82128

Как зимуют птицы и звери. Забота людей о птицах и зверях зимой

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Цель: учить устанавливать взаимосвязь между изменениями в неживой природе жизнью растений и жизнью животных; продолжить формировать умения сравнивать животных по их существенным признакам классифицировать их; обобщать полученную информацию; закреплять навыки работы в в группах...

Русский

2015-02-25

429 KB

0 чел.

Управление образования Краматорского городского совета

Краматорская общеобразовательная школа І-ІІІ ступеней № 26

Я И УКРАИНА

2 КЛАСС

Как зимуют птицы и звери.

Забота людей о птицах и зверях зимой

                                  Учитель начальных классов

                                         Кухаренко Елена Ивановна

2011 год


УРОК РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ

Цель: учить устанавливать взаимосвязь между изменениями в неживой природе, жизнью растений и жизнью животных; продолжить формировать умения сравнивать животных по их существенным признакам, классифицировать их;   обобщать полученную информацию; закреплять навыки работы в в группах;

развивать критическое мышление, творческое мышление;

воспитывать желание беречь родную природу, помогать птицам зимой, делать добрые дела.

Оборудование: слайды, ребусы, рисунки  с изображением птиц и зверей зимой, рисунки с изображениями разных кормушек, звукозапись.

Тип урока: изучение нового материала.

                               ХОД УРОКА

І. Организация класса.

ІІ. Мотивация учебной деятельности.

Стратегия «Мозговой штурм»

-Прослушайте запись ( звучит запись голосов птиц)

- Чьи голоса вы слышите?

- Когда они так поют?

-Какое настроение у птиц?

-Как вы думаете, почему птицы зимой не поют и мы не слышим их веселого щебетания?

- Хотите услышать пение птиц весной? Так давайте поможем им своими знаниями  и умениями, добротой и заботой.

ІІІ.  Эвокация ( Актуализация опорных знаний).

  1.  Отгадайте, какие слова зашифрованы в этих ребусах

- Как одним словом можно назвать волка, зайца, сороку?

(животные)

2.Стратегия «Ассоциативный куст»

- Ребята, сегодня на уроке вы будете работать в группах. Давайте вспомним правила, которые нам помогут справиться с заданием:

* внимательно читать задание – инструкцию;

* выслушивать мысли каждого члена группы;

* соблюдать отведенное время;

* распределять роли для  выполнения работы;

* презентовать выполненную работу;

* соблюдать «Правило поднятой руки».

3. Работа в группах.  Задания на жёлтых карточках.

1-я группа: Какие изменения в природе вы наблюдаете с приходом зимы?

2-я группа: На какие группы делятся животные?

3-я группа: Какие основные признаки птиц?

4-я группа: Какие основные признаки зверей?

ІV. Сообщение темы и цели урока.

- Что бы вы хотели узнать о птицах и зверях, которые зимуют с нами?

- Вы узнаете, как их жизнь зависит от неживой природы, от жизни растений,  кто чем подкармливает птиц в трудное для них время.

- Чем мы можем помочь зверям и птицам зимой?

.- Ребята, кто это у меня? ( учитель показывает  птичек)

  •  Какие?
  •  Зачем они мне?
  •  За ваше участие в уроке, в обсуждении вопросов вы будете получать птичку.

V. Осмысление нового материала.

1. Рассказ  с элементами беседы и демонстрацией наглядности.

Стратегия «Вопрос – ответ»

- Тихо в зимнем лесу.

- Как вы думаете, почему?

- В морозы и метели птицы прячутся в укромные места нахлобучивают перья. От этого им теплее, так они спасаются от холода.

- Угрожает ли птицам голод?

- Что для них страшнее: голод или холод?

2. Работа в группах. Задания на голубых карточках.

Стратегия «Нарушенная последовательность»

- У каждой группы есть задание – восстановить загадку, в которой нарушена последовательность.

1-я группа      Спинкою зеленовата,

                      Животиком желтовата,

                     Чёрненькая шапочка

                     И полоска шарфика. (синица)

2-я группа     Я весь день ловлю жуков,

                      Ем букашек, червяков,

                      Зимовать не улетаю,

                      Под карнизом обитаю.   (воробей)

3-я группа.     Непоседа пёстрая,

                      Птица длиннохвостая,

                      Птица говорливая,

                     Самая болтливая.    (сорока)

4-я группа.    Он по рабочему одет –

                     Удобно, просто, ловко,

                     На нём малиновый берет

                     И пёстрая спецовка. (дятел)

Стратегия «Мозговой штурм»

- Кто из вас, ребята, видел хотя бы раз кузницу дятла?

- Что она собой  представляет?

3.  Сообщение  учителя.

Дятел вставляет шишку в  расщелину старого пня или  ствола дерева и долбит их клювом, доставая из них семена, а сами шишки выбрасывает. Так собирается целая куча раскрытых шишек, из которых дятел осторожно достаёт себе еду.

- Сейчас вы можете увидеть дятла?

