересах реализации инновационного потенциала Республики Мордовия создание условий для работы и ускоренного взаимодействия высокотехнологичных компаний научных организаций высших учебных заведений инвесторов заказчиков. ускорение коммерциализации рыночно ориентированных проектов активное продвижение продуктов компаний технопарка помощь в поиске партнеров и в выходе на рынок стимулирование...
30149. Анализ предприятия ДОАО “Механизированная колонна-№88” 704.8 KB
  Предприятие включает в себя автомобильную колонну 88 автомобилей и 27 прицепа ремонтномеханические мастерские зону ТО и ТР автозаправочный пункт вспомогательные службы и органы управления. Состояние дорог в городской и пригородной зоне Архангельска неудовлетворительное что негативно сказывается на состояние автомобилей .1 представлен генеральный план ДОАО €œМеханизированная колонна№88€ 1 контора 2 – зона ТО и Р 3 – мойка 4 – стоянка автомобилей 5 – ремонтные мастерские 6 – теплый бокс 7 – эстакада 8 – ОТК 9 –...
30150. Расчёт количества ТО и текущих ремонтов для парка машин и тракторов 64.19 KB
  Установив число ремонтов и ТО по каждой группе машин одной марки рассчитываем их годовую трудоёмкость по формуле: чел.16 где Тто суммарная трудоёмкость ТО и устранение неисправностей чел. Ттр...