8212

Специфика педагогического общения

Доклад

Педагогика и дидактика

Специфика педагогического общения обусловлена различными социально-ролевыми и функциональными позициями его субъектов. Стиль общения и руководства в существенной мереопределяет эффективность обучения и воспитания, а также особенностиразвития личност...

Русский

2013-02-06

34.5 KB

32 чел.

Специфика педагогического общения обусловлена различными социально-
ролевыми и функциональными позициями его субъектов.
Стиль общения и руководства в существенной мере
определяет эффективность обучения и воспитания, а также особенности
развития личности и формирования межличностных отношений в учебной группе.
Все это требует от учителя умения конструировать особенности своего поведения (свою педагогическую индивидуальность), своих отношений с учащимися, т. е. стиль общения.
Можно выделить следующие характеристики общения в процессе педагогической
деятельности:
. общая сложившаяся система общения педагога и учащихся (определенный
стиль общения);
. система общения, характерная для конкретного этапа педагогической
деятельности;
. ситуативная система общения, возникающая при решении конкретной
педагогической и коммуникативной задачи.

Под стилем общения мы понимаем индивидуально-типологические особенности
социально-психологического взаимодействия педагога и обучающихся. В стиле
общения находят выражение:
. особенности коммуникативных возможностей учителя;
. сложившийся характер взаимоотношений педагога и воспитанников;
. творческая индивидуальность педагога;
. особенности ученического коллектива. Причем необходимо подчеркнуть,
что стиль общения педагога с детьми – категория социально и
нравственно насыщенная. Она воплощает в себе социально-этические
установки общества и воспитателя как его представителя.

Стили педагогического общения:

1. Авторитарный
При авторитарном стиле характерная тенденция на жесткое управление и
всеобъемлющий контроль выражается в том, что преподаватель значительно чаще
своих коллег прибегает к приказному тону, делает резкие замечания.
Бросается в глаза обилие нетактичных выпадов в адрес одних членов группы и
неаргументированное восхваление других. Авторитарный преподаватель не
только определяет общие цели работы, но и указывает способы выполнения
задания, жестко определяет, кто с кем будет работать, и т. д. Задания и
способы его выполнения даются преподавателем поэтапно. Характерно, что
такой подход снижает деятельностную мотивацию, поскольку человек не знает,
какова цель выполняемой им работы в целом, какова функция данного этапа и
что ждет впереди.

2. Попустительский (мой любимый и мною же рекомендованный)

Главной особенностью попустительского стиля руководства по сути дела
является самоустранение руководителя из учебно-производственного процесса,
снятие с себя ответственности за происходящее. Попустительский стиль
оказывается наименее предпочтительным среди перечисленных. Результаты его
апробации — наименьший объем выполненной работы и ее наихудшее качество.
Важно отметить, что ученики не бывают удовлетворены работой в подобной
группе, хотя на них и не лежит никакой ответственности, а работа скорее
напоминает безответственную игру. При попустительском стиле руководства
учитель стремится как можно меньше вмешиваться в жизнедеятельность
учащихся, практически устраняется от руководства ими, ограничиваясь
формальным выполнением обязанностей и указаний администрации.
Непоследовательный стиль характерен тем, что учитель в зависимости от
внешних обстоятельств или собственного эмоционального состояния
осуществляет любой из описанных выше стилей руководства.

3. Демократический

Что касается демократического стиля, то здесь в первую очередь
оцениваются факты, а не личность. При этом главной особенностью
демократического стиля оказывается то, что группа принимает активное
участие в обсуждении всего хода предстоящей работы и ее организации. В
результате у учеников развивается уверенность в себе, стимулируется
самоуправление. Параллельно увеличению инициативы возрастают общительность
и доверительность в личных взаимоотношениях.

4. Общение на основе увлеченности совместной творческой деятельностью.

В основе этого стиля – единство высокого профессионализма педагога и его
этических установок. Ведь увлеченность совместным с учащимися творческим
поиском – результат не только коммуникативной деятельности учителя, но в
большей степени его отношения к педагогической деятельности в целом.
Театральный педагог М.О.Кнебель заметила, что педагогическое чувство “гонит
тебя к молодежи, заставляет находить пути к ней...”

5. Общение-дистанция

Дистанция выступает как
показатель ведущей роли педагога, строится на его авторитете.
Превращение “дистанционного показателя” в доминанту педагогического общения
резко снижает общий творческий уровень совместной работы педагога и
учащихся.

