82181

Анализ современного состояния банковской системы

Курсовая

Банковское дело и рынок ценных бумаг

Цель данной работы: рассмотреть теоретические основы банковской системы а также исследовать банковскую систему России в настоящее время. Задачи поставленные при написании курсовой работы следующие: определить теоретические аспекты банковской системы; определить основные понятия банка...

Русский

2015-02-26

76.24 KB

3 чел.

Содержание

Введение ……………………………………………………………………….2                                                                                                 

1. Теоретические аспекты функционирования банковской системы…….. 4                                                                                     

1.1 Экономическая сущность и модели банковской системы…………….... 4

1.2 Исторические аспекты деятельности банковской системы РФ………..12

2. Банковская система РФ в настоящее время…………………………...….18

2.1. Центральный банк: сущность и функции…………………………...….18                  

2.2. Понятие, принципы и функции банков………………………………... 22

2.3. Небанковские кредитные организации: понятие, виды и роль………..29

3. Анализ современного состояния банковской системы ………………….32

3.1. Проблемы функционирования банковской системы России и пути их решения …………………………………………………………….........................38

Заключение ……………………………………………………………………44

Список использованных источников………………………………………..46


Введение

  Банки - весьма древнее экономическое изобретение. Они возникли в глубокой древности и специализировались на оказании особого рода услуг: хранении сбережений и предоставлении кредитов. Со временем банки освоили также деятельность, связанную с организацией расчетов за покупаемые и продаваемые товары внутри страны и на мировом рынке. Банки, собирая временно неиспользуемые денежные средства, перераспределяют их между регионами и отраслями, предприятиями и населением, питают экономику дополнительными капиталами и «энергетическими» ресурсами, создавая базу для приумножения богатства общества. Банки способны сделать многое для увеличения материального производства и обмена продуктами труда. По состоянию экономики судят об активности банков. Верно, однако, и другое: по состоянию банков судят об экономическом развитии общества. В условиях нехватки собственных средств и недоступности для большинства предприятий иных привлеченных и заемных источников финансирования банковские кредиты являются основным источником осуществления проектов, от исполнения которых зависит расширение ассортимента выпускаемой продукции и оказываемых услуг и их качество, повышение эффективности и конкурентоспособности деятельности организаций.

  Банки составляют неотъемлемую черту современного денежного хозяйства, их деятельность тесно связана с потребностями воспроизводства. Находясь в центре экономической жизни, обслуживая интересы производителей, банки являются связующим звеном между промышленностью и торговлей, сельским хозяйством и населением. При этом банки, проводя денежные расчеты, кредитуя хозяйство, выступая посредниками в перераспределении капиталов, существенно повышают общую эффективность производства, способствуют росту производительности общественного труда.

  Банковская система - одна из важнейших и неотъемлемых структур рыночной экономики. Роль банковской системы в современной рыночной экономике огромна. Современная банковская система - это важнейшая сфера национального хозяйства любого развитого государства. Её практическая роль определяется тем, что она управляет в государстве системой платежей и расчетов; большую часть своих коммерческих сделок осуществляет через вклады, инвестиции и кредитные операции; наряду с другими финансовыми посредниками банки направляют сбережения населения к фирмам и производственным структурам. Все изменения, происходящие в ней, тем или иным образом затрагивают всю экономику. Правильная организация банковской системы необходима для нормального функционирования хозяйства страны. Создание устойчивой, гибкой и эффективной банковской инфраструктуры - одна из важнейших (и чрезвычайно сложных) задач для экономического развития России.  

  Цель данной работы: рассмотреть теоретические основы банковской системы, а также исследовать банковскую систему России в настоящее время.

  Задачи, поставленные при написании курсовой работы следующие: определить теоретические аспекты  банковской системы; определить основные понятия банка и банковской системы; рассмотреть основные проблемы банковской системы России.

Таким образом, объектом исследования в данной работе выступает банковская система России.

  Курсовая работа состоит из трех глав, введения, заключения, списка использованных литературных источников.

  При написании курсовой работы были использованы: учебные пособия, периодические издания, официальные ресурсы сети Интернет.


1. Теоретические аспекты функционирования банковской системы

1.1 Экономическая сущность и модели банковской системы

Банковская система – это совокупность банков и небанковских кредитных организаций, функционирующих в экономике в рамках единого финансово – кредитного и правового механизма.

 Современная банковская система России создана в результате реформирования государственной кредитной системы, сложившейся в период централизованной плановой экономики. Банки в РФ создаются и действуют на основании Федерального закона от 7 июля 1995г. № 395-1 «О банках и банковской деятельности», в котором дано определение кредитных организаций и банков, перечислены виды банковских операций и сделок, установлен порядок создания, ликвидации и регулирования деятельности кредитных организаций и т.п. В действующем законодательстве закреплены основные принципы организации банковской системы России. Они соответствуют общепринятым нормам и правилам, отражая некоторые национальные особенности. К этим принципам относятся:

1) Принцип рыночной свободы, в соответствии с которым банковская деятельность должна осуществляться открыто, прозрачно с точки зрения общественного контроля. Открытость банковской системы означает:

- открытость и доступность информации обо всех участниках кредитных отношений;

- законодательно прописанные процедуры учреждения банковских институтов, создания филиалов и иных подразделений, осуществления операций, прекращения деятельности в рамках банковской системы;

- широкое  представительство разнообразных кредитно – банковских институтов и формирование равных отношений между ними.

2) Принцип подконтрольности и подзаконности банковской системы означает, что все процессы должны происходить под контролем общества. Данный принцип не противоречит рыночной свободе, так как только общественный контроль, четко прописанные и обязательные для исполнения правовые ограничения позволят формировать подлинно свободную, рыночную банковскую систему. Выдвигаемые государством правовые требования должны соответствовать следующим основным параметрам:

- законодательная база должна быть адекватна действующим экономическим условиям и отражать устремления развития общества;

- отдельные правовые акты не должны противоречить друг другу;

- нормы права должны охватывать все вопросы банковской деятельности;

- объем и условия вмешательства государственных органов в деятельность независимых институтов должны быть четко определены.

3) Принцип эффективной деятельности предполагает, что банковская система функционирует на условиях самоокупаемости и обеспечения средней рентабельности. Однако обеспечением собственной доходности действенность данного принципа не ограничивается. Кредитно – банковские институты призваны обслуживать нужды всего народно-хозяйственного комплекса. Данная деятельность должна осуществляться с учетом интересов и обеспечения доходности  иных участников экономических отношений.

4) Принцип соответствия экономическим условиям означает, что банковская система должна максимально полно отражать нужды и потребности национальной экономики в банковском продукте. Для этого необходимо выполнение следующих условий:

- формирование в экономике кредитно–банковских учреждений различной функциональной направленности, структурной организации и т.п.;

- пропорциональное, логичное и экономически обоснованное сочетание различных элементов банковской системы;

- восприятие приоритетов и направления развития общества при построении и реформировании банковской системы;

- адекватное использование в банковской деятельности новых банковских технологий;

- сочетаемость национальной банковской системы с банковскими системами иных стран и международными организациями.

5) Принцип постоянного совершенствования и саморазвития банковской системы отражает её изменчивость. Современная банковская система является результатом длительного исторического развития кредитно-финансовых институтов – от разрозненных учреждений до целостной, управляемой структуры.

  Следует заметить, что опыт, наработанный многими поколениями банкиров, не пропал, а воплотился в деятельности современных банков в виде норм, правил и традиций. Банковская система развивается под влиянием меняющегося общества, но при этом она активно воздействует на общество, формируя круг лиц, причастных к банковским операциям. Можно с уверенностью сказать, что банковская система – это компонент современного общества, отражающий все его положительные и отрицательные аспекты.  

  Кредитно-банковская система России имеет следующий вид:

— Центральный банк РФ (Банк России),

— Сберегательный банк,

— коммерческие банки различных видов,

— банки со смешанным российско-иностранным капиталом;

— иностранные банки, филиалы банков-резидентов и нерезидентов,

— союзы и ассоциации банков,

— иные кредитные учреждения.

Институциональные компоненты, составляющие банковскую систему, могут быть разделены на четыре группы:

1) Кредитная организация – это юридическое лицо, основная цель деятельности которого заключается в извлечении прибыли в результате проведения банковских операций. Действует на основании специального разрешения (лицензии) центрального банка, осуществляет банковские операции в строгом соответствии с национальными законами. В РФ кредитная организация может быть образована  на основе любой формы собственности как хозяйственное общество.

2) Банк – кредитная организация, которая в соответствии с российским законодательством, имеет исключительное право осуществлять в совокупности следующие банковские операции: привлечение во вклады денежных средств физических и юридических лиц; размещение указанных средств от своего имени и за свой счет на условиях возвратности, платности, срочности; открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц.

  В современной экономике банки – основные финансовые посредники в экономике. Они сосредотачивают временно свободные денежные ресурсы и перераспределяют их в интересах участников экономических отношений. Выдаваемый банками кредит специфичен по отношению к иным формам кредита, так как только при нем имеет место двойной обмен обязательствами. Двойной обмен заключается в том, что банк, привлекая ресурсы на депозитные счета, принимает на себя обязательство вернуть средства вкладчику по истечении определенного срока, а затем,  уже от своего имени, размещает кредит и принимает обязательство заемщика на возврат выданной суммы.

