8213

Формирование системы знаний и умений при изучении рельефа,геологического строения и полезных ископаемых в школьном курсе географии

Доклад

Педагогика и дидактика

При изучении раздела Литосфера ученики узнают о строении Земли, о месте литосферы среди др. оболочек и о движениях земной коры, систематизируются понятия о горных породах путем их деления на осадочные, магматические и метаморфические, изучаются крупны...

Русский

2013-02-06

28.5 KB

20 чел.

При изучении раздела Литосфера уч-ся узнают о строении Земли, о месте литосферы среди др. оболочек и о движениях земной коры, систематизируются понятия о горных породах путем их деления на осадочные, магматические и метаморфические, изучаются крупные формы рельефа суши с разделением его по высоте, строению, происхождению и равнин по характеру поверхности и абс. высоте.
Умения, которыми должен овладеть ученик на начальном курсе физ геогр: состовлять на основе карты и картин описание геогр. объектов (гор, равнин), пользуясь типовыми планами.
Учитывая возрастные особенности, обучение этого курса требует смены деятельности (слушать,рассматривать карты,работа с учебником..)
Важна опора на знания по природоведению и краеведческим наблюдениям.
Понятия многие формируются на основе представлений, полученных на экскурсии или бытовых наблюдениях. Для большей части территории нашей страны типично наличие в окрестностях школы речной долины,водораздела,озера. При формировании понятия как, например, грабен –надо создавать зрительный образ путем примен картин.
При изучении литосферы у учащихся формируются умения делать географ. описание по физ карте.
Помощь оказывают типовые планы описаний. Система общеземлеведческих знаний пронизывает все школьные курсы физ геогр, являясь связующим звеном геогр науки. В курсе физ.геогр России изучение отдельных компонентов природы происходит на более научном высоком уровне.
Так например, вводятся понятия о тектонических структурах и их составных частях, об основных этапах складкообразования, о геологической и тектонической картах и т. д.
Характеристика каждого компонента природы России включает след вопросы: Представление об изучаемом компоненте( рассказ, фильм,уч. картины);Важность изучаемого компонента природы в хоз. деятельности человека должна быть раскрыта в рассказе учителя(Рельеф- один из важных компонентов природы,кот. надо учитывать при планировании территории под распашку, при строит насел пунктов); фактор формирования компонента природы(при отборе методов и приемов формирования знаний по этому пункту учитывается их подготовленность к восприятию изучаемой темы, именно уч-ся уже знакомы с понятиями – древняя платформа, подвижные складчатые пояса зем.коры,знают зависимость размещения пол-х ископ-х магмат-ого и осад происхождения от строения зем. коры , умеют работать с мировой картой «Строение земной коры».
Усвоению многих вопросов темы « Рельеф,геологическое строение, пол. Иск. России» помогает установление межпредметных связей с курсом физики.
Опора на знания об удельном весе вещ-ва, о св-вах жидких и твердых тел, о силе тяжести позволяет формировать геолого-морфологические понятия на высоком научно-теоретеческом уровне.

Формирование понятий осуществ-ся дедуктивным и индуктивным путем.

Дедуктивный путь - уч-ся предлагается прочитать определение понятия в тексте учебника и самост выделить его признаки, если индуктивным
Эффективен прием сравнения однородных по содержанию понятий, но в тоже время существенно отличающихся (Н: для закрепления о противоположных геоструктурах, как платформа и геосинклиналь, следует сравнивать по следующим признакам: размеры, какие движения испытывают, этапы образ-я, хар-р залегания осад пород, отражение геолог строения на формах рельефа, виды пол иск и приуроченность их к отд частям платформы и геосинклиналей. Самост. Работа сравнения.

Индуктивный метод - метод познания, построенный на индукции(умозаключении)


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

27348. Воспитательные функции детского коллектива 20 KB
  Воспитательные функции детского коллектива. Функции коллектива. Выделяют три воспитательные функции коллектива: организационную детский коллектив становится субъектом управления своей общественно полезной деятельностью; воспитательную детский коллектив становится носителем и пропагандистом определенных идейнонравственных убеждений; стимулирования коллектив способствует формированию нравственноценных стимулов всех общественно полезных дел регулирует поведение своих членов их взаимоотношения. Типы и структура детского коллектива.
27349. Понятие «педагогическая технология» 19.97 KB
  Структура педагогического общения представляет собой развернутые во времени этапы взаимодействия педагога со своими учениками. Учитель вначале продумывает ход урока и особенности своего общения с классом а затем входит в класс и начинает свое взаимодействие с учениками. Он сначала осуществляет коммуникативную атаку это своеобразная борьба за инициативу в общении и управление процессом общения в ходе урока и только после этого проводит анализ состоявшегося взаимодействия с учащимися. В структуре педагогического общения можно выделить ряд...
27350. Школа как объект управления 18.37 KB
  Школа как объект управления. Школа это целостная социальная организация. Школа сложная многокомпонентная система. Школа открытая система.
27351. Школа и педагогика в России конца XVIII-XX вв 20.98 KB
  Вестернизация российского образования в XVIII веке. были изданы Предварительные правила народного просвещения а затем Устав учебных заведений подведомых университетам 1804 в которых определялась структура образования в стране и система управления учебными заведениями. Создается единая система общего образования. Новая система образования предусматривала 4е ступени: высшая университеты в каждом округе средняя гимназии в каждом губернском городе промежуточная уездные училища по одному в каждом уезде низшая приходские...
27352. Личность в психологии 24.28 KB
  Индивидуальность одна из сторон личности. Представление о структуре личности в различных психологических теориях Существует ряд психологических теорий описывающих структуру личности. В советской психологии сложилась традиция различения индивида и личности. При некоторых различиях в понимании личности и при общих различиях или подходах эти авторы определяли природу и свойства индивида и проводили линию различия демаркационную линию в одном и том же месте.
27353. ормально-динамическое направление 24.61 KB
  Соотношение а темперамента и успешности учебной деятельности б темперамента и характера. А Тип темперамента влияет не столько на успешность учебной деятельности обучающегося сколько на выбор способов исполнения учебной деятельности. Особенности темперамента человека не только проявляются в его поведении но и определяют своеобразие динамики познавательной деятельности и сферы чувств отражаются в побуждениях и действиях человека а также в характере интеллектуальной деятельности особенностях речи и т. Тип темперамента есть прирожденный...