82032

Техническое обеспечение и ремонт системы охлаждения (термостата) автомобиля

Курсовая

Логистика и транспорт

Принцип работы двигателя внутреннего сгорания (далее — ДВС) представляет собой строгую очередность микровзрывов горючей смести в цилиндрах. Соответственно повышается и температура двигателя, которая становится критической.

Русский

2015-02-24

608.19 KB

21 чел.

ПИСЬМЕННАЯ ЭКЗАМЕНАЦИОННАЯ РАБОТА

Тема: Техническое обеспечение и ремонт системы охлаждения(термостата)автомобиля.

Иркутск , 2014


Изм.

Лист

№ докум.

Подпись

Дата

Лист

4

ДП.470100.080502.65.008-2012.ПЗ

Разраб.

Запорожск. С.А

Провер.

Люлько Л.А

Н. Контр.

Корабель И.В.

Утверд.

Сурков Л.П.

Техническое обеспечение и ремонт системы охлаждения (термостата)автомобиля.

Лит.

Листов

29

ИТТРиС

Содержание

Введение

1.Основная часть

  1.  Назначение и принцип охлажденияавтомобиля. . . . . . . . . . . . . . . . .6
  2.  Принцип работы насоса охлаждающей жидкости. . . . . . . . . . . . . . .11
  3.  Принцип работы вентелятора. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .15

   1.4 Неисправности и их признаки. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .18

   1.5 Техническое обслуживание охлаждающей системы автомобиля. . . 21

2. Охрана труда

2.1 Техника безопасности . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .26

3. Список Литературы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .29

Изм.Изм.

ЛистЛист

№ докум.№ докум.

ПодписьПодпись

ДатаДата

ЛистЛист

5

А12-3/10

Введение.

Необходимость разработок охлаждающих жидкостей явилась по причине выделения теплоты при сгорании топлива, а также от действия сил трения, в результате чего автомобильные двигатели стали нуждаться в эффективной системе охлаждения. В основном тепло отводится через радиатор системы охлаждения, а теплоносителями являются жидкости, циркулирующие через него и двигатель. Автомобильные двигатели воздушного охлаждения, начиная с некоторого времени, перестали представлять интерес в целях защиты окружающей среды. Количество теплоты, передаваемой системой охлаждения двигателя, очень высоко. Известно, что третья часть тепловой энергии от сгорания топлива должна быть рассеяна охлаждающей жидкостью, в то время как пригодная для использования энергия на коленчатом вале двигателя составляет только одну четверть этой тепловой энергии в бензиновом двигателе или одну треть - в дизельном. При чрезмерном нагреве стенок камер сгорания теряется мощность двигателя, вследствие ухудшения наполнения цилиндров, ухудшаются условия смазывания, появляется детонация, калильное зажигание и другие нежелательные явления. Чтобы предотвратить перегрев деталей двигателя, их охлаждают. В качестве охлаждающих агентов в двигателях используют воздух или жидкости. Наибольшее распространение получили жидкостные системы охлаждения, так как в двигателях с жидкостным охлаждением блок и головка цилиндров выполнены двойными. Между стенками образуется охлаждающая рубашка, которая заполняется жидкостью. Охлаждающая жидкость отводит тепло от стенок и головки цилиндров и отдает тепло воздуху, который нагнетается вентилятором через радиатор. Таким образом, охлаждающая жидкость непрерывно циркулирует в замкнутой системе охлаждения, нагреваясь в блоке и головке цилиндров и охлаждаясь в радиаторе.

Назначение и принцип охлажденияавтомобиля.

Принцип работы двигателя внутреннего сгорания (далее — ДВС) представляет собой строгую очередность микровзрывов горючей смести в цилиндрах. Соответственно повышается и температура двигателя, которая становится критической. Подобные процессы неминуемо приводят к выходу из строя силового агрегата любого транспортного средства. Именно поэтому во всех современных ДВС обязательно применяется система охлаждения.

Функции и виды системы

Основное назначение системы охлаждения и бензинового, и дизельного ДВС сводится к принудительному отводу тепла от деталей двигателя, которые нагреваются в процессе его работы, и поддержанию его рабочего температурного режима.
Помимо данной функции, система охлаждения автомобиля выполняет и ряд иных сопутствующих задач:

  1.  ускорение прогрева двигателя до рабочей температуры;
  2.  нагрев воздуха для отопления салона;
  3.  охлаждение системы смазки ДВС;

Изм.Изм.

ЛистЛист

№ докум.№ докум.

ПодписьПодпись

ДатаДата

ЛистЛист

6

А12-3/10

  1.  
    охлаждение выхлопных газов (при применении рециркуляции);
  2.  охлаждение воздуха (при турбонаддуве);
  3.  охлаждение смазки в коробке передач (при АКПП).

