82024

Основы работы в программе Excel. Построение Диаграмм и графиков с помощью Excel

Дипломная

Информатика, кибернетика и программирование

Существует специальная область информатики, изучающая методы и средства создания и обработки изображений с помощью программно-аппаратных вычислительных комплексов, – компьютерная графика. Она охватывает все виды и формы представления изображений, доступных для восприятия человеком либо на экране монитора...

Русский

2015-02-24

1.69 MB

6 чел.

Оглавление

  1.  Введение………………………………………………………………… 2  стр.
  2.  Основы работы в программе Excel…………………………………. 3-15 стр.
  3.  Построение Диаграмм и графиков с помощью Excel……………. 16-20 стр.
  4.  Практическая работа………………………………………………… 21-24 стр.
  5.  Вывод на бумажный носитель……………………………………… 25-26 стр.
  6.  Организация рабочего места………………………………………… 27-33 стр.
  7.  Инструкция по технике безопасности при работе на компьютере… 34-38 стр.
  8.  Заключение………………………………………………………………… 39 стр.
  9.  Список Литературы………………………………………………………. 40 стр.


Введение.

Представление данных на мониторе компьютера в  графическом виде впервые было реализовано в середине 50-х годов для больших ЭВМ, применявшихся в научных и военных исследованиях. С тех пор графический способ отображения данных стал неотъемлемой принадлежностью подавляющего числа компьютерных систем, в особенности персональных. Графический интерфейс пользователя сегодня является стандартом “де-факто” для программного обеспечения разных классов, начиная с операционных  систем.

Существует специальная область информатики, изучающая методы и средства создания и обработки изображений с помощью программно-аппаратных вычислительных комплексов, – компьютерная графика. Она охватывает все виды и формы представления изображений, доступных для восприятия человеком либо на экране монитора, либо в виде копии на внешнем носителе (бумага, кинопленка, ткань и прочее).

Без компьютерной графики невозможно представить себе не только компьютерный, но и обычный, вполне материальный мир. Визуализация данных находит применение в самых разных сферах человеческой деятельности.

В работе бухгалтеров и аналитиков постоянно встречается задача подведения итогов работы компании за определенный период: месяц, квартал, год и т.п. При этом получаются числовые таблицы порой весьма не маленькой величины. Окинув их взглядом, практически невозможно оценить степень успеха или провала компании за выбранный период. И, тем более, не видна динамика изменения отчетных показателей.

Если при этом приходится показывать отчетность вышестоящему руководству, то оно может не оценить большой набор чисел. В этом случае удобно показывать рисованные графики, построенные на основе исходных таблиц. Графическое представление данных позволяет быстро оценить соотношение нескольких величин. Данные задачи просто реализовать в программе Microsoft Office Excel с помощью функции построения диаграмм и графиков. Диаграммы позволяют:

  1.  отобразить данные более наглядно,
  2.  облегчить их восприятие,
  3.  помочь при анализе и сравнении,
  4.  наблюдать за изменениями  значений.

Цель: изучение построения графиков и диаграмм в табличном редакторе Microsoft Office Excel.

Задачи:

  1.  Показать значимость графиков и диаграмм.
  2.  Показать этапы построения графиков и диаграмм.
  3.  Показать типы и виды диаграмм и графиков.
  4.  Рассмотреть параметры и объекты диаграмм и графиков
  5.  Показать удобство использования табличного редактора Excel при  работе с цифрами, формулами для построения диаграмм.

Одно из основных направлений табличного редактора Microsoft Office Excel – это анализ данных. А для анализа удобно использовать диаграммы с их специальными возможностями.


Основы Работы в программе Excel.

Запуск Excel.

Для запуска Excel выполните следующие действия: 1. Щелкните на кнопке Пуск. 2. В появившемся меню выберите пункт Программы. 3. В следующем меню щелкните на Microsoft Excel. После этого откроется рабочее окно Excel. Другие способы запуска Excel: 1. Если на рабочем столе создан ярлык программы Excel, достаточно выполнить двойной щелчок по этому ярлыку (этот способ – самый быстрый). 2. Если панель инструментов Microsoft Office высвечивается на экране вашего дисплея, щелкните на кнопке программы Excel. После этого откроется рабочее окно Excel.

