8210

Система географических знаний учащихся средней школы. Этапы, методы и средства их формирования

Доклад

Педагогика и дидактика

Под системой знаний понимается комплекс взаимосвязанных знаний, образующих определенную целостность. В состав географических знаний о современном мире включают основные теории и учения, знания о процессах и явлениях, знания об объектах. Логика их фо...

Русский

2013-02-06

25 KB

5 чел.

Под системой знаний понимается комплекс взаимосвязанных знаний, образующих определенную целостность.
В состав географических знаний о современном мире включают основные теории и учения, знания о процессах и явлениях, знания об объектах.
Логика их формирования - от представл. о Земле как о природ. теле и планете людей до представления о связи каждого человека с сост. его земельного дома. В свою очередь, усвоение этих системных знаний не явл. самоцелью, а служат средством становления у ученика словестно - логического и образного мышления. И овладения им методами научно-геогр. познания.
При изучении географии с 6 по 10 кл. школьники овладевают законченной системой физико-географ. экологических и социально-экономических ( в том числе экономико-геогр. и политико-геогр) , а также некоторыми экономическими знаниями, осваивают пути применения в реальной жизни.
Система знаний в курсе географии материков: - общеземлеведческие знания;- знания по компонентам природы; - страноведческие знания; - картографические знания; - физико-страноведческие знания; методы исследования и приемы учебной работы учащихся;- экономико-географическия знания; -геолого-геоморфологические знания; -климатологические знания; -гидрологические знания.
Формирование понятий: от общего к абстрактному, от частного к общему, от отдельного суждения к общему. Возможен и другой путь- от общего к частному.
В формирование понятий , выделяются несколько этапов.
Этапы формирования понятий
1.этап – введение нового понятия- раскрытие его сущностных признаков. Деятельность учащихся характеризуется осмыслением признаков понятия. Этот этап встречается при изучении разделов и тем, в которых данное понятие встречается в первые.
2. этап – расширение объема и углубление содержания понятия. Он характ. более широким и более сознательным, чем на первом этапе, применение понятий в сходных и новых ситуациях (путь суждения от общего к частному). Второй этап формирования понятий требует от учащихся овладения рядом приемов учебной работы со всеми источниками знаний и соответствующими им приемов умственной деятельности, обязательное включение в самостоят. работу.
3.этап - приведение усвоенных понятий в определенную систему и обобщения знаний с целью усвоения закономерностей.
Таким образом, формирование общих понятий происходит в неразрывной связи и на основе единичных понятий, которые на первом этапе используются для образования представлений и вычленения существенных признаков. На втором этапе образованные общие первичные понятия применяются учащимися как теория для объяснения особенностей природы вновь изучаемой территории, т.е. служат методом формирования единичных понятий и при этом позволяют использовать дедуктивный метод. С помощью обобщения и систематизации общих понятий на третьем этапе учащиеся подводятся к пониманию основных закономерностей .
Так, формирование таких несложных понятий,как изотерма, бассейн океана,плато, осуществл. По сути на одном уроке. Понятия , которые введены в предшествующем классе, проходят второй и третий этапы формирования.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

83187. The problems of young people 15.64 KB
  All people have problems. Some people have a lot of problems, others have one or two. And no matter how old you are, you will still face difficulties in your life. We can solve some problems but some problems are very hard to solve.There are a lot of teenagers in our country.
83188. Війни виграють не генерали, війни виграють шкільні учителі 38 KB
  Мені здається, що сьогодні вчити і виховувати дітей складніше, ніж колись. Життя стало непередбачуванішим, з’явилося багато нової інформації, техніки, змінилося ставлення до деяких моральних цінностей. Я впевнена, що професія вчителя – одна з найважливіших у нашому суспільстві.
83189. Стратегический менеджмент как сфера профессиональной деятельности 38.25 KB
  Процесс разработки стратегий включает: 1 определение корпоративной миссии; 2 конкретизацию видения корпорации и постановку целей; 3 формулировку и реализацию стратегии направленной на их достижение. Вместе с тем разработка стратегии на практике процесс творческий.
83190. Славянофильство и западничество: куда идти России? 33.5 KB
  К предыстории относится период с десятых до середины тридцатых годов девятнадцатого столетия. В начале тридцатых годов большинство будущих славянофилов исключая Хомякова были приверженцами философии Шеллинга и их позиция была скорее западнической чем славянофильской.
83191. ИНТЕРНЕТ-ЭКОНОМИКА РОССИИ 40.22 KB
  Как последствие эффективность финансовой работы в современной экономике впрямую находится в зависимости от интенсивности переустройства информации а апофеозом эволюции информационно-коммуникационных технологий стало возникновение Интернета в общем и Интернет-экономики eeconomy в частности.
83192. ВЕНСКАЯ КОНВЕНЦИЯ О ПРАВЕ МЕЖДУНАРОДНЫХ ДОГОВОРОВ 35.5 KB
  Конвенция применяется к договорам заключаемым между государствами в письменной форме. Лицо представляющее государство в целях принятия текста договора либо в целях выражения согласия на обязательность договора должно иметь соответствующие полномочия либо в силу занимаемой должности считаться представляющим свое государство без предъявления полномочий. К последним относятся: главы государств главы правительств министры иностранных дел; главы дипломатических представительств применительно к договорам с государствами в которых они...
83193. ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ К СТОИМОСТНОЙ ОЦЕНКЕ ОБЪЕКТОВ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ 70.5 KB
  Отличительными свойствами интеллектуального товара, по сравнению с обычным товаром, являются: редкость, уникальность, конкурентоспособность и другие характеристики. Общим с рынком любого товара является то, что интеллектуальный товар – продукт труда, произведенный для продажи в целях обмена на другие продукты труда или деньги на рынке...
83194. Training for employment in Sweden (Перекваліфікація для працевлаштування у Швеції) 18.38 KB
  Training programs for the unemployed have been cornerstones of labor market policy for many decades. In Sweden, training programs have been used since 1918 and constitute an important part of the so-called Swedish model (or Nordic model) of labor market policy. Among Sweden’s current programs, the employment training program...
83195. Расчётное исследование влияния закона закрутки и тангенциального навала при оптимизации лопаточного аппарата осевого компрессора 707 KB
  В современном турбостроении окончательная доводка проточной части осевого компрессора ОК осуществляется путем трехмерной многокритериальной оптимизации лопаточного аппарата. Современные программные комплексы основанные на методах вычислительной газовой динамики CFD позволяют смоделировать подобное сложное течение что дает возможность уменьшить...