82014

Устройство и ремонт контактно-транзисторной системы зажигания грузового автомобиля ЗИЛ-130

Дипломная

Логистика и транспорт

Роль автомобильного транспорта довольно велика в народном хозяйстве. Автомобиль служит для быстрого перемещения грузов и пассажиров по различным типам дорог и местности. Автомобильный транспорт играет важнейшую роль во всех сторонах жизни страны.

Русский

2015-02-24

647 KB

57 чел.

Устройство и ремонт контактно-транзисторной системы зажигания грузового автомобиля ЗИЛ-130

СОДЕРЖАНИЕ

Введение…………………………………………………………...

3

1.Устройство контактно-транзисторной системы зажигания …….

5-14

1.1. Назначение и устройство ……………………………………….

5

1.2. Принцип действия (работы) ……………………………………

8

1.3 Устройство отдельных приборов (деталей)……………………….

12

1.4. Недостатки контактно-транзисторной системы зажигания……...

14

2. Техническое обслуживание ………………………………………..

14-30

2.1. Виды, содержание и последовательность работ, выполняемых при ЕО, ТО-1, ТО-2, СО. ………………………………………………

14

2.2. Основные неисправности и способы из устранения ……………

20

2.3. Контрольно-диагностические регулировочные и другие работы

21

2.3.1. Применение автомобильного стробоскопа ……………………..

25

2.4. Техника безопасности………………………………………………

28

3. Ремонт …………………………………………...................................

31-33

3.1. Снятие и разборка прерывателя-распределителя…………..

31

3.2. Контроль состояния………………………………………………...

31

3.2.1. Проверка цепи низкого напряжения…………….........................

31

3.2.2. Проверка цепи высокого напряжения…………………………...

32

3.3. Сборка и установка…………………………………………………

32

4. Охрана труда……………………………............................................

33

5. Список используемой литературы………………………………..

36

ПЭР 190631.01. 28 .000 ПЗ

Изм

Лист

№ докум.

Подпись

Дата

Выполнил

Чалабян С.Р,

Устройство и ремонт

контактно-транзисторной системы зажигания

грузового автомобиля ЗИЛ-130

Стадия

Лист

Листов

Проверил

Пищулко В.П.

3

36

КГБПОУ  АГК

Гр. А-201р

Введение

Роль автомобильного транспорта довольно велика в народном хозяйстве. Автомобиль служит для быстрого перемещения грузов и пассажиров по различным типам дорог и местности. Автомобильный транспорт играет важнейшую роль во всех сторонах жизни страны. Без автомобиля невозможно представить работу ни одного промышленного предприятия, государственного учреждения, строительной организации, коммерческой фирмы, предприятия сельского хозяйства. Значительное количество грузовых и пассажирских перевозок приходится на долю этого транспорта. Грузовой автомобиль широко вошел в быт трудящихся нашей страны, стал средством передвижения и работы.

Таким образом, автомобиль стал неотъемлемым элементом в сложной деятельности Сельского хозяйств и народного хозяйства.

Так, на автомобиле ЗИЛ-130 штатно установилась контактно-транзисторная система зажигания.

Систе́ма зажига́ния - это совокупность всех приборов и устройств, обеспечивающих появление электрической искры, воспламеняющей топливовоздушную смесь в цилиндрах двигателя внутреннего сгорания в нужный момент. Эта система является частью общей системы электрооборудования.

В настоящее время существуют три системы зажигания: с использованием магнето, батарейное зажигание с автомобильным аккумулятором и система зажигания без аккумулятора с использованием мотоциклетного генератора переменного тока.

Можно выделить: схемы без использования радиоэлектронных компонентов («классические») и электронные.

Схемы с электронным зажиганием разделяются на:

- наличием контактов прерывателя;

- бесконтактные.

Лист

Изм

Лист

№ докум.

Подпись

Дата

4

1. Устройство контактно-транзисторной системы зажигания грузового автомобиля ЗИЛ-130

1.1. Назначение и устройство

Система зажигания служит для преобразования тока низкого напряжения в ток высокого напряжения и распределения тока высокого напряжения по свечам в цилиндры согласно порядку работы цилиндров в двигателе.

Система зажигания должна обеспечивать надежное искрообразование на всех режимах работы двигателя. Неисправности в системе зажигания могут привести к затрудненному пуску двигателя, неустойчивой работе его даже в прогретом состоянии, а также к снижению его мощности и экономичности. Своевременное и качественное проведение технического обслуживание системы зажигания необходимо для поддержания в технически исправном состоянии.

Напряжение, необходимое для пробоя искрового промежутка свечи зажигания, зависит от давления, температуры, а состава рабочей смеси, расстояния между электродами свечи, материала и температуры электродов, полярности высокого напряжения. Так, при пуске холодного двигателя пробивное напряжение достигает 16 кВ и более, а при работе прогретого двигателя достаточно 12 кВ.

Воспламенение смеси в цилиндре должно опережать момент прихода поршня в верхнюю мертвую точку (в. м. т.). Это обусловлено тем, что сгорание смеси происходит не мгновенно, а давление газов (продуктов сгорания) должно быть максимальным после перехода поршнем в. м. т. Двигатель развивает максимальную мощность, если наибольшее давление возникает после прохода поршнем в. м. т.

Если смесь воспламеняется позднее, чем это необходимо, ее сгорание происходит в такте расширения. Смесь не успевает сгореть полностью в цилиндре и догорает в выпускном трубопроводе. В результате снижается максимальное давление газов и мощность двигателя. Кроме того, происходит перегрев двигателя и увеличивается количество вредных газов, выбрасываемых в атмосферу.

При слишком раннем воспламенении сгорание смеси происходит в такте сжатия и максимальное давление в цилиндре возникает до прихода поршня в в. м. т. В результате поршень получает сильные встречные удары, определяемые на слух как металлический стук. Раннее воспламенение смеси приводит к уменьшению мощности двигателя, быстрому износу его деталей.

Лист

Изм

Лист

№ докум.

Подпись

Дата

5

Угол между положением коленчатого вала, соответствующим моменту искрового разряда между электродами свечи, и положением»: при котором поршень находится в в. м. т., называется углом опережения зажигания.

Оптимальный угол опережения зажигания зависит от частоты вращения коленчатого вала и нагрузки двигателя. С увеличением частоты вращения коленчатого вала увеличивается скорость движения поршня, и, чтобы рабочая смесь успевала сгорать, необходимо увеличивать угол опережения зажигания. Рост нагрузки обусловлен увеличением открытия дроссельной заслонки и характеризуется увеличением наполнения цилиндров. В результате продолжительность сгорания смеси уменьшается и, следовательно, необходимо уменьшить угол опережения зажигания.

Автоматическое регулирование угла опережения зажигания при изменении частоты вращения коленчатого вала и нагрузки двигателя осуществляется центробежным и вакуумным регуляторами. Центробежный регулятор изменяет угол опережения зажигания в зависимости от частоты вращения коленчатого вала, вакуумный регулятор в зависимости от степени открытия дроссельной заслонки. Начальный угол опережения зажигания, необходимый для надежного пуска двигателя, устанавливают вручную при помощи октан-корректора. Все три механизма скомпонованы в распределителе, который имеет также прерывательный и распределительный механизмы.

В систему зажигания входят: катушка зажигания, распределитель, транзисторный коммутатор, добавочное двухсекционное сопротивление, провода высокого напряжения, свечи, а также выключатель зажигания.

Катушка зажигания находится под капотом на переднем щите кабины. Она имеет два выводных зажима обмотки первичной цепи. При установке катушки необходимо следить за правильностью присоединения проводов. К выводу „К" надо подсоединить провода от одноименных выводов коммутатора и добавочного сопротивления, к выводу без маркировки - провод от коммутатора. Катушка зажигания предназначена для работы только с транзисторным коммутатором. Применение катушек зажигания других типов недопустимо. На хомуте катушки зажигания Б114-Б имеется надпись „Только для транзисторной системы".

Добавочное сопротивление, состоящее из двух последовательно соединенных сопротивлений, установлено рядом с катушкой. При пуске двигателя стартером одно из сопротивлений последовательной цепи автоматически замыкается накоротко, чем достигается увеличение напряжения в момент пуска.

Лист

Изм

Лист

№ докум.

Подпись

Дата

6

Необходимо следить за правильностью подсоединений проводов к выводам добавочного сопротивления: к выводу „ВК" должен быть присоединен провод от стартера, к выводу „ВК-Б" - провод от выключателя системы зажигания, а к выводу „К" - провод от вывода катушки зажигания.

