82036

Техническое обслуживание и ремонт сцепления КамАЗ-4310

Курсовая

Логистика и транспорт

Автомобильный транспорт является наиболее массовым и удобным видом транспорта, обладающим большой маневренностью хорошей проходимостью и приспособленностью для эксплуатации в разных климатических и географических условиях.

Русский

2015-02-24

490.5 KB

3 чел.

Пояснительная записка

Техническое обслуживание и ремонт сцепления КамАЗ-4310

Содержание

Введение

  1.  Техническое обслуживание сцепления автомобиля КамАЗ - 4310        

          1.1 Оборудование и инструменты применяемы при  техническом обслуживании

          1.2 Технологическая карта на техническое обслуживание   

сцепления

          1.3  Операционная карта на прокачку привода сцепления

          2.     Ремонт сцепления автомобиля КамАЗ – 4310

          2.1  Оборудование и инструмент, применяемый при ремонте

сцепления КамАЗ-4310

         Техника безопасности при ремонте

         2.2  Технологическая карта ремонта сцепления КамАЗ-4310

         2.3 Операционная карта на замену пневмогидроусилителя

привода  сцепления

        Заключение

        Список литературы

Введение

Автомобильный транспорт является наиболее массовым и удобным видом транспорта, обладающим большой маневренностью хорошей проходимостью и приспособленностью для эксплуатации в разных климатических и географических условиях. Он является весьма эффективным средством для перевозок пассажиров и грузов на не большие и дальние расстояния.

В настоящее время в России и странах СНГ наблюдается значительный рост числа автомобилей, увеличение транспортного движением находящегося в личном пользовании гражданина.

В нашей стране применяется планово-предупредительная система технического обслуживания и ремонта подвижного состава (ППР), сущность которой состоит в том, что техническое обслуживание является профилактическим мероприятием, проводится принудительно по плану, через определённый пробег или время, а текущий ремонт, в условиях АТП выполняется по необходимости, то есть после обнаружения дефекта или неисправности.

Согласно планово-предупредительной системы предусмотрены следующие виды ТО:

- Ежедневное обслуживание (ЕО)

- Техническое обслуживание №1 и №2 (ТО-1 или ТО-2)

- Сезонное обслуживание (СО)

а также виды ремонтов:

- текущий и капитальный (ТР и КР).

Постоянное поддержание высокой технической готовности автомобилей, обеспечение их работоспособности, безотказности и долговечности являются основными задачами различных предприятий автосервиса, служб эксплуатации автотранспортных предприятий. Для выполнения этих задач в настоящие время на автомобильных предприятиях при техническом обслуживании автомобилей всё шире применяются средства механизации, диагностики и новые формы организации труда. Поэтому от персонала по обслуживанию автомобилей и их ремонту требуются не только знание их устройства, но и практические навыки пользования современным оборудованием умение применять при диагностике необходимые приспособления, инструмент, контрольно- измерительную аппаратуру и иное оборудование. Кроме того, работник должен знать и уметь применять на практике основные методы и способы восстановления деталей технологию ремонтных работ, проводить испытания автомобилей после ремонта с целью обеспечение безопасности дорожного движения и охраны окружающей среды.

Автомобиль КамАЗ-4310 

Выпускаются Камским автозаводом с 1989 г. (с 1983 но 1990 гг. впускались автомобили семейства КамАЗ-4310).

Кузов - металлическая платформа с откидными задним и боковыми бортами, оснащена каркасом и тентом, настил пола - деревянный.

Платформа автомобиля КамАЗ-43101 снабжается по заказу надставными боковыми решетчатыми бортами с откидными боковыми и средней съемной скамейками для перевозки 30 человек. Кабина - трехместная, откидывающаяся вперед гидравлическим подъемником. Имеются модификации тропического исполнения. Основные прицепы: для КамАЗ-43101 - 2ПН-4М, для КамАЗ-43105 и КамАЗ-43106 - ГКБ-8350.  

Двигатель модели КамАЗ-740.10 - на КамАЗ-43105 мощность 164 кВт (220 л.с.) при 2600 об/мин, крутящий момент 667 Н-м (68 кгс-м) при 1600-1800 об/мин.

Коробка передач - 5 -ступенчатая, с синхронизатора ми на II, III. IV и V передачах.

Раздаточная коробка - с двухступенчатым редуктором и цилиндрическим блокируемым межосевым дифференциалом планетарного типа, распределяющим крутящий момент между постоянно включенным передним мостом и мостами задней тележки в отношении 1:2.

Управление раздаточной коробкой - дистанционное, с электропневматическим приводом переключения передач. Привод механизма блокировки дифференциала - пневматический, с дистанционным управлением. Отбор мощности от раздаточной коробки - до 44,12 кВт  Карданная передача - четыре карданных вала. Главная передача ведущих мостов - двойная: пара конических шестерен со спиральным зубом и пара цилиндрических косозубых шестерен. Передний мост - с шарнирами равных угловых скоростей дискового типа (Тракта). Средний мост - проходной. Колеса - дисковые, обод 310-533.

Шины 1220x400-533 мод. ИП-184 (широкопрофильные), на автомобиле КамАЗ-43101 - с регулируемым давлением воздуха в пределах 0.8-3,2 кгс/см в зависимости от дорожных условий. На автомобилях КамАЗ-43105 и КамАЗ-43106 давление воздуха в шинах передних и задних колес 3,5 кгс/см .

Число колес 6+1. Подвеска: передняя - на полуэллиитических рессорах, с амортизаторами, с задними скользящими концами рессор, задняя - балансирная, на полуэллиптических рессорах, с реактивными штангами, концы рессор - скользящие.

Рабочая тормозная система - с барабанными механизмами диаметр 400 мм, ширина накладок 140 мм, разжим - кулачковый, двухконтурцым пневматическим приводом.

