8208

Сущность, движущие силы, противоречия и логика учебного процесса. Основные функции обучения: образовательная, воспитательная и развивающая

Доклад

Педагогика и дидактика

Сущность, движущие силы, противоречия и логика учебного процесса. Основные функции обучения: образовательная, воспитательная и развивающая. Обучение - это совместная целенаправленная деятельность учителя и учащихся, в ходе которой осуществляетс...

Русский

2013-02-06

47.5 KB

87 чел.

Сущность, движущие силы, противоречия и логика учебного процесса. Основные функции обучения: образовательная, воспитательная и развивающая.

Обучение – это совместная целенаправленная деятельность учителя и учащихся, в ходе которой осуществляется образование, воспитание и развитие личности. Обучение – процесс, протекание которого подчиняется определённой логике, а значит, поддаётся изучению, управлению и прогнозированию. Процесс обучения иначе называют учебным или дидактическим процессом.

Обучение обязательно включает в себя два взаимосвязанных процесса: преподавание (деятельность учителя) и учение (деятельность ученика). Поэтому в основе обучения лежит совместная деятельность, целенаправленное взаимодействие учителя и ученика. Они оба должны быть активны в образовательном процессе, т. е. выступать субъектами обучения. Если учитель недостаточно активен в преподавательской деятельности (не стремится к разнообразию форм и методов на уроках, плохо организует контроль обученности, нерегулярно проводит закрепление изученного и т. д.), он не добьётся хорошего результата в обучении. Если ученик пассивен в учении (не следит за мыслью учителя при объяснении нового материала, не пытается самостоятельно выполнить упражнение, не выполняет домашних заданий и т. д.), он плохо овладевает учебным материалом. Таким образом, результат обучения (уровень обученности учащегося) зависит от степени активности обоих субъектов образовательного процесса. Взаимосвязь преподавания и учения в дидактическом процессе Вам будет лучше понятна при выполнении этого задания.

Социальная направленность обучения проявляется в том, что обучение выступает одним из оптимальным способов социальной адаптации человека, т.е. подготовки человека к жизни в обществе.

Сущность обучения можно выразить через следующие признаки современного дидактического процесса:

  •  двусторонний характер процесса (преподавание – учение);
  •  совместная деятельность учителя и ученика;
  •  руководящая роль учителя;
  •  специальная планомерная организация всего процесса;
  •  соответствие учебного процесса закономерностям возрастного развития учащихся;
  •  воспитание и развитие учащихся в процессе обучения.

Движущие силы процесса обучения основаны на его противоречиях. Процесс обучения, ввиду его сложности и многогранности, очень противоречив. Движение, т.е. протекание учебного процесса, достигается за счёт постоянного разрешения возникающих противоречий.

Противоречия процесса обучения проявляются между возникающими в ходе обучения познавательными и практическими задачами, которые требуют от учащихся решения, и имеющимся у учеников уровнем знаний, умений и навыков, умственного развития и ценностных отношений. Каждый раз, сталкиваясь с задачей, для решения которой требуется освоение новых знаний и опыта, ученик с помощью педагога вынужден преодолевать эти противоречия.

Противоречие становится движущей силой обучения, если: а) оно осознаётся учеником как требующее разрешения; б) разрешение противоречия является посильным для ученика данного уровня развития; в) данное противоречие является закономерным звеном в системе противоречий, требующих постепенного разрешения.

Логика учебного процесса отражает путь познания, которым идёт ученик в процессе обучения. Логика учебного процесса зависит от возраста и уровня подготовленности учащихся, от особенностей изучаемого материала, от целей и задач учебного процесса. Например, в начальной школе преобладает традиционная логика обучения: восприятие конкретных предметов и явлений → образование представлений → обобщение отдельных представлений → формирование общих понятий. В средних и старших классах почти одновременно с восприятием конкретных предметов и явлений могут вводиться научные понятия, объясняться принципы.

Структура учебного процесса – это построение процесса обучения, единство, взаимосвязь и взаимодействие его отдельных компонентов (И. Ф. Харламов):

  •  целевого (поставленные цели и задачи образования, воспитания и развития учащихся);
  •  мотивационно-потребностного (мотивы преподавания и учения, потребность в передаче и восприятии знаний и опыта);
  •  содержательного (содержание образования);
  •  деятельностно-операционного (образовательные технологии);
  •  эмоционально-волевого (познавательные интересы и ответственность в учебном процессе);
  •  контрольно-регулировочного (контроль протекания учебного процесса, его коррекция);  
  •  оценочно-результативного (объективная оценка результатов обучения на основе сопоставления полученного результата с целевым компонентом).

Функции обучения: образовательная, воспитательная, развивающая. Эти функции исторически закрепились за процессом обучения, их выполнение обеспечивает полноценное развитие и успешную социализацию личности учащихся.

Образовательная функция заключается в формировании у учащихся знаний, умений, навыков, опыта творческой деятельности.

Воспитательная функция связана с формированием у учащихся нравственности, эстетических представлений и вкусов, системы взглядов на мир, способности следовать социальным нормам поведения.

