8207

Сущность и закономерности эстетического воспитания

Доклад

Педагогика и дидактика

Сущность и закономерности эстетического воспитания ПЛАН: Педагогическая сущность понятий эстетическое воспитание и художественное образование. Виды эстетической деятельности и их роль в эстетическом развитии личности. Своеобразие эстетической деятел...

Русский

2013-02-06

25.01 KB

12 чел.

Сущность и закономерности эстетического воспитания

ПЛАН:

  1. Педагогическая сущность понятий эстетическое воспитание и художественное образование.
  2. Виды эстетической деятельности и их роль в эстетическом развитии личности.
  3. Своеобразие эстетической деятельности на разных этапах развития личности.
  4. Закономерности эстетического воспитания школьников.

1.Педагогическая сущность понятий эстетическое воспитание и художественное образование.

Искусство является одним из важнейших средств воспитания и развития личности. В  приобщении человека к искусству можно выделить два тесно взаимодействующих процесса: эстетическое воспитание и художественное образование. Они соотносятся между собой примерно так же, как воспитание и образование вцелом.

Целью художественного образования является формирование у учащихся

знаний

теории

умений

в области

истории

навыков

практики искусства

Цель эстетического воспитания значительно шире. Это воспитание личности, способной воспринимать и оценивать эстетические явления в жизни, природе, искусстве; личности, стремящейся созидать и сохранять эстетические ценности в своей практической деятельности.

?

Какие явления мы называем эстетическими?

Как могут сочетаться в человеке высокий или низкий уровни эстетической воспитанности и художественной образованности?

  1.  Виды эстетической деятельности и их роль в эстетическом развитии личности.

Типологию видов художественной деятельности можно строить на нескольких классификационных основах. Интересно, что на практике разные типологии используются не альтернативно, а во взаимосвязи.

Первая классификация опирается на характер деятельности воспитанника. В ней различают

  1. перцептивная деятельность (восприятие искусства);
  2. когнитивная  или познавательная деятельность (изучение искусства);   
  3. художественно-творческая деятельность (т.е. самостоятельное создание или исполнение явлений искусства).

Другая классификация опирается на характер творческого процесса и базовые характеристики созданных образов. В ней различают

  1. литературное творчество (создает универсальные образы);
  2. изобразительное творчество (создает пространственные образы);
  3. музыкальное творчество (создает временные образы);
  4. театральное творчество (создает пространственно-временные образы);
  5.  

?

техногенное творчество (создает образы, чьи выразительные средства зависят от возможностей техники: радио, кино и т.п.).

На основе вашего личного опыта ученика и воспитанника опишите варианты взаимодействия различных видов эстетической деятельности.

Полноценно и разносторонне развитой в эстетическом отношении личностью принято считать человека, знакомого со всеми видами искусств, причем хотя бы с одним из них – на всех уровнях деятельности, т.е. перцептивном, когнитивном и художественно-творческом.

3.Своеобразие эстетической деятельности на разных этапах развития личности.

Эстетическое развитие личности начинается еще до рождения.

В пренатальный период ребенок начинает слышать и даже различать звуки: примерно с середины общего срока внутриутробного развития он улавливает голос матери, а примерно с 7-го месяца – и громкие внешние звуки. Особую роль в этих процессах играют пение матери и звуки музыки.

В младенческом и преддошкольном периоде (от рождения до 3 лет) происходит развитие всех органов чувств и становление процессов восприятия.

Развитие музыкальности опирается на развитие слуха и двигательной координации.

Развитие зрения и игровая деятельность формируют координацию глаз-рука. Книжная иллюстрация становится важным источником эстетических впечатлений и обеспечивает интеллектуальное развитие. Игрушки и другие предметы, окружающие ребенка, формируют его цветовые привычки и пристрастия, помогают (или мешают) развитию манипулятивной деятельности.

Общение взрослых с ребенком является необходимым условием развития речи. Детские стихи и сказки с их простой рифмой и четким ритмом интенсифицируют этот процесс и развивают речевой слух ребенка.

Домашние мультимедийные средства в этот период скорее вредны, нежели полезны для эстетического и интеллектуального развития ребенка.

Для этого возраста характерен очень короткий объем произвольного внимания (до 15 минут), а также быстрая эмоциональная утомляемость.