Стояночный тормоз - на тормоза тележки от пружинных энергоаккумуляторов, привод - пневматический. Запасной тормоз - совмещен со стояночным. Вспомогательный тормоз - моторный замедлитель с пневматическим приводом. Привод тормозов прицепа - комбинированный (двух- и однопроводный). Пневматический привод тормозов оборудован термодинамической осушкой сжатого воздуха. Рулевой механизм - винт с шариковой гайкой и поршень-рейка, зацепляющая с зубчатым сектором вала сошки. Гидроусилитель - встроенный передататочное. число рулевого механизма 20. Электрооборудование: напряжение 24 В, аккумуляторная батареи 6СТ-190ТР или 190TM (2 шт.), генератор Г288-Е (КамАЗ- 43101) с регулятором напряжения 111.3702; генератор Г273-В (КамАЗ-43105 и -43106) с регулятором напряжения Я 120-М; стартер СТ142-Б1. Лебедка барабанного типа, с червячным редуктором и ленточным тормозом, привод - от коробки отбора мощности через карданную передачу. Заправочные объемы и рекомендуемые эксплуатационные материалы.

Целью квалификационной работы является овладение наиболее рациональными метода технического обслуживания и ремонта сцепления КамАЗ-4310.

Задачи квалификационной  работы следующие:

  1.  Изучить конструкцию и принцип работы сцепления автомобиля КамАЗ-4310
  2.  Проанализировать технологический процесс по техническому обслуживанию и ремонту сцепления автомобиля КамАЗ-4310;
  3.  Разработать операционные карты по техническому обслуживанию и ремонту отдельных элементов сцепления автомобиля КамАЗ-4310;

1. Техническое обслуживание сцепления автомобиля КамАЗ - 4310

Трансмиссия предназначена для передачи энергии двигателя ведущим колесам автомобиля или трактора, рабочим органом машин и привода управления, распределении мощности между ними, регулирования скорости движения и развиваемого ими тягового усилия путем изменения частоты вращения и вращающих моментов на ведущих колесах движителей.

Сцепления предназначены для передачи вращающего момента от двигателя на ведомый вал трансмиссии.

Сцепление должно обеспечивать:

  •  Надежную передачу вращающего момента двигателя на ведущий вал трансмиссии при всех условиях эксплуатации;
  •  «чистоту» выключения, т.е. быстрое полное разобщение валов двигателя и трансмиссии
  •  Плавное включение, т.е. постепенное нарастание момента на валу трансмиссии;
  •  Хороший теплоотвод от трущихся деталей;
  •  Надежное предохранение деталей трансмиссии от перезагрузок;
  •  Малый момент инерции ведомых деталей;

В зависимости от способа передачи вращающего момента двигателя к трансмиссии сцепления подразделяются:

  •  На гидравлические – для передачи используется энергия потока жидкости;
  •  Электромагнитные – передача как результат взаимодействия электромагнитных полей;
  •  Фрикционные – передача силами трения между деталями.

         Сцепление состоит из механизма и привода, имеет следующие конструктивные особенности:

- Механизм сцепления имеет устройство для автоматической установки среднего ведущего диска в среднее положение при выключенном сцеплении. Это устройство не требует регулирования в процессе эксплуатации;

- Форма кожуха обеспечивает фиксацию нажимных пружин;

- Ведомый диск имеет термостойкую фрикционную накладку с большим сроком службы;

Педаль сцепления подвесная, не нарушающая герметичность кабины, а металлопластмассовые втулки в опорах педали не требуют пополнения смазки.

Механизм сцепления Камаз-4310 (рис. 1) состоит из картера 20, нажимного диска (корзины) с кожухом 17, нажимными пружинами 16 и оттяжными рычагами 6, двух ведомых дисков 1 с фрикционными накладками 22 и гасителями крутильных колебаний; среднего ведущего диска 2.

Штампованный кожух сцепления Камаз-4310  установлен на маховике с помощью двух установочных втулок 3 и закреплен десятью болтами М10 и двумя М8.

Ведущие диски Камаз-4310: нажимной 4 и средний 2 имеют на наружной поверхности по четыре шипа, которые входят в специальные пазы маховика и передают крутящий момент двигателя на поверхности трения ведомых дисков, ступицы которых установлены на шлицах ведущего вала коробки передач или делителя.

Между кожухом 17 сцепления Камаз-4310 и нажимным диском 4 размещены нажимные пружины 16, под действием которых ведомые и средний ведущий диски зажимаются между нажимным диском и маховиком.

Средний ведущий диск Камаз-4310 имеет рычажный механизм 27. Он автоматически устанавливает диск 2 в среднее положение при выключенном сцеплении.

Выключающее устройство сцепления Камаз-4310 состоит из уравновешенных на нажимном диске 4 оттяжных рычагов с упорным кольцом 14, муфты выключения сцепления 12 с упорным подшипником 10, смонтированной на крышке подшипника ведущего вала коробки передач или делителя, и вилки выключения 13, размещенной на валике в картере сцепления (делителя).

Привод сцепления Камаз-4310 (рис. 1) состоит из педали 1 сцепления с оттяжной пружиной 11, главного цилиндра 2, компенсационного бачка 5 с рабочей жидкостью, пневмогидравлического усилителя 18 трубопроводов и шлангов для подачи рабочей жидкости от главного цилиндра к усилителю сцепления и подвода воздуха от пневматической системы к усилителю сцепления.

Рисунок 1

1 – ведомый диск;

2 - ведущий средний диск;

3 - установочная втулка;

4 – нажимной диск;

5 - вилка отжимного рычага;

6 - отжимной рычаг;

7 – пружина упорного кольца;    

8 - шланг смазывания муфты;

9 - петля пружины; 10 - выжимной подшипник; 11 – отжимная пружина; 12 - муфта выключения сцепления; 13 - вилка выключения сцепления; 14 - упорное кольцо; 15 - вал вилки; 16 - наружная нажимная пружина; 17 - кожух сцепления; 18 - теплоизолирующая шайба; 19 - болт крепления кожуха; 20 - картер сцепления; 21 - маховик; 22 - фрикционная накладка; 23 – внутренняя нажимная пружина; 24 – первичный вал; 25 -диск гасителя крутильных колебаний; 26 - внутренняя пружина гасителя крутильных колебаний; 27 - наружная пружина гасителя крутильных колебаний; 8 - кольцо ведомого диска; 29 – механизм автоматической регулировки положения среднего ведущего диска.