В зависимости от принципа действия и способа функционирования принято различать следующие системы охлаждения:

  1.  жидкостную (основанную на отводе тепла потоком жидкости);
  2.  воздушную (базирующуюся на охлаждении воздушным потоком);
  3.  комбинированную (сочетающую в себе принцип действия жидкостной и воздушной систем).

Структура системы.

Подавляющее большинство ДВС имеют жидкостную систему охлаждения (закрытого типа), использующую принцип принудительной циркуляции. Именно она, с одной стороны, способно обеспечить максимально эффективное охлаждение, а с другой, — является более эргономичным и комфортным способом отвода избыточного тепла от двигателя.


Изм.Изм.

ЛистЛист

№ докум.№ докум.

ПодписьПодпись

ДатаДата

ЛистЛист

7

А12-3/10

Устройство и принципиальная схема системы охлаждения двигателя (как дизельного, так и бензинового) включает в себя работу следующих компонентов:

  1.  радиатора с вентилятором (электрическим, механическим или гидравлическим);
  2.  радиатора отопителя («печки») с электрическим вентилятором;
  3.  рубашек охлаждения блока цилиндров и головки блока;
  4.  термостата;
  5.  циркуляционного (водяного) насоса («помпы»);
  6.  расширительного бачка;
  7.  крана радиатора «печки»;
  8.  соединительных патрубков и шлангов.

В качестве охлаждающей жидкости может использоваться вода, тосол, антифриз. Система охлаждения подавляющего числа автомобилей использует тосол, как более оптимальный вариант, из-за хорошего соотношения стоимости и функциональных характеристик.

Изм.Изм.

ЛистЛист

№ докум.№ докум.

ПодписьПодпись

ДатаДата

ЛистЛист

8

А12-3/10


Принцип функционирования системы охлаждения двигателя (и бензинового, и дизельного) весьма прост и основан на целенаправленной циркуляции охлаждающей жидкости. Охлаждающая жидкость, забирая тепло у деталей двигателя (в рубашках охлаждения), под воздействием давления, создаваемого водяным насосом, начинает циркулировать по системе, осуществляя теплообмен.

Первоначально движение жидкости осуществляется при закрытом термостате по малому кругу, то есть без работы радиатора. Это делается для того, чтобы убыстрить процесс прогрева двигателя и доведения его до рабочей температуры. После возврата жидкости в рубашки охлаждения процесс циркуляции продолжается.

В том случае, когда температура достигает высоких показателей (в пределах 100 градусов), открывается термостат, и охлаждающая жидкость начинает двигаться по большому кругу, заходя в радиатор. Это сразу же остужает двигатель, ибо в систему охлаждения поступает жидкость, ранее не использовавшаяся (находившаяся в радиаторе). Сам радиатор охлаждается потоком атмосферного воздуха.

Изм.Изм.

ЛистЛист

№ докум.№ докум.

ПодписьПодпись

ДатаДата

ЛистЛист

9

А12-3/10


При дальнейшем нагреве двигателя (например, в летний период), когда жидкость не успевает остывать до необходимого температурного уровня, специальное устройство автоматически включает электрический вентилятор («ленивец»), дополнительно охлаждающий радиатор и частично двигатель. Вентилятор работает до достижения необходимого уровня температуры жидкости, и специальное устройство выключает его. Механический вариант вентилятора, соединенный с коленвалом ременной передачей, работает в постоянно действующем режиме.

При необходимости (например, в холодное время года) охлаждающая жидкость через открытый кран отопителя заходит в «печку», где с помощью радиатора, с одной стороны, дополнительно остывает, отдавая избыточное тепло, а с другой, — обогревает воздух в салоне автомобиля.

Изм.Изм.

ЛистЛист

№ докум.№ докум.

ПодписьПодпись

ДатаДата

ЛистЛист

10

А12-3/10


Принцип работы насоса охлаждающей жидкости.

Изм.Изм.

ЛистЛист

№ докум.№ докум.

ПодписьПодпись

ДатаДата

ЛистЛист

11

А12-3/10

При работе ДВС немаловажное значение имеет отвод тепла, образующегося при сгорании топлива. Для этого принимаются специальные меры, вплоть до того, что на автомобиле существует отдельная система, предназначенная именно обеспечивать необходимый температурный режим мотора. Использование тепла и отвод его излишков может осуществляться различными методами, в том числе и с использованием охлаждающей жидкости. Не касаясь других многочисленных аспектов работы отдельных компонентов, задействованных при реализации этого, стоит обратить внимание на насос охлаждающей жидкости, или как его еще называют, водяную помпу, по сути дела, являющийся ключевым элементом всего процесса.