Период детства приходится на дошкольный и младший школьный возраст.

Ведущим видом деятельности в этот период является изобразительная. В области восприятия этот период дает возможность начинать приобщение к явлениям изобразительного искусства на выставках, в музеях. В познавательной сфере – ребенок осваивает названия цветов, важнейших пространственных понятий, основных жанров живописи и т.д. Самостоятельная изобразительная деятельность детей  имеет ряд особенностей: эмоциональность цветовосприятия и цветопередачи, плоскостность и условность в передаче форм. Дети рисуют то, что понимают, а не то, что видят, причем рисуют по воображению, а не с натуры. Важно в этот период знакомить детей с разнообразными способами создания визуальных образов – это позволит точнее определить склонности ребенка.

Период детства является сензитивным для освоения музыкальной грамоты и навыков музыкального исполнительства. У одаренных детей в этот период удается диагностировать музыкальные способности.

Развитие речи обогащается за счет освоения чтения. Правильную орфоэпию и интонационное богатство помогут сформировать аудио и видеозаписи исполнения мастеров художественного слова.

Знакомство с театральным искусством обычно начинается с кукольного театра. Для маленьких зрителей характерны:

  1. восприятие цвета, света, музыкально-ритмического и пластического рисунка спектакля (но не его вербального содержания);
  2. легкость восприятия условности, потребность в соучастии;
  3. боязнь фрустраций;
  4. потребность в физической подвижности;
  5. объем внимания от 30 до 40 минут.

В самостоятельную педагогическую проблему в этом возрастном периоде превращается освоение этикетных требований при посещении театров, выставок, музеев, концертов.

Очень активно воспринимаются в этот период явления художественной культуры, предъявленные при помощи домашних мультимедийных средств. Важно, чтобы это были действительно явления культуры, а не их суррогаты.

Подростковый период распадается на два этапа: младший подростковый (10-13лет) и старший подростковый (14-16 лет). Объем внимания в этот и последующий период отчетливо связан с продолжительностью школьного урока – 45 минут.

Для младших подростков характерны

  1. чувство взрослости;
  2. наивный реализм;
  3. интерес к сюжету (его «физической» динамике);
  4. «черно-белая» палитра этических и эстетических оценок;
  5. снижение эмпатии (особенно у мальчиков);
  6. интерес к «страшилкам» и «ужастикам»;
  7. частая смена интересов и видов творческой деятельности;

Это период начала формирования профессиональных и досуговых интересов. Поэтому особенно важно, чтобы хотя бы в одной из этих сфер искусство утвердилось в качестве обязательного компонента.

В старшем подростковом периоде девочки нередко обгоняют мальчиков в темпах  физиологического, а следовательно – эмоционального, а следовательно – эстетического развития. Это создает ряд проблем в организации художественного образования и эстетического воспитания. Кроме того, для этого «проблемного» периода характерны

  1. Формирование осознанных критериев качества творческой деятельности (мастерства). Неудовлетворенность низким уровнем своего мастерства нередко приводит к отказу от творческих занятий.
  2. Влияние педагога помогает значительной части подростков перейти от наивного реализма к полноценному эстетическому восприятию искусства.

Юношеский возраст выводит учащихся к порогу самостоятельной жизни, по этой причине юность ищет в искусстве «зеркало», которое отражало бы ее интересы, манеры, слэнг. В юности принимаются решения о профессиональном выборе и месте искусства в жизни.

  1.  Закономерности эстетического воспитания школьников.

Важнейшие закономерности эстетического воспитания были установлены в отечественной педагогике благодаря обширным исследованиям художественных интересов школьников, которые проводились в 70-е годы ХХ в. Было установлено, что:

  1. Для эстетически развитых школьников характерен интерес ко всему разнообразию видов художественного творчества, наряду с доминирующим интересом к одному из них.
  2. Доминирующий интерес к искусству реализуется в трех видах деятельности: восприятие, познание, самостоятельное творчество.
  3. Качественный скачок в эстетическом развитии школьников происходит (или не происходит!) в период между 14 и 16 годами.
  4. Непременным условием такого качественного перехода является общение школьника с эстетически развитым взрослым.
  5. Другим непременным условием гармоничного эстетического развития является взаимодействие и взаимосвязь восприятия искусства на уроке, во внеурочной деятельности и через средства массовой информации.



