8212

Специфика педагогического общения

Доклад

Педагогика и дидактика

Специфика педагогического общения обусловлена различными социально-ролевыми и функциональными позициями его субъектов. Стиль общения и руководства в существенной мереопределяет эффективность обучения и воспитания, а также особенностиразвития личност...

Русский

2013-02-06

34.5 KB

32 чел.

Специфика педагогического общения обусловлена различными социально-
ролевыми и функциональными позициями его субъектов.
Стиль общения и руководства в существенной мере
определяет эффективность обучения и воспитания, а также особенности
развития личности и формирования межличностных отношений в учебной группе.
Все это требует от учителя умения конструировать особенности своего поведения (свою педагогическую индивидуальность), своих отношений с учащимися, т. е. стиль общения.
Можно выделить следующие характеристики общения в процессе педагогической
деятельности:
. общая сложившаяся система общения педагога и учащихся (определенный
стиль общения);
. система общения, характерная для конкретного этапа педагогической
деятельности;
. ситуативная система общения, возникающая при решении конкретной
педагогической и коммуникативной задачи.

Под стилем общения мы понимаем индивидуально-типологические особенности
социально-психологического взаимодействия педагога и обучающихся. В стиле
общения находят выражение:
. особенности коммуникативных возможностей учителя;
. сложившийся характер взаимоотношений педагога и воспитанников;
. творческая индивидуальность педагога;
. особенности ученического коллектива. Причем необходимо подчеркнуть,
что стиль общения педагога с детьми – категория социально и
нравственно насыщенная. Она воплощает в себе социально-этические
установки общества и воспитателя как его представителя.

Стили педагогического общения:

1. Авторитарный
При авторитарном стиле характерная тенденция на жесткое управление и
всеобъемлющий контроль выражается в том, что преподаватель значительно чаще
своих коллег прибегает к приказному тону, делает резкие замечания.
Бросается в глаза обилие нетактичных выпадов в адрес одних членов группы и
неаргументированное восхваление других. Авторитарный преподаватель не
только определяет общие цели работы, но и указывает способы выполнения
задания, жестко определяет, кто с кем будет работать, и т. д. Задания и
способы его выполнения даются преподавателем поэтапно. Характерно, что
такой подход снижает деятельностную мотивацию, поскольку человек не знает,
какова цель выполняемой им работы в целом, какова функция данного этапа и
что ждет впереди.

2. Попустительский (мой любимый и мною же рекомендованный)

Главной особенностью попустительского стиля руководства по сути дела
является самоустранение руководителя из учебно-производственного процесса,
снятие с себя ответственности за происходящее. Попустительский стиль
оказывается наименее предпочтительным среди перечисленных. Результаты его
апробации — наименьший объем выполненной работы и ее наихудшее качество.
Важно отметить, что ученики не бывают удовлетворены работой в подобной
группе, хотя на них и не лежит никакой ответственности, а работа скорее
напоминает безответственную игру. При попустительском стиле руководства
учитель стремится как можно меньше вмешиваться в жизнедеятельность
учащихся, практически устраняется от руководства ими, ограничиваясь
формальным выполнением обязанностей и указаний администрации.
Непоследовательный стиль характерен тем, что учитель в зависимости от
внешних обстоятельств или собственного эмоционального состояния
осуществляет любой из описанных выше стилей руководства.

3. Демократический

Что касается демократического стиля, то здесь в первую очередь
оцениваются факты, а не личность. При этом главной особенностью
демократического стиля оказывается то, что группа принимает активное
участие в обсуждении всего хода предстоящей работы и ее организации. В
результате у учеников развивается уверенность в себе, стимулируется
самоуправление. Параллельно увеличению инициативы возрастают общительность
и доверительность в личных взаимоотношениях.

4. Общение на основе увлеченности совместной творческой деятельностью.

В основе этого стиля – единство высокого профессионализма педагога и его
этических установок. Ведь увлеченность совместным с учащимися творческим
поиском – результат не только коммуникативной деятельности учителя, но в
большей степени его отношения к педагогической деятельности в целом.
Театральный педагог М.О.Кнебель заметила, что педагогическое чувство “гонит
тебя к молодежи, заставляет находить пути к ней...”

5. Общение-дистанция

Дистанция выступает как
показатель ведущей роли педагога, строится на его авторитете.
Превращение “дистанционного показателя” в доминанту педагогического общения
резко снижает общий творческий уровень совместной работы педагога и
учащихся.

6. Общение – устрашение

Этот стиль общения, к которому также иногда обращаются начинающие
учителя, связан в основном с неумением организовать продуктивное общение на
основе увлеченности совместной деятельностью. Ведь такое общение
сформировать трудно, и молодой учитель нередко идет по линии наименьшего
сопротивления, избирая общение-устрашение или дистанцию в крайнем ее
проявлении.
В творческом отношении общение-устрашение вообще бесперспективно :D

7. Заигрывание

опять-таки характерное, в основном, для молодых учителей и связанное с
неумением организовать продуктивное педагогическое общение. По существу,
этот тип общения отвечает стремлению завоевать ложный, дешевый авторитет у
детей, что противоречит требованиям педагогической этики. Появление этого
стиля общения вызвано, с одной стороны, стремлением молодого учителя быстро
установить контакт с детьми, желанием понравиться классу, а с другой
стороны – отсутствием необходимой общепедагогической и коммуникативной
культуры, умений и навыков педагогического общения, опыта профессиональной
коммуникативной деятельности.

