82118

Эмоции. Умение контролировать эмоции. Положительные и отрицательные эмоции. Практическая работа: моделирование ситуации преодоления отрицательных эмоций

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Цель: сформировать представление о положительных и отрицательных эмоциях, развивать умения находить связь между характером человека и его здоровьем, воспитывать желание изменять свой характер в лучшую сторону.

Украинкский

2015-02-25

1.41 MB

4 чел.

Основы здоровья (4 класс)

Тема. Эмоции. Умение контролировать эмоции. Положительные и отрицательные эмоции. Практическая работа: моделирование ситуации преодоления отрицательных эмоций.

Цель: сформировать представление о положительных и отрицательных эмоциях, развивать умения находить связь между характером человека и его здоровьем, воспитывать желание изменять свой характер в лучшую сторону.

Оборудование: таблица « Калейдоскоп эмоций»,таблицы для индивидуальной работы, карточки для игры « Море волнуется раз…»,карточки для игры « Угадай эмоцию по интонации»,карточки с ситуациями, аудиозапись песни «Улыбка»

Ход урока

І Организация класса

ІІ Мотивация учебной деятельности

Слово учителя

Человек вперед спешит,

У него довольный вид.

Улыбается, смеется

И вперед, как птица, рвется.

Почему счастливый вид?

Ничего ведь не болит!

А другой шагает хмуро-

У него в руках микстура.

Недоволен, неспокоен –

Потому что очень болен.

( Учитель рисует на доске три лица: смеющееся, грустное и равнодушное.)

III Сообщение темы и цели урока

Беседа

Давайте посмотрим на эти лица.

- Почему они такие разные?

- Что заставляет их быть разными?

 Все эти лица выражают разные чувства. Синоним этого слово – эмоции.

Сегодня на уроке мы с вами поговорим об эмоциях и их влиянии на здоровье человека.

IV Первичное восприятие и осознание нового материала.

1 Рассказ учителя.

 Мы бываем веселыми и печальными, злыми и ласковыми. Все это наши чувства, или эмоции. Эмоции – это реакция человека на окружающий мир. Они отображают отношение к разным жизненным ситуациям и событиям.

    Продолжительные эмоции способствуют развитию чувств и настроения.

     Эмоции помогают общаться с людьми, проявлять черты характера, понимать чувства и поведение других, сопереживать их радости и горю.

 В переводе с латыни это слово означает ( волновать).Чувство гнева, горя, радости, сочувствия – это эмоции.

  Эмоции бывают:

Положительными( удовлетворение,  радость);

Неопределенными( растерянность, равнодушие);

Отрицательными( гнев, горе).

2 Работа в группах

Учитель объединяет детей  в три группы.

Каждая группа работает с набором картинок, на которых изображены разные виды эмоций.

Задание для 1 группы

Соотнести смайлики и картинки с изображением положительных эмоций.

Задание для 2 группы

Соотнести смайлики и картинки с изображением отрицательных эмоций.

Задание для 3 группы

Соотнести смайлики и картинки с изображением неопределенных эмоций.

Приложение 1

3.Презентация групп

Каждая группа презентует свою работу.

4 Работа с таблицей.

 Перед каждым из вас лежит таблица. Я буду рассказывать вам о какой – то ситуации, а вы отмечать знаком + эмоции, которые будете испытывать в таком случае.

№ ситуации

Эмоции

1

2

3

4

5

6

7

Гнев

Стыд

Страх

Радость

Гордость

Зависть

Обида

  1.  Родители запретили вам кататься на велосипеде.
  2.  Вам не понравилась оценка за контрольную работу.
  3.  Учитель вас похвалил.
  4.  Друг все делает лучше вас
  5.  У вас есть очень хороший друг, и вы всегда вместе.
  6.  Вы не выучили урок, а вас могут вызвать к доске.
  7.  Вы обманули маму, и она об этом узнала.

Приложение 2

5. Игра « Море волнуется раз…»

Учащиеся объединяются в две группы.

Каждая группа вытягивает карточки с эмоциями. Мимикой и жестами необходимо показать соответствующую эмоцию.