Привод  механизма сцепления:

При нажатии на педаль сцепления Камаз-4310 давление жидкости из главного цилиндра передается по трубопроводам и шлангам в пневмогидроусилитель сцепления на гидравлический поршень и на поршень следящего устройства, которое автоматически изменяет давление воздуха в силовом пневмоцилиндре усилителя пропорционально усилию на педали сцепления.

В процессе эксплуатации, по мере износа накладок ведомых дисков, следует регулировать привод сцепления для обеспечения свободного хода муфты выключения сцепления.

Рисунок 2

                                                                                                                                                          1 – педаль;

2 – цилиндр главный;

3,10 – упоры верхний и нижний; 

4 – кронштейн;

5 – бачок компенсационный;

6 – трубопровод гидравлический;

7 – рычаг; 8 – толкатель поршня; 9 – палец эксцентриковый; 11 – пружина оттяжная; 12 – пробка; 13 – трубопровод; 14 – клапан выпуска воздуха; 15 – гайка сферическая регулировочная; 16 – толкатель поршня пневматический; 17 – чехол защитный; 18 – пневмогидроусилитель; I – воздух сжатый.

Таблица 1.

Техническая характеристика сцепления автомобиля КамАЗ - 4310

Модель

142

Тип

фрикционное, сухое, двухдисковое с периферийным расположение нажимных пружин

Передаваемый крутящий момент, Н/м (кгс/м)

833 (85)

Число трущихся поверхностей

4

Диаметр фрикционных накладок мм:

Наружный

Внутренний

350

200

Толщина ведомого диска с накладками, мм

11

Толщина накладок, мм

4,5

Количество нажимных пружин

24

Усилие пружин при включенном сцеплении, Н (кгс)

13150… 15300 (1315…1530)

Усилие пружин при выключенном сцеплении, Н (ксг)

14090…16200 (1405…1602)

Количество оттяжных рычагов нажимного диска

4

Передаточное число оттяжных рычагов

4,85

Гаситель крутильных колебаний

Пружинно-фрикционного типа

Привод сцепления

Гидравлический, с пневматическим усилителем.

Имеется следящее устройство мембранного типа

      

 ТО транспортных средств в зависимости от периодичности и перечня работ подразделяется на следующие виды:

  •  ежедневное техническое обслуживание (ЕО)
  •  техническое обслуживание после обкатки (ТО-1000, ТО-2000)
  •  первое техническое обслуживание (ТО-1)
  •  второе техническое обслуживание (ТО-2)
  •  сезонное техническое обслуживание (СО)

Изменение видов ТО допускается на основании рекомендаций сервисных книжек изготовителей ТС.

Все виды ТО транспортных средств должны выполняться по полному перечню работ, предусмотренному соответствующей технологической документацией.

ЕО должно обеспечивать выпуск исправного и чистого ТС в состоянии, обеспечивающем его безотказную и безопасную работу.

ЕО выполняется ежедневно и включает:

  •   контрольные работы — контроль технического состояния деталей, аппаратов, узлов и агрегатов, обеспечивающих работоспособность ТС, безопасность дорожного движения, пожаробезопасность, контроль ТС в целом

Уборочно-моечные работы (могут производиться дополнительно на линейных диспетчерских станциях или конечных пунктах маршрутов. При этом трудоемкость должна соответствовать фактическому объему выполненных работ)

ТО после обкатки выполняется в соответствии с руководством по эксплуатации изготовителя ТС.

ТО-1 и ТО-2 выполняются периодически, через установленный в нормативной документации пробег, и включают комплекс операций, предупреждающих неисправности, уменьшающих интенсивность износа деталей ТС, снижающих расход топлива и эксплуатационных материалов и уменьшающих отрицательное воздействие на окружающую среду.

Периодичность ТО-1 устанавливается кратной периодичности ТО-2. Фактическая периодичность проведения ТО транспортных средств может отличаться от нормативной не более чем на ± 15 %.

В состав работ по ТО после обкатки, ТО-1 и ТО-2 транспортных средств входят:

  •  уборочно-моечные и очистные работы
  •  техническое диагностирование перед выполнением ТО
  •  осмотр и контроль технического состояния деталей, аппаратов, узлов, агрегатов, и транспортных средств в целом
  •  контроль крепежных соединений деталей, аппаратов, узлов и агрегатов
  •  регулировка аппаратов, узлов, агрегатов и систем
  •  смазка, замена масел
  •  выполнение работ текущего ремонта (ТР) малой трудоемкости. Для расчета его трудоемкости допускается использовать не более 20 % от скорректированной трудоемкости соответствующего ТО
  •  контроль качества выполнения ТО

В зависимости от объема работ ТО-1 и ТО-2 может подразделяться на следующие виды:

  •  каждое первое ТО (1 ТО-1, 1 ТО-2)
  •  каждое второе ТО (2 ТО-1, 2 ТО-2)
  •  и т.д.

СО выполняется два раза в год при переходе к весенне-летнему или осенне-зимнему периодам эксплуатации для подготовки ТС к безотказной работе в новых условиях. Проведение СО, как правило, совмещают с проведением ТО-2 с соответствующим увеличением его плановой трудоемкости. Нормативы трудоемкости СО составляют 20 % от трудоемкости ТО-2, для автобусов при подготовке к осенне-зимней эксплуатации — 30 %.

