82197

Потребление. Потребитель. Права потребителей и их защита

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Словарь урока: потребитель продавец недостаток товара материальный ущерб моральный вред гарантийный срок срок годности срок службы товара. Право на информацию о товарах услугах работах. Она нужна чтобы потребитель смог сделать правильный выбор для этого ему нужно знать качества и свойства того или иного товара.

Русский

2015-02-26

51.95 KB

0 чел.

Предмет «Экономика отрасли и предприятия»

Тема: Потребление. Потребитель. (3 часа)

Подтема: Права потребителей и их защита.

Цели урока:

1. Образовательная: познакомить обучающихся с основными правами потребителей; показать, каким образом в повседневной жизни защищаются права и законные интересы потребителей, а также права и законные интересы продавцов.

2. Развивающая: продолжить работу по формированию специальных учебно-правовых умений (анализ правовых документов), навыков поиска решения конфликта законным образом.

3. Воспитательная: формирование правомерного поведения в конкретных жизненных ситуациях; воспитание толерантного отношения друг к другу; владение грамотными способами защиты прав потребителей.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Вид урока: урок-практикум с использованием учебно-правовых ситуаций.

Словарь урока: «потребитель», «продавец», «недостаток товара», «материальный ущерб», «моральный вред», «гарантийный срок», «срок годности», «срок службы товара».

Оборудование: Закон РФ «О защите прав потребителей» (извлечения), мультимедийная установка, презентация «Права потребителей», схемы по закону «О защите прав потребителей»

План урока:

1. Проверка знаний по предыдущему уроку: (2 мин.)

- Что такое «потребление»?

- кого называют «потребителем»?

- как связаны «производство» и «потребление»?

2. Изучение нового материала:

- Беседа с обучающимися, постановка практических задач (5 мин)

- Работа с документами, объяснение нового материала (10 мин)

3. Решение практических задач; (15мин)

4. Блиц - опрос (5 мин)

5. Подведение итогов урока (7мин)

7. Домашнее задание. (1 мин)

Ход урока:

1. Вступительное слово учителя.

Преподаватель:  Представим обычный торговый день в большом ТЦ. Покупатели снуют по разным отделам, выбирают товар, оплачивают покупки. В магазине одежды назревает скандал. Пожилой покупатель подает продавцу сверток с теплой нижней рубашкой и прикладывает к нему чек. «Вот чек. По нему видно, что я приобрел рубашку всего пять дней назад. Срок небольшой. По закону вы обязаны заменить мне купленную вещь». «Увы, - отвечает продавщица, - я не имею права это сделать». Покупатель кипятится: «Это или беззаконие или правовая безграмотность! Я буду жаловаться…»

Знакомая ситуация.

К большому сожалению, часто мы оказываемся в ситуациях, когда наши права и интересы были нарушены. Вот почему всем необходимо знать основы потребительского законодательства. Осознание того, что мы как потребители обладаем определёнными правами, придаёт нам уверенность, укрепляет чувство защищённости.

Сегодня на уроке мы попробуем разобраться, каковы основные права потребителей, каким образом в повседневной жизни защищаются права и законные интересы потребителей.

2. Изучение нового материала.

2.1 Беседа с обучающимися:

Вспомним, в каком случае каждый из нас является потребителем. Кто такой потребитель?

Вариант ответа.

Потребитель - это гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести, либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных бытовых нужд, не связанных с извлечением прибыли.

Возможна ситуация, когда один человек купил товар в подарок другому. Помните, что потребителем считается не только гражданин, который приобретает товар (услугу), но и тот, кто непосредственно этим товаром (услугой) пользуется. Поэтому тот, кому будет вручён этот товар в качестве подарка, станет его потребителем. Возможен и такой вариант: фирма приобретает своим сотрудникам туристические путёвки. В этом случае сотрудники фирмы тоже являются потребителями, хотя и не сами оплатили услугу.

И последний момент. Человек является потребителем лишь в том случае, если он приобрёл товар для личных нужд.

Каким лицом является потребитель – физическим или юридическим?

Вариант ответа.

Индивидуальный предприниматель, закупающий партию товаров на оптовых рынках для продажи, в юридическом смысле слова потребителем не является.

Продавец - это любая организация (независимо от её формы собственности) или индивидуальный предприниматель, реализующий потребителю товары по договору купли-продажи.

Суверенитет потребителя – это его независимость, это право владельцев любых видов экономических ресурсов самостоятельно принимать решения, связанные с распоряжением этими ресурсами и их использованием.

В нашей стране основным правовым актом по защите прав потребителя является Закон РФ «О защите прав потребителей»

Этот закон довольно строг.

Как вы думаете, почему закон встал на защиту потребителя?

Вариант ответа.

