8206

Место педагогической профессии в социуме

Доклад

Педагогика и дидактика

Место педагогической профессии в социуме. Жрец или ремесленник? Место педагогической профессии в социуме (из истории вопроса). Профессия и должность воспитателя (учителя) появляются уже в эпоху древних цивилизаций. И уже в эту пору (III-II тысячел...

Русский

2013-02-06

27.71 KB

2 чел.

Место педагогической профессии в социуме

1. Жрец или ремесленник?

Место педагогической профессии в социуме (из истории вопроса).

Профессия и должность воспитателя (учителя) появляются уже в эпоху древних цивилизаций. И уже в эту пору (III-II тысячелетия до н.э.) можно видеть глубокие различия в оценке обществом и самооценке представителей этой профессии.

В Древнем Египте учителя – это жрецы: уважаемые, грозные и таинственные. В зависимом положении от них находились даже фараон и члены его семьи. В тот же период в Месопотамии учителя школ, называемых Дома табличек, – это бедняки, вынужденные для пропитания выманивать подарки у родителей учеников.

В Древней Греции (IV-II вв. до н.э.) дидаскалы – свободные граждане, влияния которых на молодежь общество даже побаивается. Вспомним, к примеру, обвинения, выдвинутые против Сократа. В Древнем Риме периода империи (I-IV вв.) учителя находятся на государственной службе. Это чиновники, назначаемые и контролируемые администрацией.

В древности учитель чаще всего на виду, он представитель сравнительно редкой профессии. Массовой эта профессия становится  с ХVII в., т.е. с началом Нового времени. Но благоговейное отношение к выдающимся учителям сохраняется и делает их личности легендарными (Коменский, Песталоцци, Корчак).

В Древней Руси грамотность появилась одновременно с христианской религией. «Мастера грамоты», книжники были в числе уважаемых, хотя и вечно подозрительных людей. До сих пор понятие «грамотный» служит у нас синонимом слова «образованный».

Ярким примером отношения к педагогу служит произведение Кирилла Туровского «Слово о том, яко не забывали учителей своих»:

«Если и научился, и от простого человека – не иерея, – то держи в своем сердце и уме память о нем до исхода души своей...

Не помнящие же, откуда добро познали, те подобны голодному и замерзшему псу, которого согрели и накормили. [А] он начал лаять на согревшего и накормившего его.»

?

Давайте вспомним своего любимого педагога, и попробуем назвать, что же выделяло его из среды собратьев по профессии.

2.Содержание и структура понятия «педагогическое мастерство».

3.Предпосылки и условия формирования мастерства педагога.

В ту пору, когда профессия учителя стала одной из массовых, все чаще стали звучать вопросы: откуда берутся хорошие педагоги? Как распознать, получится из студента хороший педагог или нет?  

Ученые начали изучать психологические характеристики выдающихся педагогов современности и прошлого, создавать модели личности педагога-мастера. Интересный подход к проблеме предложил украинский ученый И.А.Зязюн: ряд продуктивных идей он позаимствовал у педагогики искусства.

Педагогическое мастерство – это комплекс свойств личности, обеспечивающий высокий уровень  самоорганизации профессиональной деятельности педагога.

Компоненты педагогического мастерства

Гуманистическая направленность личности

Профессиональ-ные знания

Педагогические способности

Педагогическая

техника

Интересы

Потребности

Мотивация

Ценности

Идеалы

Предмета

Методики его преподавания

Педагогики

Психологии

Современных образователь-ных технологий

Коммуникатив-ные

Перцептивные (эмпатия, интуиция, наблю-дательность)

Креативные

Эмоциональная заразительность

Эмоциональная устойчивость

Оптимизм

Управление собой

и управление другими

Аристизм: выразительность и техника речи, пластическая и мимическая выразительность, обаяние

Профессиональ-ный образ

Ис

точ

ни ки

Воспитание в семье

Самовоспитание

Образование

Самообразова-ние

Развиваются из задатков при усло-вии актуализации

Занятия по методикам театральной педагогики

Попробуйте представить, каким будет человек, выбравший профессию педагога, при отсутствии в структуре его личности одного из компонентов педагогического мастерства.

?

4. Структура педагогической деятельности.

В деятельности современного педагога можно выделить следующие структурные компоненты:

  1.  Проективный. Включает определение целей и задач педагогического процесса, планирование деятельности педагогов и воспитанников.
    1.  Организационный. Предполагает создание условий для развития и самоактуализации личности воспитанника.
    2.  Коммуникативный. Включает общение
      1. с воспитанниками,
        1. с родителями,
          1. с коллегами.
    3.  Гностический. Ведет к постижению новых идей, методик, профессионально значимых сведений.
    4.  Педагогический мониторинг. Обеспечивает
      1. анализ и самоанализ личности педагога как субъекта педагогического процесса;
      2. отслеживание и анализ
        1.  

