8206

Место педагогической профессии в социуме

Доклад

Педагогика и дидактика

Место педагогической профессии в социуме. Жрец или ремесленник? Место педагогической профессии в социуме (из истории вопроса). Профессия и должность воспитателя (учителя) появляются уже в эпоху древних цивилизаций. И уже в эту пору (III-II тысячел...

Русский

2013-02-06

27.71 KB

2 чел.

Место педагогической профессии в социуме

1. Жрец или ремесленник?

Место педагогической профессии в социуме (из истории вопроса).

Профессия и должность воспитателя (учителя) появляются уже в эпоху древних цивилизаций. И уже в эту пору (III-II тысячелетия до н.э.) можно видеть глубокие различия в оценке обществом и самооценке представителей этой профессии.

В Древнем Египте учителя – это жрецы: уважаемые, грозные и таинственные. В зависимом положении от них находились даже фараон и члены его семьи. В тот же период в Месопотамии учителя школ, называемых Дома табличек, – это бедняки, вынужденные для пропитания выманивать подарки у родителей учеников.

В Древней Греции (IV-II вв. до н.э.) дидаскалы – свободные граждане, влияния которых на молодежь общество даже побаивается. Вспомним, к примеру, обвинения, выдвинутые против Сократа. В Древнем Риме периода империи (I-IV вв.) учителя находятся на государственной службе. Это чиновники, назначаемые и контролируемые администрацией.

В древности учитель чаще всего на виду, он представитель сравнительно редкой профессии. Массовой эта профессия становится  с ХVII в., т.е. с началом Нового времени. Но благоговейное отношение к выдающимся учителям сохраняется и делает их личности легендарными (Коменский, Песталоцци, Корчак).

В Древней Руси грамотность появилась одновременно с христианской религией. «Мастера грамоты», книжники были в числе уважаемых, хотя и вечно подозрительных людей. До сих пор понятие «грамотный» служит у нас синонимом слова «образованный».

Ярким примером отношения к педагогу служит произведение Кирилла Туровского «Слово о том, яко не забывали учителей своих»:

«Если и научился, и от простого человека – не иерея, – то держи в своем сердце и уме память о нем до исхода души своей...

Не помнящие же, откуда добро познали, те подобны голодному и замерзшему псу, которого согрели и накормили. [А] он начал лаять на согревшего и накормившего его.»

?

Давайте вспомним своего любимого педагога, и попробуем назвать, что же выделяло его из среды собратьев по профессии.

2.Содержание и структура понятия «педагогическое мастерство».

3.Предпосылки и условия формирования мастерства педагога.

В ту пору, когда профессия учителя стала одной из массовых, все чаще стали звучать вопросы: откуда берутся хорошие педагоги? Как распознать, получится из студента хороший педагог или нет?  

Ученые начали изучать психологические характеристики выдающихся педагогов современности и прошлого, создавать модели личности педагога-мастера. Интересный подход к проблеме предложил украинский ученый И.А.Зязюн: ряд продуктивных идей он позаимствовал у педагогики искусства.

Педагогическое мастерство – это комплекс свойств личности, обеспечивающий высокий уровень  самоорганизации профессиональной деятельности педагога.

Компоненты педагогического мастерства

Гуманистическая направленность личности

Профессиональ-ные знания

Педагогические способности

Педагогическая

техника

Интересы

Потребности

Мотивация

Ценности

Идеалы

Предмета

Методики его преподавания

Педагогики

Психологии

Современных образователь-ных технологий

Коммуникатив-ные

Перцептивные (эмпатия, интуиция, наблю-дательность)

Креативные

Эмоциональная заразительность

Эмоциональная устойчивость

Оптимизм

Управление собой

и управление другими

Аристизм: выразительность и техника речи, пластическая и мимическая выразительность, обаяние

Профессиональ-ный образ

Ис

точ

ни ки

Воспитание в семье

Самовоспитание

Образование

Самообразова-ние

Развиваются из задатков при усло-вии актуализации

Занятия по методикам театральной педагогики

Попробуйте представить, каким будет человек, выбравший профессию педагога, при отсутствии в структуре его личности одного из компонентов педагогического мастерства.

?

4. Структура педагогической деятельности.

В деятельности современного педагога можно выделить следующие структурные компоненты:

  1.  Проективный. Включает определение целей и задач педагогического процесса, планирование деятельности педагогов и воспитанников.
    1.  Организационный. Предполагает создание условий для развития и самоактуализации личности воспитанника.
    2.  Коммуникативный. Включает общение
      1. с воспитанниками,
        1. с родителями,
          1. с коллегами.
    3.  Гностический. Ведет к постижению новых идей, методик, профессионально значимых сведений.
    4.  Педагогический мониторинг. Обеспечивает
      1. анализ и самоанализ личности педагога как субъекта педагогического процесса;
      2. отслеживание и анализ
        1.  

педагогического процесса.

хода,

  1. результатов,
    1. перспектив


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

55171. Мовний етикет 42.5 KB
  Мовний етикет як соціальне і лінгвістичне явище. Мовленнєвий етикет, спілкувальний етикет. Стандартні етикетні ситуації. Парадигма мовних формул.
55172. Введення і форматування тексту в редакторі Word 553.5 KB
  Якщо даний формат і орієнтація паперу користувача не влаштовують можна їх змінити. Щоб змінити встановлені розміри полів на потрібні можна скористатися лінійкою та бігунками розміщеними на ній.
55173. Документи з кадрово-контрактних питань 32 KB
  Трудова книжка. Трудова угода. Що підтверджує трудова книжка Які відомості вносяться до цього документа. Що таке трудова угода Між ким вона укладається.
55174. Об’єднання текстів, введення колонтитулів, розміщення тексту на сторінках 906.5 KB
  Короткі теоретичні відомості Створені документи зберігаються у файлах і відповідних папках. Через деякий час може виникнути потреба у роботі над вже готовим документом. Щоб відкрити потрібний документ необхідно виконати такі дії:...
55175. Довідково-інформаційні документи 32 KB
  Пресреліз. Що таке пресреліз Які є види пресрелізів 3. Назвіть основні реквізити пресрелізів. Які існують вимоги до написання пресрелізів 5.
55176. Приватизация и структурная перестройка в переходной экономике 24.9 KB
  Переход к рыночной экономике – это как бы двусторонний процесс. С одной стороны, прежде всего необходимо сформировать собственно «рынок», систему рыночных связей: обеспечить свободное ценообразование, свободу торговли, конкурентные отношения...
55177. СТРУКТУРА ЦИКЛ 108 KB
  В каждом варианте задания необходимо определить требуемые входные и выходные данные , для вычисления предложенных функций составить схемы алгоритмов и программы решения задач. Предусмотреть печать всех входных и выходных данных.
55178. Створення документу зі складним обрамленням за допомогою редактора Word 82.5 KB
  Мета: Формувати уміння і навички обрамлення окремих частин таблиці виділення заголовків об’єднання чарунок таблиці. Постановка загальної проблеми: Як при допомозі текстового редактора Word створювати таблиці із складним обрамленням І.