82071

Бабий Яр

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Одновременно через дворников и управдомов распространялась дезинформация о намерении провести перепись и переселение евреев. Большинство из пришедших составляли женщины дети и старики взрослое мужское население было призвано в армию кроме евреев были представители других национальностей из...

Русский

2015-02-24

101.5 KB

0 чел.

МІНІСТЕРСТВО ОСВІТИ І НАУКИ,

МОЛОДІ ТА СПОРТУ УКРАЇНИ

СЄВЄРОДОНЕЦЬКИЙ ПРОФЕСІЙНИЙ ЛІЦЕЙ

МЕТОДИЧНА РОЗРОБКА ВИХОВНОГО ЗАХОДУ

«Бабий Яр»

 

                                                                     Підготувала:

Викладач  Зінченко Л.І.

2011


Бабий Яр

Бабий Яр (укр. Бабин Яр) — урочище в северно-западной части Киева, между районами Лукьяновка и Сырец. Бабий Яр получил всемирную известность как место массовых расстрелов гражданского населения, главным образом евреев, цыган, киевских караимов, а также советских военнопленных, осуществлявшихся немецкими оккупационными войсками в 1941 году. Всего было расстреляно, по разным источникам, от 33 тысяч до 100 тысяч человек

ПАМЯТНИК

Уже с начала 60-х годов каждое 29 сентября здесь собирались известные киевские диссиденты, такие как писатели Виктор Некрасов, Гелий Снегирев, Василь Стус и другие – в основном русские и украинцы, – которые устраивали молчаливую акцию протеста, требуя возведения в Бабьем Яре памятника расстрелянным евреям. "Над Бабьим яром памятников нет", – написал тогда Евгений Евтушенко.

Над Бабьим Яром памятников нет.

Крутой обрыв, как грубое надгробье.

Мне страшно. Мне сегодня столько лет,

Как самому еврейскому народу.

Над Бабьим Яром шелест диких трав.

Деревья смотрят грозно, по-судейски.

Все молча здесь кричит, и, шапку сняв,

Я чувствую, как медленно седею.

И сам я, как сплошной беззвучный крик,

Над тысячами тысяч погребенных.

Я - каждый здесь расстрелянный старик.

Я - каждый здесь расстрелянный ребенок.

А на утверждение официальных властей о том, что в Бабьем Яру были расстреляны не только евреи, Виктор Некрасов когда-то произнес фразу, ставшую классической: "Да, в Бабьем Яре расстреляны не только евреи, но только евреи расстреляны здесь за то, что они были евреями".


Первый расстрел произошёл 27 сентября 1941 — были расстреляны 752 пациента психиатрической больницы им. Ивана Павлова, которая находилась в непосредственной близости к оврагу. Точное место расстрела неизвестно.

В конце сентября 1941 г. зондеркоманда захватила девять ведущих раввинов г. Киева и приказала им сделать воззвание: «После санобработки все евреи и их дети, как элитная нация, будут переправлены в безопасные места…»

27-28 сентября нацистские власти отдали приказ о том, чтобы 29 сентября еврейское население города к 8 часам утра явилось в назначенную точку сбора с документами и ценными вещами. За невыполнение приказа полагался расстрел. По городу было расклеено около 2 тысяч объявлений. Одновременно через дворников и управдомов распространялась дезинформация о намерении провести перепись и переселение евреев. Большинство из пришедших составляли женщины, дети и старики (взрослое мужское население было призвано в армию), кроме евреев были представители других национальностей из интернациональных семей.

В конце улицы был устроен пропускной пункт, за которым находилась скрытая со стороны канцелярия. Поочерёдно за пропускной пункт отводили 30-40 человек, где у них отбирали вещи и заставляли раздеваться. Затем полицаи с помощью палок загоняли людей в проходы в насыпи на краю оврага глубиной 20-25 метров. На противоположном краю находился пулемётчик. Выстрелы заглушались музыкой и шумом самолёта, который кружил над оврагом. После того как ров заполнялся 2-3 слоями трупов, сверху их присыпали землёй.