- Вывод: дятел – зимующая птица.

- Какие ещё птицы зимуют в наших краях?

- Чем они питаются?

- Почему они остаются зимовать вместе с нами?

Сороки и сойки ищут свои запасы желудей, раскапывая снег под деревьями. Вороны, галки, воробьи прилетают поближе к людям, где им легче прокормиться и пережить зиму.

К нам прилетают и наши северные гости.

- Кто же это? ( показ слайдов)

- Где их можно увидеть?

- Гостей принято угощать. Посмотрите  вокруг, есть  ли у нас угощение  для наших северных гостей?

( на столе в вазе  стоят ветки рябины и калины)

Правильно, стаи снегирей, свиристелей прилетают и садятся

на рябину, кусты калины. Они оставляют после себя «визитные карточки»  на снегу под деревьями. По ним можно узнать, кто тут сегодня лакомился. Снегири едят косточки ягод рябины и выбрасывают мякоть. Свиристели же едят ягоды по-другому: они их глотают целыми, мякоть ягод переваривается в желудке, а косточки непереработанными падают на снег.

Физкультминутка.

                    - Чик – чирик! (воробей)

                    -  Кар – ро-кх! (ворона)

                    - Чи-чи-ку! (синица)

                   - Чек чек! (сорока)

                   - Трр-тррр! (дятел)

4. Работа в группах. Задания на зелёных карточках.

Стратегия  «Предложение с открытым концом…»

1-я группа:  Птиц можно подкармливать семенами: …

                             

2-я группа:  Наша забота о птицах состоит в: …

3-я группа:  Птиц нельзя кормить: …

     -

4-я группа  Остаются зимовать  такие птицы …, потому что …

- А как же звери зимуют?

Те, кому зимой не найти ягод, корешков, листиков, жучков, личинок и другой привычной еды, уже спят в тёплых мягких берлогах или норах. Осенью они накапливают под кожей жир и теперь зимой выживают благодаря ему. Кто же эти звери?

Лесом катится клубок,                Летом бродит без дороги

У него колючий бок.                    Между сосен и берёз,

Он охотится ночами                   А зимой он спит в берлоге,

За жуками и мышами.                От мороза прячет нос.   

       ( ёж)                                                   (медведь)

- Что общего между этими животными?

- В чём различие?

Коллективная творческая работа «Закончи сказку»

      Стоял февраль. Холодно, дуют метели, вьюги, солнышко редко появлялось.

      И вдруг перестали дуть ветры, выглянуло солнышко да такое яркое и тёплое, что птички перестали ёжиться, белки стали резвиться и играть в прятки. Солнышко так пригрело землю, что убежище, где прятался ёжик, стало тёплым и ласковым, что ёж подумал, пришла весна и пора просыпаться. Высунул носик, принюхался и …

                                          

Вывод: Животные, которые впадают в спячку, должны спать, а не просыпаться раньше времени, так как могут погибнуть от голода.

Игра «Путаница»

На доске рисунки лося, кабана, лисы, белки, зайца. Под ними следы зверей, но не по порядку. По мере отгадывания прикрепляются рисунки со следами  под рисунками животных.

- Что объединяет всех этих зверей?

- Какие же звери не спят зимой?

- Почему?

- Чем они питаются зимой?

Белочка запасла в нескольких дуплах запасы грибов, орехов, желудей. Теперь прыгает по деревьям, ищет свои запасы. В сильный мороз прячется в своём тёплом гнёздышке, где много сухого мха и травы, да ещё и вход в дупло закрывает своим пушистым хвостом. Тяжелее зайцам. Постоянного убежища у него нет, поэтому зимой у него шерсть белая, это делает его незаметным. А вы знаете, почему  зайцы не проваливаются в снег? Потому что лапки зайцев опушены шерстью, как лыжи. Заяц ест кору деревьев, тонкие веточки и мёрзлые почки на них. Лисицам тоже тяжело зимой, особенно, когда много снега. И зайца не догнать, и мышки полёвки разбегаются по своим снежным коридорам. Лиса часто голодает зимой, поэтому приходит на ферму или к домам людей, где пытается украсть курей. Волки зимой прячутся в кустах, глубоких ямах, возле болот, оттуда большими стаями выходят на охоту. Их добычей становятся больные или молодые косули, олени.

- А теперь, ребята, давайте заслушаем вашу информацию, которую вы подготовили к рубрике «Это интересно знать».                                          

     

 - Могут ли люди помочь диким животным пережить холодную зиму?

Сенкан

  1.  Забота
  2.  Ежедневная, постоянная, нежная, добрая.
  3.  Оказывать внимание, помогать, опекать.
  4.  Забота – это постоянное внимание к …
  5.  Любовь, внимание, опека.

VІ.  Рефлексия.

Стратегия « Интервью»

- Что для птиц и зверей страшнее – холод или голод? Почему?

- Чьи следы не увидишь зимой? Почему?

- Почему большинство птиц улетает от нас, а некоторые птицы остаются зимовать?