Основные элементы приложения Excel

Открыв Excel, вы увидите окно пустого документа, в которое можно вводить различные данные. Документом (т.е. объектом обработки) Excel является файл с произвольным именем и расширением .xls. В терминах Excel такой файл называется рабочей книгой. В каждом файле .xls может размещаться от 1 до 255 электронных таблиц, и каждая из них называется рабочим листом. Чтобы упростить изложение, будем считать, что вы работаете только с одним рабочим листом, и для вас понятие рабочего листа совпадает с понятием «документ». В дальнейшем тексте термины «рабочий лист» и «электронная таблица» будем считать синонимами. В представлении пользователя электронная таблица Excel состоит из 16384 строк и 256 столбцов, размещенных в памяти компьютера. Строки пронумерованы целыми числами от 1 до 16384, а столбцы обозначены буквами латинского алфавита A, B, Z, AB,IV. На пересечении столбца и строки располагается основной структурный элемент таблицы – ячейка. Для указания на конкретную ячейку4 таблицы мы используем адрес, составляемый из обозначения столбца и номера строки, на пересечении которых эта ячейка находится (например, A1, F5, C20, AA3 и т.д.). В любую ячейку можно ввести исходные данные – число или текст, а также формулу для расчета производной информации. Ширину столбца и высоту строки можно изменять. На рабочий лист можно наложить графический объект (например, рисунок, фотографию и т.д.) и диаграмму. Размеры таблицы позволяют обрабатывать огромные объемы информации, однако на практике мы работаем обычно лишь с верхней левой частью таблицы. Общий вид окна приложения Excel показан на рис.1. Рис. 1. Вид рабочего окна Excel Внимательно рассмотрите рабочее главное (горизонтальное) меню и панели инструментов. Обратите внимание на почти полное совпадение пунктов главного (горизонтального) меню и кнопок панелей инструментов Excel с пунктами меню и кнопками окна редактора Word. Это связано с единством объектно-ориентированной технологии Windows: интерфейс одного приложения должен отличаться от интерфейса другого приложения только специфическими операциями. Работая с Excel, вы будете использовать, в основном, две панели инструментов: панель "Стандартная" (рис. 2) и панель "Форматирование" (рис. 3). Панель Форматирование Заголовки столбцов Заголовки строк Строка заголовка окна Главное меню Панель Стандартная Выделенная ячейка Ярлычки листов Полосы прокрутки Строка формул5 Рис. 2. Вид панели "Стандартная" Рис. 3. Вид панели "Форматирование" На рис. 4 в сгруппированном виде показаны пиктограммы панели инструментов "Стандартная". Рис. 4. Пиктограммы панели инструментов "Стандартная" Шесть кнопок группы (1) выполняют те же функции, что и в соответствующей панели редактора Word (слева направо); — создать новую рабочую книгу; — открыть существующий файл; — сохранить активный документ; — напечатать активный документ (по умолчанию); — просмотреть перед печатью (предварительный просмотр); — проверить правописание. Группа (2) содержит восемь кнопок (также знакомых вам в Word): — вырезать фрагмент; — копировать фрагмент; — вставить фрагмент; — копировать формат; — отменить последние команды; — повторить последние команды; — добавить гиперссылку; — панель Web. Группа (3) содержит шесть специфических кнопок, имеющихся в Excel. С помощью пары кнопок ( ) выполняются операции, упрощающие ввод функций в ячейку электронной таблицы. Если вы щелкнете на кнопке со знаком суммы, то в текущей ячейке появится заготовка функции =СУММ(...), аргументы которой Excel подставит по соглашению. Вы можете отредактировать эту функцию или зафиксировать в ячейке без редактирования. После щелчка на кнопке fx на экран поступит диалоговое окно Мастера функций, и вы сможете выбрать и отредактировать функцию, вводимую в текущую ячейку. Кнопки ( ) позволяют сортировать выделенные столбцы по строкам в порядке возрастания значения ячеек (А—>Я) или убывания (Я—>А). Сортировать можно как тексты, так и числа. Кнопки ( ) обслуживают графические операции Excel:6 После щелчка на левой кнопке (это Мастер диаграмм) можно «нарисовать» на рабочем листе прямоугольную рамку, а затем, после ответов на вопросы диалоговых окон Мастера диаграмм, построить в рамке произвольную диаграмму; Правая кнопка позволяет создать на рабочем листе географическую карту. Группа (3) включает три кнопки, аналогичные кнопкам Word. Правая кнопка группы — это переключатель панели инструментов «Рисование», с помощью которой вы можете создать на рабочем листе такой же рисованный объект, как и в документе Word. В центре группы показан уже знакомый вам раскрывающийся список масштабирования (для увеличения или уменьшения изображения электронной таблицы на экране). Правая кнопка — кнопка справочной системы Excel. Если щелкнуть на этой кнопке, на экране появится диалоговое окно справочной системы Excel, в котором можно выбрать интересующий вас раздел. На рис. 5 в сгруппированном виде показаны пиктограммы панели инструментов "Форматирование". Рис. 5. Пиктограммы панели инструментов "Форматирование" В группе (1) вам знакомы все пиктограммы, за исключением правой кнопки (с изображением буквы «а»). Слева направо следуют: раскрывающиеся списки выбора шрифта и его размера, переключатели начертания Ж, К, Ч, группа полей выбора способа выравнивания текста (к левой границе ячейки, по центру, к правой границе ячейки). Кнопка с буквой «а» позволяет выровнять текст как целое по центру выделенной в строке группы ячеек. Кнопки группы (2) позволяют: – пометить число в текущей ячейке знаком доллара; – умножить число в текущей ячейке (или числа в выделенных ячейках) на 100 и пометить его знаком «%» (т. е. представить данные в процентах); – установить разделитель тысяч в представлении числа; – увеличить точность представления числа (т. е. увеличить количество знаков после точки); – уменьшить точность представления числа (т.е. уменьшить количество знаков после точки). Кнопки группы (3) позволяют: – уменьшить отступ; – увеличить отступ; – изменить рамку для окаймления выделенного блока ячеек; – изменить цвет фона выделенного блока ячеек; – изменить цвет символов в выделенном блоке ячеек. Ниже панели «Форматирование» располагается строка формул (см. рис. 1), в которой вы будете набирать и редактировать данные и формулы, вводимые в текущую ячейку. В левой части этой строки находится раскрывающийся список7 именованных ячеек, и заголовок этого списка называется полем имен. В этом поле высвечивается адрес (или имя) выделенной ячейки таблицы (а также выделенного графического объекта или диаграммы). Правее поля имен находится небольшая область (ограниченная справа вертикальной чертой), в которой на время ввода данных появляются три кнопки управления процессом ввода. Ниже строки формул находится заголовок столбца (с обозначениями A, B, …, Z, AB, …IV), а в левой части экрана – заголовок строки (с номерами 1, 2, 3, …). В левой части заголовка столбца (или в верхней части заголовка строки) имеется пустая кнопка для выделения всей таблицы. Ячейка таблицы, окаймленная черной рамкой, является выделенной (текущей). В правой части окна вы видите стандартные полосы прокрутки, предназначенные для перемещения по рабочему листу (вверх-вниз, вправо-влево). Строка с ярлычками листов позволяет переходить от одного рабочего листа к другому (т.е. от одной электронной таблицы к другой). Настройка экрана Excel Как и программа Word, Excel предусматривает несколько вариантов настройки экрана, однако при изучении основных операций с электронными таблицами мы будем предполагать, что окно Excel выглядит примерно так, как показано на рис. 1. Для приведения окна к этому виду необходимо выполнить следующие операции. 1. Если после вызова программы Excel ее окно не занимает всего экрана, щелкните на кнопке Развернуть в зоне заголовков. 2. Окно документа также должно быть полноэкранным (кнопка его системного меню должна находиться в левой части строки горизонтального меню). При необходимости разверните окно документа. 3. Чтобы выдать на экран обе панели инструментов, необходимо установить соответствующие флажки в диалоговом окне команды [Вид-Панели инструментов...], — точно так же, как в процессоре Word. 4. Многие элементы окна можно выдавать (или не выдавать) на экран с помощью флажков вкладки [Сервис-Параметры.../Вид], показанной на рис. 6.8 Рис. 6. Диалоговое окно Параметры Упражнение №1. Установка удобного вида экрана Установите вид экрана Excel в соответствии со следующими условиями: 1. Разверните рабочее окно на весь экран. 2. Окно документа также сделайте полноэкранным (либо увеличением стандартного окна до необходимых .размеров, либо кнопкой Развернуть). 3. Выведите (или проконтролируйте, что они выведены) на экран три панели инструментов: "Стандартная", "Форматирование", "Рисование". 4. Установить на вкладке [Сервис-Параметры.../Вид] флажки (или убедитесь, что они установлены), обеспечивающие показ на экране: – строки формул; – строки состояния; – сетки таблицы; – заголовков строк и столбцов; – горизонтальной полосы прокрутки; – вертикальной полосы прокрутки; – ярлычков листов.

Ввод информации в таблицу.

Адреса ячеек электронной таблицы Обозначение ячейки, составленное из номера столбца и номера строки (А1, В2 и т. д.) называется относительным адресом или просто адресом. В некоторых случаях используются абсолютные адреса (об этом будет подробно изложено в следующей теме). Для этого необходимо проставить перед номером столбца и (или) перед номером строки знак доллара «$». Например, адресе $А$3 говорит о том, что это абсолютный адрес ячейки А3, и в нем не будет меняться ни номер столбца, ни номер строки. Чтобы сослаться на диапазон ячеек (например, на группу смежных ячеек в строке), можно указать через двоеточие адреса начальной и конечной ячейки в диапазоне. Например, обозначение А7:Е7 адресует ячейки А, В, С, D, Е в строке 7, обозначение ВЗ:В6 адресует ячейки 3, 4, 5, 6 в столбце В и т. п. Диапазоном можно обозначить и блок ячеек. Например, для ссылки на блок ячеек можно написать C6:G9. Наконец, в Excel предусмотрен очень удобный способ ссылки на ячейку с помощью присвоения этой ячейке произвольного имени. Чтобы присвоить ячейке имя, выделите ее и щелкните на поле имен. Наберите произвольное имя (например, Всего) и нажмите клавишу . Выделенной ячейке будет присвоено имя.  Это имя вы можете использовать в дальнейшем вместо адреса данной ячейки. При создании графических объектов и диаграмм Excel автоматически присваивает им условные имена, например: Рисунок 1, Линия 2, Диагр. 8 и т. д.

Ввод данных в ячейку таблицы

Чтобы ввести данные в конкретную ячейку, необходимо выделить ее щелчком мыши, а затем можете набирать информацию, пользуясь при этом знакомым вам9 основным стандартом редактирования (клавиши курсора) При вводе данных в левой части строки формул возникают три кнопки, предназначенные для управления процессом ввода: с красным крестиком, зеленой галочкой и значком fx. Если щелкнуть на кнопке с крестиком, ввод прекращается и данные, поступившие в ячейку в текущем сеансе ввода, — удаляются.: Если щелкнуть на кнопке со значком fx, на экран поступит диалоговое окно Мастера функций. Вы можете ввести функцию. Завершив ввод данных, вы должны зафиксировать их в ячейке любым из трех способов: 1) нажав клавишу ; 2) щелкнуть мышью по другой ячейке; 3) воспользоваться кнопками управления курсором на клавиатуре (перейти к другой ячейке). Для ввода данных можно также дважды щелкнуть мышью на выбранной ячейке, и текстовый курсор появится непосредственно в ячейке. В этом случае допускаются только ввод символов и удаление их клавишей . Для фиксации данных можно либо воспользоваться одним из описанных выше трех способов, либо сместить курсорную рамку на другую ячейку любой из клавиш управления курсором. Для изменения уже введенных данных можно использовать те же способы: щелчок на строке формул или двойной щелчок на ячейке. Наконец, для ввода новых или для замены старых данных вы можете просто начать их набор в текущей ячейке. Ячейка очищается, появляется текстовый курсор и активизируется строка формул. Адреса ячеек и имена функций можно набирать на любом регистре — верхнем или нижнем. Каким шрифтом вводятся данные в ячейку Excel? Стандартный шрифт вы можете установить с помощью диалогового окна команды [Сервис-Параметры...], на вкладке Общие. Именно этот шрифт Excel всегда использует при воспроизведении набираемой информации в строке формул. Кроме того, фрагменты содержимого ячеек можно форматировать обычным способом с помощью вкладки [Формат-Ячейки.../Шрифт] или с помощью панели инструментов «Форматирование». Эксперименты со шрифтом вы можете провести самостоятельно.

