82029

Анализ проблем неправомерного поведения военнослужащих и профилактика правонарушений

Дипломная

Государство и право, юриспруденция и процессуальное право

Сущность и понятие правонарушения. Правонарушения военнослужащих Внутренних Войск МВД Российской Федерации. В борьбе с правонарушениями основные усилия должны быть направлены на профилактику этих проступков и на устранение причин их порождающих.

Русский

2015-02-24

263.5 KB

8 чел.

PAGE  - 48 -

Оглавление:

Введение……………………………………………………………………...3

Глава 1. Понятие правонарушения ………………………………...............7

  1.  Сущность и понятие правонарушения………………………………….7
    1.  Классификация и юридический состав правонарушений……………13

Глава 2. Правонарушения военнослужащих Внутренних Войск МВД Российской Федерации……………………………………………………..27

  1.   Причины и условия совершения правонарушений……...27
    1.  Профилактика правонарушений во Внутренних Войсках  МВД Российской Федерации…………………………………………………31

Заключение………………………………………………………………….49

Список литературы…………………………………………………………51


Введение

Внутренние войска Министерства внутренних дел Российской Федерации являются неотъемлемым структурным элементом механизма современного Российского государства. Они  одновременно относятся к правоохранительным органам и к военной организации общества.  Внутренние войска являются на сегодняшний день основным силовым компонентом в выполнении задач по обеспечению безопасности личности, общества и государства, защиты прав и свобод граждан от преступных и иных противоправных   посягательств, а военнослужащие - неотъемлемой частью народа государства. Поэтому все позитивные и негативные тенденции и закономерности, свойственные государству и обществу в целом, в полной мере проявляются и во внутренних Войсках МВД Российской Федерации. В то же время внутренние войска - специфическая часть общества, со своими социально-культурными, экономическими, демографическими, социально-психологическими, организационно-управленческими и правовыми особенностями. Эти особенности могут позитивно либо   негативно отражаться на моральном состоянии личного состава внутренних войск и более того стать причиной преступности военнослужащих. При этом следует иметь в виду, что общественная опасность преступного поведения военнослужащих объективно связана не только с нарушением правопорядка, характерного для преступных деяний гражданских лиц, но и с ослаблением воинской дисциплины как важнейшей составляющей боевой готовности подразделений соединений и частей. В связи с этим изучение и выявление причин неправомерного поведения военнослужащих, их профилактика являются актуальным для теоретического и практического осмысления.

В настоящее время весьма остро поставлен вопрос об искоренении правонарушений во всех сферах общественной жизни, о необходимости усиления ответственности за соблюдение общегосударственных, общенародных интересов, решительной борьбы против различных видов деяний, несущих в себе антисоциальный характер. В борьбе с правонарушениями основные усилия должны быть направлены на профилактику этих проступков и на устранение причин, их порождающих. Однако это не исключает возможности использования правовых санкций в отношении лиц, виновных в совершении тех или иных правонарушений.

      В научной литературе эта тема нашла свое отражение в  трудах таких видных российских ученых как Кудрявцева В.Н., В.Н. Хропанюка, А.А. Иванова, Е.А. Одегнал, В.К. Бабаева, В.М. Баранова. Развитию проблемы причин неправомерного поведения посвящены труды В.А. Толстик, Т.К. Бражко, Г.А. Прокопович, С.А. Параскевова. Вопросы профилактики правонарушений и тенденции развития института дисциплинарной ответственности военнослужащих рассматриваются в работах П.П. Серкова, А.В. Сергеева и Б.Н. Габричидзе. Тем не менее, особенности правонарушений, причины и условия правонарушений со стороны военнослужащих внутренних войск отражены не  достаточно глубоко и всесторонне.

Объектом исследования являются общественные отношения, в сфере межличностных взаимоотношений, сложившиеся в современной России. Предмет исследования – неправомерное поведение военнослужащих внутренних войск МВД России.

Целью исследования является  теоретический анализ проблем неправомерного поведения военнослужащих и профилактика правонарушений.

Достижение указанной цели предполагает решение следующих задач:

  •   раскрыть  теоретические аспекты проблемы правонарушений;
  •  проанализировать причины и условия совершения правонарушений военнослужащими;
  •  исследовать проблемы профилактики правонарушений среди военнослужащих.                                                                                               

В ходе выполнения выпускной квалификационной работы автор использовал различные методы исследования. В частности, с помощью функционального метода исследованы понятие, сущность и классификация правонарушений. На основе исторического метода определяются особенности воспитания военнослужащих в царской  России.  Формально-юридический метод позволил определить условия и профилактику правонарушений во внутренних войсках

Нормативную базу исследования составляют положения Конституции РФ, федеральные законы, кодексы, директивы и приказы ГК ВВ МВД РФ.

Результаты данного исследования могут быть использованы в ходе разработки теоретических положений и практических рекомендаций при проведении общественно-государственной подготовки, правового информирования, а также для дальнейшей работы в рамках диссертационного исследования.

Структурно выпускная квалификационная работа представляет собой введение, две главы, каждая из которых включает по два параграфа,  заключение, список литературы.


Глава 1 Понятие правонарушения

  1.  Сущность и понятие правонарушения

Понятие правонарушения имеет своей исторической и логической предпосылкой его социологическое определение. С точки зрения юриспруденции, правонарушение – общественно опасное противоправное виновное деяние.

Сущность – это  наиболее важнейшая, внутренне присущая правонарушению характеристика, которая дозволяет выделить его среди иных актов поведения, аргументирует  на его родственные свойства и признаки1.

Правонарушение характеризуется строго определенными признаками, отличающими его от нарушений неправовых правил поведения (норм морали, обычаев, норм общественных организаций) :

1. Поведение человека, воплощенное в действии или бездействии. Противоправное действие представляет собой активное поведение лица, наносящее  отрицательный вред общественным отношениям, которые охраняются правом. Бездействие является правонарушением при условии , если человек должен был совершить определенные действия, предусмотренные нормой права, но не совершил их.

2. Общественная вредность противоправного деяния. Противоправным является деяние (действие или бездействие) которое наносит  вред гражданам, государству, обществу. Вред может быть физическим и духовным, материальным и моральным, измеримым и неизмеримым. Правонарушения посягают на всевозможные стороны общественной жизни. Они причиняют ущерб политическим, трудовым, имущественным, личным правам и свободам граждан, экономическим интересам организаций, боеспособности воинских частей и подразделений. Поскольку правонарушения вредны для общества, государство посредством правовых предписаний запрещает их совершение.

3. Противоправность деяния. Правонарушение — это определенное  поведение человека, которое  диспутирует  предписаниям норм права и адресовано  против тех общественных отношений, которые регулируются и охраняются нормами права. Действие, связавшее  с правом, дозволяемое правом, не может изучаться как правонарушение.

Определенным выражением противоправности деяния могут состоять либо нарушения запрета, прямо определенного в законе или любом ином нормативно-правовом акте, либо неисполнение обязательств, возложенных на субъектов права законом или «обязательства должны исполняться должным образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при недостатке таких условий и требований – в соответствии с обычаями делового оборота или иными общепринятыми предъявляемыми требованиями»1

Противоправность деяния может выражаться в различных формах:

• в прямом нарушении правового запрета;

• в неисполнении возложенных обязанностей;

• в превышении должностных полномочий.

4. Виновность поведения субъектов права. Правонарушением признается только виновное поведение субъектов права. Противоправное поведение выступает  правонарушением лишь в том случае, если в действии или бездействии правонарушителя наличествует вина, потому что лицо сознательно совершило правонарушение, рассудительно управляло в этот момент своими действиями. Таким образом, противоправное поведение является правонарушением в том случае, если оно было совершено лицом, отдающим себе отчет в своих действиях, и если в совершенном поступке выразилась  его воля. В этой связи к субъектам правонарушений не относятся малолетние и душевнобольные люди, хотя они и могут совершать действия, несоответствующие нормам права.

5. Наказуемость противоправного деяния. Это свойство правонарушения характеризуется использованием  к правонарушителю мер государственного воздействия.

     Таким образом, правонарушение - общественно опасное, вредное, виновное, противоправное деяние деликтоспособного лица, несущего за свое поведение юридическую ответственность. Правонарушения общественно вредны и тем, что они нарушают привычный ритм жизнедеятельности общества, адресованы против | главенствующих общественных отношений, включают  в них составляющие  социальной напряженности и конфликтности.

     Различное правонарушение порождается  при взаимодействии объективных и субъективных причин и условий, которые очень тесно  опутаны между собой, при этом в различных социально-экономических формациях, в разных исторических условиях соизмерение данных факторов не одинаково.

В  различном  обществе правонарушение противопоставляется правомерному поведению. В среде правового регулирования поведение лица может быть правомерным либо неправомерным. Правомерные деяния соответствуют нормам права, требованиям законов. Двойником  правомерного поведения считается  поведение неправомерное, то есть противоречащее нормам права. Неправомерное поведение проявляется  в правонарушениях – актах, нарушающих право.

Необходимость  в правовом разграничении деяний на правомерные и неправомерные вызвана тем, что в реальной действительности имеется так называемое «поле возможностей», которое представляет собою состав различных альтернатив человеческого поведения. Возможность нарушений норм права заложена уже в самой природе человека как сознательно-волевого существа, располагающего возможность выбора того или иного разновидности  поведения для свершения своих целей и интересов. Поэтому государство своей принудительной силой вынуждено гарантировать защиту и соблюдение правовых норм.

Одни виды человеческого поведения государство допускает полезными, важными, правомерными, другое же – противозаконным . «В процессе общественной жизни происходит расхождение, противоречие конкретных жизненных целей, стремлений, интересов с теми общественно полезными нормами поведения, которые формулируются правом»[1]. Это несовпадение, коллизия порождается объективными и субъективными причинами. Одно и то же деяние при всевозможных исторических обстоятельствах может оцениваться государством и как преступление, и как проступок, и как юридически индифферентное поведение.

