82185

Киевская Русь при Ярославе Мудром

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Цели: выявить и охарактеризовать основные направления внутренней и внешней политики Ярослава Мудрого. Воспитать интерес к истории и чувство патриотизма к своей родине. Развивать универсальные учебные действия: регулятивные – постановка цели, поиск путей её достижения; познавательные – извлечение...

Русский

2015-02-26

35 KB

3 чел.

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

Государственное образовательное учреждение высшего

профессионального образования

«ЧЕРЕПОВЕЦКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Гуманитарный  институт

Кафедра истории

Конспект урока  по истории России  с древнейших времен до конца XVI века на тему:  Киевская Русь при Ярославе Мудром

                                                                                            Выполнила: студентка 5 курса

                                                                                   Зайцева Ксения Александровна

                                                 Проверила:

                                                                                            Кобякова Ольга Анатольевна

Череповец

2012

Конспект урока по истории России с древнейших времен до конца XVI века (6 класс)

Тема урока: Киевская Русь при Ярославе Мудром

Тип урока: изучение нового материала

Цели: 1. выявить и охарактеризовать основные направления внутренней и внешней политики Ярослава Мудрого. 

          2. воспитать интерес к истории и чувство патриотизма к своей родине.

         3. развивать универсальные учебные действия: регулятивные – постановка цели, поиск путей её достижения; познавательные – извлечение информации из разных источников, анализ фактов; коммуникативные – умение работать в группе.

Задачи:

- познакомить обучающихся с княжением Ярослава Мудрого;

- сформировать знания обучающихся о развитии Руси в период княжения Ярослава Мудрого.

- подвести обучающихся к выводу, что правление Ярослава Мудрого – это время расцвета Древнерусского государства.

- продолжить формирование навыка работы с исторической картой, с текстом источника «Русская Правда».

Оборудование:

- презентация.

- карта «Древнерусское государство в IX-XII вв.».

- Видеофильм «Древняя Русь».

- раздаточный материал (отрывки из «Повести временных лет», «Русской Правды»).

План урока:

  1.  Вводно-мотивационный этап (3 минуты)
  2.  Этап изучения нового материала: Усобица сыновей Владимира (12 минут)
  3.  Физминутка (3 минуты)
  4.  Этап изучения нового материала: Ярослав Мудрый – киевский князь. Появление первого на Руси письменного законодательства. «Русская Правда» (15)
  5.  Подведение итогов  урока  (3 минуты)
  6.  Рефлексивный этап (2 минуты)
  7.  Контрольно-оценочный этап (2 минуты)

Этап

Задачи

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

УУД

Оборудование

Вводно-мотивационный

Формировать положительную учебную мотивацию. Определить цель урока. Ознакомить обучающихся с планом работы на урок.

Приветствие

- «В год 6525 (1017). Ярослав пошел в Киев, и погорели церкви» так в Повести временных лет начинается описание походов Ярослава Мудрого за право княжения в Киеве. (Слайд 1 – изображение Ярослава).

- Ребята, на экране (Слайд 1) вы видите портрет Ярослава Мудрого. Тема нашего урока будет связана непосредственной с этой выдающейся личностью.

- У каждого человека в нашей стране есть фамилия, имя и отчество. Так было не всегда. В Древней Руси при рождении ребенок получал имя, при крещении мог получить другое имя, а уже позднее у него появлялось прозвище. Не были исключением и князья (Слайд 2 портреты перечисляемых): Владимир Красное Солнышко, Андрей Боголюбский, Мстислав Удалой, а позже первый русский царь – Иван Грозный. В одном слове глубокая информация о человеке. В одной и той же ситуации один человек становится героем, а другой трусом, один – Мудрым, другой – Окаянным, каждый делает свой выбор. Сегодня мы будем говорить о выборе Ярослава – сына Владимира. Народная мудрость назвала его Мудрым, и добрая память о нем живет уже почти 1000 лет. Как вы думаете, почему Ярослава прозвали – Мудрый; чему мы должны учиться у него?

- Как вы думаете ребята, исходя из всего выше сказанного, какая тема сегодняшнего нашего с вами урока?

- Действительно. Время княжения Ярослава Мудрого – это время возвышения Киевской Руси.  Сегодня мы с вами обратимся к изучению развития все сфер жизни Киевской Руси при Ярославе Мудром.

