8206

Место педагогической профессии в социуме

Доклад

Педагогика и дидактика

Место педагогической профессии в социуме. Жрец или ремесленник? Место педагогической профессии в социуме (из истории вопроса). Профессия и должность воспитателя (учителя) появляются уже в эпоху древних цивилизаций. И уже в эту пору (III-II тысячел...

Русский

2013-02-06

27.71 KB

2 чел.

Место педагогической профессии в социуме

1. Жрец или ремесленник?

Место педагогической профессии в социуме (из истории вопроса).

Профессия и должность воспитателя (учителя) появляются уже в эпоху древних цивилизаций. И уже в эту пору (III-II тысячелетия до н.э.) можно видеть глубокие различия в оценке обществом и самооценке представителей этой профессии.

В Древнем Египте учителя – это жрецы: уважаемые, грозные и таинственные. В зависимом положении от них находились даже фараон и члены его семьи. В тот же период в Месопотамии учителя школ, называемых Дома табличек, – это бедняки, вынужденные для пропитания выманивать подарки у родителей учеников.

В Древней Греции (IV-II вв. до н.э.) дидаскалы – свободные граждане, влияния которых на молодежь общество даже побаивается. Вспомним, к примеру, обвинения, выдвинутые против Сократа. В Древнем Риме периода империи (I-IV вв.) учителя находятся на государственной службе. Это чиновники, назначаемые и контролируемые администрацией.

В древности учитель чаще всего на виду, он представитель сравнительно редкой профессии. Массовой эта профессия становится  с ХVII в., т.е. с началом Нового времени. Но благоговейное отношение к выдающимся учителям сохраняется и делает их личности легендарными (Коменский, Песталоцци, Корчак).

В Древней Руси грамотность появилась одновременно с христианской религией. «Мастера грамоты», книжники были в числе уважаемых, хотя и вечно подозрительных людей. До сих пор понятие «грамотный» служит у нас синонимом слова «образованный».

Ярким примером отношения к педагогу служит произведение Кирилла Туровского «Слово о том, яко не забывали учителей своих»:

«Если и научился, и от простого человека – не иерея, – то держи в своем сердце и уме память о нем до исхода души своей...

Не помнящие же, откуда добро познали, те подобны голодному и замерзшему псу, которого согрели и накормили. [А] он начал лаять на согревшего и накормившего его.»

?

Давайте вспомним своего любимого педагога, и попробуем назвать, что же выделяло его из среды собратьев по профессии.

2.Содержание и структура понятия «педагогическое мастерство».

3.Предпосылки и условия формирования мастерства педагога.

В ту пору, когда профессия учителя стала одной из массовых, все чаще стали звучать вопросы: откуда берутся хорошие педагоги? Как распознать, получится из студента хороший педагог или нет?  

Ученые начали изучать психологические характеристики выдающихся педагогов современности и прошлого, создавать модели личности педагога-мастера. Интересный подход к проблеме предложил украинский ученый И.А.Зязюн: ряд продуктивных идей он позаимствовал у педагогики искусства.

Педагогическое мастерство – это комплекс свойств личности, обеспечивающий высокий уровень  самоорганизации профессиональной деятельности педагога.

Компоненты педагогического мастерства

Гуманистическая направленность личности

Профессиональ-ные знания

Педагогические способности

Педагогическая

техника

Интересы

Потребности

Мотивация

Ценности

Идеалы

Предмета

Методики его преподавания

Педагогики

Психологии

Современных образователь-ных технологий

Коммуникатив-ные

Перцептивные (эмпатия, интуиция, наблю-дательность)

Креативные

Эмоциональная заразительность

Эмоциональная устойчивость

Оптимизм

Управление собой

и управление другими

Аристизм: выразительность и техника речи, пластическая и мимическая выразительность, обаяние

Профессиональ-ный образ

Ис

точ

ни ки

Воспитание в семье

Самовоспитание

Образование

Самообразова-ние

Развиваются из задатков при усло-вии актуализации

Занятия по методикам театральной педагогики

Попробуйте представить, каким будет человек, выбравший профессию педагога, при отсутствии в структуре его личности одного из компонентов педагогического мастерства.

?

4. Структура педагогической деятельности.

В деятельности современного педагога можно выделить следующие структурные компоненты:

  1.  Проективный. Включает определение целей и задач педагогического процесса, планирование деятельности педагогов и воспитанников.
    1.  Организационный. Предполагает создание условий для развития и самоактуализации личности воспитанника.
    2.  Коммуникативный. Включает общение
      1. с воспитанниками,
        1. с родителями,
          1. с коллегами.
    3.  Гностический. Ведет к постижению новых идей, методик, профессионально значимых сведений.
    4.  Педагогический мониторинг. Обеспечивает
      1. анализ и самоанализ личности педагога как субъекта педагогического процесса;
      2. отслеживание и анализ
        1.  

педагогического процесса.

хода,

  1. результатов,
    1. перспектив


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

58605. Поверхностные воды. Реки и её части 633 KB
  Какая тема нашего сегодняшнего урока вы узнаете отгадав следующую загадку: Зимой скрывается весной появляется летом веселится осенью спать ложится река. Проблемный вопрос: Почему реки текут Как вы уже догадались на сегодняшнем уроке речь пойдёт о реках и их частях.
58606. Операционная система компьютера 287.5 KB
  Тип урока: урок объяснения нового материала. Компьютеры в классе работают под управлением операционной системы Windows 98. Признаком того что ОС загрузилась в MSDOS является появление курсора в командной строке в Windows 9х появление Рабочего стола на экране монитора и стрелки...
58607. Табличные информационные модели 106.5 KB
  Предмет усвоения: табличные информационные модели таблица типа объекты-свойства таблица типа объекты-объекты один таблица типа объекты объекты несколько таблица типа объекты свойства объекты. Средства усвоения: Логический анализ: Таблица типа ОС это таблица содержащая информацию...
58610. Семейное право 50.5 KB
  Цель урока: дать характеристику основ семейного права РФ и продолжить формирование способностей учащихся к выбору действий и поступков в морально-правовой ситуации в соответствии с нормами семейного законодательства и морали. Задачи урока: формирование системы знаний семейного права...
58612. Менеджмент 33.5 KB
  Ход урока. Мы с вами вместе вспомнили о менеджменте его функциях факторах внутренней и внешней среды менеджмента роли коммуникаций Самоанализ урока Анализ структуры. На данном занятии присутствовали все основные этапы прохождения урока.
58613. Темперамент и выбор профессии 60.5 KB
  Задачи урока: Образовательная ознакомить учащихся с понятиями тип темперамента характер; Развивающая развить у учащихся интерес к выбору будущей профессии; Воспитательная содействовать воспитанию трудолюбия стремления к выбору будущей профессии...