82010

Вода - растворитель. Превращение воды

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Цели: актуализировать знания детей о значении воды в жизни всего живого о ее свойствах и состоянии; развивать память речь; познакомить со свойством воды растворять разные вещества; учить видеть сравнивать обобщать и делать выводы; воспитывать экологическое мышление...

Русский

2015-02-23

52.5 KB

0 чел.

Тема:  Вода - растворитель. Превращение воды.

Цели:

  •  актуализировать знания детей о значении воды в жизни всего живого, о ее свойствах и состоянии;
  •  развивать память, речь;
  •  познакомить со свойством воды растворять разные вещества;
  •  учить видеть, сравнивать, обобщать и делать выводы;
  •  воспитывать  экологическое мышление

                                         Оборудование:                                                                                          

  •  презентация "Вода",
  •  фотографии родников и водных пейзажей,
  •  банка с кипячёной водой,
  •  вода из под крана,
  •  минеральная вода,
  •  одноразовые стаканы,
  •  чайные ложечки,
  •  соль,
  •  сахар,
  •  уголь
  •  жидкое удобрение для комнатных цветов,
  •  марля,
  •  тетради, учебники

 

 

Ход урока

1.Организационный момент

У: Сегодня к нам на урок пришли гости. Скажите настроение у вас каково?

Д: Во!

2. Актуализация знаний. Презентация "Вода"  

-Сегодня урок я и Украина и гидромицентр сообщает.

-   Скажите без чего человеку труднее всего обходиться? (воздух, вода)

- Да, мы не только на уроках я и Украина говорили с вами о воде и на уроках основ здоровья и внеклассном чтении мы затрагивали эту тему И сегодня на урок  вы  приготовили стихотворения о воде.

Вы послушайте и вспомните, в каких состояниях может находиться вода?

        Ученик 1

В кружево будто одеты [5]
Деревья, кусты, провода (слайд 2).
И кажется сказкою это, (слайд 3)
А, в сущности, только вода.

       Ученик 2

Безбрежная ширь океана (слайд 4)
И тихая заводь пруда, (слайд 5)
Каскад водопада и брызги фонтана, (слайд 6, 7)
А всё это только вода.

        Ученик 3

В бирюзовой дали, исчезая, (слайд 8)
Лебедями плывут облака.
Вот туча идёт грозовая,
(слайд 9)
А, в сущности, только вода.

Так в каких состояниях может находиться вода?

- Сегодня на урок ребята готовили не только стихотворения, но и приготовили сообщения.

Доклады детей

 Вода – единственное вещество, которое встречается на Земле в трёх состояниях: твёрдом, жидком и газообразном.

 Если быстро вращать глобус, то покажется, что он одноцветный – голубой. А все потому, что этой краски на нем больше, чем белой, зеленой, коричневой. Голубым цветом изображены моря, океаны нашей планеты.

 Вода занимает 3/4 поверхности земного шара. Вода повсюду.

 Вода входит в состав любого живого организма. Достаточно помять лист растения в руках, и мы обнаружим в нем влагу. Вода содержится во всех частях растений.

  Много воды и в теле человека. Наше тело почти на  2/3 состоит из воды. Вода необходима нашему организму для удаления разных вредных веществ.

 Живой организм постоянно расходует воду и нуждается в ее пополнении. Например, человеку в сутки требуется более 2 литров воды (часть ее он выпивает, а часть содержится в пище).

 

Воду пьют поля и леса. Без нее не могут жить ни звери, ни птицы, ни люди.

 Но вода не только поит, но еще и кормит – по морям и океанам плывут тысячи рыболовных судов.

 Вода моет всех людей, города, машины, дороги.  

 Без воды не замесить теста для хлеба, не приготовить бетон для стройки, не сделать ни бумагу,  ни конфеты, ни лекарства – ничего не сделать без воды.  

Но все это стало доступным человеку после того, как он хорошо изучил свойства этого вещества.

 

У: Ребята, давайте вспомним все известные вам свойства воды.

  •  не имеет формы
  •  бесцветна
  •  прозрачна
  •  текуча
  •  без запаха
  •  без вкуса
  •  бывает в трёх состояниях: жидком, твёрдом и газообразном

3. Изучение нового материала.

У: В чём находится ещё вода?(показ картинки – Арбуз, лимон, яблоко).

Сок - это вода с растворёнными в ней различными веществами. Сегодня на примере наших опытов мы познакомимся с ещё одним из важнейших свойств воды: вода - растворитель. Это и будет наша тема урока.

Сегодня мы будем работать в группах.

Опыт 1

В прозрачный стакан с кипячёной водой всыпаем чайную ложку соли. Помешиваем воду и наблюдаем, что происходит с кристалликами соли.

У: Изменилась ли прозрачность воды? Её цвет? Можно ли сказать, что вещество исчезло?

Попробуйте воду на вкус. Пропустите воду с солью через марлевой фильтр.

У: Осталась ли соль на фильтре? Попробуйте воду на вкус. Удалось ли очистить воду от соли?

Вывод.

Опыт 2.

Растворяем в воде жидкое удобрение для цветов коричневого цвета. Фильтруем.

Вывод. Жидкое удобрение в воде растворилось. 

Опыт 3.

. Наблюдаем за минеральной водой в пластиковой бутылке.

У: Что вы видите? ( пузырьки газа)

Разливаем минеральную воду в одноразовые стаканчики и пробуем на вкус.

У: Вы почувствовали, что вода газированная?

Вывод. В воде растворены газы.

