82198

Реки России

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Цель урока: Изучить особенности рек России. Расширить и углубить знания о реках. Сформировать понятия базис эрозии, уклон, падение реки, расход воды в реке, годовой сток, твёрдый сток. Показать влияние климата и рельефа на реки. Формировать умение определения уклона и падения реки.

Русский

2015-02-26

104.5 KB

0 чел.

Урок географии в 8 классе «Реки России»

География России. Природа и население. Книга первая. Под редакцией А. И. Алексеева. Учитель географии МОБУ «Иссадская основная общеобразовательная школа»

Волховского муниципального района Румянцева Любовь Васильевна

Цель урока: Изучить особенности рек России. Расширить и углубить знания о реках. Сформировать понятия базис эрозии, уклон, падение реки, расход воды в реке, годовой сток, твёрдый сток. Показать влияние климата и рельефа на реки. Формировать умение определения уклона и падения реки.

Ход урока:

  1.  Организация учащихся на урок
  2.  Актуализация знаний

Вам уже известно, что в природе осуществляется постоянный круговорот воды. Вода всё время переходит из одного природного компонента в другой. Без воды не может существовать ничто живое на Земле. Человеку нужна чистая пресная вода, которая составляет около 2 % гидросферы. (слайд 3)

Начиная с этого урока мы с вами познакомимся с внутренними водами нашей страны. (слайд 4) Давайте вспомним какие виды внутренних вод мы знаем. (Реки, озёра, болота, ледники, подземные воды, вечная мерзлота, водохранилища, пруды, каналы). В реках содержится лишь малая часть гидросферы, но эта вода не застойная, а проточная. В среднем в реках вода обновляется каждые 19 дней, в болотах полное обновление воды происходит за 5 лет, а в озёрах смена воды происходит только за 17 лет. Поэтому значение рек неизмеримо больше.

Россия богата водными ресурсами, то есть водами, которые могут быть использованы для общественного блага. (слайд 5)

Вы знаете, что люди всегда предпочитали расселяться по берегам рек, которые служили и источниками водоснабжения и пищи, транспортными артериями и оборонительными рубежами. (слайд 6)

На территории России около 2,5 млн. рек и ручьёв, общей протяжённостью более 8 млн. км. Самые протяжённые реки России Обь, Енисей, Лена, Амур и Волга. (слайд 7)

67% рек России относится к бассейну Северного Ледовитого океана, что обусловлено особенностями рельефа; 20% рек России относится к бассейну Тихого океана, Волга с её притоками относится к области внутреннего стока, занимающего 10% , и 3% рек относится к бассейну Атлантического океана. (слайд 8)

Найдите и покажите на карте реки, несущие свои воды в Северный ледовитый океан, Тихий океан Атлантический океан.

Почему крупнейшие реки России текут на север? (Большая территория России имеет уклон к северу.)

Что же такое река? Давайте дадим определение реке.

Река – это естественный постоянный водный поток, протекающий в разработанном им углублении – русле. (слайд 9)

Вспомним части реки. Расставьте на схеме названия частей реки.  (слайд 10)

Что такое речная долина? Расскажите по схеме о строении речной долины. (слайд 11)

Водный поток всё время несёт множество продуктов размыва. Речные наносы называют аллювием. (слайд 12) В основном они накапливаются в днищах долин в нижних течениях рек.

Во время таяния снегов пойма реки заливается талыми водами. (слайд 13)

Речной поток всегда стремится углубить своё русло до уровня, называемого базисом эрозии. Этим уровнем служит уровень того водоёма, в который река впадает.

С понижением базиса эрозии происходит углубление русла реки, и наступает момент, когда уже в половодье река не может затапливать пойму. Поток воды в русле начинает работать вширь, разрабатывая новую пойму, а старая пойма превращается в террасу – высокую ступень в днище речной долины. (слайд 14)

Как мы уже говорили, река – это сложное природное образование, состоящее из множества элементов. Река со всеми её притоками называется речной системой. Территория, с которой речная система собирает воды, называется речным бассейном. (слайд 15)

Реки имеют начало и конец. (слайд 16) Начало реки – исток. Устье – место впадения реки в море, озеро или одной реки в другую. Устья имеют различную форму: эстуарий (узкий воронкообразный залив), дельта – низменность в устье реки, имеющая в плане форму греческой буквы Δ, сложенная речными наносами и прорезанная сетью рукавов и протоков, лиман – расширенное устье реки, затопленное водами моря.

На слайде 17 представлен снимок из космоса дельты реки Лены, на котором изображение синтезировано в псевдоцветах: темно-синим и черным показана водная поверхность, фиолетовым – области аккумуляции аллювиальных (речных) отложений, зеленым – растительность, розовым – горные породы в южной части изображения и области с избыточным увлажнением в северной.