Насос циркуляции охлаждающей жидкости

Работу подобного изделия лучше всего рассмотреть на примере автомобилей ВАЗ 2106, 2107. Но прежде всего, для понимания той роли, которую играет насос охлаждающей жидкости при отводе тепла, надо хотя бы в целом вспомнить, что собой представляет весь этот процесс. Он схематически приведен ниже на рисунке, который позволяет оценить направления перемещения воды при ее циркуляции.

На данном рисунке, чтобы сделать процесс более понятным, не показана печка. Однако даже без этого элемента, картинка позволяет оценить, что именно благодаря циркуляции жидкости обеспечивается отвод тепла от цилиндров двигателя. Вот для ее непрерывного движения и предназначена помпа. При нарушении циркуляции ухудшается отвод тепла, происходит перегрев мотора, а при существенном превышении заданной температуры может привести к заклиниванию поршней.

Изм.Изм.

ЛистЛист

№ докум.№ докум.

ПодписьПодпись

ДатаДата

ЛистЛист

12

А12-3/10


Насос охлаждающей жидкости ВАЗ 2106, устройство, принцип работы

На машинах ВАЗ 2106, 2107 помпа, прокачивающая тосол или воду через рубашку мотора, располагается сбоку от него. Привод для обеспечения ее работы не электрический, а выполняется от коленвала мотора с помощью шкивов и ремня. Конструктивно помпа является замкнутым объемом, внутри которого располагается вал с крыльчаткой. С помощью шлангов на ее вход, через патрубок, осуществляется подача холодной воды, поступающей из радиатора.

Вращение крыльчатки обеспечивается через шкив и ременную передачу благодаря моменту, поступающему от коленчатого вала ДВС. Вращающаяся крыльчатка создает давление, благодаря которому осуществляется поступление воды в рубашку двигателя, а также остальные узлы, обеспечивающие отвод и использование излишков тепла.

Следует учесть, что работа остальных узлов системы здесь не рассматривается, а также остаются не охваченными вопросы, касающиеся циркуляции тосола.

Дополнительный насос охлаждающей жидкости

Однако такой механический привод, благодаря которому помпа ВАЗ 2106, 2107 прокачивает воду, имеет серьезный недостаток. Использование подобного привода приводит к тому, что помпа работает, пока работает двигатель. Если же при его выключении мотор перегрет, то в дальнейшем перегрев может только усилиться.

Изм.Изм.

ЛистЛист

№ докум.№ докум.

ПодписьПодпись

ДатаДата

ЛистЛист

13

А12-3/10


Во избежание подобного явления используется дополнительный насос, имеющий электрический привод. Благодаря его применению обеспечивается циркуляция тосола после того, как мотор заглушен. Его работа продолжается, пока температура в системе не достигнет определенного значения. В зависимости от конструкции, когда включается дополнительный насос, также может включаться общий вентилятор, имеющий электрический привод.

В процессе эксплуатации автомобиля подобное происходит достаточно часто, особенно в летнее время. Такое дополнительное устройство работает только при выключенном моторе и обеспечивает его защиту от перегрева, что продлевает ему «жизнь».

Изм.Изм.

ЛистЛист

№ докум.№ докум.

ПодписьПодпись

ДатаДата

ЛистЛист

14

А12-3/10


Принцип работы вентелятора.

Прежде чем рассматривать этот вопрос, затронем в целом, что собой представляет водяная система охлаждения ДВС, показанная ниже на рисунке. Он позволит нам вспомнить принцип ее работы.

В тех случаях, когда через рубашку мотора проходит холодная жидкость, то она забирает излишки тепла, при этом двигатель охлаждается, а вода нагревается. Затем она проходит через радиатор, где отдает полученное тепло в атмосферу, и опять поступает в мотор.

Конструкция радиатора представляет собой набор тонких трубочек, которые создают большую охлаждающую поверхность. Набегающий поток воздуха, проходя через нее, уносит излишки тепла, которые хранятся в жидкости. В тех случаях, когда набегающий поток воздуха отсутствует (работа мотора на холостом ходу, пробки и другие аналогичные ситуации), или его недостаточно для охлаждения воды до нужной температуры, и предусматривается работа вентилятора радиатора охлаждения.

Изм.Изм.

ЛистЛист

№ докум.№ докум.

ПодписьПодпись

ДатаДата

ЛистЛист

15

А12-3/10

Для этого существует специальная схема управления, основу которой составляет термовыключатель вентилятора радиатора. Он контролирует температуру жидкости. Когда она превышает установленные пределы, то срабатывает датчик, по его сигналу включается вентилятор радиатора, который и создает необходимый поток воздуха. Этим потоком охлаждается нагревшаяся вода, а когда ее температура принимает необходимое значение, опять срабатывает датчик и выключает обдув.