Приложение 3

6.Игра « Угадай эмоцию по интонации»

  На карточках написаны названия эмоций. Дети по одному, молча, читают карточку с названием эмоции и произносят вслух фразу « Завтра каникулы» с эмоциональной окраской. Все остальные ребята должны угадать, какая была эмоция.

( На карточках написаны слова: радость, разочарование, волнение, обида, растерянность, влюбленность).

Приложение 4

V. Закрепление и осмысление знаний.

  1. Рассказ учителя

Эмоции очень сильно влияют на состояние  нашего здоровья. Человек не может жить без смены настроения. Но чем быстрее он справится с плохим настроением, тем крепче будет его здоровье. Известно много случаев, когда люди умирали от душевных переживаний. Когда мы злимся или обижаемся на кого-то, наше сердце надрывается. Поэтому мы должны научиться контролировать свои эмоции.

2.Практическая работа.

Работа с карточками « Ситуации»

( Прочитать по лицам, что происходит с ребятами в каждой конкретной ситуации. Придумать и рассказать историю об этом)

- Почему у ребят такие выражения лиц?

-Что могло случиться?

-Что можно сделать, чтобы ссоры не произошло?

-У кого из вас случались подобные ситуации? Что вы при этом чувствовали?

- Как находили выход?

Приложение 5

3.Знакомство с рассказом « История о мальчике»

  Однажды один мальчик шел по улице и ел мороженое. Мороженое было очень вкусное, сладкое, прохладное. Он только начал его есть. И вдруг мимо него на велосипеде проехал парень, толкнул мальчика, тот упал и уронил мороженое. У мальчика от огорчения даже слезы на глазах выступили. Но мороженое из лужи уже не вытащишь. И отлупить парня нельзя,  и обидных слов ему не сказать – не услышит он, уехал. И вдруг мальчику показалось, что обида и злость превратились в шарики прямо внутри него. Он выдохнул их, и они улетели. Они стали все меньше и меньше и исчезли совсем. Мальчик почувствовал, что злость пропала, обида ушла. Ну, упало мороженое и упало. « Повезло какой – нибудь собаке» - подумал мальчик и пошел дальше.

4. Беседа.

- Вспомните обидную ситуацию, которую когда – нибудь сами переживали?

-Ребята, вы хотите избавиться от обиды и злости?

Давайте попробуем сделать так же, как мальчик из рассказа.

Представьте, что обида и злость превращаются в шарики и выдохните их.

Ух-ух-ух!

- У всех получилось?

А теперь представим по – другому. Берем в руки шарик и надуваем его своей злостью или грустью или обидой….и отпускаем.

- Что вы сейчас чувствуете?

-Что можно сделать для улучшения настроения? ( Ответы детей)

А еще ребята, можно послушать хорошую музыку.

VI. Итог урока

-Ребята, а на какое лицо приятно смотреть? ( На улыбающееся)

 Так давайте, все искренне улыбнемся и послушаем замечательную детскую песню « Улыбка»

Слушание песни « Улыбка»

VII Домашнее задание

Написать о своих отрицательных чертах характера и о том, как вы пытаетесь их исправлять.


ПРИЛОЖЕНИЕ 1


ПРИЛОЖЕНИЕ 2

№ ситуации

Эмоции

1

2

3

4

5

6

7

Гнев

Стыд

Страх

Радость

Гордость

Зависть

Обида


                                            
ПРИЛОЖЕНИЕ 3


ПРИЛОЖЕНИЕ 4

ПРИЛОЖЕНИЕ 5

Список использованной литературы.

1. Ильин Е.П. "Эмоции и чувства", М. 2005

2. Игровые методы в обучении и воспитании (психотехнические упражнения и коррекционные программы). – М.: Владос, 1992. – 155 с.

3. Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: НПЦ, 1996. – 40 с.

4. Лютова Е.К, Монина Г.Б. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми. Сайт http://www.psiholognew.comДиагностические тесты и методики для дошкольного и школьного возраста.

