8210

Система географических знаний учащихся средней школы. Этапы, методы и средства их формирования

Доклад

Педагогика и дидактика

Под системой знаний понимается комплекс взаимосвязанных знаний, образующих определенную целостность. В состав географических знаний о современном мире включают основные теории и учения, знания о процессах и явлениях, знания об объектах. Логика их фо...

Русский

2013-02-06

25 KB

5 чел.

Под системой знаний понимается комплекс взаимосвязанных знаний, образующих определенную целостность.
В состав географических знаний о современном мире включают основные теории и учения, знания о процессах и явлениях, знания об объектах.
Логика их формирования - от представл. о Земле как о природ. теле и планете людей до представления о связи каждого человека с сост. его земельного дома. В свою очередь, усвоение этих системных знаний не явл. самоцелью, а служат средством становления у ученика словестно - логического и образного мышления. И овладения им методами научно-геогр. познания.
При изучении географии с 6 по 10 кл. школьники овладевают законченной системой физико-географ. экологических и социально-экономических ( в том числе экономико-геогр. и политико-геогр) , а также некоторыми экономическими знаниями, осваивают пути применения в реальной жизни.
Система знаний в курсе географии материков: - общеземлеведческие знания;- знания по компонентам природы; - страноведческие знания; - картографические знания; - физико-страноведческие знания; методы исследования и приемы учебной работы учащихся;- экономико-географическия знания; -геолого-геоморфологические знания; -климатологические знания; -гидрологические знания.
Формирование понятий: от общего к абстрактному, от частного к общему, от отдельного суждения к общему. Возможен и другой путь- от общего к частному.
В формирование понятий , выделяются несколько этапов.
Этапы формирования понятий
1.этап – введение нового понятия- раскрытие его сущностных признаков. Деятельность учащихся характеризуется осмыслением признаков понятия. Этот этап встречается при изучении разделов и тем, в которых данное понятие встречается в первые.
2. этап – расширение объема и углубление содержания понятия. Он характ. более широким и более сознательным, чем на первом этапе, применение понятий в сходных и новых ситуациях (путь суждения от общего к частному). Второй этап формирования понятий требует от учащихся овладения рядом приемов учебной работы со всеми источниками знаний и соответствующими им приемов умственной деятельности, обязательное включение в самостоят. работу.
3.этап - приведение усвоенных понятий в определенную систему и обобщения знаний с целью усвоения закономерностей.
Таким образом, формирование общих понятий происходит в неразрывной связи и на основе единичных понятий, которые на первом этапе используются для образования представлений и вычленения существенных признаков. На втором этапе образованные общие первичные понятия применяются учащимися как теория для объяснения особенностей природы вновь изучаемой территории, т.е. служат методом формирования единичных понятий и при этом позволяют использовать дедуктивный метод. С помощью обобщения и систематизации общих понятий на третьем этапе учащиеся подводятся к пониманию основных закономерностей .
Так, формирование таких несложных понятий,как изотерма, бассейн океана,плато, осуществл. По сути на одном уроке. Понятия , которые введены в предшествующем классе, проходят второй и третий этапы формирования.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

10584. Стены гражданских зданий, колонны и другие вертикальные несущие элементы. Методы усиления и капитального ремонта 233.5 KB
  Стены гражданских зданий колонны и другие вертикальные несущие элементы. Методы усиления и капитального ремонта. В процессе длительной эксплуатации а также в результате внешних воздействий силовых и не силовых в стенах колоннах и других вертикальных несущих
10585. Предпроектные мероприятия по оценке реконструируемого здания его объемно-планировочного и конструктивного состояния 396 KB
  Предпроектные мероприятия по оценке реконструируемого здания его объемнопланировочного и конструктивного состояния. Стены фундаменты определение их типов и состояния. При проектировании реконструктивных работ капитального ремонта модернизации здания необхо
10586. Основные виды архитектурно-планировочных мероприятий при реконструкции и модернизации зданий и застройки 269.5 KB
  Основные виды архитектурно-планировочных мероприятий при реконструкции и модернизации зданий и застройки. При проведении реконструктивных работ зданий или застройки территории необходимо проведение оценочного состояния здания. При оценке здания необходимо учитыват...
10587. Устройство надстроек при реконструкции здания. Конструкции надстраиваемых этажей и мансард 36.5 KB
  Устройство надстроек при реконструкции здания. Конструкции надстраиваемых этажей и мансард. Этаж мансардный мансарда этаж в чердачном пространстве фасад которого полностью или частично образован поверхностью поверхностями наклонной или ломаной крыши при этом ли...
10588. Предпроектные мероприятия по оценке реконструируемого здания его объемно-планировочного и конструктивного состояния. Перекрытия, покрытия определение их типов и состояния 702 KB
  Предпроектные мероприятия по оценке реконструируемого здания его объемно-планировочного и конструктивного состояния. Перекрытия покрытия определение их типов и состояния. В реконструируемых или капитально ремонтируемых домах с высотой жилых этажей более 28 м до...
10589. Устройство дополнительных входных узлов при перепрофилировании помещений нижних этажей (жилые, не жилые помещения) 22.5 KB
  Устройство дополнительных входных узлов при перепрофилировании помещений нижних этажей жилые не жилые помещения. При реконструкции и модернизации зданий с учетом перепрофилирования первых этажей и подвалов с размещением в них нежилых помещений по составу предус
10590. Фасады реконструируемых зданий с учетом новых теплозащитных и архитектурно-художественных свойств 2.26 MB
  Фасады реконструируемых зданий с учетом новых теплозащитных и архитектурнохудожественных свойств. Фасадные системы предназначены для использования в новом строительстве а также при капитальном ремонте и реконструкции существующих зданий в целях придания зданию со
10591. Космоцентризм. Античная философия 60.5 KB
  Античная философия: космоцентризм Античная философия возникла в греческих городах-государствах полисах на рубеже VII-VI вв. до н.э. Первая стадия досократовская VIIV вв. до н.э.. Представители: Милетская школа Гераклит Эфесский элейская школа Пифагор и его послед...
10592. Философия Возрождения: антропоцентризм (XV –XVI вв.) 50 KB
  Философия Возрождения: антропоцентризм XV XVI вв. С XV века происходят изменения в социально-экономической и духовной жизни Западной Европы. Она характеризуется возникновением мануфактур техническими открытиями и нововведениями самопрялка ткацкий станок водяное к...