82187

Как природа залечивает раны

Конспект урока

Педагогика и дидактика

На уроке рассматриваются вопросы: как природа приспособилась восстанавливать вызванные эрозией и другими внешними факторами нарушения экосистем; смена экосистем; правила поведения в природе. На уроке решаются задачи: общеобразовательные: расширение знаний о взаимосвязях в природе, формирование...

Русский

2015-02-26

703.5 KB

5 чел.

Предмет: окружающий мир, «Обитатели Земли».

Образовательная система «Школа 2100», автор Вахрушев А.А и др., 3 класс

 Тема: Как природа залечивает раны.

Тип урока: урок формирования и совершенствования знаний.

Вид урока: урок групповой работы. На уроке рассматриваются вопросы:

-как природа приспособилась восстанавливать вызванные эрозией и другими внешними факторами нарушения экосистем;       

-смена экосистем;

-правила поведения в природе.

На уроке решаются задачи:
– общеобразовательные: расширение знаний о взаимосвязях в природе, формирование чувства ответственности за состояние окружающей среды;

– воспитательные : воспитание бережного отношения к природе; формирование коммуникативных навыков;
– развивающие: развитие умения экологической рефлексии, предвидения последствий своего поведения.

Структура этого урока  рациональна для решения поставленных задач. Количество времени на повторение, изучение и закрепление материала выбрано рационально, между этапами урока видна логическая связь.

Данная тема не относится к обязательному минимуму, но подводит итог работе учащихся по изученному ранее материалу. Зарастающее озеро не обладает полностью замкнутым круговоротом и поэтому со временем превращается в болото, болото в луг, луг в лес.  На данном уроке необходимо объяснить, как природа приспособилась восстанавливать вызванные эрозией и другими внешними факторами нарушения экосистем. Следует обратить внимание детей на то, что неживая природа оказывает постоянное разрушительное воздействие на экосистемы. Деятельность человека нарушает замкнутый круговорот веществ, а природа неспособна полностью восстановить условия, нарушенные человеческой деятельностью.  В середине урока проводится подвижная физминутка с зарядкой для глаз, которая снимает мышечное утомление  школьников.

Тема: Как природа залечивает раны.

Цель урока: формирование научных знаний о природе, ее охране.

Задачи урока:

-воспитывать бережное отношение к природе;

-формировать способность к накоплению нравственного, экологически ориентированного опыта принятия решений в ситуациях выбора;

-формировать чувство ответственности за состояние окружающей среды;

-развивать умения экологической рефлексии, предвидения последствий своего поведения;

-расширить знания о взаимосвязях в природе.

Оборудование:  учебники для 3 класса «Обитатели Земли», часть 1(А.А. Вахрушев, Д.Д. Данилов, О.В. Бурский, А.С.Раутиан, иллюстрации(изображающие изученные экосистемы, разрушительную деятельность воды и ветра, отображающие правила поведения в природе, карточки с короткими сюжетами о поведении в лесу).

Костюмы для сценки:

У Водомута через плечо гирлянда из консервных банок и стоптанных башмаков. Он одет в штаны с огромными карманами, из которых торчит всякий мусор.

У Крепкосвиста на шее большой свисток.

У Птицегуба – рогатка.

У Лены и Миши на голове шапочки с изображением героев из учебника.

Формы организации учебно-воспитательной деятельности: индивидуальная, парная, групповая.

Ход урока

I.Оргмомент. Распределение по группам.

-Ну- ка, детки, встаньте в ряд.

Готов работать мой отряд?

II. Повторение изученного.

Сегодня на уроке  Лена и Миша совершают  полет на маленьком самолете. Что же они видят с высоты?

Отгадайте загадки :

Посреди поля лежит зеркало: 

Стекло голубое,

Рама зеленая. (Озеро)          

Не вода, не суша-

На лодке не уплывешь

И ногами не пройдешь. (Болото)

Мы по ковру идем с тобой,

Его никто не ткал.

Он разостлался сам собой,

Лежит у речки голубой

И желт, и синь, и ал! (Луг)     

Дом со всех сторон открыт.

Он резною крышей крыт.

Заходи

В зеленый дом-

Чудеса увидишь в нем! (Лес)    

. - Какие экосистемы вы изучили? Слайд, на котором все четыре экосистемы, дети называют экосистемы. Учитель на доске открывает слова озеро, болото, луг, лес.