В состав работ по СО транспортных средств входят работы, выполняемые при плановом ТО-2, кроме того, дополнительно производится:

  •  проверка герметичности системы охлаждения двигателя, отопления и вентиляции салона;
  •  замена масел и смазок на сорта, соответствующие наступающему сезону эксплуатации
  •  отключение или подключение системы отопления
  •  доведение плотности электролита аккумуляторных батарей до необходимых параметров, зарядка батарей
  •  проверка герметичности кузова и утепления кабины водителя (при переходе к осенне-зимнему сезону)
  •  подготовка аппаратов пневмосистемы к наступающему сезону эксплуатации
  •  проверка состояния системы пожаротушения
  •  проверка герметичности и крепления модуляторов ABS (антиблокировочной) и ASR (противобуксовочной) систем
  •  подготовка системы питания, системы охлаждения, электрооборудования.

  1.   Оборудование и инструменты применяемы при техническом обслуживании

Техническое обслуживание производят на рабочих местах с применением подъемно-транспортного оборудования в виде подвесных и однорельсовых путей, кран- балок, передвижных подъёмных кранов, домкратов и различных тележек с грузоподъемными кассетами. Обыкновенными слесарными инструментами являются молотки, отвёртки, зубила, бородки, напильники, гаечные ключи и другие.

Инструмент применяемые при ТО: ключи гаечные; пассатижи; молоток слесарный; отвёртка и др.

Меры безопасности при выполнении работ:

Слесаря ремонтных предприятий выполняют многообразные работы, при производстве которых должны строго соблюдаться требования безопасности труда. Рабочее место слесаря по техническому обслуживанию и  ремонту автомобилей должно отвечать безопасным условием проведением работ, оборудования, инструмент и приборы - характеру выполненной работы и исключать травмы.

Рабочий проходит инструктаж вводный, первичный на рабочем месте, повторный, внеплановый, текущий.

Вводный инструктаж проводят при поступлении на работу с целью ознакомления рабочего с характером производства, его особенности, общими законами об охране труда, производственной санитарии, правилами пожарной безопасности, с организации по охране труда на предприятии, а также с повышенными опасностями, которые могут, встретится при работе на данном предприятии.

Инструктаж сопровождает практическим показом безопасных приемов и методов труда, применение инструмента, выполнение других требований технологического процесса.

Повторный инструктаж проходят рабочие не реже чем через шесть месяцев с целью проверки и повышения уровня знания правил и инструкций по безопасности труда.

Рабочие, выполняющие работу с повышенной опасностью, проходят инструктаж по безопасности труда ежеквартально.

Внеплановый инструктаж проводят с каждым рабочим в объеме первичного инструктажа на рабочем месте.

Он связан с изменениями технического процесса, с применением приспособлений, инструмента, исходного сырья или переводом рабочего на другой участок, с изменением правил по безопасности труда и нарушениями, которые могут привести к травмам, аварии, взрыву или пожару.

Текущий инструктаж проводят с рабочими перед выполнениями специальных работ, на которые выдается наряд допуск.

Рабочие, эксплуатирующие оборудование механизм повышенной опасности, перед первичным инструктажем на рабочем месте обучается на специальных курсах, сдают экзамен и получают удостоверение на право работы.

 В помещениях для ТО и ремонта автомашин запрещается оставлять порожнею тару с топливом и смазочными материалами. Разлитое топливо или масло следует не медленно убрать, применяя песок.

После окончания работы следует собрать использованные обтирочные материалы и сложить в специальные тары.

Тушить возгорание необходимо огнетушителями, песком или струёй распылённой холодной воды, исключив повышенные давления в них.

1.2 Технологическая карта технического обслуживания

Таблица 2. Технологическая карта на техническое обслуживание  сцепления

п/п

Наименование и содержание работ (операций)

Эскиз

Технические условия

Примечания

Ежедневное обслуживание

Провести контрольные работы

Осмотреть автомобиль, выявить наружные повреждения сцепления нет ли подтеканий

Внешним осмотром

Проверить герметичность привода сцепления отсутствие подтеканий в системе пневмогидроусилителя

Течь и
подтекание не допускаются

Внешним осмотром.

Техническое обслуживание 1

Смазочные

Смазать все ведущие вали и агрегаты

Контрольно-диагностическая

Определить свободный ход педали сцепления затем отрегулировать его

Свободный ход должен быть 6-12 мм

Регулировочные работы

Отрегулировать свободный ход педали

Свободный ход педали устанавливается регулировкой педели от верхнего упора до момента касания составляет 6-12 мм, затем затяните и зашплинтуйте корончатую гайку.

Крепежные

Проверить затяжку гаек крепления и других деталей

В случае чего затянуть крепления

Заправочные

Залить тормозную жидкость

Техническое обслуживание 2

Затянуть болты крепления пневматического усилителя привода сцепления

4 болта М8, Мкр = 25-30 Н.м (2,5 - 3,0 кгс.м)

Проверить внешним осмотром герметичность привода сцепления, при необходимости устранить негерметичность и прокачайте гидросистему привода

заключается в определении мест утечек воздуха (проверить на слух) и жидкости (проверить визуально).

Проверить действие оттяжных пружин педали сцепления и рычага вала вилки выключения сцепления, при необходимости устранить неисправность

проверить следующим образом: если в свободном состоянии педаль находится в крайнем верхнем положении, то оттяжная пружина педали исправна.

Отрегулировать привод сцепления

заключается в проверке и регулировании свободного хода педали сцепления.

Смазать подшипник муфты выключения сцепления и втулки вала выключения сцепления

Проверить уровень жидкости в компенсационном бачке привода сцепления при необходимости долить

Слейте конденсат из пневмогироусилителявывернуть пробку

в процессе эксплуатации надо открыть пробку заливной горловины бачка. При этом уровень жидкости должен быть не ниже 15-20мм от верхней кромки заливной горловины.

1.3 Операционная карта на прокачку привода сцепления

Таблица 3.

