8213

Формирование системы знаний и умений при изучении рельефа,геологического строения и полезных ископаемых в школьном курсе географии

Доклад

Педагогика и дидактика

При изучении раздела Литосфера ученики узнают о строении Земли, о месте литосферы среди др. оболочек и о движениях земной коры, систематизируются понятия о горных породах путем их деления на осадочные, магматические и метаморфические, изучаются крупны...

Русский

2013-02-06

28.5 KB

16 чел.

При изучении раздела Литосфера уч-ся узнают о строении Земли, о месте литосферы среди др. оболочек и о движениях земной коры, систематизируются понятия о горных породах путем их деления на осадочные, магматические и метаморфические, изучаются крупные формы рельефа суши с разделением его по высоте, строению, происхождению и равнин по характеру поверхности и абс. высоте.
Умения, которыми должен овладеть ученик на начальном курсе физ геогр: состовлять на основе карты и картин описание геогр. объектов (гор, равнин), пользуясь типовыми планами.
Учитывая возрастные особенности, обучение этого курса требует смены деятельности (слушать,рассматривать карты,работа с учебником..)
Важна опора на знания по природоведению и краеведческим наблюдениям.
Понятия многие формируются на основе представлений, полученных на экскурсии или бытовых наблюдениях. Для большей части территории нашей страны типично наличие в окрестностях школы речной долины,водораздела,озера. При формировании понятия как, например, грабен –надо создавать зрительный образ путем примен картин.
При изучении литосферы у учащихся формируются умения делать географ. описание по физ карте.
Помощь оказывают типовые планы описаний. Система общеземлеведческих знаний пронизывает все школьные курсы физ геогр, являясь связующим звеном геогр науки. В курсе физ.геогр России изучение отдельных компонентов природы происходит на более научном высоком уровне.
Так например, вводятся понятия о тектонических структурах и их составных частях, об основных этапах складкообразования, о геологической и тектонической картах и т. д.
Характеристика каждого компонента природы России включает след вопросы: Представление об изучаемом компоненте( рассказ, фильм,уч. картины);Важность изучаемого компонента природы в хоз. деятельности человека должна быть раскрыта в рассказе учителя(Рельеф- один из важных компонентов природы,кот. надо учитывать при планировании территории под распашку, при строит насел пунктов); фактор формирования компонента природы(при отборе методов и приемов формирования знаний по этому пункту учитывается их подготовленность к восприятию изучаемой темы, именно уч-ся уже знакомы с понятиями – древняя платформа, подвижные складчатые пояса зем.коры,знают зависимость размещения пол-х ископ-х магмат-ого и осад происхождения от строения зем. коры , умеют работать с мировой картой «Строение земной коры».
Усвоению многих вопросов темы « Рельеф,геологическое строение, пол. Иск. России» помогает установление межпредметных связей с курсом физики.
Опора на знания об удельном весе вещ-ва, о св-вах жидких и твердых тел, о силе тяжести позволяет формировать геолого-морфологические понятия на высоком научно-теоретеческом уровне.

Формирование понятий осуществ-ся дедуктивным и индуктивным путем.

Дедуктивный путь - уч-ся предлагается прочитать определение понятия в тексте учебника и самост выделить его признаки, если индуктивным
Эффективен прием сравнения однородных по содержанию понятий, но в тоже время существенно отличающихся (Н: для закрепления о противоположных геоструктурах, как платформа и геосинклиналь, следует сравнивать по следующим признакам: размеры, какие движения испытывают, этапы образ-я, хар-р залегания осад пород, отражение геолог строения на формах рельефа, виды пол иск и приуроченность их к отд частям платформы и геосинклиналей. Самост. Работа сравнения.

Индуктивный метод - метод познания, построенный на индукции(умозаключении)