82118

Эмоции. Умение контролировать эмоции. Положительные и отрицательные эмоции. Практическая работа: моделирование ситуации преодоления отрицательных эмоций

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Цель: сформировать представление о положительных и отрицательных эмоциях, развивать умения находить связь между характером человека и его здоровьем, воспитывать желание изменять свой характер в лучшую сторону.

Украинкский

2015-02-25

1.41 MB

3 чел.

Основы здоровья (4 класс)

Тема. Эмоции. Умение контролировать эмоции. Положительные и отрицательные эмоции. Практическая работа: моделирование ситуации преодоления отрицательных эмоций.

Цель: сформировать представление о положительных и отрицательных эмоциях, развивать умения находить связь между характером человека и его здоровьем, воспитывать желание изменять свой характер в лучшую сторону.

Оборудование: таблица « Калейдоскоп эмоций»,таблицы для индивидуальной работы, карточки для игры « Море волнуется раз…»,карточки для игры « Угадай эмоцию по интонации»,карточки с ситуациями, аудиозапись песни «Улыбка»

Ход урока

І Организация класса

ІІ Мотивация учебной деятельности

Слово учителя

Человек вперед спешит,

У него довольный вид.

Улыбается, смеется

И вперед, как птица, рвется.

Почему счастливый вид?

Ничего ведь не болит!

А другой шагает хмуро-

У него в руках микстура.

Недоволен, неспокоен –

Потому что очень болен.

( Учитель рисует на доске три лица: смеющееся, грустное и равнодушное.)

III Сообщение темы и цели урока

Беседа

Давайте посмотрим на эти лица.

- Почему они такие разные?

- Что заставляет их быть разными?

 Все эти лица выражают разные чувства. Синоним этого слово – эмоции.

Сегодня на уроке мы с вами поговорим об эмоциях и их влиянии на здоровье человека.

IV Первичное восприятие и осознание нового материала.

1 Рассказ учителя.

 Мы бываем веселыми и печальными, злыми и ласковыми. Все это наши чувства, или эмоции. Эмоции – это реакция человека на окружающий мир. Они отображают отношение к разным жизненным ситуациям и событиям.

    Продолжительные эмоции способствуют развитию чувств и настроения.

     Эмоции помогают общаться с людьми, проявлять черты характера, понимать чувства и поведение других, сопереживать их радости и горю.

 В переводе с латыни это слово означает ( волновать).Чувство гнева, горя, радости, сочувствия – это эмоции.

  Эмоции бывают:

Положительными( удовлетворение,  радость);

Неопределенными( растерянность, равнодушие);

Отрицательными( гнев, горе).

2 Работа в группах

Учитель объединяет детей  в три группы.

Каждая группа работает с набором картинок, на которых изображены разные виды эмоций.

Задание для 1 группы

Соотнести смайлики и картинки с изображением положительных эмоций.

Задание для 2 группы

Соотнести смайлики и картинки с изображением отрицательных эмоций.

Задание для 3 группы

Соотнести смайлики и картинки с изображением неопределенных эмоций.

Приложение 1

3.Презентация групп

Каждая группа презентует свою работу.

4 Работа с таблицей.

 Перед каждым из вас лежит таблица. Я буду рассказывать вам о какой – то ситуации, а вы отмечать знаком + эмоции, которые будете испытывать в таком случае.

№ ситуации

Эмоции

1

2

3

4

5

6

7

Гнев

Стыд

Страх

Радость

Гордость

Зависть

Обида

  1.  Родители запретили вам кататься на велосипеде.
  2.  Вам не понравилась оценка за контрольную работу.
  3.  Учитель вас похвалил.
  4.  Друг все делает лучше вас
  5.  У вас есть очень хороший друг, и вы всегда вместе.
  6.  Вы не выучили урок, а вас могут вызвать к доске.
  7.  Вы обманули маму, и она об этом узнала.

Приложение 2

5. Игра « Море волнуется раз…»

Учащиеся объединяются в две группы.