Бывают множество его определений и трактовок. Большинством авторов правонарушение понимается как виновное, противоправное, общественно вредное деяние деликтоспособного лица. В.Д. Ардашкин дает следующую дефиницию: «Правонарушение – это противоправное деяние деликтоспособных лиц, которое нарушает законные частные и публичные интересы»[2]. По мнению В.Н.Хропанюка, «правонарушение - это виновное поведение праводееспособных лиц, которое противоречит предписаниям норм права, причиняет вред другим лицам и влечет за собой юридическую ответственность2»

[3]. Наиболее полное определение правонарушения сформулировал А.А.Иванов, по мнению которого «правонарушение – это общественно-опасное, противоправное, виновное деяние человека, наносящее вред личности, собственности, государству или обществу в целом»[4].

Правонарушение допустимо определить как вредное, противоправное, виновное деяние, за которое нормами права предусмотрена юридическая ответственность. Правонарушение является юридическим фактом в виде незаконного поступка, влекущим возникновение защитительного  правоотношения между нарушителем и государством.

От правонарушения следует выделять случай, то есть объективно-противоправное деяние, содержащее отдельные (но не все) свойства  правонарушения. Случай, как правило, возникает в силу естественно-природных ситуаций и не связан с волей и желанием совершившего его лица. Таким образом, здесь отсутствует такой  основополагающий признак правонарушения, как виновность лица, совершающего деяние. Например, гражданин А., подскользнувшись во время гололеда, случайно задел гражданку Б., которая упала, получив при этом телесные повреждения. Казус всегда представляет собой невиновное причинение вреда, хотя по некоторым своим формальным свойствам и подпадает под понятие правонарушения.

Кроме того, в теории права акцентируют злоупотребление правом, не относящееся ни к правонарушению, ни к основательному поведению. Злоупотребление правом сопряжено с использованием своего права во вред другим лицам либо с превращением субъективного права одного лица в незыблемое препятствие для иных субъектов права. В ч. 3 ст. 17 Конституции РФ в самом общем виде фиксировано, что осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать прав и свобод других граждан. Таким образом, запрет на злоупотребление правом подходит фактически на все права и свободы человека[5].

В науке нет монолитного мнения относительно понятия злоупотребления правом, но это не единственная проблема. Отсутствие единого определения злоупотребления правом формирует разное толкование вопроса о балансе понятий "злоупотребление правом" и "правонарушение". Большая часть ученых, занимающихся исследованием проблемы злоупотребления правом, полагают, что оно представляет собой правонарушение или отдельные виды злоупотребления правом являются правонарушением. Такое суждение  по-разному обосновывается, однако почти все ее единомышленники не забывают сделать оговорку о том, что злоупотребление правом представляет собой специфический вид правонарушения, или о том, что отдельные виды злоупотребления правом представляют собой правонарушение, и т.д. Такая теория видится не вполне корректной, так как ведет к потере самостоятельности и самоценности института злоупотребления правом, однако игнорировать мнение единомышленников указанной позиции нецелесообразно. Вступить на позицию отождествления двух существенно отличающихся правовых явлений можно, только не углубляясь в суть ни одного из них. Так, если применить понятие "правонарушение" в широком смысле, согласно которому данное явление представляет собой противообщественное деяние, причиняющее вред обществу и наказываемое по закону, совсем не сложно доказать, что отмеченными признаками характеризуется и злоупотребление правом3[6]

.

В.М. Ведяхин и А.Ф. Галузин делают предложение отличать правонарушение и от правовой ошибки, которая определяется ими как  устранение от правовых норм, вытекающее из неправильного применения  права, толкования правовых норм, обусловленных неточностью законодательных формулировок, коллизией правовых норм, отсутствием аппарата реализации того или иного нормативного акта, низким профессиональным уровнем и т.п.[7] В настоящем случае речь идет о добросовестном заблуждении лица, которое в некоторых случаях может освобождать его от юридической ответственности. Так, согласно ст. 111 НК РФ к обстоятельствам, освобождающим от ответственности, относится выполнение письменных разъяснений по вопросам применения законодательства о налогах и сборах, данных налоговым органом или другим уполномоченным государственным органом или их должностными лицами в сфере их компетенции.

Правонарушения в общем представляют собой чрезвычайно различную совокупность противоправных деяний. Они далеко не равнозначны по степени и размерам вреда, наносимого ими общественным отношениям. В этой связи на ступенях отечественной печати какое-то  время назад активно обсуждалась идея создания «Кодекса проступков», в который предлагалось разместить проступки, представляющие преимущественную степень опасности, чем иные[8]. Полагаем, такой комплексный нормативно правовой акт вряд ли необходим ввиду слишком многочисленного разнообразия и отраслевых различий проступков, не относящихся к преступлениям.

Таким образом, правонарушение - общественно опасное, вредное, виновное, противоправное деяние деликтоспособного лица, несущего за свое поведение юридическую ответственность. Правонарушения общественно вредны и тем, что они нарушают привычный ритм жизнедеятельности общества, адресованы против | главенствующих общественных отношений, включают  в них составляющие  социальной напряженности и конфликтности.

1.2 Классификация и юридический состав правонарушений.

 Различность правовых норм обусловливает и многообразие различных видов правонарушений. Классификация правонарушений - это разделение  их на отдельные категории по установленным признакам, а именно по наличию и размеру причиненного вреда, по субъектам, объекту посягательства, формам вины, продолжительности, распространенности (по количеству, времени, территориальному признаку) и т.п.

По отраслевому признаку правонарушения можно разбить на следующие виды: 1) уголовные преступления - правонарушения повышенной общественной опасности, ответственность за которые предусмотрена уголовным законодательством; 2) административные проступки - правонарушения, за которые предусмотрена административная ответственность; 3) гражданские деликты – правонарушения, за которые предусмотрена гражданско-правовая ответственность; 4) дисциплинарные проступки – правонарушения, влекущие дисциплинарную ответственность; 5) налоговые правонарушения - правонарушения, ответственность за которые установлена НК РФ; 6) конституционно-правовые деликты – правонарушения, влекущие ответственность в соответствии с конституционным законодательством и другие. Некоторые авторы (как правило, работающие в отраслевых науках) обосновывают существование финансовых, бюджетных, таможенных, экологических, процессуальных правонарушений.

По степени причиненного вреда правонарушения классически классифицируются на преступления и проступки.

Итогом правонарушения может выступать как фактически причиненный вред, так и реальная угроза его причинения. Формальными являются правонарушения, ответственность совершение которых  возникает независимо от того, причинен ли реальный ущерб, возникли или нет негативные материальные последствия. Правонарушения, наносящие фактический ущерб тем или иным общественным отношениям, называются материальными.

По видам юридической деятельности акцентируют правонарушения в правотворческой и правоприменительной деятельности; по отраслям народного хозяйства – на совершаемые в промышленности, на транспорте, в сельском хозяйстве 4и т.д.

[23]

По субъектному признаку различаются: 1) правонарушения, совершаемые физическими лицами; 2) правонарушения, совершаемые юридическими лицами. В некоторых - специально определенных  законом случаях - значительными особенностями обладают правонарушения, субъектами которых выступают несовершеннолетние, женщины, должностные лица, индивидуальные предприниматели, иностранные граждане, рецидивисты и др.

По объекту посягательства правонарушения можно разделить на правонарушения в области экономических отношений; правонарушения в сфере управления; правонарушения в области социально-бытовых отношений и т.д.. Эту группировку можно продолжать и далее. Так, в сфере экономики  различаются правонарушения против собственности, нарушения правил охраны труда, порядка землепользования, различных имущественных отношений между государством, организациями и отдельными гражданами. В  среде управления следует перечислить  различного рода нарушения должностных обязанностей, в том числе финансовой дисциплины, техники безопасности, порядка разрешения жалоб и заявлений граждан; нарушение прав и интересов граждан в области жилищного законодательства, пенсионного обеспечения, здравоохранения и другие. Сфера социально-бытовых отношений характеризуется в основном нарушениями семейного законодательства, а так же правонарушениями против жизни и здоровья граждан, половой неприкосновенности, чести и достоинства личности[24].

В зависимости от формы вины выделяются умышленные и неосторожные правонарушения. В свою очередь, по целям действия умышленные правонарушения рекомендовано классифицировать на правонарушения, обращенные на достижение конкретных целей, и правонарушения, направленные на достижение разных целей. К первой группе в литературе относят корыстные правонарушения (противоправные сделки, хищения и др.); правонарушения, совершенные из неприязненных отношений; сексуальные (половые) правонарушения. К разбираемой категории также относятся правонарушения, совершение которых представляет собою «самоцель», то есть уже само по себе удовлетворяет субъекта. Таковы в ряде случаев нарушения общественного порядка, хулиганство, а также некоторые пассивные деяния - халатность, уклонение от различных гражданских, профессиональных и служебных обязанностей. Общим у этих групп правонарушений является то, что каждому из них однозначно отвечает определенная цель, на которую и указан умысел правонарушителя.

С другой стороны имеются многочисленные умышленные правонарушения, которые могут быть направлены на достижение самых всевозможных целей в зависимости от умысла и мотивов правонарушителя. Поэтому при квалификации данных правонарушений нельзя заблаговременно быть уверенным в том, какую цель преследовал совершивший его правонарушитель. Данные правонарушения, по представлению В.Н.Кудрявцева, представляют собою нечто вроде инструментов, средств, использование которых в социальной сфере представляет собой объективную опасность. К ним, в частности, относятся физическое насилие над личностью (побои, телесные повреждения); психическое насилие (угрозы, подстрекательство и др.); злоупотребление своим служебным или иным положением; фальшивка документов и иной обман; подкуп (дача взятки); порча и уничтожение имущества и т.п..