Комбинированный выключатель зажигания и стартера предназначен для включения и выключения цепей зажигания и стартера. Установлен он на переднем щите кабины. Выключатель имеет три положения, из которых два фиксированных. В положении 0 все выключено, ключ свободно вставляется в замок и вынимается из него. Положение I - включен вывод „КЗ" (зажигание) поворотом ключа по часовой стрелке. Положение II - включены выводы „КЗ" (зажигание) и „СТ" (стартер) поворотом ключа по часовой стрелке. Положение II нефиксированное; возврат в положение I осуществляется пружиной после снятия усилия с ключа.

Распределитель (рис. 2) восьмиискровой, работает совместно с катушкой зажигания Б114-Б, предназначен для прерывания тока низкого напряжения в первичной обмотке катушки зажигания и распределения тока высокого напряжения по свечам.

Лист

Изм

Лист

№ докум.

Подпись

Дата

7

Рис. 2. Распределитель

1 - валик; 2- пластина; 3 - фильц; 4 - бегунок; 5 - крышка; 6 - вывод высокого напряжения; 7 - пружина контакта; 8 - контакт; 9 - защелка крышки; 10 - центробежный регулятор; 11 - болт крепления верхней пластины к корпусу; 12 - верхняя пластина октан-корректора; 13 - эксцентрик; 14 - рычажок; 15 - винт крепления прерывателя; 16 - контакты прерывателя; 17 - фильц смазки кулачка; 18 - вывод низкого напряжения; 19 - вакуумный регулятор; 20 - регулировочная гайка октан-корректора; 21 - винт регулировочный; 22 - нижняя пластина октан-корректора

1.2. Принцип действия (работы) системы зажигания

На современных отечественных автомобилях ЗИЛ-130 используется  контактно-транзисторная система зажигания.

Особенностью контактно-транзисторной системы зажигания является отсутствие в распределителе шунтирующего конденсатора. На корпусе распределителя Р137 прикреплена фирменная табличка с надписью „Только для транзисторной системы зажигания".

Если по каким-либо причинам распределитель зажигания должен быть на автомобиле заменен, то вместо распределителя Р137 можно использовать также распределители Р4-В или Р4-В2, сняв с них предварительно конденсатор.

Лист

Изм

Лист

№ докум.

Подпись

Дата

8

Схема включения. 

Основной отличительной особенностью схемы контактно-транзисторной системы зажигания от классической является наличие транзисторного коммутатора. Поэтому особенности схемы и работы контактно-транзисторной системы определяются схемным решением коммутатора.

На отечественных автомобилях применяют контактно-транзисторную систему (рис. 3) с коммутатором ТКЮ2, добавочным резистором СЭ107, катушкой зажигания Б314 и распределителями ряда типов (Р4-Д, Р13-Д, Р133, Р137 — все 8-искровые).

Рис. 3. Схема контактно-транзисторной системы зажигания

1 - выключатель; 2 - добавочное сопротивление; 3 - катушка зажигания; 4 - распределитель; 5 - стартер; 6 - транзисторный коммутатор, провода высокого напряжения, свечи, а также выключатель зажигания.

Основным элементом транзисторного коммутатора ТК102 является мощный германиевый транзистор Т (ГТ701А), эмиттерно-коллекторный переход которого включен в цепь первичной обмотки катушки зажигания Б114. База транзистора через первичную обмотку импульсного трансформатора ИТ соединена с прерывателем распределителя, а через вторичную с эмиттером.

Лист

Изм

Лист

№ докум.

Подпись

Дата

9

При включенном выключателе Вз транзистор коммутатора может находиться в открытом или закрытом состоянии в зависимости от того, замкнуты или разомкнуты контакты прерывателя.

Если контакты прерывателя разомкнуты, транзистор находится в закрытом состоянии, так как потенциалы базы и эмиттера одинаковы. Сопротивление транзистора при этом составляет сотни Ом и тока в первичной обмотке катушки зажигания не будет.

Если контакты прерывателя замкнуты, в схеме ток идет по цепи: положительный вывод аккумуляторной батареи амперметр контакты выключателя зажигания добавочный резистор первичная обмотка катушки зажигания резистор R коммутатора первичная обмотка импульсного трансформатора контакты прерывателя корпус автомобиля отрицательный вывод аккумуляторной батареи. В результате падения напряжения на резисторе R потенциал базы стареет меньше потенциала эмиттера и транзистор откроется. При этом сопротивление транзистора составляет доли Ома, благодаря чему ток, протекающий через первичную обмотку катушки  зажигания, достигает максимальной величины (около 8А).

С возрастанием частоты вращения коленчатого вала из-за уменьшения времени замкнутого состояния контактов прерывателя ток уменьшается до ЗА. Через контакты прерывателя проходит лишь ток базы транзистора, не превышающий 0,9 А при неработающем двигателе и уменьшающийся до 0,3 А с увеличением частоты вращения.

При размыкании контактов прерывателя исчезает ток в первичной обмотке импульсного трансформатора ИТ, что приводит к резкому уменьшению магнитного потока в его сердечнике. В результате во вторичной обмотке этого трансформатора индуктируется э. д. с., приложенная к переходу эмиттербаза в обратном направлении, т. е. потенциал базы становится больше потенциала эмиттера, и транзистор закрывается. Применение импульсного трансформатора обеспечивает так называемое активное запирание транзистора, благодаря чему ускоряется процесс переключения транзистора.

С возрастанием частоты вращения коленчатого вала из-за уменьшения времени замкнутого состояния контактов прерывателя ток уменьшается до ЗА. Через контакты прерывателя проходит лишь ток базы транзистора, не превышающий 0,9 А при неработающем двигателе и уменьшающийся до 0,3А с увеличением частоты вращения.

Лист

Изм

Лист

№ докум.

Подпись

Дата

10

При размыкании контактов прерывателя исчезает ток в первичной обмотке импульсного трансформатора ИТ, что приводит к резкому уменьшению магнитного потока в его сердечнике. В результате во вторичной обмотке этого трансформатора индуктируется э. д. с., приложенная к переходу эмиттербаза в обратном направлении, т. е. потенциал базы становится больше потенциала эмиттера, и транзистор закрывается. Применение импульсного трансформатора обеспечивает так называемое активное запирание транзистора, благодаря чему ускоряется процесс переключения транзистора.

Когда транзистор переходит в закрытое состояние, прерывается ток первичной обмотке катушки зажигания, а во вторичной обмотке индуктируется э. д. с. от 17 до 30 кВ. Высокое напряжение от вторичной обмотки катушки зажигания подается через распределитель к очередной свече.

При прерывании тока в первичной обмотке катушки зажигания индуктируется э. д. с. самоиндукции величиной до 100 В. При низкой частое вращения коленчатого вала или при обрыве цепи высокого напряжения величина э. д. о. самоиндукции значительно возрастает, что может привести к пробою эмнгтерио-коллекторного перевода транзистора. Для предохранения транзистора от пробоя параллельно первичной обмотке катушки зажигания включен стабилитрон Д2 (Д817В), напряжение стабилизации которого составляет около 80 В. Если 9. д. с. самоиндукции превысит указанное значение, стабилитрон пробивается и ток, вызнанный э. д. с. самоиндукции, замыкается через стабилитрон Д2 г диод Д/. Диод Д1 (Д220) препятствует прохождению через стабилитрон тока от аккумуляторной батареи.

При величине э. д. с. самоиндукции, меньшей напряжения пробоя стабилитрона Д2, ток, ею вызванный, идет на заряд конденсатора С1. В результате этого резко уменьшается выделяемая на транзисторе мощность в момент его запирания, а следовательно, и его нагрев.

Электролитический конденсатор С2 служит для сглаживания импульсов, возникающих в источниках питания, и тем самым защищает схему от перенапряжений. Такие импульсные перенапряжения могут достигать значительных величин при неисправности генераторной установки переменного тока.

Лист

Изм

Лист

№ докум.

Подпись

Дата

11

Добавочный резистор СЭЮ7 выполнен из двух секций RД1 и RД2. Секция RД2 включена в цепь первичной обмотки катушки зажигания постоянно. Секция ЯД1 при пуске закорачивается контактами реле стартера или дополнительного реле. Таким образом компенсируется (как и в классической системе зажигания) уменьшение напряжения аккумуляторной батареи при питании стартера. В наконечниках, соединяющих высоковольтные провода со свечами, устанавливают подавительные резисторы.

1.3. Устройство отдельных прборов (деталей)

Катушка зажигания Б114 отличается от катушки классической системы обмоточными данными и имеет электрически разделенные обмотки для предотвращения перегрузки транзистора коммутатора от высокого напряжения вторичной обмотки.

