8204

Воспитание в семье

Лекция

Педагогика и дидактика

Воспитание в семье План Семейное воспитание как одна из древнейших форм передачи жизненного опыта. Социальные процессы, определяющие характер современного семейного воспитания. Культура как цель и средство семейного воспитания. Проблемы семейного во...

Русский

2013-02-06

35.59 KB

0 чел.

Воспитание в семье

План

  1. Семейное воспитание как одна из древнейших форм передачи жизненного опыта.
  2. Социальные процессы, определяющие характер современного семейного воспитания.
  3. Культура как цель и средство семейного воспитания.
  4. Проблемы семейного воспитания как аспект профессиональной деятельности культуролога.

ЛИТЕРАТУРА:

  1.  

Издание любое

Макаренко А.С. Книга для родителей.

  1. Лесгафт П.Ф. Лекции о семейном воспитании.  
  2. Мир детства: Энциклопедия для родителей в 4 т.
  3. Ковалев С.В. Психология современной семьи. – М.,1988
  4. Конвенция о правах ребенка. Принята 44-йсессией Ген.ассамблеи ООН (1989). В кн.: Международная защита прав и свобод человека: Сб.док. – М., 1990.

  1.  Семейное воспитание как одна из древнейших форм передачи жизненного опыта.

Семейное воспитание – древняя, но отнюдь не древнейшая форма организации воспитательного процесса в человеческом обществе. Историки считают, что более древняя форма – «общественное», т.е. определяемое и организованное племенем воспитание. С процессами выделения семьи связано осознание особого места ребенка в иерархии семейных ценностей. У разных этносов мы встречаем различные, иногда диаметрально противоположные трактовки этой ценности: и высшая ценность, и проявление рока, судьбы, и реализация долга перед обществом...

Простейшие и самые распространенные методы семейного воспитания:

  1.  

популярность

эффективность

Пример

  1. Поощрение
  2. Наказание
  3. Педагогическое требование
  4. Приучение, упражнение
  5. Сообщение
  6. Методы контроля и педагогических перспектив

  1.  Социальные процессы, определяющие характер современного семейного воспитания.

Влияние семьи на ребенка сильнее иных воспитательных воздействий. С возрастом  оно ослабевает, но никогда не утрачивается полностью. В семье формируются те качества, которые нигде, кроме как в семье сформированы быть не могут: это базовые ценности человека, коммуникативные навыки, хозяйственно-бытовые умения и др.

Тем не менее, на протяжении всего ХХ столетия социологи, политики и педагоги указывали на тревожные тенденции, говорящие об ослаблении внутрисемейных связей и даже о разрушении института семьи. Эти тенденции носят глобальный характер, они порождены изменениями многих социально-экономических параметров: в образовательной, производственной, бытовой, правовой сферах. В сфере семьи и семейного воспитания они приводят:

  1.  К изменению структуры семьи. Патриархальная семья, объединяющая под одной крышей или в пределах одного населенного пункта несколько тесно взаимодействующих поколений родственников исчезает. Ей на смену приходит «нуклеарная» (от nucleus – ядро), состоящая из родителей и детей, нуждающихся в опеке.

 Следствия этой тенденции: 

  1. Потеря преемственности в передаче основных навыков ухода и воспитания.
  2. Появление многочисленных профессий (в т.ч. – социального педагога), призванных восполнить пробелы семейного воспитания; своего рода – суррогаты родительских функций.
  3. Издание огромного количества пособий для родителей, с характерным унифицированным подходом к участникам воспитательного процесса.
  4.  К росту числа неполных семей. Нередко в таких семьях родители испытывают неосознанное стремление к «реваншу», настаивая на том, чтобы дети жили и развивались по навязанному им сценарию.
  5.  К профессиональной дифференциации во всех сферах. Это приводит к потере взаимосвязи между ступенями и субъектами воспитания.

Для нашего общества, кроме уже упоминавшихся  явлений характерны:

  1. Резкое имущественное и социальное расслоение. Как следствие – рост числа неблагополучных семей.
  2. Т.наз. «малодетность» семей является не только демографической, но и психолого-педагогической проблемой.
  3. Сокращение государственных расходов на дошкольное и внешкольное воспитание. Большинство родителей не готово самостоятельно организовывать эти воспитательные функции, причем не только из-за недостатка средств, но и из-за недостатка знаний о современных педагогических требованиях в этой сфере.

  1.  Культура как цель и средство семейного воспитания.

Культуру можно рассматривать как систему ценностей, созданных в материальной и духовной (этической, эстетической, научной) сферах. Помимо создания и сохранения, понятие культуры включает и восприятие этих ценностей. Именно в семье формируются первичные и самые прочные ценностные ориентации, выстраивается фундаментальная иерархия ценностей.

Попробуйте самостоятельно определить, какого рода ценностные ориентации сформированы у вас семьей в сферах

  1.  социально-политических ценностей;
  2.  профессиональных ценностей;
  3.  семейно-бытовых ценностей;
  4.  эстетических ценностей;
  5.  рекреационных ценностей

В то же время явления художественной культуры служат яркими примерами, родители активно используют их в самых разных воспитывающих ситуациях.

Взаимный интерес родителей и детей к разнообразным явлениям культуры создает пространство для интенсивного, педагогически содержательного общения на всех возрастных этапах.