- К каким деревьям и кустам прилетают гости с севера?

- Чем питаются птицы и животные?

Эссе 

Что ты можешь сделать для птиц зимой?

- Ребята, вы все хорошо работали на уроке. За активное участие каждый из вас получил птичку. Подойдите к кормушкам и прикрепите их. Посмотрите, скольким птичкам вы смогли сегодня помочь.

У вас слова не расходятся с делом. С приходом холодов вы  повесили кормушки и ежедневно подсыпаете туда корм. Об этом свидетельствует наша фотовыставка.

                  

VІІ. Домашнее задание

                                         

Устно составить зимнюю сказку с персонажами – животными.

VІІІ. Итог урока.

-  Я знаю и верю, что вы помогаете птицам и зверям справиться с голодом.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

54286. Найдорожча у світі матуся 116.5 KB
  Мета: Відроджувати давні українські звичаї і традиції, пробуджувати в студентів прекрасні і благородні почуття – святе і ніжне ставлення до матерів, до материнства взагалі; виховувати почуття обов’язку у студентів – віддати шану матерям, відплатити любов'ю, турботою і допомогою в майбутньому.
54287. Загальна характеристика творчості В. Маяковського 244.5 KB
  Початок XX століття. Ще ніхто не знав, яким воно буде, але світ в очікуванні великих змін. Зустрічається минуле з майбутнім і намагається застерегти, попередити, передати досвід, але за законом життя майбутнє хоче мати свій досвід, свої помилки й перемоги. На початку XX століття Росія переживає революцію 1905 року, Першу світову війну та дві революції 1917 року, які перевернуть світогляд, ставлення до культури, літератури, віри, людини...
54288. Ваше будущее в ваших руках 52 KB
  Мне кажется что от человека зависит какой он. У каждого человека есть определенное жизненное задание – то чего хотелось бы добиться прежде всего ради чего стоило бы жить. Для группы 1 красный возможность человека заниматься любимым творческим делом. Вам нужно выбрать два человека.
54289. Методична культура - духовно-інтелектуальна база розвитку професіоналізму вчителя 71 KB
  Людина це . Кожна людина яка прийшла у цей світ неоціненна.У всі часи філософи намагалися дати визначення поняттю людина слайд 6. Так Платон стверджував що людина це істота з двома ногами без пір'я.
54290. ЗАГАЛЬНА ХАРАКТЕРИСТИКА АВСТРАЛІЇ ТА ОКЕАНІЇ 268.5 KB
  Мета: Сформувати в студентів систему знань про специфіку ЕГП Австралії та території Океанії; навчити визначати особливості природи населення та господарства; розкрити роль Австралії в міжнародному географічному поділі; розвивати в студентів геопросторове мислення розуміння доцільності науково обґрунтованого підходу до природокористування системної єдності довкілля людини та її діяльності в територіальному аспекті;...
54291. Майстерня професійного самовдосконалення 71 KB
  Підготовка педагогічних і науковопедагогічних працівників їх професійне самовдосконалення – важлива умова модернізації освіти Національна доктрина розвитку освіти Таким чином основною формою удосконалення рівня професійної компетентності педагога є професійне самовдосконалення шляхом цілеспрямованої самоосвітньої...
54292. УРОКИ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВЬЯ 7-11 классы 4.89 MB
  Тем более мы с вами будем касаться таких острых и острейших вопросов как спасение Человека избавление от зависимостей рождение новой цивилизации здравосозидателей решение проблем наркотизма формирование здорового и оптимального образа жизни. Авторы РАЗДЕЛ I В ЗДОРОВОМ ТЕЛЕ – ЗДОРОВЫЙ ДУХ Урок 1 Здравствуйте На этом уроке ты: ознакомишься с понятием здоровый образ жизни ; узнаешь отношение к ЗОЖ Всемирной организации здравоохранения; выяснишь какие качества жизни тебя больше всего устраивают; вместе с педагогом разберешь...
54293. Украина в годы правления Ивана Мазепы 63 KB
  Мазепы и начало его правления; определить основные направления его внутренней и внешней политики; развивать умение учащихся работать с учебником электронным атласом; умение анализировать и систематизировать исторический материал; развивать умение работать с историческими источниками умение составлять систематические схемы и таблицы развивать умение учащихся высказывать свою точку зрения подтверждая её фактами; воспитывать учащихся в духе патриотизма. Мазепы гетманом. Внутренняя и внешняя политика Ивана Мазепы.
54294. Кто же он, Иван Мазепа? ( Гетьманщина в конце 17-в нач. 18 вв. И. Мазепа) 38.5 KB
  Интерактивная часть Ведущий представляет участников токшоу и приглашает озвучить результаты работы. Ведущий: Слово предоставляется группе социологов. Ведущий: А теперь я прошу всех занять места в зале в соответствии голосованию за против не определился. Ведущий: Я выражаю огромную благодарность докладчикам за такие содержательные факты.