82196

Великие реформы 60 -70-х гг. XlX века

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Начиная эту реформу правительство Александра ll надеялось провести модернизацию общества которая была так важна России в этот период. Однако отмена крепостного права не могла пройти бесследно для России так как господствовал крепостной строй. должны были способствовать ускорению или торможению модернизации России...

Русский

2015-02-26

49.38 KB

0 чел.

Открытый урок в 8-ом классе: «Великие реформы 60 -70-х гг. XlX века»

Цели урока: 

  1.  Обучающая выработка умений и навыков самостоятельной работы с историческими документами, текстом учебника
  2.  Развивающая развивать умение выступать с сообщениями, вести дискуссии, формулировать собственные выводы и аргументировать их
  3.  Воспитательная– формирование толерантности, умения давать самостоятельные нравственные оценки общественно-историческим событиям

Формы и методы урока: Работа в группах, беседа, работа  с документами

Основные понятия и термины: Модернизация, реформа,  земства, «гласные», курия, городская управа, всеобщая воинская повинность, городская дума, городская управа, третий элемент.

Оборудование: Портреты Александра ll, деятелей реформ, иллюстрация «Земство обедает» и др.

Этапы урока: 

Постановка проблемы: слайд №1

Учитель: На прошлом уроке мы рассматривали  отмену крепостного права. Начиная эту реформу, правительство Александра ll надеялось провести модернизацию общества, которая  была так важна России  в этот период. Однако  отмена крепостного права не могла пройти бесследно для России, так как господствовал крепостной строй.  И поэтому поводу великий русский поэт Н.А. Некрасов написал:

Распалась цепь  великая,
Распалась и ударила
Одним концом – по барину
Другим   – по мужику. 

Правительству надо было определить такую середину дороги, чтобы эти «удары» были менее  болезненные. Поэтому уже  при подготовке отмены крепостного права при Министерстве внутренних дел рассматривались и  другие реформы.
(
слайд № 2- великие реформы) 

Авторов разработчиков земской, судебной, военной и других реформ 1860 - 1870гг. (братьев Милютиных, Ростовцева, вел. кн. Константина и вел. кн. Елену Павловну и других)  их противники постоянно обвиняли в либерализме.
(слайд № 3 – авторы реформ) 

  1.  Исходя из этих сведений, можно ли назвать эти реформы либеральными?  Судя по этому, действия правительства в 1860 – 1870- гг. должны были способствовать ускорению или торможению модернизации России? 
  2.  Следовательно, какова наша главная задача на этом уроке? (Рассмотреть великие реформы и решить были ли они действительно либеральными и способствовали ли ускорению/торможению модернизации России, так необходимой в  XlXв.)

Итак, запишите тему нашего урока и главный вопрос, на который мы должны сегодня ответить:  (слайд №4 – тема урока)
Великие реформы – путь к модернизации России.
Можно ли назвать этот путь либеральным? 

Актуализация знаний:

  1.  К каким изменениям привела отмена крепостного права? (исчезли слои зависимых крестьян, которые стали лично свободными и уравненными в правах с другими сословиями и т. д.)
  2.  Что такое «модернизация»? (Переход от традиционного общества к  индустриальному)
  3.   Назовите признаки модернизованного общества (рыночные отношения, промышленный переворот, рост городского населения, гражданское равноправие, демократические свободы, распространение грамотности и научного образования, вовлечение широких народных масс в политическую жизнь). 
  4.  Что такое либерализм? Каковы его основные признаки? (общественно-политическое учение, для которого главной ценностью являются права и  свободы человека; признаки: свободная личность, свободные экономические сообщества, ч/с, права и свободы человека, равенство всех перед законом).

Решение проблемы:

Наша тема рассчитана на два урока, поэтому на сегодняшнем уроке мы рассмотрим лишь 4 реформы  -  это земскую, городскую, судебную и военную, а на следующем уроке мы продолжим обсуждение реформ и  их значение для России.

Изучать реформы мы будем, работая в группах.
Группа № 1 –проанализирует земскую реформу (
слайды № 4 – 8)
Группа № 2 –судебную (
слайды № 12–15)
Группа № 3 –городскую (
слайды № 9 - 11
Группа № 4 –военную (
слайды № 16)

Итак, приступаем к работе. У вас на партах лежат тексты документов и заданий к ним.

Задание для группы, работающей с документами по земской реформе: 

  1.  Как называются документы, которые вы используете для анализа реформ?
  2.  Распространялся ли закон на всю территорию страны?
  3.  Для чего, с какой целью был принят закон о земствах?
  4.  Как формировались земские учреждения? По какому принципу? О чем это говорит?
  5.  Какими основными вопросами занимались земства?
  6.  Можно ли назвать земскую реформу либеральной в полном смысле слова?
  7.  На какие процессы модернизации влияла реформа?
  8.  Как, по вашему мнению, способствовала ли земская реформа ускорению или торможению модернизации страны?

