82130

КАК ЗИМУЮТ ЗВЕРИ И ПТИЦЫ

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Оборудование: видеофильм Как зимуют звери и птицы картина Зимний пейзаж музыка Сказочная волшебная зимняярисунки птиц фотоальбом Животные Украины опорные схемы проектор компьютер маски животных карточки для самостоятельной работы учащихся карта Двуречанского района выставка книг.

Русский

2015-02-25

56 KB

1 чел.

Урок во 2 классе курса «Я и Украина »

ТЕМА УРОКА: КАК ЗИМУЮТ ЗВЕРИ И ПТИЦЫ

Цель: Дать представление учащимся о том, как зимуют разные звери,  обобщить знания о зимующих птицах, раскрыть причинно- следственные связи между живой и неживой природой зимой, развивать мышление и речь учащихся, умение наблюдать за птицами,  воспитывать бережное отношение к природе, желание охранять птиц и зверей.

Оборудование: видеофильм «Как зимуют звери и птицы», картина «Зимний пейзаж», музыка Сказочная волшебная зимняя,рисунки птиц, фотоальбом «Животные Украины», опорные схемы, проектор, компьютер, маски животных, карточки для самостоятельной работы учащихся, карта Двуречанского района, выставка книг.

Литература: справочная энциклопедическая  литература для школьников,

Учебник Н. Бибик «Я и Украина»

Методы и приёмы: Беседа, рассказ учителя, ассоциативный куст, работа со схемой, просмотр фильма, творческая работа, работа с книгой, инсценировка,  работа с учебником, самостоятельная работа,  технология «Микрофон », постановка проблемного вопроса.

Ход урока

І. Организационный момент

  Психологический настрой

 Улыбнитесь всем вокруг:

  Небу, солнцу, людям.

  И тогда для нас для всех

  День приветным будет.

                          

-Протяните вперед руки ладошками вверх.

Представьте, как лучик солнца согревает вашу ладошку, на которой сидит маленький жучок. Лучик согреет его теплом, согреет вашу руку, согреет вас. А вы свое тепло и доброту пошлите всем присутствующим в классе.

ІІ.Актуализация опорных знаний

  1.  Слово учителя.

Каждый день в жизни человека начинается с новостей о погоде. Вот и мы прослушаем прогноз синоптиков. Сегодня в роли синоптика….

2.Сообщение синоптика

Сегодня …декабря 2012года.Температура воздуха утром была……,сейчас намного теплее. Ветер умеренный. Идет снег. Зимний день продолжает уменьшаться. Декабрь дарит нам мало солнечных дней, но несмотря на холод, в нашем классе теплая и приятная атмосфера. И пусть слабый лучик зимнего солнца зажжет в наших сердцах любовь к живым  творениям природы.

3.Слово учителя.

Прогноз погоды для нас благоприятный.

Сейчас, не покидая нашего класса, мы отправимся путешествовать в зимний лес.

3.Построение ассоциативного куста

                        ЗИМНИЙ ЛЕС

ІІІ. Мотивация учебной деятельности

  1.  Проблемная ситуация.

(Рассказ учителя под музыку)

Убаюканный метелями, одетый в теплую снежную шубу, спит лес. Ничто не нарушает его покой. Дремлют в зеленом наряде ели и сосны. Мечтают о тепле березы и осинки. Сказочно прекрасен лес в ясный зимний день.

Вокруг все белым – бело. Под ногами скрипит снег. Тяжелые белые шапки надел лес и притих. Маленькая девочка очутилась сама в зимнем лесу. Куда не глянет- снег и небо над головой. Сначала она испугалась, потому что почувствовала себя такой маленькой и беззащитной.

»Я совсем одна! Никого нет рядом!» - думала она.

Но внимательно осмотревшись вокруг, поняла, что она совсем не одна.

-Почему она так подумала?

( Под сосной лежали полученные шишки, на снегу - следы, слышны  редкие голоса птиц, которые остались зимовать.)

 ІV.Сообщение темы и задач урока

-С какой целью мы отправимся сегодня в лес?

- Что хотим узнать?

На ваши парты опустились снежинки, переверните их и составьте предложение. Мы узнаем цель нашего путешествия.

КАК ЗИМУЮТ ПТИЦЫ И ЗВЕРИ

На сегодняшнем уроке мы познакомимся с жизнью лесных жителей зимой

Закончите предложение (читают с доски)

Этот урок научит меня … понимать радости и проблемы птиц зимой

…наблюдать за зимующими птицами

…любить живую природу

…на уроке я узнаю много интересного из жизни животных

В конце урока мы посмотрим, достигли ми этой цели.

V. Восприятие и усвоение нового материала.

1.Беседа.

-Холод и мороз безжалостно снуют везде. Но природа не знает пустоты. Каждая ее часть  наполнена жизнью. Живые существа заняли все уголочки,

где возможно существование.

Иногда мы ищем красоту в путешествиях по дальним странам и не замечаем, что рядом с нами живут самые наилучшие в мире птицы и звери

( звучат в записи голоса птиц)

-Что за голоса вы слышите?

-Бывает ли так в природе: зима, снег, мороз и птичьи голоса?