Изменение ширины столбца и высоты строки

Ширина столбца измеряется в символах. Например, ширина 8,5 означает, что в ячейку данного столбца можно ввести в среднем 8,5 символов стандартного шрифта (для пропорционального шрифта точная оценка невозможна). Ширина столбца – от 0 до 255 символов. Высота строки измеряется в пунктах (от 0 до 409). Чаще всего вам придется изменять ширину столбца (например, чтобы разместить тексты или использовать длинные числа). Впрочем, длина вводимой информации может и превышать ширину столбца. Например, заголовок таблицы часто вводят в левую ячейку верхней строки, оставляя соседние ячейки этой строки пустыми.10 Для изменения размеров столбца (строки) в MS Excel предусмотрены два способа. 1. Чтобы изменить ширину столбца, установите указатель мыши на правую границу в заголовке столбца (указатель примет форму черного крестика, рис. 7) и переместите границу влево или вправо до нужных вам размеров. Чтобы изменить высоту строки, установите указатель мыши на нижнюю границу в заголовке строки (указатель примет форму черной двойной стрелки) и переместите границу вверх или вниз. В поле имен при перемещении границы высвечивается текущая ширина столбца (высота строки) в соответствующих единицах измерения (символах или пунктах). 2. Если вы хотите явно задать ширину столбца (в символах) или высоту строки (в пунктах), выделите хотя бы одну ячейку в столбце или строке, затем выберите команду [Формат-Столбец-Ширина...] или [Формат-Строка-Высота...] и укажите в соответствующем диалоговом окне необходимое значение ширины (высот Что можно записать в ячейку таблицы.

В любую ячейку электронной таблицы можно ввести:  число;  формулу;  текстовую (алфавитно-цифровую) информацию. Ввод по умолчанию. Как Excel отличает один вид информации от другого? Если вы явно не указали тип и формат вводимой информации (как показано ниже), Excel по умолчанию использует следующие соглашения. Число. Если набрана некая последовательность символов, в которую входят цифры, а также знаки «+», «—» (в начале последовательности) или «.» (как разделитель целой и дробной части), эта последовательность считается числом. Примеры чисел: 358 -145,2 +4890,859 По умолчанию после фиксации числа Excel сдвигает его к правой границе ячейки, при этом незначащие (хвостовые) нули в дробной части числа отбрасываются. Например, таким способом вы не сможете ввести число 25,10, – оно превратится в 25,1. Тем не менее, вы можете выровнять число по центру ячейки или сместить к левой границе ячейки с помощью кнопок выравнивания на панели форматирования. Большие и малые (по модулю) числа удобно записывать в экспоненциальной форме, т. е. в виде условного сочетания мантиссы и порядка. Например, число 4230000 можно представить как произведение 4,23х10 (4,23 – мантисса, 6 – порядок) и записать так: 4,23Е+06.11 Чтобы число в ячейке выглядело на экране именно так, как вы его ввели, количество вводимых знаков не должно превышать некоторую величину, зависящую от установленной вами (или по умолчанию) ширины столбца (обычно это 8—12 символов). Слишком большие или слишком малые числа Excel автоматически представит в экспоненциальной форме (например, вместо 42300000 в ячейке может появиться 4,23Е+07, т. е. 4,23х10 7 ). Точность представления числа (количество знаков после точки) можно регулировать с помощью кнопок панели инструментов «Форматирование». Формула. Если набранная вами последовательность символов начинается со знака "=" (равно), Excel считает, что вы набрали формулу. В формулу могут входить данные разного типа, однако мы будем считать ее обычным арифметическим выражением, в которое можно записать только числа, адреса ячеек и функции, соединенные между собой знаками арифметических операций. Например, если вы ввели в ячейку ВЗ формулу =A2+C3*F7, значением этой ячейки будет число, которое равно произведению чисел, записанных в СЗ и F7, сложенному с числом из ячейки А2. Ввод формул. Адрес ячейки можно включить в формулу одним щелчком мыши. Например, вместо того, чтобы «вручную» набирать =С6+С7+..., можно сделать следующее: ввести «=»; щелкнуть мышью на ячейке С6 (ее адрес появится в формуле); ввести «+»; щелкнуть на С7 и т. д. Ввод функций. Вместо того, чтобы набирать функции вручную, можно щелкнуть на кнопке со значком fx в панели инструментов «Стандартная» (рис. 4), – на экране появится диалоговое окно Мастера функций. С его помощью можно ввести и отредактировать любую функцию Если на вкладке Вид окна команды [Сервис-Параметры...] установлен флажок Формулы, в ячейке на экране будет отображаться формула; если этот флажок снят, вместо формулы вы будете видеть результат вычислений по данной формуле. Текст. Если набранная вами последовательность в представлении Excel не является ни числом, ни формулой, она считается текстом и не подвергается каким- либо преобразованиям. Например, последовательность –145,2 будет считаться числом, а –145.2 или vl45.2 — текстом. Последовательность =А1+А3 — это формула, а А1+А3 — текст. Если вводимый в ячейку текст превысит по длине видимую ширину столбца, возможны два случая: 1) следующие ячейки в строке пусты, — тогда визуально текст накроет эти ячейки; 2) в следующих ячейках есть данные, — тогда правая часть текста скроется за этими ячейками. При необходимости вы можете расположить текст в ячейке в несколько строк.

Внесение изменений в ячейки

Если вы неправильно набрали формулу или любую другую информацию, исправить ее можно в Строке формул. Для этого выполните следующие действия: 1. Предварительно выделите ячейку. 2. Подведите указатель мыши к Строке формул. 3. Добейтесь, чтобы указатель мыши принял форму вертикальной палочки – I. 4. Подведите этот указатель к нужному месту исправления и сделайте щелчок левой кнопкой мыши (указатель примет форму мерцающего курсора). 5. Внесите необходимые исправления. 6. Зафиксируйте внесенные изменения (например, нажав клавишу .

Задание формата ввода.

Рассмотренные выше соглашения о вводе далеко не всегда устраивают пользователя. Например, вводя 25.10, вы могли иметь в виду дату (25 октября) или какой-то пункт в договоре (иными словами — текст). Excel дает вам возможность принудительно установить новые правила ввода для одной или нескольких ячеек. Выделите нужные ячейки и выберите команду [Формат-Ячейки...]. На вкладке Число имеется список Числовые форматы, причем первый элемент этого списка Общий и обозначает ввод по соглашению, рассмотренный выше. Если выделить другой элемент списка и нажать ОК, для выделенных ячеек устанавливаются новые правила, которые вы можете изучить на опыте. Например, если выбрать Текстовый, все вводимое вами будет считаться текстом (даже формулы); если выбрать Дата, все вводимое вами будет представлено в одном из форматов даты (25 окт или 25.10.98 и т. п.). При этом контроль за вводимой информацией ужесточается. Например, если длина вводимого числа слишком велика, Excel отобразит его как цепочку символов «#» (##...#)

Порядок ввода формул.

Все формулы начинаются со знака равенства! Для того, чтобы ввести формулу необходимо выделить ячейку, в которую хотите поместить формулу, набрать знак равенства и затем набрать саму формулу со ссылками на соответствующий ячейки таблицы (не забудьте, что заголовки столбцов определяются латинскими буквами и русские А, С, В, хоть и похожи на такие же буквы латинского алфавита, но не являются равноценной заменой). Выделите ячейку С3 и наберите в ней формулу =А3+В3 (не забудьте перейти на латиницу). Можно и не набирать с клавиатуры адрес той ячейки, на которую делается ссылка. Набрав знак равенства в ячейке С3

Порядок выполнения расчетных операций.

Для управления вычислениями вам нужно знать знаки арифметических операций и порядок их выполнения, используемой в электронной таблице Excel. Знаками арифметических операций в Excel служат: + (сложение); - (вычитание); * (умножение); / (деление); ^ (возведение в степень). При вычислении значения арифметического выражения операции выполняются слева направо с соблюдением трех уровней приоритета: сначала выполняется возведение в степень, затем умножение и деление, затем сложение и вычитание. Последовательность выполнения операций можно изменить с помощью круглых скобок. При наличии скобок, сначала вычисляются значения выражений, записанных внутри скобок низшего уровня (в самых внутренних скобках)

Копирование формул

В электронной таблице можно вставлять формулы отдельно в каждую ячейку. Однако на практике это не всегда удобно. Excel позволяет скопировать готовую формулу в смежные ячейки; при этом адреса ячеек будут изменены автоматически. Нужно выделить ячейку, в которую введена правильная формула (например, выделите ячейку С3, в которую вы ввели формулу: =А3+В3). Далее необходимо установить указатель мыши на черный квадратик в правом нижнем углу курсорной рамки (указатель примет форму черного крестика). Нужно нажать левую кнопку и смещать указатель вниз по вертикали, — так, чтобы смежные ячейки С4, С5, С6 были выделены пунктирной рамкой. После этого кнопку мыши отпустить. Excel скопирует формулу = А3+В3 в ячейки С4, С5, С6, причем номера строк будут автоматически изменены на 4, 5, 6. Например, в ячейке С6 получится формула =А6+В6.  Копировать формулу, записанную в выделенной ячейке, можно только по горизонтали или вертикали. При этом: – при копировании влево (вправо) по горизонтали смещение на одну ячейку уменьшает (увеличивает) каждый номер столбца в формуле на единицу. – при копировании вверх (вниз) по вертикали смещение на одну ячейку уменьшает (увеличивает) каждый номер строки в формуле на единицу.

