8204

Воспитание в семье

Лекция

Педагогика и дидактика

Воспитание в семье План Семейное воспитание как одна из древнейших форм передачи жизненного опыта. Социальные процессы, определяющие характер современного семейного воспитания. Культура как цель и средство семейного воспитания. Проблемы семейного во...

Русский

2013-02-06

35.59 KB

0 чел.

Воспитание в семье

План

  1. Семейное воспитание как одна из древнейших форм передачи жизненного опыта.
  2. Социальные процессы, определяющие характер современного семейного воспитания.
  3. Культура как цель и средство семейного воспитания.
  4. Проблемы семейного воспитания как аспект профессиональной деятельности культуролога.

ЛИТЕРАТУРА:

  1.  

Издание любое

Макаренко А.С. Книга для родителей.

  1. Лесгафт П.Ф. Лекции о семейном воспитании.  
  2. Мир детства: Энциклопедия для родителей в 4 т.
  3. Ковалев С.В. Психология современной семьи. – М.,1988
  4. Конвенция о правах ребенка. Принята 44-йсессией Ген.ассамблеи ООН (1989). В кн.: Международная защита прав и свобод человека: Сб.док. – М., 1990.

  1.  Семейное воспитание как одна из древнейших форм передачи жизненного опыта.

Семейное воспитание – древняя, но отнюдь не древнейшая форма организации воспитательного процесса в человеческом обществе. Историки считают, что более древняя форма – «общественное», т.е. определяемое и организованное племенем воспитание. С процессами выделения семьи связано осознание особого места ребенка в иерархии семейных ценностей. У разных этносов мы встречаем различные, иногда диаметрально противоположные трактовки этой ценности: и высшая ценность, и проявление рока, судьбы, и реализация долга перед обществом...

Простейшие и самые распространенные методы семейного воспитания:

  1.  

популярность

эффективность

Пример

  1. Поощрение
  2. Наказание
  3. Педагогическое требование
  4. Приучение, упражнение
  5. Сообщение
  6. Методы контроля и педагогических перспектив

  1.  Социальные процессы, определяющие характер современного семейного воспитания.

Влияние семьи на ребенка сильнее иных воспитательных воздействий. С возрастом  оно ослабевает, но никогда не утрачивается полностью. В семье формируются те качества, которые нигде, кроме как в семье сформированы быть не могут: это базовые ценности человека, коммуникативные навыки, хозяйственно-бытовые умения и др.

Тем не менее, на протяжении всего ХХ столетия социологи, политики и педагоги указывали на тревожные тенденции, говорящие об ослаблении внутрисемейных связей и даже о разрушении института семьи. Эти тенденции носят глобальный характер, они порождены изменениями многих социально-экономических параметров: в образовательной, производственной, бытовой, правовой сферах. В сфере семьи и семейного воспитания они приводят:

  1.  К изменению структуры семьи. Патриархальная семья, объединяющая под одной крышей или в пределах одного населенного пункта несколько тесно взаимодействующих поколений родственников исчезает. Ей на смену приходит «нуклеарная» (от nucleus – ядро), состоящая из родителей и детей, нуждающихся в опеке.

 Следствия этой тенденции: 

  1. Потеря преемственности в передаче основных навыков ухода и воспитания.
  2. Появление многочисленных профессий (в т.ч. – социального педагога), призванных восполнить пробелы семейного воспитания; своего рода – суррогаты родительских функций.
  3. Издание огромного количества пособий для родителей, с характерным унифицированным подходом к участникам воспитательного процесса.
  4.  К росту числа неполных семей. Нередко в таких семьях родители испытывают неосознанное стремление к «реваншу», настаивая на том, чтобы дети жили и развивались по навязанному им сценарию.
  5.  К профессиональной дифференциации во всех сферах. Это приводит к потере взаимосвязи между ступенями и субъектами воспитания.

Для нашего общества, кроме уже упоминавшихся  явлений характерны:

  1. Резкое имущественное и социальное расслоение. Как следствие – рост числа неблагополучных семей.
  2. Т.наз. «малодетность» семей является не только демографической, но и психолого-педагогической проблемой.
  3. Сокращение государственных расходов на дошкольное и внешкольное воспитание. Большинство родителей не готово самостоятельно организовывать эти воспитательные функции, причем не только из-за недостатка средств, но и из-за недостатка знаний о современных педагогических требованиях в этой сфере.

  1.  Культура как цель и средство семейного воспитания.

Культуру можно рассматривать как систему ценностей, созданных в материальной и духовной (этической, эстетической, научной) сферах. Помимо создания и сохранения, понятие культуры включает и восприятие этих ценностей. Именно в семье формируются первичные и самые прочные ценностные ориентации, выстраивается фундаментальная иерархия ценностей.

Попробуйте самостоятельно определить, какого рода ценностные ориентации сформированы у вас семьей в сферах

  1.  социально-политических ценностей;
  2.  профессиональных ценностей;
  3.  семейно-бытовых ценностей;
  4.  эстетических ценностей;
  5.  рекреационных ценностей

В то же время явления художественной культуры служат яркими примерами, родители активно используют их в самых разных воспитывающих ситуациях.

Взаимный интерес родителей и детей к разнообразным явлениям культуры создает пространство для интенсивного, педагогически содержательного общения на всех возрастных этапах.