Дополнительные вопросы: к вопросу № 4 – (слайд 5) Из схемы видно, что выборные депутатов «гласных» в земские собрания от первых двух курии были прямыми, а по третьей – многоступенчатыми. Попытайтесь объяснить, что такое  прямые и многоступенчатые выборы?

Многоступенчатые выборы– избирательная система, при которой депутаты представительного органа  избираются нижестоящими органами или избирательными коллегиями, в состав которых входят избранные населением выборщики и/или депутаты нижестоящих представительных органов.

Прямые выборы – порядок проведения выборов, при котором избиратели прямо и непосредственно избирают депутатов в представительские органы. (слайды № 6 и7) 

  1.  Какой наиболее демократический способ формирования представительских учреждений?
  2.  Как вы думаете, почему правительство Александра ll избрало эту такую систему выборов?

к вопросу № 5 –  Меры для «прекращения нищенства» - это открытие и содержание богаделен, приютов для сирот и тому подобных домов для умалишенных.

(Слайд № 8) «Попечение о народном образовании» - это строительство и содержание народных земских школ.

В земской школе акцент делался  главным образом на содержательной стороне образования, на усвоения учащимися определенной суммы знаний. Вот типичный пример из методического пособия по обучению русскому языку в земских школах: «Метла имеет две части голик, состоящий из голых прутьев, связанных в пук, и метловище – палка, воткнутая в голик». Церковно-приходская школа во главу угла ставила воспитательные задачи, обучение основам православия и русской традиции. Как вы думаете, в какую школу крестьянин отдаст своего сына, и на какую из них пожертвует деньги? Почему?   

«Попечение о народном здравии» - содержание больниц, подготовка кадров врачей для села.

Третий элемент – это земские врачи, учителя и статисты. (Слайд № 9) 

Дополнительные сведения о деятельности земств: 

Земства сыграли большую роль в решении местных хозяйственных и культурных задач: в организации мелкого кредита путем организации крестьянских ссудо-сберегательных товариществ, в  устройстве почт, дорожном строительстве, в развитии страхования, в медицинской и ветеринарной помощи на селе, в деле народного просвещения. К 1880 г. было открыто 12 тыс. земских школ. За это время в  земских школах получили образование до двух миллионов крестьянских детей. Земства подготовили    за свой счет 45 тыс. учителей и значительно подняли материальный и общественный статус народного учителя. Земские школы считались лучшими. По их образцу стали действовать и школы Мин. проса. Медицинские учреждения на селе, хотя еще и малочисленные и несовершенные, целиком были созданы земствами.  На средства земств были созданы фельдшерские курсы специально для села. Благодаря усилиям земских врачей показатель смертности среди крестьян сократился с 3,75 до 2,8%.  Велика роль земств в статистическом изучении народного хозяйства, в первую очередь крестьянского. Российская статистика  считалась самой лучшей в мире по богатству, точности и ценности собранных ею сведений. И поныне изучение экономики пореформенной России невозможно без привлечения ее материалов.
? Либералы высоко оценивали деятельность земств как первый опыт демократии, отмечали, что спасение России состоит в дальнейшем укреплении и развитии земств; консерваторы же ругали эту реформу и считали ее  новой разорительной для народа бумажно-бюрократическую структуру западнического типа – «красавица свобода в украшениях западного самоуправления и либерализма, не понятная для русского мужика; В.И.Ленин -  как «пятое колесо в телеге русского государственного управления.

  1.  Как вы оцениваете значение земств для истории России? (продолжаем отвечать на вопросы)

Теперь перейдем к городской реформе.

Задание для группы, работающей с документами по городской реформе: 

  1.  Как называются документы, которые вы используете для анализа реформ?
  2.  Какие основные принципы были  заложены в городскую реформу? 
  3.  Как формировались городские учреждения? По какому принципу? О чем это говорит?
  4.  Для чего, с какой целью был принят закон о городских органов самоуправления?
  5.  Какими основными вопросами занимались городские управы?
  6.  Кто мог быть избран в органы городского самоуправления?
  7.  Можно ли назвать городскую реформу либеральной в полном смысле слова?
  8.  На какие процессы модернизации влияла реформа?
  9.  Как, по вашему мнению, способствовала ли городскую реформа ускорению или торможению модернизации страны?

(Слайды  №11-12-13) 

Дополнительные вопросы: Городская реформа также подвергалась критики консерваторов. М.Н.Катков писал: «Для наших городов нынешнюю избирательную систему выписали из-за границы, почти не стоит и доказывать нелепость этой системы… несчастному избирателю приходиться избирать вдруг 8, 10, 15 и даже 43 депутата, тогда как он едва ли знает имена двух или трех. Избиратели идут к избирательному ящику, как стадо баранов».

  1.  В каких условиях по-настоящему действенны были бы органы городского самоуправления? 
  2.  Существовала ли в России традиция управления через органы самоуправления? 

Продолжаем отвечать на предложенные вопросы 

Наиболее радикальной и последовательной из всех реформ Александра ll была судебная реформа. Давайте рассмотрим эту реформу. Слова предоставляется группе №  3.

