82185

Киевская Русь при Ярославе Мудром

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Цели: выявить и охарактеризовать основные направления внутренней и внешней политики Ярослава Мудрого. Воспитать интерес к истории и чувство патриотизма к своей родине. Развивать универсальные учебные действия: регулятивные – постановка цели, поиск путей её достижения; познавательные – извлечение...

Русский

2015-02-26

35 KB

3 чел.

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

Государственное образовательное учреждение высшего

профессионального образования

«ЧЕРЕПОВЕЦКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Гуманитарный  институт

Кафедра истории

Конспект урока  по истории России  с древнейших времен до конца XVI века на тему:  Киевская Русь при Ярославе Мудром

                                                                                            Выполнила: студентка 5 курса

                                                                                   Зайцева Ксения Александровна

                                                 Проверила:

                                                                                            Кобякова Ольга Анатольевна

Череповец

2012

Конспект урока по истории России с древнейших времен до конца XVI века (6 класс)

Тема урока: Киевская Русь при Ярославе Мудром

Тип урока: изучение нового материала

Цели: 1. выявить и охарактеризовать основные направления внутренней и внешней политики Ярослава Мудрого. 

          2. воспитать интерес к истории и чувство патриотизма к своей родине.

         3. развивать универсальные учебные действия: регулятивные – постановка цели, поиск путей её достижения; познавательные – извлечение информации из разных источников, анализ фактов; коммуникативные – умение работать в группе.

Задачи:

- познакомить обучающихся с княжением Ярослава Мудрого;

- сформировать знания обучающихся о развитии Руси в период княжения Ярослава Мудрого.

- подвести обучающихся к выводу, что правление Ярослава Мудрого – это время расцвета Древнерусского государства.

- продолжить формирование навыка работы с исторической картой, с текстом источника «Русская Правда».

Оборудование:

- презентация.

- карта «Древнерусское государство в IX-XII вв.».

- Видеофильм «Древняя Русь».

- раздаточный материал (отрывки из «Повести временных лет», «Русской Правды»).

План урока:

  1.  Вводно-мотивационный этап (3 минуты)
  2.  Этап изучения нового материала: Усобица сыновей Владимира (12 минут)
  3.  Физминутка (3 минуты)
  4.  Этап изучения нового материала: Ярослав Мудрый – киевский князь. Появление первого на Руси письменного законодательства. «Русская Правда» (15)
  5.  Подведение итогов  урока  (3 минуты)
  6.  Рефлексивный этап (2 минуты)
  7.  Контрольно-оценочный этап (2 минуты)

Этап

Задачи

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

УУД

Оборудование

Вводно-мотивационный

Формировать положительную учебную мотивацию. Определить цель урока. Ознакомить обучающихся с планом работы на урок.

Приветствие

- «В год 6525 (1017). Ярослав пошел в Киев, и погорели церкви» так в Повести временных лет начинается описание походов Ярослава Мудрого за право княжения в Киеве. (Слайд 1 – изображение Ярослава).

- Ребята, на экране (Слайд 1) вы видите портрет Ярослава Мудрого. Тема нашего урока будет связана непосредственной с этой выдающейся личностью.

- У каждого человека в нашей стране есть фамилия, имя и отчество. Так было не всегда. В Древней Руси при рождении ребенок получал имя, при крещении мог получить другое имя, а уже позднее у него появлялось прозвище. Не были исключением и князья (Слайд 2 портреты перечисляемых): Владимир Красное Солнышко, Андрей Боголюбский, Мстислав Удалой, а позже первый русский царь – Иван Грозный. В одном слове глубокая информация о человеке. В одной и той же ситуации один человек становится героем, а другой трусом, один – Мудрым, другой – Окаянным, каждый делает свой выбор. Сегодня мы будем говорить о выборе Ярослава – сына Владимира. Народная мудрость назвала его Мудрым, и добрая память о нем живет уже почти 1000 лет. Как вы думаете, почему Ярослава прозвали – Мудрый; чему мы должны учиться у него?

- Как вы думаете ребята, исходя из всего выше сказанного, какая тема сегодняшнего нашего с вами урока?

- Действительно. Время княжения Ярослава Мудрого – это время возвышения Киевской Руси.  Сегодня мы с вами обратимся к изучению развития все сфер жизни Киевской Руси при Ярославе Мудром.

Тема нашего урока «Киевская Русь при Ярославе Мудром» Открываем тетради, подписываем число и тему урока (Слайд 3).