5. Планы – конспекты уроков для 4 класса.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

29635. Стратифицированный отбор единиц наблюдения в социологическом исследовании 27 KB
  Способы построения выборки делятся на 2 крупных класса: Случайные вероятностные – это такие способы отбора когда каждый элемент генеральной совокупности имеет известную чаще всего равную вероятность быть выбранным. Неслучайные – все остальные способы отбора. Для реализации случайного отбора необходимо иметь основу выборки списки элементов генеральной совокупности.
29636. Многоступенчатый способ формирования выборочной совокупности 25 KB
  Этапы построения выборки. 1один алгоритм выборки зависит от сложности объекта об общих теоретических построения выборки. В случае если полная основа выборки недоступна т.е случайный отбор невозможен значимыевыбор задачи исследования с точки зрения критерия для построения и стратифицированной или квотной выборки чаще всего выступают со.
29637. Опросные методы в социологическом исследовании. Назначение, классификация видов 25 KB
  Опросы можно классифицировать по разным основаниям: По форме контакта. Спрашиваются и отвечающего опросы делятся на: интервью и анкетирования Интервью непосредственный контакт. По характеру респондентов опросы делятся на:1Массовые респондентом выступают представители объекта исследования. б выборочные 4 по процедуре опросы бывают: групповые и индивидуальные.
29638. Опрос как процесс, фазы опроса. Способы создания мотивации к участию в опросе 30 KB
  Метод опроса применяется когда необходимо получить информацию о явлениях и процессах которые недоступны прямому наблюдению и недостаточно полно отражены в анализируемых документах. Достоинства метода опроса. С помощью метода опроса мы можем за относительно короткий период опросить большое число респондентов и достаточно быстро получить большие объемы информации.
29639. Анкета как документ анкетного опроса. Классификация вопросов анкеты 31 KB
  Классификация вопросов анкеты. Анкета – инструмент опроса структурно организованный набор вопросов выраженных на языке респондента каждый из которых логически связан с центральной проблемой исследования. В ней предполагается жестко фиксированный порядок содержание и форма вопросов ясное указание способов ответа. Вопрос анкеты – это письменное обращение к респонденту с целью выявления информации относящейся к предметному содержанию исследования.
29640. Язык и композиция вопросов анкеты 36.5 KB
  Виды вопросов по форме: Закрытый вопрос – вопрос с фиксированными и изначально заданными вариантами ответов. Открытый вопрос – вопрос ответ на который дается в свободной форме отсутствуют изначально заданные варианты ответов. Открытый вопрос используется: для проверки знаний для исследования новых тем и индивидуального многообразия для выявления аргументов по некоторым вопросам.
29641. Интервью в социологическом исследовании. Классификация видов интервью 28 KB
  Классификация видов интервью. Интервью – проводимая по определенному плану беседа целенаправленное общение предполагающая прямой контакт интервьюера с опрашиваемым. Интервьюер лицо ведущее непосредственное общение с респондентом при помощи вопросника с целью сбора информации обеспечивающее правильное и надежное использование инструмента исследования.
29642. Эффект интервьюера в классическом социологическом исследовании 24 KB
  Эффект интервьюера в классическом социологическом исследовании. Задача интервьюера – максимально снизить эффект интервьюера собственным поведением внешним видом и т. Эффект интервьюера: понятие и основные формы. В современной социологии эффект интервьюера обычно определяется как тенденция полученных в исследовании ответов варьировать в зависимости от закрепленных за респондентами интервьюеров .
29643. Экспертный опрос в социологическом исследовании. Виды экспертного опроса 40 KB
  Помимо разделения опросных методов на анкетирование и интервьюирование существует еще одна важная классификация опросов массовые и экспертные опросы. По характеру деятельности экспертов экспертные опросы делятся на две группы: индивидуальные методы предполагают индивидуальную работу исследователей с каждым из привлеченных экспертов групповые методы экспертизы групповые методы предполагают коллективную работу экспертов они требуют согласования мнений всех экспертов и разработку общего экспертного вывода на основе консенсуса. Если...