педагогического процесса.

хода,

  1. результатов,
    1. перспектив


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

28714. Силовые структуры, их место и роль в Российском демократическом государстве 13.09 KB
  Помимо вопроса безопасности мирных граждан и реформирования армии есть еще один аспект который не может не волновать общество при поиске места и задач для силовиков в современных условиях. Особенности функционирования силовых институтов на современном этапе их развития предполагают некоторые выводы: вопервых функции армии и милиции как инструментов власти являются частью государственных функций и находятся в прямой зависимости от природы правящего в стране политического режима проводимой им политики; вовторых основным предназначением...
28715. Разработка и принятие Конституции СССР 1936г. Ее основные положения. Реорганизация системы Советов. Национально-государственное строительство в 1936 - 1940 гг., его правовая оценка 13.45 KB
  Разработка и принятие Конституции СССР 1936г. Новая Конституция СССР была утверждена 5 декабря 1936 г. Политой основой СССР в ней названы Советы депутатов трудящихся эккой основой социалистическая система хозва и социалистическая собствсть на орудия и средства производства. провозгласила что в СССР победили социалистические общные отношения и создались такие основы социализма как ликвидация эксплуататорских классов господство социалистической собствти наличие дружественных классов рабочих крестьян и народной интеллигенции...
28716. Развитие законодательства о колхозах и труде в предвоенные годы 14.34 KB
  На II Всесоюзном съезде колхозников ударников был принят Примерный устав сельскохозяйственной артели который впоследствии был утвержден СНК СССР и ЦК ВКПб. СНК СССР и ЦК ВКПб в целях развития животноводства приняли следующие постановления: от 8 июля 1939 г. Постановление СНК СССР ЦК ВКПб и ВЦСПС от 28 дек. О мероприятиях по упорядочению трудовой дисциплины улучшению практики госго соцго страхя и борьбе с злоупотреблениями в этом деле; Указ Президиума Верховного Совета СССР от 26 июня 1940 г.
28717. Сталинский «большой скачок» и утверждение в СССР тоталитарного режима (1929 – 1940) 13.91 KB
  Сталинский большой скачок и утверждение в СССР тоталитарного режима 1929 1940. разработанных Госпланом СССР она одобрила первый. Немало крупных объектов возводилось в национальных республиках СССР. Происходили также важные сдвиги в управлении всем промм комплексом СССР.
28718. Перестройка органов государственной власти и управления в годы Великой Отечественной войны (1941 - 1945 гг.) 12.8 KB
  Поскольку сразу встал вопрос об эвакуации промышленных предприятий в восточные районы страны был создан Совет по делам эвакуации при ГКО. был образован Комитет по эвакуации продовольственных запасов промышленных товаров и предприятий промышленности. В декабре оба органа сменило Управление по делам эвакуации. Эвакуацией людей занималось Управление по эвакуации населения.
28719. Гражданское, трудовое, колхозное и уголовное право в годы Великой Отечественной войны (1941 -1945 гг.) 13.75 KB
  В грм праве оправдывается принцип единства госной собствсти позволявший госву оперативно и быстро распоряжаться своей собствтью в целях налаживания военной экономики мобилизации всех существующих ресурсов на борьбу с фашизмом. Были расширены права госва в отношении некотх объектов права личной собстти в круг наследников были включены трудоспособные родители братья и сестры. Трудовой мобилизации подлежали мужчины от 16 до 55 лет и женщины от 16 до 45 лет не работавшие в госных учреждениях и предпрях. Усиливается отвсть лишение...
28720. Попытки преодоления административно-командной системы управления после смерти Сталина и вторая кодификация права (1945 - начало 70-х гг.) 13.52 KB
  были приняты Основы законтва в обл. Основы грго заква и Основы грго судопрва подготовлены проекты Основ законодательства о семье и Основ законодательства о труде. были приняты новые Основы угго заква СССР и союзных республик. Основы отменили самые одиозные положения сталинского времени.
28721. Трудовое, колхозное и уголовное право в 1953 - 1958 гг. 12.72 KB
  Верховным Советом СССР были приняты новые Основы уголовного законодательства Союза ССР и союзных республик. Основы состояли из 4 разделов и 47 статей. задачи Основы провозглашали охрану советского и госного строя социалистической собствсти социалистического правопорядка личности и прав граждан. Основы обеспечивали единство советского уголовного законодательства его целей принципов и основных институтов.
28722. Перестройка управления промышленностью и экономическая реформа в середине 60-х гг. 13.04 KB
  Перестройка управления промышленностью и экономическая реформа в середине 60х гг. Реформа управления промышленностью. Реформа была проведена очень быстро и сначала положение улучшилось но были разрушены отраслевые экономические связи и неожиданно вместо чиновников центрального аппарата стала расти бюрократия на местах. Дав все права совнархозам реформа забыла о правах самих предприятий.