Вот так можно описать основной принцип, по которому работает вентилятор радиатора – он включается, когда температура воды превышает заданную, и отключается после ее снижения до нужного значения.

Чем чревато, если не работает вентилятор радиатора.

ДВС – сложное устройство, и его характеристики оптимальны, когда он работает при определенной температуре. Как уже отмечено выше, она зависит от правильной работы системы охлаждения. В случае, когда не удается выдержать нужную температуру, последствия будут достаточно печальными – при перегреве двигатель вполне может заклинить и тогда, как минимум, капитальный ремонт ему обеспечен.

Изм.Изм.

ЛистЛист

№ докум.№ докум.

ПодписьПодпись

ДатаДата

ЛистЛист

16

А12-3/10

Изм.Изм.

ЛистЛист

№ докум.№ докум.

ПодписьПодпись

ДатаДата

ЛистЛист

17

А12-3/10

Устойчивость работы всей системы должен создавать вентилятор, позволяя снизить температуру воды в любых условиях. А вот если он не работает, особенно когда жарко, то надо искать, почему вентилятор не включается или не крутится. Сейчас такие устройства обычно бывают электрическими, и отказ самого изделия маловероятен, а возможной причиной этого часто служит выход из строя его обвязки (датчика, предохранителя, соединительных проводов и т.д.).

Значит, выясняя причины, почему постоянно работает вентилятор охлаждения радиатора или почему он не включается или не крутится, надо в первую очередь проверить именно обвязку устройства.


Неисправности и их признаки.

Изм.Изм.

ЛистЛист

№ докум.№ докум.

ПодписьПодпись

ДатаДата

ЛистЛист

19

А12-3/10

 В основном выход термостата из строя происходит по причине коррозии внутри радиатора: отслоившиеся частицы накипи осаждаются на термоэлементе, и он становится нечувствительным к изменяющейся температуре жидкости в системе, снижается его подвижность. Причиной ускоренной поломки термостата в этом случае может быть использование некачественной охлаждающей жидкости или несвоевременная ее замена.

Термостат — недорогая деталь, но если он не исправен, затраты на ремонт автомобиля могут быть значительными: на двигатель одинаково плохо влияют любые нарушения температурного режима, даже если они не приводят к немедленному полному отказу мотора.

- При перегреве двигатель интенсивно изнашивается,

- При выкипании жидкости возможно его заклинивание,

- При недостаточном разогреве — сокращение ресурса и перерасход топлива.

Если обратиться к пункту 2.3.1 ПДД и к «Перечню неисправностей…», с которыми ограничивается движение транспортных средств, то в них можно обнаружить полное отсутствие упоминаний о проблемах, связанных с системой охлаждения двигателя. Это означает, что поломки системы не позиционируются в качестве неисправностей, с которыми запрещается движение. А, следовательно, система охлаждения и ее ремонт – это личное дело каждого водителя, степень его комфорта на дороге.

Каковы же основные «несерьезные» проблемы, которые может испытывать система охлаждения ДВС?


Во-первых, наиболее распространена негерметичность или течь охлаждающей жидкости. Причем, ее причины могут заключаться в смене уличной температуры (чаще – наступления сезона морозов). Среди популярных причин – и закоксованность патрубков и шлангов, которые под постоянным воздействием высокой температуры теряют эластичность. Протекание охлаждающей жидкости обуславливается и физическими повреждениями основного радиатора и радиатора «печки», полученными либо химическим путем (например, реактивами, входящими в состав тосола), либо посредством механического воздействия (например, удара).

Во-вторых, не менее популярная неисправность – выход из строя (или заклинивание) термостата. Клапан термостата (устройство, находящееся в постоянном контакте с жидкостью), постепенно коррозирует. В конечном счете, происходит его заклинивание, что исключает срабатывание в системе «открыто-закрыто». Результаты подобного состояния термостата двояки:

  1.  при заклинивании в положении «открыто» охлаждающая жидкость двигается только по большому кругу (с постоянным использованием радиатора), что приводит к слабому и длительному прогреву двигателя и, соответственно, плохой обогреваемости салона автомобиля;
  2.  при заклинивании в положении «закрыто» охлаждающая жидкость, напротив, двигается только по малому кругу (без использования радиатора), что обусловливает перегрев двигателя и может привести к необратимым изменениям в структуре металла, уменьшению ресурса силового агрегата и даже к его поломке.

Изм.Изм.

ЛистЛист

№ докум.№ докум.