Первичная обмотка выполнена из провода большего диаметра и имеет число витков меньше, чем в обычных катушках. Этим достигается понижение сопротивления и обеспечивается повышенная сила тока первичной цепи.

Добавочный резистор. Добавочный резистор СЭ107 (рис. 4) состоит из двух секций, размещенных в металлическом корпусе 1. Каждая секция выполнена в виде спиралей 3 из константановой проволоки, закрепленных на фарфоровых изоляторах 2. Сопротивление каждой секции составляет 0,5 Ом. Концы секций пластинами 5, к которым они приварены, соединены с тремя изолированными выводами 4. Выводы имеют маркировку К, ВК, ВК-Б.

Рис. 4. Добавочный резистор

Лист

Изм

Лист

№ докум.

Подпись

Дата

12

Транзисторный коммутатор ТКЮ2. Этот коммутатор (рис. 5) смонтирован в литом алюминиевом корпусе, который для лучшего теплоотвода имеет ребристую поверхность. Транзистор 5 укреплен в специальном колодце и первоначально для герметизации заливался эпоксидной смолой 4. В последних конструкциях его герметизация не применяется.

Рис. 5. Транзисторный коммутатор ТК 102

Все остальные элементы схемы размещены внутри корпуса коммутатора. Электролитический конденсатор 6 и импульсный трансформатор 3 расположены отдельно. Остальные элементы объединены в общий блок 2, залитый компаундной массой. Для предотвращения перегрева стабилитрона блок 2 снабжен теплоотводом 8. Снизу коммутатор закрыт металлическим дном 7, которое крепится к корпусу заклепками.

Колодка с четырьмя выводами (Я, К, М и один вывод без обозначения) закреплена на боковой стенке коммутатора (вывод Р на рис. 6 не показан). Транзисторный коммутатор устанавливают в кабине водителя, температура в которой значительно ниже, чем и отсеке двигателя. Эта мера служит для предохранения транзистора от перегрева.

Лист

Изм

Лист

№ докум.

Подпись

Дата

13

Распределители. Распределители, которые применяют в контактно-транзисторной системе, в отличие от распределителей классической системы зажигания не имеют конденсатора.

Конструкция распределителей Р4-Д и Р13-Д не имеет существенных отличий от распределителя Р119-Б. К наиболее современным относятся распределители Р133 и Р137. У них изменена конструкция ротора и центробежного регулятора. В роторе распределителя установлен проволочный подавительный резистор 13 сопротивлением 4 5 кОм.

Конструкция центробежного регулятора изменена коренным образом. Грузики 38 поворачиваются при работе регулятора вокруг осей 39. При этом они давят своим рабочим профилем А на поводковую пластину кулачка 36 и, преодолевая усилие пружин 34 при увеличении частоты вращения коленчатого вала, поворачивают кулачок в сторону увеличения опережения зажигания. Необходимая характеристика центробежного регулятора достигается соответствующей формой рабочего профиля грузиков и жесткостью пружин. Установка начального регулятора угла опережения зажигания осуществляется гайками 24 октан-корректора (см. рис.2).

1.4. Недостатки контактно-транзисторной системы зажигания

Малая сила тока в цепи управления транзистора (0,3 – 0,8 А) предъявляет особые требования к чистоте поверхности контактов прерывателя. При незначительном увеличении сопротивления контактов прерывателя из-за окисления, загрязнения, замасливания и т. п, сила тока управления транзистором снижается, транзистор не открывается и двигатель не запускается.

2. Техническое обслуживание системы зажигания

2.1. Виды, содержание и последовательность работ, выполняемых при (ЕО, ТО-1, ТО-2, СО)

Техническое обслуживание автомобиля – это комплекс мер, направленных на поддержание транспортного средства в исправном состоянии и соответствующем внешнем виде, а так же на выявление и устранение возможных скрытых неисправностей.

Техническая исправность автомобиля подразумевает под собой максимально возможный уровень безопасности, экономичности и надежности. Техническое обслуживание, в отличие от ремонта, носит профилактический характер.

Лист

Изм

Лист

№ докум.

Подпись

Дата

14

Необходимость в проведении технического обслуживания обусловлена в первую очередь элементарными законами физики. Во время эксплуатации автомобиля происходит его износ. Каждая поездка в техническом смысле представляет собой вибрацию, перегрузки; автомобиль подвергается воздействию влаги, воздуха, температуры и многих других факторов. С момента, когда машина тронулась с места, все детали находятся в состоянии трения, и это неизбежно влечет за собой некоторую деформацию (изменение размеров, формы). Даже при самой низкой интенсивности использования, на идеально ровном дорожном покрытии, рано или поздно техническое состояние любого автомобиля изменяется в худшую сторону.

Согласно действующей в РФ транспортной системе, выделяется четыре основных вида технического обслуживания автомобилей:

- ежедневное обслуживание (ЕО);

- первое техническое обслуживание - ТО-1;

- второе техническое обслуживание - ТО-2;

- сезонное обслуживание (СО).

Ежедневное обслуживание (ЕО) подразумевает под собой контроль состояния следующих агрегатов: спидометр, датчики, тормозная система, система рулевого управления, фары и сигнализация. Проверка уровня масла, топлива, охлаждающей и тормозной жидкостей так же относится к ежедневным обязанностям автомобилиста. Не стоит забывать про регулярную мойку и поддержание чистоты в салоне.

Перед каждой поездкой рекомендуем проверить:

- общее состояние автомобиля;

- состояние кузова;

- положение зеркал;

- состояние номерных знаков;

- состояние электрооборудования;

- рулевую систему;

- работу датчиков.

Первое техническое обслуживание (ТО-1) включает в себя все работы связанные с ЕО плюс:

- выполнение крепежных работ;

- очистку;

- смазку;

- контроль;

- диагностику;

- регулировку оборудования.

Лист

Изм

Лист

№ докум.

Подпись

Дата

15

Основная цель первого технического обслуживания – предотвращение случайных поломок, которые могут вывести из строя транспортное средство, увеличить расход топлива и смазочных материалов, или повысить уровень загрязнения окружающей среды.

Второе техническое обслуживание (ТО – 2), по сути, преследует те же цели, что и Е - О или ТО - 1. Основное отличие заключается в сложности и объемах работ. Крепежные, смазочные, диагностические и регулировочные работы, в данном случае, проводятся со снятием некоторых деталей. Проверка и обслуживание составных частей производится с помощью специального оборудования.

Сезонное обслуживание (СО) представляет собой подготовку транспортного средства к эксплуатации в тот или иной сезон. Если Вы не являетесь жителем одного из северных регионов России, то сезонное обслуживание не доставит много хлопот. Тем не менее, для нашего климата процедура СО является обязательной, и проводится не реже двух раз в году. С наступлением заморозков все увеличивается печальная статистика жертв гололеда и собственной глупости. В преддверии первых морозов необходимо «переобуть» свой автомобиль в зимнюю резину, не лишней окажется и антикоррозийная обработка кузовной части. Соответственно, в теплое время зимняя резина уступает место летней.

Периодичность тех или иных работ может определяться:

- временным интервалом. Например: контроль текущего состояния ремня привода генератора проводится каждые 2 года (24 месяца);

- временем и пробегом. Пример: замена масла и замена масляного фильтра проводятся каждый год (по истечении 12 месяцев), или по факту 15000 км пробега;

- километрами пробега. Например: замена ремня привода ГРМ проводится каждые 100 тысяч километров пробега;

Далее рассмотрим детальный перечень регламентных работ:

- подтяжка крепления (корпус подшипников распределительного вала, агрегаты, узлы, детали шасси и двигателя);

- регулировка цепи привода механизма газораспределения;

- чистка фильтра топливного насоса;

- замена фильтра тонкой очистки топлива;

- чистка деталей карбюратора;

- регулировка уровня топлива в поплавковой камере;

- чистка шлангов системы вентиляции картера;

- чистка пламегасителя;

- замена фильтрующего элемента в воздушном фильтре;

- регулировка ГРМ;

Лист

Изм

Лист

№ докум.

Подпись

Дата

16

- регулировка оборотов холостого хода;

- контроль токсичности отработавших газов;

- промывка системы смазки;

- замена масляного фильтра, масла в картере двигателя, в акпп, кпп, раздаточной коробке;

- смена охлаждающей жидкости, смазки;

- проверка передних и задних тормозных колодок;

- развал-схождение передних колес;

- замена тормозной жидкости и свечей зажигания;

- балансировка колес;

- чистка коллектор стартера;

- проверка степени износа и прилегания щеток;

- смазка деталей привода стартера;

- чистка контактных колец генератора;

- смазка дверей (петли, замочные скважины, ограничители, фиксаторы);

- смазка зажимов и клемм аккумулятора;

- проверка кондиционера;

- чистка дренажных отверстий порогов и дверей;

- регулировка фар.