Каждая группа вытягивает карточки с эмоциями. Мимикой и жестами необходимо показать соответствующую эмоцию.

Приложение 3

6.Игра « Угадай эмоцию по интонации»

  На карточках написаны названия эмоций. Дети по одному, молча, читают карточку с названием эмоции и произносят вслух фразу « Завтра каникулы» с эмоциональной окраской. Все остальные ребята должны угадать, какая была эмоция.

( На карточках написаны слова: радость, разочарование, волнение, обида, растерянность, влюбленность).

Приложение 4

V. Закрепление и осмысление знаний.

  1. Рассказ учителя

Эмоции очень сильно влияют на состояние  нашего здоровья. Человек не может жить без смены настроения. Но чем быстрее он справится с плохим настроением, тем крепче будет его здоровье. Известно много случаев, когда люди умирали от душевных переживаний. Когда мы злимся или обижаемся на кого-то, наше сердце надрывается. Поэтому мы должны научиться контролировать свои эмоции.

2.Практическая работа.

Работа с карточками « Ситуации»

( Прочитать по лицам, что происходит с ребятами в каждой конкретной ситуации. Придумать и рассказать историю об этом)

- Почему у ребят такие выражения лиц?

-Что могло случиться?

-Что можно сделать, чтобы ссоры не произошло?

-У кого из вас случались подобные ситуации? Что вы при этом чувствовали?

- Как находили выход?

Приложение 5

3.Знакомство с рассказом « История о мальчике»

  Однажды один мальчик шел по улице и ел мороженое. Мороженое было очень вкусное, сладкое, прохладное. Он только начал его есть. И вдруг мимо него на велосипеде проехал парень, толкнул мальчика, тот упал и уронил мороженое. У мальчика от огорчения даже слезы на глазах выступили. Но мороженое из лужи уже не вытащишь. И отлупить парня нельзя,  и обидных слов ему не сказать – не услышит он, уехал. И вдруг мальчику показалось, что обида и злость превратились в шарики прямо внутри него. Он выдохнул их, и они улетели. Они стали все меньше и меньше и исчезли совсем. Мальчик почувствовал, что злость пропала, обида ушла. Ну, упало мороженое и упало. « Повезло какой – нибудь собаке» - подумал мальчик и пошел дальше.

4. Беседа.

- Вспомните обидную ситуацию, которую когда – нибудь сами переживали?

-Ребята, вы хотите избавиться от обиды и злости?

Давайте попробуем сделать так же, как мальчик из рассказа.

Представьте, что обида и злость превращаются в шарики и выдохните их.

Ух-ух-ух!

- У всех получилось?

А теперь представим по – другому. Берем в руки шарик и надуваем его своей злостью или грустью или обидой….и отпускаем.

- Что вы сейчас чувствуете?

-Что можно сделать для улучшения настроения? ( Ответы детей)

А еще ребята, можно послушать хорошую музыку.

VI. Итог урока

-Ребята, а на какое лицо приятно смотреть? ( На улыбающееся)

 Так давайте, все искренне улыбнемся и послушаем замечательную детскую песню « Улыбка»

Слушание песни « Улыбка»

VII Домашнее задание

Написать о своих отрицательных чертах характера и о том, как вы пытаетесь их исправлять.


ПРИЛОЖЕНИЕ 1


ПРИЛОЖЕНИЕ 2

№ ситуации

Эмоции

1

2

3

4

5

6

7

Гнев

Стыд

Страх

Радость

Гордость

Зависть

Обида


                                            
ПРИЛОЖЕНИЕ 3


ПРИЛОЖЕНИЕ 4

ПРИЛОЖЕНИЕ 5

Список использованной литературы.

1. Ильин Е.П. "Эмоции и чувства", М. 2005

2. Игровые методы в обучении и воспитании (психотехнические упражнения и коррекционные программы). – М.: Владос, 1992. – 155 с.

3. Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: НПЦ, 1996. – 40 с.