III.Постановка проблемы и актуализация знаний.

Двое детей разыгрывают диалог Миши и Лены.

-Озеро начинает зарастать, превращается в болото, болото в луг, а луг в лес. Выходит,  в конце концов, все вокруг покроется лесом? Девочка стрелками показывает превращения озеро- болото- луг- лес.

-Нет. Безлесные участки появляются снова и снова. А вы как думаете ребята? Выслушиваются ответы детей.

-Значит, тема сегодняшнего урока (могут сформулировать дети) Какие беды происходят с лесом и как природа их лечит. На доске открывается название темы.

Как природа залечивает раны.

IV. Изучение нового материала. Работа в группах с заданиями  разного уровня сложности.

  1. Что разрушает экосистему леса? Группа 1. Картинка с изображением разлива реки. Карточка с заданием:

В результате ______затопило _____ . Вода размыла ________ реки. Образовалось лесное _____.

Слова для справок: наводнение, лес, берега, озеро.

Группа 2. Картинка с изображением вулкана. Карточка с заданием:

В результат извержения ___________ погиб ______, но сохранилась ______.Она обогатилась золой ( органическим веществом). Это хорошее удобрение для ________. Значит, на этом месте скоро образуется ______.

Слова для справок: вулкан, лес, почва, растения, луг

Группа 3. Картинка с изображением урагана. Карточка с заданием:

В результате _________ поломались _________. Но сохранилась ______ и _____ . Почва обогатилась неорганическими веществами. Начинает расти ______ и ______.

Слова для справок: ураган, деревья, почва, трава, кустарник, деревья.

Группа 4. Картинка с изображением лесного пожара. Карточка с заданием:

В результате лесного ___________ сгорели деревья. Деревья погибли – нет _________, животные погибли или разбежались – нет _________.Но сохранилась _______, она  обогатилась золой

( органическим веществом). Начнет расти ______, потом _______ и _________. Образуется _____.

Слова для справок: пожар, производители, потребители, почва, трава, кустарники, деревья, лес.

-Проверим, так ли верно то, что вы сказали. Миша и Лена продолжают свое путешествие, они видят, как природа восстанавливает экосистемы. После пожара природа восстанавливается очень- очень долго. Посмотрите на этот рисунок, вы видите,  сколько должно пройти лет,  прежде чем вновь появится лес.

Вывод: Вода, огонь, ветер разрушают экосистемы, но природа со временем их восстанавливает.

  1.  Повторение о смене экосистем. Рассказы детей об образовании болота, луга, леса. 
  2.  Вывод: озеро, болото, луг неустойчивые экосистемы, в них круговорот веществ не замкнут. Разрушители не успевают переработать мертвые организмы. Со временем восстановится замкнутая экосистема (лес).

V. Физминутка.

Мы немножко отдохнем.   Дети встали

Встанем, глубоко вздохнем.   Руки подняли вверх, сделали вдох.

Руки в стороны, вперед.    Развели руки в стороны, вперед.

Дети по лесу гуляли,    Шагают тихо, поворачивая голову слева неправо.

За природой наблюдали.

Вверх на солнце посмотрели   Посмотрели вверх.  

И их всех лучи согрели.    Прикрыли голову руками.

Чудеса у нас на свете :

Стали карликами дети.   Дети присели на корточки.

А потом все дружно встали,   Встали.

Великанами мы стали.    Поднялись на носочки.

Дружно хлопаем,     Хлопнули в ладоши 3 раза.

Ногами топаем!     Топнули 3 раза.

Хорошо мы погуляли    Улыбнулись.

И немножечко устали!    Сделали вдох и выдох. Сели за парты.

VI. Продолжение изучения нового материала.

1)Влияние человека на природу.

-Продолжаем путешествовать вместе с Мишей и Леной. Звучит аудиозапись звуков леса.  (1-2 мин.)

-Отгадайте, где совершил посадку самолет с Леной и Мишей. ( В лесу)

-Как вы догадались? (Слышен шум ветра в кронах деревьев, пение лесных птиц.)

- Что мы можем увидеть в лесу? Что услышать?

-Какие чувства вы испытываете в лесу? (Чувство  радости, спокойствия.)