Задание для группы, работающей с документами по судебной реформе: 

  1.  1.  Как называются документы, которые вы используете для анализа реформ?
  2.  Почему появилась потребность в реформировании судебной системы в России?
  3.  Что изменилось в судебной системе? Какие виды судов были созданы? Какова их роль в развитии гражданского общества? Каковы основные принципы нового суда?
  4.  Кто мог стать мировым судьей?
  5.  Кто такие присяжные поверенные? Чем они занимались? Кто мог стать присяжным поверенным?
  6.  Кто такие присяжные заседатели? Как они избирались?
  7.  Можно ли назвать судебную реформу либеральной в полном смысле слова?
  8.   На какие процессы модернизации влияла реформа?
  9.   Как, по вашему мнению, способствовала ли судебная реформа ускорению или торможению модернизации страны?

Дополнительные вопросы: к вопросу № 3  работа со схемой: (Слайд № 14) 

  1.  Какое из учреждений новой судебной системы олицетворяло прогрессивные перемены, а какое  - дань традициям прошлого? (волостной суд). 
    к вопросу № 3 работа со схемой (Слайд № 15): Каковы основные принципы нового суда?
    Бессословный – представители всех сословий судятся одним судом
    Гласный – судебные заседания открыты для всех
    Состязательный – на процессе две стороны: обвиняющая – прокурор и защищающая - адвокат «состязаются»
    Независимый от администрации, т.е. судью нельзя уволить за вынесение неугодного властям приговора. 
  2.  Какие элементы судопроизводства второй половины 19 века возрождаются в современной России? (Как в 19 века, так и в нашем веке идут споры о суде присяжных). (Слайд № 16 – знак судьи, мировой судья)
    Введение судов присяжных заседателей вызвало неоднозначную реакцию в российском обществе. Консерватор Катков писал: «Если в силу закона уличная толпа приводиться в зал судебных заседаний и если здесь ее случайные суждения получают силу приговора, то всякий здравомыслящий человек скажет, что  в этом безобразии виновата не толпа, а те судебные учреждения, которые вручают ей  неподобающую власть».
    (Слайд №  17 – суд  с присяжными заседателями)
    А всегда ли суд присяжных может обеспечить верное решение? Давайте представим, что мы находимся в зале суда.
    Пример 1: Старушка крала чайник (дело рассматривалось в Московском суде). По закону -  совершена кража, за которую следуют разные наказания, в том числе и лишение свободы. Прокурор на суде сам сказал, что кража незначительная, старушка нуждается. Тем не менее, он потребовал наказания, поскольку собственность не прикосновенна и «если позволить людям  посягать на нее, страна погибнет». В суде выступал выдающийся  адвокат Ф.Н.Плевако. Речи адвокатов длились несколько часов, как правило. А в этом случае  - не более минуты. Ф.Н.Плевако произнес: «Много бед и испытаний пришлось претерпеть России за ее более чем тысячелетнее существование. Печенеги ее терзали, половцы, татары, поляки. Двенадцать языков обрушилось на нее, взяли Москву. Все вытерпела, все преодолела Россия, только крепла  и росла от  испытаний. Но теперь, теперь… старушка украла чайник ценою в 50 копеек. Этого Россия уж, конечно, не выдержит, от этого она погибнет безвозвратно». Благодаря этой речи старушка была оправдана.
    Пример 2: В 1878 году присяжные вынесли оправдательный приговор по делу о покушении Веры Засулич на петербургского градоначальника Ф.Ф.Трепова.
  3.  Определите положительные и отрицательные стороны суда присяжных?
    Важное место среди «великих реформ» занимала военная реформа. Слово предоставляется группе.
    (Слайды  №  18 и 19)

Задание для группы, работающей с документами по военной реформе: 

  1.  Как называются документы, которые вы используете для анализа реформ?
  2.  Каковы причины появления военной реформы?
  3.  На каких принципах строилась новая русская армия?
  4.  Можно ли назвать военную реформу либеральной в полном смысле слова?
  5.  На какие процессы модернизации влияла реформа?
  6.  Как, по вашему мнению, способствовала ли военная реформа ускорению или торможению модернизации страны?

Подведение итога урока:

Итак, мы рассмотрели и проанализировали реформы 1860-1870-х гг., которые современники назвали «Великими». Теперь же нам предстоит ответить на вопрос, который  мы поставили в начале урока: «Были ли реформы  1860-1870-х гг. либеральными и способствовали они ускорению или торможению модернизации России?» (слайд № 19). Ответы учеников.

Учитель: подводя итоги, можно сказать, что Великие реформы были близки к революционному перевороту. Ни одна страна в мире не имела подобного опыта проведения столь широкомасштабных преобразований, захватывающих самые разнообразные области жизни и свершавшихся  в течение полутора десятилетий. Эти революционные по своему характеру и последствиям  преобразования - реформы 60 - 70-х гг. XlX века не сопровождались общественными потрясениями. В ходе этих реформ мирно вместо России Феодальной рождалась  Россия  Буржуазная.  Однако  самодержавие  не решилось до конца использовать свой шанс – довести до конца буржуазные реформы. И эта упущенная возможность позже вылилась в большие потрясения – убийство Александра ll, контрреформы Александра lll, и, наконец, открыла путь к революциям ХХ века.

