8210

Система географических знаний учащихся средней школы. Этапы, методы и средства их формирования

Доклад

Педагогика и дидактика

Под системой знаний понимается комплекс взаимосвязанных знаний, образующих определенную целостность. В состав географических знаний о современном мире включают основные теории и учения, знания о процессах и явлениях, знания об объектах. Логика их фо...

Русский

2013-02-06

25 KB

5 чел.

Под системой знаний понимается комплекс взаимосвязанных знаний, образующих определенную целостность.
В состав географических знаний о современном мире включают основные теории и учения, знания о процессах и явлениях, знания об объектах.
Логика их формирования - от представл. о Земле как о природ. теле и планете людей до представления о связи каждого человека с сост. его земельного дома. В свою очередь, усвоение этих системных знаний не явл. самоцелью, а служат средством становления у ученика словестно - логического и образного мышления. И овладения им методами научно-геогр. познания.
При изучении географии с 6 по 10 кл. школьники овладевают законченной системой физико-географ. экологических и социально-экономических ( в том числе экономико-геогр. и политико-геогр) , а также некоторыми экономическими знаниями, осваивают пути применения в реальной жизни.
Система знаний в курсе географии материков: - общеземлеведческие знания;- знания по компонентам природы; - страноведческие знания; - картографические знания; - физико-страноведческие знания; методы исследования и приемы учебной работы учащихся;- экономико-географическия знания; -геолого-геоморфологические знания; -климатологические знания; -гидрологические знания.
Формирование понятий: от общего к абстрактному, от частного к общему, от отдельного суждения к общему. Возможен и другой путь- от общего к частному.
В формирование понятий , выделяются несколько этапов.
Этапы формирования понятий
1.этап – введение нового понятия- раскрытие его сущностных признаков. Деятельность учащихся характеризуется осмыслением признаков понятия. Этот этап встречается при изучении разделов и тем, в которых данное понятие встречается в первые.
2. этап – расширение объема и углубление содержания понятия. Он характ. более широким и более сознательным, чем на первом этапе, применение понятий в сходных и новых ситуациях (путь суждения от общего к частному). Второй этап формирования понятий требует от учащихся овладения рядом приемов учебной работы со всеми источниками знаний и соответствующими им приемов умственной деятельности, обязательное включение в самостоят. работу.
3.этап - приведение усвоенных понятий в определенную систему и обобщения знаний с целью усвоения закономерностей.
Таким образом, формирование общих понятий происходит в неразрывной связи и на основе единичных понятий, которые на первом этапе используются для образования представлений и вычленения существенных признаков. На втором этапе образованные общие первичные понятия применяются учащимися как теория для объяснения особенностей природы вновь изучаемой территории, т.е. служат методом формирования единичных понятий и при этом позволяют использовать дедуктивный метод. С помощью обобщения и систематизации общих понятий на третьем этапе учащиеся подводятся к пониманию основных закономерностей .
Так, формирование таких несложных понятий,как изотерма, бассейн океана,плато, осуществл. По сути на одном уроке. Понятия , которые введены в предшествующем классе, проходят второй и третий этапы формирования.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

81837. Технико – эксплуатационные характеристики промышленного транспорта 25.22 KB
  Промышленный транспорт - это совокупность транспортных средств, сооружений и путей промышленных предприятий, предназначенных для обслуживания производственных процессов, перемещения сырья, полуфабрикатов и готовой продукции на территории обслуживаемого предприятия.
81838. Классификация транспортных узлов по функциональным признакам 26.65 KB
  В отношении географического фактора узлы могут располагаться на территории где отсутствуют море и судоходные реки или на берегах указанных водоемов; на конструкции узлов оказывает влияние характер производительных сил род промышленности: добывающая обрабатывающая смешанная; наконец существенное влияние на конструкцию узлов оказывают размеры местных пассажирских перевозок. В этом отношении они могут быть подразделены на узлы: с одной станцией тупиковые треугольные крестообразные с последовательным расположением станций с...
81839. Производительность труда на разных видах транспорта 27.98 KB
  Рассмотренные экономические показатели тесно связаны между собой: с увеличением производительности труда снижается себестоимость возрастают прибыль и рентабельность перевозок. Производительность труда в целом по сети или отдельным железным дорогам и их отделениям определяется условнонатуральным методом ее расчета Птр=∑Pℓприв Чсп ∑Pℓприв=∑Pℓн2∑ℓ 4.При существующем дефиците трудовых ресурсов в стране показатель производительности труда приобретает особо важное значение при выборе того или иного вида транспорта.
81840. Технико–эксплуатационные характеристики автомобильного транспорта 25.72 KB
  Его высокая маневренность позволяет организовать перевозку грузов непосредственно от склада отправителя до склада получателя. Автотранспорт обеспечивает главным образом внутрирайонные и внутригородские перевозки грузов и пассажиров завозит и вывозит грузы с железнодорожных станций морских и речных портов и аэропортов. Широко используется автотранспорт на внутрипроизводственных перемещениях грузов почти во всех отраслях промышленности в строительстве и сельском хозяйстве. Большой объем перевозок грузов выполняется автомобилями занятыми в...
81841. Прямые, смешанные перевозки, их эффективность 25.69 KB
  На начало 90х годов большинство грузовых перевозок осуществлялось с участием двух и более видов транспорта т. С автомобильного транспорта на железнодорожный на грузовых районах и контейнерных пунктах по ориентировочной оценке в 1994 г. было передано не менее 4550 млн т различных грузов а с железнодорожного транспорта на автомобильный примерно 100 млн т в 2 раза больше.
81842. Принципы выбора видов транспорта 26.81 KB
  Четвертый принцип обеспечение достоверной и достаточной информированности потребителей транспортных услуг в частности через рекламу о емкости качестве и стоимости этих услуг благодаря наличию хорошей экспедиторской службы по обслуживанию клиентов развитию материальных подходов в работе транспортных предприятий. Объективная информация транспортных услугах позволяет потребителям проводить сравнительные расчеты по оптимизации своих затрат на транспорт рационализировать перевозку и эффективнее размещать заказы определять более выгодные рынки...
81843. Технико–эксплуатационные характеристики железнодорожного транспорта 27.33 KB
  Массовость перевозок в сочетании с довольно низкой себестоимостью малые эксплуатационные расходы и достаточно высокой скоростью доставки; более короткий путь следования по сравнению с естественными путями водного транспорта. Относительные недостатки железнодорожного транспорта: ограниченная маневренность из-за привязки к колее; высокая первоначальная стоимость основных фондов: стоимость строительства 1 км однопутной линии примерно 10 млн.
81844. Особенности транспортного обслуживания городов 27.79 KB
  Для городского пассажирского транспорта важно соблюдение необходимого соответствия мощностей отдельных звеньев транспортной системы. Пассажиропотоки в часы пик определяют характер массовых передвижений и служат основой для определения потребности в подвижном составе при решении вопросов о провозной и пропускной способности транспорта и уличнодорожной...
81845. Себестоимость перевозок, особенности определения и различия по видам транспорта 27.43 KB
  Наибольшее влияние на нее оказывают следующие факторы: объем и дальность перевозок густота перевозок на 1 км линии грузоподъемность или пассажировместимость подвижного состава вагонов судов автомобилей автобусов самолетов и т. Особенно заметно повышение себестоимости грузовых перевозок на железнодорожном морском и речном транспорте. Повышение себестоимости перевозок обусловлено в основном повышением уровня заработной платы и оптовых цен на топливо подвижной состав машины оборудование и другие материалы.