  1.  Проблемы семейного воспитания как аспект

профессиональной деятельности культуролога.

В своей профессиональной деятельности культурологи (в зависимости от специализации) выполняют функции преподавателя, педагога-консультанта, организатора досуга детей и взрослых и т.д. Мощным воспитывающим средством становятся и явления искусства, созданные или пропагандируемые выпускниками нашего вуза. В связи с этим целесообразно выделить типичные для сегодняшнего этапа развития нашего общества ошибки семейного воспитания.

  1. Построение родителями воспитания как субъект-объектного, а не субъект-субъектного процесса.
  2. Механический перенос в свою семью стереотипов родительской семьи.
  3. Отказ ребенку в праве на индивидуальные особенности и оригинальный (не похожий на родительский) путь личностного развития.
  4. Авторитаризм или наоборот – безответственно либеральный стиль общения и построения взаимоотношений.
  5. Представление о педагогике как о своде универсальных правил и рецептов.
  6. Перенос центра тяжести в воспитании с обеспечения духовных потребностей на обеспечение материальных потребностей (включая обеспечение носителями духовных ценностей – книгами, современной аппаратурой, оплатой поездок и т.д.).
  7. Непонимание роли самовоспитания и саморазвития родителей в воспитании детей.
  8. Психологическая неграмотность. Чаще всего выражается в неадекватной оценке возрастных и индивидуальных особенностей ребенка и – как следствие – неадекватном выборе средств и методов воспитания.

Приведите к каждой типичной ошибке семейного воспитания пример  и смоделируйте (в рамках вашей творческой специализации) коррегирующие действия педагога.

Несмотря на обилие и разнообразие типичных ошибок семейного воспитания, общество выработало всего три взаимосвязанных и взаимодополняющих средства их преодоления:

  1. Педагогическое просвещение родителей; консультирование родителей.
  2. Подготовка молодежи к семейной жизни и воспитанию детей.
  3. Тесное взаимодействие с семьей учебных и воспитательных учреждений.
  4. Пропаганда семейных ценностей средствами художественной культуры.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

16795. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ по применению Классификации запасов месторождений и прогнозных ресурсов твердых полезных ископаемых 620 KB
  МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ по применению Классификации запасов месторождений и прогнозных ресурсов твердых полезных ископаемых Золото рудное Москва 2007 Разработаны Федеральным государственным учреждением Государственная
16796. Минералогические предпосылки и предварительные результаты гравитационного обогащения забалансовых руд месторождения Мурунтау 56 KB
  Минералогические предпосылки и предварительные результаты гравитационного обогащения забалансовых руд месторождения МурунтауКустова Л.А. начальник ЦЗЛ ГМЗ2 Центрального рудоуправления НГМК Черкасов В.Ю. главный инженер ГМЗ2 Центрального рудоуправления НГМК К нас
16797. Теория экономического анализа 499.58 KB
  В процессе изучения дисциплины «Теория экономического анализа» студент получает основные представления о методах и способах анализа хозяйственной деятельности предприятий и организаций, познает и оценивает сущность и тенденции развития системы экономических знаний
16798. Минералого-геохимические особенности поведения благородных металлов в условиях разнообразных природных систем 72 KB
  Минералого-геохимические особенности поведения благородных металлов в условиях разнообразных природных систем. К благородным металлам относятся золото и серебро, а также 6 элементов платиновой группы: рутений, родий, палладий, осмий, иридий и платина...
16799. Организация дежурной службы в частях пожарной охраны 53.05 KB
  Цель изучения темы – формирование у обучаемых соответствующей современным требованиям и нормам степени подготовленности, необходимых знаний, умений и навыков в области организации и несения службы в частях пожарной охраны и обеспечения пожарной безопасности.
16800. Минерально-сырьевой потенциал платиновых металлов России на пороге XXI века 316 KB
  Минеральносырьевой потенциал платиновых металлов России на пороге XXI века Н.М.Чернышов Д.А.Додин Воронежский государственный университет г.Воронеж ВНИИ Океангеология г.СанктПетербург Аннотация Предложена оригинальная классификация платиноидных ме
16801. Намывные россыпи как новый источник получения золота и платины 80 KB
  Намывные россыпи как новый источник получения золота и платины От редакции бюлл. Золотодобыча. Новое как известно часто является хорошо забытым старым. Нижеприведенная статья по мелкому золоту написана в 1932 году но мы уверены что она с интересом будет прочитана и сег...
16802. НОВЫЕ ТЕХНИКА И ТЕХНОЛОГИИ ОБОГАЩЕНИЯ ПЕСКОВ 225 KB
  НОВЫЕ ТЕХНИКА И ТЕХНОЛОГИИ ОБОГАЩЕНИЯ ПЕСКОВ Несмотря на снижение объема добычи золота из россыпей они продолжают оставаться наиболее выгодным объектом для промышленного освоения как в современных условиях так и в среднесрочной перспективе поскольку их минераль
16803. Стратегическое значение мелких месторождений коренного золота в Хабаровском крае и Амурской области 40 KB
  О стратегическом значении мелких месторождений коренного золота в Хабаровском крае и Амурской области Е.В.Нигай к.г.м.н ст.науч.сотр. ИГД ДВО РАН Золотодобыча №121 Декабрь 2008 Разведка и эксплуатация мелких месторождений коренного золота в пределах Дальнего Востока ...