ПодписьПодпись

ДатаДата

ЛистЛист

19

А12-3/10


В-третьих, серьезной неприятностью представляется поломка циркуляционного насоса (или «помпы»). Чаще всего эта неисправность связана с выходом из строя подшипника «помпы» — ее основной детали. Причины банальны – износ или некачественная запчасть. Спрогнозировать поломку затруднительно, но уловить начало нестандартной работы «помпы» более чем возможно – по характерному свистящему звуку подшипника. Он означает, что циркуляционный насос требует немедленной замены.

В-четвертых, при определенных условиях возможно засорение системы охлаждения двигателя. Причинами подобного состояния является, как правило, отложение солей в каналах системы охлаждения (радиатора, блока, головки блока). При этом нарушается циркуляция охлаждающей жидкости и отвод излишнего тепла от двигателя и его деталей ухудшается. В конечном счете, это приводит к перегреву двигателя со всеми вытекающими отсюда последствиями.

Изм.Изм.

ЛистЛист

№ докум.№ докум.

ПодписьПодпись

ДатаДата

ЛистЛист

20

А12-3/10

Техническое обслуживание охлаждающей системы автомобиля.

Обслуживание помпы.

Как правило, признаками отказа помпы наВАЗ 2106, 2107 будут повышенный шум, утечка тосола и заклинивание. Ремонту подобные изделия не подлежат, и при их отказе необходима замена насоса охлаждающей жидкости. Кроме появления посторонних шумов, признаком неисправности может служить и повышение температуры мотора, стрелка, указывающее ее значение на лицевой панели при этом перемещается в красный сектор.

Само снятие насоса охлаждающей жидкости не представляет особой трудности и может быть выполнено собственными силами. Для этого необходимо:

  1.  слить охлаждающую жидкость;
  2.  снять ремень генератора, и открутить регулировочную планку;
  3.  удерживая шкив насоса отверткой, откручиваем три болта крепления;
  4.  далее откручиваем четыре гайки крепления насоса;
  5.  снимаем насос со шпилек (в случае затруднения обстукиваем насос резиновым молотком со всех сторон);
  6.  установку нового насоса производим в обратной последовательности, не забыв установить новую прокладку между насосом и корпусом двигателя.

Изм.Изм.

ЛистЛист

№ докум.№ докум.

ПодписьПодпись

ДатаДата

ЛистЛист

21

А12-3/10

Изм.Изм.

ЛистЛист

№ докум.№ докум.

ПодписьПодпись

ДатаДата

ЛистЛист

22

А12-3/10

Помпа, устанавливаемая наВАЗ 2106, 2107, и других моделях автомобилей, имеет механический привод и обеспечивает циркуляцию тосола или воды при работающем моторе. Учитывая важность поддержания нужной температуры двигателя, на современных автомобилях порой используют дополнительный электрический насос, для принудительного охлаждения двигателя, благодаря циркуляции охлаждающей жидкости при выключенном моторе.

Основы эксплуатации и обслуживания системы

Контроль за состоянием системы охлаждения – это необходимое условие комфортного движения на транспортном средстве. Несмотря на то, что неисправности указанной системы не запрещают эксплуатации автомобиля, водитель должен понимать опасность перспективы выхода ее из строя. Перегрев двигателя, более чем возможный в теплое время года, и недостаточный обогрев салона автомобиля в зимнюю пору приводит к необходимости ремонта, порой весьма дорогостоящего.
Соблюдение элементарных правил эксплуатации системы охлаждения двигателя позволит избежать, вовремя предупредить или минимизировать воздействие неисправностей на нормальную работу автомобиля.

Постоянный контроль уровня охлаждающей жидкости

Расширительный бачок служит для визуального контроля за уровнем жидкости в системе охлаждения. Дело в том, что объем системы охлаждения постоянен, а вот объем жидкости изменяется в зависимости от условий эксплуатации. При понижении или повышении уровня охлаждающей жидкости (указанного на расширительном бачке) необходимо корректировать ее количество в системе.

Изм.Изм.

ЛистЛист

№ докум.№ докум.

ПодписьПодпись

ДатаДата

ЛистЛист

23

А12-3/10

Диагностика негерметичности системы

Постоянное понижение уровня охлаждающей жидкости чаще всего связано с ее протеканием. Многочисленные соединения патрубков с элементами системы охлаждения, коррозия основного радиатора или радиатора «печки» приводят к постоянному уменьшению уровня жидкости в расширительном бачке. Диагностирование проблемы связано с обнаружением темных пятен на узлах и агрегатах, расположенных в моторном отсеке, мокрым следам на проезжей части, а также по характерному сладковато-приторному запаха тосола. Более серьезный характер носит обнаружение следов тосола на масляном щупе, что приводит к дорогостоящему ремонту двигателя.

Симптомы перегрева или недостаточного нагрева двигателя

Перегрев может быть связан с несколькими причинами:

  1.  заклиниванием термостата в положении «закрыто»;
  2.  засорением каналов системы;
  3.  недостаточным уровнем жидкости в системе.