Потому что в отношениях с производителями и продавцами он находится в неравных условиях. Они – профессионалы, хорошо подготовлены, пользуются услугами юристов и могут отстоять свои интересы; а потребитель – один на один с продавцом и производителем.

Скажите, вы как потребитель, какие вещи стремитесь приобрести?

А продавец, какие цели преследует?

Обучающиеся предлагают варианты ответов и приходят к выводу, что

интересы покупателя и продавца различны.

2.2. Учащиеся читают документ (Закон РФ «О защите прав потребителей») и составляют по нему выводы.

Какие права имеет потребитель?

1. Право на просвещение. (Знание своих прав как потребителя; сегодня на уроке вы это право реализуете)

2. Право на информацию о товарах, услугах, работах. (Она нужна, чтобы потребитель смог сделать правильный выбор, для этого ему нужно знать качества и свойства того или иного товара). Описание товара, инструкции, условия пользования и т.д.

3. Право на качество. Действительное состояние дел нередко опровергает все рекламные обещания.

Общее правило потребления: всегда сохраняйте чеки, квитанции, договоры и прочие документы, подтверждающие факт купли - продажи.

4. Право на безопасность (требование государства к качеству товаров, выражено в стандартах)

5. Право на возмещение ущерба (материального и морального). В случае, если купленная вещь причинила вред потребителю.

2.3. Кто защищает права потребителей?

Государство и общество. 

Основы законодательств о защите прав потребителей.

1.Гражданский кодекс РФ.

2.Закон РФ «О защите прав потребителей».

3.Закон РФ «О сертификации».

4 Закон «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности».

5. Закон «О стандартизации».

6 Закон «О санитарно-эпидемиологическом контроле».

3. Практическое закрепление пройденного материала.

3.1. Включение учащихся в обсуждение ситуации.

Права и обязанности покупателя и продавца (учебно-правовая ситуация):

Условия предлагаемой ситуации. Деятельность обучающихся в учебно-правовой ситуации.

1.Покупатель отбирает ряд товаров, идет к кассе и обнаруживает, что денег на все отобранные товары у него не хватает.

Учащиеся предлагают варианты поведения:

- Каковы дальнейшие действия покупателя?

- Согласится ли продавец с таким поведением покупателя?

2. Покупатель подошёл к кассе, расплатился за покупки, отошёл и выронил купленные яйца.

Каковы действия покупателя и продавца?

Обсуждение аналогично предыдущему.

Комментарий учителя. Покупатель может отказаться от покупки до оплаты товара. После оплаты покупатель является собственником товара и сам несёт ответственность за его случайную порчу.

3.2. Обучающимся раздаются тексты документа Закон РФ «О защите прав потребителей» ст.17.

1. Задание: Сформулируйте советы покупателю.

Приблизительные ответы:

  1.  При покупке будьте внимательны, выбирайте товары тщательно и неторопливо.
  2.  Прочитайте руководство по эксплуатации и проверьте гарантию.
  3.  Проследите, чтобы продавец поставил печать и дату покупки в паспорте изделия.
  4.  Не забывайте забрать товарный чек, подтверждающий, что покупка совершена именно в данном торговом предприятии.
  5.  Требуйте сертификат качества.

2. Задание: Вы приобрели товар, выполнив все советы покупателю, но ваша покупка оказалась с недостатками, которые вы обнаружили только дома. Продавец не согласен с вашим решением обменять товар и предлагает ремонт. Каковы ваши действия?

Предполагаемый ответ: обратиться в суд.

3. Задание: Итак, вы решили обратиться с иском в суд, т.к. права и охраняемые законом интересы потребителей защищаются в основном судом. Если вы принимаете такое решение, то предложите свои дальнейшие действия.

После выполнения задания комментарий преподавателя. Исковое заявление подаётся в суд в письменной форме. В нём должны быть указаны наименование суда, в который подаётся заявление; наименование истца, его местонахождение; наименование ответчика, его местонахождение; обстоятельства, на которых истец основывает свои требования, и доказательства, подтверждающие изложенные истцом требования; требования истца; цена иска; перечень прилагаемых к заявлению документов.

Заявление подписывается истцом.

Обучающиеся получают образец искового заявления.

4. Блиц – опрос:

4.1. В каких случаях товар по требованию покупателя обязательно должен быть заменен на другой:

- гражданин купил музыкальный центр, но, не вскрывая упаковки, через месяц попросил заменить его с доплатой на более дорогой; (нет)

- гражданин купил литровый электрочайник, в течение недели кипятил воду, а потом попросил обменять его на двухлитровый; (нет)

- гражданин приобрёл микроволновую печь с 6 месячным гарантийным сроком, которая на 27 неделе вышла из строя из-за бракованной детали; (да)

- гражданин купил японский телевизор, но, не разобрав инструкцию, напечатанную на японском языке, включил его в сеть с нестандартным напряжением и аппарат сгорел (да)

5.Преподаватель предлагает тему для обсуждения: «покупатель всегда прав» - что это значит?