Неосторожные правонарушения В.Н.Кудрявцев предлагает группировать в зависимости от содержания нарушенных правил, выделяя бытовую, техническую и профессиональную неосторожность5[25]

.

По содержанию объективной стороны акцентируют простые и сложные правонарушения, имея в виду, что нередко правонарушения совершаются не только одним действием (бездействием), но целым рядом их, причиняя порой вред разным объектам[26]. В тех случаях, когда нарушение нормы права имеет  вид в результате одного действия (бездействия), налицо простое правонарушение, а во всех остальных - сложное. Тяжелым  будет и правонарушение, сложившееся из нескольких противоправных деяний, но с одним вредным последствием. Тянущиеся, продолжаемые правонарушения также относятся к сложным.

Началом сложных правонарушений, как правило, является множественность противоправных актов поведения либо их последствий, зачастую подпадающие под признаки разных норм права, но в силу тех или иных обстоятельств рассматриваемые как единое правонарушение. В науке уголовного права к сложным относят сложные  преступления, преступления с двумя действиями, квалифицируемые наличием тяжких последствий, продолжаемые преступления.

Особенной  классификацией, является подразделение правонарушение по национально-государственному критерию на внутригосударственные и международные. Эта классификация вершится  за рамки национальных правовых систем, выделяя в отдельную категорию международные правонарушения – деяния субъектов, возражающие нормам международного права. Как  делать акцент  А.А.Иванов, международные правонарушения бывают двух видов: международные преступления (агрессия, военные преступления, геноцид, биоцид, апартеид, наемничество, работорговля, пиратство, международный терроризм, пиратство, торговля женщинами и детьми и др.) и международные деликты (нарушения международных торговых и иных обязательств, непринятие мер по пресечению противоправных действий в отношении дипломатических представителей и др.)6[27]

.

Каждая группа в известной степени условна, поскольку между различными правонарушениями выражается определенная связь. Например, производство правонарушения одним человеком может предопределить совершение правонарушения другим человеком. Одно и тоже деяние может дезорганизовать  диспозиции нескольких отраслей законодательства и одновременно повлечь несколько всевозможных  санкций. Так, например, в результате несвоевременной уплаты налогов организацией возможна квалификация налогового правонарушения со стороны организации-налогоплательщика и, одновременно, административных поступков ее должностных лиц, действие которых и предопределили совершение налогового правонарушения данной организацией.

Порой отечественные авторы выделяют правонарушения в публичном и частном праве. При этом фиксируют , что для субъекта и субъективной стороны правонарушений современного российского частного права характерны следующие черты: - гражданское законодательство предусматривает ответственность в ряде случаев не самих субъектов правонарушений, а других лиц; - распространена субсидиарная ответственность собственников, учредителей, государства, других лиц за действия правонарушителей гражданского законодательства; - подробно регламентируется имущественная ответственность государства перед гражданами; - в трудовом праве в отличие от гражданского совпадают понятия "субъект трудового права" и «субъект дисциплинарного проступка»; следует более четко разграничить в законодательстве два понятия – «специальный субъект трудового права» и "субъект административно-правовой ответственности"; - последующее развитие получают новые субъекты трудового права, дисциплинарных проступков (например, безработные); - в гражданском праве расширено действие принципа ответственности без вины; - в частном праве форма и степень вины, как правило, не влияют на размер ответственности; - вина юридического лица не может проявиться иначе как через виновное поведение его работников[28].

В свою очередь, правонарушения в частном праве разделяются по признаку нарушаемого интереса - частного или публичного. В этом случае все правонарушения следует подразделять на направленные против частных интересов (деликты, нарушение договорных обязательств и др.) и направленные против публичных интересов (сделки, совершенные с целью, противной основам правопорядка и нравственности, потенциально вредоносные деяния и др.). Отдельные виды правонарушений, раскрытые в результате проведенных классификаций, также могут быть классифицированы по различным основаниям как путем дихотомии, так и путем трихотомии. Так, деликты могут быть систематизированы на: причинение физического вреда, причинение морального вреда и причинение имущественного вреда7[29]

.

Категория состава правонарушения более подробно и полно разработана в науке уголовного права применительно к составу преступления. Однако она имеет и общеправовое, общественное значение, используется с определенной спецификой в разных отраслях права.

Понятия «правонарушение» и «состав правонарушения» плотно взаимосвязаны, но не тождественны. Сталкиваясь с различного рода вредными деяниями, люди  первично  фиксировали в своем сознании, а затем и в законе их непосредственно эмпирические признаки: черты субъекта деяния, само деяние, отношение субъекта к содеянному, предмет посягательства, а также последствия совершенного антисоциального поведения. Тем самым постепенно различались элементы, составляющие содержание любого социально значимого поступка человека. Обобщение таких эмпирических признаков привело к появлению общетеоретической категории состава правонарушения.

Категории «правонарушение» и «состав правонарушения» сходственно являются научными абстракциями, отражающими реальное, жизненное правовое поведение человека. Однако уровень и характер их абстрагирования разнообразны.

 Если состав правонарушения устанавливает эмпирические признаки, присущие любому конкретному правонарушению, то категория «правонарушение» отражает его социальную сущность, отношение к нему со стороны общества и государства в целом.

Понятие правонарушение разрешает более глубоко познать данное социальное явление. Общество заинтересовано не только в нормативной фиксации опасных явлений, но и в познании их социальной природы. При этом следует отметить, что именно познание социальной сущности противоправного поведения не свободно от различного рода идеологических искажений.

Состав правонарушения – это система типичных, наиболее существенных признаков отдельных разновидностей правонарушений, необходимых и достаточных для привлечения правонарушителя к юридической ответственности.

Состав правонарушения имеет следующие элементы :

- объект правонарушения;

- объективная сторона правонарушения;

- субъект правонарушения,

- субъективная сторона правонарушения.

Отсутствие хотя бы одного из элементов означает отсутствие состава правонарушения.

ОБЪЕКТ ПРАВОНАРУШЕНИЯ – это охраняемые правом общественные отношения, которым причиняется ущерб. Объект правонарушения – это не вещи, которые похищаются, не деньги, которые не возвращаются или не уплачиваются, не документы, которые подделываются, не человек, которого оскорбляют или избивают. Объектом правонарушения является соответствующее нарушенное субъективное право – право собственника на владение имуществом, право кредитора или продавца на получение денег, право государства на нормальное производство государственного управления, право человека на достоинство и личную неприкосновенность и т.д. В уголовном праве объект преступления принято группировать на общий, родовой, непосредственный; основной, дополнительный, факультативный.

ОБЪЕКТИВНАЯ СТОРОНА ПРАВОНАРУШЕНИЯ. К ней относятся те элементы противоправного поведения, которые характеризуют его как определенный акт внешнего проявления в объективной действительности. Принято различать обязательные и факультативные признаки объективной стороны правонарушения. К обязательным признакам относятся противоправное деяние, вредные последствия противоправного деяния, причинная связь между деянием и его вредными последствиями.

  ПРОТИВОПРАВНОЕ ДЕЯНИЕ. Деяние – это акт человеческого поведения, выраженный в активном бездействии или действии. Большая часть правонарушений совершается посредством действия, которое может выступать или в форме физического воздействия на людей, животных, предметы материального мира, или в письменной форме, или в устной (словесной) форме, или совершаться с помощью жестов (так называемые конклюдентные действия). Бездействием правонарушение может проявляться в том случае, когда на лице либо организации лежала обязанность, предусмотренная соответствующим нормативным актом либо заключенным договором, и это лицо либо организация данную обязанность не выполнило, к примеру, организация в соответствии с договором не построила объект, врач не оказал помощь больному, должник не возвратил деньги, сторож спал, вместо того чтобы надлежащим образом охранять объект, и т.д.

Необходимо иметь в виду, что образ мысли, те или иные характеристики личности, если они не выразились в конкретном деянии, сами по себе не могут повлечь юридическую ответственность.

      ВРЕДНЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ ПРОТИВОПРАВНОГО ДЕЯНИЯ. Это тот вред, ущерб, который наносится противоправным деянием. Вредные последствия могут носить личный, имущественный либо иной характер, они отличаются по степени тяжести. Порой определить вид правонарушения, дать его квалификацию возможно только в зависимости от наступивших последствий. Так, несоблюдение определенных правил по технике безопасности, промышленной санитарии, других правил охраны труда, содержащихся в трудовом законодательстве, с учетом тяжести наступивших последствий может повлечь или дисциплинарную, или административную, или уголовную ответственность. В зависимости от размера похищенного по-разному можно группировать кражу.

       ПРИЧИННАЯ СВЯЗЬ между противоправным деянием и его вредными последствиями. Причинная связь – это связь между явлениями, в силу которой одно из них (причина) с необходимостью порождает другое (следствие). Здесь необходимо уяснить основное свойство данной характеристики – необходимость наступления последствий именно вследствие деяния. Возможны такие ситуации, когда, казалось бы налицо и противоправное деяние, и вредные последствия, однако причинной (т.е. необходимой) связи между ними не будет.