  Специфические потребности владельцев частных банков или их клиентов могут приводить к созданию банковских групп или банковских холдингов. Банковская группа – объединение кредитных организаций, в котором одна (головная) кредитная организация оказывает прямо или косвенно (через третье лицо) существенное влияние на решения, принимаемые органами управления другой кредитной организации (кредитных организаций). Банковский холдинг – объединение группы юридических лиц с участием кредитной организации (кредитных организаций), в котором  юридическое лицо, не являющееся кредитной организацией (головная организация банковского холдинга), имеет возможность прямо или косвенно (через третье лицо) оказывать существенное влияние на решения, принимаемые органами управления кредитной организации (кредитных организаций).

  При этом, исходя из законодательства Российской Федерации, ни банковская группа, ни банковский холдинг не являются юридическим лицом.

  Специфичным участником банковской системы является центральный банк (иногда его называют эмиссионным банком). Данная кредитная организация имеет особый статус, так как выражает интересы государства на кредитном рынке.  Имущество современных центральных банков обычно обособленно от имущества государства, хотя формально, как правило, оно находится в государственной собственности.

  Особенности создания и функционирования центрального банка непосредственно связаны с историческими, политическими и экономическими условиями развития государства.

3) Небанковская кредитная организация – разновидность кредитной организации, которая, в отличие от банка, имеет право осуществлять лишь отдельные банковские операции, предусмотренные национальным банковским законодательством. Допустимые сочетания банковских  операций для небанковских кредитных организаций устанавливаются центральным банком страны.

4) Иностранный банк – определение, применяемое в некоторых странах для кредитного института, признанного банком в соответствии с законодательством страны, на территории которой он  зарегистрирован.

  Банковская система – достаточно широко употребляемый термин. В литературе используется и другое, более широкое определение – кредитная система. Смешивать эти понятия нельзя, так как кредитная система подразумевает совокупность кредитных отношений, форм и методов кредитования, практически реализуемых в повседневной деятельности финансово–кредитными институтами. Банковская система представляет собой лишь набор институциональных компонентов, включаемых в состав кредитной системы.

  Следует разграничивать эти понятия и по институциональному признаку. Дело в том, что в состав банковской системы входят только те организации, которые действуют в рамках национального банковского законодательства. Таким образом, банковская система – это не просто объединение кредитных организаций. Эффективное и согласованное функционирование народно – хозяйственного комплекса невозможно без участия экономических, правовых и административных элементов, направленных на достижение поставленной цели, превращающих отдельные кредитные институты в единый механизм.

  С учетом специфики этих элементов возможны следующие классификации банковских систем:

1) По степени участия государства в банковском деле. Выделяют учетно-распределительную и рыночную модели банковской системы.

1) Учетно-распределительная модель банковской системы подразумевает монопольное право государства на совершение банковских операций. Такая модель присуща странам с недемократическими режимами. Характерные черты такой модели:

- закрепление за государством монопольного права на проведение банковских операций и учреждение банковских институтов (полное отсутствие частных банков);

- установление единой вертикали в банковской системе, включающей централизованное управление всеми кредитными институтами;

- узкий спектр кредитных организаций.

2) Рыночная модель банковской  системы основана на принципах частной собственности и конкуренции в банковском секторе экономики.

  Характерные черты этой модели:

- роль государства в деятельности банковской системы ограничивается установлением основных принципов и параметров развития. Государство не обладает монополией на банковскую деятельность.

- управление банковским сектором децентрализовано. На уровне государства определяются общие правила осуществления банковских операций, а конкретное управление каждым кредитным институтом осуществляется менеджерами, назначенными собственниками.

- наличие в банковской системе значительного количества частных банков, при обязательстве государства поддерживать порядок в национальной экономике, порождает необходимость создания центрального банка (или аналогичной организации). В задачу данного банка входит наблюдение за иными участниками кредитных отношений. Особый статус центрального банка предполагает необходимость выделения его в самостоятельный уровень банковской системы, поэтому рыночные банковские системы всегда многоуровневые.

  В современном мире основная масса национальных банковских систем построена на рыночных принципах.

2) По порядку взаимоотношений, складывающихся между кредитными организациями. Принято выделять одноуровневые и многоуровневые банковские системы.

1)Одноуровневая банковская система характерна либо для начальных этапов становления банковской деятельности, что предполагает существование в экономике небольшого количества банков одного типа; либо для тоталитарной экономики, в которой функционируют кредитные учреждения лишь государственной формы собственности.

2) Многоуровневая банковская система подразумевает дифференциацию кредитных организаций по уровням. Вне зависимости от количества выделяемых уровней, на первом всегда находится центральный банк (или иной орган, выполняющий его функции).

  Наиболее типичны двух – и трехуровневые банковские системы.

а) двухуровневая банковская система наиболее распространена в современном мире. В данном случае второй уровень представлен банками и специальными финансово–кредитными учреждениями, осуществляющими свою деятельность в соответствии с законодательством и, в большинстве случаев, с целью получения прибыли.

б) в случае формирования трехуровневой банковской системы в состав второго уровня включаются только банковские учреждения, а на третьем располагаются специальные финансово–кредитные учреждения. Эта модель банковской системы более свойственна экономически развитым странам, так как предполагает наличие широкой сети специальных финансово – кредитных учреждений.

  Термин специальный финансово–кредитный институт охватывает более широкий круг организаций, чем приведенное ранее определение «небанковская кредитная организация». Можно сказать, что небанковские кредитные организации являются составной частью специальных финансово –кредитных институтов. Принципиальное отличие между этими институтами состоит в характере их лицензирования. Небанковские кредитные организации действуют на основании лицензии центрального банка, что предполагает возникновение у них определенных обязанностей перед последним. К небанковским кредитным учреждениям могут относиться инвестиционные, ипотечные, клиринговые банки, кредитные союзы, общества взаимного кредита и ряд других институтов. Отечественное законодательство не делает принципиального  разграничения между деятельностью обычных и специализированных банков, поэтому к числу небанковских кредитных учреждений России могут быть отнесены, прежде всего, расчетные, клиринговые, палаты или дома; кредитные союзы; общества взаимного кредита.

  Помимо небанковских кредитных организаций к числу специальных финансово–кредитных институтов относят пенсионные фонды, инвестиционные фонды, страховые компании и т.д.

  Количество небанковских кредитных организаций в национальной банковской системе связано с действием следующих факторов:

- наличием достаточного количества свободных денежных ресурсов и готовностью владельцев данных средств вложить их в финансовые учреждения;

- степенью развитости и четкостью функционирования рынка ценных бумаг;

- законодательными ограничениями для банков при проведении отдельных видов финансовых операций.

Что касается моделей банковской системы, то к настоящему времени в мировой практике сформировалось два основных типа (модели) банковских систем: американская и европейская. Каждая из моделей характеризует определенный тип финансовых связей, складывающихся в стране.

 Американская модель банковской системы отражает особенности построения национального финансового рынка. К числу основных достоинств американской модели можно отнести высокий уровень конкуренции в банковском деле. Отсюда большая ориентированность на клиента, что положительно влияет на величину процентных ставок и качество оказываемых услуг. Недостаток данной модели – невысокая устойчивость банковской системы, что подтверждается количеством банкротств.

 Кроме того, американская модель – это модель «открытого рынка», что предполагает независимость в отношениях банков и клиентов, прежде всего промышленных компаний.

 В целом американская модель достаточно сложна. В экономике функционируют как национальные кредитные институты, так и банки штрафов. Кроме того, банковские организации делятся на банки – члены Федеральной резервной системы и банки, не являющиеся участниками ФРС.

 Европейская банковская модель существенно отличается от  американской, прежде всего, потому, что страны континентальной Европы применяют иные принципы финансирования бизнеса.

 Существенным достоинством этой модели является большая устойчивость кредитных институтов, а так же то, что Европейская модель представлена в основном универсальными банками, предлагающие клиентам широкий спектр услуг, в том числе и по операциям с ценными бумагами.

 Недостаток данной модели в том, что она гораздо консервативнее, чем американская. К тому же Европейская модель предполагает взыскание с клиентов более высокого комиссионного вознаграждения ввиду меньшей конкурентности рынка.

1.2 Исторические аспекты банковской системы РФ

  Банковские институты появились на территории нашей страны значительно позднее, чем в Европе.

  Наиболее развитыми из русских городов, с точки зрения сложности экономических процессов и инструментов обращения, были Новгород и Псков. Благодаря обширным торговым связям в этих городах скопились значительные богатства, а уровень развития общественной жизни был более высоким, чем в Москве. Подобное положение не устраивало набиравших силу московских князей. Подчинив эти земли, они нанесли серьезный удар по развивающимся экономическим связям российского государства с европейскими странами. Точку в истории независимого экономического развития русских городов поставил Иван IV Грозный, захвативший и разграбивший Новгород в 1570г.

  Поскольку специализированных банковских институтов в государстве не существовало, процветало ростовщичество, которое не способствовало развитию кредитного дела в нашей стране.