- Давайте теперь определим цель урока?

 - Что нам  необходимо для достижения цели?

Обобщая ответы: 1. Узнать, какие в Киевском государстве произошли изменения при Ярославе Мудром 2. Закрепить знания о развитии государственности на Руси 3. Выяснить, как развивались  экономическая, политическая и социальная сферы в период княжения Ярослава (Слайд 4).

Нам на уроке помогут, полученные вами знания на предыдущих уроках и материалы, которые лежат у вас на столах.

Приветствие

- Потому что он был умен, осторожен. Вел взвешенную политику, любил книги. Именно этим качествам у него и стоит учиться.

- Мы будем говорить о Ярославе Мудром.

в тетрадях подписывают число и тему.

- Выяснить, как повлияло княжение Ярослава Мудрого на развитие Киевского государства.

делают предположения

Регулятивные:

- принятие и сохранение цели

Презентация слайд  1- 4

Изучение нового материала Усобица сыновей Владимира

- Перед Вами отрывок из повести временных лет (Приложение). Ваша задача прочитать его и ответить на вопрос устно.

- Итак. Как Вы думаете, какое значение для государства имел тот факт, что Владимир «посадил» управлять близлежащими землями своих сыновей?

- Ребята обратите внимание на слово «посадил», которое выделено в тексте. На основе данного слова возникло понятие посадник. Посадник -  назначенный или выборный глава местной власти. (Слайд 5). Запишите определение в тетрадь и подчеркните его.

- Еще при жизни своего отца Владимира Ярослав, княживший в Новгороде, проявлял намерения не платить дань Киеву (показать на карте Киев и Новгород Слайд 6), фиксация в тетради основных имен, дат, и фактов. Со смертью в 1015 г. Владимира и началом киевского княжения Святополка, это намерение усилилось (Слайд 7). Старший сын Владимира, Святополк, стремился к единовластию на Руси и опасался младших братьев Бориса и Глеба. Борис княжил в Ростове, а Глеб – в Муроме (показать на карте Ростов и Муром Слайд 8). Святополк решил расправится с братьями. Вскоре был убит еще один сын Владимира, Святослав.  Святополк осуществил свой план,  избавившись от претендентов на киевский престол (Слайд 9). Оставшийся в живых брат Святополка, Ярослав, не простил братоубийства и в 1018 г. совместно с варягами захватил Киев и стал в нем княжить. Попытки Святополка с помощью поляк, а в 1019 г. печенегов вернуть себе престол обернулись крахом, а сам он вскоре умер отправившись на запад (Слайд 10). Со смертью Святополка, Ярослав не стал единоличным правителем, так как был жив его, единственный оставшийся в живых, брат Мстислав Удалой, с которым они поделили Русь на две части по реке Днепр. Но после смерти Мстислава 1036 г., Ярослав стал единоличным правителем Киевской Руси (Слайд 11).

- А теперь ребята после прослушанного вами материала, частично зафиксированного в тетради, ответе мне на ряд вопросов:

1. Почему Ярослав не стал бороться за единоличную власть, а разделил ее с Мстиславом?

2. Какие последствия для Древнерусского государства имело участие кочевников (печенегов) в междоусобных княжеских столкновениях?

Физминутка:

- Ребята давайте встряхнем и разомнем  руки, которые уже достаточно написали.

- Затем не большую гимнастику для глаз, посмотрев в лево, в право, верх, вниз и так несколько раз.

- Немного, отдохнув, мы снова принимаемся за работу.

Читают документ.

- Способствовало укреплению государства.

- Записывают в тетрадь определение «посадник».

записывают определение и подчеркивают его.

Фиксация в тетради основных имен, дат и фактов.

- У него не было достаточных сил и желания вновь начинать междоусобную борьбу.

- Печенеги грабили русские земли, нанося им большой урон.

 

выполняют действия.

выполняют действия.

Познавательные:

-

извлечение информации из предложенного материала

-  установление причинно-следственных связей;

- формулирование

и обоснование выводов;

- построение оценочных суждений

.

Печатный материал: отрывок из Повести временных лет. Презентация слайды 5- 11.

Изучение нового материала Ярослав Мудрый – киевский князь. Появление первого на Руси письменного законодательства. «Русская Правда».

Проанализировать конкретные факты, характеризующие экономическое, политическое и социальное развитие Киевской Руси при Ярославе Мудром.

