8208

Сущность, движущие силы, противоречия и логика учебного процесса. Основные функции обучения: образовательная, воспитательная и развивающая

Доклад

Педагогика и дидактика

Сущность, движущие силы, противоречия и логика учебного процесса. Основные функции обучения: образовательная, воспитательная и развивающая. Обучение - это совместная целенаправленная деятельность учителя и учащихся, в ходе которой осуществляетс...

Русский

2013-02-06

47.5 KB

82 чел.

Сущность, движущие силы, противоречия и логика учебного процесса. Основные функции обучения: образовательная, воспитательная и развивающая.

Обучение – это совместная целенаправленная деятельность учителя и учащихся, в ходе которой осуществляется образование, воспитание и развитие личности. Обучение – процесс, протекание которого подчиняется определённой логике, а значит, поддаётся изучению, управлению и прогнозированию. Процесс обучения иначе называют учебным или дидактическим процессом.

Обучение обязательно включает в себя два взаимосвязанных процесса: преподавание (деятельность учителя) и учение (деятельность ученика). Поэтому в основе обучения лежит совместная деятельность, целенаправленное взаимодействие учителя и ученика. Они оба должны быть активны в образовательном процессе, т. е. выступать субъектами обучения. Если учитель недостаточно активен в преподавательской деятельности (не стремится к разнообразию форм и методов на уроках, плохо организует контроль обученности, нерегулярно проводит закрепление изученного и т. д.), он не добьётся хорошего результата в обучении. Если ученик пассивен в учении (не следит за мыслью учителя при объяснении нового материала, не пытается самостоятельно выполнить упражнение, не выполняет домашних заданий и т. д.), он плохо овладевает учебным материалом. Таким образом, результат обучения (уровень обученности учащегося) зависит от степени активности обоих субъектов образовательного процесса. Взаимосвязь преподавания и учения в дидактическом процессе Вам будет лучше понятна при выполнении этого задания.

Социальная направленность обучения проявляется в том, что обучение выступает одним из оптимальным способов социальной адаптации человека, т.е. подготовки человека к жизни в обществе.

Сущность обучения можно выразить через следующие признаки современного дидактического процесса:

  •  двусторонний характер процесса (преподавание – учение);
  •  совместная деятельность учителя и ученика;
  •  руководящая роль учителя;
  •  специальная планомерная организация всего процесса;
  •  соответствие учебного процесса закономерностям возрастного развития учащихся;
  •  воспитание и развитие учащихся в процессе обучения.

Движущие силы процесса обучения основаны на его противоречиях. Процесс обучения, ввиду его сложности и многогранности, очень противоречив. Движение, т.е. протекание учебного процесса, достигается за счёт постоянного разрешения возникающих противоречий.

Противоречия процесса обучения проявляются между возникающими в ходе обучения познавательными и практическими задачами, которые требуют от учащихся решения, и имеющимся у учеников уровнем знаний, умений и навыков, умственного развития и ценностных отношений. Каждый раз, сталкиваясь с задачей, для решения которой требуется освоение новых знаний и опыта, ученик с помощью педагога вынужден преодолевать эти противоречия.

Противоречие становится движущей силой обучения, если: а) оно осознаётся учеником как требующее разрешения; б) разрешение противоречия является посильным для ученика данного уровня развития; в) данное противоречие является закономерным звеном в системе противоречий, требующих постепенного разрешения.

Логика учебного процесса отражает путь познания, которым идёт ученик в процессе обучения. Логика учебного процесса зависит от возраста и уровня подготовленности учащихся, от особенностей изучаемого материала, от целей и задач учебного процесса. Например, в начальной школе преобладает традиционная логика обучения: восприятие конкретных предметов и явлений → образование представлений → обобщение отдельных представлений → формирование общих понятий. В средних и старших классах почти одновременно с восприятием конкретных предметов и явлений могут вводиться научные понятия, объясняться принципы.

Структура учебного процесса – это построение процесса обучения, единство, взаимосвязь и взаимодействие его отдельных компонентов (И. Ф. Харламов):

  •  целевого (поставленные цели и задачи образования, воспитания и развития учащихся);
  •  мотивационно-потребностного (мотивы преподавания и учения, потребность в передаче и восприятии знаний и опыта);
  •  содержательного (содержание образования);
  •  деятельностно-операционного (образовательные технологии);
  •  эмоционально-волевого (познавательные интересы и ответственность в учебном процессе);
  •  контрольно-регулировочного (контроль протекания учебного процесса, его коррекция);  
  •  оценочно-результативного (объективная оценка результатов обучения на основе сопоставления полученного результата с целевым компонентом).

Функции обучения: образовательная, воспитательная, развивающая. Эти функции исторически закрепились за процессом обучения, их выполнение обеспечивает полноценное развитие и успешную социализацию личности учащихся.