Для дизельных двигателей и двигателей с системой впрыска топлива перечень работ будет несколько отличаться.

Техническое обслуживание системы зажигания осуществляется при каждом очередном ТО-2.

Распределитель (или датчик-распределитель) требует наибольшего ухода, так как его трущиеся детали подвержены износам и нуждаются в систематической смазке.

Нарушение нормальной работы автоматов опережения зажигания оказывает существенное влияние на работу двигателя и расход топлива.

Загрязнение крышки распределителя и неплотная посадка высоковольтных проводов в гнезда выводов могут привести к поверхностному разрушению или пробою изоляции крышки.

Частые разрывы тока значительной величины (3 4 А) вызывают эрозию и подгорание контактов прерывателя, работающего в контактной системе зажигания. Это приводит к увеличению переходного сопротивления и изменению угла замкнутого состояния. Интенсивность износа контактов увеличивается при их загрязнении.

Распределитель контактной системы зажигания необходимо снять с двигателя; очистить наружную поверхность от пыли, грязи и масла; очистить внутреннюю поверхность крышки; проверить состояние контактов и угол замкнутого состояния; проверить работу автоматов опережения зажигания; смазать подшипники, фильц, ось рычажка и кулачковую втулку.

Лист

Изм

Лист

№ докум.

Подпись

Дата

17

Распределитель контактно-транзисторной системы зажигания, не снимая с автомобиля, необходимо очистить от пыли, грязи и масла снаружи. Сняв крышку, очистив ее внутреннюю поверхность; протереть контакты; смазать подшипники, фильц, оси рычажка и кулачковой муфты.

Датчики-распределители также подвергают очистке и смазке в точках, которые конкретно указывают в инструкциях по эксплуатации на конкретные изделия.

При проведении операций обслуживания необходимо соблюдать следующие правила.

Внутреннюю поверхность крышки целесообразно протирать чистой ветошью, смоченной бензином.

Контакты прерывателя должны быть чистыми и не иметь подгара; при необходимости их зачищают абразивной пластинкой. При этом углубления на рабочей поверхности контактов полностью выводить не рекомендуется. После зачистки рабочие поверхности контактов должны оставаться параллельными. Частицы абразива и вольфрама обязательно удаляют, протирая контакты чистой ветошью, смоченной бензином.

В случае большого износа контактов или значительного их обгорания рычажок прерывателя и стойка неподвижного контакта заменяются.

Смазка распределителя производится чистым маслом для двигателя. Масленкой закапывают одну-две капли масла на ось рычажка и фильци четыре-пять капель во втулку кулачка. При проведении смазки необходимо избегать попадания масла на контакты.

Для смазки подшипников поворачивают на один-два оборота крышку пресс-масленки на корпусе распределителя.

Все распределители через каждые 45-50 тыс. км пробега при очередном ТО-2 снимают с автомобиля для проведения углубленного обслуживания. При этом (кроме рассмотренных операций) разбирают и осматривают подшипник подвижного диска. Внешняя обойма подшипника подвижного диска должна легко проворачиваться относительно внутренней обоймы. При замене смазки необходимо промыть подшипник в керосине. Рекомендуется применять смазку Литол-24 или ЦИАТИМ-201, -202, -221.

Проверка при углубленном обслуживании заключается в определении натяжения пружины рычажка прерывателя, величины сопротивления помехоподавительных резисторов, угла замкнутого состояния контактов, асинхронизма, бесперебойности искрообразования, характеристик центробежного и вакуумного регуляторов. При углубленном обслуживании определяются изменения характеристик и параметров распределителей и датчиков-распределителей, которые приводят к такому ухудшению работы двигателя, что не могут быть определены (не ощущаются) водителем при работе автомобиля.

Лист

Изм

Лист

№ докум.

Подпись

Дата

18

В случае расхождения данных, полученных при проверке, с данными технических условий, производят регулировки или заменяют изношенные детали и узлы.

Сопротивление контактов прерывателя оценивают, измеряя величину падения напряжения на замкнутых контактах. При проверке подключают прерыватель с последовательно включенными катушкой зажигания и добавочным резистором к аккумуляторной батарее. Повернув валик прерывателя до замыкания контактов, замеряют падение напряжения вольтметром, которое не должно быть выше 0,1 В. На стендах начало шкалы прибора имеет зачерненную зону, соответствующую допустимому падению напряжения. Если при проверке стрелка прибора будет располагаться правее зачерненной зоны, то сопротивление контактов велико и их необходимо зачистить или заменить. Кроме того, проверяют надежность крепления проводников, соединяющих подвижную пластину прерывателя с корпусом и выводной клеммой распределителя. При расположении стрелки в пределах зоны шкалы состояние контактов нормальное.

Для проверки натяжения пружины подвижного контакта прерывателя необходимо зацепить поводок динамометра за рычажок прерывателя у самого контакта, расположив динамометр вдоль оси контактов. Момент размыкания контактов при плавном наращивании усилия определяют по отклонению стрелки прибора, используемого в предыдущей проверке. При размыкании контактов стрелка прибора отклонится вправо. Натяжение пружины в граммах отсчитывается по шкале динамометра и должно находиться в пределах величин, приведенных в технических условиях. Ослабленную пружину заменяют вместе с рычажком.

Зазор между контактами вследствие эрозии рабочих поверхностей с помощью щупа с достаточной точностью измерить невозможно. Поэтому на существующем оборудовании измеряют и регулируют угол замкнутого состояния контактов, т. е. угол поворота кулачка, в пределах которого контакты находятся в замкнутом состоянии.

Лист

Изм

Лист

№ докум.

Подпись

Дата

19

2.2. Основные неисправности и способы из устранения

Неисправности системы зажигания могут являться причинами затрудненного пуска двигателя, неустойчивой его работы на холостом ходу (двигатель глохнет), перебоев на всех режимах работы, потери мощности двигателя (двигатель плохо тянет) и повышенного расхода топлива. Основными неисправностями системы зажигания, вызывающими вышеуказанные признаки, являются нарушение угла опережения зажигания (слишком раннее и позднее зажигание), перебои в одном или нескольких цилиндрах, а также полное прекращение зажигания.

Позднее зажигание характеризуется потерей мощности и перегревом двигателя, а раннее зажигание потерей мощности и стуком в двигателе. Для устранения неисправности нужно проверить и при необходимости отрегулировать угол опережения зажигания путем поворота корпуса распределителя зажигания или датчика-распределителя.

Перебои в одном цилиндре чаще всего вызываются неисправностью свечи зажигания, порчей изоляции провода высокого напряжения, присоединяемого к свече, а также плохим контактом этого провода в наконечнике свечи или в гнезде крышки распределителя.

Перебои в нескольких цилиндрах могут появиться в результате порчи изоляции центрального провода высокого напряжения, плохого его контакта в гнезде крышки распределителя или клемме катушки зажигания, неисправности конденсатора, обгорания контактов прерывателя, неправильного зазора между ними или периодического замыкания подвижного контакта прерывателя на «массу» вследствие порчи изоляции, трещин крышки распределителя и ротора. Частыми причинами перебоев зажигания в цилиндрах являются попадание влаги и загрязнений на элементы системы зажигания: на крышку распределителя зажигания, провода высокого напряжения, наконечники свечей, а также загрязнение или обгорание контактов в распределителе зажигания и нарушение зазора между контактами.

При малом зазоре между контактами прерывателя время разомкнутого состояния контактов уменьшается и магнитное поле, создаваемое первичной обмоткой, не успевает полностью исчезнуть. При слишком большом зазоре, наоборот, уменьшается время замкнутого состояния контактов и ток в первичной цепи не успевает восстанавливаться до максимального. В том и другом случаях во вторичной обмотке уменьшается напряжение и могут появляться перебои в цилиндрах, особенно с увеличением частоты вращения коленчатого вала.

Лист

Изм

Лист

№ докум.

Подпись

Дата

20

Загрязненные контакты протирают чистой ветошью, смоченной бензином, а окисленные и обгоревшие зачищают надфилем. При зачистке контактов следует удалить бугорок на одном из них, а на другом только слегка сгладить углубление (кратер). Учитывая, что слой вольфрама на контактах тонкий, полностью удалять углубление не следует с целью увеличения срока службы контактов. Не следует применять для зачистки шлифованную шкурку, имеющую на поверхности твердые частицы наждака; при работе попавшие на контакты частицы вызывают сильное искрение и быстрое изнашивание контактов. После зачистки надо отрегулировать зазор и проверить угол опережения зажигания.