  1.  Проблемы семейного воспитания как аспект

профессиональной деятельности культуролога.

В своей профессиональной деятельности культурологи (в зависимости от специализации) выполняют функции преподавателя, педагога-консультанта, организатора досуга детей и взрослых и т.д. Мощным воспитывающим средством становятся и явления искусства, созданные или пропагандируемые выпускниками нашего вуза. В связи с этим целесообразно выделить типичные для сегодняшнего этапа развития нашего общества ошибки семейного воспитания.

  1. Построение родителями воспитания как субъект-объектного, а не субъект-субъектного процесса.
  2. Механический перенос в свою семью стереотипов родительской семьи.
  3. Отказ ребенку в праве на индивидуальные особенности и оригинальный (не похожий на родительский) путь личностного развития.
  4. Авторитаризм или наоборот – безответственно либеральный стиль общения и построения взаимоотношений.
  5. Представление о педагогике как о своде универсальных правил и рецептов.
  6. Перенос центра тяжести в воспитании с обеспечения духовных потребностей на обеспечение материальных потребностей (включая обеспечение носителями духовных ценностей – книгами, современной аппаратурой, оплатой поездок и т.д.).
  7. Непонимание роли самовоспитания и саморазвития родителей в воспитании детей.
  8. Психологическая неграмотность. Чаще всего выражается в неадекватной оценке возрастных и индивидуальных особенностей ребенка и – как следствие – неадекватном выборе средств и методов воспитания.

Приведите к каждой типичной ошибке семейного воспитания пример  и смоделируйте (в рамках вашей творческой специализации) коррегирующие действия педагога.

Несмотря на обилие и разнообразие типичных ошибок семейного воспитания, общество выработало всего три взаимосвязанных и взаимодополняющих средства их преодоления:

  1. Педагогическое просвещение родителей; консультирование родителей.
  2. Подготовка молодежи к семейной жизни и воспитанию детей.
  3. Тесное взаимодействие с семьей учебных и воспитательных учреждений.
  4. Пропаганда семейных ценностей средствами художественной культуры.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

12224. Определение рН с помощью хингидронного электрода 32 KB
  Лабораторная работа Определение рН с помощью хингидронного электрода Цель: нахождение рН и буферной емкости растворов Суть метода: Потенциометрическое измерение производят измеряя ЭДС гальванического элемента в котором один из электродов погружен в электролит...
12225. Практическое использование современных информационных технологий 213.5 KB
  СОДЕРЖАНИЕ [1] 1. Общие положения [1.1] Цель и задачи выполнения лабораторных работ [1.2] 1.2. Содержание и оформление отчета по практическим заданиям [2] 2. Задания и методические указания к выполнению работ [3] Библиографичес...
12226. Исследование основных схем выпрямления и изучение влияния нагрузки и сглаживающих фильтров на их работу 75.08 KB
  Лабораторная работа №1 Исследование основных схем выпрямления и изучение влияния нагрузки и сглаживающих фильтров на их работу Цель работы: научиться снимать и строить характеристики схем выпрямления; научиться снимать осциллограммы напряжений; нау...
12227. Кинетика разложения мурексида в кислой среде 115.5 KB
  Кинетика разложения мурексида в кислой среде Цель работы: определение порядка реакции по мурексиду и катализатору кислоте и составление дифференциального кинетического уравнения по результатам опытов; определение константы диссоциации слабой кислоты путем кинетич
12228. Кинетика разложения мурексида в кислой среде. 31.36 KB
  Лабораторная работа №2 Кинетика разложения мурексида в кислой среде Цель работы: определение порядка реакции по мурексиду и катализатору кислоте и составление дифференциального кинетического уравнения реакции по результатам оп
12229. Измерение ЭДС элемента Якоби-Даниэля. Определение потенциала отдельных электродов 29 KB
  Измерение ЭДС элемента ЯкобиДаниэля. Определение потенциала отдельных электродов Цель работы: приготовление гальванического элемента и измерение его ЭДС. Вычисление ЭДС элемента при заданных концентрациях солей. Сравнение полученных результатов с вычисленными знач
12230. Определение порядка реакции окисления иодид-ионов ионами трехвалентного железа 194 KB
  Определение порядка реакции окисления иодидионов ионами трехвалентного железа Цель работы: определение частных кинетических порядков и общего кинетического действительного порядка реакции Fe3I Fe2I 1 в водном растворе и сравнение их со стехиометрическими поря
12231. ИЗУЧЕНИЕ КИНЕТИКИ РЕАКЦИИ ОМЫЛЕНИЯ СЛОЖНОГО ЭФИРА 74 KB
  Изучение кинетики реакции омыления сложного эфира Цель: Определить средние значения K реакции омыления этилацетата в щелочной среде при двух температурах; вычислить энергию активации данной реакции. Ход работы: Измерение постоянной сосуда. Определялась
12232. Омыление сложного эфира в щелочной среде при двух температурах 242 KB
  Изучение кинетики реакции омыления сложного эфира Цель работы: определение средних значений констант скорости реакции омыления сложного эфира в щелочной среде при двух температурах вычисление энергии активации и предэкспоненциального множителя. Принцип метода: ко