  Начало XVIIIв. в России ознаменовано решительными преобразованиями всех сторон жизни общества, предпринятыми Петром Великим. В 1724г. была создана Монетная контора, а в 1729г. ей было официально разрешено выдавать мелкие кредиты под залог изделий из золота и серебра. Существенное расширение кредитных операций, проводимых Монетной конторой, происходит в 1733г., когда императрица Анна Иоанновна издает Указ «О правилах займа денег». Таким образом, в 1733г. начал работать первый российский банк, проводящий значительный круг денежных операций. 23 июня 1754г. был основан Дворянский банк. Его основное назначение заключалось в кредитовании дворян под залог имений, драгоценностей, домов. Таким образом, банк реализовывал политику государства, направленную на укрепление дворянского сословия.

  Одновременно с Дворянским начал действовать Купеческий банк, он был создан 13 мая 1754г. Купеческий банк функционировал недолго.

  21 июня 1758г. подписывается Указ о создании Медного банка. Основными операциями нового кредитного института были: кредитование; прием депозитов; безналичные расчеты. Деятельность Медного банка оказалась убыточной для казны.

  В 1760г. был создан Артиллерийский банк, в 1764г. Астраханский портовый банк. Однако результат деятельности этих банков оказался обычным для банков того времени: невозврат кредитов, расхищенный капитал и убытки казны.  

  В 1768г. были учреждены Ассигнационные банки (полное наименование – Государственные банки для обмена ассигнаций в Москве и Санкт – Петербурге).

  Следующим кредитным институтом России стал Государственный Заемный банк, учрежденный в июле 1786г. Целью банка провозглашалась финансовая поддержка дворянства – главной опоры российского самодержавия.

  В 1817г. был создан Коммерческий банк, основанный на базе учетных контор Ассигнационного банка. Коммерческий банк осуществлял широкий круг операций: привлечение средств от частных вкладчиков, кредитование, учет векселей, переводы и посредничество в расчетах.  Одной из причин фактического банкротства Коммерческого банка явилось несочетание активной и пассивной стратегии развития.   31 мая 1860г. был образован Государственный банк. Это событие стало главным в экономической жизни России середины XIXв. Основной капитал Государственного банка составлял   15 млн руб. Указ устанавливал  также создание запасного (резервного) капитала в размере 1млн руб. Формирование наряду с основным капиталом резервного – значимое нововведение, показывающее, насколько серьезно относились новые экономисты к проблеме невозврата кредитов, от которой банковская система страны страдала с первых лет её строительства.   Следующий этап в деятельности Государственного банка наступил после назначения на пост министра финансов России С.Ю. Витте, который начал подготовку нового Устава. Серьезным нововведением С. Ю. Витте стало признание за Государственным банком монопольного права на эмиссию денег. В результате реформы С.Ю. Витте в России сложилась двухуровневая банковская система, включающая Государственный банк и систему частных коммерческих банков.

   Важной особенностью банковского строительства во второй половине XIXв. стало активное развитие частных коммерческих банков и иных независимых кредитных институтов.

  К началу Первой мировой войны Государственный банк России представлял собой передовой кредитный институт, организующий деятельность всего банковского сектора отечественной экономики.   

  7 ноября 1917г. Государственный банк был преобразован в Народный банк РСФСР. Уже к концу 1919г. банк прекратил проведение операций,  а 19 января 1920г. упразднен декретом СНК. Государственный банк РСФСР был воссоздан постановлениями ВЦИК от 3 октября 1921г. и начал проведение операций 16 ноября 1921г. С воссозданием Государственного банка начинается новый этап в развитии отечественной банковской системы. В это время формируется двухуровневая банковская система с Государственным банком СССР на первом уровне и массой банков различных форм собственности  и уровней специализации – на втором.

  Следующим шагом к активизации банковской деятельности стало постановление ВЦИК и СНК от 15 февраля 1923г. « О валютных операциях». В соответствие с ним все предприятия и организации, вне зависимости от формы собственности, обязывались держать свою валютную выручку на текущих счетах в Госбанке СССР или иных уполномоченных им кредитных институтах. В этот же период начинает выстраиваться система корреспондентских счетов. Характерной особенностью советской системы хозяйствования было участие государства во всех сферах экономических отношений. Банковская сфера не стала исключением. В ресурсах Банка долгосрочного кредитования промышленности и электрохозяйства доминировали средства государственного бюджета (по состоянию на конец 1928г. бюджетные вложения составляли более 60% всех пассивов).

  30 января 1930г. вышло постановление СНК СССР « О кредитной реформе», запрещавшее как коммерческое кредитование, так и взаимное кредитование хозяйствующих субъектов.

  Последним событием кредитной реформы 1927 – 1932гг. можно считать постановление ЦИК и СНК СССР от 5 мая 1932г. « Об организации специальных банков долгосрочных вложений». Именно с принятием этого документа завершился процесс создания социалистической банковской системы, просуществовавшей без серьезных изменений более 20 лет.

  В результате банковскую систему СССР составили следующие кредитные институты: Государственный банк СССР; Внешторгбанк СССР  (Банк для внешней торговли СССР); Банк финансирования капитального строительства, промышленности и электрохозяйства (Промбанк).Банк финансирования социалистического земледелия (Соцзембанк, в дальнейшем – Сельхозбанк);Банк финансирования капитального строительства кооперации (Всекобанк).Банк финансирования коммунального и жилищного строительства (Цекомбанк).

  Следующее значительное преобразование банковской системы произошло в конце 50-х гг. ХХв. Основной целью этих новаций была все большая концентрация финансовых ресурсов в центре путем сокращения количества банков в стране.  В результате институциональных преобразований банковская система СССР приобрела следующий вид: Госбанк СССР, Стройбанк СССР и Внешторгбанк СССР. Эта структура оставалась неизменной вплоть до середины 80-х гг.

  К середине 80-х гг. ХХв. банковская система СССР действовала как органичный компонент административно-командной экономики. Банки выполняли функцию государственного учета и контроля всей системы товарного производства в стране, активно вмешиваясь в дела хозяйствующих субъектов. В середине 80-х гг. в СССР начинаются радикальные экономические преобразования. Одной из первых была модернизирована банковская система. Преобразование банковского сектора СССР началось с изменения численного состава банков. Вместо трех действовавших было образовано шесть банков: Государственный банк СССР; Промстройбанк СССР; Агропромбанк СССР; Жилсоцбанк СССР; Внешэкономбанк СССР.В ноябре 1991г. в связи с образованием Союза Независимых Государств (СНГ) Верховный Совет РСФСР объявил Центральный банк РСФСР единственным органом государственного денежно-кредитного и валютного регулирования экономики. Госбанк СССР был упразднен 20 декабря 1991г. Все его имущество на территории РСФСР передавались Центральному банку РСФСР (Банку России). Начавшиеся в 1992г. реальные экономические преобразования вызвали ряд негативных последствий, в том числе глобальное падение производства. Тем не менее, для банков это был благоприятный период. В итоге с 1991 по 1996гг. количество банков выросло со 136 до 2603, то есть более чем в 19 раз. Однако уже с середины 90-х гг. доходность банковского бизнеса существенно сокращается. Обострилась проблема возвратности банковских кредитов. Ввиду несовершенного законодательства и нерешенных вопросов о собственности обеспечение просроченных банковских ссуд по большинству кредитов было некачественным. Одновременно с кризисом клиентских отношений обострились проблемы и внутри банковского сектора. В рассматриваемый период (особенно в начале 1998г.) обостряется проблема погашения государственных заимствований.  Разразившийся финансовый кризис 1998г. нанес существенный ущерб отечественному банковскому сектору. Одновременно закончился и период становления банковской системы России. В эту эпоху в стране появилось множество банков. Значительная часть банков были мелкими, нежизнеспособными организациями, не способными противостоять серьезным экономическим потрясениям.  


2. Банковская система РФ в настоящее время

2.1. Центральный банк: сущность и функции

 Центральный банк РФ (Банк России) является главным банком Российской Федерации. Он создан и действует на основании Федерального закона от 10 июля 2002г. № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)». Банк России является юридическим лицом, имеет печать с изображением Государственного герба Российской Федерации и своим наименованием. Уставный капитал (в размере 3 млрд руб.) и иное имущество банка России являются федеральной собственностью. В соответствии с целями и в порядке, установленными законодательством, Банк России осуществляет полномочия по владению, пользованию и распоряжению имуществом Банка России, включая золотовалютные резервы.

  Органы управления. Коллегиальным органом Центрального банка РФ является Национальный банковский совет численностью в 12 человек, состоящий из представителей Совета Федерации, Государственной Думы, Президента РФ и Правительства РФ, а также Председателя Банка России. Члены Национального банковского совета, за исключением Председателя Банка России, не работают в последнем на постоянной основе и не получают оплату за эту деятельность. В компетенцию Совета входит рассмотрение вопросов совершенствования банковской системы РФ, проекта основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики, годового отчета Банка России, утверждение общего объема расходов на содержание его служащих, их пенсионное обеспечение, страхование жизни и медицинское страхование.

  Структура управления. Банк России образует единую централизованную систему с вертикальной структурой управления. В систему Банка России входят центральный аппарат, территориальные учреждения, расчетно-кассовые центры, вычислительные центры, полевые учреждения, учебные заведения и другие предприятия и организации, в том числе подразделения безопасности, необходимые для осуществления деятельности Банка России.