А вот недостаточный нагрев двигателя автомобиля свидетельствует исключительно о заклинивании термостата, который работает только в положении «открыто».

Чем промыть

Начнем с того, что для прочистки, необходимо слить охлаждающую жидкость. Для этого нужно установить автомобиль на ровную поверхность, снять пробку с расширительного бачка. Затем установить емкости под радиатор и двигатель, отвернуть сливные пробки на радиаторе и блоке цилиндров. Слив ее, все пробки вернуть на место и плотно закрутить.
Теперь, чтобы промыть систему, необходимо в расширительный бачок залить дистиллированную воду (при желание добавив чистящую присадку) и

Изм.Изм.

ЛистЛист

№ докум.№ докум.

ПодписьПодпись

ДатаДата

ЛистЛист

24

А12-3/10

ли же специальную промывочную жидкость. После чего заводим автомобиль и даем ему поработать. Потом глушим машину и сливаем по вышеуказанной схеме всю жидкость, вместе с грязью. При необходимости, можно повторить данную процедуру чистки несколько раз, пока вода не станет абсолютно чистой.

Чистка системы специальными промывочными жидкостями, является более эффективной, так как способна устранить самые разные типы загрязнений, включая масленые, при этом не нанося никакого вреда. Процедура промывки ничем не отличается от предыдущей, единственное, что после прочистки системы специальной жидкостью, следует один раз промыть её водой.

Заключение

Итак, как уже писалось, система охлаждения хоть и проста, но имеет огромное значение, при работе двигателя. Так что если хотите чтобы ваш автомобиль прослужил долго и без проблем, контролируйте чистоту системы охлаждения. Конечно, есть еще способы прочистки, но самый надежный и простой описан выше. Специалисты рекомендуют делать данную процедуру чистки всякий раз, когда машина начинает греться сверх нормы. Делается она относительно быстро, а в перспективе экономит ваше время и деньги. Но если вы все таки не решились сделать это сами, любая станция технического обслуживания быстро и качественно устранит данную проблему

Изм.

Лист

№ докум.

Подпись

Дата

Лист

25

А12-3/10

Техника безопасности.

1. Общие требования безопасности.
1.1. Выполняйте только порученную Вам работу.
1.2. К ремонту автомобилей допускаются лица, не моложе 18 лет, обученные безопасным методам работы прошедших проверку знаний требований ОТ, ТБ.
1.3. Запрещается работать неисправным инструментом и на неисправном оборудовании.
1.4. Используйте инструмент и приспособления по их назначению.
1.5. При получении травмы на производстве немедленно обращайтесь в медпункт сообщите администрации.
1.6. Соблюдайте правила внутреннего распорядка.
1.7. При оформлении на работу слесарь обязан предъявить справку о медосмотре, удостоверение об обучении слесарным работам.
1.8.Во избежание несчастных случаев при ремонте автомобилей, слесарь должен внимательно
относиться к работе и строго выполнять перечисленные в настоящей инструкции требования по
технике безопасности.
1.9. Автослесарь за нарушение требований настоящей Инструкции, пожарной безопасности и
производственной санитарии несет ответственность в соответствии с Законодательством.

Требования безопасности перед началом работы.

2. Требования безопасности перед началом работы.
2.1. Приведи в порядок свою спецодежду, застегни и подвяжи обшлага рукавов, убери волосы под головной убор. В легкой обуви (тапочках) слесарю работать запрещается.
2.2. Осмотри свое рабочее место, освободи его от посторонних предметов.
2.3. Проверь исправность инструмента и приспособлений, наличие необходимых защитных средств, подъемных механизмов и пр.
2.4. Проверь исправность ограждений на приводах сверлильных, шлифовальных и других станков, а также на стендах по обкатке двигателей, коробок переменных передач и редукторов.
2.5. Обнаруженные во время проверки негодные инструменты привести в исправное состояние или заменить годными к работе.
2.6. О всех замечаниях и неисправностях в оборудовании, инструменте и приспособлениях доложить мастеру.

Изм.

Лист

№ докум.

Подпись

Дата

Лист

26

А12-3/10

Требования безопасности во время работы.