Выставление отметок

Д/З: § 23-24 (слайд № 20)
На выбор:

  1.  Попробуйте описать спор, который мог бы состояться между двумя образованными российскими подданными  в 1870-х годах. Одни  защищают действия консервативных министров, пришедших к власти в 1866 году, а другой – их либеральных предшественников. При этом каждый из спорщиков в доказательство своей точки зрения.
  2.  Составьте таблицу: Признаки либерализма и их проявление в реформах 60 -70-х гг.
  3.  Попробуйте нарисовать символ, эмблему России в эпоху реформ.

 Документы к анализу Земской реформы

Земская реформа 

Из Положения о губернских и уездных земских учреждениях» январь 1864 г.
Земская реформа не распространялась на Сибирь, Архангельскую, Астраханскую и Оренбургскую губернии, где был слаб слой дворянства, а также на Кавказ, Казахстан, Среднюю Азию, Польшу и Литву. Введение земских учреждений в остальных местах затянулось до 1879 г., хотя «Положение о губернских и уездных земских учреждениях» получило силу закона в январе 1864 г.
Ст. 1. Для заведывания делами, относящимися к местным хозяйственным пользам и нуждам каждой губернии и каждого уезда, образуются губернские и уездные земские учреждения, состав и порядок действия коих определяются настоящим положением. Ст. 2. Дела, подлежащие ведению земских учреждений, в губернии или уезде по принадлежности, суть:

I. Заведывание имуществами, капиталами и денежными сборами земства.
II. Устройство и содержание принадлежащих земству зданий, других сооружений и путей сообщения, содержимых на счет земства.
III. Меры обеспечения народного продовольствия.
IV Заведывание земскими благотворительными заведениями и прочие меры призрения; способы прекращения нищенства; попечение о построении церквей.
V. Попечение о развитии местной торговли и промышленности
VII. Участие, преимущественно в хозяйственном отношении и в пределах, законом определяемых, в попечении о народном образовании, о народном здравии и о тюрьмах.
XII. Представление через губернское начальство высшему правительству сведений и заключений по предметам, касающимся местных хозяйственных польз и нужд...
XIII. Производство выборов в члены и другие должности  по земским учреждениям и назначение сумм на сохранение этих  учреждений.
Ст. 5. Земские учреждения имеют право именем земства, на основании общих гражданских законов приобретать и отчуждать недвижимые и движимые имущества, заключать договоры, принимать обязательства, вчинять гражданские иски и ответственность  в  гражданских  судах   по   имущественным   делам   земства.
Ст. 6. Земские учреждения в кругу вверенных им дел действуют самостоятельно. Закон определяет случаи и порядок, в которых действия и распоряжения их подлежат утверждению и наблюдению общих правительственных властей.
Ст. 9. Начальник губернии имеет право остановить исполнение всякого постановления земских учреждений, противного законам или общим государственным пользам...
Ст. 13. Уездные земские учреждения суть: Уездное земское собрание и Уездная земская управа.
Ст. 14. Уездное земское собрание составляется из земских гласных, избираемых: а) уездными землевладельцами; б) городскими обществами; в) сельскими обществами...
Ст. 16. Выбор уездных гласных, присутствующих в уездном земском собрании, производится:
а)  на съезде уездных землевладельцев;
б)  на съезде городских избирателей;
в)  на съезде выборных от сельских обществ...
Ст. 23. В избирательном съезде уездных землевладельцев имеют право голоса:
а)  лица, владеющие в уезде на праве собственности пространством земли, определенным для того уезда  в прилагаемом  расписании;
б)  лица, владеющие в уезде другим недвижимым имуществом, ценою не ниже пятнадцати тысяч рублей, а также владеющие в уезде промышленным или хозяйственным заведением не ниже той же капитальной ценности или имеющие годовой оборот производства не менее шести тысяч рублей;
г)  уполномоченные от нескольких землевладельцев, а также от разных учреждений, обществ, компаний и товариществ, владеющих в уезде пространством земли, не достигающим положенного в первом пункте сей статьи размера, но составляющим не менее двадцатой доли оного.
Ст. 28. В городских избирательных съездах участвуют:
а)  лица, имеющие купеческие свидетельства;
б)  владельцы находящихся на городской земле фабрик и других  промышленных  или торговых заведений,  годовой  оборот производства коих не менее 6000 рублей;
в)  лица, владеющие... недвижимой собственностью, оцененною для взимания налога в городских поселениях, имеющих от 2000 до  10 000 жителей,  не ниже  1000 рублей, и во всех прочих городских поселениях не ниже 500 рублей...
Ст. 30. Съезды для избрания уездных гласных от сельских обществ образуются из выборщиков, назначаемых волостными сходами из своей среды... с тем, чтобы от каждого сельского общества находилось в среде выборщиков не менее одного представителя...
Ст. 38. Гласные избираются на три года в сроки, назначаемые министром внутренних дел по особому расписанию губерний...
Ст. 46. Уездная земская управа составляется из председателя и двух членов, избираемых на три года уездным земским собранием из числа участвующих в нем лиц. Собрания могут, если найдут нужным, увеличивать число избираемых членов управы до шести...
Ст. 48. Избранный земским собранием председатель уездной управы утверждается в этой должности начальником губернии...