№п/п

Содержание перехода

Эскиз

Инструмент

1

Установить автомобиль на подъемник

Подъемник

2

Очистить от пыли и грязи резиновый защитный колпачок

Щеткой

3

Резко 3...4 раза нажать на педаль сцепления

4

После прекращения выхода жидкости завернуть клапан выпуска воздуха

5

повторить манипуляции по пп. 2 и 3 до тех пор, пока целиком не закончится выделение воздуха из трубопровода

В процессе прокачки нужно вносить в систему тормозную жидкость, не допуская уменьшения ее уровня

                                              

  2. Ремонт сцепления автомобиля КамАЗ – 4310

Таблица 4. Возможные неисправности сцепления и способы их устранения

Причина неисправности

Метод устранения

Сцепление пробуксовывает:

Отсутствует свободный ход муфты выключения сцепления 
Попадание смазки на поверхности трения
 

Износ или разрушение фрикционных накладок
 

Уменьшение усилия нажимных пружин

Отрегулируйте свободный ход муфты 
Снимите сцепление с двигателя и промойте бензином или
замените фрикционные накладки или ведомые диски в сборе
 
Замените фрикционные накладки или ведомые диски в сборе,
 
отрегулируйте привод сцепления
 
Замените нажимные пружины вместе с паронитовыми прокладками

Сцепление «ведет»

Привод сцепления не обеспечивает необходимого хода 
рычага вала вилки выключения сцепления
 

Коробление ведомых дисков

Проверьте исправность привода сцепления (возможны попадание воздуха в
гидросистему, утечка рабочей жидкости, увеличенный свободный ход и др.).
 
Устраните обнаруженные неисправности
 
Ведомые диски выправите либо замените

Заклинивание привода сцепления:

Разбухание уплотнительных манжет гидропривода сцепления 
и потеря их герметичности из-за применения нерекомендуемых
 
или загрязненных тормозных жидкостей

Замените уплотнительные манжеты, промойте и заполните
гидросистему привода выключения сцепления чистой тормозной
 
жидкостью «Нева»

Запаздывание включения сцепления притрогании 
с места и переключении передач

Застывание рабочей жидкости (повышение вязкости) в гидросистеме 

Заклинивание следящего поршня пневмогидроусилителя
 
Задиры в соединениях ведущих дисков (нажимного и среднего) с маховиком

Промойте и заполните гидросистему привода выключения 
сцепления тормозной жидкостью «Нева»
 
Замените манжету следящего поршня
Зашлифуйте и смажьте рабочие поверхности

Увеличение усилия на педали сцепления (нет усиления)

Не поступает сжатый воздух из-за разбухания впускного клапана пневмогидроусилителя 


Заклинивание следящего поршня пневмогидроусилителя из-за разбухания
 
уплотнительной манжеты или резинового кольца
Износ или деформация манжеты пневмопоршня усилителя

Клапан замените 
Замените манжету или кольцо следящего поршня
 

Манжету замените

Шум в механизме сцепления при его выключении

Разрушение подшипника выключения сцепления 
Повышенное биение пяты оттяжных рычагов

Подшипникзамените 

Механизм сцепления отрегулируйте в приспособлении

 Сцепление автомобилей Камаз-4310, подлежит замене:
          - Пробуксовывание дисков сцепления в результате ослабления или поломки нажимных пружин, износа фрикционных накладок ведомых дисков, при котором невозможно восстановить свободный ход рычага вала вилки выключения сцепления регулировкой.

- Неполное выключение сцепления в результате перекоса или коробления ведомых и нажимного дисков, а также ослабления заклепок ступицы ведомого диска.

- Механическое повреждение сцепления, нарушающее его нормальную работу.

Снятие сцепления автомобилей Камаз-4310
- Снимите коробку передач, выполняйте без слива масла из картера колобки передач.

-Вверните в нажимной диск до упора в кожух четыре технологических болта. Отогните усы стопорных шайб.

- Выверните болты крепления кожуха сцепления к маховику и снимите кожух сцепления с нажимным диском в сборе, средний и ведомые диски сцепления.

Установка сцепления Камаз-4310.

-Вставьте в полость маховика ведомые и средний диски.
Техническое условие:

Правильное расположение ступиц ведомых дисков—короткими выступающими торцами навстречу друг другу

Совместите отверстия на кожухе сцепления с отверстиями маховика.

- Вставьте в шлицевые отверстия ведомых дисков Камаз-4310  ведущий вал коробки передач, вставьте болты крепления кожуха и затяните их.

Момент затяжки болтов 53,9—61,8 нм (5,5—6.3 кг/см). Затяните болты равномерно в 2—3 приема

Технические условия - Перед установкой кожуха сцепления Камаз-4310 с нажимным диском в сборе проверьте правильность положения упорного кольца.

Для проверки нажимной диск в сборе установите и закрепите на контрольной подставке или на маховике со вставкой, обеспечивающие установочный размер 29±0,1 мм, и отпустите технологические болты. Правильное положение упорного кольца определяется монтажным размером 54±0.3 мм, биение торцов не более 0,2 мм.

-Выверните технологические болты и выньте шлицевую оправку

- Установите коробку передач.