Обучающиеся высказывают свои суждения.

Ответ: На самом деле покупатель не всегда прав. Но в этой поговорке, родившейся в странах с давними торговыми традициями, сформулирован идеал отношений покупателя и продавца. В ее основе лежит проверенный опытом вывод: спорить с клиентом в конечном счете невыгодно продавцу.

6. Подведение итогов урока. Выставление оценок.

Сегодня на уроке мы узнали, какие права есть у потребителя и как их можно защитить. Так же мы рассмотрели конкретные ситуации из повседневной жизни, в которых может оказаться каждый из нас.

7. Домашнее задание. 

Придумайте учебно-правовую ситуацию и составьте исковое заявление (претензию), исходя из неё.

Литература, используемая для подготовки к уроку:

  1.  ГК РФ. - М.: Омега-Л, 2005.
  2.  УК РФ. - М.: Норма , 2002.
  3.  Закон РФ «О защите прав потребителей».-М.: Омега-Л, 2005
  4.  Морозова С.А. Защита прав человека в российском законодательстве.-  Спб.: Гос.университетпед. мастерства, 1990.
  5.  Основы правовых знаний. Рабочая версия учебника. Проект РФПР «Правовое образование в школе».- РФПР, 1998.
  6.  Яковлев А.И. Основы правоведения. Учебник для профессиональных образовательных учреждений.- М., 1997.

Приложение.

Закон РФ «О защите прав потребителей» (извлечения)

Статья 3. Право потребителей на просвещение в области защиты прав потребителей

Право потребителей на просвещение в области защиты прав потребителей обеспечивается посредством включения соответствующих требований в государственные образовательные стандарты и общеобразовательные и профессиональные программы, а также посредством организации системы информации потребителей об их правах и о необходимых действиях по защите этих прав.

Статья 8. Право потребителя на информацию об изготовителе (исполнителе, продавце) и о товарах (работах, услугах)

1. Потребитель вправе потребовать предоставления необходимой и достоверной информации об изготовителе (исполнителе, продавце), режиме его работы и реализуемых им товарах (работах, услугах).

Статья 10. Информация о товарах (работах, услугах)

1. Изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора. По отдельным видам товаров (работ, услуг) перечень и способы доведения информации до потребителя устанавливаются Правительством Российской Федерации.

2. Информация… доводится до сведения потребителей в технической документации, прилагаемой к товарам (работам, услугам), на этикетках, маркировкой или иным способом, принятым для отдельных видов товаров (работ, услуг).

Статья 4. Качество товара (работы, услуги)

1. Продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), качество которого соответствует договору.

2. При отсутствии в договоре условий о качестве товара (работы, услуги) продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), соответствующий обычно предъявляемым требованиям и пригодный для целей, для которых товар (работа, услуга) такого рода обычно используется.

Статья 7. Право потребителя на безопасность товара (работы, услуги)

1. Потребитель имеет право на то, чтобы товар (работа, услуга) при обычных условиях его использования, хранения, транспортировки и утилизации был безопасен для жизни, здоровья потребителя, окружающей среды, а также не причинял вред имуществу потребителя. Требования, которые должны обеспечивать безопасность товара (работы, услуги) для жизни и здоровья потребителя, окружающей среды, а также предотвращение причинения вреда имуществу потребителя, являются обязательными и устанавливаются законом или в установленном им порядке.

2. Изготовитель (исполнитель) обязан обеспечивать безопасность товара (работы) в течение установленного срока службы или срока годности товара (работы).

Статья 14. Имущественная ответственность за вред, причиненный вследствие недостатков товара (работы, услуги)

1. Вред, причиненный жизни, здоровью или имуществу потребителя вследствие различных недостатков товара (работы, услуги), подлежит возмещению в полном объеме. Вред, причиненный вследствие недостатков товара, подлежит возмещению продавцом или изготовителем товара по выбору потерпевшего.

2. Изготовитель (исполнитель, продавец) освобождается от ответственности, если докажет, что вред причинен вследствие непреодолимой силы или нарушения потребителем установленных правил использования, хранения или транспортировки товара (работы, услуги).

Статья 15. Компенсация морального вреда

Моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения изготовителем (исполнителем, продавцом) прав потребителя подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины. Размер компенсации морального вреда определяется судом и не зависит от размера возмещения имущественного вреда.