Представительство сословий в земских учреждениях России                                        

Сословия

Уезды

Губернии

 

Число гласных

%

Число гласных

%

Дворяне

4962

41,68

1524

74,2

Духовенство

774

6,5

78

3,8

Купцы

1242

10,43

225

10,9

Мещане

54

0,45

11

0,5

Крестьяне

4581

38,41

217

10,6

Прочие

302

2,53

-

-

Документы к анализу Городской реформы

Городовое положение 1870 г. признавало полноправными гражданами городов лишь собственников, владельцев недвижимого имущества, торговых и промышленных заведений, облагаемых налогами, сосредоточивало городское управление в руках наиболее богатых горожан, не допуская к выборам рабочих, пришлых людей, составлявших подавляющее большинство городского населения.

1) Попечение о распоряжении по городскому хозяйству и благоустройству  предоставляется  городскому общественному управлению, а надзор за законным сего исполнением— губернатору на точном основании правил настоящего Положения...

2) К предметам ведомства городского общественного управления принадлежит:

<...> дела по внешнему благоустройству города, а именно: попечение об устроении города согласно утвержденному плану; заведывание ... устройством и содержанием улиц, площадей, мостовых, тротуаров; городских общественных садов, бульваров, водопроводов, сточных труб, каналов, прудов, канав и протоков, мостов, гатей и переправ, а равно и освещением города; дела, касающиеся благосостояния городского населения; меры к обеспечению народного продовольствия, устройство рынков и базаров; попечение ... об охранении народного здравия, о принятии мер предосторожности против пожаров и других бедствий и об обеспечении от причиняемых ими убытков; попечение об учреждении и развитии местной торговли и промышленности, об устройстве пристаней, бирж и кредитных учреждений; устройство на счет города благотворительных заведений и больниц и заведывание ими, на основаниях, указанных для земских учреждений <...>
15) Учреждения   городского общественного управления  суть:
1) городские избирательные собрания, 2) городская дума и 3) городская управа.
16) Городские избирательные собрания составляются единственно для избрания гласных городской думы через каждые  четыре года...
17) Всякий городской обыватель, к какому бы состоянию он ни принадлежал,  имеет право голоса  в избрании гласных   при следующих условиях: 1) если он русский подданный; 2) если ему не менее двадцати пяти лет от рождения; 3)  если он, при этих двух условиях, владеет в городских пределах на праве собственности недвижимым имуществом, подлежащим сбору в пользу города,   или  содержит  торговое  или  промышленное  заведение  по свидетельству купеческому,  или же прожив в городе в течение двух   лет   сряду   пред   производством   выборов ... уплачивает   в пользу города установленный сбор со свидетельств:  купеческого или промыслового на мелочный торг, или прикащицкого 1-го раз ряда, или с билетов на содержание промышленных заведений ...и 4) если на нем не числится недоимок по городским сборам...
24) Для производства выборов в гласные, учреждаются в каждом городе из обывателей, имеющих право голоса на выборах, три избирательные собрания, из коих каждое выбирает одну треть всего числа гласных. Для сего обыватели вносятся в список избирателей в том порядке, в каком они следуют по сумме причитающихся с каждого из них в доход города сборов, дающих право голоса на выборах; затем лица, внесенные в означенный список, делятся на три разряда или собрания, таким образом: к первому разряду причисляются те из показанных в начале списка избиратели, которые, внося высшие размеры сборов, уплачивают вместе одну треть общей суммы сборов, платимых всеми избирателями; ко второму причисляются следующие за ними по списку избиратели, уплачивающие вместе также треть всех сборов; к третьему— все остальные избиратели. Составленный на изложенных основаниях список с разделением избирателей на разряды, утверждается городскою думою...
35) В гласные городской думы может быть избираем каждый, имеющий право голоса на выборах <...> Число гласных из нехристиан не должно превышать одной трети общего числа гласных.
48) Городская дума составляется под председательством городского головы из гласных, избираемых на четыре года...
50) Члены городской управы присутствуют в заседаниях думы, участвуют в прениях и представляют объяснения по обсуждаемым делам, но пользуются правом голоса лишь в том случав, если они гласные.
Городовое положение 16 июня  1870 г.— СПб.,   М.,   1871.