Я остановился поблизости, и находившиеся на поляне украинцы стали нагружать машину вещами. С этого места я видел, что прибывавших евреев — мужчин, женщин и детей — встречали также украинцы и направляли к тому месту, где те должны были по очереди складывать свои пожитки, пальто, обувь, верхнюю одежду и даже нижнее белье. В определённом месте евреи должны были складывать и свои драгоценности. Все это происходило очень быстро: если кто-нибудь задерживался, украинцы подгоняли его пинками и ударами. Я думаю, что не проходило и минуты с момента, когда человек снимал пальто, до того, как он уже стоял совершенно голый. Не делалось никакого различия между мужчинами, женщинами и детьми… Раздетых евреев направляли в овраг примерно 150 метров длиной, 30 метров шириной и целых 15 метров глубиной. В этот овраг вело 2 или 3 узких прохода, по которым спускались евреи. Когда они подходили к краю оврага, немецкие полицейские хватали их и укладывали на трупы уже находившихся там расстрелянных евреев. Это происходило очень быстро. Трупы лежали аккуратными рядами. Как только еврей ложился, подходил немецкий полицейский с автоматом и стрелял лежавшему в затылок. Евреи, спускавшиеся в овраг, были настолько испуганы этой страшной картиной, что становились совершенно безвольными… Это был конвейер, не различавший мужчин, женщин и детей.

Детей оставляли с матерями и расстреливали вместе с ними… В яме я увидел трупы, лежавшие в ширину тремя рядами, каждый примерно 60 метров. Сколько слоев лежало один на другом, я разглядеть не мог. Вид дергающихся в конвульсиях, залитых кровью тел просто не укладывался в сознании, поэтому детали до меня не дошли…

В то время, как одни люди раздевались, а большинство ждало своей очереди, стоял большой шум. Украинцы не обращали на него никакого внимания. Они продолжали в спешке гнать людей через проходы в овраг. С места, где происходило раздевание, овраг не был виден, так как он находился на расстоянии примерно 150 метров от первой группы одежды. Кроме того, дул сильный ветер и было очень холодно. Выстрелов в овраге не было слышно… Из города прибывали все новые массы людей и они, по-видимому, ничего не подозревали, полагая, что их просто переселяют

Поскольку расстрелять всех прибывших за одни сутки не удалось, в качестве пункта временного содержания прибывших на ночь использовались помещения военных гаражей.

Поскольку расстрелять всех прибывших за одни сутки не удалось, в качестве пункта временного содержания прибывших на ночь использовались помещения военных гаражей.

11 октября 1941, за это время было расстреляно приблизительно 17 000 евреев.

Цитата очевидца

Русские мужья провожали своих еврейских жен. Русские жены провожали своих еврейских мужей. Приближаясь к Бабьему Яру, мы услышали стрельбу и нечеловеческие крики. Я начала понимать, что здесь происходит, но маме ничего не говорила... Когда мы вошли в ворота, нам велели сдать документы и ценные вещи и раздеться. Один немец подошёл к маме и сорвал с её пальца золотое кольцо. Я увидела, как группа за группой раздеваются женщины, старики и дети. Всех подводят к открытой яме, и автоматчики расстреливают их. Затем подводят другую группу... Я своими глазами видела этот ужас. Хотя я находилась не совсем близко от ямы, я все равно слышала жуткие крики обезумевших людей и приглушённые голоса детей, звавшие: «Мама, мама...»

Массовые казни продолжались вплоть до ухода немцев из Киева. 10 января 1942 года были расстреляны около 100 матросов Днепровского отряда Пинской военной флотилии. В 1941—1943 гг. в Бабьем Яру были расстреляны 621 член ОУН (фракция А. Мельника), среди них украинская поэтесса Елена Телига и её муж, у которого была возможность спастись, но он предпочел остаться с женой и коллегами по редакции «Украинского слова» (редактор Иван Рогач).

