82118

Эмоции. Умение контролировать эмоции. Положительные и отрицательные эмоции. Практическая работа: моделирование ситуации преодоления отрицательных эмоций

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Цель: сформировать представление о положительных и отрицательных эмоциях, развивать умения находить связь между характером человека и его здоровьем, воспитывать желание изменять свой характер в лучшую сторону.

Украинкский

2015-02-25

1.41 MB

3 чел.

Основы здоровья (4 класс)

Тема. Эмоции. Умение контролировать эмоции. Положительные и отрицательные эмоции. Практическая работа: моделирование ситуации преодоления отрицательных эмоций.

Цель: сформировать представление о положительных и отрицательных эмоциях, развивать умения находить связь между характером человека и его здоровьем, воспитывать желание изменять свой характер в лучшую сторону.

Оборудование: таблица « Калейдоскоп эмоций»,таблицы для индивидуальной работы, карточки для игры « Море волнуется раз…»,карточки для игры « Угадай эмоцию по интонации»,карточки с ситуациями, аудиозапись песни «Улыбка»

Ход урока

І Организация класса

ІІ Мотивация учебной деятельности

Слово учителя

Человек вперед спешит,

У него довольный вид.

Улыбается, смеется

И вперед, как птица, рвется.

Почему счастливый вид?

Ничего ведь не болит!

А другой шагает хмуро-

У него в руках микстура.

Недоволен, неспокоен –

Потому что очень болен.

( Учитель рисует на доске три лица: смеющееся, грустное и равнодушное.)

III Сообщение темы и цели урока

Беседа

Давайте посмотрим на эти лица.

- Почему они такие разные?

- Что заставляет их быть разными?

 Все эти лица выражают разные чувства. Синоним этого слово – эмоции.

Сегодня на уроке мы с вами поговорим об эмоциях и их влиянии на здоровье человека.

IV Первичное восприятие и осознание нового материала.

1 Рассказ учителя.

 Мы бываем веселыми и печальными, злыми и ласковыми. Все это наши чувства, или эмоции. Эмоции – это реакция человека на окружающий мир. Они отображают отношение к разным жизненным ситуациям и событиям.

    Продолжительные эмоции способствуют развитию чувств и настроения.

     Эмоции помогают общаться с людьми, проявлять черты характера, понимать чувства и поведение других, сопереживать их радости и горю.

 В переводе с латыни это слово означает ( волновать).Чувство гнева, горя, радости, сочувствия – это эмоции.

  Эмоции бывают:

Положительными( удовлетворение,  радость);

Неопределенными( растерянность, равнодушие);

Отрицательными( гнев, горе).

2 Работа в группах

Учитель объединяет детей  в три группы.

Каждая группа работает с набором картинок, на которых изображены разные виды эмоций.

Задание для 1 группы

Соотнести смайлики и картинки с изображением положительных эмоций.

Задание для 2 группы

Соотнести смайлики и картинки с изображением отрицательных эмоций.

Задание для 3 группы

Соотнести смайлики и картинки с изображением неопределенных эмоций.

Приложение 1

3.Презентация групп

Каждая группа презентует свою работу.

4 Работа с таблицей.

 Перед каждым из вас лежит таблица. Я буду рассказывать вам о какой – то ситуации, а вы отмечать знаком + эмоции, которые будете испытывать в таком случае.

№ ситуации

Эмоции

1

2

3

4

5

6

7

Гнев

Стыд

Страх

Радость

Гордость

Зависть

Обида

  1.  Родители запретили вам кататься на велосипеде.
  2.  Вам не понравилась оценка за контрольную работу.
  3.  Учитель вас похвалил.
  4.  Друг все делает лучше вас
  5.  У вас есть очень хороший друг, и вы всегда вместе.
  6.  Вы не выучили урок, а вас могут вызвать к доске.
  7.  Вы обманули маму, и она об этом узнала.

Приложение 2

5. Игра « Море волнуется раз…»

Учащиеся объединяются в две группы.

Каждая группа вытягивает карточки с эмоциями. Мимикой и жестами необходимо показать соответствующую эмоцию.

Приложение 3

6.Игра « Угадай эмоцию по интонации»

  На карточках написаны названия эмоций. Дети по одному, молча, читают карточку с названием эмоции и произносят вслух фразу « Завтра каникулы» с эмоциональной окраской. Все остальные ребята должны угадать, какая была эмоция.