Тема нашего урока «Киевская Русь при Ярославе Мудром» Открываем тетради, подписываем число и тему урока (Слайд 3).

- Давайте теперь определим цель урока?

 - Что нам  необходимо для достижения цели?

Обобщая ответы: 1. Узнать, какие в Киевском государстве произошли изменения при Ярославе Мудром 2. Закрепить знания о развитии государственности на Руси 3. Выяснить, как развивались  экономическая, политическая и социальная сферы в период княжения Ярослава (Слайд 4).

Нам на уроке помогут, полученные вами знания на предыдущих уроках и материалы, которые лежат у вас на столах.

Приветствие

- Потому что он был умен, осторожен. Вел взвешенную политику, любил книги. Именно этим качествам у него и стоит учиться.

- Мы будем говорить о Ярославе Мудром.

в тетрадях подписывают число и тему.

- Выяснить, как повлияло княжение Ярослава Мудрого на развитие Киевского государства.

делают предположения

Регулятивные:

- принятие и сохранение цели

Презентация слайд  1- 4

Изучение нового материала Усобица сыновей Владимира

- Перед Вами отрывок из повести временных лет (Приложение). Ваша задача прочитать его и ответить на вопрос устно.

- Итак. Как Вы думаете, какое значение для государства имел тот факт, что Владимир «посадил» управлять близлежащими землями своих сыновей?

- Ребята обратите внимание на слово «посадил», которое выделено в тексте. На основе данного слова возникло понятие посадник. Посадник -  назначенный или выборный глава местной власти. (Слайд 5). Запишите определение в тетрадь и подчеркните его.

- Еще при жизни своего отца Владимира Ярослав, княживший в Новгороде, проявлял намерения не платить дань Киеву (показать на карте Киев и Новгород Слайд 6), фиксация в тетради основных имен, дат, и фактов. Со смертью в 1015 г. Владимира и началом киевского княжения Святополка, это намерение усилилось (Слайд 7). Старший сын Владимира, Святополк, стремился к единовластию на Руси и опасался младших братьев Бориса и Глеба. Борис княжил в Ростове, а Глеб – в Муроме (показать на карте Ростов и Муром Слайд 8). Святополк решил расправится с братьями. Вскоре был убит еще один сын Владимира, Святослав.  Святополк осуществил свой план,  избавившись от претендентов на киевский престол (Слайд 9). Оставшийся в живых брат Святополка, Ярослав, не простил братоубийства и в 1018 г. совместно с варягами захватил Киев и стал в нем княжить. Попытки Святополка с помощью поляк, а в 1019 г. печенегов вернуть себе престол обернулись крахом, а сам он вскоре умер отправившись на запад (Слайд 10). Со смертью Святополка, Ярослав не стал единоличным правителем, так как был жив его, единственный оставшийся в живых, брат Мстислав Удалой, с которым они поделили Русь на две части по реке Днепр. Но после смерти Мстислава 1036 г., Ярослав стал единоличным правителем Киевской Руси (Слайд 11).

- А теперь ребята после прослушанного вами материала, частично зафиксированного в тетради, ответе мне на ряд вопросов:

1. Почему Ярослав не стал бороться за единоличную власть, а разделил ее с Мстиславом?

2. Какие последствия для Древнерусского государства имело участие кочевников (печенегов) в междоусобных княжеских столкновениях?

Физминутка:

- Ребята давайте встряхнем и разомнем  руки, которые уже достаточно написали.

- Затем не большую гимнастику для глаз, посмотрев в лево, в право, верх, вниз и так несколько раз.

- Немного, отдохнув, мы снова принимаемся за работу.

Читают документ.

- Способствовало укреплению государства.

- Записывают в тетрадь определение «посадник».

записывают определение и подчеркивают его.

Фиксация в тетради основных имен, дат и фактов.

- У него не было достаточных сил и желания вновь начинать междоусобную борьбу.

- Печенеги грабили русские земли, нанося им большой урон.

 

выполняют действия.

выполняют действия.

Познавательные:

-

извлечение информации из предложенного материала

-  установление причинно-следственных связей;

- формулирование

и обоснование выводов;

- построение оценочных суждений

.

