82130

КАК ЗИМУЮТ ЗВЕРИ И ПТИЦЫ

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Оборудование: видеофильм Как зимуют звери и птицы картина Зимний пейзаж музыка Сказочная волшебная зимняярисунки птиц фотоальбом Животные Украины опорные схемы проектор компьютер маски животных карточки для самостоятельной работы учащихся карта Двуречанского района выставка книг.

Русский

2015-02-25

56 KB

0 чел.

Урок во 2 классе курса «Я и Украина »

ТЕМА УРОКА: КАК ЗИМУЮТ ЗВЕРИ И ПТИЦЫ

Цель: Дать представление учащимся о том, как зимуют разные звери,  обобщить знания о зимующих птицах, раскрыть причинно- следственные связи между живой и неживой природой зимой, развивать мышление и речь учащихся, умение наблюдать за птицами,  воспитывать бережное отношение к природе, желание охранять птиц и зверей.

Оборудование: видеофильм «Как зимуют звери и птицы», картина «Зимний пейзаж», музыка Сказочная волшебная зимняя,рисунки птиц, фотоальбом «Животные Украины», опорные схемы, проектор, компьютер, маски животных, карточки для самостоятельной работы учащихся, карта Двуречанского района, выставка книг.

Литература: справочная энциклопедическая  литература для школьников,

Учебник Н. Бибик «Я и Украина»

Методы и приёмы: Беседа, рассказ учителя, ассоциативный куст, работа со схемой, просмотр фильма, творческая работа, работа с книгой, инсценировка,  работа с учебником, самостоятельная работа,  технология «Микрофон », постановка проблемного вопроса.

Ход урока

І. Организационный момент

  Психологический настрой

 Улыбнитесь всем вокруг:

  Небу, солнцу, людям.

  И тогда для нас для всех

  День приветным будет.

                          

-Протяните вперед руки ладошками вверх.

Представьте, как лучик солнца согревает вашу ладошку, на которой сидит маленький жучок. Лучик согреет его теплом, согреет вашу руку, согреет вас. А вы свое тепло и доброту пошлите всем присутствующим в классе.

ІІ.Актуализация опорных знаний

  1.  Слово учителя.

Каждый день в жизни человека начинается с новостей о погоде. Вот и мы прослушаем прогноз синоптиков. Сегодня в роли синоптика….

2.Сообщение синоптика

Сегодня …декабря 2012года.Температура воздуха утром была……,сейчас намного теплее. Ветер умеренный. Идет снег. Зимний день продолжает уменьшаться. Декабрь дарит нам мало солнечных дней, но несмотря на холод, в нашем классе теплая и приятная атмосфера. И пусть слабый лучик зимнего солнца зажжет в наших сердцах любовь к живым  творениям природы.

3.Слово учителя.

Прогноз погоды для нас благоприятный.

Сейчас, не покидая нашего класса, мы отправимся путешествовать в зимний лес.

3.Построение ассоциативного куста

                        ЗИМНИЙ ЛЕС

ІІІ. Мотивация учебной деятельности

  1.  Проблемная ситуация.

(Рассказ учителя под музыку)

Убаюканный метелями, одетый в теплую снежную шубу, спит лес. Ничто не нарушает его покой. Дремлют в зеленом наряде ели и сосны. Мечтают о тепле березы и осинки. Сказочно прекрасен лес в ясный зимний день.

Вокруг все белым – бело. Под ногами скрипит снег. Тяжелые белые шапки надел лес и притих. Маленькая девочка очутилась сама в зимнем лесу. Куда не глянет- снег и небо над головой. Сначала она испугалась, потому что почувствовала себя такой маленькой и беззащитной.

»Я совсем одна! Никого нет рядом!» - думала она.

Но внимательно осмотревшись вокруг, поняла, что она совсем не одна.

-Почему она так подумала?

( Под сосной лежали полученные шишки, на снегу - следы, слышны  редкие голоса птиц, которые остались зимовать.)

 ІV.Сообщение темы и задач урока

-С какой целью мы отправимся сегодня в лес?

- Что хотим узнать?

На ваши парты опустились снежинки, переверните их и составьте предложение. Мы узнаем цель нашего путешествия.

КАК ЗИМУЮТ ПТИЦЫ И ЗВЕРИ

На сегодняшнем уроке мы познакомимся с жизнью лесных жителей зимой

Закончите предложение (читают с доски)

Этот урок научит меня … понимать радости и проблемы птиц зимой

…наблюдать за зимующими птицами

…любить живую природу

…на уроке я узнаю много интересного из жизни животных

В конце урока мы посмотрим, достигли ми этой цели.

V. Восприятие и усвоение нового материала.

1.Беседа.

-Холод и мороз безжалостно снуют везде. Но природа не знает пустоты. Каждая ее часть  наполнена жизнью. Живые существа заняли все уголочки,

где возможно существование.

Иногда мы ищем красоту в путешествиях по дальним странам и не замечаем, что рядом с нами живут самые наилучшие в мире птицы и звери

( звучат в записи голоса птиц)

-Что за голоса вы слышите?

