8202

Коллектив и личность: педагогический аспект

Лекция

Педагогика и дидактика

Коллектив и личность: педагогический аспект ПЛАН: Понятие коллектива. Возникновение и развитие в педагогике проблемы коллектива и личности. Стадии формирования и развития воспитывающего коллектива. Педагогические проблемы творческого коллектива. Лич...

Русский

2013-02-06

17.74 KB

32 чел.

Коллектив и личность: педагогический аспект

ПЛАН:

  1. Понятие коллектива. Возникновение и развитие в педагогике проблемы коллектива и личности.
  2. Стадии формирования и развития воспитывающего коллектива.
  3. Педагогические проблемы творческого коллектива.
  4. Личностно ориентированный подход и его реализация в современном педагогическом процессе. Индивидуализация и дифференциация как компоненты личностно ориентированного подхода.

  1.  Понятие коллектива. Возникновение и развитие в педагогике проблемы коллектива и личности.

Коллективом (от латинского collectivusсобирательный) называют группу людей, объединенную совместной целеустремленной деятельностью и организацией этой деятельности. Коллектив создается и укрепляется в процессе решения практических задач.

Идеи коллективизма, сформулированные К.Марксом и Ф.Энгельсом, приобрели в советской педагогике самодовлеющее значение. Важную роль сыграла при этом педагогическая и особенно популяризаторская деятельность Антона Семеновича Макаренко (1888 – 1939).

Макаренко выдвинул идею воспитывающего коллектива, разработал стадии развития коллектива. Однако догматическое, формально идеологизированное применение этих идей привело в советской педагогике к противопоставлению коллектива и личности. Из средства развития личности коллектив зачастую превращался в средство нивелировки и подавления индивидуальности. Коллектив и личность оказались не сопоставленными, а противопоставленными явлениями.

В педагогической теории и практике ХХ века изучение опыта создания и развития коллективов сыграло важную и вполне позитивную роль. Прежде всего, это позволило целенаправленно создавать работоспособные коллективы в тех областях деятельности, которые являются коллективными по самой своей сути (например, творческие коллективы). Кроме того, в СССР, в условиях, когда психологические и социально-психологические исследования были практически под запретом, изучение внутриколлективных отношений было единственным способом установления закономерностей группового общения и деятельности.

В современной педагогике вопросы формирования и развития ученического, досугового, производственного и иных коллективов рассматриваются с опорой на данные психологии личности, социальной психологии. Педагогика ищет эффективные инструменты реализации данных этих наук в педагогической практике. Такими инструментами становятся методы и приемы воспитания.

  1.  Стадии формирования и развития воспитывающего коллектива.

Вслед за Макаренко, современная педагогика выделяет не менее трех стадий развития коллектива.

стадия

СУЩНОСТЬ

СХЕМА

Предва-ритель-ный  этап

Аморфная группа.

Руководитель вынужден работать с каждым в отдельности

I

Первоначальное сплочение. Выделение актива.

Требования  выдвигает педагог.

II

Стабилизация структуры коллектива на основе отношений зависимой ответственности.

Начинают действовать механизмы самоорганизации и саморегуляции.

Педагог направляет действия коллектива по принципу параллельного действия, повышает социальный статус отверженных и не принятых.

III

Расцвет коллектива:

демократизм, оптимизм, общность традиций, перспектив.

Руководитель – равноправный член и лидер коллектива.

В группе отсутствуют отверженные.

  1.  Педагогические проблемы творческого коллектива.

В условиях работы с творческим коллективом руководитель помимо общепедагогических проблем сталкивается с необходимостью

  1. Диагностики и развития общих и специальных способностей и склонностей членов коллектива.
  2. Выявления и развития творческой индивидуальности членов коллектива.
  3. Разработки и реализации творческой концепции коллектива.
  4. Разрешения и предотвращения конфликтов между творческими личностями, а также между отдельными личностями и коллективом.

При этом руководитель творческого коллектива обязан стать подлинным креативным лидером, берущим на себя ответственность за развитие и самореализацию каждого члена коллектива и коллектив в целом. Это делает неизбежными элементы авторитаризма в стиле педагогического руководства.

  1.  Личностно ориентированный подход и его реализация в современном педагогическом процессе. Индивидуализация и дифференциация как компоненты личностно ориентированного подхода.

Современная педагогика выдвигает на первый план интересы воспитанника, его личностное развитие. Это предполагает интерес и уважение к каждому воспитаннику, стремление сформировать полноценную, способную к самореализации личность.