Статья 18. Права потребителя при обнаружении в товаре недостатков

Потребитель в случае обнаружения в товаре недостатков, если они не были оговорены продавцом, по своему выбору вправе:

• потребовать замены на товар этой же марки (этих же модели и (или) артикула);

• потребовать замены на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены;

• потребовать соразмерного уменьшения покупной цены;

• потребовать незамедлительного безвозмездного устранения недостатков товара или возмещения расходов на их исправление потребителем или третьим лицом;

• отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар суммы. По требованию продавца и за его счет потребитель должен возвратить товар с недостатками.

При этом потребитель вправе потребовать также полного возмещения убытков, причиненных ему вследствие продажи товара ненадлежащего качества.

Статья 5. Права и обязанности изготовителя (исполнителя, продавца) в области установления срока службы, срока годности товара (работы), а также гарантийного срока на товар (работу)

1. На товар (работу),  предназначенный для длительного использования, изготовитель (исполнитель) вправе устанавливать срок службы - период, в течение которого изготовитель (исполнитель) обязуется обеспечивать потребителю возможность использования товара (работы) по назначению.

2. Изготовитель (исполнитель) вправе устанавливать на товар (работу) гарантийный срок - период, в течение которого в случае обнаружения в товаре (работе) недостатка изготовитель (исполнитель), продавец, уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер обязаны удовлетворить требования потребителя.

3. На продукты питания, парфюмерно-косметические товары, медикаменты, товары бытовой химии и иные подобные товары (работы) изготовитель (исполнитель) обязан устанавливать срок годности - период, по истечении которого товар (работа) считается непригодным для использования по назначению.

Статья 25. Право потребителя на обмен товара надлежащего качества

1. Потребитель вправе обменять непродовольственный товар надлежащего качества на аналогичный товар у продавца, у которого этот товар был приобретен, если указанный товар не подошел по форме, габаритам, фасону, расцветке, размеру или комплектации. Потребитель имеет право на обмен непродовольственного товара надлежащего качества в течение четырнадцати дней, не считая дня его покупки. Согласно Закону обмену подлежат не все доброкачественные товары.

2. В перечень товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену, включены: товары для профилактики и лечения заболеваний в домашних условиях (предметы гигиены из металла, резины, текстиля и других материалов, инструменты, приборы и аппаратура медицинские, средства гигиены полости рта, линзы очковые, предметы по уходу за детьми); предметы личной гигиены; парфюмерно - косметические товары; текстильные товары; изделия и материалы, контактирующие с пищевыми продуктами; товары бытовой химии; изделия из драгоценных металлов, с драгоценными камнями и др.

   

Тема: Потребление. Потребитель. (3 часа)

Задачи урока:

1. Раскрыть сущность понятий «потребление», «потребитель» и охарактеризовать его связь с другими сферами экономической жизни общества и отдельных граждан.

2. Дать начальное представление об экономических основах прав потребителя.

3. Способствовать развитию правовой культуры и сознательного поведения человека как потребителя.

План изучения нового материала:

I. Потребление как сфера экономической жизни.

II. Личное и семейное потребление.

III. Экономические основы прав потребителя.

Актуализация опорных знаний.

В качестве опорных знаний при изучении темы выступают знания о потребностях человека и расходах граждан.

1. Потребление как сфера экономической жизни.

I. Изучение материала темы предполагает проработку понятия «потребление», основной смысл которого заключается в использовании, употреблении, применении продукции, вещей, благ, товаров, услуг в целях удовлетворения потребностей.  Полезно при этом наряду с текстом учебника привлечь визуальный материал и опереться на личный социальный опыт обучающихся.

Личное потребление (индивида, семьи)

В целях овладения обучающимися данным понятием важно не только раскрыть его значение, но и осмыслить контекст, в котором оно используется. Такому осмыслению помогут вопросы:

1) Почему на схеме присутствует производство?

2) Как связаны производство и потребление?

3) Что называют производственным, а что личным потреблением?

2. Личное и семейное потребление.

Следующий вопрос плана является основным при изучении подтемы. Возможна самостоятельная работа учащихся с текстом параграфа с последующими ответами на вопросы:

1) Что влияет на личное и семейное потребление?

2) Какие вам известны виды потребностей?

3) Как потребление связано с размером дохода?

4) Как на семейное потребление влияет состав и возраст членов семьи?

6) Как связано семейное потребление со вкусами, привычками,  интересами,  культурным  уровнем  членов семьи?

Преподаватель предлагает ряд примеров семейных расходов, а обучающиеся дают блиц-ответы, относя каждый из примеров к обязательным или произвольным расходам.

Примерный список расходов может быть таким: одежда, обувь, лекарства, транспорт, путешествия, развлечения, продукты, квартплата, оплата налогов, плата за коммунальные услуги, посещение платной дискотеки. Обучающиеся отвечают, что из перечисленного можно отнести к обязательным расходам, а что — к произвольным.

