8207

Сущность и закономерности эстетического воспитания

Доклад

Педагогика и дидактика

Сущность и закономерности эстетического воспитания ПЛАН: Педагогическая сущность понятий эстетическое воспитание и художественное образование. Виды эстетической деятельности и их роль в эстетическом развитии личности. Своеобразие эстетической деятел...

Русский

2013-02-06

25.01 KB

9 чел.

Сущность и закономерности эстетического воспитания

ПЛАН:

  1. Педагогическая сущность понятий эстетическое воспитание и художественное образование.
  2. Виды эстетической деятельности и их роль в эстетическом развитии личности.
  3. Своеобразие эстетической деятельности на разных этапах развития личности.
  4. Закономерности эстетического воспитания школьников.

1.Педагогическая сущность понятий эстетическое воспитание и художественное образование.

Искусство является одним из важнейших средств воспитания и развития личности. В  приобщении человека к искусству можно выделить два тесно взаимодействующих процесса: эстетическое воспитание и художественное образование. Они соотносятся между собой примерно так же, как воспитание и образование вцелом.

Целью художественного образования является формирование у учащихся

знаний

теории

умений

в области

истории

навыков

практики искусства

Цель эстетического воспитания значительно шире. Это воспитание личности, способной воспринимать и оценивать эстетические явления в жизни, природе, искусстве; личности, стремящейся созидать и сохранять эстетические ценности в своей практической деятельности.

?

Какие явления мы называем эстетическими?

Как могут сочетаться в человеке высокий или низкий уровни эстетической воспитанности и художественной образованности?

  1.  Виды эстетической деятельности и их роль в эстетическом развитии личности.

Типологию видов художественной деятельности можно строить на нескольких классификационных основах. Интересно, что на практике разные типологии используются не альтернативно, а во взаимосвязи.

Первая классификация опирается на характер деятельности воспитанника. В ней различают

  1. перцептивная деятельность (восприятие искусства);
  2. когнитивная  или познавательная деятельность (изучение искусства);   
  3. художественно-творческая деятельность (т.е. самостоятельное создание или исполнение явлений искусства).

Другая классификация опирается на характер творческого процесса и базовые характеристики созданных образов. В ней различают

  1. литературное творчество (создает универсальные образы);
  2. изобразительное творчество (создает пространственные образы);
  3. музыкальное творчество (создает временные образы);
  4. театральное творчество (создает пространственно-временные образы);
  5.  

?

техногенное творчество (создает образы, чьи выразительные средства зависят от возможностей техники: радио, кино и т.п.).

На основе вашего личного опыта ученика и воспитанника опишите варианты взаимодействия различных видов эстетической деятельности.

Полноценно и разносторонне развитой в эстетическом отношении личностью принято считать человека, знакомого со всеми видами искусств, причем хотя бы с одним из них – на всех уровнях деятельности, т.е. перцептивном, когнитивном и художественно-творческом.

3.Своеобразие эстетической деятельности на разных этапах развития личности.

Эстетическое развитие личности начинается еще до рождения.

В пренатальный период ребенок начинает слышать и даже различать звуки: примерно с середины общего срока внутриутробного развития он улавливает голос матери, а примерно с 7-го месяца – и громкие внешние звуки. Особую роль в этих процессах играют пение матери и звуки музыки.

В младенческом и преддошкольном периоде (от рождения до 3 лет) происходит развитие всех органов чувств и становление процессов восприятия.

Развитие музыкальности опирается на развитие слуха и двигательной координации.

Развитие зрения и игровая деятельность формируют координацию глаз-рука. Книжная иллюстрация становится важным источником эстетических впечатлений и обеспечивает интеллектуальное развитие. Игрушки и другие предметы, окружающие ребенка, формируют его цветовые привычки и пристрастия, помогают (или мешают) развитию манипулятивной деятельности.