Вычисления с использованием абсолютных адресов

В предыдущих упражнениях вы познакомились с выполнением расчетных операций, в которых используются относительные адреса ячеек. При некоторых операциях копирования, удаления, вставки Excel автоматически изменяет этот адрес в формулах. Иногда это служит источником ошибок. Чтобы отменить автоматическое изменение адреса данной ячейки, вы можете назначить ей абсолютный адрес. Для этого необходимо проставить перед номером столбца и (или) перед номером строки знак доллара «$». Например, в адресе $А3 не будет меняться номер столбца, в адресе В$5 — номер строки, а в адресе $D$10 — ни тот, ни другой номер. Эти операции применяются при пересчете цен товаров из одних денежных единиц в другие (в соответствии с курсом обмена валют), раскладке порций при приготовлении блюд, пересчете различных величин в зависимости от нормативного показателя и т.д.

Использование функций.

В общем случае функция – это переменная величина, значение которой зависит от значений других величин (аргументов). Функция имеет имя (например, КОРЕНЬ) и, как правило, аргументы, которые записываются в круглых скобках следом за именем функции. Скобки – обязательная принадлежность функции, даже если у нее нет аргументов. Если аргументов несколько, один аргумент отделяется от другого запятой. В качестве аргументов функции могут использоваться числа, адреса ячеек, диапазоны ячеек, арифметические выражения и функции. Смысл и порядок следования аргументов однозначно определен описанием функции, составленным ее автором. Например, если в ячейке G6 записана формула с  функцией возведения в степень =СТЕПЕНЬ(А4,2), значением этой ячейки будет значение А4, возведенное в степень 2. Работая с функциями, помните: 1) функция, записанная в формуле, как правило, возвращает уникальное значение: арифметическое, символьное или логическое; 2) существуют функции, которые не возвращают значение, а выполняют некоторые операции (например, объединяют текстовые строки); 3) существуют функции без аргументов (например, функция ПИ() возвращает число к = 3,14...). В электронной таблице разделителем целой и дробной части числа служит запятая, а разделителем аргументов в функциях — точка с запятой. В программе Excel можно использовать свыше 400 функций, которые разделены на категории (тематические группы): математические, финансовые, статистические, текстовые, логические, даты и времени. Некоторые из этих функций перечислены в следующем пункте. Для упрощения ввода функций в Excel предусмотрен специальный Мастер функций, который можно вызвать либо нажатием кнопки на панели инструментов «Стандартная», либо командой [Вставка-Функция...]. Не забудьте предварительно выделить ячейку. Мастер функций имеет два окна — два шага. В левом списке первого окна Мастера функций (рис. 10) вы можете выбрать категорию функций (например, Математические). В правом списке высвечиваются имена всех функций, входящих в данную категорию

Логические операции

При решении некоторых задач значение ячейки необходимо вычислять одним из нескольких способов, в зависимости от выполнения или невыполнения одного или нескольких условий. Например, рассмотрим пример с продажей товаров в бакалейной палатке. Торговая точка может продавать товар и килограммами, и тоннами, и штуками, а цена может задаваться и в руб./кг, и в руб./шт, и в других единицах. Рассмотрим эту ситуацию. Предположим сначала, что количество товара в таблице задается либо в килограммах, либо в тоннах, а цена — в рублях за 1 кг. Для правильного расчета стоимости в этом случае необходимо установить, в каких единицах задано количество продукта и, в зависимости от результата, использовать ту или иную формулу. Для решения таких задач применяют условную функцию ЕСЛИ. Эта функция имеет формат: ЕСЛИ( Логическое выражение>, , ) Первый аргумент функции ЕСЛИ – логическое выражение (в частном случае, условное выражение), которое принимает одно из двух значений: «Истина» или «Ложь» (1 или 0). В первом случае ЕСЛИ возвращает значение , а во втором — значение . В качестве или можно записать не только арифметическое. Диалоговые окна выдаются и при некоторых других ошибках ввода, например: «Ошибка в формуле», «Слишком длинный текст» и т. д. Много ошибок пользователи допускают при наборе функций. Помните, что каждая функция имеет строгий синтаксис, строго определенные тип и порядок аргументов и т. п. Внимательно следите за синтаксисом: имя функции, скобки, адреса ячеек, запятые и т. п.

Оперирование данными.

В предыдущих упражнениях вы работали с небольшими таблицами. Однако на практике приходится иметь дело с таблицами, в которых размещается огромный объем информации. Поэтому важно уметь выбирать из всей имеющейся информации данные, удовлетворяющие выбранным критериям, сортировать информацию по определенным признакам и т.д.

Выборка (фильтрация) данных

Для выборки необходимых данных в Excel применяется фильтрация. Для фильтрации (выборки) данных необходимо выполнить следующие действия: 1. Выделите ячейку в фильтруемой таблице. 2. Выберите в меню Данные команду Фильтр, а затем команду Автофильтр. Рядом с каждой меткой столбца появятся раскрывающиеся списки (со стрелкой). 3. Щелкните по стрелке в том столбце, по которому нужно фильтровать данные. Раскроется список Автофильтра. 4. Выделите элемент, соответствующий строкам, которые нужно вывести на экран. 5. Повторите шаги с 3 по 4, чтобы отфильтровать список по другим столбцам. Для фильтрации по сложному условию щелкните по стрелке в том столбце, по которому нужно фильтровать данные. Раскроется список Автофильтра, и в нем выберите элемент Условие. Появится диалоговое окно Пользовательский автофильтр. В нем введите нужное условие (возможно сочетание нескольких условий с использованием И, ИЛИ) и нажмите кнопку ОК. Чтобы отменить фильтрацию по столбцу, щелкните по стрелке в столбце, затем выберите строку Все из раскрывающегося списка. Чтобы вывести на экран все строки отфильтрованного списка в меню Данные выберите команду Фильтр, затем команду Отобразить все. Чтобы убрать стрелки команды  Автофильтр из списка в меню Данные выберите команду Фильтр, затем щелкните  

Сортировка данных.

Для сортировки данных в одном столбце выполните следующие действия: 1. Выделите ячейку в сортируемом списке. 2. Щелкните на панели "Стандартная" на кнопку для сортировки данных по возрастанию, на кнопку для сортировки данных по убыванию. Для выполнения сортировки по нескольким столбцам (или строкам) в меню Данные выберите команду Сортировка. Откроется диалоговое окно Сортировка диапазона, в котором вы можете указать несколько столбцов (строк) и условия сортировки (по возрастанию или убыванию).

Оформление таблиц.

С помощью разнообразных средств Excel можно по своему вкусу оформить таблицу, – так, чтобы при распечатке она выглядела красиво. Со многими из этих средств вы уже познакомились при изучении процессора MS Word.

Размеры ячеек

Вы можете отрегулировать ширину избранных столбцов и высоту избранных строк (см. тему 1). Это позволит вам по своему усмотрению разместить в ячейках (или поверх ячеек) длинные тексты, рисунки, рисованные объекты, диаграммы, числа с большим числом знаков и т. П

Форматирование текста

Как уже говорилось (см. тему 1), вся информация, вводимая в таблицу, воспроизводится либо стандартным шрифтом, установленным на вкладке Общие диалогового окна [Сервис-Параметры...], либо текущим шрифтом, установленным с помощью команды [Формат-Стиль...]. Однако вам предоставляется возможность изменить шрифт, размер шрифта и начертание текста (или чисел) в любом участке таблицы (от части ячейки до всей таблицы) с помощью вкладки [Формат–Ячейки – /Шрифт] или кнопок панели «Форматирование», — точно так же, как вы это делали с участками текста в процессоре MS Word

Выравнивание текста

Расположение текста в группе выделенных ячеек можно изменить с помощью таких же кнопок выравнивания (влево, вправо, по центру), как и в процессоре Word (см. тему 1). Если вы хотите выровнять текст, набранный в какой-то ячейке, по центру выделенной группы столбцов, нажмите на панели «Форматирование» кнопку . Очень часто возникает необходимость по особенному расположить текст в ячейке (например, развернуть надпись по вертикали). Для этого выполните следующие действия:

Выделите эту ячейку (или группу ячеек) и сделайте щелчок правой кнопкой мыши. 2. В появившемся меню выберите элемент Формат ячеек. 3. В диалоговом окне Формат ячеек окне щелкните на вкладке Выравнивание. С помощью этой вкладки (рис. 12) можно как угодно расположить текст   в  пределах ячейки.