- Ярослав став единоличным правителем занялся расширением и укреплением своих пределов. Князь не однократно совершал успешные военные походы на западные земли. (Слайд 12). Что это за земли? (показать на карте земли)

- В землях чуди и Ростовской земли он основал города (Слайд 13). Какие? (показать города на карте)

- Со многими странами Ярослав установил мирные отношения, подкрепляя их родственными связями. Открываем стр. 56 читаем и выписываем, что это за страны.

- Ярославу удалось установить мир на южных рубежах Русского государства, разбив в 1036 г. печенежское войско. Запишите эту дату и факт в тетрадь

- На месте победы над печенегами Ярослав в 1037 г. заложил храм. (Слайд 14). Что это за храм?

- Ребята какой выводы из всего выше сказанного можно сделать?

- Начало русского законодательства. Запишите в тетрадях подзаголовок (Слайд 15).

- Перед Вами на партах лежит текс «Русской правды» (Приложение).  Вы поэтапно читаете текст и комментируете его содержание.

- Позднее в «Правде в Ярославичей месть была заменена вирой. Вира – штраф. Запишите это себе в тетрадь.

- Работая с текстом, ответе  кто такие:

- холопы

- смерды

- закупы

- огнищанин

- тиун

- вервь

- Запишите данные понятия в тетрадь.

- Исходя из проработанного вами документа какой вывод можно сделать?

- Запишите его в тетрадь.

- Литва, чудь, ятвяги.

- Юрьев и Ярославль.

работают с текстом учебника.

выполнение действия.

- Храм Святой Софии.

- Древнерусское государство в годы правления Ярослава Мудрого достигло своего наивысшего расцвета.

выполнение действия.

- «Если убьет муж мужа, то мстить за убитого отцу, брату, племяннику». Закон допускает кровную месть, но круг  «мстителей» ограничивается.

выполнение действия.

- «Если убьет свободный человек свободного…». Есть свободные и несвободные люди, существует неравенство. Записывают в тетрадь.

- разорившийся человек, продавший себя в рабство

- крестьянин, владевший участком земли и небольшим имуществом

- крестьянин–смерд, бравший ссуду и вынужденный отрабатывать ее.

- управляющий хозяйством князя.

- управляющий господского дома.

- община

выполнение действия.

-  При Ярославе Мудром произошел переход от прежних обычаев родового строя к единоличному письменному законодательству. Жизнь русских людей стали регулировать законы.

 выполнение действия.

Познавательные:

- извлечение информации из предложенного источника

Печатный материал: документ «Русская Правда». Презентация слайды 11-15.

Подведение итогов  урока  

Проанализировать достижение цели

- Удалось нам достигнуть цели сегодняшнего урока?

- Что нового вы узнали на уроке?

- Да удалось. Я  на уроке узнал …

Регулятивные

- удержание цели;

- оценка достижения цели

Рефлексивный этап

Выявить отношение обучающихся к содержанию урока

- Ребята, какие чувства у вас вызывает политика Ярослава Мудрого?

- Для того чтобы исправить или не допустить повторения негативной ситуации, мы с вами должны обладать знанием о происходящем.

- Как положительные, так отрицательные. Отрицательные в связи с междоусобной борьбой и  бесправным положением личнозависимых.

Личностные

- чувство сопричастности к истории свой Родины.

Контрольно -оценочный этап

Оценить работу на уроке

Самым активным сегодня за урок будут поставлены оценки отлично. Домашним заданием будут записи в тетради, которые нужно выучить и прочитать параграф 8. Всем спасибо за работу. До свидания.

Регулятивные

- оценка своего вклада в достижение цели урока.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