Общение взрослых с ребенком является необходимым условием развития речи. Детские стихи и сказки с их простой рифмой и четким ритмом интенсифицируют этот процесс и развивают речевой слух ребенка.

Домашние мультимедийные средства в этот период скорее вредны, нежели полезны для эстетического и интеллектуального развития ребенка.

Для этого возраста характерен очень короткий объем произвольного внимания (до 15 минут), а также быстрая эмоциональная утомляемость.

Период детства приходится на дошкольный и младший школьный возраст.

Ведущим видом деятельности в этот период является изобразительная. В области восприятия этот период дает возможность начинать приобщение к явлениям изобразительного искусства на выставках, в музеях. В познавательной сфере – ребенок осваивает названия цветов, важнейших пространственных понятий, основных жанров живописи и т.д. Самостоятельная изобразительная деятельность детей  имеет ряд особенностей: эмоциональность цветовосприятия и цветопередачи, плоскостность и условность в передаче форм. Дети рисуют то, что понимают, а не то, что видят, причем рисуют по воображению, а не с натуры. Важно в этот период знакомить детей с разнообразными способами создания визуальных образов – это позволит точнее определить склонности ребенка.

Период детства является сензитивным для освоения музыкальной грамоты и навыков музыкального исполнительства. У одаренных детей в этот период удается диагностировать музыкальные способности.

Развитие речи обогащается за счет освоения чтения. Правильную орфоэпию и интонационное богатство помогут сформировать аудио и видеозаписи исполнения мастеров художественного слова.

Знакомство с театральным искусством обычно начинается с кукольного театра. Для маленьких зрителей характерны:

  1. восприятие цвета, света, музыкально-ритмического и пластического рисунка спектакля (но не его вербального содержания);
  2. легкость восприятия условности, потребность в соучастии;
  3. боязнь фрустраций;
  4. потребность в физической подвижности;
  5. объем внимания от 30 до 40 минут.

В самостоятельную педагогическую проблему в этом возрастном периоде превращается освоение этикетных требований при посещении театров, выставок, музеев, концертов.

Очень активно воспринимаются в этот период явления художественной культуры, предъявленные при помощи домашних мультимедийных средств. Важно, чтобы это были действительно явления культуры, а не их суррогаты.

Подростковый период распадается на два этапа: младший подростковый (10-13лет) и старший подростковый (14-16 лет). Объем внимания в этот и последующий период отчетливо связан с продолжительностью школьного урока – 45 минут.

Для младших подростков характерны

  1. чувство взрослости;
  2. наивный реализм;
  3. интерес к сюжету (его «физической» динамике);
  4. «черно-белая» палитра этических и эстетических оценок;
  5. снижение эмпатии (особенно у мальчиков);
  6. интерес к «страшилкам» и «ужастикам»;
  7. частая смена интересов и видов творческой деятельности;

Это период начала формирования профессиональных и досуговых интересов. Поэтому особенно важно, чтобы хотя бы в одной из этих сфер искусство утвердилось в качестве обязательного компонента.

В старшем подростковом периоде девочки нередко обгоняют мальчиков в темпах  физиологического, а следовательно – эмоционального, а следовательно – эстетического развития. Это создает ряд проблем в организации художественного образования и эстетического воспитания. Кроме того, для этого «проблемного» периода характерны

  1. Формирование осознанных критериев качества творческой деятельности (мастерства). Неудовлетворенность низким уровнем своего мастерства нередко приводит к отказу от творческих занятий.
  2. Влияние педагога помогает значительной части подростков перейти от наивного реализма к полноценному эстетическому восприятию искусства.

Юношеский возраст выводит учащихся к порогу самостоятельной жизни, по этой причине юность ищет в искусстве «зеркало», которое отражало бы ее интересы, манеры, слэнг. В юности принимаются решения о профессиональном выборе и месте искусства в жизни.

  1.  Закономерности эстетического воспитания школьников.