Отступая из Киева и пытаясь скрыть следы преступлений, нацисты в августе — сентябре 1943 частично уничтожили лагерь, откопали и сожгли на открытых «печах» десятки тысяч трупов, кости перемалывались на привезённых из Германии машинах, пепел был рассыпан по окрестностям Бабьего Яра. В ночь на 29 сентября 1943 года в Бабьем Яре произошло восстание занятых на работах у печей 329 заключённых-смертников, из которых спаслись 18 человек, остальные 311 были расстреляны. Спасшиеся узники выступили свидетелями попытки нацистов скрыть факт массового расстрела.

Трагедии Бабьего Яра имеют длительную историю, наполненную признаниями, забвением и кощунствами. Массовые расстрелы мирных жителей и военнопленных в этом месте давно стали символом Холокоста и других трагедий Второй мировой войны. Длительное время в СССР не хотели признавать, что евреев и ромов фашисты расстреливали только за их принадлежность к определенной национальности. Решение об увековечении памяти жертв массовых расстрелов на территории Бабьего Яра, принятое в 1945 году, было быстро забыто. Такому же забвению предали катастрофу 1961 года на Куреневке. Трагедиям Бабьего Яра посвящены многочисленные публикации и произведения искусства. Наряду с этим, в Бабьем Яру устанавливались памятники и памятные знаки, но проблема увековечения памяти погибших оставалась не решенной.


ПЕРВАЯ СТРАНИЦА ХОЛОКОСТА

До начала второй мировой войны в Украине проживало более 2 миллионов евреев. После подписания пакта Молотова-Риббентропа, в соответствии с которым к входившей в состав СССР Украине отошла часть польской территории, еврейское население достигло 2,5 миллиона человек. Большинство из них было уничтожено немецко-фашистскими оккупантами.

В одном лишь Киеве, который гитлеровские войска оккупировали в конце сентября 1941 года, в урочище под названием Бабий Яр они расстреляли от 200 до 300 тысяч евреев, проживавших в городе – в основном женщин, стариков и детей. Поскольку практически все способные носить оружие еврейские мужчины были вместе с русскими и украинцами мобилизованы в Советскую Армию, вместе с которой они отступили из Киева.

Бабий Яр вошел в историю Холокоста на территории бывшего Советского Союза как едва ли не первая и едва ли не основополагающая его страница. Уже через три почти что месяца после начала войны фашистской Германии с СССР в оккупированном гитлеровцами Киеве в двадцатых числах сентября 1941 года появились листовки на русском языке, которые начинались словами: "Всем жидам города Киева!"

Далее следовал приказ германского командования: 29 сентября всем евреям вместе с документами, теплыми вещами, драгоценностями и 3-дневным запасом пищи явиться в урочище Бабий Яр, который тогда находился на окраине города. За неподчинение – расстрел.

До сих пор остается загадочным, почем гитлеровцы выбрали именно Бабий Яр местом для массовой экзекуции евреев. На сей счет существует две версии. Первая: неподалеку от урочища Бабий Яр находилось несколько кладбищ – Братское, где хоронили героев Первой мировой войны (ныне на его месте – телевышка и здание телецентра), христианское и еврейское. Вторая: в 1937 году в Бабьем Яре проводились расстрелы жертв сталинских репрессий, то есть, место, как бы, было уже апробировано.

29 сентября еврейское населения Киева, приученное сталинским тоталитарным режимом к беспрекословному подчинению любым распоряжениям властей, потянулось к Бабьему Яру. Киевляне, пережившие Вторую мировую войну, помнят, как улицы украинской столицы в течение трех дней были запружены евреями, которые двигались к своей гибели, неся узлы и чемоданы с вещами, ведя за руку малолетних детей.

В Бабьем Яре гитлеровцы отделяли от этого нескончаемого потока группу за группой, у евреев отбирались документы и вещи, их раздевали догола, после чего подводили к огромной яме, которой и являлось урочище. Здесь их расстреливали из пулеметов, после чего специальная команда спускалась в яму и вырывала у казненных золотые коронки. После слой трупов присыпали слоем земли.

Так продолжалось три дня. Расстреливали в Бабьем Яре гитлеровцы. Но участие в экзекуции принимали и два батальона украинской полиции, выполнявшие охранные функции. Утверждали, что на месте, где проводилась казнь, висели и транспаранты с надписями на украинском языке: "Исполняем волю украинского народа".