Печатный материал: отрывок из Повести временных лет. Презентация слайды 5- 11.

Изучение нового материала Ярослав Мудрый – киевский князь. Появление первого на Руси письменного законодательства. «Русская Правда».

Проанализировать конкретные факты, характеризующие экономическое, политическое и социальное развитие Киевской Руси при Ярославе Мудром.

- Ярослав став единоличным правителем занялся расширением и укреплением своих пределов. Князь не однократно совершал успешные военные походы на западные земли. (Слайд 12). Что это за земли? (показать на карте земли)

- В землях чуди и Ростовской земли он основал города (Слайд 13). Какие? (показать города на карте)

- Со многими странами Ярослав установил мирные отношения, подкрепляя их родственными связями. Открываем стр. 56 читаем и выписываем, что это за страны.

- Ярославу удалось установить мир на южных рубежах Русского государства, разбив в 1036 г. печенежское войско. Запишите эту дату и факт в тетрадь

- На месте победы над печенегами Ярослав в 1037 г. заложил храм. (Слайд 14). Что это за храм?

- Ребята какой выводы из всего выше сказанного можно сделать?

- Начало русского законодательства. Запишите в тетрадях подзаголовок (Слайд 15).

- Перед Вами на партах лежит текс «Русской правды» (Приложение).  Вы поэтапно читаете текст и комментируете его содержание.

- Позднее в «Правде в Ярославичей месть была заменена вирой. Вира – штраф. Запишите это себе в тетрадь.

- Работая с текстом, ответе  кто такие:

- холопы

- смерды

- закупы

- огнищанин

- тиун

- вервь

- Запишите данные понятия в тетрадь.

- Исходя из проработанного вами документа какой вывод можно сделать?

- Запишите его в тетрадь.

- Литва, чудь, ятвяги.

- Юрьев и Ярославль.

работают с текстом учебника.

выполнение действия.

- Храм Святой Софии.

- Древнерусское государство в годы правления Ярослава Мудрого достигло своего наивысшего расцвета.

выполнение действия.

- «Если убьет муж мужа, то мстить за убитого отцу, брату, племяннику». Закон допускает кровную месть, но круг  «мстителей» ограничивается.

выполнение действия.

- «Если убьет свободный человек свободного…». Есть свободные и несвободные люди, существует неравенство. Записывают в тетрадь.

- разорившийся человек, продавший себя в рабство

- крестьянин, владевший участком земли и небольшим имуществом

- крестьянин–смерд, бравший ссуду и вынужденный отрабатывать ее.

- управляющий хозяйством князя.

- управляющий господского дома.

- община

выполнение действия.

-  При Ярославе Мудром произошел переход от прежних обычаев родового строя к единоличному письменному законодательству. Жизнь русских людей стали регулировать законы.

 выполнение действия.

Познавательные:

- извлечение информации из предложенного источника

Печатный материал: документ «Русская Правда». Презентация слайды 11-15.

Подведение итогов  урока  

Проанализировать достижение цели

- Удалось нам достигнуть цели сегодняшнего урока?

- Что нового вы узнали на уроке?

- Да удалось. Я  на уроке узнал …

Регулятивные

- удержание цели;

- оценка достижения цели

Рефлексивный этап

Выявить отношение обучающихся к содержанию урока

- Ребята, какие чувства у вас вызывает политика Ярослава Мудрого?

- Для того чтобы исправить или не допустить повторения негативной ситуации, мы с вами должны обладать знанием о происходящем.

- Как положительные, так отрицательные. Отрицательные в связи с междоусобной борьбой и  бесправным положением личнозависимых.

Личностные

- чувство сопричастности к истории свой Родины.

Контрольно -оценочный этап

Оценить работу на уроке

Самым активным сегодня за урок будут поставлены оценки отлично. Домашним заданием будут записи в тетради, которые нужно выучить и прочитать параграф 8. Всем спасибо за работу. До свидания.