Документы по Судебной реформе
Из "Всеподданнейшего доклада", в котором изложена сущность "Основных положений преобразования судебной части в России"

По судоустройству и судопроизводству вообще 

1) Судебную власть Департаменты предположили совершенно отделить от вла-стей: исполнительной, административной, законодательной.
2) Разбор маловажных дел, как гражданских, так и уголовных, отделить от ве
домства судебных мест или полиции, учредив для сих дел особых мировых судей, из
бираемых из землевладельцев всеми сословиями уезда...
10) Для ходатайства по гражданским делам и для защиты подсудимых по уголовным делам учредить, при судебных местах и под их особым наблюдением, присяжных поверенных.
11) Судопроизводство иметь впредь гласно.
По судопроизводству уголовному
24) Определение вины или невинности подсудимого зависит по делам важнейшим от присяжных заседателей, по делам менее важным - от обыкновенных судей, без участия присяжных заседателей.
25) Присяжные заседатели избираются из 3-х списков, из которых в первый вносятся дворяне, во второй - горожане, в третий - крестьяне, занимающие должности по волостному и сельскому управлениям. Списки сии представляются на рассмотрение губернатора... Присяжные решают предложенные им вопросы по большинству голосов.
26) По делам о государственных преступлениях присяжные заседатели не участвуют вовсе...
("Основные положения преобразования судебной части в России", разработанные большой группой русских юристов, были одобрены царем в 1862 г. и обнародованы для последующего обсуждения. С учетом поступивших замечаний, которые не меняли принципиальных положений проекта, Александр II 20 ноября 1864 г. утвердил новые судебные уставы. Первоначально сфера их действия не распространялась на Белоруссию, Сибирь, Среднюю Азию, ряд губерний севера Европейской России.)

Судебная реформа 1864 г.

1. Учреждение судебных установлений
Ст. 1. Власть судебная принадлежит: мировым судьям, съездам мировых судей, судебным палатам и правительствующему сенату в качестве верховного кассационного суда.
Ст. 2. Судебная власть означенных в предшедшей 1-й статье установлений распространяется на лица всех сословий и на все дела, как гражданские, так и уголовные.
Ст. 3. Мировой судья есть власть единоличная, съезды мировых судей, окружные суды, судебные палаты и сенат суть установления коллегиальные...
Ст. 5. Мировые судьи, их съезды, окружные суды и судебные палаты рассматривают дела по существу; правительствующий же сенат в качестве верховного кассационного суда, не решая дел по существу в общем порядке судопроизводства, наблюдает за охранением точной силы закона и за единообразным его исполнением всеми судебными установлениями империи.
Ст. 6. Для производства следствий по делам о преступлениях и проступках состоят судебные следователи
Ст. 10. Мировые судьи избираются всеми сословиями в совокупности и утверждаются правительством. Присяжные заседатели назначаются особым установленным для сего порядком. Все прочие должностные лица судебного ведомства определяются правительством...
Ст. 12. Мировые судьи состоят по уездам и по городам. Уезд с находящимися в нем городами составляют мировой округ.
Ст. 14. Мировой округ разделяется на мировые участки...
Ст. 15. В каждом мировом участке находится участковый мировой судья.
Ст. 16. В мировом округе кроме участковых состоят также почетные мировые судьи.
Ст. 17. Собрание как почетных, так и участковых мировых судей каждого округа составляет высшую мировую инстанцию, именуемую съездом мировых судей...
Ст. 19. В мировые судьи могут быть избраны те из местных жителей, которые:
во 1-х, имеют не менее двадцати пяти лет от роду;
во 2-х, получили образование в высших или средних учебных заведениях, или выдержали соответствующее сему испытание, или же прослужили не менее трех лет в таких должностях, при исправлении которых могли приобрести практические сведения в производстве судебных дел, и
в 3-х, если притом они сами, или их родители, или жены владеют хотя бы и в разных местах: или пространством земли вдвое против того, которое определено для непосредственного участия в избрании гласных в уездные земские собрания, или другим недвижимым имуществом ценою не ниже пятнадцати тысяч рублей, а в городах недвижимою собственностью, оцененною для взимания налога: в столицах не менее шести тысяч, в прочих же городах не менее трех тысяч рублей.
Ст. 23. Мировые судьи, как почетные, так и участковые, избираются на три года.
Ст. 24. Выборы мировых судей производятся на уездных земских собраниях...
Ст. 77. Окружной суд учреждается на несколько уездов и состоит из председателя и членов...
Ст. 81. Присяжные заседатели избираются из местных обывателей всех сословий...
Ст. 83. Для избрания присяжных заседателей составляются общие и очередные списки...
Ст. 104. Никто не может быть призываем для исполнения обязанностей присяжного заседателя более одного раза в год. Сверх того, лица, исполнившие обязанности присяжного в одном году, имеют право отказаться от сей обязанности в следующем за тем году...
Ст. 114. В составе правительствующего сената образуются для заведывания судебного частью в качестве верховного кассационного суда два кассационных департамента, один для уголовных, другой для гражданских дел...
Ст. 125. При каждом окружном суде и при каждой судебной палате состоит особый прокурор и определенное штатами число товарищей прокурора...
Ст. 153. Судебные заседания для решения уголовных и гражданских дел происходят публично. Случаи, в которых не должны быть к сим заседаниям допускаемы лица посторонние, определяются в уставах...
Ст. 165. О делах, производившихся в публичных заседаниях судебных мест, дозволяется печатать для всеобщего сведения...

 Документы по Военной реформе
Устав  воинской повинности 1 января 1874 г.