  Банк России обладает экономической и политической независимостью от исполнительных органов государственной власти. Его экономическая независимость проявляется в организационном и финансовом аспектах.

  Организационная независимость Банка России определяется тем, что он является самостоятельным юридическим лицом, осуществляет полномочия по владению, пользованию и распоряжению своим имуществом. Изъятие и обременение обязательствами имущества Банка России без его согласия не допускается. Финансовая независимость Банка России выражается в том, что он не отвечает по обязательствам государства, а последнее — по его обязательствам.

  Политическая независимость Банка России проявляется в отсутствии формальных связей между ним и Правительством РФ, а также в его самостоятельности в решении кадровых вопросов. Политическая независимость Банка России выражается и в том, что федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов РФ и местного самоуправления не имеют права вмешиваться в деятельность Банка России по реализации его законодательно закрепленных функций и полномочий, а также принимать решения, противоречащие Закону «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)».

  Как организация, созданная для осуществления управленческих функций, Банк России имеет три основные цели деятельности, закрепленные в законе:

1)  защита и обеспечение устойчивости рубля, в том числе его покупательной способности и курса по отношению к иностранным валютам;

2)  развитие и укрепление банковской системы РФ;

3) обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования системы расчетов.

  Реализация функций и полномочий, предоставленных Банку России для достижения этих целей, превращают его в орган монетарной власти, орган банковского регулирования и надзора и расчетный центр банковской системы.

  Как орган монетарной власти Банк России осуществляет следующие функции:

-  во взаимодействии с Правительством РФ разрабатывает и проводит единую государственную денежно-кредитную политику;

-  осуществляет эффективное управление золотовалютными резервами;

-  устанавливает и публикует официальные курсы иностранных валют по отношению к рублю;

- организует и осуществляет валютное регулирование и контроль в соответствии с законодательством РФ;

- принимает участие в разработке прогноза платежного баланса РФ и организует составление платежного баланса РФ;

- осуществляет анализ и прогнозирование состояния экономики РФ в целом и по регионам, прежде всего денежно-кредитных, валютно-финансовых и ценовых отношений, публикует соответствующие материалы и статистические данные, реализуя при этом задачу снижения инфляционных ожиданий.

Как орган регулирования и надзора за деятельностью кредитных организаций Банк России выполняет следующие законодательно закрепленные за ним функции:

- принимает решение о государственной регистрации кредитных организаций; выдает кредитным организациям лицензии на осуществление банковских операций, приостанавливает их действие и отзывает их;

- осуществляет надзор за деятельностью кредитных организаций и банковских групп;

-  регистрирует эмиссию ценных бумаг кредитными организациями в соответствии с федеральными законами;

- является кредитором последней инстанции для кредитных организаций, организует систему рефинансирования;

- устанавливает правила проведения банковских операций, бухгалтерского учета и отчетности для банковской системы.

Кроме того, Банк России как надзорный орган устанавливает порядок и условия осуществления валютными биржами деятельности по организации проведения операций по покупке и продаже иностранной валюты, осуществляет выдачу, приостановление и отзыв разрешений им на проведение данных операций.

Как расчетный центр банковской системы Банк России играет основную роль в организации и функционировании платежной системы страны.

Для обеспечения эффективного и бесперебойного функционирования,  последней, он выполняет следующие функции:

- устанавливает правила осуществления расчетов в РФ;

- монопольно осуществляет эмиссию наличных денег и организует наличное денежное обращение;

- определяет порядок осуществления расчетов с международными организациями, иностранными государствами, а также с юридическими и физическими лицами.

  Как банкир Правительства РФ Банк России осуществляет обслуживание счетов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации посредством проведения расчетов по поручению уполномоченных органов исполнительной власти и государственных внебюджетных фондов, на которые возлагаются организация исполнения и исполнение бюджетов.

  Для выполнения возложенных на него функций в различных сферах Банк России наделен полномочиями нормотворческой деятельности. Он имеет право издавать нормативные акты по вопросам, отнесенным к его компетенции федеральными законами. Нормативные акты Банка России должны быть зарегистрированы в Министерстве юстиции РФ в порядке, установленном для государственной регистрации нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, за исключением нормативных актов, устанавливающих курсы иностранных валют по отношению к рублю; изменение процентных ставок; размеры резервных требований и обязательных нормативов; прямые количественные ограничения, а также правила бухгалтерского учета и отчетности для Банка России.

    2.2 Понятие, принципы и функции банков

  Современная экономика не может существовать без специализированных институтов, опосредующих движение денежных потоков. Эти институты называются кредитными организациями. Главным среди них является банк.

  По отечественному законодательству (ст. 1 ФЗ « О банках и банковской деятельности» № 395 -1 от 02. 12. 1990), банк – это такая кредитная организация, которая имеет исключительное право осуществлять в совокупности, следующие банковские операции:

- привлечение во вклады денежных средств физических и юридических лиц;

- размещение привлеченных средств от своего имени и за свой счет на условиях возвратности, платности, срочности;

- открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц.

  Место банка в современной экономике уникально: с одной стороны, банк – это предприятие; с другой стороны, деятельность этого предприятия специфична по сравнению с иными субъектами предпринимательства.

  Отнесение банка к числу предприятий означает что он, как и любой другой субъект экономических отношений, стремится к получению максимальной прибыли в результате реализации собственного продукта, обладает всеми правами, присущими юридическим лицам, действует по принципу самоокупаемости и самостоятелен в принятии хозяйственных решений. Как и большинство других предприятий, банк работает на основании лицензии. В лицензии, которую выдает банку от имени государства Центральный банк, утверждается перечень разрешенных к проведению операций.

  Каждый банк имеет собственное фирменное наименование. В нашей стране оно обязательно должно быть на русском языке. Фирменное наименование кредитной организации должно содержать указание на характер деятельности этого юридического лица посредством использования слов «банк» или «небанковская кредитная организация», а также указание на его организационно- правовую форму.

  Как и любое иное предприятие, банк может представлять интересы как небольшой, так и весьма обширной группы собственников, а, следовательно, классифицироваться как мелкое, среднее или крупное предприятие. В целях максимизации прибыли кредитные институты могут создавать объединения или холдинги.  

  Банковский бизнес выступает неотъемлемой частью как  национальной, так и мировой экономической системы. Именно поэтому его деятельность теснейшим образом связана с общественными интересами. Реализуемый банками продукт должен отвечать потребностям, как частных лиц, так и субъектов бизнеса и нацелен на решение основной проблемы общественного развития – повышение жизненного уровня населения и обеспечение благоприятных условий развития национальной экономики.

  Специфика банковского предприятия заключается в следующем:

1) Банк является не производственным, а торговым предприятием. Это значит, что предметом деятельности данного кредитного института является не сфера реального производства, а сфера обмена.

2) Банк – это предприятие, занимающееся кредитной деятельностью. Особенность банка, как специализированного участника кредитных отношений, заключается в том, что он постоянно выступает и в качестве кредитора, и в роли заемщика.

3) Банк – это посредническое предприятие, и в данном аспекте деятельности наиболее полно проявляется его специфика. Банк осуществляет посредничество по многим направлениям. Ключевыми являются:

1) посредничество в кредите. Банк привлекает средства, заимствуя их у тех, для кого они являются временно свободными, а затем предоставляет тем, кому они в данный момент необходимы.

2) посредничество в расчетах. Банки открывают счета для проведения расчетов и привлекают туда денежные средства, одновременно принимая на себя обязательство по первому требованию владельца счета перечислить определенную денежную сумму на указанный счет;

3)посредничество в валютных операциях.

  Банки являются не единственными финансовыми посредниками на современном рынке. Наряду с ними эти услуги оказывают небанковские кредитные и расчетные организации, инвестиционные и паевые фонды и компании, брокерские, дилерские фирмы и т.д. Однако деятельность банков как участников финансового рынка имеет два важных отличия:

а) Двойной обмен долговыми обязательствами.

б) Безусловное погашение обязательств. Банк принимает на себя обязательства перед вкладчиками и иными кредиторами за привлеченные от них средства, вне зависимости от финансового результата, полученного от размещения этих сумм.

  Таким образом, банк является универсальным кредитным институтом, оказывающим широкий спектр финансовых услуг своим клиентам, крупнейшим посредником на денежном рынке.

  Современную экономику невозможно представить без банков, совершающих операции, как с населением, так и с компаниями и организациями. Сущность банка наиболее полно отражают выполняемые им функции:

1) Стимулирование сбережений и формирование накоплений в обществе. Основой современной системы сбережений служит депозитный процент, получаемый собственниками средств за хранящиеся в кредитном институте ресурсы. Банки проводят гибкую процентную политику, стремясь привлечь оптимальное количество ресурсов для полноценного удовлетворения спроса на кредит со стороны своих клиентов. Важным условием для успешного привлечения средств становится уровень их сохранности.

  Немаловажное значение имеет информированность вкладчиков о состоянии банка. Надежный кредитный институт, проводящий сбалансированную с точки зрения рисков кредитную и инвестиционную политику, обеспечивает доступ к информации о своей деятельности.