Развивающая функция состоит в том, что в процессе обучения происходит развитие ребёнка во всех направлениях: развивается его речь, мышление, эмоционально-волевая, мотивационно-потребностная и сенсорно-двигательная сферы личности.

Проблема единства и взаимосвязи функций обучения состоит с том, что для формирования у ученика базовой культуры личности, для его гармоничного развития учебный процесс должен осуществляться таким образом, чтобы его функции были неразрывны, реализовывались во всех компонентах обучения: в комплексе задач урока, в содержании учебного материала, в системе методов, приёмов, форм и средств обучения и т. д. Так, одним из общедидактических требований к уроку является наличие триединой цели, включающей образовательные, воспитательные и развивающие задачи.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

29993. ПРАЗДНИК ПЕРВОГО СЕНТЯБРЯ 2013 г. 63.5 KB
  1ВЕДУШИЙ : Здравствуйте любимые учителя 2ВЕДУЩИЙ : Здравствуйте уважаемые родители и дорогие гости 1ВЕДУШИЙ: Сентябрь наступил закончилось лето Пришел праздник знаний учебы отметок 2ВЕДУШИЙ Дети родителиучителя С праздником вас поздравляем друзья 1 Школьник: СОСКУЧИЛСЯ ПО ШКОЛЕ Перегрелся на солнце я что ли Заскучал вдруг по собственной школе. Ну а сегодня праздничный час Вместе: С праздником мы поздравляем всех вас 2 ВЕДУЩИЙ: Пришло время пригласить на нашу праздничную линейку...
29994. Возможности использования современных информационных технологий при изучении разделов «Атомная физика и Физика Атомного ядра» в школьном курсе физики 806.1 KB
  Влияние информационных технологий на выбор форм методов и средств обучения физике 26 1. Глава 1 Современные технологии обучения в преподавании физики 1. Практика воспитания и обучения все чаще сталкивается с необходимостью доступного подчеркивающих взаимосвязь явлений мира на уровне макросистем также требует определенного наглядного объяснения объектов и явлений особенно если они принадлежать к микромиру или являются абстрактными обобщениями.
29995. Разработка технологического процесса изготовления оконных и дверных блоков из ПВХ 460.34 KB
  Пластиковые окна изобрели в Германии, в 30-ые года. Первые пластиковые окна производитель установил бесплатно в качестве рекламы, но первоначально их производство не увенчалось успехом. И популярными стали они намного позже, в года 60-ые и их популярность растет до сих пор, прежде всего, из-за их устойчивости к внешним воздействиям. И это обоснованно.
29996. Увеличение выпуска продукции Деталь Валик 8ТС. 200.195 411.53 KB
  Определяем число запусков в году: 2.6 13 293 Определяем массу проектируемой заготовки: m3= Р V 106 кг. где Р = 785 кг дм3 плотность материала; V объем заготовки; Определяем коэффициент использования металла проектируемой заготовки по формуле: Определяем стоимость проектируемой заготовки: где Ц1=9540 руб. Значения и определяем по таблицам 2 и 8 [9] заготовка = 240 мкм.
29997. Гіпсова скульптура у вигляді жінки «Каріатиди» стилю Українського бароко 386.36 KB
  Використана література Вступ Вступ Скульптура лат. За змістом і функціям скульптура ділиться на монументальнодекоративну станкову і так звану скульптуру малих форм. Монументальнодекоративна Скульптура розрахована на конкретне архітектурнопросторове або природне оточення. Монументальнодекоративна скульптура покликана конкретизувати архітектурний образ доповнювати виразність архітектурних форм новими відтінками.
29998. Туристично-рекреаційний потенціал Мальти 742.06 KB
  Туристичнорекреаційний потенціал Мальти Мальта країна з історією що іде коренями в глибоке минуле. Мальта маленька острівна країна в центральній частині Середземного моря з дуже вигідним стратегічним положенням. Мальта входить до числа найгустіше заселених країн світу. Мальта найбільшому з островів і має дві великі глибоководні бухти.
29999. Разработка автоматизированного электропривода шлифовального станка 127.05 KB
  В некоторых тяжелых станках применяется автоматическое регулирование скорости вращения двигателя в диапазоне примерно 2:1 с целью поддержания постоянства скорости резания. Поэтому при сравнительно больших диаметрах шлифовальных кругов до 1000 мм скорость вращения шлифовального шпинделя ниже или равна скорости вращения приводного двигателя около 950 об мин. Скорости вращения этих двигателей 24000 : 48000 об мин а при малых диаметрах шлифовальных кругов доходят до 150000 : 200000 об мин. При скоростях вращения до 48000 об мин ротор...
30001. Анализ и структура активных операций, проводимых в Московском филиале ОАО АКБ «Росбанк», а также технология их осуществления 893.82 KB
  Успех того или иного банка все больше зависит от эффективного управления постоянного повышения конкурентоспособности. Поэтому вопрос управления активными и пассивными банковскими операциями в современных условиях приобретает особую остроту поскольку от того насколько эффективно используются ресурсы банка зависит основной финансовый показатель деятельности банка прибыль. Опыт как мировой так и отечественной практики показывает что недооценка управления в банках приводит к негативным последствиям в их деятельности. В соответствии со...