Таблица 5. Размеры деталей и допустимый износ, мм

Номинальный

Допустимый

Диаметр отверстия нажимного диска под ось оттяжного рычага

10,800…10,835

10,85

Ширина паза нажимного диска под оттяжной рычаг

12,060…12,180

12,2

Неплоскостность рабочей поверхности нажимного диска

0,07

0,09

Диаметр отверстия оттяжного рычага под игольчатые подшипники

14,860…14,980

14,995

Толщина оттяжного рычага

11,820…11,940

11,8

Диаметр отверстия вилки рычага под ось оттяжного рычага

10,800…10,835

10,85

Ширина паза вилки рычага оттяжной рычаг

12,060…12,180

12,2

Диаметр оси оттяжного рычага

10,788…10,800

10,75

Толщина упорного кольца под оттяжные рычаги

5,920…6,080

5,8

Высота нажимной пружины: свободном состоянии

102

При ремонте заменить

Под нагрузкой 834…981 Н (85…100 кгс)

58

-

Неплоскостность рабочих поверхностей фрикционных накладок ведомого диска

0,25

0,3

Биение рабочих поверхностей фрикционных накладок (при установке ступицы диска на шлицевую оправку)

0,5

0,6

Ширина шлицевой впадины ступицы ведомого диска

6,000…6,050

6,1

Диаметр шеек вала вилки выключения сцепления под вилку и втулку опор картера сцепления

24,870…24,940

24,79

Диаметр шейки муфты выключения сцепления под подшипник

70,010…70,030

70,01

Диаметр отверстия муфты выключения сцепления

55,000…55,120

55,2

Наружный диаметр втулки вала вилки выключения сцепления

31,060…31,110

31,06

Внутренний диаметр втулки вала вилки выключения сцепления

25,025…25,085

25,1

Диаметр отверстия отжимного рычага ведущего среднего диска под втулку

16,000…16,035

16,5

Наружный диаметр втулки рычага

15,930…15,980

15,9

Внутренний диаметр втулки рычага

13,000…13,070

13,1

2.1 Оборудование и инструмент применяемый при ремонте сцепления КамАЗ-4310

Оборудование: 

Производят на рабочих местах с применением подъемно-транспортного оборудования в виде подвесных и однорельсовых путей, кран- балок, передвижных подъёмных кранов, домкратов и различных тележек с грузоподъемными кассетами. Обыкновенными слесарными инструментами являются молотки, отвёртки, кран балка, лебетка гаечные ключи и другие инструменты.

Инструмент применяемые при ремонте сцепления КамАЗ-4310

- Кран балка;

- Лебедка

- Ключи гаечные;

- Накидные ключи;

- Пассатижи;

- Молоток слесарный;

- Отвёртка;

Меры безопасности при выполнении работ:

Наденьте и приведите в порядок рабочую одежду:

застегните обшлага рукавов рубашки и штанины брюк;

надежно зашнуруйте обувь;

уберите волосы под плотно облегающий головной убор, ношение которого обязательно при работе на металлорежущем, электропневмо и другом механизированном инструменте.

Внимательно осмотрите рабочее место, проверьте достаточность освещения, уберите все мешающие работе посторонние предметы и детали.

При необходимости закройте открытые канавы, траншеи, проверьте, надежно ли уложены переходные тропики через канавы.

Подготовьте необходимое количество переходных тропиков, лестниц-стремянок и т.д.

Проверьте исправность и комплектность для работы инструмента, приспособлений и средств индивидуальной защиты.

Неисправные инструменты, приспособления и средства защиты - замените.

Инструмент, приспособления, средства защиты расположите так, чтобы избежать лишних движений и обеспечить безопасность работы.

Перед началом технического обслуживания или ремонта автомашины или механизма вывесите на рулевое колесо табличку с надписью: «Двигатель не пускать - работают люди».

При обслуживании автомобиля на гидроподъемнике вывесите табличку на механизм управления подъемником с надписью: «Не трогать - под автомобилем работают люди».

Проверьте, достаточно ли чисто вымыты, очищены от грязи, мусора и снега автомобили и дорожно-строительная техника, поставленная на ремонт. Запрещается принимать на ремонт и техническое обслуживание не очищенные от грязи, мусора и снега транспортные средства.

Установленный на ремонт автомобиль или дорожно-строительную машину затормозите ручным тормозом (если он предусмотрен заводом-изготовителем), включите низшую передачу, выключите зажигание, закройте подачу топлива, подложите под колеса упоры (башмаки).

При работах, связанных с провертыванием коленчатого и карданного валов, дополнительно проверьте выключено ли зажигание, перекрыта ли подача топлива (для дизельных двигателей), поставьте рычаг перемены передач в нейтральное положение, освободите рычаг ручного тормоза. После выполнения необходимых работ затяните ручной тормоз и вновь включите низшую передачу.

Требования к слесарю во время работы:

При пользовании ручным слесарным инструментом:

Пользуйтесь только исправным инструментом и приспособлениями. Применяйте их только по назначению.

При обработке деталей в тисках надежно зажимайте обрабатываемую деталь.

Не работайте напильником без ручек или треснутыми, расколотыми ручками.

Инструмент в инструментальный ящик укладывайте так, чтобы концы его были направлены в сторону внутренней стенки ящика, а в сумку - ручкой наружу.

При работе ключами с тарированным усилием следите, чтобы усилие при затяжке гаек, болтов (винтов) на превышало величин, указанных в требованиях чертежей, технических условий, техпроцессов.

Соблюдайте осторожность, не допускайте срыва ключа с гайки, головки болта.

При работе съемника соблюдайте осторожность, поддерживайте снимаемую деталь, чтобы не допустить ее падения.

При правке деталей предохраняете руки от ударов молотка, кувалды и заусенцев. Работаете в рукавицах.

Отвертывать или завертывать болты, гайки путем удлинения гаечных ключей вторыми ключами или трубами удлинителями - запрещается.

Класть инструмент на оборудование (агрегаты транспортных средств), коммуникации, перила ограждений или не огражденный край площадки, траншеи, лесов и подмостей, распорки и откосы траншей, краев люков, камер и колодцев - запрещается.

2.2 Технологическая карта ремонта сцепления КамАЗ-4310

Таблица 7.

№ п/п

Наименование и содержание работ операции

Эскиз

Техническое условие

Примечание

Заменить пневмогидропривод сцепления

выпустите воздух из контура пневмопривода тормозной системы через клапан на воздушном баллоне снимите оттяжную пружину рычага вала вилки выключения сцепления, отсоедините пневматический трубопровод пневмоусилителя, гидравлический шланг

слейте жидкость из системы гидропривода, отверните болты крепления пневмоусилителя и снимите пневмоусилитель со штоком.