  1.  Изучение нового материала.

Падение – это превышение истока реки над устьем в метрах. (слайд 18)

Отношение падения реки (в см) к её длине (в км) называют уклоном реки.

Уклон и падение реки зависят от рельефа и определяют скорость ее течения, способность расширять и углублять свою долину, переносить твердые частицы и т.д.

Определить падение реки Невы, на которой стоит Санкт-Петербург. Вычислить уклон Невы (d=74км). (слайд 19)

1) Нева вытекает из Ладожского озера.

2) Уровень воды в озере 4 м – это и есть высота истока.

3) Нева впадает в Финский залив Балтийского моря, т.е. устье лежит на высоте 0 м.

4) 4 м - 0 м = 4 м

5) Уклон = Падение (см) / d (км)= 400 см / 74 км = 5,4 см на 1 км длины.

Определить падение и уклон следующих рек: Лена, Енисей, Индигирка. (слайд 20)

1) Падение реки Лена – 930 м

    Уклон реки Лена - 21 см/км

2)Падение реки Енисей - 1000м

   Уклон реки Енисей - 24 см/км

3) Падение реки Индигирка - 1000м

Уклон реки Индигирка - 57,9 см/км

Очень важными характеристиками рек являются расход воды и годовой сток.

Расход воды в реке – это количество воды, проходящее по руслу за единицу времени. Измеряется в м3/сек.

Среднегодовой расход воды в Енисее почти 20 000м3/с.

Расход воды в реке за длительное время называется стоком.

Величина годового стока, прежде всего, зависит от климата. Равнинный рельеф уменьшает сток, а горный, наоборот, его увеличивает. Первое место в стране по величине годового стока занимает Енисей – за год он выносит около 630 км3 воды. (слайд 22)

Твёрдый сток – это переносимый водой материал, состоящий из растворённых в воде химических и биологических веществ и твёрдых мелких частиц.

Максимальный твёрдый сток в стране имеет Терек – 26 млн. т в год.



Климатические условия влияют на питание (снеговое, дождевое, грунтовое, смешанное, ледниковое) и режим рек, то есть поведение реки в течение года:
половодье, паводок, межень, ледостав, ледоход. (слайд 23)

Реки России по режиму делятся на три группы:

  1.  Реки с весенним половодьем. Это реки, имеющие смешанное питание с преобладанием снегового – Волга, Обь, Печора и др.
  2.  Реки с летним половодьем. Реки северо-востока страны, камчатки, Алтая и горных районов вокруг озера Байкал.
  3.  Реки с паводковым режимом. Это реки с дождевым и смешанным питанием. Разливаются после проливных дождей. Амур и его притоки, текущие в муссонном климате, характеризуются также паводковым режимом во второй половине лета, и зимней меженью – временем устойчивого низкого уровня воды в русле.

Практически все российские реки зимой покрываются льдом.

  1.  Рефлексия:

Решение кроссворда (слайд 24), ответы на слайде 25.

  1.  Домашнее задание (слайд 26):

1) На к.к. обозначить крупные речные системы: Волга с Окой и Камой; Ахтуба, Печора, Онега, Северная Двина, Обь с Иртышом, Енисей с Ангарой, Подкаменная и Нижняя Тунгусски, Лена, Яна, Индигирка, Колыма, Анадырь, Амур с Уссури, Зеей, Буреей, Западная Двина, Днепр и Дон;

2) Параграф 15.

  1.   Использованные ресурсы:

http://www.vokrugsveta.ru/photo/image/13414/ 

http://www.priroda.su/item/324 

http://www.protown.ru/information/hide/2819.html 

http://geo.1september.ru/2006/05/21.htm 

http://900igr.net/fotografii/okruzhajuschij-mir/Goroda-Rossii.html 

http://www.plantarium.ru/page/landscape/id/1801.html 

http://www.05.mchs.gov.ru/news/detail.php?news=5715 

http://visibleearth.nasa.gov/view_rec.php?id=3451

 http://www.iki.rssi.ru 


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

81457. Цикл лимонной кислоты: последовательность реакций и характеристика ферментов. Связь между общими путями катаболизма и цепью переноса электронов и протонов 319.89 KB
  Цикл лимонной кислоты цитратный цикл цикл Кребса цикл трикарбоновых кислот ЦТК заключительный этап катаболизма в котором углерод ацетильного остатка ацетилКоА окисляется до 2 молекул СО2. Связь между атомами углерода в ацетилКоА устойчива к окислению. В условиях организма окисление ацетильного остатка происходит в несколько этапов образующих циклический процесс из 8 реакций: Последовательность реакций цитратного цикла Образование цитрата В реакции образования цитрата углеродный атом метильной труппы ацетилКоА связывается с...
81458. Механизмы регуляции цитратного цикла. Анаболические функции цикла лимонной кислоты. Реакции, пополняющие цитратный цикл 153.56 KB
  Регуляция цитратного цикла. В большинстве случаев скорость реакций в метаболических циклах определяется их начальными реакциями. В ЦТК важнейшая регуляторная реакция - образование цитрата из оксалоацетата и ацетил-КоА, катализируемая цитратсинтазой.
81459. Основные углеводы животных, их содержание в тканях, биологическая роль. Основные углеводы пищи. Переваривание углеводов 160.55 KB
  Переваривание углеводов Гликоген – главный резервный полисахарид высших животных и человека построенный из остатков Dглюкозы. Его молекула построена из ветвящихся полиглюкозидных цепей в которых остатки глюкозы соединены α1– 4гликозидными связями. При гидролизе гликоген подобно крахмалу расщепляется с образованием сначала декстринов затем мальтозы и наконец глюкозы. Крахмал разветвлённый полисахарид состоящий из остатков глюкозы гомогликан.
81460. Глюкоза как важнейший метаболит углеводного обмена. Общая схема источников и путей расходования глюкозы в организме 139.63 KB
  Общая схема источников и путей расходования глюкозы в организме Глюкоза является альдогексозой. Циклическая форма глюкозы предпочтительная в термодинамическом отношении обусловливает химические свойства глюкозы. Расположение Н и ОНгрупп относительно пятого углеродного атома определяет принадлежность глюкозы к D или Lряду. В организме млекопитающих моносахариды находятся в Dконфигурации так как к этой форме глюкозы специфичны ферменты катализирующие её превращения.
81461. Аэробный распад — основной путь катаболизма глюкозы у человека и других аэробных организмов. Последовательность реакций до образования пирувата (аэробный гликолиз) 220.81 KB
  Все ферменты катализирующие реакции этого процесса локализованы в цитозоле клетки. Реакции аэробного гликолиза Превращение глюкозо6фосфата в 2 молекулы глицеральдегид3фосфата Глюкозо6фосфат образованный в результате фосфорилирования глюкозы с участием АТФ в ходе следующей реакции превращается в фруктозо6фосфат. В ходе этой реакции катализируемой фосфофруктокиназой фруктозо6фосфат превращается в фруктозо16бисфосфат. Продукты реакции альдольного расщепления изомеры.
81462. Распространение и физиологическое значение аэробного распада глюкозы. Использование глюкозы для синтеза жиров в печени и в жировой ткани 103.86 KB
  Использование глюкозы для синтеза жиров в печени и в жировой ткани. Основное физиологическое назначение катаболизма глюкозы заключается в использовании энергии освобождающейся в этом процессе для синтеза АТФ. Энергия выделяющаяся в процессе полного распада глюкозы до СО2 и Н2О составляет 2880 кДж моль.
81463. Анаэробный распад глюкозы (анаэробный гликолиз). Гликолитическая оксиредукция, пируват как акцептор водорода. Субстратное фосфорилирование. Распространение и физиологическое значение этого пути распада глюкозы 121.38 KB
  Реакции анаэробного гликолиза При анаэробном гликолизе в цитозоле протекают все 10 реакций идентичных аэробному гликолизу. Восстановление пирувата в лактат катализирует лактатдегидрогеназа реакция обратимая и фермент назван по обратной реакции. С помощью этой реакции обеспечивается регенерация ND из NDH без участия митохондриальной дыхательной цепи в ситуациях связанных с недостаточным снабжением клеток кислородом. Таким образом значение реакции восстановления пирувата заключается не в образовании лактата а в том что данная...
81464. Биосинтез глюкозы (глюконеогенез) из аминокислот, глицерина и молочной кислоты. Взаимосвязь гликолиза в мышцах и глюконеогенеза в печени (цикл Кори) 215.46 KB
  Глюконеогенез процесс синтеза глюкозы из веществ неуглеводной природы. Его основной функцией является поддержание уровня глюкозы в крови в период длительного голодания и интенсивных физических нагрузок. Эти ткани могут обеспечивать синтез 80100 г глюкозы в сутки.
81465. Представление о пентозофосфатном пути превращений глюкозы. Окислительные реакции (до стадии рибулозо-5-фосфата). Распространение и суммарные результаты этого пути (образование пентоз, НАДФН и энергетика) 135.5 KB
  Окислительные реакции до стадии рибулозо5фосфата. Распространение и суммарные результаты этого пути образование пентоз НАДФН и энергетика Пентозофосфатный путь называемый также гексомонофосфатным шунтом служит альтернативным путём окисления глюкозо6фосфата. Пентозофосфатный путь состоит из 2 фаз частей окислительной и неокислительной.