I)       Защита престола и отечества есть священная обязанность каждого русского подданного. Мужское население, без различия состояний, подлежит воинской повинности. Денежный выкуп от воинской повинности   и замена охотником не допускаются. (Ранее существовала рекрутская повинность. Она неносила харакгер личной обязанности нести военную службу. В ряде случаев допускалась замена поставки рекрут натурой, денежным взносом или наймом «охотника», т. е. человека, который соглашался пойти на службу вместо призванного рекрута. В армии «охотники» проявляли себя, как правило, плохими солдатами).
II)  Поступление на службы по призывам решается жеребием, который вынимается единожды на всю жизнь. Лица, по нумеру вынутого ими жеребия, не подлежащие поступлению в постоянные войска, зачисляются в ополчение.
12) К   жеребию   призывается   ежегодно один только   возраст населения, именно молодые люди, которым к    1-му января того года, когда набор производится,   минуло двадцати лет от роду.
13) Лицам, удовлетворяющим определенным условиям образования, представляется отбыть воинскую повинность без жеребия в качестве вольноопределяющихся...
17) Общий срок службы в сухопутных войсках для поступающих по жеребию определяется в пятнадцать лет, из коих шесть лет действительной службы и девять лет в запасе...
18) Общий срок службы во флоте определяется в десять лет, из коих семь лет действительной службы и три года в запасе...
20) Указанные... сроки службы устанавливаются собственно для мирного времени; во время же войны состоящие в сухопутных войсках и во флоте обязаны оставаться на службе до тех пор, пока того будет требовать государственная надобность...
23) Чины запаса   призываются на   действительную службу в случае необходимости привести
войска в полный состав... Во время состояния в запасе, чины оного могут быть призываемы Военным или Морским министерством, по принадлежности, в учебные сборы, но не более двух раз в течение всего срока нахождения в запасе и каждый раз не долее как на шесть недель.
24) От призыва на службу из запаса освобождаются лица, занимающие должности по государственной, гражданской или же общественной службе...
36) Государственное ополчение составляется из всего не числящегося в постоянных войсках, но способного носить оружие мужского населения от призывного до сорокалетнего возраста включительно. Oт призыва в ополчение не освобождаются до этого возраста и лица, уволенные из запаса армии и флота...
45) По семейному положению устанавливаются три разряда льгот.
Первый разряд: а) для единственного способного к труду сына при отце к труду неспособном, или при матери-вдове;
б) для единственного способного к труду брата при одном или нескольких круглых сиротах
братьях или сестрах;
в) для единственного способного к труду внука при деде или бабке, не имеющих способного к труду сына, и
г) для единственного сына в семье, хотя  бы при отце, способном к труду.
Второй разряд: для единственного способного к труду сына при отце, также способном к труду, и братьях моложе восемнадцати лет.
Третий разряд: для лица, непосредственно следующего по возрасту за братом, находящимся по призыву на действительной службе, или умершим на ней...
52) Для устройства имущественных и хозяйственных дел разрешается отсрочивать, но не более как на два года, поступление на службу лиц, управляющих лично собственным недвижимым имуществом...
56) Для лиц, достигших нижеуказанных степеней образования, при отбывании ими воинской повинности по жеребию устанавливаются сокращенные сроки службы на следующем основании:
1) окончившие курс в университетах и других учебных заведениях первого разряда, или выдержавшие соответственное испытание, состоят: на действительной службе шесть месяцев и в запасе армии — четырнадцать лет и шесть месяцев;
2) окончившие   курс   шести    классов   гимназий   или   реальных училищ, или второго класса
духовных семинарий или   же курс других учебных заведений второго разряда, а ровно выдержавшие соответственное испытание, состоят: на действительной службе — год и шесть месяцев и в запасе армии — тринадцать лет и шесть месяцев;
3) окончившие   курс   или     выдержавшие     испытание   в   знании курса учебных заведений третьего разряда состоят: на действительной службе три года и в запасе армии двенадцать лет, и
4) имеющие свидетельство о знании курса начальных народных училищ... или курса других учебных заведений четвертого разряда состоят... на действительной службе четыре года и в запасе армии — одиннадцать лет...
62) Освобождаются от воинской повинности:
1) священнослужители всех христианских вероисповеданий и,
2) православные  псаломщики,  окончившие  курс  в    духовных академиях и семинариях или в духовных училищах...
63) Нижеозначенные лица, если ими будет вынут жеребий, определяющий поступление их в по
стоянные войска, освобождаются от действительной службы в мирное время и зачисляются в запас армии на пятнадцать лет:
1) имеющие степень доктора медицины или лекаря, магистра ветеринарных наук или фарма
ции, или же ветеринара...
2) пенсионеры императорской академии художеств, отправленные за границу на казенный счет
для совершенствования в художественном образовании, и
3) преподающие в учебных заведениях.., а ровно штатные воспитатели и штатные помощники
их...
173) Вольноопределяющиеся разделяются на три разряда соответственно полученному ими образованию и обязаны прослужить в действующих войсках:
1)выдержавшие   испытания    из    курса    учебных    заведений 1-го разряда... — три месяца;
2) выдержавшие испытание из курса заведений 2-го разряда...— шесть месяцев, и
3) выдержавшие испытание по особой программе, устанавливаемой по соглашению министров
военного и народного просвещения,— два года...
180) Вольноопределяющиеся, по выдержании установленных испытаний, в случае удостоения ближайшего начальства, производятся:
1) в унтер-офицеры — по выслуге рядовым: вольноопределяющимся, принадлежащим по ст. 173
к первому разряду — двух месяцев,  принадлежащим    ко  второму  разряду — четырех месяцев и при надлежащим к третьему разряду — одного года;
2) в офицеры, по выслуге в нижнем звании: вольноопределяющимися первого разряда трех ме
сяцев, второго разряда шести месяцев и третьего разряда трех лет.