Существуют особенности объективной стороны разных видов правонарушений. В гражданском праве ответственность наступает только при наличии вредных последствий, здесь необходимы все обязательные элементы объективной стороны состава правонарушения. А в уголовном праве, поскольку его нормы устанавливают ответственность за наиболее опасные для общества деяния, так же возможно привлечение к ответственности и без наступления последствий, только за совершенное деяние. Это преступления с формальным составом, к примеру, разбой, оставление в опасности. «Разбой, то есть нападение с целью хищения чужого имущества, совершенное с применением насилия, опасного для жизни или здоровья, либо с угрозой применения такого насилия, – наказывается8...» (УК РФ. ст. 162. ч. 1). «Заведомое оставление без помощи лица, находящегося в опасном для жизни или здоровья состоянии и лишенного возможности принять меры к самосохранению по малолетству, старости, болезни или вследствие своей беспомощности, в случаях, если виновный имел возможность оказать помощь этому лицу и был обязан иметь о нем заботу либо сам поставил его в опасное для жизни или здоровья состояние, – наказывается...» (УК РФ. ст. 125).

В первостепенном случае для наличия оконченного преступления не требуется завладения имуществом, а во втором – гибели лица, находящегося в опасности. Все же во многих случаях и в уголовном праве требуется наступление вредных последствий и наличие причинной связи между общественно опасным деянием и его последствиями – это преступления с материальным составом. Уголовное право ведает и такие институты, как приготовление к преступлению и покушение на преступление, когда лицо может быть привлечено к ответственности не только без наступления вредных последствий, но и без окончания своего деяния.

К ФАКУЛЬТАТИВНЫМ ПРИЗНАКАМ объективной стороны как правило относят место, время, способ, обстановку совершения правонарушения. Любое правонарушение совершается в определенном месте, в определенное время, определенным способом и в определенной обстановке. Эти признаки всегда есть у каждого правонарушения. Однако они приобретают юридическое значение, т.е. проявляют влияние на квалификацию противоправного поведения, не во всех случаях, а лишь тогда, когда указаны в гипотезе соответствующей нормы. Поэтому эти признаки называются факультативными.

СУБЪЕКТ ПРАВОНАРУШЕНИЯ – это лицо (или организация), совершившее правонарушение. Особенности субъекта зависят от вида правонарушения. Субъектом преступления может быть только вменяемое (т.е способное осознавать общественно опасный характер своего деяния) физическое лицо, достигшее установленного возраста привлечения к уголовной ответственности (16, а в некоторых случаях и 14 лет, (УК РФ. ст. 19, 20). В некоторых случаях нужны специальные признаки, которыми должны обладать субъекты преступления для того, чтобы быть привлеченными к уголовной ответственности по отдельным категориям дел (врач – за неоказание помощи больному, УК РФ. ст. 124, должностное лицо – за получение взятки, УК РФ. ст. 290, и т.д.). В некоторых странах предусмотрена ответственность в уголовном порядке как физических лиц, так и организаций.

          Административную ответственность может нести лицо, достигшее 16 летнего возраста. Так же есть особенности административной ответственности несовершеннолетних.

Субъект дисциплинарного проступка – лицо, которое находиться в трудовых или служебных отношениях с предприятием, учреждением, организацией

Субъекты гражданского правонарушения – физические и юридические лица. Для физических лиц полная гражданско-правовая ответственность наступает с 18 лет.

       СУБЪЕКТИВНАЯ СТОРОНА ПРАВОНАРУШЕНИЯ раскрывает психическое отношение субъекта к совершенному деянию и его последствиям, установка воли правонарушителя. К признакам субъективной стороны относятся вина, мотив и цель. Порой здесь же говорят об особом психическом состоянии лица, совершившего правонарушение, например, состояние опьянения, сильного душевного волнения.

       ВИНА – представляет собой основной признак субъективной стороны правонарушения. Это психическое отношение субъекта к деянию и его последствиям. При отсутствии вины, т е. без осознания противоправного характера своего поведения и его негативных последствий, не будет и правонарушения. Впрочем, и законодательство, и юридическая практика с древнейших времен и до наших дней приводили примеры невиновного привлечения к самым жестким мерам ответственности.

      Выделяют УМЫШЛЕННУЮ (прямой и косвенный умысел) и НЕОСТОРОЖНУЮ (самонадеянность по УК РФ 2004 г. – легкомыслие и небрежность) вину (законодательные определения в ст. 24–26 УК РФ).

При ПРЯМОМ УМЫСЛЕ лицо осознавало противоправный характер своего деяния, предвидело его негативные последствия и желало наступления этих последствий. При косвенном умысле лицо сознавало противоправный характер своего деяния, предусмотрело его вредные последствия и сознательно допускало наступление этих последствий.

САМОНАДЕЯННОСТЬ означает, что лицо предвидело возможность наступления вредных последствий своего деяния, но легкомысленно рассчитывало на их предотвращение. Неосторожность в виде НЕБРЕЖНОСТИ выражается в том, что лицо не предвидело возможности наступления вредных последствий своего деяния, хотя по обстоятельствам дела должно и могло их предвидеть.

Практический смысл состоит в различении умысла и неосторожности. За умышленные правонарушения наказание наступает более строгое, чем за неосторожные Более того, отдельные деяния, совершенные умышленно, будут являться правонарушениями, а аналогичное неосторожное поведение может и не быть правонарушением. В соответствии

ч. 2 ст. 24 УК РФ «деяние, совершенное по неосторожности признается преступлением в том случае, когда это специально предусмотрено соответствующей статьей Особенной части настоящего Кодекса».

МОТИВ – включает в себя те внутренние побуждения, которыми руководствовался субъект при совершении, правонарушения. Цель – это такая мысленная модель того результата, которого стремится достигнуть субъект при совершении правонарушения9. И цель, и мотив могут оказывать влияние на квалификацию правонарушения.

Наиболее подробно все вопросы состава правонарушения разработаны в уголовном праве.

Рассматриваемая юридическая конструкция – «состав правонарушения» – не есть нечто специфическое, относимое к противоправным деяниям. Любой поступок совершенный человеком представляет собой единство субъективного (т.е. относящегося непосредственно к сознанию, внутреннему миру человека) и объективного (т.е. находящегося вне человека, противопоставляемого субъективному). В противоправном, и в правомерном поведении можно разграничить объективные и субъективные элементы.

Вывод: Итак, к элементам состава правонарушения относятся объект, объективная сторона, субъект и субъективная сторона. В свою очередь, каждый из элементов состава правонарушения характеризуется рядом признаков. Объект правонарушения характеризуют такие признаки, как общественные отношения, которым причиняется вред или которые ставятся под угрозу причинения вреда, предмет правонарушения и потерпевший. Объективную сторону составляют деяние (действие или бездействие), общественно опасные последствия, время, место, обстановка, способ, орудия и средства совершения правонарушения. В структуру субъективной стороны правонарушения входят вина, мотив, цель и эмоциональное состояние лица, совершившего правонарушение. Субъект правонарушения раскрывается при помощи следующих признаков: возраст, вменяемость (деликтоспособность) и др. Все элементы состава правонарушения не существуют изолированно друг от друга, они взаимосвязаны.



Глава 2 Правонарушения военнослужащих Внутренних Войск МВД Российской             Федерации.

2.1 Причины и условия совершения правонарушений

Вопрос о причинах правонарушений является наиболее из сложнейших не только в юридической, но и в социологической науке10. При поиске ответа на него, необходимо исходить из следующих важных методологических положений.

1. Нельзя спутывать причины правонарушений в целом и причины конкретного правонарушения. Последние, как правило, имеют ситуационный характер.

2. Следует различать причины умышленных и причины неосторожных правонарушений.

3. При объяснении правонарушений и их причин следует исходить из единства социального и биологического в природе и поведении человека. Абсолютизация любого их этих начал (антропологическая школа Ч. Ломброзо, марксизм) неизбежно направляет к ошибкам в теории и на практике.

4.Необходимо разграничить причины, условия и поводы правонарушений.

Причина – представляет собой негативное явление, вызывающее правонарушение. Условия – внешние обстоятельства, усиливающие действие причины. Повод – обстоятельства ситуационного характера, являющиеся опорой для действия причины (ревность, обида и т.д.).

Основные причины нарушений уставных правил взаимоотношений между военнослужащими следующие:

• отсутствие контроля за личным составом, точного и строгого  выполнения распорядка дня, недостатки в подготовке и несении суточного наряда;

• неумение многих командиров лиц сочетать высокую принципиальность и требовательность по отношению к подчиненным с уважением их личного достоинства, обеспечением правовой и социальной

защиты военнослужащих, организовать всестороннюю работу с личным составом, проходящим военную службу по контракту и по призыву, правовыми методами;

• недостаточная правовая обученность офицеров, отсутствие дисциплинарной практики, разработки и проведения мер упреждающего характера по отношению к военнослужащим, склонным к нарушениям воинской дисциплины и совершившим грубые дисциплинарные проступки, несоответствие мер дисциплинарного воздействия тяжести совершенных проступков;

• недооценка отдельными должностными лицами негативных последствий нарушений уставных правил взаимоотношений между военнослужащими;

• сокрытие насильственных правонарушений и отсутствие дифференцированного подхода к выработке адекватных мер по устранению причин и условий, способствующих совершению преступлений;

• недостаточная профессионально-должностная подготовка сержантов, отсутствие целенаправленной работы по повышению роли и ответственности старшин подразделений и сержантов за поддержание внутреннего порядка, пресечение попыток нарушений уставных правил взаимоотношений между военнослужащими;

• упущения в индивидуальной воспитательной работе с военнослужащими по формированию войскового товарищества, преодолению круговой поруки в подразделениях, отсутствие общественного влияния и принижение воспитательной роли воинского коллектива и общественных институтов;

• неудовлетворительная организация системы правовой, воспитательной и предупредительно-профилактической работ в воинских частях и подразделениях;

• несвоевременное взаимодействие с военными прокуратурами, военными судами и правоохранительными органами;

• отсутствие должного внимания со стороны должностных лиц к нуждам и запросам личного состава, организации быта и досуга военнослужащих, обеспечению их установленными видами и нормами довольствия;

• низкое качество комплектования воинских должностей, подлежащих замещению солдатами, матросами, сержантами и старшинами, проходящими военную службу по контракту.