-Какие птицы остались зимовать?  

- Какая основная причина заставляет птиц улетать в теплые края?

-Что для птиц страшнее - голод или холод?

- Как человек помогает птицам пережить зиму?

-Какие птицы прилетают к кормушке, мы узнаем, отгадав загадки.

(По ходу к кормушке прикрепляются  изображения птиц)

 

2.Загадки

  •  Эта хищница болтлива,

Воровата, суетлива,

Стрекотунья, белобока,

А зовут ее….сорока

  •  Эту птичку каждый знает.

В теплый край не улетает.

Эта птица круглый год

Во дворе у нас живет.

И чирикает она

Громко с самого утра:

-Просыпайтесь поскорей!

Всех торопит…воробей

  •  Хоть я не молоток-

По дереву стучу:

В нем каждый уголок

Обследовать хочу.

Хожу я в шапке красной

Я акробат прекрасный…дятел

  •  Хоть поменьше воробья,

Не боюсь зимы и я,

Всем известная вам птичка.

А зовут меня…синичка

Сообщение ученика.

-Синички и зимой уничтожают вредных насекомых под корой деревьев. За сутки синица съедает столько же насекомых, сколько весит сама.

-За маленький зимний  день птицы едва успевают утолить голод. В суровую зиму из десяти синичек выживает только одна. Голуби тоже прилетают к кормушке.

3. Задание « Подбери корм для птиц»

(задание на карточках – у каждого ученика)

Синица               крошки хлеба

Воробей             сало

Голуби               шишки, личинки

Дятел                  семена растений

Снегири              рябина

-Необходимо соединить стрелкой название птицы и корм, который она любит.

Проверка выполненной работы.

4.Анализ практических работ (изготовленных кормушек)

Дети.   Мы кормушку смастерили!

            Мы столовую открыли!

-Молодцы! С такими ребятами ни одна птичка не погибнет!

Птицы, которые прилетают к кормушке, съедают не только зернышки, но и вредителей на деревьях.

5.Работа с учебником ( С.92)

Задание:

Прочесть статью, ответить на вопросы:

-Чем еще можно кормить птиц? Чем нельзя?

6.Эвристическая беседа.

-Кому еще в зимнем лесу так же трудно, как и птицам? (зверям)

-А почему?  (Стало очень холодно, выпал снег, а под ним спрятались плоды и семена. Нет травы, мягких листьев на деревьях )

Схема на доске:                                      

зима

                                                              

                                                     

  Нет  корма

                                                               

Находятся

в    спячке

Используют запасы

                            

Ищут корм


  
 
белки                                            зайцы                                           медведи

мыши                                            кабаны                                        барсуки

                                                     лоси                                              ежи

                                                     волки                                            ужи

                                                     лисы                                                              

Наступила зима. Она принесла морозы и снег. От морозов зверей спасает пушистая шерсть.

-У каких зверей?

-Чтобы спрятаться в лесу сменил окраску шерсти ….заяц. Из-за мороза и снега нет корма для животных.

Звери давно приспособились жить в зимних условиях и знают, что питание нужно запасать с осени.

7. Физкультминутка

Зайцы бегали в лесу, (бег на месте)

Повстречали там лису (повилять «хвостиком»)

Прыг- скок, прыг-скок, (прыжки на месте)

Убежали под кусток. (присесть)

8. Сообщения корреспондентов

Заяц- самый популярный зверь нашей местности. Он не роет нор. Кормятся зайцы ветками молодых деревьев, посевами озимых.  Перед сном  он запутывает следы и с разгона прыгает в сторону и там, под кустиком или в ямке, за снежным бугорком притаится.

Ежик, зарывшись в опавшую листву и свернувшись клубочком, впадает в настоящую спячку до марта. В это время он вдыхает всего 6 раз в минуту. Во время спячки масса ежика уменьшается в  3 раза. Ежи охотятся на гадюк, но зимой они  могут спать под одним пеньком, согревая друг друга.

Лиса зимой охотится на птиц, зайчат и грызунов. Лапы у лисицы не мерзнут, они в шерсти, будто в сапожках. Гавкает лисица, как молодая собака. Чтобы быть сытой, ей нужно в день съесть 20 мышей.

Белка  запасается на зиму желудями, орехами, грибами. В сильные морозы и  метели белка спит несколько дней подряд, закрыв дупло сухой травой и мхом.

Лоси и олени зимой подходят ближе  к людям. Они бояться волков, диких собак. Кормятся опавшими листьями,ветками деревьев, но этого мало. Поэтому люди подкармливают их сеном, ветками осины и солью.

Волки охотятся и вечером и днем. В поисках добычи они пробегают много километров. Охотятся на оленей или домашних животных.

Медведи впадают в спячку. Они старательно устроили свою берлогу. Устлали мягкой пахучей хвоей, сухим мхом. Зимой у них рождаются медвежата. Иногда медведь выходит из берлоги посмотреть, не настала ли весна. И опять спать.