6. Общение – устрашение

Этот стиль общения, к которому также иногда обращаются начинающие
учителя, связан в основном с неумением организовать продуктивное общение на
основе увлеченности совместной деятельностью. Ведь такое общение
сформировать трудно, и молодой учитель нередко идет по линии наименьшего
сопротивления, избирая общение-устрашение или дистанцию в крайнем ее
проявлении.
В творческом отношении общение-устрашение вообще бесперспективно :D

7. Заигрывание

опять-таки характерное, в основном, для молодых учителей и связанное с
неумением организовать продуктивное педагогическое общение. По существу,
этот тип общения отвечает стремлению завоевать ложный, дешевый авторитет у
детей, что противоречит требованиям педагогической этики. Появление этого
стиля общения вызвано, с одной стороны, стремлением молодого учителя быстро
установить контакт с детьми, желанием понравиться классу, а с другой
стороны – отсутствием необходимой общепедагогической и коммуникативной
культуры, умений и навыков педагогического общения, опыта профессиональной
коммуникативной деятельности.

В результате многочисленных исследований и экспериментов психологи и
педагоги советуют учителям для развития коммуникативных способностей
следующее:
1) Нужно сознавать, что школа-часть общества, а отношение педагога к детям
- выражение общественных требований.
2) Учитель не должен открыто демонстрировать педагогическую позицию. Для
детей слова и поступки педагога должны восприниматься как проявление его
собственных убеждений, а не только как исполнение долга. Искренность
педагога- залог прочных контактов с воспитанниками.
3) Адекватная оценка собственной личности. Познание себя, управление собой
должно стать постоянной заботой каждого учителя. Особого внимания требует
умение управлять своим эмоциональным состоянием: воспитательному процессу
вредит раздражительный тон, преобладание отрицательных эмоций, крик.
4) Педагогически целесообразные отношения строятся на взаимоуважение
ученика и учителя. Надо уважать индивидуальность каждого школьника,
создавать условия для его самоутверждения в глазах сверстников,
поддерживать развитие положительных черт личности.
5) Педагогу необходимо позаботиться о благоприятной самопрезентации:
показать ребятам силу своей личности, увлечения, умелость, широту
эрудиции, но неназойливо.
6) Развитие наблюдательности, педагогического воображения, умения понимать
эмоциональное состояние, верно истолковывать поведение. Творческий подход
к анализу ситуации и принятию решений основывается на умении педагога
принимать роль другого - ученика, родителей, коллеги, - становиться на их
точку зрения.
7) Увеличение речевой деятельности учеников за счет уменьшения речевой
деятельности учителя - важный показатель мастерства общения учителя.
8) Даже при незначительных успехах учеников быть щедрым на похвалу. Хвалить
нужно в присутствии других, а порицать лучше наедине. Учительская речь
должна быть при этом выразительной. И если даже у вас не поставлен голос,
вас могут выручить жесты, мимика, взгляд.
9) Сделать родителей своих учеников союзниками педагогических намерений.
10) Содержание бесед должно быть интересно обеим сторонам.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

71660. Основы математической статистики. Основные понятия математической статистики 10.83 MB
  Какие же статистические характеристики можно определить на основании построения вариационного ряда и графического представления результатов Рассмотрим эти характеристики поочередно. Характеристики положения. Характеристики рассеяния.
71661. История возникновения и формирования диагностических знаний о человеческих характеристиках 55 KB
  В 30 – е годы 19 века Христиан Вольф ввел понятие психометрии и призывал измерять, например, величину внимания у человека. Реализация идей измерения психических явлений началась с открытия закона Э. Вебера и Г. Фехнера в середине 19 века
71662. Основы расчета и проектирования деталей машин 443 KB
  Статические нагрузки - значение направление и место приложения которых остаются постоянными. Динамические нагрузки - характеризуются быстрым изменением во времени их значения направления и места приложения. Например нагрузки на зубья зубчатых колес.
71664. История экологической экспертизы и ОВОС в России 101 KB
  Понимание любого процесса, в том числе законодательного, не возможно без исторического анализа причин его появления, динамики развития и современного состояния. Это в полной мере относится и к экологической экспертиза и ОВОС.
71665. ИСТОРИЯ ОЛИМПИЙСКИХ ИГР 340 KB
  Как же оно все-таки возникло - это легендарное это удивительное явление под названием Олимпийские игры Были вещи и явления которые сразу возникали совершенными. Вот к сразу совершенным творениям человеческого гения надо отнести и идею Олимпийских игр.
71666. Московское царство в XVI в.: становление и развитие централизованного государства 78 KB
  После смерти Ивана III в 1505 г. престол перешел его сыну от Софе Палеолог - Василию III (1505-1533 гг.). Василий III унаследовал от отца не только титул «великого князя и государя всея Руси», но и получил духовную грамоту, которая давала ему большие политические...
71668. Культурология 2.18 MB
  Данный учебник содержит изложение основного теоретического и историко-культурного материала по дисциплине «Культурология» в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования. Структурно он разделен на два раздела: теория культуры и история культуры.