Сборник  правительственных  распоряжений  по  введению  общей  воинской  повинности.— СПб., 1874.— 1.    1.-С.    9-63.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

54719. Издержки и их виды в краткосрочном периоде 24.72 KB
  Краткосрочный – это временный интервал, на протяжении которого невозможно изменить размеры производственного предприятия, принадлежащего фирме, т.е. количество постоянных затрат, осуществляемых этой фирмой
54720. Задачи на проценты 39 KB
  Образовательные: проверка оценка коррекция знаний и умений учащихся по теме урока; развивающие: развивать мышление интерес к предмету познавательную деятельность учащихся математическую речь; учить учащихся учиться математике самостоятельно добывать знания; воспитательные: воспитывать у учащихся ответственное отношение к учебному труду волю; воспитывать умение к совместной деятельности; Методы обучения: словесный деятельностный. Сколько мальчиков в школе Ответ: 192 мальчика Товар стоил 5000 р. Какова новая цена товара Ответ: 6000...
54721. Реформы государственного аппарата при Петре I 43 KB
  Продолжительность учебного занятия: 45 минут Тип учебного занятия: комбинированный Цели образовательная развивающая воспитательная и задачи учебного занятия: Обучающая: продолжить знакомство с эпохой Петра I с помощью поиска информации. Развить интерес к предмету история через исследовательскую деятельность; Воспитывающая: воспитывать у школьников чувство патриотизма; Задача учебного занятия: с помощью поиска информации доказать что новое государство было эффективнее старого; Оборудование с указанием использованного...
54722. Темперамент 85.5 KB
  Павлов Темперамент По Гиппократу Краткая характеристика Свойства Нервной системы По Павлову Выдающиеся Личности ФЛЕГМАТИК Работоспособный Малоэмоциональный Серьезный Надежный Спокойный Сильный Уравновешенный Малоподвижный Кутузов Крылов Ньютон САНГВИНИК Активный Энергичный Жизнерадостный Легкомысленный Беззаботный Сильный Уравновешенный Подвижный Наполеон ХОЛЕРИК Очень энергичный Вспыльчивый Эмоциональный Напористый Чувствительный Сильный Неуравновешенный Подвижный Петр Первый Пушкин Суворов МЕЛАНХОЛИК...
54723. Сведения о заявках бронирования. Аннуляция бронирования 143 KB
  Образовательная: Знать правила предоставления гостиничных услуг в Российской Федерации; -организацию службы бронирования; -виды и способы бронирования; -виды заявок по бронированию и действия по ним; -последовательность и технологию резервирования мест в гостинице; -состав, функции и возможности использования информационных и телекоммуникационных технологий для приема заказов; -правила заполнения бланков бронирования для индивидуалов, компаний, турагентств и операторов;...
54724. Здоровье сберегающие технологии по укреплению опорно-двигательного аппарата (осанка, плоскостопия) 116 KB
  На носках руки вверх на носках руки в стороны. на пятках руки за голову. перекат с пятки на носок руки на пояс. перекат с носка на пятку руки на пояс.
54725. Is it easy to be young? 67.5 KB
  The United Nations Organization is an international organization to which nearly all the countries in the world belong. Its head offices are in New York . The UN tries to make sure there is peace in world and that all countries work together to deal with international problems. The UN Convention on the Rights of the Child sets out in a number of statements called articles, the rights which all children and young people up to the age of 18 should have.
54726. Розрахунок і видача кредиту на прикладі підприємства ТОВ «Іва» 893 KB
  Позики, виконуючи функції кредиту, мають різні форми і допомагають більш гнучко використовувати отримані кошти. Підприємство може отримати позику в найбільш зручній для себе формі - безпосередньо позику
54727. Система смазки 264 KB
  Новая тема - Система смазки дизелей. 1 Назначение системы и виды систем смазки дизелей – под запись -10 мин. 2 Устройство (состав) системы смазки дизелей – на экране система смазки двигателя К-661 и анимация ее работы – 5 мин. 3 1-я подгруппа идет смотреть системы смазки дизелей в лаб. №008 – 7 мин. 2-я подгруппа выписывает из учебника стр.153 состав и назначение элементов комбинированной системы смазки. - 7 мин 4 Подгруппы меняются местами.