Полное прекращение зажигания может быть вызвано неисправностями как в цепях высокого, так и низкого напряжения. В этом случае производится проверка неисправности сначала цепи низкого напряжения, а затем высокого.

Комплексная диагностика системы зажигания производится с применением стационарных или передвижных мотор-тестеров.

2.3. Контрольно-диагностическое регулирование и другие работы

Слово диагностика в переводе с греческого означает "способный распознать".

Технологический процесс определения технического состояния автомобиля без разборки и заключение о необходимом обслуживании или ремонте называют диагностированием. Диагностика изучает формы проявления технических состояний, методы и средства обнаружения неисправностей и прогнозирование ресурса работы объекта без его разборки. Она позволяет количественно оценить безотказность и эффективность автомобиля и прогнозировать эти свойства в пределах остаточного ресурса или заданной наработки.

Диагностика поддерживает на высоком уровне надёжность автомобилей, уменьшает расход запасных частей, материалов и трудовых затрат на ТО и ремонт, повышает производительность автомобиля и снижает себестоимость перевозок.

В условиях автотранспортных предприятий (АТП), станций технического обслуживания автомобилей (СТОА) на основании ГОСТ 25044-81 диагностика должна решать следующие задачи:

- уточнение выявленных в процессе эксплуатации отказов и неисправностей;

- выявление автомобилей, техническое состояние которых не соответствует требованию безопасности движения и охраны окружающей среды;

-выявление перед ТО неисправностей, для устранения которых необходимы трудоёмкие ремонтные или регулировочные работы в зоне ТР;

Лист

Изм

Лист

№ докум.

Подпись

Дата

21

-уточнение выявленных в процессе проведения ТО и ТР характера и причин отказов и неисправностей;

-прогнозирование безотказной работы агрегатов, систем и автомобиля в целом в пределах меж осмотрового пробега;

-выдача информации о техническом состоянии подвижного состава для планирования, подготовки и управления производством ТО и ТР.

На основании Положения и "Руководства по диагностике технического состояния подвижного состава автомобильного транспорта, РД 200 РСФСР 15-0150-81" [6] по назначению, объёму работ, месту в технологическом процессе ТО и ремонта диагностирование подразделяется:

- общее диагностирование (Д - 1);

- углублённое (поэлементное) диагностирование (Д - 2);

-рабочее диагностирование (Др.).

Диагностирование Д 1 проводится перед каждым ТО 1 в день постановки автомобиля на обслуживание и предназначено главным образом для определения технического состояния агрегатов, узлов, систем автомобиля, обеспечивающих безопасность движения.

Диагностирование Д 2 предназначено для определения мощностных и экономических показателей автомобиля, а также для выявления скрытых неисправностей, отказов, их места, характера и причин. По результатам Д 2 устанавливается объём ремонтного воздействия, и оно проводится перед ТО 2 за 1-2 дня до постановки автомобиля на обслуживание с целью подготовки производства к выполнению выявленного объёма работ.

Диагностирование Др служит для контроля технического состояния агрегатов, узлов и систем автомобиля в процессе ТО и ТР на специализированных постах (контроль и регулировка света фар, углов установки колёс, приборов системы зажигания и др.).

Чтобы определить, в каком состоянии находится автомобиль или его элементы, необходимо знать их параметры технического состояния, заданных нормативно-технической документацией завода-изготовителя.

Под параметром понимается качественная и количественная мера, характеризующая состояние системы, механизма, элемента и процесса в целом.

Проверка технического состояния системы зажигания включает в себя проверку следующих основных параметров: проверку и регулировку угла опережения зажигания; проверку цепей низкого и высокого напряжения; проверку конденсатора.

Перед проверкой угла опережения зажигания на двигателях с контактной системой зажигания необходимо проверить и отрегулировать зазор между контактами распределиеля зажигания.

Лист

Изм

Лист

№ докум.

Подпись

Дата

22

Проверка и регулировка зазора между контактами прерывателя производится следующим образом. Снять крышку распределителя, повернуть рукояткой коленчатый вал до полного размыкания контактов и щупом проверить зазор, который должен составлять 0,35...0,45 мм.

Проверка и регулировка угла опережения зажигания осуществляется с помощью стробоскопа либо контрольной лампы.

Регулировка угла опережения зажигания с помощью контрольной лампы производится следующим образом:

1. Установить поршень первого цилиндра в положение конца такта сжатия. Для этого нужно вывернуть из первого цилиндра свечу, установить вместо нее бумажную пробку и проворачивать коленчатый вал до момента выталкивания пробки из отверстия. После этого продолжать медленно поворачивать коленчатый вал до совмещения меток установки зажигания.

2. Снять крышку распределителя, установить его ротор в положение, при котором его контакт будет совпадать с боковой клеммой крышки для провода к первому цилиндру, и вставить распределитель в гнездо блока.

3. Слегка поворачивая ротор, ввести валик распределителя в зацепление с приводом и завернуть вручную гайку (ки) крепления корпуса распределителя (датчика-распределителя).

4. Подсоединить контрольную лампу к клемме низкого напряжения распределителя или специальное проверочное устройство с лампой к клемме датчика-распределителя и включить зажигание.

5. Поворотом корпуса распределителя в ту или другую сторону определить момент включения-выключения лампы и зафиксировать положение корпуса затяжкой его крепления. После чего установить на место крышку распределителя.

6. Подсоединить к крышке распределителя провода от свечей в соответствии с порядком работы цилиндров двигателя с учетом направления вращения ротора распределителя. При подрегулировке угла опережения зажигания, когда распределитель уже установлен на двигателе при проверке, производится только совмещение установочных меток и выполнение работ, указанных в п. 4 6.

Практическую проверку правильности установки угла опережения зажигания можно произвести на автомобиле во время движения. Для этого на автомобиле с прогретым двигателем развивают скорость 50 км/ч и, двигаясь на высшей передаче, резко нажимают на педаль газа, открывая дроссельную заслонку. При этом в двигателе должны прослушиваться несильные и быстро исчезающие детонационные стуки. Полное отсутствие стуков указывает на слишком позднее зажигание, а долго непрекращающиеся стуки на слишком раннее.

Лист

Изм

Лист

№ докум.

Подпись

Дата

23

Обслуживание системы зажигания

Техническое обслуживание системы зажигания осуществляется при каждом очередном ТО 2.

Распределитель. Этот прибор требует наибольшего ухода, так как его трущиеся детали подвержены износам и нуждаются в систематической смазке. Нарушение нормальной работы автоматов опережения зажигания оказывает существенное влияние на работу двигателя и расход топлива. Загрязнение крышки распределителя и неплотная посадка высоковольтных проводов в гнезда выводов могут привести к поверхностному разрушению или пробою изоляции крышки.

Частые разрывы тока значительной величины (3 4 А) вызывают эрозию и подгорание контактов прерывателя, работающего в классической системе зажигания. Это приводит к увеличению переходного сопротивления и изменению угла замкнутого состояния. Интенсивность износа контактов увеличивается при их загрязнении.

Частые разрывы тока значительной величины (3 4 А) вызывают эрозию и подгорание контактов прерывателя, работающего в классической системе зажигания. Это приводит к увеличению переходного сопротивления и изменению угла замкнутого состояния. Интенсивность износа контактов увеличивается при их загрязнении.

Распределитель, работающий в контактно-транзисторной системе зажигания, необходимо очистить от пыли, грязи и масла снаружи. Сняв крышку, очистить ее внутреннюю поверхность, протереть контакты, смазать подшипники, фильц, ось рычажка и кулачковой муфты, проверить работу автоматов опережения зажигания.

При техническом обслуживании выполняют следующее.

Внутреннюю поверхность крышки целесообразно протирать чистой ветошью, смоченной бензином. Контакты прерывателя должны быть чистыми и не иметь подгара; при необходимости их зачищают абразивной пластинкой. При этом углубления на рабочей поверхности контактов полностью выводить не рекомендуется. После зачистки рабочие поверхности контактов должны оставаться параллельными. Частицы абразива и вольфрама удаляют обязательно, протирая контакты чистой ветошью, смоченной бензином.

Лист

Изм

Лист

№ докум.

Подпись

Дата

24

При большом износе контактов или значительном их обгорании рычажок прерывателя и стойку неподвижного контакта заменяют.

