8212
Специфика педагогического общения
Доклад
Педагогика и дидактика
Специфика педагогического общения обусловлена различными социально-ролевыми и функциональными позициями его субъектов. Стиль общения и руководства в существенной мереопределяет эффективность обучения и воспитания, а также особенностиразвития личност...
Русский
2013-02-06
34.5 KB
32 чел.
Специфика педагогического общения обусловлена различными социально-
ролевыми и функциональными позициями его субъектов.
Стиль общения и руководства в существенной мере
определяет эффективность обучения и воспитания, а также особенности
развития личности и формирования межличностных отношений в учебной группе.
Все это требует от учителя умения конструировать особенности своего поведения (свою педагогическую индивидуальность), своих отношений с учащимися, т. е. стиль общения.
Можно выделить следующие характеристики общения в процессе педагогической
деятельности:
. общая сложившаяся система общения педагога и учащихся (определенный
стиль общения);
. система общения, характерная для конкретного этапа педагогической
деятельности;
. ситуативная система общения, возникающая при решении конкретной
педагогической и коммуникативной задачи.
Под стилем общения мы понимаем индивидуально-типологические особенности
социально-психологического взаимодействия педагога и обучающихся. В стиле
общения находят выражение:
. особенности коммуникативных возможностей учителя;
. сложившийся характер взаимоотношений педагога и воспитанников;
. творческая индивидуальность педагога;
. особенности ученического коллектива. Причем необходимо подчеркнуть,
что стиль общения педагога с детьми категория социально и
нравственно насыщенная. Она воплощает в себе социально-этические
установки общества и воспитателя как его представителя.
Стили педагогического общения:
1. Авторитарный
При авторитарном стиле характерная тенденция на жесткое управление и
всеобъемлющий контроль выражается в том, что преподаватель значительно чаще
своих коллег прибегает к приказному тону, делает резкие замечания.
Бросается в глаза обилие нетактичных выпадов в адрес одних членов группы и
неаргументированное восхваление других. Авторитарный преподаватель не
только определяет общие цели работы, но и указывает способы выполнения
задания, жестко определяет, кто с кем будет работать, и т. д. Задания и
способы его выполнения даются преподавателем поэтапно. Характерно, что
такой подход снижает деятельностную мотивацию, поскольку человек не знает,
какова цель выполняемой им работы в целом, какова функция данного этапа и
что ждет впереди.
2. Попустительский (мой любимый и мною же рекомендованный)
Главной особенностью попустительского стиля руководства по сути дела
является самоустранение руководителя из учебно-производственного процесса,
снятие с себя ответственности за происходящее. Попустительский стиль
оказывается наименее предпочтительным среди перечисленных. Результаты его
апробации наименьший объем выполненной работы и ее наихудшее качество.
Важно отметить, что ученики не бывают удовлетворены работой в подобной
группе, хотя на них и не лежит никакой ответственности, а работа скорее
напоминает безответственную игру. При попустительском стиле руководства
учитель стремится как можно меньше вмешиваться в жизнедеятельность
учащихся, практически устраняется от руководства ими, ограничиваясь
формальным выполнением обязанностей и указаний администрации.
Непоследовательный стиль характерен тем, что учитель в зависимости от
внешних обстоятельств или собственного эмоционального состояния
осуществляет любой из описанных выше стилей руководства.
3. Демократический
Что касается демократического стиля, то здесь в первую очередь
оцениваются факты, а не личность. При этом главной особенностью
демократического стиля оказывается то, что группа принимает активное
участие в обсуждении всего хода предстоящей работы и ее организации. В
результате у учеников развивается уверенность в себе, стимулируется
самоуправление. Параллельно увеличению инициативы возрастают общительность
и доверительность в личных взаимоотношениях.
4. Общение на основе увлеченности совместной творческой деятельностью.
В основе этого стиля единство высокого профессионализма педагога и его
этических установок. Ведь увлеченность совместным с учащимися творческим
поиском результат не только коммуникативной деятельности учителя, но в
большей степени его отношения к педагогической деятельности в целом.
Театральный педагог М.О.Кнебель заметила, что педагогическое чувство “гонит
тебя к молодежи, заставляет находить пути к ней...”
5. Общение-дистанция
Дистанция выступает как
показатель ведущей роли педагога, строится на его авторитете.
Превращение “дистанционного показателя” в доминанту педагогического общения
резко снижает общий творческий уровень совместной работы педагога и
учащихся.
6. Общение устрашение
Этот стиль общения, к которому также иногда обращаются начинающие
учителя, связан в основном с неумением организовать продуктивное общение на
основе увлеченности совместной деятельностью. Ведь такое общение
сформировать трудно, и молодой учитель нередко идет по линии наименьшего
сопротивления, избирая общение-устрашение или дистанцию в крайнем ее
проявлении.