В результате важно акцентировать внимание на то, что в число обязательных входят расходы на питание, одежду, лекарства, транспорт, жилье, коммунальные услуги, налоги, платежи по договорам. Расходы на удовлетворение духовных (или культурных) потребностей относятся к произвольным. Такое деление носит условный характер, но экономистам оно необходимо для установления закономерностей экономического развития.

3. Экономические основы прав потребителя.

     Познакомить учащихся с «Законом о защите прав потребителя», показать его и зачитать некоторые статьи на выбор.

     Закон «О защите прав потребителей» - самый главный юридический документ целого комплекса законов – законодательства о защите прав потребителей. Закон «О защите прав потребителей» вступил в действие с апреля 1992 года и теперь активно применяется потребителями всякий раз, когда ущемляются их права и особенно когда требуется их государственная или судебная защита. Но об этом мы поговорим на следующем уроке.

4. Закрепление.

Обучающимся предлагаются следующая задача:

           У станции метро стоят три продавца, торгующие бананами. Бананы из одной партии, цены  25, 22 и 18 рублей за килограмм. Тот продавец, который торгует дешевле коллег, улыбчив и вообще приятен во всех отношениях. Под шутки и прибаутки обслуживает довольных покупателей, не давая им возможности дождаться, когда стрелка весов замрёт, фиксируя окончательный вес. Зато и сам не замерзает и других не задерживает. Вопрос: какого продавца вы предпочтёте при условии, что качество бананов одинаково у всех троих?

Ребята высказываются.

         Многочисленные проверки показали, что обвес при уличной торговле бананами колеблется от 10 до 500 граммов. Возьмём даже среднюю цифру 255 гр. И что получится?  А получится, что по выбранному вами продавцу вы заплатили 18 рублей не за кг, а за 745 гр. Определите, во сколько фактически обошёлся вам  один килограмм.  

Требуются ли комментарии?

Вопросы для практикума №1.

1. С какого дня исчисляется гарантийный срок товара (кроме сезонного)?

2. Имеет ли право потребитель обменять непродовольственный товар надлежащего качества на аналогичный товар у продавца, у которого этот товар был приобретен?  И в какие сроки?

3.Возможна ли продажа товара по истечении установленного срока годности?

4. В течение какого срока продавец обязан заменить товар в случае обнаружения недостатков товара и предъявлении требования о его  замене?

5. Допускается ли продажа товара, в том числе импортного, без информации об обязательном подтверждении его соответствия требованиям, которые обеспечивают безопасность товара?

6.  Может ли продавец обусловить приобретение одних товаров

( работ, услуг) обязательным приобретением других товаров?

7. Вправе ли продавец (исполнитель) без согласия потребителя выполнять дополнительные услуги  (работы) за плату?

8. Как исчисляется гарантийный срок для сезонных товаров?

9. Прав ли продавец, отказывая потребителю в обмене женского  нижнего белья, не подошедшего по размеру, по расцветке?

Вопросы для практикума №1(с ответами).

1. С какого дня исчисляется гарантийный срок товара (кроме сезонного)?

Ответ: Со дня передачи товара потребителю. Если день передачи установить невозможно, эти сроки исчисляют со дня изготовления товара.

2. Имеет ли право потребитель обменять непродовольственный товар надлежащего качества на аналогичный товар у продавца, у которого этот товар был приобретен?  И в какие сроки?

Ответ:  Да. Имеет право в течение 14 дней, если указанный товар не был в употреблении, сохранены товарный вид, фабричные ярлыки, а также товарный или кассовый чек.

3.Возможна ли продажа товара по истечении установленного срока годности?

Ответ: Нет. Невозможна.

4. В течение какого срока продавец обязан заменить товар в случае обнаружения недостатков товара и предъявлении требования о его  замене?

Ответ: В течение 7 дней, в случае дополнительной проверки качества – 20 дней со дня предъявления указанных требований.

5. Допускается ли продажа товара, в том числе импортного, без информации об обязательном подтверждении его соответствия требованиям, которые обеспечивают безопасность товара?

Ответ: нет, не допускается.

6.  Может ли продавец обусловить приобретение одних товаров

( работ, услуг) обязательным приобретением других товаров?

Ответ: Нет.  Не имеет.

7. Вправе ли продавец (исполнитель) без согласия потребителя выполнять дополнительные услуги  (работы) за плату?

Ответ: Нет. Потребитель вправе отказаться от оплаты таких работ

( услуг), а если они оплачены, то вправе потребовать от продавца

( исполнителя) возврата уплаченной суммы.

8. Как исчисляется гарантийный срок для сезонных товаров?

Ответ: С момента наступления соответствующего сезона.