  1. Личностный подход предполагает изучение того пути, который проделал человек в процессе своего социального становления.
  2. Индивидуализация в работе с учащимися означает необходимость изучения и учета важнейших биологических детерминант: темперамента, характера, психического и соматического здоровья.
  3. Дифференциация требует выявления и развития способностей и склонностей воспитанников, а также создания условий для их актуализации. При этом под склонностями мы понимает характеристику процесса деятельности. А под способностями характеристику результата деятельности.



 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

33258. Организационные структуры управления 131 KB
  Организационная структура это состав и соподчиненность взаимосвязанных звеньев управления. Организационная структура управления состоит из совокупности взаимосвязанных звеньев управления. Звено управления самостоятельная часть организационной структуры на определенной ступени уровне состоящая из аппарата управления и производственных подразделений.
33259. Социально-психологические методы управления 59.5 KB
  Лидерство и власть. Лидеры используют власть как средство в достижении целей группы или организации. Если лидеры достигают цели то власть как средство Используется ими для ускорения этого достижения. В чем же различие между лидерством и властью Важное различие относится к совместимости целей.
33260. Характеристика основных правовых форм организации 114 KB
  Характеристика органов управления ИЧП показана в табл. Характеристика органов управления индивидуальным и семейным частным предприятием Наименование органов управления Численность и сроки избрания Кто формирует Основные функции Кого назначает избирает Владелец собственник предприятия законодательный орган ИЧП 1 человек до ликвидации предприятия Владелец учредитель предприятия Принятие и утверждение устава определение уставного фонда утверждение планов и отчетов стратегия развития предприятия создание и ликвидация предприятия...
33261. Функционирование организации: понятие, и этапы жизненного цикла организации. Управление развитием организацией 52 KB
  Управление развитием организацией В менеджменте широко распространено понятие жизненного цикла организации под которым понимаются ее предсказуемые изменения с определенной последовательностью состояний в течение времени. Один из вариантов жизненного цикла организации на соответствующем временном отрезке предусматривает следующие этапы представленные на рис. Развиваются инновационные процессы предыдущего этапа формируется миссия организации.
33262. Сущность, задачи, особенности стратегического менеджмента 38.5 KB
  Методы стратегического менеджмента: метод системного подхода метод стратегической диагностики метод экспертных оценок метод стратегического анализа метод экономической и математической статистики Объект СМ фирма как открытая система Процесс стратегического планирования является инструментом который помогает руководству фирмы принимать правильные стратегические решения и корректировать в соответствии с ними повседневную жизнь организации. Схема стратегического планирования состоит из этапов: Преднамеренная стратегия называемая...
33263. ПРОЦЕСС РАЗРАБОТКИ СТРАТЕГИИ 76.5 KB
  СТЕПанализ Социодемографические воздействия Анализ социального окружения затрагивает вопросы связанные с пониманием роли общества и социальных перемен в жизни организации ее отрасли и рынков. Оно выступает в роли собственника или влияет на национализированные отрасли производства. Правительства некоторых стран контролируют ключевые стратегические отрасли причем способы контроля могут иметь эффект толчка резонанса в других экономических районах страны; международная политика. Анализ конкурентного окружения Отрасли и рынки Отрасли...
33264. Стратегия лидерства по издержкам 64.5 KB
  Существуют четыре широкие альтернативы: проникновение на рынок увеличение рыночной доли на старых рынках с помощью существующей продукции; освоение рынка внедрение на новые рынки и новые сегменты рынка с помощью существующей продукции; разработка продукта разработка новой продукции для обслуживания старых рынков; диверсификация разработка новых продуктов для обслуживания новых рынков. Продуты Существующие Новые...
33265. Основные положения по проектированию организационных структур управления 35 KB
  Заключается в разумной централизации функций работников в отделах и службах предприятия с передачей в нижнее звено функции оперативного управления. Обеспечивается закреплением за каждым подразделением определенных функций управления. Характеризует достижение минимально необходимых затрат на построение и содержание организационной структуры управления.
33266. Предмет науки управления (менеджмента) 41.5 KB
  Содержание функций управления. Менеджмент это процесс управления руководства отдельным работником рабочей группой коллективом для достижения цели организации. Менеджмент подразумевает определенную категорию людей получивших профессиональное образование в сфере управления и практически занимающихся руководством.