4. Лютова Е.К, Монина Г.Б. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми. Сайт http://www.psiholognew.comДиагностические тесты и методики для дошкольного и школьного возраста.

5. Планы – конспекты уроков для 4 класса.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

26405. Зубы — dentes 24.5 KB
  В короткокоронковых зубах обозначают следующие части: а коронку возвышающуюся над десной. Эмаль самая твердая ткань зуба содержит 95 минеральных веществ устойчива к воздействию химических веществ корма и к механическим воздействиям. Под эмалью находится дентин костная ткань зуба с канальцами. Цвет дентина темноватый; б шейка зуба на месте перехода коронки в корень зуба.
26406. Классификация, строение, топография мышц 20.5 KB
  пластинчатые – в области туловища шеи прикрепляют грудную конечность к туловищу брюшные стенки; 2. В их составе тонкие и длинные мышечные волокна область туловища и поясов конечностей; 2. В области туловища на поверхности блестящее сухожильное зеркало; 3.
26407. Кожный покров: строение, назначение, классификация производных 20.5 KB
  В общий кожный покров integumentum communis входят кожа cutis и её производные. Эпидермис образует производные кожи является многослойным плоским ороговевающим эпителием выполняет защитную и нейросенсорную функции. Дерма содержит производные эпидермиса выполняет опорную трофическую и иммунологическую функции. Производные кожного покрова: роговые волосы рога мякиши копыто копытце коготь и железистые обычные: потовые сальные; молочные: вымя множественное вымя специфические: пахучие защитные сигнальные параанальные и др.
26408. Концевой мозг (telencephalon) 21.5 KB
  В ней заложены центры НД. Кора гирифицирована и условно делится на доли: затылочные – высшие зрительные центры лобные – высшие двигательные центры теменные – чувствительные центры височные – слуховые центры. Под корой – белое вещество плаща который образует проводящие пути 3 типов: коммисуральные полушария между собой – мозолистое тело ассоциативные центры в 1 полушарии проекционные кора с подкоркой и спинным мозгом.
26409. Круп 20 KB
  Крестцовоподвздошный сустав: тугой капсула вентральная связка дорсальная коротная и длинная крестцовоседалищная связка широкая тазовая. ТБС:: простой многоосный чашеобразный; по краю суставной впадины – хрящевая губа над вырезкой впадины – поперечная связка впадины помимо капсулы – круглая связка у лошадей – добавочная связка.
26410. Лёгкие (pulmones, pneumones) 24.5 KB
  На каждом легком различают поверхности: латеральную реберную медиальную средостенную каудовентральную диафрагмальную а также междолевые. На средостенной поверхности заметны вдавления: сердечное аортальное пищеводное и желоб задней полой вены как отпечатки расположенных между легкими соответствующих органов. На правом легком со стороны средостенной поверхности имеется добавочная доля. На средостенной поверхности имеется углубление ворота легкого.
26411. Лимфатическая система 22 KB
  проток правый непарный проток правый и левый трахеальный стволы кишечный ствол чревный ствол у КРС правый и левый поясничные стволы. В неё открывается правый и левый поясничные стволы несущие лимфу с каудальных отрезков туловища и тазовых конечностей. С правой стороны головы шеи грудной конечности лимфа оттекает в непарный правый проток который принимает лимфу из правого трахеального протока и впадает в краниальную полую вену.
26412. Матка uterus 23 KB
  Полость матки каудально переходит в узкий канал шейки открывающейся во влагалище. У КРС матки изогнуты спирально заострены имеют форму бараньего рога. Тело матки снаружи длинное но внутри в большей своей части разделено срединной перегородкой. У свиньи рога матки очень длинные до 140 см извиты наподобие кишечных петель.
26413. Межчелюстное пространство 21.5 KB
  Служит опорой для закрепления мышц языка язычная мышца m. linqualis proprius подъязычноязычная мышца m. hyoglossus сокращаясь она притягивает язык вниз и шилоязычная парная мышца m. Мышца вытягивающая язык в сторону ротовой щели подбородочноязычная мышца m.