У: Как вы думаете, какой газ растворён в водоёмах, где живут различные животные? (кислород)

Вывод из всех опытов.

Вода растворяет

  •  твёрдые вещества (соль, сахар, марганцовка)
  •  жидкие вещества (жидкое удобрение)
  •  газообразные вещества (кислород)

Вещества, которые растворяются в воде, называют растворимыми (повтор детьми правил)

                       Физминутка

Льётся чистая водица,
                                                                                                                              
Мы умеем сами мыться.
Щётку в руки мы берём,
Крепко зубы щёткой трём.
Моем шею, моем уши,
Потом вытремся посуше.

У: Как люди используют свойство воды растворять некоторые вещества? Приведите свои примеры (делаем сладкий чай, солим суп, пьём лимонад, умываемся и т. д.)

Опыт 4. (работа в парах)

Размешиваем в стакане с водой  ложкой уголь.

У: Изменилась ли прозрачность воды? А цвет? Исчез ли уголь?

Фильтруем. Наблюдаем, что будет проходить через фильтр,

У: Очистилась ли вода от угля?

Вещества, которые не растворяются в воде, называются нерастворимыми.(повтор правил детьми)

Загадка. Что умеет застывать, летать и бегать?

-В этой загадки отражены три состояния воды.

В начале урока мы о них вспоминали.

 Если вода застывает, во что она превращается? (лёд) Какое это будет вещество? (твёрдое).
Когда вода становится летучей? (когда превращается в пар) Какое это вещество? (газообразное).
А когда вода бежит? (жидкое).

 Эти процессы превращения воды из твёрдого состояния в жидкое, из жидкого – в газообразное, из газообразного – в жидкое называют процессами таяния и замерзания, испарения. Превращения воды происходят при изменении температуры воды.

1Работа с учебником.                                                                                                         

4. Итог урока 

  •  Что нового вы сегодня узнали?
  •  Что запомнилось больше всего?
  •  Какой новой информацией вы поделитесь сегодня дома?

Выставление оценок

5.Домашнее задание.

с 93-95 пересказ.

Учитель: Но у воды есть ещё свойство. О нём вы узнаете, если проведёте дома опыт. Содержание опыта написано у вас на листочках.
Налей воды в пластиковую бутылку и положи в морозильник. Когда замёрзнет, достань и запиши, что произошло с бутылкой.
Не открывая бутылку, поставь её в тёплое место. Когда лёд растает, запиши, что стало с бутылкой.
Подумай, почему это происходит?
Запиши свой вывод.

PAGE  6


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

28138. Правило Бугера-Вебера и “основной психофизический закон” Г.Т.Фехнера 36 KB
  Бугер пришел к выводу что величина едва заметного различия ЕЗР между двумя освещенностями непостоянна она возрастает пропорционально исходной освещенности: ΔL=kL. Другими словами отношение ЕЗР ΔL к исходному уровню освещенности есть величина постоянная; ΔL L= const. раз то и величина разностного порога ΔР = P1 Р2 повышалась в той же пропорции. Для веса в 200 граммов величина разностного порога составляла 6 граммов для 300 9 граммов и т.
28139. Понятие о психофизических шкалах. Основные методы психофизического шкалирования 530 KB
  Основные методы психофизического шкалирования. Методы психофизического шкалирования: 1. Методы воспроизведения и идентификации. Эти методы редко используются но имеют ценность для изучения кратковременной памяти так как позволяют оценить характер трансформации субъективного образа сигнала при его запечатлении и хранении.
28140. Интроспективная психология 40 KB
  Интроспекция лат. В качестве особого метода интроспекция была обоснована в работах Р. Виды интроспекции: аналитическая интроспекция; систематическая интроспекция; феноменологическое самонаблюдение. Человек в отличие от животных наделен разумной душой сознанием по отношению к которому применительна интроспекция.
28141. Европейский функционализм 44 KB
  Предметом психологии функционализм обозначает сознание и функционалистов не интересует строение сознания. Их интересуют два главных вопроса::Какова роль сознания психики в жизнедеятельности организмовУ истоков европейского функционализма стоял австрийский психолог Франц Брентано 18381917. Главной для новой психологии он считал проблему сознания. Для обозначения этого признака сознания Брентано предложил термин интенция .
28142. Американский функционализм 24 KB
  Не требует особых комментариев положение о том насколько существен для научной теории этот аспект анализа реальной работы производимой как внутри состава собственно психического акта так и в процессе его организующего воздействия на приспособление организма к среде и на активное преобразование последней. Стимул перестает быть независимым по отношению к организму и его реакции Объект становится производным от акта или функции. Дьюи выступал с резкой критикой детерминистической концепции рефлекторного акта в которой объект действия не...
28143. Методы психологии труда 173.5 KB
  ПТ пытается решить две основных макрозадачи: 1 повышение производительности и эффективности трудовой деятельности 2 гуманизация трудовой деятельности содействие развитию личности в ней. как регуляторов трудовой деятельности и их развития в деятельности. Изучение основных психических свойств субъекта трудовой деятельности и ее эффективности. Изучение проблемы мотивации трудовой деятельности.
28144. Виды и функции речи 61 KB
  Существуют различные виды речи: речь жестов и звуковая речь письменная и устная речь внутренняя и внешняя речь. Выделять виды речь можно по разным основаниям и благодаря этому подчеркиваются разные стороны речевой деятельности. В зависимости от выявленности речевой деятельности вовне различают внешнюю и внутреннюю речь. Это речь обращенная к другому человеку это речь для другого.