82128

Как зимуют птицы и звери. Забота людей о птицах и зверях зимой

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Цель: учить устанавливать взаимосвязь между изменениями в неживой природе жизнью растений и жизнью животных; продолжить формировать умения сравнивать животных по их существенным признакам классифицировать их; обобщать полученную информацию; закреплять навыки работы в в группах...

Русский

2015-02-25

429 KB

1 чел.

Управление образования Краматорского городского совета

Краматорская общеобразовательная школа І-ІІІ ступеней № 26

Я И УКРАИНА

2 КЛАСС

Как зимуют птицы и звери.

Забота людей о птицах и зверях зимой

                                  Учитель начальных классов

                                         Кухаренко Елена Ивановна

2011 год


УРОК РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ

Цель: учить устанавливать взаимосвязь между изменениями в неживой природе, жизнью растений и жизнью животных; продолжить формировать умения сравнивать животных по их существенным признакам, классифицировать их;   обобщать полученную информацию; закреплять навыки работы в в группах;

развивать критическое мышление, творческое мышление;

воспитывать желание беречь родную природу, помогать птицам зимой, делать добрые дела.

Оборудование: слайды, ребусы, рисунки  с изображением птиц и зверей зимой, рисунки с изображениями разных кормушек, звукозапись.

Тип урока: изучение нового материала.

                               ХОД УРОКА

І. Организация класса.

ІІ. Мотивация учебной деятельности.

Стратегия «Мозговой штурм»

-Прослушайте запись ( звучит запись голосов птиц)

- Чьи голоса вы слышите?

- Когда они так поют?

-Какое настроение у птиц?

-Как вы думаете, почему птицы зимой не поют и мы не слышим их веселого щебетания?

- Хотите услышать пение птиц весной? Так давайте поможем им своими знаниями  и умениями, добротой и заботой.

ІІІ.  Эвокация ( Актуализация опорных знаний).

  1.  Отгадайте, какие слова зашифрованы в этих ребусах

- Как одним словом можно назвать волка, зайца, сороку?

(животные)

2.Стратегия «Ассоциативный куст»

- Ребята, сегодня на уроке вы будете работать в группах. Давайте вспомним правила, которые нам помогут справиться с заданием:

* внимательно читать задание – инструкцию;

* выслушивать мысли каждого члена группы;

* соблюдать отведенное время;

* распределять роли для  выполнения работы;

* презентовать выполненную работу;

* соблюдать «Правило поднятой руки».

3. Работа в группах.  Задания на жёлтых карточках.

1-я группа: Какие изменения в природе вы наблюдаете с приходом зимы?

2-я группа: На какие группы делятся животные?

3-я группа: Какие основные признаки птиц?

4-я группа: Какие основные признаки зверей?

ІV. Сообщение темы и цели урока.

- Что бы вы хотели узнать о птицах и зверях, которые зимуют с нами?

- Вы узнаете, как их жизнь зависит от неживой природы, от жизни растений,  кто чем подкармливает птиц в трудное для них время.

- Чем мы можем помочь зверям и птицам зимой?

.- Ребята, кто это у меня? ( учитель показывает  птичек)

  •  Какие?
  •  Зачем они мне?
  •  За ваше участие в уроке, в обсуждении вопросов вы будете получать птичку.

V. Осмысление нового материала.

1. Рассказ  с элементами беседы и демонстрацией наглядности.

Стратегия «Вопрос – ответ»

- Тихо в зимнем лесу.

- Как вы думаете, почему?

- В морозы и метели птицы прячутся в укромные места нахлобучивают перья. От этого им теплее, так они спасаются от холода.

- Угрожает ли птицам голод?

- Что для них страшнее: голод или холод?

2. Работа в группах. Задания на голубых карточках.

Стратегия «Нарушенная последовательность»

- У каждой группы есть задание – восстановить загадку, в которой нарушена последовательность.

1-я группа      Спинкою зеленовата,

                      Животиком желтовата,

                     Чёрненькая шапочка

                     И полоска шарфика. (синица)

2-я группа     Я весь день ловлю жуков,

                      Ем букашек, червяков,

                      Зимовать не улетаю,

                      Под карнизом обитаю.   (воробей)

3-я группа.     Непоседа пёстрая,

                      Птица длиннохвостая,

                      Птица говорливая,

                     Самая болтливая.    (сорока)

4-я группа.    Он по рабочему одет –

                     Удобно, просто, ловко,

                     На нём малиновый берет

                     И пёстрая спецовка. (дятел)

Стратегия «Мозговой штурм»

- Кто из вас, ребята, видел хотя бы раз кузницу дятла?

- Что она собой  представляет?

3.  Сообщение  учителя.

