82185

Киевская Русь при Ярославе Мудром

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Цели: выявить и охарактеризовать основные направления внутренней и внешней политики Ярослава Мудрого. Воспитать интерес к истории и чувство патриотизма к своей родине. Развивать универсальные учебные действия: регулятивные – постановка цели, поиск путей её достижения; познавательные – извлечение...

Русский

2015-02-26

35 KB

3 чел.

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

Государственное образовательное учреждение высшего

профессионального образования

«ЧЕРЕПОВЕЦКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Гуманитарный  институт

Кафедра истории

Конспект урока  по истории России  с древнейших времен до конца XVI века на тему:  Киевская Русь при Ярославе Мудром

                                                                                            Выполнила: студентка 5 курса

                                                                                   Зайцева Ксения Александровна

                                                 Проверила:

                                                                                            Кобякова Ольга Анатольевна

Череповец

2012

Конспект урока по истории России с древнейших времен до конца XVI века (6 класс)

Тема урока: Киевская Русь при Ярославе Мудром

Тип урока: изучение нового материала

Цели: 1. выявить и охарактеризовать основные направления внутренней и внешней политики Ярослава Мудрого. 

          2. воспитать интерес к истории и чувство патриотизма к своей родине.

         3. развивать универсальные учебные действия: регулятивные – постановка цели, поиск путей её достижения; познавательные – извлечение информации из разных источников, анализ фактов; коммуникативные – умение работать в группе.

Задачи:

- познакомить обучающихся с княжением Ярослава Мудрого;

- сформировать знания обучающихся о развитии Руси в период княжения Ярослава Мудрого.

- подвести обучающихся к выводу, что правление Ярослава Мудрого – это время расцвета Древнерусского государства.

- продолжить формирование навыка работы с исторической картой, с текстом источника «Русская Правда».

Оборудование:

- презентация.

- карта «Древнерусское государство в IX-XII вв.».

- Видеофильм «Древняя Русь».

- раздаточный материал (отрывки из «Повести временных лет», «Русской Правды»).

План урока:

  1.  Вводно-мотивационный этап (3 минуты)
  2.  Этап изучения нового материала: Усобица сыновей Владимира (12 минут)
  3.  Физминутка (3 минуты)
  4.  Этап изучения нового материала: Ярослав Мудрый – киевский князь. Появление первого на Руси письменного законодательства. «Русская Правда» (15)
  5.  Подведение итогов  урока  (3 минуты)
  6.  Рефлексивный этап (2 минуты)
  7.  Контрольно-оценочный этап (2 минуты)

Этап

Задачи

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

УУД

Оборудование

Вводно-мотивационный

Формировать положительную учебную мотивацию. Определить цель урока. Ознакомить обучающихся с планом работы на урок.

Приветствие

- «В год 6525 (1017). Ярослав пошел в Киев, и погорели церкви» так в Повести временных лет начинается описание походов Ярослава Мудрого за право княжения в Киеве. (Слайд 1 – изображение Ярослава).

- Ребята, на экране (Слайд 1) вы видите портрет Ярослава Мудрого. Тема нашего урока будет связана непосредственной с этой выдающейся личностью.

- У каждого человека в нашей стране есть фамилия, имя и отчество. Так было не всегда. В Древней Руси при рождении ребенок получал имя, при крещении мог получить другое имя, а уже позднее у него появлялось прозвище. Не были исключением и князья (Слайд 2 портреты перечисляемых): Владимир Красное Солнышко, Андрей Боголюбский, Мстислав Удалой, а позже первый русский царь – Иван Грозный. В одном слове глубокая информация о человеке. В одной и той же ситуации один человек становится героем, а другой трусом, один – Мудрым, другой – Окаянным, каждый делает свой выбор. Сегодня мы будем говорить о выборе Ярослава – сына Владимира. Народная мудрость назвала его Мудрым, и добрая память о нем живет уже почти 1000 лет. Как вы думаете, почему Ярослава прозвали – Мудрый; чему мы должны учиться у него?

- Как вы думаете ребята, исходя из всего выше сказанного, какая тема сегодняшнего нашего с вами урока?

- Действительно. Время княжения Ярослава Мудрого – это время возвышения Киевской Руси.  Сегодня мы с вами обратимся к изучению развития все сфер жизни Киевской Руси при Ярославе Мудром.