В общем облике правонарушения выражаются в нарушении порядка и правил во взаимоотношениях военнослужащих, предусмотренных законами, воинскими уставами, приказами, и проявляются в моральном и физическом насилии, оскорблении и унижении человеческого достоинства одних военнослужащих другими.

Основные формы нарушений уставных правил взаимоотношений между военнослужащими:

сваливание военнослужащими, больше прослужившими или более сильными физически и морально своих обязанностей на военнослужащих, которые меньше прослужили, слабее физически, по какой-либо причине не в состоянии дать отпор незаконным действиям «казарменных хулиганов»;

•нанесение физических травм;

• словесные оскорбления, унижения;

• отбирание денег, продуктов питания, ценных вещей, предметов обмундирования;

•издевательства;

•издевательства ради развлечения;

•побуждение к совершению дисциплинарных проступков, принуждение к противоправным действиям и др.

Нередко всего это происходит на хозяйственных работах, в нарядах, когда ослаблен контроль над действиями личного состава, на полевых выходах, в командировках, в караулах.

Наружные проявления нарушений уставных правил взаимоотношений между военнослужащими:

• у «жертв»: неряшливый внешний вид; отсутствие отдельных элементов обмундирования или ношение старых; подавленное морально-психологическое состояние; синяки и гематомы; самовольное оставление части; обращения в медицинские учреждения по поводу заболеваний;

• у «насильников»: обособленное положение, пренебрежение к уставному порядку, нарушение ими формы одежды, распорядка дня, дисциплины, уклонение от выполнения служебных обязанностей, хозяйственных работ, грубость и неуважение в общении, обидные прозвища, нецензурная брань.

Причины живучести нарушений уставных правил взаимоотношений между военнослужащими:

•безнаказанность обидчиков;

• низкие авторитет и действенность работы сержантского состава;

•умышленное сокрытие командованием нарушений;

•нежелание прослыть «жалобщиком»;

• незнание офицерами реальной обстановки в подразделении.

В воинском коллективе очень нередко существуют негласные традиции выделения «парий» и последующего подчинения их неформальным лидерам. Почти всегда есть те, на кого возложена роль непосредственного исполнителя по поддержанию негативных традиций, и проводники идеи безропотного повиновения негласным нормам. Они дают советы, как действовать в различных ситуациях, жестоко наказывают за непослушание. Качество исполнения этих ролей солдатами постоянно оценивается лидером неформальной микрогруппы11. На основе этих оценочных мнений формируется внутригрупповой механизм функционирования неуставных взаимоотношений. Данные  нарушений скрываются от офицеров.
Предметом особого внимания командиров должны быть все случаи травм и телесных повреждений военнослужащих.

2.2 Профилактика правонарушений во Внутренних Войсках МВД Российской Федерации.

Профилактика является ключевой формой предупреждения правонарушений. Она исполняется на том этапе, когда правонарушение еще не совершено. Она является наиболее гуманным средством борьбы с правонарушениями, т.к. гуманнее уберечь человека от нравственного и морального падения, чем в итоге наказывать его за совершенное правонарушение. Профилактика предпочтительна и из экономических соображений: гораздо выгоднее бывает организовать профилактические мероприятия и не допустить правонарушение, чем затем устранять его последствия.

Профилактика правонарушений – это деятельность, заключающаяся в разработке и осуществлении системы целенаправленных мер по выявлению и устранению причин и условий правонарушений, а также оказанию предупредительного воздействия на лиц, склонных к противоправному поведению.

Объектом профилактики являются причины и условия правонарушений, отдельных видов правонарушений, а также лица, способные совершить правонарушения в силу своей антиобщественной ориентации.

Субъектами профилактики являются государственные органы (в том числе военное командование), общественные организации, коммерческие структуры, отдельные граждане (в том числе военнослужащие).

Основными задачами профилактики правонарушений в воинских коллективах, являются:

– систематическое и полное выявление, анализ явлений и тенденций, которые способствуют формированию личности правонарушителя и реализации преступных намерений;

– систематическое и полное выявление лиц, способных совершить правонарушение;

– полное и целенаправленное воздействие на вышеуказанные объекты.

Профилактике правонарушений в воинских коллективах присущи многие функции, которые тесно взаимосвязаны между собой и дополняют друг друга.

К ним относятся:

1. Регулятивная заключается в том, что профилактика направлена на урегулирование поведения людей в воинском коллективе в соответствии с нормами морали и права.

2. Предупредительная – самая главная функция. Она обусловлена тем, что сама профилактика направлена на предупреждение правонарушений и других форм отклоняющегося поведения.

3. Охранительная заключается в том, что профилактика нацелена на охрану общественных интересов, прав и свобод военнослужащих и других граждан.

4. Воспитательная – призвана воспитывать военнослужащих в духе знания, уважения и исполнения законов, уставов, наставлений, приказов, директив, моральных норм, ответственности за свое поведение перед обществом.

Профилактике правонарушений отводится особое место в деятельности всех войсковых структур. Профилактической работой в тех или иных масштабах занимаются все руководящие органы.

Существует несколько видов профилактики правонарушений, среди которых следует выделить:

1) Моральную профилактику; которая направлена на утверждение нравственных принципов, идеалов, образующих определенный тип общественного поведения, при котором военнослужащие, несомненно, будут соблюдать правовые нормы.

2) Правовую профилактику, которая направлена на недопущение правонарушений. В правовой профилактике главное место занимает уголовно-правовая профилактика.

Существует 2 формы профилактики:

1. Общая профилактика – это целенаправленная деятельность командиров по выявлению, изучению и устранению причин правонарушений, условий, способствующих их осуществлению, а также обстоятельств, облегчающих совершение преступлений.

2. Индивидуальная профилактика – это выявление лиц, от которых, можно ожидать совершения правонарушений и принятия в отношении таких лиц мер воспитательного и иного воздействия с целью недопущения с их стороны правонарушений.

Профилактика нарушений уставных правил взаимоотношений включает:

• диагностику (выявление) фактов нарушений уставных правил взаимоотношений между военнослужащими;

• проведение организационно-воспитательных, психолого-педагогических, социально-бытовых и медицинских мероприятий, формирующих условия для налаживания уставной организации учебно-воспитательного процесса и быта в подразделениях.

В интересах диагностики поведения используются следующие методы:

наблюдение, анализ документов, опрос и др.

В ходе наблюдения фиксируются особенности поведения военнослужащего в различных условиях. Наблюдение должно быть регулярным и целенаправленным. Оно позволяет увидеть и зафиксировать изменения, динамику развития поведенческих характеристик, помогает изучить скрытые процессы во время прямых контактов с военнослужащими.

Анализ документов в совокупности с наблюдением и другими методами обнаруживает предрасположенность к неуставным действиям. К документам, содержащим наиболее достоверную информацию, относятся автобиографии, характеристики на кандидатов на службу по контракту, заключения медицинских учреждений, психолого-педагогические дневники и др.

Опрос военнослужащих – один из основных и важнейших методов диагностики их поведения. Для выявления лиц, склонных к нарушениям уставных правил взаимоотношений, необходимо опрашивать все категории военнослужащих подразделения. Получить новую информацию и доказательство предположениям помогают индивидуальные беседы и анонимные опросы.

Следует систематически проводить социально-психологическое обследование воинских коллективов в целях выявления неформальных групп, военнослужащих, оказавшихся в изоляции.
На основании информации, полученной в результате опроса, и с помощью других методов диагностики определяются меры по предотвращению нарушений уставных правил взаимоотношений.
12

Основные элементы работы по профилактике таких нарушений:

• поддержание уставного порядка и организация службы в подразделении;

• систематическая и последовательная  работа по изучению личностных особенностей, организация взаимодействия между военнослужащими, знание реального положения дел в воинском коллективе;

• повседневная забота о быте, отдыхе, здоровье военнослужащих, обеспечение их социальной защищенности.

Условия, при которых можно разрешить проблему нарушения уставных правил взаимоотношений между военнослужащими:

• всесторонний учет специфики решаемых подразделением задач;

объективное распределение военнослужащих по подразделениям;

• твердое знание офицерами, прапорщиками своих функциональных обязанностей и должностных обязанностей своих подчиненных;

• тщательная подготовка воспитательных мероприятий и обеспечение максимального участия в них личного состава;

• повседневная целенаправленная воспитательная работа с каждым военнослужащим.

Предупреждение нарушений возможно при создании уклада воинской службы, который бы исключал возможность их проявления.
Офицеры подразделений обязаны всегда контролировать выполнение распорядка дня, службу внутренних нарядов. Глумления и издевательства случаются в то время, когда за состояние дисциплины отвечают командиры отделений. Но сержантский состав подразделений как правило не выполняет своих служебных обязанностей по предупреждению нарушений уставных правил взаимоотношений.

Во всех подразделениях необходимо установить жесткий контроль над службой в суточном наряде, над равномерным распределением нагрузок на военнослужащих, над организацией и проведением хозяйственных работ.
В целях профилактики нарушений уставных правил взаимоотношений между военнослужащими необходимо:

• объективно и принципиально оценивать негативные явления в коллективе, принимать оперативные меры по их пресечению;

• не пропускать без соответствующего воздействия ни одного факта глумлений и издевательств над военнослужащими;

• осуществлять бескомпромиссную борьбу с фактами сокрытия и очковтирательства, искривления дисциплинарной практики, грубости, оскорбления и унижения достоинства военнослужащих;

• исключить применение антипедагогических методов и средств воспитания.

Разумно не реже одного раза в два месяца с сержантами проводить занятия по профилактике нарушений уставных правил взаимоотношений.

