8210

Система географических знаний учащихся средней школы. Этапы, методы и средства их формирования

Доклад

Педагогика и дидактика

Под системой знаний понимается комплекс взаимосвязанных знаний, образующих определенную целостность. В состав географических знаний о современном мире включают основные теории и учения, знания о процессах и явлениях, знания об объектах. Логика их фо...

Русский

2013-02-06

25 KB

5 чел.

Под системой знаний понимается комплекс взаимосвязанных знаний, образующих определенную целостность.
В состав географических знаний о современном мире включают основные теории и учения, знания о процессах и явлениях, знания об объектах.
Логика их формирования - от представл. о Земле как о природ. теле и планете людей до представления о связи каждого человека с сост. его земельного дома. В свою очередь, усвоение этих системных знаний не явл. самоцелью, а служат средством становления у ученика словестно - логического и образного мышления. И овладения им методами научно-геогр. познания.
При изучении географии с 6 по 10 кл. школьники овладевают законченной системой физико-географ. экологических и социально-экономических ( в том числе экономико-геогр. и политико-геогр) , а также некоторыми экономическими знаниями, осваивают пути применения в реальной жизни.
Система знаний в курсе географии материков: - общеземлеведческие знания;- знания по компонентам природы; - страноведческие знания; - картографические знания; - физико-страноведческие знания; методы исследования и приемы учебной работы учащихся;- экономико-географическия знания; -геолого-геоморфологические знания; -климатологические знания; -гидрологические знания.
Формирование понятий: от общего к абстрактному, от частного к общему, от отдельного суждения к общему. Возможен и другой путь- от общего к частному.
В формирование понятий , выделяются несколько этапов.
Этапы формирования понятий
1.этап – введение нового понятия- раскрытие его сущностных признаков. Деятельность учащихся характеризуется осмыслением признаков понятия. Этот этап встречается при изучении разделов и тем, в которых данное понятие встречается в первые.
2. этап – расширение объема и углубление содержания понятия. Он характ. более широким и более сознательным, чем на первом этапе, применение понятий в сходных и новых ситуациях (путь суждения от общего к частному). Второй этап формирования понятий требует от учащихся овладения рядом приемов учебной работы со всеми источниками знаний и соответствующими им приемов умственной деятельности, обязательное включение в самостоят. работу.
3.этап - приведение усвоенных понятий в определенную систему и обобщения знаний с целью усвоения закономерностей.
Таким образом, формирование общих понятий происходит в неразрывной связи и на основе единичных понятий, которые на первом этапе используются для образования представлений и вычленения существенных признаков. На втором этапе образованные общие первичные понятия применяются учащимися как теория для объяснения особенностей природы вновь изучаемой территории, т.е. служат методом формирования единичных понятий и при этом позволяют использовать дедуктивный метод. С помощью обобщения и систематизации общих понятий на третьем этапе учащиеся подводятся к пониманию основных закономерностей .
Так, формирование таких несложных понятий,как изотерма, бассейн океана,плато, осуществл. По сути на одном уроке. Понятия , которые введены в предшествующем классе, проходят второй и третий этапы формирования.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

56241. ЗАГАЛЬНЕ УЯВЛЕННЯ ПРО НАУКУ ТА СПЕЦИФІКА СУЧАСНОЇ НАУКОВОЇ ДІЯЛЬНОСТІ 19.91 KB
  Всю сукупність пізнавальних дій людей прийнято поділяти на дві групи: діяльність, яка здійснюється в рамках конкретних видів діяльності людини (предметно-практичної, комунікативної, ціннісно-орієнтовної; і діяльність, яка ведеться в рамках науки як особливого виду діяльності людини, спрямована на виробництво нових знань про навколишній реальності
56242. Проблеми струмка Холодного 509.5 KB
  Людина не може жити без чистого повітря води свіжої зелені сонячних променівУсе живе вимагає уваги й поваги. Характеристика та мета обраного маршруту Екологічна стежина розпочинається біля запруди ставка Холодного продовжується...
56243. ДЗВЕНИТЬ СТРУМОЧКОМ РІДНА МОВА 72 KB
  Берегти її плекати буду всюди й повсякчас бо ж єдина так як мати мова в кожного із нас Молитва до мови Учень Мово Пресвятая Богородице мого народу З чорнозему з любистку мяти...
56244. Сценарій позакласного заходу «Андріївські вечорниці» 66.5 KB
  Зараз ми з вами зануримось в атмосферу прадавніх звичаїв і обрядів завітавши в гості до світлиці господині Одарки Одарка: Увага Увага Спішітьпоспішайте Дівчата і хлопці глядіть не минайте На вечорниці прошу гуртом поодинці Чекають на вас робота й гостинці Заходять дівчата Дівчина 1 З добрим урожаєм вас вітаємо...
56245. St.Valentine’s day 1.89 MB
  Just now we are going to have Valentine quiz. I will ask you some questions. The one who knows the answer should raise a hand. The team that is first answers and gets a score. One score for one correct answer.
56247. Сценарій позакласного заходу для старшокласників «Стріла Амура» 44 KB
  Традиція святкування Дня Святого Валентина прийшла й у нашу країну, у наше місто. Бал закоханих проводиться в нас не перший рік, і сподіваємося, що він стане доброю традицією. Отже, шановні учасники й уболівальники...