82198

Реки России

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Цель урока: Изучить особенности рек России. Расширить и углубить знания о реках. Сформировать понятия базис эрозии, уклон, падение реки, расход воды в реке, годовой сток, твёрдый сток. Показать влияние климата и рельефа на реки. Формировать умение определения уклона и падения реки.

Русский

2015-02-26

104.5 KB

0 чел.

Урок географии в 8 классе «Реки России»

География России. Природа и население. Книга первая. Под редакцией А. И. Алексеева. Учитель географии МОБУ «Иссадская основная общеобразовательная школа»

Волховского муниципального района Румянцева Любовь Васильевна

Цель урока: Изучить особенности рек России. Расширить и углубить знания о реках. Сформировать понятия базис эрозии, уклон, падение реки, расход воды в реке, годовой сток, твёрдый сток. Показать влияние климата и рельефа на реки. Формировать умение определения уклона и падения реки.

Ход урока:

  1.  Организация учащихся на урок
  2.  Актуализация знаний

Вам уже известно, что в природе осуществляется постоянный круговорот воды. Вода всё время переходит из одного природного компонента в другой. Без воды не может существовать ничто живое на Земле. Человеку нужна чистая пресная вода, которая составляет около 2 % гидросферы. (слайд 3)

Начиная с этого урока мы с вами познакомимся с внутренними водами нашей страны. (слайд 4) Давайте вспомним какие виды внутренних вод мы знаем. (Реки, озёра, болота, ледники, подземные воды, вечная мерзлота, водохранилища, пруды, каналы). В реках содержится лишь малая часть гидросферы, но эта вода не застойная, а проточная. В среднем в реках вода обновляется каждые 19 дней, в болотах полное обновление воды происходит за 5 лет, а в озёрах смена воды происходит только за 17 лет. Поэтому значение рек неизмеримо больше.

Россия богата водными ресурсами, то есть водами, которые могут быть использованы для общественного блага. (слайд 5)

Вы знаете, что люди всегда предпочитали расселяться по берегам рек, которые служили и источниками водоснабжения и пищи, транспортными артериями и оборонительными рубежами. (слайд 6)

На территории России около 2,5 млн. рек и ручьёв, общей протяжённостью более 8 млн. км. Самые протяжённые реки России Обь, Енисей, Лена, Амур и Волга. (слайд 7)

67% рек России относится к бассейну Северного Ледовитого океана, что обусловлено особенностями рельефа; 20% рек России относится к бассейну Тихого океана, Волга с её притоками относится к области внутреннего стока, занимающего 10% , и 3% рек относится к бассейну Атлантического океана. (слайд 8)

Найдите и покажите на карте реки, несущие свои воды в Северный ледовитый океан, Тихий океан Атлантический океан.

Почему крупнейшие реки России текут на север? (Большая территория России имеет уклон к северу.)

Что же такое река? Давайте дадим определение реке.

Река – это естественный постоянный водный поток, протекающий в разработанном им углублении – русле. (слайд 9)

Вспомним части реки. Расставьте на схеме названия частей реки.  (слайд 10)

Что такое речная долина? Расскажите по схеме о строении речной долины. (слайд 11)

Водный поток всё время несёт множество продуктов размыва. Речные наносы называют аллювием. (слайд 12) В основном они накапливаются в днищах долин в нижних течениях рек.

Во время таяния снегов пойма реки заливается талыми водами. (слайд 13)

Речной поток всегда стремится углубить своё русло до уровня, называемого базисом эрозии. Этим уровнем служит уровень того водоёма, в который река впадает.

С понижением базиса эрозии происходит углубление русла реки, и наступает момент, когда уже в половодье река не может затапливать пойму. Поток воды в русле начинает работать вширь, разрабатывая новую пойму, а старая пойма превращается в террасу – высокую ступень в днище речной долины. (слайд 14)

Как мы уже говорили, река – это сложное природное образование, состоящее из множества элементов. Река со всеми её притоками называется речной системой. Территория, с которой речная система собирает воды, называется речным бассейном. (слайд 15)

Реки имеют начало и конец. (слайд 16) Начало реки – исток. Устье – место впадения реки в море, озеро или одной реки в другую. Устья имеют различную форму: эстуарий (узкий воронкообразный залив), дельта – низменность в устье реки, имеющая в плане форму греческой буквы Δ, сложенная речными наносами и прорезанная сетью рукавов и протоков, лиман – расширенное устье реки, затопленное водами моря.

На слайде 17 представлен снимок из космоса дельты реки Лены, на котором изображение синтезировано в псевдоцветах: темно-синим и черным показана водная поверхность, фиолетовым – области аккумуляции аллювиальных (речных) отложений, зеленым – растительность, розовым – горные породы в южной части изображения и области с избыточным увлажнением в северной.

  1.  Изучение нового материала.

Падение – это превышение истока реки над устьем в метрах. (слайд 18)

Отношение падения реки (в см) к её длине (в км) называют уклоном реки.

Уклон и падение реки зависят от рельефа и определяют скорость ее течения, способность расширять и углублять свою долину, переносить твердые частицы и т.д.

Определить падение реки Невы, на которой стоит Санкт-Петербург. Вычислить уклон Невы (d=74км). (слайд 19)

1) Нева вытекает из Ладожского озера.

2) Уровень воды в озере 4 м – это и есть высота истока.

3) Нева впадает в Финский залив Балтийского моря, т.е. устье лежит на высоте 0 м.