22983. Система команд та методи адресації в мікропроцесорі КР1810ВМ86 1.05 MB
  Серед цього списку можна виявити що деякі команди не змінили ані форми ані змісту наприклад HLT NOP STC IN OUT JMPCALL тощо. Деякі команди зберегли свій зміст але мають дещо іншу мнемоніку: для МП80 INR DCR ANA ORA XRA JZ JNZ JC JNC для МП86 INC DEC AND OR XOR JE JNE JB JNB Зявилися принципово нові команди пoвязані з новими можливостями МП86: MUL множення; DIV ділення; NEG утворення доповняльного коду; NOTінверсія; TEST операція І без фіксації результату тільки заради...
22984. Мультипроцесорні системи 4.79 MB
  Дійсно звернення до памяті або до зовнішніх пристроїв та захоплення системної шини дозволяється одночасно лише одному з процесорів тоді як останні повинні в цей час переробляти раніш одержані дані або знаходитись в режимі очікування. Такий часовий розподіл загальних ресурсів системи має назву арбітражу системної шини і виконується групою пристроїв спеціальних ІМС так званих арбітрів шини. Арбітр шини дозволяє захоплення системної шини лише одному з процесорів що виставили запит тому котрий посідає найвищого пріоритету і...
22985. Мікропроцесори 80386 і 80486 4.79 MB
  Це дозволяє йому здійснювати обмін з памяттю зі швидкістю до 32 Мбайт сек і виконувати до 5 мільйонів операцій у секунду MIPS. Отже під час виконання одної команди відбувається декодування другої а третя видобувається з памяті. Усі можливості МП386 мультипрограмність віртуальна память захист пріоритети зповна відкриваються лише в захищеному режимі. У порівнянні з МП286 у МП386 існують істотні відміни в організації віртуальної памяті.
22986. Поняття про RISC-процесори. Процесори п’ятого та шостого поколінь 6.22 MB
  Процесори пятого та шостого поколінь Поняття про RISCпроцесори Якісний стрибок у розвитку мікропроцесорних систем відбувся з появою мікропроцесора 8086. Такі процесори і компютери дістали назву RISC процесорів та RISC компютерів на відміну від процесорів та компютерів зі складною системою команд Complex Instruction Set Computer CISC компютер. Перший €œсправжній€ RISC компютер було створено наприкінці 70х років в університеті Берклі.
22987. Діагностика несправностей у мікропроцесорних системах 739 KB
  Тут можна навести таку наочну аналогію: візьміть на сторінці друкованого тексту вертикальний рядок літер що розташовані одна над одною і спробуйте встановити зміст тексту. Тому третя трудність полягає у тому щоб будьякимсь чином представити інформацію що міститься у вихідному тестсигналі у компактній та зрозумілій формі по якій можна було б судити про справність або несправність пристрою що перевіряється. Тестпрограма повинна бути періодичною щоб можна було проконтролювати відтворюваність її результатів від кількох актів тестування....
22988. Декотріі принципи роботи сучасних мікропроцесорів та ЕОМ 1.54 MB
  Вони показують яка команда виконується до якої комірки памяті або зовнішнього пристрою звертається процесор і містять іншу важливу і вичерпну інформацію. Після того як у програмі дається сигнал €œвивільнити мікросхему€ вміст усіх регістрів переписується в область памяті що має назву сегмента стану задачі TSS Taske State Segment. При роботі у мультипрограмному режимі можуть виникати певні труднощі з використанням оперативної памяті котра стає тепер вже загальною для кількох задач. Можливі непередбачені ситуації коли одна програма...
22989. Віртуальна пам’ять. Мікропроцесор 80286 4.24 MB
  Мікропроцесор 80286 Як добре відомо процесор може безпосередньо працювати лише з тією інформацією яка записана в його оперативній памяті. Однак обєм оперативної памяті у сучасних ЕОМ порівняно невеликий і часто виявляється недостатнім для розвязання більшменш складних задач. Віртуальна організація памяті дає користувачеві практично необмежений обєм памяті.
22990. Артикуляційна база мови 33 KB
  Робота органів мовлення тобто сукупність їх порухів при вимові певного звука називається артикуляцією від лат. excursio вибігання вилазка або приступ початковий рух органів мовлення підготовка органів мовлення до вимови звука. culmen вершина або витримка поло' ження органів мовлення в момент вимовляння звуків. recursio повернення або відступ повернення органів мовлення у вихідне положення.
22991. Будова мовного апарату і функції його найважливіших частин 36 KB
  Мовленнєвий апарат І порожнина рота; II глотка фаринкс; III порожнина носа; IV гортань; 1 трахея; 2 голосова зв'язка; 3 неправдива голосова зв'язка; 4 щитовидний хрящ; 5 персневидний хрящ; 6 під'язикова кістка; 7 надгортанник; 8 язик; 9 тверде піднебіння; 10 м'яке піднебіння. Верхній поверх надставна порожнина її ще називають надставною трубою до якої належать порожнини глотки фаринкс рота і носа. Коли м'яке піднебіння опущене порожнина рота змикається з порожниною носа і частина повітря проходить...