Образовательная функция заключается в формировании у учащихся знаний, умений, навыков, опыта творческой деятельности.

Воспитательная функция связана с формированием у учащихся нравственности, эстетических представлений и вкусов, системы взглядов на мир, способности следовать социальным нормам поведения.

Развивающая функция состоит в том, что в процессе обучения происходит развитие ребёнка во всех направлениях: развивается его речь, мышление, эмоционально-волевая, мотивационно-потребностная и сенсорно-двигательная сферы личности.

Проблема единства и взаимосвязи функций обучения состоит с том, что для формирования у ученика базовой культуры личности, для его гармоничного развития учебный процесс должен осуществляться таким образом, чтобы его функции были неразрывны, реализовывались во всех компонентах обучения: в комплексе задач урока, в содержании учебного материала, в системе методов, приёмов, форм и средств обучения и т. д. Так, одним из общедидактических требований к уроку является наличие триединой цели, включающей образовательные, воспитательные и развивающие задачи.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

54819. Різноманітність павукоподібних та їхня роль у екосистемах. Значення в житті людини 173 KB
  Мета заняття: навчальна: поглибити знання учнів про різноманітність павукоподібних та риси пристосованості до середовища і способу життя; сформувати поняття про значне поширення представників класу їхню роль у різних екосистемах і господарській діяльності людини; пояснити небезпеку деяких видів павукоподібних що є паразитами людини й переносниками небезпечних вірусних інфекцій або збудниками деяких захворювань; знати заходи профілактики захворювань які...
54820. Іван Іванович Кирій «Незвичайний пацієнт» 65.5 KB
  Форми методи і прийоми роботи на уроці: робота в групах самостійна робота учнів робота з підручником робота з картками підсумкового контролю словникова робота інтерактивний метод Мікрофон вправа на вдосконалення читацьких навичок. Робота в картках підсумкового контролю У скільки років І. Словникова робота Учитель. Словникова робота.
54822. НОВОРІЧНІ ЛІНГВІСТИЧНІ ПАЗЛИ 157 KB
  Нікополь Сама форма пазлів на мою думкуналаштовує дитину на гру робить цікавим сам процес навчання чи виховання. Що значить скласти пазл Поперше зібрати ціле за його частинами; подругесистематизувати знання про частини та про ціле; потретєпобачити цілісну картину представленого. Пропоную вашій увазі новорічні лінгво етимологічні пазли.
54823. Клуб внимательных пешеходов 60.5 KB
  Сегодня мы проверим насколько хорошо вы знаете правила дорожного движения и умело применяете знания на практике Юные пешеходы Будущие водители Дети и родители Велосипедисты и автомобилисты. Азбуку эту помни всегда чтобы с тобой не случилась беда Везде и всюду правила Их надо знать всегда Свои имеют правила шофер и пешеход Как табличку умножения как урок Помни правила движения назубок Внимание Внимание Вас ожидает состязание На лучшее знание и выполнения Правил дорожного движения Перед нами 2 команды. Послушайте правила игры.
54824. Воспитательный час по ПДД 46 KB
  Денис: Приветствую Вас ребята Здесь в лесу проходит дорога. Вот теперь идите смело Пешеходам путь открыт Проходите разрешаю Не беда что я один Я надежно защищаю От трамваев и машин Денис Ну что ребята запомним сигналы Светофора. Заяц Денис помоги Денис Что случилось Зайчик Заяц Большая беда может произойти Денис Я слушаю рассказывай.
54825. Правила дорожнього руху знай – життя і здоров’я зберігай 49.5 KB
  Мета заходу: закріпити навички учнів з ПДР; навчити їх постійно дотримуватися правил ПДР, аналізувати їх значення, не ризикувати своїм життям і здоров’ям, перебуваючи на дорозі; виховувати почуття відповідальності, свідомого ставлення до реальних подій, дисциплінованості; формувати соціальну і здоров’язберігаючу компетенцію.
54826. МИР У ВСЬОМУ СВІТІ 73 KB
  Preparation: To create props for the assembly, which say: «To Peace in the world» and «People become terrorists because…», and will be displayed on the stage of the Assembly Hall. Pictures about terrorism will be displayed on the screen. Materials needed: Multimedia equipment, notebook, cards with the songs and poems about «To Peace in the world»
54827. Основні складові трудової діяльності дошкільників 50.5 KB
  Сьогодні ми знову зібралися для того щоб поговорити про дуже важливу проблему трудове виховання дітей дошкільного віку. Щоб поліпшити його необхідно переглянути систему знань про працю дорослих членів суспільства які отримують діти змінити ставлення до людей праці і сформувати у дітей працелюбність як одну з базових якостей особистості. Знання стимулюють розвиток моральних почуттів дітей та спонукають їх до діяльності. Залишаючись актуальною протягом всієї історії розвитку людства проблема трудового...