С помощью окон группы Выравнивание текст можно выровнять по горизонтали и вертикали различными способами (по центру, по значению, по краям и т.д.). С помощью окон группы Отображение текст можно переносить по словам, осуществлять автоподбор ширины и объединение ячеек. Если установить флажок Переносить по словам, текст будет автоматически «сворачиваться», а именно: если очередное вводимое слово не уместится в ячейке, оно будет перенесено на следующую строку (в той же ячейке). С помощью окон группы Ориентация направление текста можно изменять под различными углами. Для этого вам достаточно ввести нужный показатель в градусах (например, для вертикального текста – 90 0 ). После всех изменений, произведенных с помощью вкладки Выравнивание необходимо нажать кнопку ОК.


Тема: Построение Диаграмм и графиков с помощью Excel.

Диаграммы используются для представления рядов числовых данных в графическом виде. Они призваны облегчить восприятие больших объемов данных и взаимосвязей между различными рядами данных.

Чтобы создать диаграмму в приложении Excel, сначала введите данные, которые будут использоваться для ее построения, на листе. Затем постройте любую диаграмму, которую можно выбрать на ленте Office Fluent (на вкладке Вставка в группе элементов Диаграммы).

Диаграмма состоит из множества элементов. Некоторые из них отображаются по умолчанию, а другие можно добавлять при необходимости. Отображение элементов диаграммы можно изменить путем их перемещения в другое место диаграммы, изменения их размера или формата. Кроме того, ненужные элементы можно удалить.

Область диаграммы.

2  Область построения диаграммы.

3  Элементы данных в рядах данных, которые используются для построения диаграммы.

4  Горизонтальная (ось категорий) и вертикальная (ось значений) оси, по которым выполняется построение диаграммы.

5  Легенда  диаграммы.

6  Диаграмма и названия осей, которые можно использовать на диаграмме.

7  Метки данных, которые можно использовать для подписи точек данных в рядах данных.

Изменение стандартной диаграммы в соответствии с требованиями

После создания диаграммы можно изменить любой из ее элементов. Например, можно изменить отображение осей, добавить название диаграммы, переместить либо скрыть легенду или отобразить дополнительные элементы диаграммы.

Чтобы изменить диаграмму, выполните указанные ниже действия.

Изменение отображения осей диаграммы    Можно указать масштаб осей и задать интервал между отображаемыми значениями или категориями. Чтобы сделать диаграмму удобной для просмотра, также можно добавить на оси деления и указать интервал между ними.

Добавление названий и меток данных    Чтобы сделать диаграмму более понятной, можно добавить названия диаграммы и осей, а также метки данных.

Добавление легенды или таблицы с данными     Легенду можно отобразить или скрыть, а также изменить ее расположение либо внести в нее изменения. На некоторых диаграммах также можно вывести таблицу данных, в которой содержатся ключи легенды и значения, представленные на диаграмме. Специальные возможности для разных типов диаграмм   В диаграммах некоторых типов можно использовать специальные линии (например, коридор колебания и линии тренда), полосы (например, полосы повышения и понижения, планки погрешностей), маркеры данных и другие параметры, доступные на диаграммах различных типов. Применение готовых макета и стиля для придания диаграмме профессионального вида. В место добавления либо изменения элементов диаграммы или ее форматирования вручную можно быстро применить готовые макет и стиль диаграммы. В приложении Excel содержится множество полезных макетов и стилей, однако при необходимости их можно настроить вручную, изменив макет и форматирование отдельных элементов диаграммы, например области диаграммы, области построения диаграммы, рядов данных или легенды.

После применения готового макета определенные наборы элементов диаграммы (например, названия, легенда, таблицы данных или метки данных) будут упорядочены на диаграмме особым образом. Для каждого типа диаграммы можно выбрать различные макеты.

После применения готового стиля диаграмма будет отформатирована в соответствии с используемой темой документа, поэтому она не будет отличаться от цветов темы (набора цветов), шрифтов темы (набора шрифтов названий и основного текста) и эффектов темы (набора линий и эффектов заливки), которые используются в организации или самостоятельно заданы пользователем.

Создать собственные макеты или стили невозможно, однако можно создать шаблоны диаграмм и выбрать в них собственный макет или стиль.

Добавление привлекательных элементов форматирования на диаграммы

Чтобы придать диаграмме индивидуальность и привлекательность, помимо применения готового стиля диаграммы можно применить форматирование к отдельным ее элементам, например маркерам данных, области диаграммы, области построения диаграммы, а также к числам и тексту в названиях и метках. Кроме того, можно применить определенные стили фигур и стили WordArt, а также вручную отформатировать фигуры и текст элементов диаграммы.

Чтобы добавить форматирование, выполните указанные ниже действия.

Заливка элементов диаграммы. Чтобы выделить определенные элементы диаграммы, используйте цвета, текстуры, изображения и градиентные заливки.

Изменение контуров элементов диаграммы. Чтобы заострить внимание на определенных элементах диаграммы, используйте цвета, а также линии различных типов и толщины.

Добавление особых эффектов к элементам диаграммы. Чтобы придать диаграмме законченный вид, примените к ее элементам особые эффекты, например тень, отражение, свечение, сглаживание, багетную рамку или вращение объемной фигуры.

Форматирование текста и цифр    Формат текста и цифр в названиях, метках и текстовых полях диаграммы можно изменять подобно тому, как это делается на листе электронной таблицы. Чтобы выделить текст и цифры, можно применить стили WordArt.

Повторное использование диаграмм путем создания соответствующих шаблонов

Если диаграмму, которая была настроена в соответствии с индивидуальными требованиями, необходимо использовать повторно, ее можно сохранить в качестве шаблона (с расширением CRTX) в папке шаблонов диаграмм. При создании новой диаграммы можно применить этот шаблон диаграммы подобно тому, как это происходит с другими готовыми шаблонами. Фактически шаблоны диаграмм представляют собой пользовательские типы диаграмм. Их также можно использовать для изменения типа существующей диаграммы. Если определенный шаблон диаграммы используется довольно часто, его можно сохранить в качестве типа диаграммы, используемого по умолчанию.

Действие 1. Создание стандартной диаграммы

Для построения большинства диаграмм, таких как гистограммы и линейчатые диаграммы, можно использовать данные, упорядоченные по строкам или столбцам на листе Excel. Однако некоторые типы диаграмм (например, круговые и пузырьковые диаграммы) требуют специфического упорядочения данных.

Упорядочьте данные на листе, которые будут использоваться для построения диаграммы.

В группе Диаграммы на вкладке Вставка выполните одно из следующих действий.

Выберите тип диаграммы и затем подтип диаграммы, который необходимо использовать.

Чтобы ознакомиться с доступными типами диаграмм, выберите тип диаграммы, а затем — пункт 

Все типы диаграмм для открытия диалогового окна Вставка диаграммы. Для просмотра имеющихся типов и подтипов диаграмм используйте средства прокрутки, а затем выберите наиболее подходящий тип.

Чтобы быстро создать диаграмму на основе типа диаграммы по умолчанию выберите данные, которые следует использовать для ее построения, и нажмите клавиши ALT+F1 или F11. При нажатии клавиш ALT+F1 диаграмма будет отображена как внедренная диаграмма; при нажатии клавиши F11 — на отдельном листе диаграммы.

При создании диаграммы приложение Excel определяет ориентацию рядов данных на основе количества строк и столбцов на листе, которые используются для построения диаграммы. После создания диаграммы можно изменить способ организации строк и столбцов листа на диаграмме путем транспонирования строк в столбцы и наоборот. Дополнительные сведения см. в статье Построение рядов данных из строк и столбцов листа.

После создания диаграммы ее тип можно без труда изменить, чтобы придать ей другой вид, или выбрать другой тип диаграммы для любого отдельного ряда данных, после чего диаграмма станет смешанной. Дополнительные сведения см. в статье Изменение типа существующей диаграммы.

Если диаграмма больше не требуется, ее можно удалить. Щелкните диаграмму, чтобы выбрать ее, и нажмите клавишу DELETE.


Описание практической работы.

Для начала открываем программу Excel и вводим данные.

После того как открыли программу мы вводим данные в таблицу.

Ввели данные теперь выделяем таблицу и создаем диаграмму.

Вызываем команду Вставка Диаграмма или нажмем на панель инструментов Гистограмма.

Выбираем Стиль диаграммы – « Объемная »

Выбрали гистограмму с накоплением и нажимаем на нее.

У нас получилась вот такая гистограмма.

Построение графика.

Для  построение  графика в Excel  нужно открыть программу и ввести данные в Excel.

Вводим данные:

После ввода  данных мы выделяем таблицу и создаем график в Excel.