Регулятивные

- оценка своего вклада в достижение цели урока.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

24177. Первые русские князья. Основные направления внутренней и внешней политики. (Олег, Владимир 1, Ярослав Мудрый, Владимир Мономах, [Изяслав, Всеслав, Всеволод, Святослав]) 32.27 KB
  Олег Владимир 1 Ярослав Мудрый Владимир Мономах [Изяслав Всеслав Всеволод Святослав]. В 980 к власти пришел Владимир в междуусобице погибли Олег и Ярополк. Владимир вошел в историю как крупный государственный деятель. Владимир разослал по отдельным областям своих сыновей.
24178. Принятие христианства на Руси и её значение 48.38 KB
  Значение принятие на Руси христианства: Стремление укрепить международный авторитет Киевской Руси. Крещение Руси и её расцвет: При князе Владимире Святославиче правившем между 978 и 1015 официальной религией Киевского государства в 988 стало христианство. О высоком уровне грамотности жителей Руси свидетельствуют дошедшие до нашего времени многочисленные берестяные грамоты.
24179. Время правления Ярослава Мудрого 30.48 KB
  его сын Ярослав посаженный княжить в Новгороде наняв варягов отказался платить традиционную дань 2000 гривен 1 гривна = ок. Но в современной историографии есть версия что их убил Ярослав Мудрый мудрый в старину означало хитрый. В это время варяги нанятые Ярославом ведут себя бесцеремонно в Новгороде и новгородцы убивают их часть.
24180. Внешняя и внутренняя политика в годы правления Владимира Мономаха 28.06 KB
  Немудрено ведь годы правления Владимира Мономаха фактически начались еще при князе Всеволоде его отце и он активно участвовал во всех государственных делах при Святополке. Внутренняя политика в годы правления Владимира Мономаха. Князь сразу же принял решение расширить и обновить Русскую правду которую стали называть в результате его решительных действий Устав Владимира Мономаха.
24181. Причины феодальной раздробленности Древнерусского государства 42.71 KB
  Причины феодальной раздробленности Древнерусского государства Для возникновения феодальной раздробленности были экономические социальные и этнические причины. Появление изгоев и закупов свидетельствует о наличии расслоения в старой свободной общине и создании категорий крестьян вынужденных вступать в поземельную зависимость не от государства а от частных господ. На этом более высоком уровне феодализации политическая раздробленность Древнерусского государства была закономерной и вела к укреплению его функций в интересах отдельных земель...
24182. Положительные и отрицательные последствия феодальной раздробленности 17.63 KB
  Положительные: 1 трудности жизни на юге заставляли людей уходить на север и восток страны заселяя и осваивая эти прежде неразвитые окраины древней Руси. Значение периода феодальной раздробленности в русской истории У политической раздробленности как у любого исторического явления есть и положительные и отрицательные стороны: 1. Положительные: исчезла пропасть между центрами и окраинами; последние превратились в самостоятельные княжества которые по уровню хозяйственного социальнополитического и культурного развития превосходили Киевскую...
24183. Сущность социальных отношений 47 KB
  Социальные нормы это средства социальной регуляции поведения индивидов и групп. Социальная роль это социальная функция модель поведения объективно заданная социальной позицией личности в системе социальных и межличностных отношений. С социальной стратификацией связано понятие социальной мобильности. Под социальной мобильностью понимается любой переход индивида или социального объекта ценности то есть всего того что создано или модифицировано человеческой деятельностью из одной социальной позиции в другую.
24184. Классификация социальных процессов 50 KB
  В тех случаях когда цели и способы их достижения у индивида или группы не могут удовлетворить индивида компромисса достичь не удается и индивид не приспосабливается к новым условиям окружающей среды. Ассимиляция ссимиляция это процесс взаимного культурного проникновения через который личности и группы приходят к разделяемой всеми участниками процесса общей культуре. Это всегда двухсторонний процесс в котором каждая группа имеет возможности для проникновения своей культуры в другие группы пропорционально своему размеру престижу и другим...
24185. Применение имитационного моделирования 47.5 KB
  Имитационное моделирование это частный случай математического моделирования. Применение имитационного моделирования К имитационному моделированию прибегают когда: дорого или невозможно экспериментировать на реальном объекте; невозможно построить аналитическую модель: в системе есть время причинные связи последствие нелинейности стохастические случайные переменные; необходимо сымитировать поведение системы во времени. Цель имитационного моделирования состоит в воспроизведении поведения исследуемой системы на основе результатов...