Важнейшие закономерности эстетического воспитания были установлены в отечественной педагогике благодаря обширным исследованиям художественных интересов школьников, которые проводились в 70-е годы ХХ в. Было установлено, что:

  1. Для эстетически развитых школьников характерен интерес ко всему разнообразию видов художественного творчества, наряду с доминирующим интересом к одному из них.
  2. Доминирующий интерес к искусству реализуется в трех видах деятельности: восприятие, познание, самостоятельное творчество.
  3. Качественный скачок в эстетическом развитии школьников происходит (или не происходит!) в период между 14 и 16 годами.
  4. Непременным условием такого качественного перехода является общение школьника с эстетически развитым взрослым.
  5. Другим непременным условием гармоничного эстетического развития является взаимодействие и взаимосвязь восприятия искусства на уроке, во внеурочной деятельности и через средства массовой информации.



 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

10611. Генерация опорного значения. Системы, содержащие несколько контуров управления 107.1 KB
  Генерация опорного значения. Системы содержащие несколько контуров управления. Взаимосвязанные системы. Критичные по времени процессы. Сбор данных измерений и обработка сигналов. Топология информационных потоков. Интерфейс оператора. Системная интеграция и надежность...
10612. Модели, применяемые в управлении. Типы моделей. Масштаб времени динамических моделей 234.16 KB
  Модели применяемые в управлении. Типы моделей. Масштаб времени динамических моделей. Непрерывные модели динамических систем. Уравнения состояния. Нелинейные системы. Численное моделирование динамических систем. Проблема слишком большого шага. Дискретные модели динам
10613. Компоненты интерфейса между процессом и управляющим компьютером. Датчики. Исполнительные устройства. Бинарные и цифровые датчики 195.59 KB
  Компоненты интерфейса между процессом и управляющим компьютером. Датчики. Исполнительные устройства. Бинарные и цифровые датчики. Обработка сигналов. Дискретизация сигналов. Преобразование аналоговых и цифровых сигналов. Обработка измерительной информации. Аналог...
10614. Аналоговые (непрерывные) и дискретные регуляторы. Дискретная модель ПИД-регулятора 225.4 KB
  Аналоговые непрерывные и дискретные регуляторы. Дискретная модель ПИДрегулятора. Позиционный алгоритм. Определение частоты выборки в системах управления. Предотвращение интегрального насыщения. Регуляторы можно строить на основе как аналоговой так и цифровой те...
10615. Комбинационное и последовательностное управление. Управление на основе переключательных схем 73.32 KB
  Комбинационное и последовательностное управление. Управление на основе переключательных схем. Аппаратные и программные средства. Программируемые логические контроллеры. Эта глава посвящена бинарному комбинационному и последовательностному т. е. управление порядк...
10616. Шина VMEbus. Другие стандарты шин 61.46 KB
  Шина VMEbus. Другие стандарты шин Аббревиатура VME означает VERSA Module Eurocard. Соответственно VERSA это название более ранней версии шины разработанной компанией Моторола для процессора серии 68000 а платы Eurocard это стандарт формата плат раздел 8.2.2. Шина VMEbus была разработана г
10617. Программирование систем реального времени. Методы программирования: параллельное программирование, мультипрограммирование и многозадачность 123.5 KB
  Программирование систем реального времени. Методы программирования: параллельное программирование мультипрограммирование и многозадачность. Приоритеты процессов и производительность системы. Управление ресурсами. Обмен информацией между процессами. Последовате...
10618. Основные идеи софистов и учение Сократа 140 KB
  Основные идеи софистов и учение Сократа Жизнь Сократа и проблема источников. Открытие сущности человека (человек - это его душа). Парадоксы сократовской этики..
10619. Философия Платона. Учение о бытии и небытии 204.23 KB
  Философия Платона Введение В истории мировой культуры Платон –великое явление. Он жил в древнегреческом обществе но как деятель –философ учёный писатель –принадлежит всему человечеству. Платон один из учителей философии. Учителем его делает не только то что в...