В творческом отношении общение-устрашение вообще бесперспективно :D
7. Заигрывание
опять-таки характерное, в основном, для молодых учителей и связанное с
неумением организовать продуктивное педагогическое общение. По существу,
этот тип общения отвечает стремлению завоевать ложный, дешевый авторитет у
детей, что противоречит требованиям педагогической этики. Появление этого
стиля общения вызвано, с одной стороны, стремлением молодого учителя быстро
установить контакт с детьми, желанием понравиться классу, а с другой
стороны отсутствием необходимой общепедагогической и коммуникативной
культуры, умений и навыков педагогического общения, опыта профессиональной
коммуникативной деятельности.
В результате многочисленных исследований и экспериментов психологи и
педагоги советуют учителям для развития коммуникативных способностей
следующее:
1) Нужно сознавать, что школа-часть общества, а отношение педагога к детям
- выражение общественных требований.
2) Учитель не должен открыто демонстрировать педагогическую позицию. Для
детей слова и поступки педагога должны восприниматься как проявление его
собственных убеждений, а не только как исполнение долга. Искренность
педагога- залог прочных контактов с воспитанниками.
3) Адекватная оценка собственной личности. Познание себя, управление собой
должно стать постоянной заботой каждого учителя. Особого внимания требует
умение управлять своим эмоциональным состоянием: воспитательному процессу
вредит раздражительный тон, преобладание отрицательных эмоций, крик.
4) Педагогически целесообразные отношения строятся на взаимоуважение
ученика и учителя. Надо уважать индивидуальность каждого школьника,
создавать условия для его самоутверждения в глазах сверстников,
поддерживать развитие положительных черт личности.
5) Педагогу необходимо позаботиться о благоприятной самопрезентации:
показать ребятам силу своей личности, увлечения, умелость, широту
эрудиции, но неназойливо.
6) Развитие наблюдательности, педагогического воображения, умения понимать
эмоциональное состояние, верно истолковывать поведение. Творческий подход
к анализу ситуации и принятию решений основывается на умении педагога
принимать роль другого - ученика, родителей, коллеги, - становиться на их
точку зрения.
7) Увеличение речевой деятельности учеников за счет уменьшения речевой
деятельности учителя - важный показатель мастерства общения учителя.
8) Даже при незначительных успехах учеников быть щедрым на похвалу. Хвалить
нужно в присутствии других, а порицать лучше наедине. Учительская речь
должна быть при этом выразительной. И если даже у вас не поставлен голос,
вас могут выручить жесты, мимика, взгляд.
9) Сделать родителей своих учеников союзниками педагогических намерений.
10) Содержание бесед должно быть интересно обеим сторонам.
А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать | |||
60305. | Первая помощь при острой сердечно-сосудистой недостаточности | 5.91 MB | |
Практический навык первичная диагностика пострадавшего НМС и ИВЛ. Началу оказания первой медицинской помощи предшествует оперативное принятие верных и безопасных для спасателя решений так как этот шаг предопределяет успех и в сохранении жизни самого пострадавшего. | |||
60306. | Основы диагностики и реанимации (II) | 4.99 MB | |
Началу оказания первой медицинской помощи предшествует оперативное принятие верных и безопасных для спасателя решений так как этот шаг предопределяет успех и в сохранении жизни самого пострадавшего. | |||
60307. | ПЕРВАЯ ПОМОЩЬ ПРИ РАНЕНИЯХ | 1.85 MB | |
Общие принципы оказания первой помощи при ранениях остановка кровотечения дезинфекция раны фиксирование конечности обезболивание безопасная транспортировка. Соответственно признаками ранений будут являться следующие... | |||
60309. | ПЕРВАЯ ПОМОЩЬ ПРИ ТРАВМАХ ГОЛОВЫ И ШЕИ | 1.91 MB | |
Началу оказания первой медицинской помощи предшествует оперативное принятие верных и безопасных для спасателя решений так как этот шаг предопределяет успех и в сохранении жизни самого пострадавшего. Первичный осмотр пострадавшего... | |||
60310. | Первая помощь при повреждениях живота | 2.86 MB | |
Актуальность и виды повреждений живота. Закрытые повреждения живота первая помощь при них. Открытые повреждения живота первая помощь при них. | |||
60312. | ПЕРВАЯ ПОМОЩЬ ПРИ ТРАВМАХ И РАНЕНИЯХ ВЕРХНЕЙ КОНЕЧНОСТИ | 513.5 KB | |
Анатомические особенности верхней конечности. Признаки травм и переломов верхней конечности. Принципы оказания первой помощи при ранениях верхней конечности. | |||
60313. | ПЕРВАЯ ПОМОЩЬ ПРИ ОТМОРОЖЕНИЯХ И ХОЛОДОВОЙ ТРАВМЕ | 1.52 MB | |
Первое что надо сделать при признаках отморожения доставить пострадавшего в ближайшее тёплое помещение снять промёрзшую обувь носки перчатки. Температура воды Возможная длительность выживания... | |||