3.1. Работы по осмотру и производству среднего и капитального ремонтов автомобиля можно
производить только в предназначенных для этого местах – на ремонтных постах.
3.2. Перед постановкой на пост ремонта автомобиль следует вымыть и обтереть. Перемещать автомобиль или запускать двигатель в зонах технического обслуживания можно только с разрешения мастера или бригадира.
3.3 При постановке автомобиля на пост ремонта, не связанного с регулировкой тормозов следует обязательно затормозить автомобиль ручным тормозом и включением первой передачи
3.4. Осматривать и ремонтировать автомобиль с работающим двигателем не разрешается кроме случаев регулировки двигателя и тормозов.
3.5. Во всех случаях демонтажа колес и агрегатов автомобиля надо обязательно применять специальные металлические козелки-подставки или передвижные механические гаражные домкраты, устанавливаемые под переднюю и заднюю части рамы. а также и в средней части рамы под лонжероны

3.6. При демонтаже одного или двух колес автомобиля или двухосного прицепа под неснятые колеса устанавливаются упоры (башмаки).
3.7. Монтаж и демонтаж шин разрешается производить только в специально предназначенных местах, устроенных в соответствии с требованиями техники безопасности.
3.8. Демонтаж шин должен производиться с обязательным выпуском воздуха из камер.
3.9. Категорически запрещается производить работы на автомобиле, находящемся в вывешенном состоянии только на талях или автомобильных домкратах, или автомобиль с одной стороны путем подкладывания под переднюю ось или раму кирпичей, обрезков леса и других случайных предметов и тем более находиться под автомобилем при указанных условиях.
3.10. При снятии и постановке рессор обязательна предварительная разгрузка их от веса кузова. Для этого кузов поднимают подъемным механизмом, а затем ставят козелки.
3.11. При снятии отдельных тяжеловесных агрегатов – двигателя,, коробки перемены передач и других деталей, связанных с большим физическим напряжением или с неудобством, -обязательно пользоваться подъемными электрическими механизмами или ручными талями, надежно укрепленными на прочных частях зданий или сооружений.

3.12. Запрещается находиться под агрегатами автомобиля, подвешенными на крюке подъемного крана.

Изм.

Лист

№ докум.

Подпись

Дата

Лист

27

А12-3/10

3.13. При снятии двигателя, коробки передач, радиаторов и других агрегатов, связанных с системой охлаждения и маслопроводов обязателен предварительный слив воды и масла в специальные сосуды. Сливать воду и масло на пол категорически запрещается.
3.14. Сборку рессор надо производить на специальном приспособлении, при отсутствии такового, для зажима рессор пользоваться только стуловыми тисками, но ни в коем случае не параллельными.
3.15. При необходимости производства работ под автомобилем необходимо предварительно убедиться в надежности и устойчивости положения автомобиля, а также в отсутствии какой-либо опасности от случайного движения находящихся вблизи других автомобилей.
3.16. При производстве работ в лежачем положении под автомобилем, надо обязательно применять специальные решетчатые деревянные щитки с подголовником или специальную тележку.
3.17. При ремонте на канаве автомобиль необходимо установить так, чтобы колеса находились вдоль направляющих реборд канавы и автомобиля, не мешая входу и выходу из канавы.

Изм.

Лист

№ докум.

Подпись

Дата

Лист

28

А12-3/10

3.18. Во время ремонта автомобиля на эстакаде необходимо под колеса устанавливатьнадежные упоры.
3.19. Для удобства и безопасности работы в смотровой канаве последняя должна удовлетворять следующим требованиям:
- спуск в канаву должен быть оборудован специальными ступеньками с одной и другой стороны канавы;
- пол канавы – застлан деревянной решеткой;
- для обеспечения освещения канава должна быть оборудована постоянным безопасным электрическим освещением или переносной электролампой напряжением не выше 12 В с предохранительной сеткой и изолированной электропроводкой, заключенной в резиновый шланг.
3.20. При подъеме автомобилей плунжерным воздушно-гидравлическими надо следить за безотказностью действия предохранительных устройств (опорных стоек под рамы).
3.21. При свертывании старых или заржавленных гаек не допускается применять ключи с наращиваемой рукояткой или молотки с зубилом. Старые гайки перед свертыванием необходимо смазывать керосином.
3.22. При демонтаже или монтаже узлов или отдельных деталей автомобиля несколькими рабочими необходимо, чтобы действия их были согласованы.

3.23. Снимать с цилиндрических частей различные детали, имеющие тугую посадку (например, муфту или втулок с валом), можно только специальными скобами или съемниками. Указанные детали запрещается снимать при помощи молотка или кувалды.

Изм.

Лист

№ докум.

Подпись

Дата

Лист

29

А12-3/10

Список литературы.

  1.  Автослесарь:устройство, техническое обслуживание и ремонт автомобилей: учебное пособие/ Ю.Т. Чумаченко, А.И. Герасименко, Б.Б. Рассанова. –17-е изд. – Ростов на Дону: издательствоФеникс, 2011. - 539 с.
  2.  Допуски, посадки и технические измерения в машиностроении: учебник для нач. проф. образования /С.А.Зайцев, А.Д. Куранов, А.Н. Толстов. – 4-е изд., стер. – М.: Издательский центр Академия, 2006. – 240 с.
  3.  Слесарное дело: учебник для начального профессионального образования/ Б.С. Покровский, –6-е изд. – М.: Издательский центр Академия, 2008.-320с.
  4.  Устройство и техническое обслуживание грузовых автомобилей: учеб.водителя транспорт. средств категорий «С»/Автор: В.А.Родичев. – М.: издательство За рулем, 2008. - 256 с.