2) Осуществление безналичных расчетов в экономике. Расчеты сопровождают все хозяйственные сделки. В современной экономике вся система безналичных расчетов подразделяется на три уровня:

- расчеты хозяйствующих нефинансовых субъектов - резидентов внутри национальной экономической системы;

- межбанковские расчеты;

- международные расчеты нефинансовых субъектов – нерезидентов.

  Каждый уровень предполагает свои способы регулирования, собственную правовую базу и контрольный аппарат. Но объединяет их одно – банк, институт, проводящий данные платежи.

  Необходимым условием реализации данной функции банка является обязательство всех юридических лиц, независимо от организационно – правовых форм и сферы деятельности, хранить свободные денежные средства в учреждениях банков. Средства размещаются на договорных условиях, включающих соблюдение интересов, как самих владельцев счетов, так и кредитных институтов, открывающих данные счета.

  Банки обязаны проводить платежи в установленные сроки, в точном соответствии с заключенными договорами и инструктивно – нормативными документами, действующими на территории РФ.

3) Посредничество в кредите. В данном случае банки выступают посредниками между собственниками временно свободных денежных ресурсов и теми, кто нуждается в средствах. Банковское кредитование осуществляется на основе возвратности, срочности, платности, обеспеченности и целевого характера выдаваемой ссуды.

4) Посредничество в операциях с ценными бумагами. Банк может осуществлять выпуск, покупку, продажу, учет, хранение и иные операции с ценными бумагами, выполняющими функции платежного документа.

5) Создание кредитных инструментов обращения. В результате проводимых банками операций, создается группа финансовых инструментов, способных заменять наличные деньги в расчетах. Как следствие – возрастает общая масса платежных инструментов в экономике.

  Банки осуществляют все вышеназванные операции в комплексе, обобщая значительный пласт экономической, правовой и иной информации. При этом основная цель деятельности кредитного института – получение максимальной прибыли, так как банк является самостоятельным хозяйствующим субъектом.  

Принципы деятельности банка в современной экономике:

1) Банк работает в пределах реально привлеченных ресурсов. Банки осуществляют широкий круг операций по привлечению и размещению денежных средств при соблюдении обязательного условия: все сделки, связанные с проведением платежей (как своих, так и по поручению клиентов), выдачей кредита или получении наличности (банкнот и монет) могут осуществляться только в пределах суммы, имеющейся у банка на корреспондентском счете в центральном банке или иных кредитных институтах.

  В процессе деятельности банки вынуждены существенное внимание уделять рискам и методам их хеджирования. Значительная часть активных операций связана с выдачей кредитов, которые подразделяются на группы в зависимости от надежности заемщиков. Кроме того, активные и пассивные операции банка должны сочетаться по ряду характеристик: сроки, величина процентной ставки, чувствительность к рыночной конъюнктуре и др. Все эти вопросы решаются в процессе регулирования банковской деятельности со стороны Центрального банка, который разрабатывает комплекс нормативов, обязательных для исполнения на  территории страны всеми кредитными институтами.

  Другим важным аспектом банковской деятельности является обеспечение собственной ликвидности. Ликвидность банка отражает способность кредитного института своевременно выполнять собственные обязательства перед вкладчиками. В этой связи банк может хранить часть собранных депозитов в ликвидной форме (в виде остатков средств в кассе и на корреспондентских счетах) или переводить отдельные статьи активов в денежные средства (как правило, это касается  пакетов государственных ценных бумаг).

  Оценкой ликвидности каждого конкретного банка занимается Центральный банк с целью поддержания доверия к кредитной системе страны в целом.

  Вместе с тем следует отметить, что банки самостоятельны в проведении как активных, так и пассивных операций при условии четкого исполнения законодательных и иных инструктивных требований. Центральный банк проводит постоянный мониторинг банковской системы на основе отчетности, получаемой от кредитной организации.

2) В своей деятельности банк обязан руководствоваться нормами закона, строго соблюдать правила и нормативы, устанавливаемые контролирующими и регулирующими органами.

  Правовое регулирование банковской деятельности регламентируется Конституцией Российской Федерации, федеральными законами « О банках и банковской деятельности» и « О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», а также другими федеральными законами и нормативными актами Банка России.

  Главным органом регулирования банковской деятельности является Банк России, который осуществляет государственную регистрацию кредитных организаций и  ведет Книгу  государственной регистрации кредитных организаций, а также осуществляет лицензирование данного вида деятельности. Банк России имеет право в порядке надзора применять к кредитной организации санкции, плоть до отзыва лицензии.

3) Полная экономическая самостоятельность банка. Данный принцип отражает независимость банковской деятельности от государства, а также самостоятельность кредитного института в своих поступках и полном принятии последствий от них. В соответствии с российским законодательством кредитная организация не отвечает по обязательствам государства и Банка России, а они, в свою очередь, не отвечают по обязательствам кредитной организации, за исключением в случае, когда государство или Банк России самостоятельно приняли на себя такие обязательства.

  Самостоятельность банка как участника хозяйственных операций выражается в ряде условий:

а) кредитная организация может свободно распоряжаться собственными средствами, привлеченными ресурсами, доходами в рамках, установленных действующим законодательством;

б) любой кредитный институт самостоятелен в выборе клиентов, вкладчиков или заемщиков, за исключением случаев, когда имеются законодательно установленные ограничения;

в) самостоятельность в построении стратегии своего развития, что означает свободу выбора кредитной, депозитной, процентной, инвестиционной политики; кредитный институт строит отношения с клиентом, исходя из собственной оценки привлекательности совершаемой сделки;

г) банк несет полную ответственность за результаты своей деятельности перед всеми заинтересованными сторонами:

- вкладчиками и внешними кредиторами – за полноту и своевременность возврата принятых сумм и обещанного процентного вознаграждения,

- клиентами – за быстроту и своевременность проведения расчетов,

- заемщиками – за соблюдение всех согласованных параметров кредитной сделки,

- государством – за исполнение обязательств по налогам и иным обязательным платежам,

- собственниками – за полное отражение информации обо всех совершенных сделках и доходности кредитной организации;

д) при ранжировании участников, перед которыми банк несет ответственность, преимущество отдается государству и вкладчикам, во вторую очередь погашаются претензии держателей облигаций, и в последнюю – собственников капитала кредитного института.

4) Банк строит взаимоотношения с клиентами на рыночной основе. Все отношения между кредитными организациями, их клиентами и Банком России осуществляются на основе договоров, если иное не предусмотрено законодательством. В договоре указываются все параметры конкретной сделки, устраивающие стороны.

  При осуществлении своей деятельности кредитный институт руководствуется следующими правилами:

1) максимизация прибыли. Банк, как и любой другой участник хозяйственных операций, стремится к увеличению прибыли, поэтому при выборе между двумя инвестиционными проектами, при прочих равных условиях, предпочтет то, который сулит больший доход. При заключении договоров с клиентами банки указывают процентные ставки по кредитам и вкладам (депозитам), стоимость банковских услуг и сроки их выполнения, а также имущественную ответственность сторон за нарушение договора;

2) минимизация рисков. При осуществлении всего комплекса операций банки стремятся минимизировать свои риски, применяя сложную систему хеджирования.

3) поддержание оптимальной ликвидности. Ликвидность банка означает способность отвечать по своим обязательствам перед вкладчиками. Поэтому при выборе конкретного способа формирования активов банк, при прочих условиях, остановится на более ликвидном инструменте вложений.

2.3. Небанковские кредитные организации: понятие, виды и их роль

  Небанковская кредитная организация – кредитная организация, имеющая право осуществлять отдельные банковские операции, предусмотренные законом. Допустимые сочетания банковских операций для небанковских кредитных организаций устанавливаются Банком России. Главная отличительная черта небанковских кредитных организаций - узкая специализация.

  К числу наиболее широко распространенных небанковских кредитных организаций можно отнести:

- клиринговые и расчетные палаты или дома;

- кредитные союзы;

- общества взаимного кредита;

- ссудо-сберегательные ассоциации и др.

1) В кредитной системе Российской Федерации представлены, прежде всего, расчетные небанковские кредитные организации. Деятельность их регламентируется не только Законом « О банках и банковской деятельности», но и Положением Центрального банка «О пруденциальном регулировании деятельности небанковских кредитных организаций, осуществляющих операции по расчетам и организации инкассации».

  Расчетные небанковские кредитные организации осуществляют свою деятельность на межбанковском, валютном рынках и на рынке ценных бумаг.

2) Ссудо-сберегательные ассоциации – это учреждения, привлекающие сберегательные вклады и размещающие их в основном в ипотечные займы.

3) Кредитные союзы – это организации, созданные ограниченным кругом учредителей, близких по месту проживания или профессиональной деятельности. Основное предназначение данных структур состоит в организации льготного потребительского, в том числе ипотечного кредитования.

4) Общества взаимного кредита – организации, деятельность которых имеет общие черты с кредитными союзами, но объединяют они юридических лиц, как правило, близких по профессиональной принадлежности.