Вызываем Мастер Диаграмм « Вставка График»

Выбираем  График « Объемный »


Вывод на бумажный носитель.

В Word документ сохраняем и нажимаем Файл/Печать

Выбираем число копий которые мы хотим печатать.

Если мы хотим распечатать не весь документ а отдельные листы , то выбираем команду Настройка/Печать , и там выбираем то что нам нужно.

Нажимаем команду печать и идет распечатка всего документа или отдельных выбранных листов.


Организация рабочего места

Одним из важнейших элементов организации труда на предприятии (организации) является совершенствование планирования, организации и обслуживания рабочих мест с целью создания на каждом из них необходимых условий для высокопроизводительного и высококачественного труда при возможно меньших физических усилиях и минимальном нервном напряжении. Рабочее место – это первичное звено производственной структуры предприятия, оно является объектом организации труда по всем ее вышеназванным направлениям. Приведенная ниже схема иллюстрирует аспекты анализа понятия «рабочее место». Рабочее место – это зона приложения труда, определенная на основании трудовых и других действующих норм и оснащенная необходимыми средствами, предназначенными для трудовой деятельности одного или нескольких исполнителей. Рабочее место как место занятости человека предопределяет условия труда (нормальные, тяжелые), режимы труда и отдыха, характер труда работника (разнообразный, монотонный и др., рис. 1).

Рис. 1. Аспекты понятия «рабочее место»

В организационно-техническом и эргономическом аспектах рабочее место – это часть производственного пространства цеха или отдела, оснащенная средствами труда (оборудованием, инструментами, приспособлениями) для выполнения относительно обособленной части производственного процесса одним или группой сотрудников. Такое определение предполагает рационализацию выбора и размещения технических средств, обеспечивающих безопасную и эффективную деятельность людей в соответствующей части подразделения предприятия.

В аспекте обеспечения занятости рабочее место – это сфера деятельности одного работника или совокупность функций, которые он должен выполнять. Этот аспект ориентирован на обеспечение предприятия персоналом, а населения – работой.

Рабочее место – часть производственного пространства со всем расположенным на нем основным и вспомогательным технологическим оборудованием, оснасткой, инвентарем, инструментом, рабочей мебелью и специальными приспособлениями, необходимыми для производства определенного вида работ. Внутри рабочего места выделяется рабочая зона – часть трехмерного пространства, в пределах которого осуществляются все основные трудовые действия работника. Она является наиболее активной частью рабочего места и к ее организации предъявляются особые требования: соответствие антропометрическим и биомеханическим параметрам человека, обеспечение физиологически рациональной рабочей позы, досягаемости органов тела до предметов труда, инструмента или органов управления машинами и механизмами, а также гарантия безопасности трудовых действий и безвредности условий труда. Требования к организации рабочего места и рабочей зоны разрабатываются специальной отраслью науки – эргономикой, задача которой – изучить функциональные возможности человека в трудовых процессах и разработать рекомендации по созданию оптимальных условий труда, обеспечивающих соответствие конструкций оборудования, технологии и условий труда психофизиологическим особенностям организма человека.

Все рабочие места классифицируются по ряду признаков.

По степени механизации они делятся на пять групп: ручные, машинно-ручные, механизированные, автоматизированные и аппаратурные.

При ручной работе на рабочих местах все трудовые процессы осуществляются вручную, с применением ручного инструмента, основным источником энергии для преобразования предметов труда служит физическая сила человека.

К машинно-ручным рабочим местам относится обработка (преобразование) предметов труда механизмами и за счет внешней энергии (электрической, тепловой, кинетической), но при непосредственном участии работника. Примерами могут служить работы на металлорежущих или деревообрабатывающих станках с ручной подачей, бурение ручными пневматическими перфораторами, обработка почвы ручными механизированными культиваторами, шитье на бытовой швейной машинке и т.п.

Механизированные рабочие места отличаются от ручных и машинно-ручных тем, что основные технологические процессы полностью осуществляются машинами и механизмами, а за работником сохраняется только функция управления машинами, т.е. энергия человека затрачивается на управление, а не на непосредственное преобразование предмета труда. К механизированным относятся рабочие места станочников на полуавтоматах, водителей автотранспорта, машинистов экскаваторов или бульдозеров, буровых мастеров механического бурения скважин и многие другие профессии и виды работ, где работает машина, но не автоматически, а при постоянном управлении человеком.

На автоматизированных рабочих местах весь технологический процесс осуществляется станком, машиной или агрегатом автоматического действия без участия работника, за которым сохраняется функция пуска и остановки автомата, контроля за его работой и при необходимости наладки и подналадки. У работника высвобождается значительная часть оперативного времени, которое направляется на многостаночное обслуживание и значительное повышение производительности труда.

Аппаратурные рабочие места оснащены различными аппаратами, воздействуют ими на предмет труда за счет тепловой, электрической, химической или биологической энергии. Как и в автоматизированных процессах, работник лишь наблюдает и контролирует ход аппаратурных процессов и при необходимости регулирует их.

По признаку специализации все рабочие места делятся на специализированные и универсальные. На специализированных рабочих местах, оснащенных оборудованием специального назначения, могут выполняться одни и те же или близкие по содержанию операции и виды работ (рабочие места штамповщика, термиста, бурильщика, оператора счетной машины и т.п.). На универсальных рабочих местах осуществляются разнородные работы, такие рабочие места оснащены, как правило, универсальным оборудованием или целым рядом станков и механизмов, позволяющих в условиях мелкосерийного и единичного производства быстро переходить от одного вида работ к другому (например, в условиях ремонтно-механических мастерских, комбинатов бытового обслуживания населения и т.п.).

По признаку разделения труда выделяют два типа рабочих мест – индивидуальные, где постоянно занят один работник-исполнитель, и коллективные, где трудовые процессы осуществляются группами работников, например, в условиях бригадной организации труда, при обслуживании крупных машинных агрегатов и аппаратурных систем и т.п. Здесь важное значение имеют подбор кадров, четкое распределение трудовых функций между исполнителями и объективная оценка трудового вклада каждого работника в коллективный труд.

В зависимости от числа обслуживаемого оборудования рабочие места могут быть одностаточными и многостаточными. При многостаночном обслуживании двух и более рабочих мест с полуавтоматическим или автоматическим оборудованием необходимо правильно определить возможное число одновременно обслуживаемых машин и механизмов, чтобы предотвратить возможность их простоев и полностью загрузить производительным трудом рабочих-исполнителей.

Наконец, рабочие места могут классифицироваться по признаку их стабильности: они подразделяются настационарные, расположенные и оборудованные на одном месте (например, рабочие места станочников, сборщиков, аппаратчиков); и на передвижные, постоянно перемещающиеся в пространстве (рабочие места строителей, горнорабочих, дежурного или ремонтного персонала).

Организация рабочего места – это система мероприятий по его планированию, оснащению средствами и предметами труда, размещению их в определенном порядке, обслуживанию рабочего места и его аттестации.

Но как бы ни были разнообразны рабочие места, на какие бы классы и группы они ни подразделялись, существуют общие, обязательные требования для организации рабочих мест, которые очень важны и заслуживают отдельного рассмотрения.

Под оснащением рабочего места понимается совокупность находящихся на нем средств труда: основного технологического и вспомогательного оборудования, технологической и организационной оснастки, средств связи и сигнализации и средств по охране труда и технике безопасности.

Исключительную роль в организации труда играет организация обслуживания рабочих мест, ибо практика показывает, что примерно две трети всех внутрисменных потерь рабочего времени связаны с недостатками в обслуживании рабочих мест. Обслуживание рабочих мест осуществляется по следующим функциям: подготовительной, производственной, инструментальной, наладочной, энергетической, контрольной и др. Все эти функции должны выполняться бесперебойно и в определенных организационных формах. В числе последних выделяют стандартное, планово-предупредительное, дежурное обслуживание рабочих мест.

Под планировкой рабочего места понимается целесообразное размещение в трехмерном пространстве всех функционально увязанных между собой средств производства, предметов труда и самого работника. При этом расположение средств и предметов труда должно удовлетворять двум основным требованиям: не создавать скученности и тесноты на рабочем месте, с одной стороны, и не вызывать излишних движений, хождений и перемещений предметов труда, оснастки и готовых изделий – с другой. Нарушение принципов размещения средств и предметов труда приводит, как правило, к непроизводительным затратам рабочего времени и энергии работника, к преждевременному утомлению и снижению производительности труда.

Рабочее место обычно включает рабочую, оперативную и вспомогательную зоны. В основной зоне, обычно ограниченной пределами досягаемости рук человека в горизонтальной и вертикальной плоскостях, размещаются орудия труда, постоянно используемые в работе, остальная площадь – вспомогательная зона, где располагаются предметы, применяемые значительно реже.