9. Прав ли продавец, отказывая потребителю в обмене женского  нижнего белья не подошедшего по размеру, по расцветке?

Ответ: Да, прав.  Нижнее белье не   подлежит обмену и возврату

Вопросы для практикума №2 .

1.Какие требования может предъявить потребитель продавцу в случае продажи товара ненадлежащего качества?

2. Может ли продавец обусловить приобретение одних товаров

( работ, услуг) обязательным приобретением других товаров

3. Имеет ли право потребитель обменять непродовольственный товар надлежащего качества на аналогичный товар у продавца, у которого этот товар был приобретен?  И в какие сроки?

4.Возможна ли продажа товара по истечении установленного срока годности?

5. В течение какого срока продавец обязан заменить товар в случае обнаружения недостатков товара и предъявлении требования о его  замене?

6. Допускается ли продажа товара, в том числе импортного, без информации об обязательном подтверждении его соответствия требованиям, которые обеспечивают безопасность товара?

7. На какую информацию имеет право потребитель?

8. Вправе ли продавец ( исполнитель) без согласия потребителя выполнять дополнительные услуги (работы) за плату?

9. Покупательница купила в магазине « Крокус» дорогой крем-лифтинг фирмы «Лореаль». Придя домой обнаружила, что срок годности крема истекает через 3дня. Имел ли право продавец продавать данный товар?

10. Покупатель прибрел электрическую щетку. После 3 дней пользования, потребитель требует у продавца заменить ему товар на аналогичный другой формы. Продавец отказывает ему. Прав ли продавец?

11.С какого дня исчисляется гарантийный срок товара( кроме сезонного)?

12.Как исчисляется гарантийный срок для сезонных товаров?

13.Прав ли продавец отказывая потребителю в обмене  нижнего белья не подошедшего по размеру, по расцветке?

14. Во время предпраздничной торговли покупатель приобрела подарочный набор в упаковке с целлофановой оберткой. Проверить содержимое упаковки покупателю отказали. Правильно ли это?

Вопросы для практикума №2 (с ответами).

1.Какие требования может предъявить потребитель продавцу в случае продажи товара ненадлежащего качества?

Ответ:

- безвозмездное устранение недостатков товара или возмещение расходов на их исправление потребителем;

- соразмерное уменьшение покупной цены,

- замены на товар аналогичной марки (модели),

- замены на такой же товар другой марки (модели) с     соответствующим перерасчетом покупной цены;

- возмещение убытков, причиненных потребителю вследствие продажи товара ненадлежащего качества;

2. Может ли продавец обусловить приобретение одних товаров

( работ, услуг) обязательным приобретением других товаров

Ответ: Нет.  Не имеет.

3. Имеет ли право потребитель обменять непродовольственный товар надлежащего качества на аналогичный товар у продавца, у которого этот товар был приобретен?  И в какие сроки?

Ответ:  Да. Имеет право в течение 14 дней, если указанный товар не был в употреблении, сохранены товарный вид, фабричные ярлыки, а также товарный или кассовый чек.

4.Возможна ли продажа товара по истечении установленного срока годности?

Ответ: Нет. Невозможна.

5. В течение какого срока продавец обязан заменить товар в случае обнаружения недостатков товара и предъявлении требования о его  замене?

Ответ: В течение 7 дней, в случае дополнительной проверки качества – 20 дней со дня предъявления указанных требований.

6. Допускается ли продажа товара, в том числе импортного, без информации об обязательном подтверждении его соответствия требованиям, которые обеспечивают безопасность товара?

Ответ: нет, не допускается.

7. На какую информацию имеет право потребитель?

Ответ: об изготовителе (исполнителе, продавце), о товаре ( работах, услугах), а также режиме работы предприятия.

8. Вправе ли продавец ( исполнитель) без согласия потребителя выполнять дополнительные услуги (работы) за плату?

Ответ: Нет. Потребитель вправе отказаться от оплаты таких работ

( услуг), а если они оплачены, то вправе потребовать от продавца

( исполнителя) возврата уплаченной суммы.

9. Покупательница купила в магазине « Крокус» дорогой крем-лифтинг фирмы «Лореаль». Придя домой обнаружила, что срок годности крема истекает через 3дня. Имел ли право продавец продавать данный товар?

Ответ: Нет. Товары бытовой химии, парфюмерии, косметики должны продаваться с таким расчетом, чтобы могли быть использованы до истечения срока годности. Потребитель вправе вернуть его в магазин.( согласно п.24 Правил)

10. Покупатель прибрел электрическую щетку. После 3 дней пользования потребитель требует у продавца  заменить ему товар на аналогичный другой формы. Продавец отказывает ему. Прав ли продавец?