( На карточках написаны слова: радость, разочарование, волнение, обида, растерянность, влюбленность).

Приложение 4

V. Закрепление и осмысление знаний.

  1. Рассказ учителя

Эмоции очень сильно влияют на состояние  нашего здоровья. Человек не может жить без смены настроения. Но чем быстрее он справится с плохим настроением, тем крепче будет его здоровье. Известно много случаев, когда люди умирали от душевных переживаний. Когда мы злимся или обижаемся на кого-то, наше сердце надрывается. Поэтому мы должны научиться контролировать свои эмоции.

2.Практическая работа.

Работа с карточками « Ситуации»

( Прочитать по лицам, что происходит с ребятами в каждой конкретной ситуации. Придумать и рассказать историю об этом)

- Почему у ребят такие выражения лиц?

-Что могло случиться?

-Что можно сделать, чтобы ссоры не произошло?

-У кого из вас случались подобные ситуации? Что вы при этом чувствовали?

- Как находили выход?

Приложение 5

3.Знакомство с рассказом « История о мальчике»

  Однажды один мальчик шел по улице и ел мороженое. Мороженое было очень вкусное, сладкое, прохладное. Он только начал его есть. И вдруг мимо него на велосипеде проехал парень, толкнул мальчика, тот упал и уронил мороженое. У мальчика от огорчения даже слезы на глазах выступили. Но мороженое из лужи уже не вытащишь. И отлупить парня нельзя,  и обидных слов ему не сказать – не услышит он, уехал. И вдруг мальчику показалось, что обида и злость превратились в шарики прямо внутри него. Он выдохнул их, и они улетели. Они стали все меньше и меньше и исчезли совсем. Мальчик почувствовал, что злость пропала, обида ушла. Ну, упало мороженое и упало. « Повезло какой – нибудь собаке» - подумал мальчик и пошел дальше.

4. Беседа.

- Вспомните обидную ситуацию, которую когда – нибудь сами переживали?

-Ребята, вы хотите избавиться от обиды и злости?

Давайте попробуем сделать так же, как мальчик из рассказа.

Представьте, что обида и злость превращаются в шарики и выдохните их.

Ух-ух-ух!

- У всех получилось?

А теперь представим по – другому. Берем в руки шарик и надуваем его своей злостью или грустью или обидой….и отпускаем.

- Что вы сейчас чувствуете?

-Что можно сделать для улучшения настроения? ( Ответы детей)

А еще ребята, можно послушать хорошую музыку.

VI. Итог урока

-Ребята, а на какое лицо приятно смотреть? ( На улыбающееся)

 Так давайте, все искренне улыбнемся и послушаем замечательную детскую песню « Улыбка»

Слушание песни « Улыбка»

VII Домашнее задание

Написать о своих отрицательных чертах характера и о том, как вы пытаетесь их исправлять.


ПРИЛОЖЕНИЕ 1


ПРИЛОЖЕНИЕ 2

№ ситуации

Эмоции

1

2

3

4

5

6

7

Гнев

Стыд

Страх

Радость

Гордость

Зависть

Обида


                                            
ПРИЛОЖЕНИЕ 3


ПРИЛОЖЕНИЕ 4

ПРИЛОЖЕНИЕ 5

Список использованной литературы.

1. Ильин Е.П. "Эмоции и чувства", М. 2005

2. Игровые методы в обучении и воспитании (психотехнические упражнения и коррекционные программы). – М.: Владос, 1992. – 155 с.

3. Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: НПЦ, 1996. – 40 с.

4. Лютова Е.К, Монина Г.Б. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми. Сайт http://www.psiholognew.comДиагностические тесты и методики для дошкольного и школьного возраста.