БАБИЙ ЯР

Имануил Глейзер

***

Киев золотой порой –

Яркий праздник цвета.

Облетающей листвой

Кружит бабье лето.

Чем-то городу грозит

Первая прохлада:

В нитях солнечных сквозит

Приближенье ада.

Всем помыться и сложить

Не забыть отдельно

Всё, что довелось нажить -

Ценности и деньги.

Всем помыться не забыть

И сложить отдельно

Всё, что довелось нажить -

Ценности и деньги.

***

Запасли еду и мыло,

Брали ложки в серебре

И одёжки, чтоб хватило

Всем на холод – в октябре!

Пара кукол для девчонок,

Две машинки – пацанам.

Отчего ж дрожит ребёнок?

Или что-то чует сам?

Люди шли под смутной ношей,

На повозках скарб везли,

В тот обрыв, травой поросший,

В сущий ад родной земли.

***

А вокруг стояли скопом -

И мололи разный вздор,

Кто глазел, а кто от окон

Отводил свой влажный взор.

И текли потоком души,

Что-то теплилось пока.

«Что, зачем и почему же?» -

Бились мысли у виска.

Слухи о переселенье,

О постройке лагерей

О разделе населенья

На еврей и нееврей.

О нужде в обмене пленных,

Чтоб за немца – семь жидов...

Слухам необыкновенным

Верить человек готов.

Ну а те, что прозревали

Неминучую беду,

От отчаянья молчали,

Не мололи ерунду.

Это после, много после

Правда вырвется на свет,

И на многие вопросы

Цифры выдадут ответ.

Без надрыва и витийства

Сухо скажут нам они,

Что процент самоубийства

Вырос в Киеве в те дни.

***

Что потом? На месте сбора,

У обрыва на юру,

Стало ясно очень скоро

Что их в Бабьем ждёт Яру.

Канцелярия на травке.

Поперёк толпы – столы.

Регистрация отправки.

Но куда? В тартарары.

Полицай орёт: Разденьтесь!

Все! Быстрее! Догола!

Только ценности и деньги

Вот сюда – на край стола.

Документик ваш не дорог.

Бросьте наземь и – вперёд!

Человек по тридцать - сорок

На расстрел ведут народ.

Ставили на край обрыва

И – огонь! Пять долгих дней.

Нет вас больше, Сара, Рива,

Яша, Изя, Моисей...

Автоматы, не стихая,

Обрывают жизни вам,

Лия, Двойра, Ицик, Хаим,

Хана, Шмуль, Рахиль, Абрам...

И седые, и грудные

С воплями – в один овраг.

Бог не спас, мои родные.

Всех накрыл кровавый мрак.

***

Время мчится. Глохнет память в мире.

Очевидцы в разных землях спят.

Годовщина. Шестьдесят четыре.

А давно ли было пятьдесят?

Перемены, всюду перемены...

Всюду рынок, деньги и товар.

Новой веткой метрополитена

Беспощадно вспорот Бабий Яр.

Где полвека истлевают кости,

Где из-под земли исходит стон,

Детским шумом полон на погосте

Куренёвской школы стадион.

А поодаль высится Менора

Видевшая, словно часовой,

Как глумятся пасынки позора

Над людскою памятью живой

Это – жизнь. И мало в ней святого.

И у ЗЛА - прописки нет в аду.

Бабий Яр. Теперь два этих слова

Навсегда стоят в одном ряду

В списке, где Освенцим и Треблинка,

Бухенвальд, Дахау, Равенсбрюк.

Собибор, Майданек... Не заминка, -

Времени на всех не хватит, друг.

В Бабьем Яре спорит с тишиною

Надпись из давидова псалма:

«Боль моя всегда передо мною».

Это голос сердца – не ума.

Это искра Ветхого Завета.

В ней спрессован всех времён пожар.

Вы, живые, помните об этом,

Чтоб не повторился Бабий Яр.