-Бывает ли так в природе: зима, снег, мороз и птичьи голоса?

-Какие птицы остались зимовать?  

- Какая основная причина заставляет птиц улетать в теплые края?

-Что для птиц страшнее - голод или холод?

- Как человек помогает птицам пережить зиму?

-Какие птицы прилетают к кормушке, мы узнаем, отгадав загадки.

(По ходу к кормушке прикрепляются  изображения птиц)

 

2.Загадки

  •  Эта хищница болтлива,

Воровата, суетлива,

Стрекотунья, белобока,

А зовут ее….сорока

  •  Эту птичку каждый знает.

В теплый край не улетает.

Эта птица круглый год

Во дворе у нас живет.

И чирикает она

Громко с самого утра:

-Просыпайтесь поскорей!

Всех торопит…воробей

  •  Хоть я не молоток-

По дереву стучу:

В нем каждый уголок

Обследовать хочу.

Хожу я в шапке красной

Я акробат прекрасный…дятел

  •  Хоть поменьше воробья,

Не боюсь зимы и я,

Всем известная вам птичка.

А зовут меня…синичка

Сообщение ученика.

-Синички и зимой уничтожают вредных насекомых под корой деревьев. За сутки синица съедает столько же насекомых, сколько весит сама.

-За маленький зимний  день птицы едва успевают утолить голод. В суровую зиму из десяти синичек выживает только одна. Голуби тоже прилетают к кормушке.

3. Задание « Подбери корм для птиц»

(задание на карточках – у каждого ученика)

Синица               крошки хлеба

Воробей             сало

Голуби               шишки, личинки

Дятел                  семена растений

Снегири              рябина

-Необходимо соединить стрелкой название птицы и корм, который она любит.

Проверка выполненной работы.

4.Анализ практических работ (изготовленных кормушек)

Дети.   Мы кормушку смастерили!

            Мы столовую открыли!

-Молодцы! С такими ребятами ни одна птичка не погибнет!

Птицы, которые прилетают к кормушке, съедают не только зернышки, но и вредителей на деревьях.

5.Работа с учебником ( С.92)

Задание:

Прочесть статью, ответить на вопросы:

-Чем еще можно кормить птиц? Чем нельзя?

6.Эвристическая беседа.

-Кому еще в зимнем лесу так же трудно, как и птицам? (зверям)

-А почему?  (Стало очень холодно, выпал снег, а под ним спрятались плоды и семена. Нет травы, мягких листьев на деревьях )

Схема на доске:                                      

зима

                                                              

                                                     

  Нет  корма

                                                               

Находятся

в    спячке

Используют запасы

                            

Ищут корм


  
 
белки                                            зайцы                                           медведи

мыши                                            кабаны                                        барсуки

                                                     лоси                                              ежи

                                                     волки                                            ужи

                                                     лисы                                                              

Наступила зима. Она принесла морозы и снег. От морозов зверей спасает пушистая шерсть.

-У каких зверей?

-Чтобы спрятаться в лесу сменил окраску шерсти ….заяц. Из-за мороза и снега нет корма для животных.

Звери давно приспособились жить в зимних условиях и знают, что питание нужно запасать с осени.

7. Физкультминутка

Зайцы бегали в лесу, (бег на месте)

Повстречали там лису (повилять «хвостиком»)

Прыг- скок, прыг-скок, (прыжки на месте)

Убежали под кусток. (присесть)

8. Сообщения корреспондентов

Заяц- самый популярный зверь нашей местности. Он не роет нор. Кормятся зайцы ветками молодых деревьев, посевами озимых.  Перед сном  он запутывает следы и с разгона прыгает в сторону и там, под кустиком или в ямке, за снежным бугорком притаится.

Ежик, зарывшись в опавшую листву и свернувшись клубочком, впадает в настоящую спячку до марта. В это время он вдыхает всего 6 раз в минуту. Во время спячки масса ежика уменьшается в  3 раза. Ежи охотятся на гадюк, но зимой они  могут спать под одним пеньком, согревая друг друга.

Лиса зимой охотится на птиц, зайчат и грызунов. Лапы у лисицы не мерзнут, они в шерсти, будто в сапожках. Гавкает лисица, как молодая собака. Чтобы быть сытой, ей нужно в день съесть 20 мышей.

Белка  запасается на зиму желудями, орехами, грибами. В сильные морозы и  метели белка спит несколько дней подряд, закрыв дупло сухой травой и мхом.

Лоси и олени зимой подходят ближе  к людям. Они бояться волков, диких собак. Кормятся опавшими листьями,ветками деревьев, но этого мало. Поэтому люди подкармливают их сеном, ветками осины и солью.

Волки охотятся и вечером и днем. В поисках добычи они пробегают много километров. Охотятся на оленей или домашних животных.

Медведи впадают в спячку. Они старательно устроили свою берлогу. Устлали мягкой пахучей хвоей, сухим мхом. Зимой у них рождаются медвежата. Иногда медведь выходит из берлоги посмотреть, не настала ли весна. И опять спать.