Вообще, деятельность специализированных небанковских кредитных организаций во многом определяется национальными особенностями. Это связано со сложившейся практикой осуществления финансово-банковских операций в стране , принятыми принципами банковского надзора, историей формирования кредитного рынка и т. д. Кроме того, различия могут быть вызваны национальной трактовкой следующих параметров деятельности данных учреждений:

- характер допуска и лицензирования на финансовый рынок

- круг выполняемых операция

- степень государственного участия

- порядок построения взаимоотношений с другими финансово-кредитными организациями.

С точки зрения принципов функционирования расчетные небанковские кредитные организации близки клиринговым банкам. Одним из основных ограничений их деятельности является запрет на привлечение денежных средств от юридических и физических лиц во вклады и в срочные депозиты, а также на размещение их от своего имени. Средства клиентов, размещенные в данных структурах, могут быть могут быть частично вложены толко в государственные ценные бумаги, а большая их часть характеризуется на корреспондентском счете ЦБ РФ и иных кредитных учреждениях. Целесообразность размещения частных средств в государственные ценные бумаги объясняется не только высокой ликвидностью и определенной доходностью данных вложений, но также и тем, что они могут выступать предметом залога при получении кредита у Банка России или быть основой для организации сделки РЕПО.

Расчетные небанковские организации осуществляют свою деятельность на межбанковском, валютном рынках и на рынке ценных бумаг.

  В России основными законодательными актами, регламентирующими деятельность кредитных союзов и обществ взаимного кредита, являются Федеральный закон «О садоводческих, огороднических  и дачных некоммерческих организациях» от 16.04.98г. и Федеральный закон «О государственной поддержке малого предпринимательства» от 14.06.95г. Одним из важных положений, закрепленных в этих документах, является то, что банковская лицензия для организации деятельности подобных обществ не требуется. Следовательно, в РФ они к небанковским кредитным учреждениям не относятся.

  Небанковские кредитные организации существуют во всех странах, принимающих рыночные принципы ведения экономики. Однако они оказывают значительно меньшее влияние на денежные потоки, чем банки.


3. Анализ современного состояния банковской системы

  На сегодня российская банковская система характеризуется двумя особенностями:

1)Продолжает сокращаться количество банков, и одновременно укрупняются оставшиеся. Так, за период с 1.09.11  по 1.03.12, что видно из табл.1, на 1.03.12.стало меньше на 13 кредитных институтов, зарегистрированных банком России, а также сократилось на 26 действующих кредитных организаций, но увеличилось на 13  кредитных организаций, у которых была отозвана банковская лицензия по сравнению с данными на 1.01.11г.

  Таблица1 - Количество кредитных институтов в РФ 

Показатель

Период

Изменение

1.09.11-1.03.12.

1.09.11

1.10.11

1.01.12

1.02.12

1.03.12

Зарегистрировано кредитных институтов Банком России, всего

1158

1152

1 146

1 145

1 145

-13

Действующие кредитные организации

1036

1030

1 012

1 012

1 010

-26

Кредитные организации, у которых отозвана (аннулирована) банковская лицензия

121

121

132

132

134

13

.

  Данная тенденция обозначилась ещё в конце 1990-х гг. и не свидетельствует о прогрессии системного кризиса. Построение банковской системы европейского типа предусматривает наличие ограниченного круга универсальных банков, способных оказывать клиентам полный спектр финансово банковских услуг. Именно к этому и ведет отечественную банковскую систему Банк России.

Таблица 2 - Распределение действующих кредитных организаций по величине зарегистрированного уставного капитала в 2012 году

Величина зарегистрированного уставного капитала

На 01.08.

На 01.09.

На 01.10.

Изменения

1.08.12 – 1.10.13

Количество

Уд. вес

(%)

Количество

Уд. вес

(%)

Количество

Уд. вес

(%)

До 3 млн. руб.

17

1,7

17

1,7

17

1,7

-

От 3 до 10 млн. руб

23

2,3

23

2,3

23

2,3

-

От 10 до 30 млн. руб.

46

4,5

46

4,5

46

4,6

-

От 30 до 60 млн. руб

98

9,7

98

9,7

95

9,4

-3

От 60 до 150 млн. руб.

222

21,9

217

21,4

216

21,4

-6

От 150 до 300 млн. руб.

250

24,7

252

24,9

250

24,8

-

От 300 до 500 млн. руб.

98

9,7

95

9,4

96

9,5

-2

От 500 млн. до 1 млрд. руб.

103

10,2

109

10,8

110

10,9

-3

От 1 до 10 млрд. руб.

133

13,1

133

13,1

134

13,3

1

От 10 млрд. руб. и выше

22

2,2

22

2,2

23

2,3

1

Всего по Российской

Федерации банков

1 012

1 012

1 010

-2

  За рассматриваемый период с 1.08.11.-1.10.11 произошли следующие изменения: сократилось на 2 действующих кредитных организаций; неизменными остались количество кредитных организаций с величиной УК до 3 млн. и до 30млн.руб.; уменьшилось на 3 кредитных организаций с величиной УК до 60 млн.руб., на 6 стало меньше кредитных организаций с величиной УК до 150 млн.руб.; неизменными остались кредитные организации  с величиной УК до 300 млн.руб.; на 2 кредитных организаций с величиной УК до 500млн.руб. стало меньше; увеличилось на 1 кредитную организацию с величиной УК свыше 1 млр.руб. Как видно из табл.2, число кредитных организаций с крупным капиталом увеличилась в 0,1 раза. Укрупнение отечественных банков – положительная тенденция. К настоящему времени Россия относится к числу стран, ограничивающих присутствие иностранных банков на своей территории с целью создания дополнительных стимулов развития национальным кредитным институтам.

2) Кредитные институты расположены очень не пропорционально относительно географического размещения населения страны. На фоне сокращения и укрупнения отечественных кредитных организаций все отчетливее проявляется непропорциональное территориальное распределение кредитно – банковских институтов.

Таблица 3 - Территориальная структура действующих кредитных организаций в современной России (по состоянию на 01.10.2012 г.) [26]

Наименование региона

Количество КО в регионе

Количество филиалов в регионе

Всего

КО, головная организация которых находится в данном регионе

КО, организация которых находится в другом регионе

Всего по Российской Федерации

1 010

2 880

492

2 388

ЦЕНТРАЛЬНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ОКРУГ

583

596

119

477

СЕВЕРО-ЗАПАДНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ОКРУГ

71

333

25

308

ЮЖНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ОКРУГ

47

307

21

286

СЕВЕРО-КАВКАЗСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ОКРУГ

56

174

73

101

ПРИВОЛЖСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ОКРУГ

118

629

104

525

УРАЛЬСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ОКРУГ

51

336

112

224

СИБИРСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ОКРУГ

57

359

26

333

ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ОКРУГ

27

146

12

134

Из табл.3 видно, что более половины всех российских банков расположены в Центральном округе.  Такое территориальное размещение денежных средств не дает регионам страны возможности развиваться эффективно.

  В настоящее время в экономической жизни России происходят непростые явления, обусловленные прошедшим  мировым финансовым кризисом. Собственные средства (капитал) кредитных организаций выросли на 2,4% (в декабре – на 1,5%) до 4732,3 млрд. рублей. Количество действующих кредитных организаций за прошедший год сократилось с 1058 до 1012. Капитал свыше 180 млн. рублей (без учета кредитных организаций, по которым осуществляются меры по предупреждению банкротства) имели 766 кредитных организаций (75,7% от числа действующих на 01.01.12).Остатки средств на счетах клиентов за 2012 год выросли на 23,1% (в декабре – на 5,6%) до 21080,9 млрд. рублей, а их доля в пассивах банковского сектора – с 58,2% на 01.01.11 до 62,4% на 01.01.12.

 Объем вкладов физических лиц -  за прошедший год вырос на 31,2% (в декабре – на 6,1%) до 9818 млрд. рублей, а их доля в пассивах банковского сектора увеличилась с начала 2010 года с 25,4% до 29%. Объем вкладов физических лиц в рублях вырос на 43,7%, в иностранной валюте – снизился на 3,8%. В результате удельный вес вкладов физических лиц, привлеченных в рублях, в общем объеме вкладов физических лиц в целом за 2011 год вырос с 73,6% до 80,7%. Вклады физических лиц сроком свыше 1 года увеличились на 33,2%, на их долю по состоянию на 01.01.12 приходилось 64,7% от общего объема привлеченных вкладов. Доля Сбербанка России на рынке вкладов физических лиц в целом за 2011 год снизилась с 49,4% до 47,9% (в декабре – выросла на 0,2 процентного пункта).Объем депозитов и прочих привлеченных средств юридических лиц -  за 2011 год увеличился на 10,4% (в декабре – на 7,4%) до 6035,6 млрд. рублей, а их доля в пассивах банковского сектора уменьшилась с 18,6% до 17,9%. Депозиты и прочие привлеченные средства Минфина России и других государственных органов - за прошедший год выросли в 1,7 раза (за декабрь снизились на 11,3%) до 464,3 млрд. рублей. Задолженность банков по кредитам, депозитам и прочим привлеченным средствам, полученным от Банка России, уменьшилась на 77,1% (в декабре – на 10,2%) до 325,7 млрд. рублей. Средства на расчетных и прочих счетах организаций выросли на 25,6% (в декабре – на 5,1%) до 4845,1 млрд. рублей, а их доля в пассивах банковского сектора – с 13,1% до 14,3 процента. Объем выпущенных банками облигаций за 2011 год увеличился на 30,3% (в декабре – на 2,9%).