5. Планы – конспекты уроков для 4 класса.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

34788. Онтология античной классики. Парменид и Зенон 34.5 KB
  Античная философия это последовательно развивавшаяся философская мысль которая охватывает период свыше тысячи лет с конца VII в. Античная философия развивалась неизолированно она черпала мудрость Древнего Востока таких стран как: Ливия; Вавилон; Египет; Персия; Древний Китай; Древняя Индия. Характерные черты античной философии: 1 античная философия синкретична характерным для нее является большая слитность нерасчлененность важнейших проблем чем для более поздних видов философии; 2античная философия космоцентрична она...
34789. Атомистическая трактовка бытия. Левкипп и Демокрит 23.5 KB
  Космос рождается в вихре из столкновения атомов а цилиндрическая Земля находится в центре Вселенной. Признавал наличие двух первоначал: атомов и пустоты. Пустоту представлял как вакуум бесконечное пространство; в пустоте движется бесконечное количество атомов составляющих Бытие то есть физический мир. Таким образом различия между предметами по цвету температуре вкусу и другим чувственно воспринимаемым качествам вызваны лишь комбинациями атомов различной конфигурации.
34790. Софисты: человек – мера всех вещей. Протагор 26.5 KB
  древнегреческий философ основатель школы софистов. Название школы происходит от греческого sophistes мудрый или знающий. Первый и наиболее выдающийся представитель школы Протагор около 485 около 410 до н. Софисты не образуя единой школы в основном исследовали этическую политическую и гносеологическую проблематику.
34791. Платон и его учение об идеях. Теория познания и учение о душе. Теория государства Платона 28.5 KB
  В области моральнопсихологической проблематики основывался на дифференциации трех составляющих души: аффективной волевой и рассудочной вожделение и пыл как два коня души которыми правит возница разум чему соответствуют такие фундаментальные добродетели как воздержанность мужество и мудрость. В процессе развития человека она вспоминает свои знания которые видела раньше При этом чувственноэмпирический опыт является лишь толчком к воспоминанию поэтому Платон советует обращаться к душе минуя по возможности органы...
34792. Метафизика Аристотеля: учение о 4 причинах. Учение о душе. Разум и воля этика Аристотеля 30 KB
  Аристотель 384 322 до н. АРИСТОТЕЛЬ О ПРЕДМЕТЕ И ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИКАХ НАУЧНОГО ЗНАНИЯ Аристотель 384322 гг. Аристотель является родоначальником собственно научной философии в его учении некоторые науки получили освещение с точки зрения философии. Аристотель детально и глубоко разработал теорию познания после чего создал труд по логике который сохраняет свое непреходящее значение и сейчас.
34793. Малые сократические школы: киники, киренаики, мегарики 36.5 KB
  ученик Сократа. Кроме Аристиппа ученика Сократа и софистов к составу школы принадлежали: Аретэ дочь Аристиппа Аристипп младший внук основателя школы Антипатр Феодор Гегезий и Анникерес. подобно киникам поняли учение Сократа односторонне. Громкая молва о мудрости Сократа привлекла его в Афины где он сделался учеником философа.
34794. Этика стоиков: позднеантичный идеал мудреца. Сенека Эпиктет Марк Аврелий 42.5 KB
  Сенека Эпиктет Марк Аврелий. Римского стоицизма Сенека Эпиктет Марк Аврелий. тот же текст переложил для нужд монастырской жизни Нил Анкирский МАРК АВРЕЛИЙ АНТОНИН Mrcus urelius ntoninus 121–180 – философстоик римский император с 161. При рождении получил имя Марк Анний Вер.
34795. Этика Эпикура, принцип гедонизма, отношения к суевериям, к жизни и смерти. Скептицизм. Пиррон 35 KB
  Скептицизм. Скептицизм античный древнегреческое учение впервые обоснованное Пирроном из Элиды в конце 4 в. К скепсису подобного рода он добавил моральный и логический скептицизм заявляя что никогда не может быть рационального основания для того чтобы предпочесть один порядок действия другому. Став философским учением скептицизм превратился из простого сомнения в сомнение догматическое.
34796. Гиппократ и зарождение научной медицины. Гиппократова модель врачебной этики и принцип не навреди 42.5 KB
  Наследие Имя Гиппократа сделалось собирательным и многие сочинения из семидесяти приписываемых ему принадлежат другим авторам преимущественно его сыновьям. Существует несколько сочинений Гиппократа этического направления: Клятва Закон О враче О благоприличном поведении Наставления которые в конце V и начале IV века до н. превратят научную медицину Гиппократа в медицинский гуманизм. За труды Гиппократа выдавались многие более поздние псевдогиппократовские произведения.