8210

Система географических знаний учащихся средней школы. Этапы, методы и средства их формирования

Доклад

Педагогика и дидактика

Под системой знаний понимается комплекс взаимосвязанных знаний, образующих определенную целостность. В состав географических знаний о современном мире включают основные теории и учения, знания о процессах и явлениях, знания об объектах. Логика их фо...

Русский

2013-02-06

25 KB

5 чел.

Под системой знаний понимается комплекс взаимосвязанных знаний, образующих определенную целостность.
В состав географических знаний о современном мире включают основные теории и учения, знания о процессах и явлениях, знания об объектах.
Логика их формирования - от представл. о Земле как о природ. теле и планете людей до представления о связи каждого человека с сост. его земельного дома. В свою очередь, усвоение этих системных знаний не явл. самоцелью, а служат средством становления у ученика словестно - логического и образного мышления. И овладения им методами научно-геогр. познания.
При изучении географии с 6 по 10 кл. школьники овладевают законченной системой физико-географ. экологических и социально-экономических ( в том числе экономико-геогр. и политико-геогр) , а также некоторыми экономическими знаниями, осваивают пути применения в реальной жизни.
Система знаний в курсе географии материков: - общеземлеведческие знания;- знания по компонентам природы; - страноведческие знания; - картографические знания; - физико-страноведческие знания; методы исследования и приемы учебной работы учащихся;- экономико-географическия знания; -геолого-геоморфологические знания; -климатологические знания; -гидрологические знания.
Формирование понятий: от общего к абстрактному, от частного к общему, от отдельного суждения к общему. Возможен и другой путь- от общего к частному.
В формирование понятий , выделяются несколько этапов.
Этапы формирования понятий
1.этап – введение нового понятия- раскрытие его сущностных признаков. Деятельность учащихся характеризуется осмыслением признаков понятия. Этот этап встречается при изучении разделов и тем, в которых данное понятие встречается в первые.
2. этап – расширение объема и углубление содержания понятия. Он характ. более широким и более сознательным, чем на первом этапе, применение понятий в сходных и новых ситуациях (путь суждения от общего к частному). Второй этап формирования понятий требует от учащихся овладения рядом приемов учебной работы со всеми источниками знаний и соответствующими им приемов умственной деятельности, обязательное включение в самостоят. работу.
3.этап - приведение усвоенных понятий в определенную систему и обобщения знаний с целью усвоения закономерностей.
Таким образом, формирование общих понятий происходит в неразрывной связи и на основе единичных понятий, которые на первом этапе используются для образования представлений и вычленения существенных признаков. На втором этапе образованные общие первичные понятия применяются учащимися как теория для объяснения особенностей природы вновь изучаемой территории, т.е. служат методом формирования единичных понятий и при этом позволяют использовать дедуктивный метод. С помощью обобщения и систематизации общих понятий на третьем этапе учащиеся подводятся к пониманию основных закономерностей .
Так, формирование таких несложных понятий,как изотерма, бассейн океана,плато, осуществл. По сути на одном уроке. Понятия , которые введены в предшествующем классе, проходят второй и третий этапы формирования.