В целях  профилактики командиру подразделения следует:

• организовать регулярный анализ и выработать объективную оценку соблюдения военнослужащими установленных порядка и правил поведения;

• вести организаторскую и воспитательную работу по обеспечению дисциплинированности военнослужащих исключительно на основе законов, общевоинских уставов, наставлений, инструкций, приказов командиров и начальников;

• организовывать воспитательную работу на базе знания реальной морально-психологической обстановки в воинских коллективах и индивидуально-психологических особенностей военнослужащих;

• знать, как случаются нарушения уставных правил взаимоотношений в конкретном подразделении, а также соответствующие негативные традиции;

• уметь оказывать влияние на микрогруппы, находить формы и способы противодействия этим неправомерным явлениям;

• сформировать эффективный порядок воздействия общественных организаций и актива на морально-психологический климат в воинских коллективах;

• учитывать факторы, обусловливающие возникновение этого отрицательного социально-психологического явления, механизм его функционирования, обеспечить психологическую готовность командиров всех степеней целенаправленно и регулярно вести работу по предупреждению такого рода нарушений.

Важно сформировать постоянное изучение взаимоотношений в коллективе подразделения. В основе этого лежит индивидуальная работа, которая должна проводиться систематически. Главная ее задача заключается в том, чтобы в короткий срок определить микрогруппы, их направленность и состав, выявить лиц, положительно настроенных к службе, и конкретных носителей негативных отношений13.

Регулярная индивидуальная работа, проводимая офицерами подразделения, позволяет:

• выявить отношение военнослужащего к своим обязанностям, сослуживцам, к себе, мотивы поведения;

 совершеннее и конкретнее анализировать морально-психологическое состояние личного состава;

• учитывать индивидуальные психологические особенности, личностные качества, физическое развитие, вероисповедание военнослужащих и так далее;

• систематически влиять на морально-психологический климат в коллективе, выявлять неформальных лидеров в микрогруппах, более глубоко знать национальные обычаи, нравы и традиции;

• прогнозировать и предупреждать конфликтные случаи во взаимоотношениях между военнослужащими;

• правильно выбирать наиболее эффективные формы и методы влияния на каждого военнослужащего в целях формирования у него навыков уставных правил взаимоотношений с сослуживцами.

При изучении взаимоотношений военнослужащих нужно:

• строго следить за их настроением, отношением к службе, проявлением отчужденности и недовольства, анализировать характер общения военнослужащих друг с другом;

• изучать стиль поведения военнослужащих в различных ситуациях и конфликтов, способы разрешения таковых, направленность агрессии подчиненных;

• овладевать навыками и приемами поведения в сложных социально-психологических ситуациях;

• анализировать условия и  особенности адаптации военнослужащих к своему окружению;

• систематически оценивать морально-психологический климат подразделения, изучать круг наиболее авторитетных людей, мнение которых является определяющим для личности;

• анализировать ситуации неравномерного распределения служебных нагрузок, выполнения хозяйственных работ, особенно в выходные и праздничные дни;

• наблюдать за размещением военнослужащих при нахождении на кинофильмах и телепередач, за внешним видом, наличием обмундирования;

• проявлять постоянную заботу о быте, отдыхе и социальной защищенности военнослужащих, вникать в нужды подчиненных .

В социальной защите нуждаются, прежде всего, те, кто имеет недостатки в общем развитии, а также лица с нервно-психической неустойчивостью. Для того чтобы систематически и качественно проводить работу по профилактике неуставных взаимоотношений, командиры должны иметь следующие документы по вопросам воинской дисциплины.

Командир отделения, расчета, экипажа:

• список личного состава отделения, расчета, экипажа;

• социально-демографические данные на каждого солдата;

• сведения о количестве поощрений и взысканий у каждого солдата;

Командир взвода:

• журнал учета индивидуальной воспитательной работы;

• список личного состава взвода;

• сведения о поощрениях и взысканиях, примененных к личному составу взвода, служебные карточки;

• социально-демографические данные на личный состав взвода;

• список нарушителей воинской дисциплины;

• списки ознакомления личного состава с мерами безопасности при обращении с техникой и оружием, ядовитыми жидкостями, статьями закона об уголовной ответственности за самовольную отлучку, самовольное оставление части, дезертирство, неповиновение, угрозу начальнику, нарушение уставных правил взаимоотношений между военнослужащими;

• списки ознакомления личного состава с нормами закона о материальной ответственности военнослужащих за ущерб, причиненный государству;

• список нарушителей воинской дисциплины, полные данные по ним, материалы расследования;

• социально-демографические данные о каждом офицере и сержанте роты;

• материалы подведения итогов воинской дисциплины в роте за каждую неделю месяца, месяц; материалы анализа работы по ее укреплению;

• журнал учета грубых нарушений воинской дисциплины, совершенных офицерами, прапорщиками (мичманами), сержантами (старшинами), солдатами (матросами) роты;

• служебные карточки;

• список актива, материалы работы с ним;

• сведения о дисциплинарной практике офицеров и сержантов (старшин);

Командир роты:

• педагогический дневник с данными по учету работы с офицерами, прапорщиками и сержантами роты, а так же неформальными лидерами и военнослужащими «группы риска»;

• социально-демографические данные о каждом офицере и сержанте роты;

• протоколы общих собраний личного состава роты;

• журнал учета доведения до личного состава приказов, приговоров военного трибунала, статей УК РФ об уголовной ответственности за воинские преступления и материальной ответственности военнослужащих;

• список нарушителей воинской дисциплины, полные данные по ним, материалы расследования;

• журнал учета грубых нарушений воинской дисциплины;

• сведения о поощрениях и взысканиях, примененных к личному составу;

• служебные карточки на солдат и сержантов роты;

• материалы подведения итогов воинской дисциплины в роте за каждую неделю месяца, месяц; материалы анализа работы по ее укреплению;

•список актива, материалы работы с ним;

• сведения о дисциплинарной практике офицеров и сержантов (старшин).

Особое изучение отклонений в уставных взаимоотношениях за последние годы показало, что эти процессы происходят среди всех категорий военнослужащих и могут быть классифицированы.

Нарушения уставных правил взаимоотношений могут проявляться как отдельные и групповые посягательства на военнослужащих, отрицательные привычки. Чтобы от них избавиться, нужно бороться, например, не с «дедовщиной», так как ее может быстро сменить, допустим, выпячивание национальных и иных предрассудков, а с любыми посягательствами всех и каждого на основы социальной справедливости14. Это подтверждается специалистами в сфере межнациональных отношений военнослужащих. Согласно их данным, 88% армейских конфликтов на национальной почве первоначально возникают как межличностные.

Таким образом, одной из важных задач является обеспечение  активного участия армейской общественности и воинских коллективов в профилактике нарушений уставных правил взаимоотношений между военнослужащими. Командир подразделения, осуществляя мероприятия по ликвидации из жизни воинских коллективов фактов глумлений и издевательств одних военнослужащих над другими, должен помнить, что для эффективной профилактики неуставных взаимоотношений необходимо знать формы их проявления в конкретном подразделении, наличие негативных традиций, уметь оказывать влияние на микрогруппы, находить формы и способы противодействия этим негативным явлениям.

Профилактика и предупреждение неуставных взаимоотношений комплексная проблема, содержащая в себе разнообразные аспекты деятельности которые применяются командирами подразделений, всеми органами воспитания. Прежде всего нужно использовать накопленный опыт подразделений войск по предупреждению этих отрицательных явлений выработанные формы и методы не утратили своей актуальности Их надо умело использовать с учетом изменившейся обстановки во Внутренних Войсках МВД России. Ранее владея мощной базой и соответственно хорошо организованные структуры политического и общественного воздействия, мы стремились перевоспитать, привести военнослужащего к идеальной схеме в службе, поведения, быта и т.д.

И организовывалась эта работа далеко не безуспешно. Обстановка в воинских коллективах, в подавляющем большинстве, находилась нравственно зрелой, здоровой.

В настоящее время многое изменилось. Резко ограничилась сфера общественного воздействия, меняется морально-психологический климат в подразделениях, происходит ломка общественного сознания у руководителей коллективами, утрачены ценностные ориентиры, идеалы, на которых были воспитаны и воспитывали своих подчиненных. Нет общей воспитательной идеи, ради  которой можно сплачивать воинские коллективы. Это наводит командиров, воспитателей на пассивность, в работе на перспективу, снижает их ответственность за состояние порядка и воинской дисциплины в подразделениях. Произошло повсеместное ослабление воспитательной работы направленной на сплочение воинских коллективов, формирование позитивного общественного мнения по отношению к предпосылкам неуставных правил отношений.

Учитывая вышеизложенное, исходя из конкретных условий учебно-боевой деятельности Внутренних войск, необходимо искать и настойчиво внедрять такие мотивационные факторы, которые побуждали бы все категории военнослужащих более оптимально выполнять свои должностные обязанности. За последнее время в поисках мотивационных факторов сосредотачиваются ключевые усилия на материальной стороне. Бесспорно, это главный, решающий фактор, и в этом плане делается не мало, но очень важно вести активный поиск моральных и других факторов, наработанных многими поколениями российской и советской армии.

Необходимо использовать исторический опыт русской армии, такой как передача опыта, наставничество, поддержка и помощь, опеку и так далее,старослужащими молодых воинов с одной стороны и подчеркнутое, уважительное отношение со стороны младших товарищей и командиров к старослужащим.