Ответ: Прав. Так как предметы личной гигиены, например зубная щетка, не подлежат возврату или обмену на аналогичный товар другого размера, формы и т.д

11.С какого дня исчисляется гарантийный срок товара( кроме сезонного)?

Ответ: Со дня передачи товара потребителю. Если день передачи установить невозможно, эти сроки исчисляют со дня изготовления товара.

12.Как исчисляется гарантийный срок для сезонных товаров?

Ответ: С момента наступления соответствующего сезона.

13.Прав ли продавец, отказывая потребителю в обмене  нижнего белья, не подошедшего по размеру, по расцветке?

Ответ: Да, прав.  Нижнее белье не   подлежит обмену и возврату.

14. Во время предпраздничной торговли покупатель приобрела подарочный набор в упаковке с целлофановой оберткой. Проверить содержимое упаковки покупателю отказали. Правильно ли это?

Ответ: Нет. Продавец должен был предложить проверить содержимое упаковки согласно правилам продажи отдельных видов товаров.

Раздаточный материал.

Уголовный кодекс РФ (извлечения).

Статья 156. Обман покупателей.

Обмеривание, обвешивание, обсчёт, введение в заблуждение относительно потребительских свойств качества товара или иной обман потребителей в магазинах, на других предприятиях, осуществляющих реализацию товаров или оказывающих услуги населению независимо от форм собственности, а равно гражданами, занимающимися предпринимательской деятельностью в сфере торговли (услуг), наказывается лишением свободы………..

Статья 157. Выпуск или продажа товаров, оказание услуг,

не отвечающих требованиям безопасности.

Выпуск или продажа товаров, оказание услуг , заведомо не отвечающих требованиям безопасности для жизни и здоровья потребителей-клиентов, повлекшие причинение вреда здоровью людей либо создание угрозы причинения такого вреда, наказывается лишением свободы………….

Статья 154. Незаконное повышение или поддержание цен.

Незаконное повышение или поддержание цен, совершенное в результате монополистической деятельности путём создания препятствий доступа на рынок другим хозяйствующим субъектам, либо изъятие товаров из обращения, либо сдерживание их от реализации, либо другое устранение от потребителей наказывается штрафом………

Закон РФ «О защите прав потребителей»

Статья 13.Возмещение морального вреда.

Моральный вред, причинённый потребителю вследствие нарушения изготовителем (исполнителем, продавцом) его прав, предусмотренных законодательством о защите прав потребителей, подлежит возмещению причинителем вреда при наличии его вины. Размер возмещения вреда определяется судом, если иное не предусмотрено законодательными актами.

Статья 16. Судебная защита прав потребителей.

Защита прав потребителей, предусмотренных законодательством, осуществляется судом. Иски предъявляются в суд по месту жительства истца, либо по месту нахождения ответчика, либо по месту причинения вреда. Потребители освобождаются от уплаты государственной пошлины по искам, связанным с нарушением их прав.

Гражданский кодекс РФ (извлечения).

Статья 138. Риск случайной гибели.

Риск случайной гибели или случайной порчи отчуждаемых вещей переходит на приобретателя одновременно с возникновением у него права собственности, если иное не предусмотрено договором.

Статья 444.Общие основания ответственности за причинения вреда.

Вред, причинённый личности или имуществу гражданина, а также вред, причинённый организации, подлежит возмещению лицом, причинившим вред, в полном объёме………

      

Образец искового заявления.

В суд г.______________________________________________

Истец__________________________Ответчик___________________________

                Ф.И.О.                                                            (наименование, адрес)

__________________________________________________________________

                                (домашний адрес)

Исковое заявление.

«___» __________200__г.   в магазине __________________________ купил

____________________________________ стоимостью ___________________

      (наименование, марка)

Через месяц после покупки обнаружил дефект, зафиксированный мастером ателье в техпаспорте телевизора. От предложенного ремонта в мастерской отказываюсь. В магазине заменить некачественный телевизор отказались. Руководствуясь ст. 245, 246, 248 ГК РФ, прошу обязать обменять телевизор на доброкачественный, взыскав с ответчика все судебные расходы по делу.

К заявлению прилагаю:

  1.  Техпаспорт.
  2.  Копию заявления в магазин об обмене телевизора.
  3.  Письмо-отказ обменять телевизор.
  4.  Марку госпошлины.
  5.  Копию своего искового заявления.

Число                                                        Подпись

Словарь урока.

Потребитель – это гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести, либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных бытовых нужд, не связанных с извлечением прибыли.

Продавецэто любая организация (независимо от её формы собственности) или индивидуальный предприниматель, реализующий потребителю товары по договору купли-продажи.

Изготовитель – это любая организация (независимо от её формы собственности) или индивидуальный предприниматель, производящий товары для реализации потребителю.