Некоторые звери не делают никаких запасов. Речной выдре они не нужны. В ледяной воде ей не холодно и всегда достаточно пищи. Она питается лягушками, раками, водяными крысами. Рыбы без труда находят корм в воде, но они могут погибнуть от нехватки воздуха. Поэтому люди делают на льду проруби.

9.Просмотр фильма «Как зимуют птицы и звери »

Мы побываем в гостях у птиц и животных, в их доме, узнаем, как им приходится зимой.

Задание перед просмотром:

- О каких животных и птицах мы не говорили сегодня?

- Каких птиц или животных подкармливают люди?

Беседа после просмотра.

11.Работа с учебником.(с.93)

-Как заботятся люди о зверях зимой?

VІ. Обобщение и систематизация знаний

1. Конституция Украины. Охрана животных. Работа с картой Украины

- Где в Украине обитают животные, о которых мы говорили?

(Учитель показывает на карте.)

2. Харьковская область. Двуречанский район. Карта Двуречанского района.

Двуречанский  природный национальный парк.

- Какие животные обитают?

Сообщение учителя о национальном парке.

3.Беседа.

-Подходит к концу наше путешествие. Понравилось оно вам?

-Трудно ли приходится зверям и птицам зимой?

-Как человек может им помочь?

-Как вы думаете, что сказали бы звери людям, если бы могли?

4.Инсценировка стихотворения « Рукавицы для лисицы »

VІІ.Итог урока.

В начале урока мы планировали, что этот урок научит нас….Оправдал ли наши планы урок?

Если вас что-то заинтересовало из жизни животных, дополнительную информацию вы можете узнать в интернете, специальных передачах по телевидению, а также в энциклопедиях ( выставка книг и энциклопедий)


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

75119. Глобальные менеджеры. Основные профессиональные качества, способы подготовки и условия работы 64.24 KB
  Для того чтобы думать глобально руководителю необходимо изменить свое мышление. Думать глобально означает распространять концепции и модели от двусторонних отношений мы им к одновременному учету многочисленных реалий и отношений профессионально действовать внутри этого более сложного окружения. Эволюция бизнеса к глобально ориентированной деятельности потребует нового мышления и управленческих навыков. Одной из основных стратегических задач функции управления персоналом в многонациональных корпорациях является переориентация узких...
75120. Глобальный менеджмент 57.27 KB
  Революционные трансформации экономических и социальных структур в ХХ веке подвели мир к формированию принципиально нового глобального мирового порядка и адекватной ему системы глобального менеджмента. К системе глобального менеджмента следует отнести систему глобального прогнозирования моделирования и программирования инициированную международными организациями и прежде всего ООН. Речь идет о системе глобального менеджмента пригодную для периода перехода от экономического человека...
75121. Понятие организации, этапы её развития, жизненный цикл 64.34 KB
  Понятие организации этапы её развития жизненный цикл. В истории известны три формы организации совместной деятельности людей ради общей цели община корпорация ассоциация. В зависимости от количества целей целей организации делятся на простые и сложные. Простые организации ставят перед собой одну цель сложные две и больше.
75122. Коммерческие и некоммерческие организации. Организационно-правовые формы 27.82 KB
  Хозяйственные общества и товарищества капитал разделён на доли принадлежащие его участникам. При этом участников хозяйственного общества или товарищества как правило несколько. Таким образом это лицо участвует в гражданском обороте этим выделенным закрепленным за ним имуществом; В этой организации уже имеется уставный капитал разделенный на доли между участниками по общему правилу участников несколько; Участники не отвечают по обязательствам общества поэтому оно и называется обществом с ограниченной ответственностью. Участники...
75123. Система факторов внешней среды организации 17.86 KB
  Политика Выборы всех уровней Изменение законодательства Вступление государства в различные надгосударственные структуры Государственное регулирование в отрасли Государственное регулирование конкуренции Социальная сфера Изменения в базовых ценностях Изменения в стиле и уровне жизни Отношение к труду и отдыху Демографические изменения Религиозные факторы...
75124. Внутренняя среда организации. Методы и модели анализа 32.44 KB
  Strength Neutrl Wekness это анализ сильных нейтральных и слабых сторон организации. Как показала практика в ситуации стратегического анализа внутренней среды организации в качестве нейтральной позиции лучше всего фиксировать среднерыночное состояние для данной конкретной ситуации. К распространению также относят систему организации продаж напрямую потребителям через дилеров дистрибьюторов и т.
75125. Актуальность темы лидерства. Качества лидера. Феномен лидера 45.5 KB
  Лидер (от leader) — ведущий, первый, идущий впереди) — лицо в какой-либо группе (организации), пользующееся большим, признанным авторитетом, обладающее влиянием. Член группы, за которым она признает право принимать ответственные решения в значимых для неё ситуациях
75126. Типы лидерства: эмоциональное, ситуационное, контекстное и др. Типы лидеров 17.54 KB
  Типы лидерства: эмоциональное ситуационное контекстное и др. Типы лидеров. Богатство сторон аспектов лидерства определяет многообразие его типологии. Наиболее простой и широко распространенной классификацией лидерства в организации является выделение следующих типов иногда их называют ролями лидера: Деловое лидерство Оно характерно для групп возникающих на основе производственных целей.