Люди на природе. Музыка останавливается.

-Чего не должно быть в лесу?  (Бытового мусора)

-На упаковках многих продуктов вы можете увидеть вот такой знак. Что он нам подсказывает? Дети дают ответы. ( Мусор, упаковку от продуктов нужно выбрасывать в определенные места. Это правило культурного человека.)

2) Работа в группах. У каждой группы тексты задания и напоминающие знаки правил поведения в природе. Дети распределяют задания по картинкам. Через некоторое время учитель или ученик из группы  читает задание. Поочередно ученики то из одной, то из другой группы оценивают ситуацию, говорят, что в ней сделано так.

Задание 1

Ребята поставили палатки. Теперь  давайте сделаем костер, - предложил Алик. Мальчики выкопали яму, землю откинули подальше, чтобы не мешала.

Ответ: Костры без крайней надобности не разводят. Используют старое кострище, чтобы не делать новый ожог земле. Если кострища нет, готовят для него место: стараются аккуратно выбрать и сохранить дернину, чтобы после отдыха вложить ее назад. Костер всегда тщательно тушат.

Задание 2

 Нина неожиданно увидела в траве птенца, не умеющего летать. Она поискала вокруг гнездо, из которого он выпал, но не нашла и решила взять его с собой.

Ответ: Птенцов нельзя уносить из природной среды. Их очень трудно выкормить в домашних условиях. Не трогай птенцов ни в гнезде, ни на земле.

.

Задание3.

Неожиданно перед ними появился ежик. Одна из девочек изловчилась и накрыла его шапкой. «Теперь мой будешь»,- довольно сказала она.

Ответ: Диких животных и их детенышей нельзя уносить из природной среды. Их очень трудно выкормить в домашних условиях. Выращенные в неволе животные оказываются не приспособленными к свободной жизни.

 

Задание 4.

Мальчик вынул из кармана спичечный коробок, приоткрыл его и, осторожно придерживая тельце прелестной бабочки, показал ребятам свой трофей.

Ответ: Ловить бабочек - значит уничтожать их. Бабочек в спичечные коробки не собирают. Живая, она будет искать выход из «темницы», в которой оказалась. И очень скоро ее крылышки обтреплются, чешуйки облетят. Мальчику ничего не останется, как выбросить то, что совсем недавно поражало своей красотой. Ловить красивых насекомых нельзя! Из крупных бабочек можно ловить в неограниченном количестве только капустную белянку и других белянок .

Задание 5.Вера вспомнила, что у  бабушки завтра день рождения. Она стала собирать полевые цветы в большой букет.  

Ответ: Цветы, сорванные в природе, не будут радовать вас дома – они завянут. И вам придется их выбросить. Не рви цветы в природе, для букетов их выращивают специально

Задание 6.Слава увидел гриб мухомор, вырвал его, решив, что он ядовитый и ему не место в лесу.

Ответ: Не рви и не сбивай ногами несъедобные грибы, они нужны лесу.)

Задание 7.Миша увидел на дереве орехи и стал тянуть ветку к себе. Ветка не поддавалась. Тогда мальчик решил ее сломать.

Ответ: Нельзя ломать живые деревья, ведь это дом и столовая для многих животных .

Задание 8.Вдруг кто- то из ребят на темном стволе липы, где-то на уровне глаз, увидел свежие надрезы ножом.

 Ответ: Тот, кто вырезает надписи на деревьях, расписывается в своем бескультурье и причиняет огромную рану дереву. Не повреждай кору деревьев.

По мере ответов, дети выносят на доску предупреждающие знаки-картинки.

-Человек не справедлив по отношению к природе, по его вине возникают экологические проблемы леса. Послушайте стихотворение Н. Некрасова  и подумайте, о какой экологической проблеме  леса пойдет речь:

Плакала Саша, как лес вырубали,

Ей и теперь его жалко до слез.

Сколько тут было кудрявых берез!

Там из-за старой нахмуренной ели

Красные гроздья калины глядели.

Там поднимался дубок молодой,

Птицы царили в вершине лесной,

Понизу всякие звери таились.

Вдруг мужики с топорами явились.

Лес зазвенел, застонал, затрещал.

Заяц послушал - и вон убежал.