Недостаток товара - это несоответствие его стандарту, условиям договора или обычно предъявляемым требованиям.

Существенный недостаток – это недостаток, который делает невозможным или недопустимым использование товара в соответствии с его целевым назначением, либо который не может быть устранён, либо проявляется вновь после его устранения.

  Материальный ущерб – это всё то, что связано с денежными затратами потребителя (затраты на ремонт, на лечение, на доставку и т.д.)

 Моральный вред – это те переживания, страдания, которые испытывает человек, если его права нарушены.

Контрольные вопросы по защите прав потребителя

1 вариант

1. Дайте определение понятиям «продавец», «существенный недостаток», «импортер», « изготовитель».

2. Какие требования может предъявить потребитель продавцу в случае продажи товара ненадлежащего качества?

3. Имеет ли право потребитель обменять непродовольственный товар надлежащего качества на аналогичный товар у продавца, у которого этот товар был приобретен?  И в какие сроки?

4. Возможна ли продажа товара по истечении установленного срока годности?

5. В течении какого срока продавец обязан заменить товар в случае обнаружения недостатков товара и предъявлении требования о его  замене?

7. Дайте определение понятию «гарантийный срок».

8. Прав ли продавец, отказывая потребителю в обмене  нижнего белья не подошедшего по размеру, по расцветке?

9. Уголовная ответственность за нарушение прав потребителя наступает вследствии:

-

-

-

10. Обязанности продавца в соответствии с правом потребителя на безопасность товаров:

-

-

-

Контрольные вопросы по защите прав потребителя

2 вариант

1. Дайте определение понятиям «исполнитель», «потребитель»,

«безопасность товара», «недостаток товара».

2. Обязанности изготовителя в соответствии с правом потребителя на безопасность товаров:

3. Какие документы должны быть у продавца в подтверждение факта сертификации?

4. Обман потребителей – это…..

5. Перечислите основные права потребителей.

6. Защита прав индивидуальных потребителей, а также группы потребителей включат их право:

7. Особенности продажи текстильных, трикотажных и т.п. товаров:

8.Перечислите виды административных взысканий.

9. Виды административных нарушений, которые влекут за собой административную ответственность:

-

-

-

10. Перечислите меры, направленные на предотвращение причинения вреда жизни и здоровью потребителей:

-

-

-


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

69717. Стандартні виключення 27.5 KB
  Всі конструктори і методи мають специфікацію, що забороняє генерацію виключень. Функція-метод what() видає рядок-повідомлення про помилку. Передбачається, що виключення типу logicerror сигналізують про помилки в логіці програми, наприклад про невиконання деякої умови.
69718. Вкладені блоки try-catch 28 KB
  При обробці дійсно складних виключень, ви можете зацікавитися можливістю вкладати блоки try і оператори catch всередину інших операторів catch. C++ допускає вкладені блоки try, іншими словами, ви можете згенерувати нове виключення при обробці попереднього.
69719. Обробка несподіваних виключень 27.5 KB
  У програмі оголошені функції badnews, solver і main. Прототип функції solver перераховує виключення, що генеруються в цій функції. Проте ця функція генерує несподіване виключення, коли викликає функцію badnews.
69720. Неспіймані виключення 26.5 KB
  Не дивлячись на найвідчайдушніші спроби обробити виключення, бувають випадки, коли необхідно припинити виконання програми. Відновлення після таких виключень (а також фатальних) неможливе. C++ дозволяє використовувати функції terminate...
69721. Обмеження виняткових ситуацій 29.5 KB
  Обмеження виняткових ситуацій Програміст може обмежити типи виняткових ситуацій які може генерувати функція в інших місцях програми. Фактично можна взагалі заборонити функції генерувати які б то не було виняткові ситуації.
69722. Двійковій режим потоку введення-виведення 22.5 KB
  Метод записує count символів символьного масиву str в потік даних. Ніякі символи-роздільники не впливають на вивід. Він також повертає посилання на потік, тому після операції можна перевірити стан потоку.
69723. Захищене наслідування 23.5 KB
  До базового класу можна застосовувати механізм захищеного наслідування. При цьому всі відкриті і захищені члени базового класу стають захищеними членами похідного класу. Розглянемо приклад.
69724. Множинне наслідування 22 KB
  Похідний клас може одночасно успадковувати властивості декілька базових Наприклад, в програмі, приведеній нижче, клас derived успадковує властивості класів base1 і base2.
69725. Віртуальні базові класи 42 KB
  Як вказано в коментарях, класи derivedl і derived2 є спадкоємцями класу base. Проте клас deribed3 є похідним від обох класів derived2 і derived1. (Таке наслідуванно називається діамантовим). Отже, в об’єкті класу derived3 містяться дві копії об’єкту класу base.