Установка пневмоусилителя 

выполните следующие операции:

Налейте тормозную жидкость в компенсационный бачок и прокачайте систему гидропривода. Проверьте герметичность соединений трубопроводов, подтекание тормозной жидкости из соединений не допускается

При необходимости устраните нарушение герметичности подтяжкой или заменой отдельных элементов соединений.

Порядок установки вытяжного сцепления

ведомый диск сцентрировать с помощью оправки, обеспечив ориентацию длинной частью ступицы в сторону коробки передач

нажимной диск сцепления устанавливается на маховик без муфты выключения сцепления, которая установлена на направляющей поверхности задней крышки коробки передач.

После затяжки болтов крепления кожуха к маховику оправка должна легко выниматься из ступицы ведомого диска;

застегнуть запорное кольцо булавочного типа на диафрагме

подвести и состыковать коробку передач к сцеплению, затянуть болты крепления картера сцепления к картеру маховика.

Через нижний люк монтажным ломиком упереться в муфту выключения сцепления и вдавить ее в диафрагму до характерного щелчка запорного кольца 

При снятии сцепления с двигателя

после отсоединения коробки передач выверните болты крепления кожуха к маховику, соблюдая при этом крестообразную схему откручивания болтов

снимите кожух с нажимным диском и упругий ведомый диск сцепления.

Перед установкой сцепления на двигатель 

полость переднего подшипника первичного вала, расположенного в коленчатом валу, заложите 15 г смазки 158

Поставить подшипник первичного вала

Прокачка гидросистемы привода сцепления

Проведите после устранения негерметичность гидропровода

Очистить от пыли и грязи резиновый защитный колпачок клапана

Выпустить воздух

Проверить на наличие кондесата в силовом цилиндре пневмогидроусилителе

Для слива кондесата отвернуть пробку алюминиевою на корпусе пневмогидроусилителе

Для слива полного слегка нажать на педаль сцепления

Замена пневмогидроусилитель привода сцепления

Для снятия пневмогидроусилителя

Выпустить воздух из контура IV привода вспомогательной тормозной системы

Снять оттяжную пружину рычага воздушного трубопровода

Для установки пневмогидроусилителя

Совместить отверстия крепления с отверстиями картера

Подсоединить гидравлический шланг пневмогидроусилителя и воздушного трубопровода

Налить в бачок тормозную жидкость главного цилиндра

Прокачать систему трубопровод

2.3 Операционная карта на замену пневмогидроусилителя привода сцепления

№ п/п

Содержание

перехода

Эскиз

Инструмент

Для снятия пневмогидроусилителя:

1

Выпустить воздух из контура IV привода вспомогательного тормозной системе и других потребителей через клапан на ресивере

Снять оттяжную пружину рычага вала вилки выключения сцепления, отсоедините воздушный трубопровод пневмогидроусилителя, гидравлического шланга слить жидкость из системы гидропривода;

2

Вывернуть два болта крепления пневмогидроусилителя

Снять усилитель со штоком

Для установики пневмогидроусилителя:

Совместить отверстия крепления с отверстиями картера сцепления и закрепить усилитель двумя болтами и пружинными шайбами

Подсоединить гидравлический шланг пневмогидроусилителяи воздушный трубопровод, установить оттяжную пружину вала вилки выключения сцепления

Налить тормозную жидкость в компенсациаонный бачок главного цилиндра и прокачать систему гидропровода

Проверить герметичность соединений трубопроводов (подтекание тормозной жидкости из соединений не допускаются). При необходимости устранить нарушение герметичности подтяжкой или заменой отдельных элементов соединений

Проверить и при необходимости отрегулировать зазор между торцом крышки и ограничителем хода штока клапана включения делителя передач

Заключение:

В данной выпускной квалификационной работе рассмотрены вопросы,  связанные с устройством, техническим обслуживанием и ремонтом сцепления КамАЗ - 4310

Также в основном вопросе имеется пояснение на определение неисправности сцепления. Согласно заданию описан технологический процесс ремонта сцепления и были решены следующие задачи:

  •  Изучена  конструкция и принцип работы по ремонту сцепления КамАЗ-4310
  •  Проанализирован технологический процесс по техническому обслуживанию и ремонту сцепления КамАЗ-4310
  •  Разработаны операционные карты по техническому обслуживанию и ремонту сцепления КамАЗ-4310

  Список литературы: 

  Основные источники:

  1.  Строительные машины и средства малой механизации. Издание 8-е Волков Д.П., Крикун В.Я. – М.: Издательский центр «Академия»  -2012.
  2.  Подъёмно-транспортные, строительные и дорожные машины и оборудование: учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования / К.К. Шестопалов. – 6-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2012.
  3.  Ремонт дорожных машин, автомобилей и тракторов: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования / Б.С. Васильев, Б.П. Долгополов, Г.Н. Доценко и др.; Под ред. В.А. Зорина. – 8-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2012.

Дополнительные источники:

  1.  Основы эксплуатации и ремонта автомобилей и тракторов: учебник для студ. высш. учеб. заведений / С.П. Баженов, Б.Н. Казьмин, С.В. Носов; Под ред. С.П. Баженова. – 5-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2011.
  2.  Ремонт дорожно-транспортных, строительных и дорожных машин: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / В.Г. Тайц. – М.: Издательский центр «Академия», 2007.
  3.  Слесарь по ремонту дорожно-строительных машин и тракторов: учеб. пособие / М.Д. Полосин, Э.Г. Ронинсон. – М.: Издательский центр «Академия», 2007.
  4.  Техническое обслуживание и ремонт автомобилей: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования / В.М. Власов, С.В. Жанказиев, С.М. Круглов и др.; под ред. В.М. Власова. – 7-е изд., перераб. – М.: Издательский центр «Академия», 2011.
  5.  Техническое обслуживание и ремонт автомобилей: Основные вспомогательные и технологические процессы: Лабораторный практикум: практикум для студ. учреждений сред. проф. образования / В.М. Виноградов, О.В. Храмцова. – 2-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2010.
  6.  Эксплуатация и техническое обслуживание дорожных машин и тракторов: Учебник для студ. учреждений сред. проф. образования / С.Ф. Головин, В.М. Коншин, А.В. Рубайлов и др.; Под ред. Е.С. Локшина. – 2-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2004.