В 1899 году в русской армии была разработана памятка наставника новобранца. Некоторый интерес представляют и сегодня отдельные положения этой памятки: "Разговаривай ласково, терпеливо, если в чем нуждается - позаботься, помоги. Объясняй толково, получше, каждому найди меткое слово. Спроси как зовут, назови себя, покажи кровать, умывальник, где позволяется курить, накорми, если устал - дай полежать. Заговори о его родных и помоги в первый день написать письмо отцу, матери, жене или другим близким. Вразуми, чтобы новобранец никогда не просил денег у родных. На второй день чему то учить еще рано. Постарайся познакомить с другими солдатами, если есть земляки - дай поговорить откровенно. Разговаривая с новобранцем, каждую минуту думай о том, как  заслужить его любовь, чтобы поверил тебе и не скрывал от тебя ничего".

За последние годы произошло обострение неуставных взаимоотношений во Внутренних войсках. Главные объективные причины резкого обострения этой проблемы, известны руководителям воинских коллективов. Они учитываются в организаторской и воспитательской работе по профилактике неуставных взаимоотношений15. Прежде всего произошло резкое осложнение криминогенной обстановки в стране, таким образом, в регионах призыва на службу. В воинские коллективы вливается все больше молодых людей, усвоивших нормы преступного мира. Своим личным привычкам они стремятся следовать на подразделениях что серьезным образом сказывается на нравственно-психологическом климате воинских коллективов.

В связи с резким обострением этого негативного явления в войсках подавляющее большинство офицеров подразделений потеряло уверенность и  возможность успешного решения этой проблемы.

В ходе социологического опроса, проведенного в войсках Северо-Западного округа практически каждый четвертый офицер подразделения (25%) ответил, что не видит возможности решения проблемы неуставных взаимоотношений между военнослужащими подразделений сотрудниками .В их работе отсутствует гибкий порядок воздействия на межличностные отношения воинов по формированию здорового нравственного климата в подразделении. Организации эффективной работы по профилактике неуставных взаимоотношений в значительной степени мешает низкий уровень психолого-педагогической подготовленности должностных лиц. Офицеры подразделений не умеют управлять взаимоотношениями людей в коллективе, воздействовать на межличностные отношения военнослужащих по формированию здорового, нравственного климата в подразделении, не знают динамики внутриколлективных процессов, имеют слабое представление о психологии молодежной среды, не умеют прогнозировать развитие событий, а главное не владеют методикой профилактики неуставных взаимоотношений. Более половины (52%) опрошенных офицеров этого округа ответили, что они недостаточно или полностью не подготовлены к решению этой проблемы в подразделениях.

Воспитательная работа по предупреждению глумлений и издевательств над сослуживцами должна решаться в единстве трех подходов:

первый - организация нравственно зрелой жизнедеятельности военнослужащих, поддержание в каждом подразделении твердого уставного порядка;

второй - систематическая работа по изучению личностных особенностей, взаимоотношений между военнослужащими различных периодов службы. Знание положения дел в воинском коллективе;

третий - повседневная забота о быте, нуждах, отдыхе, здоровье военнослужащих, обеспечение их, социальной и правовой защищенности.
Несмотря на то, что неуставные взаимоотношения имеют глубокие социально-психологические начала, все же специфические условия жизнедеятельности армейских коллективов, жесткая система контроля, новизна ситуации, в которой оказывается молодой человек, позволяет сделать обстановку в подразделениях автономной, дает возможность создать условия здорового воспитания военнослужащих.

Подтверждение этому - десятки воинских подразделений, где здоровая и зрелая нравственная атмосфера. К большому сожалению, эти возможности в достаточной степени не реализуются.

Управление сложными социальными процессами в частях и подразделениях, ранее опирающуюся на мощную идеологическую и политическую систему, сегодня должно основываться на новых концептуальных подходах, в основе которых наиболее целесообразно иметь научно обоснованные пути и направления социального управления. В основе их - социальные регуляция и коррекция социального поведения военнослужащих и воинских коллективов Внутренних войск.

В связи с этим возникает проблема нового подхода к сплочению воинских коллективов, профилактике неуставных взаимоотношений. И главным здесь - учет социальных, социологических и социально-психологических факторов, на основе которых должны приниматься управленческие решения, строиться работа по укреплению воинской дисциплины.

Систематическая работа по профилактике правонарушений требует прежде всего учитывать факторы, обуславливающие появление этого негативного социально-психологического явления, механизма его функционирования.

Во-вторых, знание воинского коллектива, умение получать полную и достоверную информацию о взаимоотношениях между военнослужащими, о структуре и направленности неформальных групп.

В-третьих, способность влиять на микрогруппы, умение находить формы и способы противодействия этим негативным явлением.

В-четвёртых, психологическая готовность целенаправленно и систематически вести работу по предупреждению правонарушений.

Общесоциальные факторы:

Сложная социально-экономическая и криминогенная ситуация в стране и в регионах дислокации Внутренних войск, социальная напряженность среди, всех категорий военнослужащих.

Информационный шквал насилия в средствах массовой информации, деформация устоявшейся системы ценностных ориентации в сторону материальных благ, падение престижа и авторитета воинской службы.
Объективно усиливающаяся тенденция к разложению общества и соответственно призывного контингента и личного состава войск.
Вакуум воспитания призывной молодежи в семьях, детских садах, школах, в трудовых коллективах.

Проникновение в воинскую среду традиций уголовного мира.
Распад и рассогласование системы обучения и воспитания.
Серьезные изменения в реализации принципа социальной справедливости, что создает некоторые условия для оживления эгоистических и индивидуалистических черт у молодежи.

Организационные факторы:

- Снижение требований к отбору и комплектованию Внутренних войск  призывной молодежью, к здоровью, к физическим качествам из-за сложившейся ситуации в стране.

- Изменение системы и особенности комплектования подразделений в регионах Кавказа.

Внутриорганизационная дифференциация коллективов, обуславливаемая особенностями службы (должностная, служебная, национальная, возрастная, призывная, региональная и так далее).
Забвение многих воинских ритуалов, оказывающих влияние на укрепление воинского порядка, на воспитание гордости за службу в подразделениях Внутренних войск.

Бесконтрольность за распределением служебных нагрузок на военнослужащих разных сроков воинского призыва16.

Неадекватность нормативно-организационных требований, устанавливающих организацию и прохождение воинской службы военнослужащих срочной службы в современной обстановке и положение дел в коллективах.

Дисгармоничная структура воинских коллективов (национальная, региональная, возрастная, призывная), обусловленная системой комплектования воинских коллективов, изначально закладывающая различного рода системные конфликты в коллективах (национальные, земляческие, возрастные и т.д.);

- Неукомплектованость подразделений, увеличивающая физические и психические нагрузки на личный состав, провоцирующие желание военнослужащих старших призывов облегчить свое положение за счет младших призывов.

- Нерешенность проблем социальной защищенности военнослужащих (материальные, бытовые,  медицинские и другие виды обслуживания).

Личностные факторы:

Крайне низкая значимость военной службы в системе ценностей личности военнослужащего срочной службы.

Деформация традиционных ценностей на материальные в структуре личности военнослужащих.

Рост алкоголизма и наркомании среди молодежи и военнослужащих.

Неудовлетворенность воинской службой у подавляющего числа военнослужащих.

Исходя из изложенных действий этих факторов, можно прогнозировать усиление следующих негативных тенденций в развитии воинских коллективов Внутренних войск:

-усиление внутриколлективных противоречий, которые будут проявляться в большом росте числа межличностных и межгрупповых конфликтов;

-усиление расслоения офицерских и солдатских коллективов, снижение их сплоченности и единства;

-усиление социальной и психологической напряженности в частях, подразделениях, соединениях, обострение обстановки во всех сферах жизнедеятельности воинских коллективов, в том числе в воинской дисциплине и правопорядке.

Безусловно, традиционный подход к решению задач поддержания дисциплины и организованности строится на многогранной организаторской систематической и воспитательской работе с личным составом.

Таким образом, наряду с традиционными способами, основанными на воспитании и перевоспитании личного состава, возможны нетрадиционные подходы. Один из таких подходов в решении проблем воинской дисциплины основан на идеи создания таких, соответствующих объективной реальности и социальным закономерностям, социальных и социально-психологических действий в воинском коллективе, при которых военнослужащие будут оптимально выполнять свои обязанности. Речь идет о том, чтобы подробно изучать неформальные структуры воинских коллективов с целью предотвращения негативных микрогрупп на земляческой, национальной и другой основах. Искать возможности официального повышения статуса военнослужащих в зависимости от сроков службы с тем, чтобы препятствовать самовольному его установлению, приводящему к неуставным взаимоотношениям.


Заключение

В представленной работе рассмотрены комплекс вопросов, расскрывающих основные теоретические аспекты проблемы неправомерного поведения военнослужащих, проанализированы основные причины правонарушений, пути их искоренения. Обобщая результаты, полученные в ходе исследования, сформулируем основные выводы.

Правонарушение — это противоправное, виновное деяние деликтоспособного субъекта, причиняющее вред охраняемым законом интересам. Среди причин, порождающих правонарушения, следует назвать, прежде всего, экономические, политические, социальные и нравственные причины. Они являются питательной средой для различного рода злоупотреблений, хищений коррупции, взяточничества, посягательств на жизнь и здоровье людей. На состояние преступности и уровень неправомерного поведения в обществе определенное влияние оказывают психофизиологические и биологические особенности правонарушителя.

Основная причина противоправного поведения — это разнообразные противоречия общественной жизни, дестабилизирующие нормальное функционирование социальной среды и индивида.

Человек существует в целой системе сложившихся и складывающихся противоречий. Различают противоречия между закономерностями общественного развития и субъективными возможностями их восприятия; между объективными потребностями и действующим законодательством; между действующим законодательством и практикой его применения; между различными видами социальных норм; внутри отдельных разновидностей социальных норм; между общественными и частными интересами; между растущими потребностями членов общества и возможностями их удовлетворения и т.д. Условия, формирующие причину правонарушений, конечно, не исчерпываются вышеперечисленными позициями. А их устранение и является основным путем предотвращения правонарушений и борьбы с ними.