Интернет источники.

  1.  http://znanieavto.ru/
  2.  http://amastercar.ru/
  3.  http://hyperauto.ru/
  4.  http://www.epochtimes.ru/
  5.  http://autoustroistvo.ru/
  6.  http://www.car-tales.ru/
  7.  Библиотека автомобилиста: книги, статьи, руководства: viamobile.ru: URL: http://www.viamobile.ru/index.php. (2010)©.





Изм.Изм.

ЛистЛист

№ докум.№ докум.

ПодписьПодпись

ДатаДата

ЛистЛист

24

А12-3/10


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

79531. Международные отношения и внешняя политика России при Петре 1 23.79 KB
  Образование Российской 1Пётр I предпринял целый ряд реформ. После возвращения из Великого посольства Пётр I повёл борьбу с внешними проявлениями устаревшего образа жизни но не менее обращал внимание на приобщение дворянства к образованию и светской европеизированной культуре. Успех по службе Пётр поставил для дворян в зависимость от образования. Всего в посольство вошло до 250 человек среди которых под именем урядника Преображенского полка Петра Михайлова находился сам царь Пётр I.
79533. Эпоха дворцовых переворотов в России (1725-1762 годы) 22.61 KB
  Эпоха дворцовых переворотов временной промежуток 37 лет в политической жизни России XVIII столетия когда захват политической власти осуществлялся рядом дворцовых переворотов. Причины дворцовых переворотов в России Ответственным за нестабильность верховной власти в XVIII веке в России оказался Пётр I который в 1722 году издал Указ о престолонаследии. Этот нормативный правовой акт стал причиной дворцовых переворотов в России предельно расширив круг возможных претендентов на престол.
79534. Правление Екатерины 2 (1762-1796 годы). Посвященный абсолютизм в России: его особенности, содержание, противоречия 21.9 KB
  Просвещенный абсолютизм Екатерины II Екатерина II познакомилась с трудами французских просветителей будучи еще княжной. Екатерина созвала в Москве специальную комиссию для составления нового свода законов Российской империи взамен устаревшего Соборного уложения 1649 г. Екатерина подготовила специальный ldquo;Наказrdquo; Комиссии по составлению проекта нового Уложения теоретическое обоснование политики просвещенного абсолютизма. ldquo;Наказrdquo; состоял из 20 глав и 655 статей из которых 294 Екатерина позаимствовала у Монтескье.
79535. Россия в системе международных отношений во второй половине 18 век 21.47 KB
  Россия вступила в Семилетнюю войну на стороне Австрии и Франции против опасно усилившейся Пруссии. Россия вмешалась в смуту в Польше а в 1768-1774 гг. Россия вместе с Австрией вновь победила Турцию успехи А.
79536. Страны Европы и США в 19 веке. Промышленный переворот: ускорение процесса индустриализации и его политические, социальные и культурные последствия 25.98 KB
  США в 19 веке 1801.04 Третий президент Джефферсон Томас в США сменивший на этом посту Адамса Джона 1808 Начало установления дипломатических отношений между Россией и США 18081809 1812.19 Начало войны между Великобританией и США 1812 1814 1812.
79537. Международные отношения и революционное движение в Европе в 19 веке 21.9 KB
  Степень активности таких масс в революции крестьянства рабочих городской и деревенской бедноты их напор обеспечивали больший или меньший успех революции их результаты и характер ликвидации феодализма и его остатков. Были приняты законы закрепившие за новыми владельцами приобретенное ими в годы революции имущество составлены кодексы законов о собственности торговле и другие поддерживающие развитие капиталистической промышленности. Вслед за Францией революции произошли в Австрии Германии Италии.
79538. Внутренняя политика России при Александре 1 (1801-1825 годы) 21.21 KB
  Начинается реформа системы образования в т. Проведена финансовая реформа затронувшая интересы дворянства. В своих реформах Александр I помня судьбу отца боялся задеть дворянство.
79539. Россия в системе международных отношений в первой четверти 19 века. Отечественная война 1812 года 21.34 KB
  Россия не желая чрезмерного усиления Наполеона вновь вступила в антифранцузскую коалицию с Австрией и Англией в 1806 г. Россия вступила в континентальную блокаду прекратила экономические связи с Англией. По условиям Венского конгресса Россия получила основную часть Польши.