-Посмотрите, как в настоящее время идет заготовка древесины. Работа с учебником, чтение статьи. Если раньше лес вырубали при помощи топора,  то сейчас после вырубки остаются такие картины. Слайд  22. Людям казалось, что лесов так много что их невозможно вырубить. Теперь стало ясно: леса в опасности! Это понимала и девочка Саша из стихотворения.

Вывод: Раньше природа успевала сама залечивать свои  раны. Сейчас влияние человека так велико, что она не всегда может исправить ошибки людей. Слайд 23.На доске открывается запись:

Природа - наш общий дом. Ее надо беречь насколько хватает наших с вами сил! С бесцельно сорванной ветки и цветка, с бесцельно пойманной бабочки или жука, неубранного мусора в лесу начинается ее разрушение.  Помни всегда об этом и береги ПРИРОДУ!

ТАК ТЫ СПАСАЕШЬ ПРИРОДУ!

VII.Сценка «Мы – друзья природы»

Учитель сообщает, что пришла тревожная телеграмма: « В лесу появились: разоритель птичьих гнезд – Птицегуб, нарушитель лесной тишины – Крепкосвист, возмутитель спокойствия рек и озер – Водомут. Они направляются к нам».

- Почему вы шумели в лесу?

Водомут : Это разве шум? Ну-ка, Крепкосвист, свистни, как следует!

Крепкосвист хочет свистнуть, но учитель снимает с него свисток и предупреждает: Ведите себя прилично! Вы попали в школу, здесь не безобразничают.

Все трое (сбивчиво):Мы… Мы не знали… Не знали…

-Лес – это дом многих зверей и птиц. В чужом доме не шумят.

- А ты, – Птицегуб, мог бы быть хорошим мальчиком, если бы учился меткости не на птичках. Нарисуй круг и тренируй свой глаз, бросая мячик в цель.

: Не стыдно тебе обижать маленьких птичек, которые приносят людям только пользу?

: И дерево повредил, когда делал рогатку.

 -А ну-ка выброси рогатку и обещай никогда больше не носить ее!

Птицегуб (виновато): Обещаю…

- Ребята, а что мы будем делать с Водомутом? Посмотрите, сколько всякого мусора у него. Это он и его друзья бросают в речку битые бутылки консервные банки, рваные пакеты, крошат пенопласт и всячески портят красоту.

- Из-за таких ребят, как он, порезал ногу наш Ваня, когда купался.

- Да и вообще они какие-то дикие: не поздоровались даже.

- Нет. Мы вас так не отпустим. А ну-ка, выбрасывайте всю эту гадость!

Приносят ведро для мусора (пакет), куда бросают рогатку, свисток и все, чем набиты карманы Водомута.

Дети говорят по одной строчке из стихотворения Е. Коргановой ,обращаясь к Водомуту, Птицегубу, Крепкосвисту :

Мы хотим, чтобы птицы пели,

Чтоб вокруг леса шумели,

Чтобы были голубыми небеса,

Чтобы речка серебрилась,

Чтобы бабочка резвилась

И была на ягодах роса!

Мы хотим, чтоб солнце грело,

И березка зеленела,

И под елкой жил смешной колючий еж,

Чтобы белочка скакала,

Чтобы радуга сверкала,

Чтобы летом лил веселый дождь!

Все трое (сбивчиво): Ребята, простите, мы больше не будем… Мы, честное слово, больше не будем. Мы уже поняли…

: Тогда отвечайте, как нужно вести себя в лесу?

Отвечают сбивчиво, неуверенно, но правильно.

Крепкосвист: Нельзя шуметь, нельзя мусорить, нельзя бить стеклянную посуду, бросать пустые консервные банки …

: А птичек и зверей можно обижать?

Птицегуб: Нет, мы больше не будем …

: А деревья и кусты можно ломать?

Водомут: Нет … Мы обещаем, что не будем.

-Простим их, ребята, поможем стать хорошими?

: Ладно, пусть остаются и послушают, что узнали ребята на уроке.

VII. Рефлексия.

-Вот и завершается наша экскурсия вместе с Леной и Мишей.

-Что смогли вы узнать на нашей экскурсии?

-Что запомнилось больше всего?

-Так пусть же будет в лесу всегда так красиво!