Некоторые звери не делают никаких запасов. Речной выдре они не нужны. В ледяной воде ей не холодно и всегда достаточно пищи. Она питается лягушками, раками, водяными крысами. Рыбы без труда находят корм в воде, но они могут погибнуть от нехватки воздуха. Поэтому люди делают на льду проруби.

9.Просмотр фильма «Как зимуют птицы и звери »

Мы побываем в гостях у птиц и животных, в их доме, узнаем, как им приходится зимой.

Задание перед просмотром:

- О каких животных и птицах мы не говорили сегодня?

- Каких птиц или животных подкармливают люди?

Беседа после просмотра.

11.Работа с учебником.(с.93)

-Как заботятся люди о зверях зимой?

VІ. Обобщение и систематизация знаний

1. Конституция Украины. Охрана животных. Работа с картой Украины

- Где в Украине обитают животные, о которых мы говорили?

(Учитель показывает на карте.)

2. Харьковская область. Двуречанский район. Карта Двуречанского района.

Двуречанский  природный национальный парк.

- Какие животные обитают?

Сообщение учителя о национальном парке.

3.Беседа.

-Подходит к концу наше путешествие. Понравилось оно вам?

-Трудно ли приходится зверям и птицам зимой?

-Как человек может им помочь?

-Как вы думаете, что сказали бы звери людям, если бы могли?

4.Инсценировка стихотворения « Рукавицы для лисицы »

VІІ.Итог урока.

В начале урока мы планировали, что этот урок научит нас….Оправдал ли наши планы урок?

Если вас что-то заинтересовало из жизни животных, дополнительную информацию вы можете узнать в интернете, специальных передачах по телевидению, а также в энциклопедиях ( выставка книг и энциклопедий)


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

2236. Расчет величин, характеризующих силовой энергетический трансформатор и его режимы работы 302.89 KB
  СИЛОВОЙ ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ ТРАНСФОРМАТОР И ОСНОВНЫЕ ИНЖЕНЕРНЫЕ ЗАДАЧИ, РЕШАЕМЫЕ С ПОМОЩЬЮ ЕГО ТЕОРИИ. УСЛОВИЯ И ПРАКТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ АНАЛИЗА РАБОТЫ ТРАНСФОРМАТОРА НА ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЙ ПОДСТАНЦИИ. ЗАВИСИМОСТЬ МАГНИТНОЙ ИНДУКЦИИ В СЕРДЕЧНИКЕ ОТ ТОКА ПЕРВИЧНОЙ ОБМОТКИ. СОПРОТИВЛЕНИЯ ТРАНСФОРМАТОРА В РЕЖИМАХ ХОЛОСТОГО ХОДА И КОРОТКОГО ЗАМЫКАНИЯ.
2237. Исследование теоретико-методологических аспектов позиционирования бренда 768.83 KB
  Проанализировать методы и процесс позиционирования бренда; дать оценку состояния бренда предприятия (на примере ОАО Эдельвейс), разработать рекомендации по управлению позиционированием бренда.
2238. Математическая физика 1.55 MB
  Единичное ступенчатое воздействие. Импульсное воздействие. Гармоническое (синусоидальное) воздействие.
2239. Автоматизированный электропривод подачи токарного станка 628.47 KB
  Выбор сглаживающего дросселя. Определение коэффициента передачи и постоянных времени силовых элементов. Расчет статических характеристик САУ. Построение структурно-динамической схемы и синтез регуляторов.
2240. Строительство водопропускного сооружения 1012.54 KB
  Климатические условия района строительства. Строительство русла канала механизированным способом. Состав строительных операций и объемы земляных работ. Обеспечение строительных объектов бетонной смесью. Транспортировка и укладка бетонной смеси. Строительство перепада. Технологический расчет строительства водопропускного сооружения.
2241. Технико–экономический анализ деятельности предприятия 130.29 KB
  Анализ выполнения плана по производственной программе и производственной базе. Анализ трудоемкости ТО-1 по видам работ. Анализ влияния статей себестоимости на общую сумму затрат. Анализ влияния ТЭП на выполнение плана по перевозкам.
2242. Микропроцессорные средства и системы автоматизации и управления 1.32 MB
  Целью курсовой работы по курсу Микропроцессорные средства и системы автоматизации и управления является закрепление знаний по основным разделам курса, приобретение навыков и развития способности студентов в разработки схем управления объектом на базе микропроцессоров.
2243. Расчет электромагнита постоянного тока 1.13 MB
  В данной курсовой работе нам следует проанализировать, насколько эффективно используется сталь электромагнита, сделать соответствующие выводы и предложения по рациональному использованию магнита.
2244. Інженерний аналіз характеристик надійності машин та обладнання 1.04 MB
  Коротка характеристика і умови роботи агрегату (вузла) в цілому та основних видів сполучень. Характеристика конструктивно-технологічних особливостей зміцнювальної (відновлювальної) деталі. Аналіз причин, обґрунтування, визначення та описання провідного виду зношення сполученої поверхні деталі. Визначення статистичних характеристик повного ресурсу сполучення за вихідною масовою інформацією.