Для обеспечения рациональной планировки рабочего места должны соблюдаться следующие принципы:

- рабочее пространство должно быть минимальным, но достаточным для свободного осуществления всех трудовых действий с учетом антропометрических показателей при различных рабочих позах;

- размещение оборудования осуществляется в основной рабочей зоне, органы управления им – в пределах зон досягаемости работника;

- обеспечение удобной рабочей позы для работника, исключающей лишние движения, повороты, наклоны и затраты энергии, которые вызывают дополнительное утомление. При небольших физических нагрузках (до 5 кг) рекомендуется рабочая поза «сидя»; при нагрузках от 5 до 10 кг – переменная «сидя» и «стоя», а свыше 10 кг – «стоя». Во многом рабочая поза зависит от характера выполняемых трудовых функций (для слесаря – сборщика точных приборов рекомендуется поза «сидя», для станочников, занятых обслуживанием средних и крупных станков, – поза «стоя», для многостаночников – сочетание позы «стоя» с постоянными перемещениями по зоне обслуживания и т.д.). Но во всех случаях рабочая поза должна обеспечивать удобство положения туловища, головы и конечностей; хороший обзор рабочей зоны; свободу манипуляций с предметами труда, инструментом и органами управления механизмами и приборами;

- необходимо изучение технологической взаимосвязи каждого рабочего места со смежными, способов и расстояний перемещений предметов труда, особенностей средств труда и содержания трудовых действий работников. После этого для каждого конкретного рабочего места определяются его площадь, размещение оборудования и вспомогательных приспособлений, положение работника и проектируются условия труда: освещение, средства для удаления вредных производственных воздействий и обеспечение полной безопасности работающих, а также средства связи;

- важное значение имеет рабочая высота (т.е. высота рабочей поверхности) ивысота сиденья (при сидячей позе) или высота подставок под ноги (при рабочей позе «стоя»). Рабочая высота и высота сиденья должны быть регулируемыми, что обеспечивало бы удобства для рабочих разного роста;

- необходимо так спланировать рабочее место, рабочую позу и производственную мебель, чтобы постоянно соблюдать физиологически приемлемое расстояние между глазами работника и предметом труда: при особо точных работах – до 25 см, при точных – 25-35 см; по группе работ, не имеющих высоких требований к зрительному восприятию, 35-50 см, и для работ, при выполнении которых зрительный фокус имеет подчиненное значение, – свыше 50 см.

Важным элементом организации труда является рациональная организация использования рабочего времени, что имеет большое значение для повышения эффективности производства.

Огромную роль в улучшении организации труда играет установление наиболее целесообразных режимов труда и отдыха. Различают сменный, суточный, недельный и месячный режимы труда и отдыха. Режим труда и отдыха формируют с учетом работоспособности человека, которая изменяется в течение суток, что находит отражение прежде всего в сменном и суточном режимах.

Режимы труда и отдыха регулируются ст. 91-105 раздела IV и ст. 106-128 раздела V ТК РФ. Указанными статьями предусматривается общая (нормальная) продолжительность рабочего времени 40 час. в неделю, порядок сокращения рабочего времени подросткам и другим категориям работников, сокращение продолжительности работы накануне праздничных и выходных дней, количество выходных дней в неделю, работа в сверхурочное время, при сокращенной рабочей неделе (неполное рабочее время), продолжительность перерывов для отдыха и питания (не более двух часов). Ст. 112 установлены общие праздничные дни, а ст. ст. 114-128 регулируют порядок предоставления очередных и дополнительных отпусков.

Сменный режим труда и отдыха – режим, при котором определены продолжительность смены, время ее начала и окончания, продолжительность обеденного перерыва, время его начала и окончания, продолжительность и частота общих регламентированных перерывов в работе.

Суточный режим труда и отдыха – режим, включающий число смен (циклов) в сутки; число смен должно быть кратным 24: можно работать в одну, две, три, четыре и шесть смен.

Недельный режим труда и отдыха – режим, предусматривающий различные графики работы, число выходных дней в неделю, работу в выходные и праздничные дни; графики работы предусматривают порядок чередования смен.

Месячный режим труда и отдыха – режим, определяющий число рабочих и нерабочих дней в данном месяце, число работников, уходящих в отпуск, и продолжительность основного и дополнительного отпусков.


Инструкция по технике безопасности при работе на компьютере.

Общие требования безопасности.

Настоящая инструкция распространяется на персонал, эсплуатирующий средства вычислительной техники и периферийное оборудование. Инструкция содержит общие указания по безопасному применению электрооборудования в учреждении. Требования настоящей инструкции являются обязательными, отступления от нее не допускаются. К самостоятельной эксплуатации электроаппаратуры допускается только специально обученный персонал не моложе 18 лет, пригодный по состоянию здоровья и квалификации к выполнению указанных работ.

Требования безопасности перед началом работы

Перед началом работы следует убедиться в исправности электропроводки, выключателей, штепсельных розеток, при помощи которых оборудование включается в сеть, наличии заземления компьютера, его работоспособности,

Требования безопасности во время работы

Для снижения или предотвращения влияния опасных и вредных факторов необходимо соблюдать ?  Cанитарные правила и нормы. гигиенические требования к видеодисплейным терминалам, персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы.

Во избежание повреждения изоляции проводов и возникновения коротких замыканий не разрешается: вешать что-либо на провода, закрашивать и белить шнуры и провода, закладывать провода и шнуры за газовые и водопроводные трубы, за батареи отопительной системы, выдергивать штепсельную вилку из розетки за шнур, усилие должно быть приложено к корпусу вилки.

Для исключения поражения электрическим током запрещается: часто включать и выключать компьютер без необходимости, прикасаться к экрану и к тыльной стороне блоков компьютера, работать на средствах вычислительной техники и периферийном оборудовании мокрыми руками, работать на средствах вычислительной техники и периферийном оборудовании, имеющих нарушения целостности корпуса, нарушения изоляции проводов, неисправную индикацию включения питания, с признаками электрического напряжения на корпусе, класть на средства вычислительной техники и периферийном оборудовании посторонние предметы.

Запрещается под напряжением очищать от пыли и загрязнения электрооборудование.

Запрещается проверять работоспособность электрооборудования в неприспособленных для эксплуатации помещениях с токопроводящими полами, сырых, не позволяющих заземлить доступные металлические части.

Недопустимо под напряжением проводить ремонт средств вычислительной техники и перифейного оборудования. Ремонт электроаппаратуры производится только специалистами-техниками с соблюдением необходимых технических требований.

Во избежание поражения электрическим током, при пользовании электроприборами нельзя касаться одновременно каких-либо трубопроводов, батарей отопления, металлических конструкций , соединенных с землей.

При пользовании элетроэнергией в сырых помещениях соблюдать особую осторожность.

Требования безопасности по окончании работы

После окончания работы необходимо обесточить все средства вычислительной техники и периферийное оборудование. В случае непрерывного производственного процесса необходимо оставить включенными только необходимое оборудование.

Инструкция по технике безопасности при работе на компьютере

Введение

Настоящая инструкция предназначена для предотвращения неблагоприятного воздействия на человека вредных факторов, сопровождающих работы со средствами вычислительной техники и периферийным оборудованием.

Настоящая инструкция подлежит обязательному и безусловному выполнению. За нарушение инструкции виновные несут ответственность в административном и судебном порядке в зависимости от характера последствий нарушения.

Соблюдение правил безопасной работы является необходимым условием предупреждения произвоственного травматизма.

 Общие положения

Область распространения и порядок применения инструкции:

Настоящая инструкция распространяется на персонал, эсплуатирующий средства вычислительной техники и периферийное оборудование. Инструкция содержит общие указания по безопасному применению электрооборудования в учреждении. Требования настоящей инструкции являются обязательными, отступления от нее не допускаются.

Требования к персоналу, эксплуатирующему средства вычислительной техники и периферийное оборудование:

К самостоятельной эксплуатации электроаппаратуры допускается только специально обученный персонал не моложе 18 лет, пригодный по состоянию здоровья и квалификации к выполнению указанных работ.

Перед допуском к работе персонал должен пройти вводный и первичный инструктаж по технике безопасности с показом безопасных и рациональных примемов работы. Затем не реже одного раза в 6 мес проводится повторный инструктаж, возможно, с группой сотрудников одинаковой профессии в составе не более 20 человек. Внеплановый инструктаж проводится при изменении правил по охране труда, при обнаружении нарушений персоналом инструкции по технике безопасности, изменении характера работы персонала.

