8202

Коллектив и личность: педагогический аспект

Лекция

Педагогика и дидактика

Коллектив и личность: педагогический аспект ПЛАН: Понятие коллектива. Возникновение и развитие в педагогике проблемы коллектива и личности. Стадии формирования и развития воспитывающего коллектива. Педагогические проблемы творческого коллектива. Лич...

Русский

2013-02-06

17.74 KB

33 чел.

Коллектив и личность: педагогический аспект

ПЛАН:

  1. Понятие коллектива. Возникновение и развитие в педагогике проблемы коллектива и личности.
  2. Стадии формирования и развития воспитывающего коллектива.
  3. Педагогические проблемы творческого коллектива.
  4. Личностно ориентированный подход и его реализация в современном педагогическом процессе. Индивидуализация и дифференциация как компоненты личностно ориентированного подхода.

  1.  Понятие коллектива. Возникновение и развитие в педагогике проблемы коллектива и личности.

Коллективом (от латинского collectivusсобирательный) называют группу людей, объединенную совместной целеустремленной деятельностью и организацией этой деятельности. Коллектив создается и укрепляется в процессе решения практических задач.

Идеи коллективизма, сформулированные К.Марксом и Ф.Энгельсом, приобрели в советской педагогике самодовлеющее значение. Важную роль сыграла при этом педагогическая и особенно популяризаторская деятельность Антона Семеновича Макаренко (1888 – 1939).

Макаренко выдвинул идею воспитывающего коллектива, разработал стадии развития коллектива. Однако догматическое, формально идеологизированное применение этих идей привело в советской педагогике к противопоставлению коллектива и личности. Из средства развития личности коллектив зачастую превращался в средство нивелировки и подавления индивидуальности. Коллектив и личность оказались не сопоставленными, а противопоставленными явлениями.

В педагогической теории и практике ХХ века изучение опыта создания и развития коллективов сыграло важную и вполне позитивную роль. Прежде всего, это позволило целенаправленно создавать работоспособные коллективы в тех областях деятельности, которые являются коллективными по самой своей сути (например, творческие коллективы). Кроме того, в СССР, в условиях, когда психологические и социально-психологические исследования были практически под запретом, изучение внутриколлективных отношений было единственным способом установления закономерностей группового общения и деятельности.

В современной педагогике вопросы формирования и развития ученического, досугового, производственного и иных коллективов рассматриваются с опорой на данные психологии личности, социальной психологии. Педагогика ищет эффективные инструменты реализации данных этих наук в педагогической практике. Такими инструментами становятся методы и приемы воспитания.

  1.  Стадии формирования и развития воспитывающего коллектива.

Вслед за Макаренко, современная педагогика выделяет не менее трех стадий развития коллектива.

стадия

СУЩНОСТЬ

СХЕМА

Предва-ритель-ный  этап

Аморфная группа.

Руководитель вынужден работать с каждым в отдельности

I

Первоначальное сплочение. Выделение актива.

Требования  выдвигает педагог.

II

Стабилизация структуры коллектива на основе отношений зависимой ответственности.

Начинают действовать механизмы самоорганизации и саморегуляции.

Педагог направляет действия коллектива по принципу параллельного действия, повышает социальный статус отверженных и не принятых.

III

Расцвет коллектива:

демократизм, оптимизм, общность традиций, перспектив.

Руководитель – равноправный член и лидер коллектива.

В группе отсутствуют отверженные.

  1.  Педагогические проблемы творческого коллектива.

В условиях работы с творческим коллективом руководитель помимо общепедагогических проблем сталкивается с необходимостью

  1. Диагностики и развития общих и специальных способностей и склонностей членов коллектива.
  2. Выявления и развития творческой индивидуальности членов коллектива.
  3. Разработки и реализации творческой концепции коллектива.
  4. Разрешения и предотвращения конфликтов между творческими личностями, а также между отдельными личностями и коллективом.

При этом руководитель творческого коллектива обязан стать подлинным креативным лидером, берущим на себя ответственность за развитие и самореализацию каждого члена коллектива и коллектив в целом. Это делает неизбежными элементы авторитаризма в стиле педагогического руководства.

  1.  Личностно ориентированный подход и его реализация в современном педагогическом процессе. Индивидуализация и дифференциация как компоненты личностно ориентированного подхода.

Современная педагогика выдвигает на первый план интересы воспитанника, его личностное развитие. Это предполагает интерес и уважение к каждому воспитаннику, стремление сформировать полноценную, способную к самореализации личность.