ПРАВЕДНИКИ МИРА В ЛАНДШАФТЕ ХОЛОКОСТА

В 1953 году был открыт иерусалимский мемориал "Яд Вашем" - центр научных исследований и памятник жертвам Катастрофы европейского еврейства. Как сказано в законе об основании мемориала, он должен предоставить "место и имена" всем жертвам Холокоста. Кроме того, этим законом определен особый статус тех людей, которые из благородных побуждений и с риском для собственной жизни спасали евреев в годы Холокоста. По давней еврейской традиции таких людей называют "хасидей аммот ха-олам", что буквально означает "праведники народов мира". Обычно говорят короче: "праведники мира". Одним из самых запоминающихся мест Яд Вашема является Аллея Праведников - несколько тысяч вечнозеленых деревьев, каждое из которых посажено в честь человека, который помог хотя бы одному еврею пережить Холокост. Табличка у дерева сообщает имя спасителя.

Сейчас звание Праведник мира получили более 18 тысяч человек. Праведники мира дают возможность всем людям на земле сохранить Веру и Надежду.

Украина занимает четвертое место в мире по количеству Праведников народов мира после Польши, Нидерландов и Франции. Сегодня это звание получили 2194 граждан Украины.

Среди украинцев были тысячи тех, кто, рискуя и жертвуя собой и своими семьями, спасал и прятал евреев, с которыми наш народ веками жил по соседству. Часть этих украинцев сегодня — Праведники Народов Мира. Это звание, согласно израильскому Закону «О Памяти о Катастрофе», присваивается не-евреям, спасавшим в годы нацистской оккупации Европы евреев от преследований. Корреспонденты «Дня» рассказывают две такие истории украинских Праведников Мира из разных концов страны — Черновцов и Кировограда, а их тысячи.

Вспомним и поблагодарим их.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

8973. Преднаука и Основания наук 59 KB
  Преднаука и Основания наук Особенностями восточной преднауки являлись: непосредственная вплетенность и подчиненность практическим потребностям (искусству измерения и счета - математика, составлению календарей и обслуживанию религиозных культов...
8974. Развитие форм научного мышления в средние века 33.17 KB
  Развитие форм научного мышления в средние века. Эпоху Средневековья относят к началу II в. н.э., а ее завершение к XIV—XV вв. В истории Европы этот период называют не иначе как мрачный, имея при этом в виду общий упадок цивилизации, крушение ...
8975. Становление развитой научной теории 39 KB
  Становление развитой научной теории. Роль теории в научном познании огромна. Теория как форма научного знания направлена на обнаружение закономерностей того или иного фрагмента действительности. В процессе построения научной теории задействованы сет...
8976. Историческая изменчивость механизмов порождения научного знания. 35 KB
  Историческая изменчивость механизмов порождения научного знания. Важнейшей характеристикой знания является его динамика, т. е. его рост, изменение, развитие и т. п. Эта идея, не такая уж новая, была высказана уже в античной философии, а Гегель сформ...
8977. Структура эмпирического знания 38.5 KB
  Структура эмпирического знания Само эмпирическое знание имеет довольно сложную структуру, в которой можно выделить четыре уровня: а) единичные эмпирические высказывания (протокольные предложения), которые фиксируют результаты единичных наблюдений....
8978. Структура теоретического знания 34 KB
  Структура теоретического знания Для выяснения специфики теоретического познания важно подчеркнуть, что теория строится с явной направленностью на объяснение объективной реальности, но описывает непосредственно она не окружающую действительность...
8979. Научная картина мира: ее функции и исторические формы 29 KB
  Научная картина мира: ее функции и исторические формы. НКМ (Степин) – целостная система представлений о мире, его структурных характеристиках и закономерностях, вырабатываемая в результате систематизации и синтеза в фундаментальных достижениях...
8980. Основания науки 34 KB
  Основания науки Наука, выступая как целостная, развивающаяся система, имеет собственные основания, обладает идеалами и нормами исследования. Эти характеристики пронизывают науку и как специфическую форму деятельности, и как совокупность дисциплинарн...
8981. Формирование первичных теоретических моделей и законов 35.5 KB
  Формирование первичных теоретических моделей и законов. Модели играют большую роль в научно-теоретическом познании. Они позволяют представить в наглядной форме объекты и процессы, недоступные для непосредственного восприятия: например, модель атома,...