Дятел вставляет шишку в  расщелину старого пня или  ствола дерева и долбит их клювом, доставая из них семена, а сами шишки выбрасывает. Так собирается целая куча раскрытых шишек, из которых дятел осторожно достаёт себе еду.

- Сейчас вы можете увидеть дятла?

- Вывод: дятел – зимующая птица.

- Какие ещё птицы зимуют в наших краях?

- Чем они питаются?

- Почему они остаются зимовать вместе с нами?

Сороки и сойки ищут свои запасы желудей, раскапывая снег под деревьями. Вороны, галки, воробьи прилетают поближе к людям, где им легче прокормиться и пережить зиму.

К нам прилетают и наши северные гости.

- Кто же это? ( показ слайдов)

- Где их можно увидеть?

- Гостей принято угощать. Посмотрите  вокруг, есть  ли у нас угощение  для наших северных гостей?

( на столе в вазе  стоят ветки рябины и калины)

Правильно, стаи снегирей, свиристелей прилетают и садятся

на рябину, кусты калины. Они оставляют после себя «визитные карточки»  на снегу под деревьями. По ним можно узнать, кто тут сегодня лакомился. Снегири едят косточки ягод рябины и выбрасывают мякоть. Свиристели же едят ягоды по-другому: они их глотают целыми, мякоть ягод переваривается в желудке, а косточки непереработанными падают на снег.

Физкультминутка.

                    - Чик – чирик! (воробей)

                    -  Кар – ро-кх! (ворона)

                    - Чи-чи-ку! (синица)

                   - Чек чек! (сорока)

                   - Трр-тррр! (дятел)

4. Работа в группах. Задания на зелёных карточках.

Стратегия  «Предложение с открытым концом…»

1-я группа:  Птиц можно подкармливать семенами: …

                             

2-я группа:  Наша забота о птицах состоит в: …

3-я группа:  Птиц нельзя кормить: …

     -

4-я группа  Остаются зимовать  такие птицы …, потому что …

- А как же звери зимуют?

Те, кому зимой не найти ягод, корешков, листиков, жучков, личинок и другой привычной еды, уже спят в тёплых мягких берлогах или норах. Осенью они накапливают под кожей жир и теперь зимой выживают благодаря ему. Кто же эти звери?

Лесом катится клубок,                Летом бродит без дороги

У него колючий бок.                    Между сосен и берёз,

Он охотится ночами                   А зимой он спит в берлоге,

За жуками и мышами.                От мороза прячет нос.   

       ( ёж)                                                   (медведь)

- Что общего между этими животными?

- В чём различие?

Коллективная творческая работа «Закончи сказку»

      Стоял февраль. Холодно, дуют метели, вьюги, солнышко редко появлялось.

      И вдруг перестали дуть ветры, выглянуло солнышко да такое яркое и тёплое, что птички перестали ёжиться, белки стали резвиться и играть в прятки. Солнышко так пригрело землю, что убежище, где прятался ёжик, стало тёплым и ласковым, что ёж подумал, пришла весна и пора просыпаться. Высунул носик, принюхался и …

                                          

Вывод: Животные, которые впадают в спячку, должны спать, а не просыпаться раньше времени, так как могут погибнуть от голода.

Игра «Путаница»

На доске рисунки лося, кабана, лисы, белки, зайца. Под ними следы зверей, но не по порядку. По мере отгадывания прикрепляются рисунки со следами  под рисунками животных.

- Что объединяет всех этих зверей?

- Какие же звери не спят зимой?

- Почему?

- Чем они питаются зимой?

Белочка запасла в нескольких дуплах запасы грибов, орехов, желудей. Теперь прыгает по деревьям, ищет свои запасы. В сильный мороз прячется в своём тёплом гнёздышке, где много сухого мха и травы, да ещё и вход в дупло закрывает своим пушистым хвостом. Тяжелее зайцам. Постоянного убежища у него нет, поэтому зимой у него шерсть белая, это делает его незаметным. А вы знаете, почему  зайцы не проваливаются в снег? Потому что лапки зайцев опушены шерстью, как лыжи. Заяц ест кору деревьев, тонкие веточки и мёрзлые почки на них. Лисицам тоже тяжело зимой, особенно, когда много снега. И зайца не догнать, и мышки полёвки разбегаются по своим снежным коридорам. Лиса часто голодает зимой, поэтому приходит на ферму или к домам людей, где пытается украсть курей. Волки зимой прячутся в кустах, глубоких ямах, возле болот, оттуда большими стаями выходят на охоту. Их добычей становятся больные или молодые косули, олени.

- А теперь, ребята, давайте заслушаем вашу информацию, которую вы подготовили к рубрике «Это интересно знать».                                          

     

 - Могут ли люди помочь диким животным пережить холодную зиму?

