8213

Формирование системы знаний и умений при изучении рельефа,геологического строения и полезных ископаемых в школьном курсе географии

Доклад

Педагогика и дидактика

При изучении раздела Литосфера ученики узнают о строении Земли, о месте литосферы среди др. оболочек и о движениях земной коры, систематизируются понятия о горных породах путем их деления на осадочные, магматические и метаморфические, изучаются крупны...

Русский

2013-02-06

28.5 KB

16 чел.

При изучении раздела Литосфера уч-ся узнают о строении Земли, о месте литосферы среди др. оболочек и о движениях земной коры, систематизируются понятия о горных породах путем их деления на осадочные, магматические и метаморфические, изучаются крупные формы рельефа суши с разделением его по высоте, строению, происхождению и равнин по характеру поверхности и абс. высоте.
Умения, которыми должен овладеть ученик на начальном курсе физ геогр: состовлять на основе карты и картин описание геогр. объектов (гор, равнин), пользуясь типовыми планами.
Учитывая возрастные особенности, обучение этого курса требует смены деятельности (слушать,рассматривать карты,работа с учебником..)
Важна опора на знания по природоведению и краеведческим наблюдениям.
Понятия многие формируются на основе представлений, полученных на экскурсии или бытовых наблюдениях. Для большей части территории нашей страны типично наличие в окрестностях школы речной долины,водораздела,озера. При формировании понятия как, например, грабен –надо создавать зрительный образ путем примен картин.
При изучении литосферы у учащихся формируются умения делать географ. описание по физ карте.
Помощь оказывают типовые планы описаний. Система общеземлеведческих знаний пронизывает все школьные курсы физ геогр, являясь связующим звеном геогр науки. В курсе физ.геогр России изучение отдельных компонентов природы происходит на более научном высоком уровне.
Так например, вводятся понятия о тектонических структурах и их составных частях, об основных этапах складкообразования, о геологической и тектонической картах и т. д.
Характеристика каждого компонента природы России включает след вопросы: Представление об изучаемом компоненте( рассказ, фильм,уч. картины);Важность изучаемого компонента природы в хоз. деятельности человека должна быть раскрыта в рассказе учителя(Рельеф- один из важных компонентов природы,кот. надо учитывать при планировании территории под распашку, при строит насел пунктов); фактор формирования компонента природы(при отборе методов и приемов формирования знаний по этому пункту учитывается их подготовленность к восприятию изучаемой темы, именно уч-ся уже знакомы с понятиями – древняя платформа, подвижные складчатые пояса зем.коры,знают зависимость размещения пол-х ископ-х магмат-ого и осад происхождения от строения зем. коры , умеют работать с мировой картой «Строение земной коры».
Усвоению многих вопросов темы « Рельеф,геологическое строение, пол. Иск. России» помогает установление межпредметных связей с курсом физики.
Опора на знания об удельном весе вещ-ва, о св-вах жидких и твердых тел, о силе тяжести позволяет формировать геолого-морфологические понятия на высоком научно-теоретеческом уровне.

Формирование понятий осуществ-ся дедуктивным и индуктивным путем.

Дедуктивный путь - уч-ся предлагается прочитать определение понятия в тексте учебника и самост выделить его признаки, если индуктивным
Эффективен прием сравнения однородных по содержанию понятий, но в тоже время существенно отличающихся (Н: для закрепления о противоположных геоструктурах, как платформа и геосинклиналь, следует сравнивать по следующим признакам: размеры, какие движения испытывают, этапы образ-я, хар-р залегания осад пород, отражение геолог строения на формах рельефа, виды пол иск и приуроченность их к отд частям платформы и геосинклиналей. Самост. Работа сравнения.

Индуктивный метод - метод познания, построенный на индукции(умозаключении)


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

51538. Степінь з натуральним показником 65.5 KB
  Мета: Створити комфортні умови для навчання, за яких кожен учень відчуває свою успішність, інтелектуальну спроможність, самостійність. Розвивальна : розвивати логічне мислення учнів через проведення таких операцій як аналіз, систематизація, формувати комунікативно – мовленнєві вміння й навички школярів, розвивати творчі здібності, творчу і пізнавальну самостійність
51540. ЗАПОРІЗЬКА СІЧ В ІІ ПОЛОВИНІ Х\/ІІ СТОЛІТТЯ 82.5 KB
  Історичний атлас портрет Івана Сірка картина Розповідь учителя Демонстрація портрета Івана Сірка. Про народження Сірка легенда розповідає що він зявився на світ із зубами і тількино повитуха піднесла його до столу від одразу ж ухопив звідти пиріг з начинкою і зїв його. сказано що Бог його вибрав Сірка поклавши свій знак з правого боку на губі як червоний плат.
51541. СЦЕНАРІЙ ДО ДНЯ ВЧИТЕЛЯ 54.5 KB
  Ведуча: Вклонiться люди вчителю своєму Володаревi слова i пера Крiзь бiль i радiсть роздуми i втому любов його безсмертна проросла. Ведуча: Дорогi вчителi До Вас сьогоднi слова щирої шани сердечної вдячностi. Ведуча: Щоранку поспiшає до школи наш директор.I сьогоднi дорогий наш директор даруємо Вам...
51542. 1 вересня 91.5 KB
  І ліцей відкриває гостинно всі двері назустріч новій дітворі. Сміх навкруги розсипає Дружна ліцейна сім’я Сьогодні знов у наше братство проводжає Дітей своїх Україна моя Ідуть вони в ліцей знання щоб здобувати Щоб стати найкращими в світі І щоб Україну свою будувати Й прославить у цьому столітті. Знов гомінливо у ліцейному дворі Це значить – що стартує рік навчальний Ми зустрічаємо із відкритим серцем першачків Ліцей співає пісню величальну Хор співає Зелене жито Слова палкі мелодія врочиста Державний гімн і прапор майорить...
51543. Планирование на предприятии. Е.О. Ушакова 574.5 KB
  В методических указаниях изложены основные практические вопросы, входящие в стандартный курс дисциплины «Планирование на предприятии». В данном издании приведена программа курса, практические задания, темы курсовых работ, методические указания по выполнению курсовой работы, темы семинарских занятий, контрольные вопросы, тестовые задания для проверки знаний студентов и список рекомендуемой литературы.
51544. Сценарій свята День знань для першокласників 11.86 MB
  Сценарій свята Перший урок у першому класі Дійові особи: Коза Дереза Телесик вчителька першокласники учні 5ого класу. Вчителька. Шановна пані Може ви знаєте що тут за свято І хто ви така Вчителька. Здрастуйте добродійко Я вчителька.
51545. Знову до школи 54 KB
  How mny units re there in this textbook Wht re the nmes of these units Wht re we going to study in them Wht sections re there t the end of the book Wht informtion cn you find in these sections Учні ланцюжком відповідають на запитання вчителя. Look t the picture nd tell wht we re going to tlk bout during our lesson tody. Т: sk your friends wht they did during the summer holidys. HO1: Wht did your friends do during June: ________________________________________________________________________________ July:...