 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

84262. Понятие о конструктивном и энергетическом обмене 38.76 KB
  Из веществ среды перенесенных в клетку собираются строительные блоки из которых формируются биополимеры клетки и синтезируются белки жиры углеводы нуклеиновые кислоты и другие клеточные компоненты. Обмен веществ можно рассматривать как сумму двух явлений: катаболизма энергетического обмена представляющего собой ферментативное расщепление крупных органических молекул с выделением свободной энергии которая запасается в виде макроэргических связей в молекулах АТФ; анаболизма конструктивного обмена представляющего собой синтез...
84263. Энергетический метаболизм, его сущность. Макроэргические соединения. Типы фосфорилирования 35.11 KB
  Энергия образуемая при энергетическом обмене трансформируется в энергию макроэргических связей молекул АТФ. Процесс образования АТФ называется фосфорилированием. Механизм образования АТФ у разных групп микроорганизмов неодинаков. Фотофосфорилирование – образование АТФ при поглощении квантов света молекулами хлорофилла.
84264. Энергетический метаболизм хемоорганогетеротрофов, использующих процессы брожения 35.13 KB
  Образование молекул АТФ при брожении происходит путем субстратного фосфорилирования. Основными стадиями гликолиза являются присоединение фосфатных групп от молекулы АТФ и превращение во фруктозо16дифосфат. При этом образуется свободная энергия достаточная для образования 4 молекул АТФ.
84265. Энергетический метаболизм хемоорганогетеротрофов, использующих процесс дыхания 33.75 KB
  При этом на каждые 2 атома водорода поступающих в дыхательную цепь синтезируются 3 молекулы АТФ. Таким образом суммарный энергетический эффект процесса окисления одной молекулы глюкозы теоретически составляет 38 молекулы АТФ причем 2 молекулы АТФ образуются в результате субстратного фосфорилирования а 36 АТФ – при окислительном фосфорилировании.
84266. Понятие о чистых и накопительных культурах микроорганизмов 34.34 KB
  При культивировании происходит рост культуры – физиологический процесс в результате которого увеличивается биомасса – масса клеточного вещества данного микроорганизма. Для выделения чистой культуры используют плотные питательные среды на которых каждая клетка вырастает в виде изолированной колонии – популяции микроорганизмов одного вида. Перед выделением чистой культуры из какоголибо пищевого продукта или природного субстрата например: почвы воды в котором данный микроорганизм находится в небольших количествах вначале получают...
84267. Способы культивирования микроорганизмов 33.61 KB
  Поверхностное культивирование заключается в выращивании аэробных микроорганизмов на поверхности жидких и сыпучих питательных сред. Осуществляется поверхностное культивирование в специальных ваннах – кюветах. Глубинное культивирование проводится на жидких питательных средах в которых микроорганизмы развиваются во всем объеме питательной среды. Осуществляется глубинное культивирование в специальных аппаратах – ферментаторах снабженных мешалками и системой подвода стерильного воздуха для обеспечения роста аэробных микроорганизмов.
84268. Закономерности роста статической и непрерывной культуры 35.25 KB
  Фаза ускорения роста. Эта фаза характеризуется началом деления клеток увеличением общей массы и постоянным увеличением скорости роста культуры. Экспоненциальная логарифмическая фаза роста.
84269. Классификация факторов воздействия на микроорганизмы 34 KB
  Классификация факторов воздействия на микроорганизмы Жизнедеятельность микроорганизмов тесно связана с окружающей средой. Некоторые из этих факторов необходимы клетке а некоторые наоборот вредны так как могут вызывать приостановление роста и развития микроорганизмов а при интенсивном воздействии неблагоприятных факторов может наступить гибель микроорганизмов. Под действием экологических факторов возможен также мутагенез – изменение наследственных свойств клетки. Кроме того при оценке воздействия некоторых внешних факторов различают три...
84270. Влияние физических факторов на микроорганизмы 43.83 KB
  Температурные диапазоны роста и развития микроорганизмов этих групп приведены в таблице 9.1 Деление микроорганизмов на группы в зависимости от отношения к температуре Группа микроорганизмов ТС миним. Большинство образуют устойчивые споры Разделение микроорганизмов на 3 группы весьма условно так как микроорганизмы могут приспосабливаться к несвойственной им температуре.