Тема нашего урока «Киевская Русь при Ярославе Мудром» Открываем тетради, подписываем число и тему урока (Слайд 3).

- Давайте теперь определим цель урока?

 - Что нам  необходимо для достижения цели?

Обобщая ответы: 1. Узнать, какие в Киевском государстве произошли изменения при Ярославе Мудром 2. Закрепить знания о развитии государственности на Руси 3. Выяснить, как развивались  экономическая, политическая и социальная сферы в период княжения Ярослава (Слайд 4).

Нам на уроке помогут, полученные вами знания на предыдущих уроках и материалы, которые лежат у вас на столах.

Приветствие

- Потому что он был умен, осторожен. Вел взвешенную политику, любил книги. Именно этим качествам у него и стоит учиться.

- Мы будем говорить о Ярославе Мудром.

в тетрадях подписывают число и тему.

- Выяснить, как повлияло княжение Ярослава Мудрого на развитие Киевского государства.

делают предположения

Регулятивные:

- принятие и сохранение цели

Презентация слайд  1- 4

Изучение нового материала Усобица сыновей Владимира

- Перед Вами отрывок из повести временных лет (Приложение). Ваша задача прочитать его и ответить на вопрос устно.

- Итак. Как Вы думаете, какое значение для государства имел тот факт, что Владимир «посадил» управлять близлежащими землями своих сыновей?

- Ребята обратите внимание на слово «посадил», которое выделено в тексте. На основе данного слова возникло понятие посадник. Посадник -  назначенный или выборный глава местной власти. (Слайд 5). Запишите определение в тетрадь и подчеркните его.

- Еще при жизни своего отца Владимира Ярослав, княживший в Новгороде, проявлял намерения не платить дань Киеву (показать на карте Киев и Новгород Слайд 6), фиксация в тетради основных имен, дат, и фактов. Со смертью в 1015 г. Владимира и началом киевского княжения Святополка, это намерение усилилось (Слайд 7). Старший сын Владимира, Святополк, стремился к единовластию на Руси и опасался младших братьев Бориса и Глеба. Борис княжил в Ростове, а Глеб – в Муроме (показать на карте Ростов и Муром Слайд 8). Святополк решил расправится с братьями. Вскоре был убит еще один сын Владимира, Святослав.  Святополк осуществил свой план,  избавившись от претендентов на киевский престол (Слайд 9). Оставшийся в живых брат Святополка, Ярослав, не простил братоубийства и в 1018 г. совместно с варягами захватил Киев и стал в нем княжить. Попытки Святополка с помощью поляк, а в 1019 г. печенегов вернуть себе престол обернулись крахом, а сам он вскоре умер отправившись на запад (Слайд 10). Со смертью Святополка, Ярослав не стал единоличным правителем, так как был жив его, единственный оставшийся в живых, брат Мстислав Удалой, с которым они поделили Русь на две части по реке Днепр. Но после смерти Мстислава 1036 г., Ярослав стал единоличным правителем Киевской Руси (Слайд 11).

- А теперь ребята после прослушанного вами материала, частично зафиксированного в тетради, ответе мне на ряд вопросов:

1. Почему Ярослав не стал бороться за единоличную власть, а разделил ее с Мстиславом?

2. Какие последствия для Древнерусского государства имело участие кочевников (печенегов) в междоусобных княжеских столкновениях?

Физминутка:

- Ребята давайте встряхнем и разомнем  руки, которые уже достаточно написали.

- Затем не большую гимнастику для глаз, посмотрев в лево, в право, верх, вниз и так несколько раз.

- Немного, отдохнув, мы снова принимаемся за работу.

Читают документ.

- Способствовало укреплению государства.

- Записывают в тетрадь определение «посадник».

записывают определение и подчеркивают его.

Фиксация в тетради основных имен, дат и фактов.

- У него не было достаточных сил и желания вновь начинать междоусобную борьбу.

- Печенеги грабили русские земли, нанося им большой урон.

 

выполняют действия.

выполняют действия.

Познавательные:

-

извлечение информации из предложенного материала

-  установление причинно-следственных связей;

- формулирование

и обоснование выводов;

- построение оценочных суждений

.

Печатный материал: отрывок из Повести временных лет. Презентация слайды 5- 11.

Изучение нового материала Ярослав Мудрый – киевский князь. Появление первого на Руси письменного законодательства. «Русская Правда».