Доля этого источника в пассивах банковского сектора за прошедший год возросла с 1,4% до 1,6%. Объем выпущенных векселей за год вырос на 6,5% (в декабре – на 3%), при этом их доля в пассивах банковского сектора за год практически не изменилась и составила 2,4% на 01.01.2012.За 2011 год объем кредитов и прочих размещенных средств, предоставленных нефинансовым организациям, увеличился на 12,1% (за декабрь – на 1,1%) до 14062,9 млрд. рублей, а их доля в активах банковского сектора снизилась с 42,6% на 01.01.11 до 41,6% на 01.01.12.   Согласно отчетности кредитных организаций, объем просроченной задолженности по данным кредитам с начала 2011 года уменьшился на 2,5% (в декабре – на 4,7%), при этом ее удельный вес в объеме предоставленных нефинансовым организациям кредитов снизился с 6,1% на 01.01.11 до 5,3% на 01.01.12.Объем кредитов, предоставленных физическим лицам, за 2011 год увеличился на 14,3% (в декабре – на 2,2%) до 4084,8 млрд. рублей, их доля в активах банковского сектора и в общем объеме кредитных вложений банков на 01.01.12 составила 12,1% и 18,4% соответственно. Согласно отчетности кредитных организаций, объем просроченной задолженности по данным кредитам с начала 2011 года увеличился на 16,2% (в декабре снизился на 2,9%), а ее удельный вес в общем объеме кредитов физическим лицам несколько вырос  с 6,8% до 6,9 процента.

 Портфель ценных бумаг за прошедший год увеличился на 35,3% (за декабрь снизился на 1,6%) до 5829 млрд. рублей при росте их доли в активах банковского сектора с 14,6% до 17,2%. Основной удельный вес (75,8% на 01.01.12) в портфеле ценных бумаг по-прежнему занимают вложения в долговые обязательства, объем которых увеличился за 2011 год на 30,8% (в декабре снизился на 2,1%) до 4419,9 млрд. рублей. Вложения в долевые ценные бумаги в 2011 году росли быстрее: с начала прошлого года они увеличились на 72,6% (в декабре снизились на 0,5%), а их удельный вес в портфеле ценных бумаг составил 12,2% на 01.01.12.

  Требования по предоставленным МБК -  за прошедший год увеличились на 7,2% (за декабрь снизились на 11%) до 2921,1 млрд. рублей, а их доля в активах банковского сектора уменьшилась с 9,3% на 01.01.11 до 8,6% на 01.01.12. При этом объем средств, размещенных в банках-нерезидентах, сократился на 11% (в декабре – на 15,7%), а объем средств, размещенных на внутреннем межбанковском рынке, вырос на 50,6% (в декабре снизился на 3,5 процента).

 Объем привлеченных МБК за 2011 год увеличился на 20,5% до 3754,9 млрд. рублей, а их доля в пассивах банковского сектора  с 10,6% до 11,1%. Объем МБК, привлеченных у банков-нерезидентов, вырос на 9,3%; на внутреннем рынке – на 37,5 процента.

 Совокупная прибыль кредитных организаций за 2012 год составила 573,4 млрд. рублей (за 2011 год  205,1 млрд. рублей). Прибыль в сумме 595 млрд. рублей получила 931 кредитная организация (92% от числа действующих на 01.01.12). Убытки в сумме 21,7 млрд. рублей понесла 81 кредитная организация (8% от числа действующих). Для сравнения: в 2011 году прибыль в сумме 284,9 млрд. рублей получили 938 кредитных организаций (88,7% от числа действовавших на 01.01.11), а убытки в сумме 79,8 млрд. рублей понесли 120 кредитных организаций (11,3% от числа действовавших).

  Итак, экономика Российской Федерации как неотъемлемая часть глобальной экономической системы подверглась неизбежному отрицательному влиянию недавно прошедшего мирового финансового кризиса.

  С начала периода проявлений мирового финансового кризиса в Российской Федерации Правительство заняло активную позицию по внедрению антикризисных мер в банковской сфере. Тем не менее, для соответствия требованиям современной глобальной международной экономической системы абсолютно необходимым является совершенствование банковских институтов путем внедрения инновации, в том числе и в структуре самой системы банковских институтов в России.

  

3.1. Проблемы функционирования банковской системы России и пути их решения

Наиболее острыми проблемами российской банковской системы являются:

1) Банковская система России развивается как ведомая, обслуживающая, а не ведущая, системообразующая сфера экономики

Причины: 1) Экономический рост, исполнение бюджета, платёжеспособный спрос и инвестиции поддерживаются главным образом за счёт энерго-сырьевого экспорта, а не путём существенного увеличения доли ВВП, потребляемого внутри страны, или развития экспорта продукции глубокого передела, высоких технологий и интеллектуальных продуктов. Это объективно вынуждает правительство заниматься, прежде всего, проблемами развития энерго-сырьевых отраслей. 2) Банк России  не ставит перед собой задачи создания банковской системы как самостоятельной рыночной отрасли, которая стремилась бы к развитию экономики и прежде всего тех её секторов, которые были бы заинтересованы в развитии национального банковского сектора. Банк России сосредоточился исключительно на борьбе с инфляцией. Жёсткая политика валютного управления позволяет бороться с инфляцией и укреплять рубль, но если эта политика превращается в самоцель, то в конечном итоге становится тормозом экономического роста и развития национальной банковской системы.

Решения: 1) Национальная банковская система должна стать важнейшим инструментом реализации государственной политики замедления падения ( в условиях современного кризиса) и модернизации экономики, центральным элементом всей национальной финансовой системы. Здесь должны циркулировать все денежные потоки в сфере хозяйственной деятельности. 2) Чтобы преобразовать банковский сектор в ведущую отрасль экономики и конкурентную составляющую мировой финансовой системы, нужны серьёзные целевые инвестиции государства. Без государственной программы капитализации и рефинансирования коммерческих банков сам по себе эффективный банковский сектор не возникнет — это доказано мировым опытом. 3) Эффективность деятельности Банка России необходимо оценивать на основе данных о развитии банковской системы и её влиянии на экономический рост. 4) Правительство, Банк России, иные государственные органы власти и управления должны обеспечить полное восстановление доверия к российскому банковскому сектору.

2) Банковская сфера России не является рыночно структурированной системой и поэтому не обладает внутренним потенциалом эффективного саморазвития (большое число карликовых банков, как по объему собственного капитала, так и по активам; денежно – кредитная политика не преследует цель стимулировать экономический рост и повышать благосостояние населения и т.д.)

Причины: 1) Первые десять лет наша банковская система строилась совершенно хаотично, без внятной политики или стратегии. Точно не определены место и роль банковского сектора в стратегии экономического развития страны. 2) Не созданы условия развития банковской системы на рыночной основе — преобладают монополизм и внеэкономические методы «конкуренции». 3) Не сформирована комплексная правовая база, обеспечивающая построение цивилизованной и эффективной банковской системы.

Решения: 1) нужно чётко определить, какая банковская система (а не случайная совокупность кредитных организаций) в России будет построена, в какие сроки и путём каких преобразований. 2) Перед банковской системой, включая Банк России, нужно поставить ясные и конкретные задачи обеспечения экономического развития, решению которых государство должно целенаправленно и реально способствовать. 3) Необходимо разработать и ввести в действие жёсткие правила антимонопольной политики в банковской деятельности. 4) Разработать концепцию российского банковского права и планово реализовать её в виде системы нормативных актов, обеспечивающих эффективное развитие банковской деятельности при неукоснительном соблюдении прав и интересов вкладчиков и корпоративных клиентов.

3) Банковская система не является инвестиционно привлекательной сферой, и её капитализация находится на низком уровне.

Причины: 1) Низкий общий уровень преобразования сбережений в инвестиции. 2) Большой объём функционирования «теневого» капитала, дающего очень высокий доход, не обремененный налогообложением. 3) Банковские вклады вследствие отсутствия налогообложения и наличия страхования значительно выгоднее и надежнее вложений в капитал банков. 4) Высокие накладные расходы из-за завышенных требований к организации банковской деятельности приводят к её низкой рентабельности. 5) Экономическая дискриминация банков в форме косвенного налогообложения и бесплатного возложения на них многочисленных функций агента государственного контроля.

Решения: 1) Накладные расходы необходимо значительно снизить, устранив излишнее административное давление на банки, а частично — компенсировать низким уровнем налогов. 2) Государство должно помочь капитализировать банки, имеющие капитал менее 100 млн. евро, предоставляя им долгосрочные (более 10 лет)  кредиты, с одновременным ужесточением надзора — вплоть до назначения руководителей службы внутреннего контроля из числа сотрудников Банка России. 3) Все банки необходимо преобразовать в открытые акционерные общества.

4) Низкий уровень монетизации экономики и банковской системы, не обеспечивающий ускоренного экономического роста.

Причины: 1) объём наличных в обращении вне банков превышает сумму средств кредитных организаций, находящихся на их корсчетах и депозитах в Банке России. 2) Запредельный уровень монополизации экономики и банковской сферы препятствует свободному и эффективному межотраслевому и межбанковскому переливу капитала. 3) Отсутствует эффективная система институциональных инвесторов, аккумулирующая и преобразующая сбережения в инвестиции. 4) Не развиты сфера и инфраструктура безналичных расчётов.