1.  www.gibdd.ru.

  1.  www.vashamashina.ru.
  2.  www.cardriver.ru.
  3.  www.gibdd74.ru.
  4.  http://depositfiles.com/files/0ibatc23m/
  5.  http://depositfiles.com/files/6398339/


Изм.

Лист

№ докум.

Подпись

Дата

Лист

3

           ПЭР.190629.08.2014.25.ПЗ

Разраб.

Пономарев А.В.

Провер.

Мишкин Б.И.

Реценз.

Н. Контр.

Утверд.

Пояснительная записка

Техническое обслуживание и ремонт сцепления КамАЗ-4310

Лит.

Листов

33

БОУ ОО СПО «ОмТВТМ»

гр.214

Изм.

Лист

№ докум.

Подпись

Дата

Лист

Изм.

Лист

№ докум.

одпись

Дата

Лист

Изм.

Лист

№ докум.

Подпись

Дата

Лист

Изм.

Лист

№ докум.

Подпись

Дата

Лист

Изм.

Лист

№ докум.

Подпись

Дата

Лист

Изм.

Лист

№ докум.

Подпись

Дата

Лист

Изм.

Лист

№ докум.

Подпись

Дата

Лист

Изм.

Лист

№ докум.

Подпись

Дата

Лист

Изм.

Лист

№ докум.

Подпись

Дата

Лист

Изм.

Лист

№ докум.

Подпись

Дата

Лист

Изм.

Лист

№ докум.

Подпись

Дата

Лист

Изм.

Лист

№ докум.

Подпись

Дата

Лист

Изм.

Лист

№ докум.

Подпись

Дата

Лист

Изм.

Лист

№ докум.

Подпись

Дата

Лист

Изм.

Лист

№ докум.

Подпись

Дата

Лист

Изм.

Лист

№ докум.

Подпись

Дата

Лист

Изм.

Лист

№ докум.

Подпись

Дата

Лист

Изм.

Лист

№ докум.

Подпись

Дата

Лист

Изм.

Лист

№ докум.

Подпись

Дата

Лист

Изм.

Лист

№ докум.

Подпись

Дата

Лист

Изм.

Лист

№ докум.

Подпись

Дата

Лист

Изм.

Лист

№ докум.

Подпись

Дата

Лист

Изм.

Лист

№ докум.

Подпись

Дата

Лист

Изм.

Лист

№ докум.

Подпись

Дата

Лист

Изм.

Лист

№ докум.

Подпись

Дата

Лист

Изм.

Лист

№ докум.

Подпись

Дата

Лист

Изм.

Лист

№ докум.

Подпись

Дата

Лист

Изм.

Лист

№ докум.

Подпись

Дата

Лист

Изм.

Лист

№ докум.

Подпись

Дата

Лист

Изм.

Лист

№ докум.

Подпись

Дата

Лист

Изм.

Лист

№ докум.

Подпись

Дата

Лист


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

9776. Перспективы развития менеджмента в России 29.24 KB
  Перспективы развития менеджмента в России Содержание Введение Глава 1. Понятие, виды и развитие менеджмента в России Глава 2. Проблемы и перспективы современного менеджмента Заключение Библиография Введение Что такое менеджмент Важная ли это состав...
9777. История компании Apple 17.68 KB
  История компании Apple XX век принято называть веком авиации и космонавтики. Но 70-е годы прошлого столетия также можно назвать эпохой становления современной IT-индустрии. И далеко не последнюю роль здесь сыграла компания Apple. История компании Ap...
9778. Инновационный менеджмент 115.71 KB
  Введение Появление в учебных планах российских вузов дисциплины инновационный менеджмент продиктовано требованиями жизни. Инновационные процессы, их воплощение в новых и технике является основой экономического развития. Инновационный процесс предста...
9779. Экономика Японии сегодня 21.31 KB
  Экономика Японии сегодня. В любой экономической системе долгосрочная динамика экономического роста связана прежде всего с освоением нововведений. Длительное время, особенно в послевоенные годы, научно-техническая политика Японии базировалась на заим...
9780. Організація виховної роботи в підрозділі мирного часу 138.5 KB
  Тема 6. Організація виховної роботи в підрозділі мирного часу ЗМІСТ Вступна частина Концепція виховної роботи у Збройних Силах та інших військових формуваннях України та її методологічне значення. Завдання та структура організації виховн...
9781. Індивідуально-виховна робота, її роль та місце 109 KB
  Індивідуально-виховна робота, її роль та місце. ЗМІСТ Вступна частина Система індивідуально-виховної роботи. Планування та організація індивідуально-виховної роботи. 3.Методи вивчення особистості воїнів. Заключна частина...
9782. Морально-психологічна підготовка особового складу підрозділу в умовах переводу їх у підвищенні ступені готовності і проведення бойового злагодження 102 KB
  Морально-психологічна підготовка особового складу підрозділу в умовах переводу їх у підвищенні ступені готовності і проведення бойового злагодження Навчальна та виховна мета. Поглибити знання студентів з морально-психологічного забезпечення особо...
9783. Морально-психологічна підготовка особового складу підрозділів в бойових умовах 191 KB
  Морально-психологічна підготовка особового складу підрозділів в бойових умовах ЗМІСТ Вступна частина Сутність і зміст морально-психологічного забезпечення бойових дій. Робота командира підрозділу щодо вирішення завдань морально-психологі...
9784. Понятие договора, общие положения о договорах 28.5 KB
  Понятие договора, общие положения о договорах. В соответствии с положениями ГК РФ договором признается соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей. Договор, наряду с законо...