Проанализировать конкретные факты, характеризующие экономическое, политическое и социальное развитие Киевской Руси при Ярославе Мудром.

- Ярослав став единоличным правителем занялся расширением и укреплением своих пределов. Князь не однократно совершал успешные военные походы на западные земли. (Слайд 12). Что это за земли? (показать на карте земли)

- В землях чуди и Ростовской земли он основал города (Слайд 13). Какие? (показать города на карте)

- Со многими странами Ярослав установил мирные отношения, подкрепляя их родственными связями. Открываем стр. 56 читаем и выписываем, что это за страны.

- Ярославу удалось установить мир на южных рубежах Русского государства, разбив в 1036 г. печенежское войско. Запишите эту дату и факт в тетрадь

- На месте победы над печенегами Ярослав в 1037 г. заложил храм. (Слайд 14). Что это за храм?

- Ребята какой выводы из всего выше сказанного можно сделать?

- Начало русского законодательства. Запишите в тетрадях подзаголовок (Слайд 15).

- Перед Вами на партах лежит текс «Русской правды» (Приложение).  Вы поэтапно читаете текст и комментируете его содержание.

- Позднее в «Правде в Ярославичей месть была заменена вирой. Вира – штраф. Запишите это себе в тетрадь.

- Работая с текстом, ответе  кто такие:

- холопы

- смерды

- закупы

- огнищанин

- тиун

- вервь

- Запишите данные понятия в тетрадь.

- Исходя из проработанного вами документа какой вывод можно сделать?

- Запишите его в тетрадь.

- Литва, чудь, ятвяги.

- Юрьев и Ярославль.

работают с текстом учебника.

выполнение действия.

- Храм Святой Софии.

- Древнерусское государство в годы правления Ярослава Мудрого достигло своего наивысшего расцвета.

выполнение действия.

- «Если убьет муж мужа, то мстить за убитого отцу, брату, племяннику». Закон допускает кровную месть, но круг  «мстителей» ограничивается.

выполнение действия.

- «Если убьет свободный человек свободного…». Есть свободные и несвободные люди, существует неравенство. Записывают в тетрадь.

- разорившийся человек, продавший себя в рабство

- крестьянин, владевший участком земли и небольшим имуществом

- крестьянин–смерд, бравший ссуду и вынужденный отрабатывать ее.

- управляющий хозяйством князя.

- управляющий господского дома.

- община

выполнение действия.

-  При Ярославе Мудром произошел переход от прежних обычаев родового строя к единоличному письменному законодательству. Жизнь русских людей стали регулировать законы.

 выполнение действия.

Познавательные:

- извлечение информации из предложенного источника

Печатный материал: документ «Русская Правда». Презентация слайды 11-15.

Подведение итогов  урока  

Проанализировать достижение цели

- Удалось нам достигнуть цели сегодняшнего урока?

- Что нового вы узнали на уроке?

- Да удалось. Я  на уроке узнал …

Регулятивные

- удержание цели;

- оценка достижения цели

Рефлексивный этап

Выявить отношение обучающихся к содержанию урока

- Ребята, какие чувства у вас вызывает политика Ярослава Мудрого?

- Для того чтобы исправить или не допустить повторения негативной ситуации, мы с вами должны обладать знанием о происходящем.

- Как положительные, так отрицательные. Отрицательные в связи с междоусобной борьбой и  бесправным положением личнозависимых.

Личностные

- чувство сопричастности к истории свой Родины.

Контрольно -оценочный этап

Оценить работу на уроке

Самым активным сегодня за урок будут поставлены оценки отлично. Домашним заданием будут записи в тетради, которые нужно выучить и прочитать параграф 8. Всем спасибо за работу. До свидания.