По мере совершенствования человека, развития общественных отношений, улучшения материального и духовного благополучия людей, усиления их социальной защищенности, углубления политической зрелости объем неправомерного поведения сужается, создаются необходимые условия для снижения количественного и качественного уровня правонарушений в обществе.

В современной России проблема снижения уровня преступности стоит особенно остро. Но разработка комплекса мер по борьбе с правонарушениями, улучшение работы законотворческих и правоохранительных органов требует вложения огромных средств.

Таким образом возникновение различных форм правонарушений в воинских коллективах представляющие неуставные взаимоотношения следует обнаруживать не в обстоятельствах, находящихся за пределами воинской службы, а в недостаточности проведения воспитательной работы, слабой организации воинской службы, отдыха и труда  военнослужащих .

Ликвидируя проблемы  неуставных взаимоотношений в воинских подразделениях необходимо использовать системный подход. Содержащий в себе всевозможные мероприятия по сплочению коллектива.

Управленческому составу следует знать воинский коллектив, получать истинную информацию о взаимоотношениях между военнослужащими, о составе, интересах неформальных групп. Регулярно организовывать и проводить работу по профилактике правонарушений.


Список литературы:

  1.  Нормативно правовые акты.
    1.  Конституция Российской Федерации: официальный текст: принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.(ред.от 30.12.2008);
    2.  Уголовный кодекс Российской Федерации: ФЗ от 13 июня 1996 г.№ 63-ФЗ(ч.1 ст. 220) // СЗ РФ.1996 №25. Ст.24-26.                                                 
  2.  Научная и учебная литература.
    1.   Ардашкин В.Д. Охранительный механизм в праве и пределы ограничения    права    и    свобод    человека по российскому законодательству и международному праву // Сб. трудов. Красноярск:  Изд.- во КГУ, 1998.   С.54.
    2.   Бражко Т.К. Совокупность правонарушений по советскому праву Казань: Издательство Казанского университета, 1988. С.19.
    3.   Бабаев В.К., Баранов В.М., Толстик В.А. Теория государства и права в схемах и определениях. М., 1998. С.117.
    4.   Ведяхин В.М., Галузин А.Ф. К вопросу о понятии правонарушения // Правоведение. 1996. №4.
    5.   Взаимоотношения военнослужащих и пути их формирования. Учебно-методическое пособие.- М.: МО РФ, 1993.-45 с.
    6.   Введение в профессию. Учебно-методическое пособие для войсковых психологов и социологов /ЦВСППИ. М., 1992, - 128 с.
    7.   Военная педагогика: учебник для вузов. .- под. ред. О.Ю. Ефремова. - СПб.: Питер,2008.с. 60.
    8.   Габричидзе Б.Н. «Юридическая ответственность. Учебное пособие. - М.,2005
    9.   Иванов А.А. Правонарушение и юридическая ответственность. Теория законодательная практика. М., 2004. С. 31.
    10.  Кудрявцев В.Н. Правомерное поведение: норма и патология. М.: .: Наука, 1982. С.200.
    11.  Кудрявцев В.Н. Закон, порядок, ответственность. – М.: Наука, 2005, с.144.
    12.  Кудрявцев В.Н. Причины правонарушений.   М.: Наука, 1976.  С.77
    13.  Прокопович Г.А. Правонарушения в частном праве: субъект и субъективная сторона // Гражданское право. 2007. N 2. С. 32.
    14.  Теория государства и права / под ред. В.К. Бабаева. М.; Юрист, 2001.С.443.
    15.  Хропанюк В.Н. Теория государства и права / под ред. В.Г. Стрекозова. М., 1995. С. 314

Материалы периодической печати.

  1.   «Вестник Московского университета».Серия 11.Право.
    1.  Параскевова С.А. К вопросу о классификации гражданских правонарушений // Российский судья. 2007. N 2.
    2.  Мальков В.П. Состав преступления в теории и законе // Российская юстиция. – 1998, № 6.
    3.   « О нарушении уставных правил  взаимоотношений между военнослужащими при отсутствии между ними подчиненности. Сергеев А.В. «Тенденции развития института дисциплинарной ответственности военнослужащих».2008.с 62.
    4.  Одегнал Е.А. Соотношение понятий «злоупотребление правом» и законодательная практика. М., 2004.  С.10.
    5.  Радченко С.Д. Понятие и сущность злоупотребления субъективным гражданским правом // Журнал российского права. 2005. N 11.
    6.  Серков  П.П. « О понятии юридической ответственности» п.8.с 42.2010.

1 Теория государства и права: Учебник / Под редакцией. В.В. Лазарева – М.: Право и Закон, 2006, с.336

2 Хропанюк В.Н. Теория государства и права / под ред. В.Г. Стрекозова. М., 1995. С. 314.

3 Радченко С.Д. Понятие и сущность злоупотребления субъективным гражданским правом // Журнал российского права. 2005. N 11.

4 Бабаев В.К., Баранов В.М., Толстик В.А. Теория государства и права в схемах и определениях. М., 1998. С.117.

5 Кудрявцев В.Н. Правомерное поведение: норма и патология. М.: Наука, 1982. С.202.

6 Иванов А.А. Правонарушение и юридическая ответственность. Теория и законодательная практика. М., 2004. С. 31.

7 Параскевова С.А. К вопросу о классификации гражданских правонарушений // Российский судья. 2007. N 2.

8 . Уголовный кодекс Российской Федерации: ФЗ от 13 июня 1996 г.№ 63-ФЗ(ч.1 ст 220) // СЗ РФ.1996 №25. Ст.24-26.

9 Бабаев В.К., Баранов В.М., Толстик В.А. Теория государства и права в схемах и определениях. М., 1998. С.117.

10 Теория государства и права в вопросах и ответах: Учебное пособие // Сост.: Гузеев А.Н., Гульбинский В.С., Кулапов В., Коляда В.И., Совкич П.А., Ташпекова А.Т. / Под ред. В.В. Васильева. Саратов: СВИ ВВ МВД РФ, 2004. – 156 с.

11 Военная педагогика: учебник для вузов/ под ред. О.Ю. Ефремова. - СПб.: Питер,2008.с 65

12 . Военная педагогика: учебник для вузов. под. ред. О.Ю. Ефремова. - СПб.: Питер,2008.с 640

13 . Военная педагогика: учебник для вузов. под. ред. О.Ю. Ефремова. - СПб.: Питер,2008.с 640

14 . Военная педагогика: учебник для вузов.под. ред. О.Ю. Ефремова - СПб.: Питер,2008.с 640

15 Взаимоотношения военнослужащих и пути их формирования. Учебно-методическое пособие - М.: МО РФ, 1993.-45 с.

16 Введение в профессию. Учебно-методическое пособие для войсковых психологов и социологов /ЦВСППИ. М., 1992, - 128 с.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

82680. Робота з колективом учнів 124 KB
  Народна педагогіка зосереджувала увагу на тому, щоб соціальний колектив виступав джерелом всебічного розвитку кожного його члена, був надійним захисником інтересів, прав особистості. Оскільки характерними рисами менталітету українців були гуманізм, демократизм, не допускалось використання колективу...
82681. Особые экономические зоны 41 KB
  Для мировых хозяйственных связей особые экономические зоны предстают в основном как фактор ускоренного экономического роста за счет активизации международного товарооборота мобилизации инвестиций углубления интеграционных экономических процессов.
82682. Организационное поведение 56.47 KB
  При всей сложности и противоречивости происходящих общественно-политических процессов мы имеем и принципиально важные достижения: переход от административно-командных методов к рыночным отношениям, от тоталитаризма к демократическим принципам управления.
82683. Приемы развития познавательного интереса на уроках закрепления изучаемого материала по биологии 99.91 KB
  В системе уроков, составляющих единство в раскрытии содержания темы, имеется большое разнообразие. Учителю важно знать, чем один урок отличается от другого и какие закономерности он должен учитывать в построении того или иного урока. Чтобы разобраться в этом, необходимо знать типологию уроков.
82684. Реинжиниринг и бизнес-процессы 37.61 KB
  Принципы, сформулированные Смитом и революционные для его времени, не соответствуют требованиям современной индустрии, так как продукция в наше время должна быть ориентирована в основном на узкие группы потребителей, исполнители хорошо образованны, не боятся ответственности и стремятся...
82685. Производство текстильных материалов 128.5 KB
  Цель этапа: настрой учащихся на предстоящие исследования на получение новых знаний создать условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебный процесс приветствие проверка явки учащихся заполнение учителем классно журнала проверка готовности учащихся к уроку настрой учащихся...
82686. Нахождение дроби от числа. Нахождение числа по его части, выраженной дробью 87 KB
  Закрепить понятия: обыкновенная дробь, числитель дроби, знаменатель дроби; сформировать умение записывать и читать обыкновенные дроби, изучить правила нахождения дроби от числа и числа по его дроби. Создавать у школьников положительную мотивацию к выполнению умственных и практических занятий.
82687. Действия над многочленами 88 KB
  Задачи: систематизировать материал по данной теме. провести диагностику усвоения системы знаний и умений и её применения для выполнения практических заданий стандартного уровня с переходом на более высокий уровень. развивать познавательные процессы, память, мышление, внимание...
82688. Добрые дела живут на белом свете 28.9 KB
  Цель: закреплять представления детей о добрых делах, понимать, что вежливые слова помогают людям в общении; упражнять в грамотном построении ответов на заданные вопросы. Развивать способность детей к сопереживанию, устанавливать причинно-следственные связи. Упражнять в подборе слов-антонимов, воспитывать чувство доброты.