Распределитель смазывают чистым маслом для двигателя. Масленкой закапывают одну-две капли масла на ось рычажка и фильц и четыре-пять капель во втулку кулачка. При смазке необходимо избегать попадания масла на контакты. Для смазки подшипников поворачивают на один-два оборота крышку колпачковой масленки на корпусе распределителя.

Все распределители через каждые 25 30 тыс. км пробега при очередном ТО-2 снимают с автомобиля для проведения углубленного технического обслуживания. При этом (кроме рассмотренных операций) разбирают и осматривают подшипник подвижного диска. Внешняя обойма подшипника подвижного диска должна легко проворачиваться относительно внутренней обоймы. При замене смазки необходимо промыть подшипник в керосине. Рекомендуется применять смазки тина ЛЗ-158 или ЦИАТИМ-201, -202.

Проверка при углубленной техническом обслуживании заключается в определении натяжения пружины рычажка прерывателя, угла замкнутого состояния контактов, синхронизма, бесперебойности искрообразования, характеристик центробежного и вакуумного регуляторов. При значительном расхождении величин, полученных при проверке, с параметрами, приведенными в технических условиях для данного типа распределителя изношенные детали и узлы регулируют или заменяют.

2.3.1. Применение автомобильного стробоскопа. 

После технического обслуживания при установке распределителя на двигатель обязательно устанавливают начальный угол опережения зажигания в соответствии с указаниями по эксплуатации автомобиля. При установке начального угла опережения зажигания используют прибор автомобильный стробоскоп (рис. 6), который позволяет упростить обслуживание системы зажигания. С его помощью даже малоопытный автолюбитель может в течение 5 - 10 мин проверить и отрегулировать начальную установку момента зажигания, а также проверить исправность центробежного и вакуумного регуляторов опережения.

Работа стробоскопа основана на так называемом стробоскопическом эффекте. Суть его состоит в следующем: если осветит движущийся в темноте объект очень короткой яркой вспышкой, он зрительно будет казаться как бы неподвижно “застывшим’ в том положении, в каком его застала вспышка. Освещая, например, вращающееся колесо вспышками, следующими с частотой, равной частоте его вращения, можно зрительно остановить колесо, что легко заметить по положению какой - либо метки на нем.

Лист

Изм

Лист

№ докум.

Подпись

Дата

25

Для установки момента зажигания запускают двигатель на холостые обороты и стробоскопом освещают специальные установочные метки. Одна из них — подвижная — размещена на коленчатом валу (либо на маховике, либо на шкиве привода генератора), а другая — на корпусе двигателя. Вспышки синхронизируют с моментами искрообразования в запальной свече первого цилиндра, для чего емкостный датчик стробоскопа крепят на ее высоковольтном проводе.

В свете вспышек будут видны обе метки, причем, если они находятся точно одна против другой, угол опережения зажигания оптимален, если же подвижная метка смещена, корректируют положение прерывателя-распределителя до совпадения меток.

Основным элементом прибора является импульсная безынерционная стробоскопическая лампа Н1 типа СШ-5, вспышки которой происходят в моменты появления искры в свече первого цилиндра двигателя. Вследствие этого установочные метки, нанесенные на маховике или шкиве коленчатого вала, а также другие детали двигателя, вращающиеся или перемещающиеся синхронно с коленчатым валом, при освещении их стробоскопической лампой кажутся неподвижными. Это позволяет наблюдать сдвиг между моментом зажигания и моментом прохождения поршнем верхней мертвой точки на всех режимах работы двигателя, т. е. контролировать правильность установки начального момента зажигания и проверять работоспособность центробежного и вакуумного регуляторов опережения зажигания.

Рис. 6. Автомобильный стробоскоп

Лист

Изм

Лист

№ докум.

Подпись

Дата

26

Свечи зажигания. Их подвергают техническому обслуживанию при каждом ТО – 2. Перед вывертыванием свечей необходимо очистить вокруг них грязь, чтобы она не попала в камеру сгорания. Вывертывать и завертывать свечу следует только при помощи специального ключа из комплекта инструментов.

Осмотром проверяют состояние изолятора и наличие на нем нагара. Нагар красновато-коричневого цвета свидетельствует о нормальном состоянии свечи. Такой нагар имеет высокое электрическое сопротивление и не нарушает работу свечи. Нагар в виде твердой корки черного цвета образуется в результате низкой температуры теплового конуса, когда не происходит самоочищение свечи.

Лист

Изм

Лист

№ докум.

Подпись

Дата

27

Техническое обслуживание катушки зажигания, добавочного резистора и транзисторного коммутатора. Техническое обслуживание сводится к очистке наружной поверхности от грязи и проверке надежности контактов в местах соединения с проводами. Особое внимание следует обращать на соединения проводов высокого напряжения с выводами распределителя и катушки зажигания. Наличие зазора в соединении провода высокого напряжения с выводом неизбежно приводит к образованию искры и, как следствие, к разрушению поверхности изолятора вывода или его пробою.

Оголенные провода низкого напряжения необходимо изолировать, а провода высокого напряжения с поврежденной изоляцией заменять.

2. 4. Техника безопасности

Техническое обслуживание и ремонт электрооборудования автомобилей необходимо выполнять только в специально предназначенных для этого местах (постах технического обслуживания и электр отделениях).

К работам по техническому обслуживанию и ремонту электрооборудования допускают лиц, прошедших соответствующий инструктаж по технике безопасности.

При выполнении работ, сопровождающихся выделением вредных газов, пыли, искр, а также работ, при которых отлетают частицы металла и стружки, рабочие должны пользоваться индивидуальными защитными средствами (очками, масками и т. п.).

В электроотделении должна быть аптечка, укомплектованная медикаментами, необходимыми для оказания первой помощи.

При техническом обслуживании электрооборудования непосредственно на автомобиле необходимо:

- контрольно-регулировочные работы, выполняемые при работающем двигателе (проверка работы генератора, регулировка реле-регулятора и т. п.), проводить на специальном посту, оборудованном местным отсосом отработавших газов;

- во избежание попадания одежды пли рук во вращающиеся части (шкив генератора, лопасти вентилятора и т. п.) перед началом работы застегнуть обшлага рукавов и проверить, чтобы не было свисающих концов одежды, заправить волосы под головной убор;

- пользоваться специализированным инструментом комплектом инструментов (мод. 2443), а при работах в электроотделении комплектом инструментов (мод. 2444М), выпускаемых Казанским заводом «Автоспецоборудование»;

Лист

Изм

Лист

№ докум.

Подпись

Дата

28

- использовать передвижные подставки и переходные мостики через осмотровые канавы;

- при снятии стартеров (типа СТ26, СТ103 и др.) с автомобилей пользоваться приспособлениями, облегчающими выполнение этой операции; для транспортирования агрегатов электрооборудования, имеющих значительную массу, пользоваться тележками со стойками и упорами, предохраняющими агрегаты от возможного падения;

- работать только исправным, чистым и незамасленным инструментом;

- при работе гаечными ключами подбирать их по размеру гаек или болтов;

- приржавевшие и трудноотворачиваемые гайки предварительно обстучать легкими ударами молотка, затем смочить их керосином, после чего отворачивать;

- пользоваться молотками (нельзя пользоваться теми молотками, зубилами и крейцмейселями, ударная часть которых имеет наклеп и заусенцы), надежно насаженными на деревянные рукоятки, изготовленные из прочного и упругого дерева (молодой дуб, рябина, береза и т. п.), напильниками, шаберами и другими инструментами с хорошо укрепленными деревянными ручками и с металлическими кольцами, исключающими возможность их раскалывания; поверхность ручек инструментов должна быть гладкая, без заусенцев и трещин; использовать зубила и крейцмейсели длиной не менее 150 мм;

- при осмотре автомобиля пользоваться переносной электрической лампой напряжением не выше 36 В, а при работе в осмотровой канаве не выше 12 В. Лампа должна иметь предохранительную сетку для защиты от механических повреждений и отражатель. Применение переносных ламп 127220 В запрещается.

Безопасность работ с электроинструментом, питающимся от электрической сети, напряжением выше ЗС В, достигается соблюдением следующих правил:

- к работе допускаются рабочие, прошедшие специальное обучение;

- электроинструмент должен выдаваться рабочему после предварительной проверки его исправности, при этом необходимо проверить осмотром состояние изоляции токоведущих проводов, обратить особое внимание на места их вывода из корпуса электроинструмента;

- перед началом работы необходимо надеть защитные приспособления (диэлектрические резиновые перчатки, резиновые сапоги или галоши), имеющие отметку об испытании (штамп или клеймо);

- присоединение к сети питания разрешается только через штепсельные соединения, имеющие заземляющий контакт;

Лист

Изм

Лист

№ докум.