Регулятивные

- оценка своего вклада в достижение цели урока.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

21717. Экономико-организационные проблемы разгрузки предприятий при дефиците мощности и прохождении максимумов нагрузки в энергосистеме 113.5 KB
  Экономикоорганизационные проблемы разгрузки предприятий при дефиците мощности и прохождении максимумов нагрузки в энергосистеме До настоящего времени работы по созданию экономически обоснованных рекомендаций по управлению электропотреблением промышленных предприятий практически не имели ни методической базы ни руководящих указаний позволяющих обеспечивать минимум экономических потерь от изменения режимов функционирования. Выполнение отмеченных условий связано с трудностями изза неопределенности а в отдельных случаях элементарного незнания...
21718. Задачи надёжности электроснабжения 203.5 KB
  Чтобы качественно сравнивать между собой события по степени их возможности нужно с каждым событием связать определенное число которое тем больше чем более возможно событие его вероятность. Найти вероятность исправной работы РП. Если вероятность одного события не изменяется от того произошло или не произошло другое событие то такие события называются независимыми и наоборот. Вероятность суммы n несовместных событий равна сумме вероятностей этих событий: где .
21719. Показатели надежности ЭМС 141 KB
  Вероятность безотказной работы ВБР– это вероятность того что при определенных условиях эксплуатации в заданном интервале времени не произойдет ни одного отказа. Кривые вероятности безотказной работы и вероятности отказов Вероятность отказа Qt– это вероятность того что при определенных условиях эксплуатации в заданном интервале времени произойдет хотя бы один отказ. Отказ и безотказная работа – события противоположенные и несовместимые 2 Частота отказов at– есть отношение отказавших изделий в единицу времени к первоначальному числу...
21720. Расчёт надежности при последовательном (основном) соединении элементов 225.5 KB
  С точки зрения надежности различают последовательные параллельные и системы со сложной структурой. Расчёт надежности при последовательном основном соединении элементов при таком соединении отказ технического изделия наступает при отказе одного из его узлов. Для повышения надежности систем и элементов применяют резервирование: Резервирование – это применение дополнительных средств иили возможностей с целью сохранения работоспособного состояния объекта при отказе одного или нескольких его элементов. Резервирование основано на...
21721. Модели отказов электроустановок 177.5 KB
  Вероятность безотказной работы такой системы определяется как вероятность безотказной работы всех элементов в течение времени t: где n – число элементов последовательно соединенной системы; –событие безотказной работы; – вероятность безотказной работы iго элемента. В случае невосстанавливаемых элементов вероятность отказа системы определяется как вероятность совпадения отказов или m элементов в течение расчётного времени. Если отказы одного элемента не зависят от отказов других элементов то формулы для оценки вероятности безотказной...
21722. МОДЕЛИ ОЦЕНКИ НАДЕЖНОСТИ ЭМС 117.5 KB
  Распределение экстремальных значений Пусть имеется случайная выборка объемом n взятая из бесконечной совокупности имеющей распределение Fx где х– непрерывная случайная величина.1 Так как разрушение материала связано с существованием наиболее слабой точки в работах по теории надежности рассматривается распределение экстремальных значений. Здесь будет рассмотрено распределение наименьших значений однако этот подход может быть использован и при выводе распределений наибольших значений. Функция распределения наименьших значений функция...
21723. Модели надёжности установок с восстановлением 310 KB
  Модели надёжности установок с восстановлением При экспоненциальном законе распределения времени восстановления и времени между отказами для расчёта показателей надёжности установки с восстановлением пригоден математический аппарат марковских случайных процессов. Дискретный случайный процесс называется марковском если все вероятностные характеристики будущего протекания этого процесса при зависят лишь от того в каком состоянии этот процесс находился в настоящий момент времени и не зависят от того каким образом этот процесс протекал до...
21724. Общие принципы определения ущерба от нарушений электроснабжения 80 KB
  Общие принципы определения ущерба от нарушений электроснабжения Проблема оценки ущерба от нарушений электроснабжения вызываемых отказами электрооборудования возникает как при проектировании так и при эксплуатации энергетических объектов. При проектировании потребность в характеристике ущерба ощущается как правило когда определяется экономическая эффективность капитальных вложений при выборе вариантов технических и организационнохозяйственных решений влияющих на степень надежности электроснабжения потребителей. При эксплуатации...
21725. Технико-экономическая оценка последствий от нарушений электроснабжения объектов производственных систем 240 KB
  Техникоэкономическая оценка последствий от нарушений электроснабжения объектов производственных систем 8.1 Модель поведения участка производства при нарушениях его электроснабжения По характеру последствий все отказы участков производственной системы можно разделить на три группы: 1 не обесценивающие производственную продукцию; 2 частично обесценивающие; 3 полностью обесценивающие. В этом случае длительность простоя производственного участка соответствует длительности нарушения электроснабжения . Большинство нарушений электроснабжения...