IX. Домашнее задание.

Прочитать текст темы. Нарисовать напоминающие знаки по желанию.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

74237. ДВЕ МОДЕЛИ ХОЗЯЙСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ: ДРЕВНЕВОСТОЧНАЯ ЭКОНОМИКА И АНТИЧНОЕ ХОЗЯЙСТВО 58.5 KB
  Отличительной чертой восточного типа хозяйства являлась государственная собственность на землю и ирригационные сооружения. В Древнем Египте регулярно проводились переписи населения и хозяйства в основном для распределения трудовой повинности. Это обусловило невысокий уровень развития хлебопашества в греческих полисах постоянный переход от зернового хозяйства к интенсивному виноградарству и садоводству. Хозяйства носили как правило многоотраслевой характер.
74238. Факторы самобытности в развитии Российской цивилизации 32 KB
  Ее основными элементами были: Община как первичная хозяйственно-социальная ячейка а не как частнособственническое образование как на Западе; Государство с его особой ролью организатора и творца гражданского общества. Но государство было одновременно и сильным и слабым. Слабость проявлялась в чрезвычайно низком коэффициенте полезного действия : государство не смогло создать стабильного общества и само неоднократно разрушалось. В то же время это слабое несовершенное государство было единственным интегратором и организатором общества и...
74239. Великие географические открытия и их результаты 133 KB
  Географические открытия Рост научных знаний Рост производства и появление мануфактур Развитие торговли и складывание европейского и мирового рынка Становление абсолютистских государств Реформация В чем значение эпохи великих географических открытий и каковы ее результаты приведшие к качественным изменениям в мировом развитии Cредневековая Европейская цивилизация замыкалась в узкие рамки европейской территории. Бурное развитие заморской торговли породило акционерные компании имевшие постоянный капитал и боровшиеся за монопольное...
74240. Возбудители гнойно - воспалительных процессов. Стафилококки 717 KB
  Подавляющее большинство гнойно - воспалительных заболеваний вызывают кокки, т.е. имеющие сферическую (шаровидную) форму микроорганизмы. Их делят на две большие группы - грамположительные и грамотрицательные. Внутри этих групп выделяют аэробные и факультативно - анаэробные кокки и анаэробные кокки.
74241. История развития микробиологии, вирусологии и иммунологии. Предмет, методы, задачи 547 KB
  По наличию и строению клеток вся живая природа может быть разделена на прокариоты не имеющие истинного ядра эукариоты имеющие ядро и не имеющие клеточного строения формы жизни. Колония видимая изолированная структура при размножении бактерий на плотных питательных средах может развиваться из одной или нескольких родительских клеток. Деление этих микроорганизмов происходит в одной плоскости образуются пары клеток. Деление в трех взаимоперпендикулярных плоскостях образуя тюки пакеты из 8 16 и большего количества клеток.
74242. ОСНОВЫ АЛГОРИТМИЗАЦИИ 592.5 KB
  В основе любой программы лежит алгоритм. Таблица Изображение блоков в схемах алгоритмов Наименование символа Обозначениеи размеры Функция Процессвычислительный блок Выполнение операции или группы операций в результате которых изменяются значение форма представления или расположение данных Решение логический блок Выбор направления выполнения алгоритма в зависимости от некоторых условий Модификация заголовок цикла Выполнение операций по управлению циклом – повторением команды или группы команд алгоритма Пускостанов началоконец...
74243. Алгоритмы вычисления определенных интегралов 1.27 MB
  Основу численных методов вычисления определенных интегралов составляет их геометрический смысл. В этом случае подынтегральную функцию кривую заменяют прямой а формула для вычисления площади прямоугольника известна. приведена схема алгоритма реализующего вычисления по формуле прямоугольников слева.
74244. Базы данных и их классификация 158 KB
  База данных – это совокупность связанных данных организованных по определенным правилам предусматривающим общие принципы описания хранения и манипулирования независимая от прикладных программ.
74245. ВЫЧИСЛИТЕЛЬНЫЕ СЕТИ 280 KB
  Структура вычислительной сети Узел – это любое устройство непосредственно подключенное к передающей среде сети. Каждый узел в сети имеет минимум два адреса: физический используемый оборудованием и логический используемый пользователями и приложениями. Здесь сообщение – это целостная последовательность данных передаваемых по сети.