Подпись

Дата

29

-если ко время работы с электроинструментом рабочий почувствует хотя бы слабое действие тока, электроинструмент необходимо немедленно отключить от сети и сдать в ремонт;

- запрещается держать электроинструмент за провод или касаться рукавом вращающихся частей до их полной остановки;

- при прекращении работы электроинструмент должен немедленно отключаться от сети.

Все корпусы электродвигателей и оборудование электроотделения должны надежно замедляться или иметь зануление согласно действующим «Правилам устройства электротехнических установок». Использование электроустановок без заземления или зануления запрещается.

Выключатели, рубильники к электродвигателям, стендам и другому электрическому оборудованию электроотделения должны располагаться в местах, обеспечивающих их выключение с минимальными затратами времени. Запрещается применять рубильники открытого типа или с кожухами, имеющими щель для рукоятки.

При проверках генераторов, стартеров и прерывателей-распределителей на контрольно-испытательных стендах необходимо правильно центрировать и надежно закреплять эти агрегаты в зажимных устройствах во избежание травм и поломки механизмов.

В электрооборудовании наиболее часто принимается сплавы, основными компонентами которых являются также цветные металлы, как алюминий, медь, бронза, олово, свинец.

Алюминий получают основном из бокситов, в которых его содержание доходит до 40 - 60%.

Алюминиевые сплавы обладают высокой прочностью, коррозионной стойкостью, хорошей технологичностью при малой плотности. В их состав входит медь, магний, кремний, цинк, марганец и другие элементы.

Свинец получают из галенита (PbS) путём окислительного обжига, восстановления (до Pb) и рафинирования. Для получения меди вначале обогащают сульфидную руду, содержанию медный колчедан, затем концентрат очищают и плавят на медный штейн. Далее штейн переплавляют в медеплавильном конверторе для получения черной меди, которую рафинируют для удаления примесей.

Лист

Изм

Лист

№ докум.

Подпись

Дата

30

3. Ремонт системы зажигания. Состоит в замене вышедших их строя элементов (свечей, проводов высокого напряжения, катушки зажигания, конденсатора, электронного коммутатора, выключателя зажигания или его контактной группы, датчика-распределителя, распределителя зажигания и его элементов крышки, ротора, контактной группы, кулачка, вакуумного регулятора).

3.1. Снятие и разборка прерывателя-распределителя

Освободить защелки, снять крышку распределителя и ротор. Отсоединить пластинку октан-корректора от корпуса прерывателя-распределителя. Снсть вывод низкого напряжения корпуса, предварительно отсоединив провод от конденсатора и провод к подвижной пластине. Снять конденсатор. Отвернуть два винта крепления вакуумного автомата к корпусу и отсоединив тчгу от подвижного диска, нять вакуумный регулятор. Отвернуть гайку крепления провода к зажиму, снять последний. Отвернуть винты крепления неподвижного диска к корпусу, снять диск.

Снять замковую шайбу с оси рычага и, отвернув винт крепления пружины, снять рычаг с подушкой, подвижным контактом и пружиной. Затем отвернуть винт крепления стойки с неподвижным контактом и снять стойку.

Вынуть фетровую шайбу из втулки кулачка, снять замковую шайбу, а затем кулачок вместе с пластиной и втулкой. Снять пружыны грузиков и грузики с центробежного регулятора. Выбить штифт крепления приводного валика и отсоединить его.

3.2. Контроль состояния. Оценку системы зажигания осуществляют, сравнивая полученную форму кривой с эталонной.

При отсутствии специального стенда с осциллографом проверка цепей контактной системы может быть выполнена с использованием индикатора (контактной лампы) в следующей последовательности.

3.2.1. Проверка цепи низкого напряжения. 

Для проверки исправности цепи низкого напряжения следует присоединить один провод индикатора к корпусу автомобиля («к массе»), а другой последовательно (при включенном зажигании и разомкнутых контактах прерывателя) к входной и выходной клеммам выключателя зажигания, входной и выходной клеммам катушки и, наконец, к клемме низкого напряжения прерывателя. Нарушение контакта или обрыв будет на том участке цепи, в начале которого лампа горит, а в конце не горит. Отсутствие накала лампы, присоединенной к выходной клемме катушки зажигания или к клемме прерывателя, помимо обрыва цепи на этом участке может указывать и на неисправность изоляции подвижного контакта (замыкание контакта на «массу»). В этом случае необходимо заменить контактную группу прерывателя.

Лист

Изм

Лист

№ докум.

Подпись

Дата

31

3.2.2. Проверка цепи высокого напряжения.

Для проверки исправности цепи высокого напряжения (при исправной цепи низкого напряжения) необходимо снять крышку распределителя, поворотом коленчатого вала полностью соединить контакты прерывателя и вынуть провод высокого напряжения из центральной клеммы распределителя. Затем включить зажигание и, держа конец провода на расстоянии 4 - 5 мм от «массы», пальцем размыкать контакты прерывателя. Отсутствие искры на конце провода свидетельствует о наличии неисправности в цепи высокого напряжения или неисправности конденсатора. Для окончательного выявления причины необходимо заменить конденсатор заведомо исправным и повторить проверку; если искры нет, заменить катушку зажигания.

3.3. Сборка и установка

Сборка и установка зажигания проводится в следующем порядке.

Снять крышку прерывателя-распределителя. При необходимости очистить контакты прерывателя и отрегулировать зазор между ними.

Установить октан-корректор на отметку «0». Провернуть пусковой рукояткой коленчатый вал двигателя до совпадения установочных меток «МЗ» (момент зажигания) при такте при такте сжатия в первом цилиндре. Такт сжатия в первом цилиндре можно определить по ротору распределителя или, вывернув свечу в первом цилиндре, по компрессии. Установить свечу на место.

Подключить контрольную лампу между зажимом низкого напряжения прерывателя и «массой».

Ослабить затяжку гайки крепления корпуса прерывателя-распределителя.

Включить зажигание и повернуть корпус прерывателя по направлению вращения ротора распределителя до момента замыкания контактов прерывателя, о чем свидетельствует отсутствие свечения контрольной лампы. Для двигателя ЗИЛ всех моделей направление вращения по часовой стрелке.

Лист

Изм

Лист

№ докум.

Подпись

Дата

32

Осторожно провернуть корпус прерывателя-распределителя до момента размыкания контактов прерывателя (до зажигания контактной лампы) и затянуть гайку крепления его корпуса. При этом ротор распределителя для выборки зазоров необходимо прижимать в сторону, противоположную направления его вращения.

Установит крышку распределителя на место. Проверить правильность установки проводов высокого напряжения в соответствии с порядком работы цилиндров.

Запустить двигатель. Убедиться в правильности установки зажигания, для чего необходимо выполнить следующее.

При движении на ровном месте дороги на прямой передаче при скорости 25-30 км/ч для грузовых ЗИЛ-130 автомобилей резко до отказа нажать на педаль управления дроссельной заслонкой карбюратора, разогнать автомобиль до скорости 55-60 км/ч. При разгоне до скорости 45-50 км/ч должен прослушиваться легкий проходящий стук, вызванный детонацией, что является признаком правильной установки зажигания.

4. Охрана труда

Охрана труда при работе в электроремонтном отделении.

1. Ручной инструмент, применяемый при электроремонтных работах (молотки, зубила, напильники и т. д.), должен быть исправным:

- рабочие концы не должны иметь повреждений (выбоин, сколов);

- боковые грани в местах зажима рукой должны быть без заусенцев, задиров и острых ребер;

- затылочная часть ударных инструментов должна быть гладкой,не иметь трещин, заусенцев и сколов;

- пользоваться зубилом, крейцмейселем, керном, бородком длинойне менее 150 мм;

- инструмент не разрешается перекалять;

- ударные инструменты должны быть надежно закреплены на деревянных рукоятках с помощью металлических клиньев;

- поверхность всех ручек для инструмента должна быть гладкая, без заусенцев и трещин;

- запрещается пользоваться инструментом с заостренной нерабочей частью, с плохо укрепленной деревянной ручкой, а также неисправной ручкой или без металлического клина в ней.

2. Переносной электроинструмент (электродрели, электрогайковерты, электропаяльники и т.п.) должен иметь надежную изоляцию токоведущих частей . а корпус его заземления (или занулен) изолированным проводом с сечением не менее 2,5 мм2.

Лист

Изм

Лист

№ докум.

Подпись

Дата

33

Присоединять электроинструмент к сети питания следует только с помощью штепсельных разъемов.

Электроинструмент должен быть соединен с электросетью шланговым проводом или многожильным гибким проводом типа ПРГ с изоляцией, рассчитанной иа напряжение 500 В. Можно использовать провода, заключенные в резиновый шланг.