Решения: 1) Необходимо разработать и реализовать комплекс мер, поощряющих безналичные расчёты, усложняющих и делающих невыгодными расчёты наличными деньгами и жёстко пресекающих их теневой оборот. 2) Банк России должен ввести систему рефинансирования и долгосрочного кредитования коммерческих банков, позволяющую им отказываться от привлечения дорогих и краткосрочных пассивов. 3) Банковское сообщество совместно с Банком России должно построить современный организованный рынок межбанковского кредитования (излишняя ликвидность крупнейших банков должна поглощаться банковской системой, а не откладываться «мёртвым» капиталом в Банке России).

5) Недостаточно развита система и инфраструктура оказания банковских услуг.

Причины: 1) Высокая стоимость создания банковской инфраструктуры. 2) Большие накладные расходы банковской деятельности, формирующие высокие тарифные ставки за услуги. 3) Недостаточные экономические условия для эффективной банковской деятельности во многих регионах страны. 4) Работа некоторых многофилиальных банков сводится к сбору денег в регионе, а не к расширению кредитования местной экономики. Решения: 1) Необходима государственная программа обеспечения регионов цивилизованным минимумом качественных банковских услуг. 2) Предоставить банкам право самим решать вопрос о формировании необходимой им инфраструктуры, в том числе с точки зрения обеспечения безопасности, сделав упор не на установлении обязательных стандартов, а на страховании ответственности банков. 3) Принять меры экономического стимулирования развития региональных кредитных организаций.

6) Коммерческие банки не обеспечены адекватной защитой государства. Причины: 1) Высокий общий уровень криминализации общества и бизнеса в стране. 2) Необходимо осознать, что защита законных прав и интересов частной банковской системы есть вопрос обеспечения государственной безопасности (банковская система – важнейший элемент инфраструктуры государства).

Решения: 1) Необходима система правовых норм, обеспечивающих безусловную защиту законных интересов и эффективную реализацию прав кредиторов. 2) Целесообразно создать специальную государственную правоохранительную службу по борьбе с преступлениями в финансово-банковской сфере.

7) Банковское сообщество не стало равноправным участником процесса реформирования банковского сектора.

Причины: 1) До недавних пор денежные власти не имели желания привлекать банковское сообщество к выработке политики формирования, развития и модернизации банковского сектора. 2) Банк России в стремлении к полной независимости, в том числе от банковского сообщества, нередко принимает решения независимо от интересов и мнения кредитных организаций. 3) Некоторые банки, прежде всего крупнейшие, стремятся решать свои проблемы приватно.

Решения: 1) Необходима единая национальная саморегулируемая банковская организация — полномочный представитель всего банковского сообщества. 2) Руководителя этой организации следует включить в Национальный банковский совет. 3) Должна быть введена обязательность предварительной экспертизы банковским сообществом проектов законодательных актов и решений относительно деятельности и реформирования кредитных организаций.


Заключение

  Таким образом, в данной курсовой работе были рассмотрены такие вопросы, как теоретические аспекты банковской системы, банковская система в настоящее время, проблемы функционирования банковской системы России и пути их решения. По первой главе можно сделать следующие выводы. Банк – это такая кредитная организация, которая имеет исключительное право осуществлять в совокупности, следующие банковские операции: привлечение во вклады денежных средств физических и юридических лиц; размещение привлеченных средств от своего имени и за свой счет на условиях возвратности, платности, срочности; открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц.

  Правовое регулирование банковской деятельности регламентируется Конституцией Российской Федерации, федеральными законами «О банках и банковской деятельности» и «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», а также другими федеральными законами и нормативными актами Банка России. Главным органом регулирования банковской деятельности является Банк России. Банковская система – это совокупность банков и небанковских кредитных организаций, функционирующих в экономике в рамках единого финансово–кредитного и правового механизма. В соответствии со ст. 2 Закона «О банках и банковской деятельности», российская банковская система включает в себя Центральный банк РФ (Банк России), кредитные организации, а также филиалы и представительства иностранных банков.

  Согласно второй главе банки в РФ создаются и действуют на основании Федерального закона от 7 июля 1995г. № 395-1 «О банках и банковской деятельности». Центральный банк РФ (Банк России) является главным банком Российской Федерации. Он создан и действует на основании Федерального закона от 10 июля 2002г. № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)». Банк России является юридическим лицом, имеет печать с изображением Государственного герба Российской Федерации и своим наименованием. Коммерческие банки, являются вторым звеном кредитной системы. В зависимости от сферы деятельности они подразделяются на специализированные  коммерческие банки и универсальные коммерческие банки. Обозначены классификация коммерческих банков и принципы их деятельности. Рассмотрено и проанализировано состояние банковской системы РФ в настоящее время, что отражено в соответствующих таблицах.

  В последней главе рассмотрены основные  проблемы функционирования банковской системы России и пути их решения, рассмотрев эти проблемы, автор пришла к выводу, что на данном этапе только развитые банковские институты могут выступить в качестве фундамента для решения серьезных задач развития, стоящих перед российской экономикой. Это один из ключевых компонентов национальной инфраструктуры, определяющий эффективность трансформации сбережений в инвестиции и конкурентоспособность российской экономики. Но в существующем виде система банковских институтов неадекватна потребностям российской экономики и общества. Для достижения поставленных задач совершенно необходим переход к инновационной модели банковских институтов.

Развитие и совершенствование системы банковских институтов путем внедрения инноваций является необходимым условием в обеспечении устойчивости экономики Российской Федерации. Необходимо отметить, что внедрение инновационных механизмов в систему банковских институтов и всех финансовых институтов в целом способно вывести экономику России на новый этап экономического развития и дать экономике страны дополнительные конкурентные преимущества в послекризисный период в  наиболее развитых странах мира.


Список использованных источников

1) Федеральный закон « О банках и банковской деятельности».

2) Федеральный закон « О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)»

3) Азерная В.В., Веретенникова О.Б, Истомина Н.А. Финансы, денежное обращение и кредит: Учеб. пособие для вузов / Под ред. А.Ю. Казака. - Екатеринбург, 2001. С. 62

4) Алпатов Г.Е. Деньги. Кредит. Банки. – М., 2003. С. 648

5) Базулин Ю.В. Деньги. Кредит. Банки. – М., 2008. С. 314

6)   Байдулова Н. В. Деньги. Кредит. Банки. – М., 2007. С. 650

7) Белоглазова Г.Н. Банковское дело.- М., 2008. С. 455

8) Василишен Э.Н. Регулирование деятельности  коммерческого  банка.- М., 1998. С. 108

9) Гудакова Л.В. История становления и развития финансово – кредитных институтов в России. – Краснодар, 2008. С. 293

10) Жуков Е.Ф. Банковское дело. – М., 2006. С. 359

11) Жуков Е. Ф. Общая теория денег и кредита. – М., 2001. С. 703

12) Казак А.Ю., Марамыгин М.С., Прокофьева Е.Н. Деньги. Кредит. Банки: Учебник для вузов/ Под  ред.  А.Ю. Казака. - Екатеринбург, 2006. С. 656

13) Ключников И.К. Банки. – М., 2007. С. 463

14) Колесников В.И. Банковское дело – М.,1998г. С. 607

15)  Корниенко О. В. Деньги. Кредит. Банки. – М., 2008. С. 798

16) Красавина Л.Н. Деятельность банков на финансовом рынке. – М.,2007.С.538

17) Лаврушина О. И. Деньги. Кредит. Банки. – М., 2005. С. 709

18) Лаврушин О. И., Мамонова И. Д., Валенцева Н.И. Банковское дело. – М., 2007.С.594

19) Романовский М.В. Финансы, денежное обращение и кредит. – М.,2007.С.576

20) Романовский М.В. Финансы и кредит: Учебник/ Под  ред. М.В. Романовского. М., 2003. С. 459

21) Садвакасов К. Коммерческие банки. – М., 1998.С.403

22) Симонов А.Г. Банковское дело. – М., 2000. С. 394

23) Тавасиева А. М. Банковское дело: Учебное пособие для вузов. – М., 2001.С. 98

24) Тарасов В.И. Деньги. Кредит. Банки. – М., 2005. С.426

25) Тедеев А.А. Деньги. Кредит. Банки. – М.,2005. С.543

26) Тимофеев К.Е. Банки. – М., 2003. С.489

27) Фетисов Г.Г., Лаврушин О.И. Организация деятельности центрального банка: Учебник/ Под общ. ред. Г.Г. Фетисова. М., 2008. С.433

28) Шестаков А.Б. Коммерческие банки. – М., 1999.С.390

29) Официальный сервер Центрального банка РФ в интернете: http://www.cbr.ru.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

51884. Середовище для спільної роботи з документами. Колективне виконання завдань з опрацювання даних. Служби онлайнового документообігу 33 KB
  Знайомство з Інтернетслужбою Google Docs. Інтерфейс вебпрограм Google Docs. Робота з документами в Google Docs. Ввійдіть у пошукову систему Google: http: www.