  1. Личностный подход предполагает изучение того пути, который проделал человек в процессе своего социального становления.
  2. Индивидуализация в работе с учащимися означает необходимость изучения и учета важнейших биологических детерминант: темперамента, характера, психического и соматического здоровья.
  3. Дифференциация требует выявления и развития способностей и склонностей воспитанников, а также создания условий для их актуализации. При этом под склонностями мы понимает характеристику процесса деятельности. А под способностями характеристику результата деятельности.



 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

41709. Расчет поперечной рамы стального каркаса одноэтажного здания на действие постоянной нагрузки 702.68 KB
  Поперечное сечение в виде 2х уголков с параметрами уголка 160×100×10 Высота низа колонн 8 м Поперечное сечение в виде трубы с параметрами 720×12 Высота верха колонн 6 м Поперечное сечение в виде трубы с параметрами 720×8 q = 24 кН м P = 32 кН ℓ = 32 м Цели лабораторной работы: Произвести расчет поперечной рамы стального каркаса одноэтажного здания с помощью ПК ЛИРА Определить для основных сечений колонн и ригеля максимальные значения нормальных и касательных напряжений Сделать вывод о работе конструкции Ход работы: Создание расчетной...
41710. Команды MSDOS 251.68 KB
  Название команды Синтаксис команды Создание файла с консоли copycon имя файла Удаление файла del имя файла Переименование файла ren имя файла 1 имя файла 2 Редактирование файла edit имя файла Переход на диск имя диска Переход в каталог cd путь Создание каталога md имя каталога Удаление каталога rd имя каталога Очистка экрана Cls Вывод содержимого файла на экран type имя файла Копирование файла copy путь 1 что копируется путь 2 куда копируется Поиск файла filefind имя файла Работа с командной строкой Prompt Информация о команде команда ...
41711. Индекс FTSE 100 109.84 KB
  Индекс начал рассчитываться с 3 января 1984 года с уровня 1000 пунктов. Компании чьи акции учитываются в расчете индекса FTSE 100 должны удовлетворять условиям выставляемым FTSE Group: а должны входить в список Лондонской фондовой биржи; б стоимость акций индекса FTSE 100 выражается в фунтах или евро;в пройти тест на принадлежность к определенному государству;г акции FTSE 100 должны быть в свободном обращении и быть легко ликвидными. Индекс FTSE 100 включает 100 компаний британской экономики хотя на самом деле список состоит из...
41712. Основы работы в ГИС ArcView 1.75 MB
  Интерфейс пользователя rcView Окно программ Окно приветствия Строка меню Строка кнопок Строка инструментов Окно вида Меню работы с файлами Меню редактирования Меню вид Меню тема Меню графика Меню окно Строка кнопок:
41713. Классы. Основные понятия 260.14 KB
  Основные понятия Цель работы: Познакомиться с понятием класса. Продемонстрировать работу с классом создание экземпляра класса изменение значений полей вызов перегруженных методов Выполнить требования к лабораторным работам см. Контрольные вопросы: Что такое метод Что такое возвращаемый тип каким он может быть Что значит void Что такое параметры метода какие параметры бывают Что такое перегрузка методов и для чего она нужна Что такое класс Какие члены класс может содержать Что такое конструктор для чего служит...
41714. Таблицы, сортировка таблиц, вычисление в таблицах в редакторе Word 54.82 KB
  С помощью Microsoft Grph можно создавать высококачественные информативные диаграммы и включать их в документы Word. Создание диаграммы Диаграммы строятся на основе данных содержащихся в таблице данных также внедряемой в документ Word. Можно создавать диаграммы четырнадцати основных и двадцати дополнительных типов. Тип диаграмм Правильный выбор типа диаграммы позволяет представить данные самым выигрышным образом.
41715. Ввод-вывод. Ветвления 168.52 KB
  Цель работы: Разработать алгоритм и написать программу на языке С++ для выполнения задания согласно номера бригады. Программа должна обеспечивать обмен с оператором, выдавая необходимые сообщения и позволяя вводить исходные данные и просмотреть результат выполнения программы.
41717. Снятие ВАХ стабилитрона 95.61 KB
  Стабилитроном-это диод, предназначенный для стабилизации уровня постоянного напряжения. По конструкции стабилитроны всегда плоскостные и кремниевые. Принцип действия стабилитрона основан на том, что на его вольт-амперной характеристике имеется участок, на котором напряжение практически не зависит от величины протекающего тока.