В результате многочисленных исследований и экспериментов психологи и
педагоги советуют учителям для развития коммуникативных способностей
следующее:
1) Нужно сознавать, что школа-часть общества, а отношение педагога к детям
- выражение общественных требований.
2) Учитель не должен открыто демонстрировать педагогическую позицию. Для
детей слова и поступки педагога должны восприниматься как проявление его
собственных убеждений, а не только как исполнение долга. Искренность
педагога- залог прочных контактов с воспитанниками.
3) Адекватная оценка собственной личности. Познание себя, управление собой
должно стать постоянной заботой каждого учителя. Особого внимания требует
умение управлять своим эмоциональным состоянием: воспитательному процессу
вредит раздражительный тон, преобладание отрицательных эмоций, крик.
4) Педагогически целесообразные отношения строятся на взаимоуважение
ученика и учителя. Надо уважать индивидуальность каждого школьника,
создавать условия для его самоутверждения в глазах сверстников,
поддерживать развитие положительных черт личности.
5) Педагогу необходимо позаботиться о благоприятной самопрезентации:
показать ребятам силу своей личности, увлечения, умелость, широту
эрудиции, но неназойливо.
6) Развитие наблюдательности, педагогического воображения, умения понимать
эмоциональное состояние, верно истолковывать поведение. Творческий подход
к анализу ситуации и принятию решений основывается на умении педагога
принимать роль другого - ученика, родителей, коллеги, - становиться на их
точку зрения.
7) Увеличение речевой деятельности учеников за счет уменьшения речевой
деятельности учителя - важный показатель мастерства общения учителя.
8) Даже при незначительных успехах учеников быть щедрым на похвалу. Хвалить
нужно в присутствии других, а порицать лучше наедине. Учительская речь
должна быть при этом выразительной. И если даже у вас не поставлен голос,
вас могут выручить жесты, мимика, взгляд.
9) Сделать родителей своих учеников союзниками педагогических намерений.
10) Содержание бесед должно быть интересно обеим сторонам.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

63499. Прикладні аспекти оцінювання потенціалу підприємства. Механізм використання економічного потенціалу 66 KB
  Прикладні аспекти оцінювання потенціалу підприємства. Механізм використання економічного потенціалу Особливості оцінювання потенціалу для моніторингу поточних можливостей Формування та розробка показників регулювання використання економічного потенціалу...
63500. Трудности выявления субъекта и объекта философии, специфика определения предмета 67.5 KB
  Предмет философии ее место и роли отношения с мифологией. Трудности выявления субъекта и объекта философии специфика определения предмета. С точки зрения вашего преподавателя определение предмета философии как и многие иные не только в философии должно работать решая конкретные задачи.
63501. Связь философии с искусством в мироотношении человека и народа. Эвристическая функция философии 63.5 KB
  Связь философии с искусством в мироотношении человека и народа. Эвристическая функция философии. С искусством отношения философии строятся на основе взаимообогащения. Искусство намного старше философии но многие виды и жанры искусства создали философы.
63502. Проблемы аксиологии. Подлинные и мнимые нравственные ценности семьи, народа и общества 84.5 KB
  Аксиология это учение о ценностях мир которых огромен и мал может быть уродлив по иерархии и ведет к гибели человека семьи народа государства человеческого общества в целом если на первом месте ценности чисто потребительские материальные и политические но не подлинно человеческие мнимые.
63503. Философская антропология. Человек в природе, культуре и системе социальных связей 75 KB
  Напор трудностей не выдерживают пытаются спрятаться от жизни чтобы за них кто то их основные проблемы решал. Чацкий их хватает на занятия науками искусствами государственными делами они хорошо укорененные в жизни духовно аристократичны самостоятельны...
63504. Гносеология и эпистемология. Проблема истины и ее критериев. Познание и практика 99 KB
  Раздел философии в котором изучаются познавательные возможности человека называется гносеологией. В знаниях научных больше всего объективного: независимого от человека и человечества. Глаз человека видит хуже глаза орла зато видит больше.
63505. Философские аспекты понимания общества. Специфика социального познания 78 KB
  Философские аспекты понимания общества. Социальное строение жизни общества изучает прежде всего социология вопросы управления общественной жизнью политология хозяйственную деятельность в материальном производстве экономическая теория и т.
63506. Формационная и цивилизационная концепции общественного развития 76.5 KB
  Да и времени не оставили нам уже не только людьми созданные но и природой уготованные 21 веку глобальные проблемы вокруг решения которых надо скорее всему человечеству объединиться несмотря на все цивилизационные различия и групповые эгоистичные мечты амбициозных правителей.
63507. Онтология. Единство мира. Монистические и плюралистические концепции бытия 64.5 KB
  Монистические и плюралистические концепции бытия. Уже автор термина бытие Парменид в тезисе о тождестве бытия и мышления утверждал познаваемость мира человеческим мышлением. Вопрос о единстве мира всего бытия или изначальной множественности значит и невозможности...