Проверка состояния изоляции проводов и защитного заземления должна проводиться не реже 1 раза в месяц специально выделенными работниками, а результат проверки заносится в журнал.

3. При использовании переносного электроинструмента следует применять защитные средства; резиновые перчатки, галоши, резиновый коврик или изолирующую подставку.

Запрещается держать электроинструмент за провод или касаться рукой вращающихся частей.

4. Стенды и приборы, питающиеся от напряжения сети 110, 220 или 380 В, должны быть надежно заземлены или иметь зануление. Провода, соединяющие стенды с электросетью, должны быть заключены в резиновый шланг.

Запрещается применять рубильники открытого типа или с кожухами, имеющими щель для рукоятки.

Запрещается ставить предохранители, не соответствующие нормальной нагрузке. Не допускается чистка, смазывание или ремонт работающего оборудования.

5. При работе на стендах следует надежно закреплять испытываемое автотракторное электрооборудование и тщательно ею центровать.

Во время работы стендов запрещается стоять против вращающихея частей или приближаться к ним на опасное расстояние.

Спецодежда должна быть плотно облегающей без развевающихся концов.

6. Лакокрасочные материалы необходимо хранить в отдельном помещении, оборудованном вытяжной вентиляцией, хорошо закрывающимися металлическими дверями.

Небольшое количество лакокрасочных материалов допускается хранить в металлических ящиках с плотно закрывающейся крышкой. Крышку ящика нельзя открывать металлическим инструментом.

При длительном хранении крышки баков, банок и пробки бутылей следует заливать кабельной массой МБ-70, МБ-90 или битумом с добавкой 10% трансформаторного масла.

Лист

Изм

Лист

№ докум.

Подпись

Дата

34

7. При поражении электрическим током пострадавшего следует по возможности быстро освободить от действия тока.

Для этого необходимо отключить токоведущую часть электроустановки, которой коснулся пострадавший. Если это сделать нельзя, то пострадавшего следует быстро отделить от токоведущнх частей. Человек, оказывающий помощь, должен надеть резиновые перчатки или обмотать руки сухой одеждой и встать на сухую деревянную доску или надеть резиновые галоши. Отделять пострадавшего следует по возможности правой рукой.

После этого необходимо обеспечить пострадавшему доступ чистого воздуха, снять часть одежды, стесняющей дыхание, очистить рот и т. д. При потере сознания пострадавшему следует сделать искусственное дыхание.

При ожогах электрическим током до прибытия врача не следует применять никаких мазей, присыпок, смазывать пораженное место йодом. Рану необходимо покрыть стерильной марлей

Лист

Изм

Лист

№ докум.

Подпись

Дата

35

5. Список литературы

1. Бабусенко С.М. Ремонт тракторов и автомобилей.- Колос, 2004.

2. Барабанов В.Е., Василевский В.И., Левин С.П., Электрооборудование тракторов и автомобилей. – Колос, 2006.

3. Ильин Н.М. Электрооборудование автомобилей. – Транспорт, 2005.

4. Правила техники безопасности для предприятий автомобильного транспорта. – М.: Транспорт, 2004.

5. Руководство по текущему ремонту автотракторного оборудования. – М.: ГОСНИТИ, 2002.

6. Бугаев В.Н., Богачев Б.А. «Справочник молодого слесаря по ремонту автотракторного электрооборудования». Москва «Высшая школа», 2000.

7. А. М. Резник, В. П. Орлов «Электрооборудование автомобилей», 2001.

8. Ю. Т. Чумаченко, А. И. Гарасименко, Б. Б. Рассанов «Автослесарь», 2001.

9. П. А. Колесник «Материаловедение на автомобильном транспорте», 2000.

10. Типовая инструкция n 2 по охране труда для слесарей по ремонту и техническому обслуживанию автомобиля ТОИ Р-200-02-95. Утверждена Приказом Департамента автомобильного транспорта Министерства транспорта Российской Федерации от 27 февраля 1996 г. N 16

11. М.Н.Дмитриев «Практикум по устройству и эксплуатации автомобилей», 2002.

12. Л.И.Епифанов, Е.А.Епифанова «Техническое обслуживание и ремонт автомобилей» Москва, форум-инфра-м 2002.

13. Ю.Л.Тимофеев, Н.М.Ильин «электрооборудование автомобилей», Москва 2007.

14. ГОСТ 28751-90. Электрооборудование автомобилей. Электромагнитная совместимость. Кондуктивные помехи по цепям питания. Требования и методы испытаний.

15. ГОСТ 29157-91. Электрооборудование автомобилей. Электромагнитная совместимость. Помехи в контрольных и сигнальных бортовых цепях.

16. ГОСТ 17.2.2.03-87. Охрана природы. Атмосфера. Нормы и методы измерения содержания окиси углерода и углеводородов в отработавших газах автомобилей с бензиновыми двигателями. Требования безопасности.

17. Соколов Б.А. Монтаж электротехнических установок - М., 2003

Лист

Изм

Лист

№ докум.

Подпись

Дата


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

33915. Общее понятие о вариации, показатели величины вариации и способы их расчета 13.27 KB
  Общее понятие о вариации показатели величины вариации и способы их расчета. Показатели вариации показатели стабильности позволяют сделать вывод об однородности совокупности о надежности типичности средней. Для измерения величины вариации используется абсолютный и относительный показатель вариации. Размах вариации R=XmxXmin.
33916. Абсолютные показатели вариации 20.12 KB
  Чтобы дать представление о величине варьирующего признака недостаточно исчислить средний показатель. Кроме средней необходим показатель характеризующий вариацию признака. Вариация – это изменение значения признака у отдельных единиц совокупности.
33917. Относительные показатели вариации 15.59 KB
  Относительные показатели вариации Для сравнения вариации в разных совокупностях рассчитываются относительные показатели вариации. К ним относятся коэффициент вариации коэффициент осцилляции и линейный коэффициент вариации относительное линейное отклонение. Коэффициент вариации – это отношение среднеквадратического отклонения к среднеарифметическому рассчитывается в процентах: . Коэффициент вариации позволяет судить об однородности совокупности: – 17 – абсолютно однородная; – 17–33 – достаточно однородная; – 35–40 – недостаточно...
33918. Мода. Определение моды в дискретных вариационных рядах 15.34 KB
  Определение моды в вариационных рядах с равными интервалами.6 где x0 – нижняя граница модального интервала модальным называется интервал имеющий наибольшую частоту; i – величина модального интервала; fMo – частота модального интервала; fMo1 – частота интервала предшествующего модальному; fMo1 – частота интервала следующего за модальным.
33919. Понятие медианы, квартилей, децилей 11.29 KB
  Понятие медианы квартилей децилей Медианазначение признака которое делит стат.совти имеет значение признака не МЕНЬШЕ медианы а другая половина – значение признака не больше медианы. Значение изучаемого признака всех ед.совти не четное то значение признака находящееся в середине ранжированного ряда будет являться медианой а если число ед.
33920. Определение структурных средних в дискретных вариационных рядах 14.62 KB
  Мода это наиболее часто встречающийся вариант ряда. Модой для дискретного ряда является варианта обладающая наибольшей частотой. Медиана это значение признака которое лежит в основе ранжированного ряда и делит этот ряд на две равные по численности части.
33921. Определение структурных средних в интервальном вариационном ряду 41.92 KB
  При вычислении моды для интервального вариационного ряда необходимо сначала определить модальный интервал по максимальной частоте а затем значение модальной величины признака по формуле: где: значение моды нижняя граница модального интервала величина интервала заменить на iМе частота модального интервала частота интервала предшествующего модальному частота интервала следующего за модальным Медиана это значение признака которое лежит в основе ранжированного ряда и делит этот ряд на две равные по...
33922. Закономерные изменения частот за счет изменения варьирующего признака в вариационных рядах 12.67 KB
  Главной задачей анализа вариационных рядов является выявление закономерностей распределения и характера распределения. Тип закономерности распределения это отражение в вариационных рядах общих условий определяющих распределение в однородной совокупности. Следовательно должна быть построена кривая распределения.
33923. Виды дисперсий. Правило сложения дисперсий 23.06 KB
  Правило сложения дисперсий Вариация признака происходит в резте влияния на него различных факторов. Признакам на вариации под влиянием осн. Отклонение индивидуальных значений результативного признака от ср.значения результативного признака для всей совокупности можно представить как сумму отклонений где i текущий номер признака общей совти; j – текущий номер группы в интером ряду распределения; среднее значение результативного признака в jгруппе.