Сенкан

  1.  Забота
  2.  Ежедневная, постоянная, нежная, добрая.
  3.  Оказывать внимание, помогать, опекать.
  4.  Забота – это постоянное внимание к …
  5.  Любовь, внимание, опека.

VІ.  Рефлексия.

Стратегия « Интервью»

- Что для птиц и зверей страшнее – холод или голод? Почему?

- Чьи следы не увидишь зимой? Почему?

- Почему большинство птиц улетает от нас, а некоторые птицы остаются зимовать?

- К каким деревьям и кустам прилетают гости с севера?

- Чем питаются птицы и животные?

Эссе 

Что ты можешь сделать для птиц зимой?

- Ребята, вы все хорошо работали на уроке. За активное участие каждый из вас получил птичку. Подойдите к кормушкам и прикрепите их. Посмотрите, скольким птичкам вы смогли сегодня помочь.

У вас слова не расходятся с делом. С приходом холодов вы  повесили кормушки и ежедневно подсыпаете туда корм. Об этом свидетельствует наша фотовыставка.

                  

VІІ. Домашнее задание

                                         

Устно составить зимнюю сказку с персонажами – животными.

VІІІ. Итог урока.

-  Я знаю и верю, что вы помогаете птицам и зверям справиться с голодом.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

29211. Эксперт в криминалистике 62.5 KB
  Следователь вправе присутствовать при производстве судебной экспертизы получать разъяснения эксперта по поводу проводимых им действий. Факт присутствия следователя при производстве судебной экспертизы отражается в заключении эксперта. Вопервых следователь могут и обязан проверить соблюден ли при назначении и производстве экспертизы установленный законом процессуальный порядок призванный обеспечить полноту объективность и достоверность полученных результатов а также права сторон прежде всего обвиняемого.
29213. ОСМОТР МЕСТА ПРОИСШЕСТВИЯ 28 KB
  Осмотр места происшествия как следственное действие является важным средством получения информации о расследуемом преступлении. От его качества во многих случаях зависит успех расследования поскольку полученная при осмотре места происшествия может носить доказательственный характер. Участок местности или помещение в пределах которого обнаружены следы совершенного преступления называется МЕСТОМ ПРОИСШЕСТВИЯ.
29214. Планирование расследования 32.5 KB
  Планирование расследования происходит на основе следующих принципов. Динамичность процесс планирования идет постоянно план расследования может меняться уточняться дополняться при поступлении новой информации. Индивидуальность связана с неповторимостью каждого из расследуемых преступлений которая должна учитываться при составлении плана расследования.
29215. Тактическая операция 27 KB
  При криминалистической трактовке этого определения в его тактическом варианте учитывается что: тактическая операция представляет собой сложную организованную структуру являющуюся составной частью поисковопознавательной деятельности в стадии предварительного расследования; тактическая операция проводится для решения какойлибо задачи расследования выступающей в качестве цели данной операции; предметнопрактические действия реализуемые в рамках тактической операции образуют определенным образом...
29216. Следственная ситуация 26 KB
  К числу объективных факторов влияющих на формирование следственной ситуации ученые относят: наличие и характер имеющейся в распоряжении следователя доказательственной и ориентирующей информации что зависит от механизма расследуемого события и условий возникновения его следов в окружающей среде; наличие и устойчивость существования ещё неиспользованных источников доказательственной информации и надежных каналов поступления информации; интенсивность процессов исчезновения доказательств и сила...
29217. Протокол ОМП 35.5 KB
  Протокол ОМП составляется в ходе осмотра или непосредственно после его окончания. Временем окончания ОМП следует считать время подписания протокола участниками ОМП за исключение случаев когда ввиду неблагоприятных условий протокол не был составлен на МП. При составлении протокола ОМП рекомендуется избегать употребления: длинных фраз с обилием причастных и деепричастных оборотов; неопределенных выражений типа около вблизи и т. В протоколе ОМП должны быть отмечены неправомерные действия его участников и иных лиц например попытка похитить...
29218. Криминалистическая версия 26 KB
  Общие версии предположения дающие объяснение относительно сущности и содержания всего произошедшего события. Частные версии предположения объясняющие отдельные элементы события например это предположение о том кто является субъектом преступления каким способом было совершено деяние и т. В зависимости от степени определенности конкретности существуют следующие криминалистические версии. Типичные типовые версии дают самое общее представление о событии в условиях недостаточности фактических данных.
29219. Цель допроса 27.5 KB
  166 УПК РФ запрещает допрос в ночное время ст. 46 УПК подозреваемый должен быть допрошен в течении 24 часов с момента задержания ст. 173 УПК ст. 187 УПК нормативы.