В помещениях, в которых постояннно эксплуатируется электрооборудование должны быть вывешены в доступном для персонала месте ?Инструкции по технике безопасности¦, в которых также должны быть определены действия персонала в случае возникновения аварий, пожаров, электротравм.

Руководители структурных подразделений несут ответственность за организацию правильной и безопасной эксплуатации средств вычислительной техники и периферийного оборудования, эффективность их использования; осуществляют контроль за выполнением персоналом требований настоящей инструкции по технике безопасности.

Виды опасных и вредных факторов

Эксплуатирующий средства вычислительной техники и периферийное оборудование персонал может подвергаться опасным и вредным воздействия, которые по природе действия подразделяются на следующие группы:

  1.  поражение электрическим током,
  2.  механические повреждения
  3.  электромагнитное излучение
  4.  инфракрасное излучение
  5.  опасность пожара
  6.  повышенный уровень шума и вибрации

Для снижения или предотвращения влияния опасных и вредных факторов необходимо соблюдать. Cанитарные правила и нормы, гигиенические требования к видеодисплейным терминалам, персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы.

Требования электро безопасности

При пользовании средствами вычислительной техники и периферийным оборудованием каждый работник должен внимательно и осторожно обращаться с электропроводкой, приборами и аппаратами и всегда помнить, что пренебрежение правилами безопасности угрожает и здоровью, и жизни человека

Во избежание поражения электрическим током необходимо твердо знать и выполнять следующие правила безопасного пользования электроэнергией:

1. Необходимо постоянно следить на своем рабочем месте за исправным состоянием электропроводки, выключателей, штепсельных розеток, при помощи которых оборудование включается в сеть, и заземления. При обнаружении неисправности немедленно обесточить электрооборудование, оповестить администрацию. Продолжение работы возможно только после устранения неисправности.

2. Во избежание повреждения изоляции проводов и возникновения коротких замыканий не разрешается:

а) вешать что-либо на провода;

б) закрашивать и белить шнуры и провода;

в) закладывать провода и шнуры за газовые и водопроводные трубы, за батареи отопительной системы;

г) выдергивать штепсельную вилку из розетки за шнур, усилие должно быть приложено к корпусу вилки.

3. Для исключения поражения электрическим током запрещается:

а) часто включать и выключать компьютер без необходимости;

б) прикасаться к экрану и к тыльной стороне блоков компьютера;

в) работать на средствах вычислительной техники и периферийном оборудовании мокрыми руками;

г) работать на средствах вычислительной техники и периферийном оборудовании, имеющих нарушения целостности корпуса, нарушения изоляции проводов, неисправную индикацию включения питания, с признаками электрического напряжения на корпусе

д) класть на средства вычислительной техники и периферийном оборудовании посторонние предметы.

3. Запрещается под напряжением очищать от пыли и загрязнения электрооборудование.

4. Запрещается проверять работоспособность электрооборудования в неприспособленных для эксплуатации помещениях с токопроводящими полами, сырых, не позволяющих заземлить доступные металлические части.

5. Ремонт электроаппаратуры производится только специалистами-техниками с соблюдением необходимых технических требований.

6. Недопустимо под напряжением проводить ремонт средств вычислительной техники и перифейного оборудования.

7. Во избежание поражения электрическим током, при пользовании электроприборами нельзя касаться одновременно каких-либо трубопроводов, батарей отопления, металлических конструкций , соединенных с землей.

8. При пользовании элетроэнергией в сырых помещениях соблюдать особую осторожность.

9. При обнаружении оборвавшегося провода необходимо немедленно сообщить об этом администрации, принять меры по исключению контакта с ним людей. Прикосновение к проводу опасно для жизни.

10. Спасение пострадавшего при поражении электрическим током главным образом зависит от быстроты освобождения его от действия током.

Во всех случаях поражения человека электрическим током немедленно вызывают врача. До прибытия врача нужно, не теряя времени, приступить к оказанию первой помощи пострадавшему.

Необходимо немедленно начать производить искусственное дыхание, наиболее эффективным из которых является метод ? рот в рот или рот в нос ,а также наружный массаж сердца.

Искусственное дыхание пораженному электрическим током производится вплоть до прибытия врача.


Заключение.

Анализ данных занимает важное место в решении экономических задач, выявлении тенденции развития различных ситуаций, выборе обоснованных вариантов действий

Графическое представление исходных значений показателей существенно упрощает процесс их обработки и, кроме того позволяет обнаружить ошибки, совершенные при вводе данных

Результатом моей работы стало закрепление моих знаний в области построения графиков и поверхностей в Microsoft Office Excel. В дальнейшем мою работу можно использовать как пособие для обучения при построении графиков и поверхностей.


Список литературы:

Информатика и ИКТ. Базовый уровень: учебник для 10 класса / Н.  Угринович. – 6-е изд. М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010.

Материалы портала информационной поддержки проекта “Единый государственный экзамен” (www.ege.edu.ru)

     Ефимова О., Морозов В., Шафрин Ю. Курс компьютерной технологии. – МС.: АБФ, 2010.

Информатика и ИКТ. Учебник. 8-9 класс/ Под ред. Н.В. Макаровой. – СПб.: Питер, 2008.

Информатика и ИКТ. Практикум. 8-9 класс/ Под ред. Н.В. Макаровой. – СПб.: Питер, 2009.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

30164. Розрахунок ультразвукового термометра 12.93 MB
  Переваги ультразвукових термометрів особливо яскраво проявились при їх випробовуванні та експлуатації в реакторних і енергетичних установках, що зумовило інтенсифікацію досліджень в області ультразвукової термометрії.
30165. Совершенствование технологии возделывания ячменя и кормовой свеклы 152.12 KB
  Наиболее плодородными являются суглинистые почвы занимающие 257 площади пашни. Также неплохими агрономическими свойствами обладают супесчаные почвы подстилаемые суглинками. В процессе жизненного цикла растения ярового ячменя проходят следующие фазы роста и развития: Прорастание семян Всходы Кущение Выход в трубку Колошение Цветение Формирование и созревание зерна Химический состав зерна ярового ячменя зависит от вида и сорта от плодородия почвы погодноклиматических условий и агротехники. при влажности почвы менее 30 полной...
30166. Реконструкция системы водоснабжения с.Исмаилово Дюртюлинского района Республики Башкортостан 249.46 KB
  Кроме того потребители воды люди животные машины при выполнении многих производственных операций пахота уборка пастьба животных и др. Все это усложняет водоснабжение увеличивает дальность транспортирования воды затрудняет эксплуатацию систем. Это обусловливает цикличное чередование сельскохозяйственных работ а следовательно неравномерность потребления воды.
30167. Описание технологии изготовления сварной конструкции: «Бак для разогрева битума» 404.97 KB
  Выбор параметров режима сварки. Последовательность сварки. Сварочный пост для ручной дуговой сварки. Сварочный пост для газовой сварки.
30168. Проблемы и противоречия законодательства о поставках и предлагаемые пути их решения 131.55 KB
  Объектом исследования в настоящей работе являются правоотношения между продавцом и покупателем по договору поставки. Соответственно, в предмет исследования входят, с одной стороны, правовые нормы, регулирующие данные отношения, и с другой стороны, арбитражная практика, разрешающая споры в данной сфере.
30169. Электрификация и автоматизация коровника на 400 голов боксового содержания СПК «Русь» Макарьевского района Костромской области с разработкой приточной системы вентиляции 315.92 KB
  5 Аэродинамический расчёт воздуха и выбор вентилятора 42 2.3 Система аэрогидродинамического 14 кондиционирования воздуха промышленного типа 14 5. Высокая концентрация поголовья в крупных животноводческих помещениях приводит к резкому увеличению накопления в воздушной среде продуктов обмена веществ в организме животных вредных газов водяных паров а также к увеличению пылевой и бактериальной загрязненности воздуха что отрицательно влияет на физиологическое состояние организма и продуктивность животных. Относительная влажность воздуха 80 .
30171. Управления социальной защиты населения МО Оренбургский район 1.58 MB
  Целью дипломной работы является анализ особенностей реализации социальной политике на региональном уровне на примере субъекта Российской Федерации Оренбургская область. Социально-экономическое развитие страны не может успешно осуществляться без интеграции регионов в единое макроэкономическое и социальное пространство
30172. Гражданско-правовая характеристика хозяйственных товариществ как контрагентов воинских частей внутренних войск МВД России 108.3 KB
  Гражданскоправовая характеристика полного товарищества . Понятие и гражданскоправовая характеристика товарищества на вере коммандитного товарищества21 2. Порядок заключения и исполнения договоров заключенных с хозяйственными товариществами во внутренних войсках МВД России46 Заключение. С появлением нового законодательства о хозяйственных товариществах возникла потребность в его осмыслении.