4) 4 м - 0 м = 4 м

5) Уклон = Падение (см) / d (км)= 400 см / 74 км = 5,4 см на 1 км длины.

Определить падение и уклон следующих рек: Лена, Енисей, Индигирка. (слайд 20)

1) Падение реки Лена – 930 м

    Уклон реки Лена - 21 см/км

2)Падение реки Енисей - 1000м

   Уклон реки Енисей - 24 см/км

3) Падение реки Индигирка - 1000м

Уклон реки Индигирка - 57,9 см/км

Очень важными характеристиками рек являются расход воды и годовой сток.

Расход воды в реке – это количество воды, проходящее по руслу за единицу времени. Измеряется в м3/сек.

Среднегодовой расход воды в Енисее почти 20 000м3/с.

Расход воды в реке за длительное время называется стоком.

Величина годового стока, прежде всего, зависит от климата. Равнинный рельеф уменьшает сток, а горный, наоборот, его увеличивает. Первое место в стране по величине годового стока занимает Енисей – за год он выносит около 630 км3 воды. (слайд 22)

Твёрдый сток – это переносимый водой материал, состоящий из растворённых в воде химических и биологических веществ и твёрдых мелких частиц.

Максимальный твёрдый сток в стране имеет Терек – 26 млн. т в год.



Климатические условия влияют на питание (снеговое, дождевое, грунтовое, смешанное, ледниковое) и режим рек, то есть поведение реки в течение года:
половодье, паводок, межень, ледостав, ледоход. (слайд 23)

Реки России по режиму делятся на три группы:

  1.  Реки с весенним половодьем. Это реки, имеющие смешанное питание с преобладанием снегового – Волга, Обь, Печора и др.
  2.  Реки с летним половодьем. Реки северо-востока страны, камчатки, Алтая и горных районов вокруг озера Байкал.
  3.  Реки с паводковым режимом. Это реки с дождевым и смешанным питанием. Разливаются после проливных дождей. Амур и его притоки, текущие в муссонном климате, характеризуются также паводковым режимом во второй половине лета, и зимней меженью – временем устойчивого низкого уровня воды в русле.

Практически все российские реки зимой покрываются льдом.

  1.  Рефлексия:

Решение кроссворда (слайд 24), ответы на слайде 25.

  1.  Домашнее задание (слайд 26):

1) На к.к. обозначить крупные речные системы: Волга с Окой и Камой; Ахтуба, Печора, Онега, Северная Двина, Обь с Иртышом, Енисей с Ангарой, Подкаменная и Нижняя Тунгусски, Лена, Яна, Индигирка, Колыма, Анадырь, Амур с Уссури, Зеей, Буреей, Западная Двина, Днепр и Дон;

2) Параграф 15.

  1.   Использованные ресурсы:

http://www.vokrugsveta.ru/photo/image/13414/ 

http://www.priroda.su/item/324 

http://www.protown.ru/information/hide/2819.html 

http://geo.1september.ru/2006/05/21.htm 

http://900igr.net/fotografii/okruzhajuschij-mir/Goroda-Rossii.html 

http://www.plantarium.ru/page/landscape/id/1801.html 

http://www.05.mchs.gov.ru/news/detail.php?news=5715 

http://visibleearth.nasa.gov/view_rec.php?id=3451

 http://www.iki.rssi.ru 


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

34798. Становление религиозной философии: патристика( тертулиан, Августин). Средневековая схоластика (Абеляр, росцеллин) 36.5 KB
  Центральное направление в развитии патристики этого периода борьба с ересями что связано с обретением христианством статуса государственной религии и официальной формулировкой христианского Никейского символа веры. Заложил основы традиции которая провозгласила несовместимость христианской веры с языческой мудростью. Включает философские системы ряда христианских мыслителей которые основываясь в своих посылках на религиозной догматике пытались посредством применения диалектического метода решить универсальные философские...
34799. Фома Аквинский – систематизатор средневековой схоластики. Соотношение веры и разума. Номиналистическая критика томизма: приоритет воли над разумом 29 KB
  Любая истина происходит от Бога. Дуализм Бога и мира. Только у Бога сущность совпадает с существованием у сотворенных вещей они не совпадают. Бытие Бога.
34800. Возрождение как синтез античности и средневековья. Антропоцентризм и проблема свободы личности 36 KB
  Первым литературным трудом Монтеня был предпринятый по просьбе отца перевод латинского трактата автор которого испанский теолог Раймунд Сабундский искал доказательства истинности католической веры в доводах человеческого естественного разума. Анализу воззрений испанского богослова и изложению собственных важнейших мыслей о религии посвящена Апология Раймунда Сабундского – самое обширное эссе Монтеня; работа над ним началась через семь лет после публикации перевода. Самые ранние из эссе Монтеня относятся к 1572 – году Варфоломеевской ночи и...
34801. Реализация и защита свободы совести и вероисповедания в РФ 432 KB
  Необходимость формирования правового механизма реализации права на свободу совести и вероисповедания связана с реальностью, когда соприкосновение со сферой религии отнюдь не исцеляет души, а ломает судьбы. И государство обязано проследить, чтобы свобода одних не оборачивалась болью для других///
34802. Пантеизм как специфическая черта натурфилософии возрождения. Диалектика ренессанса (Кузанский Бруно) социально-политическая модель Макиавелли 36.5 KB
  прямо не отрицая существования Бога она отождествляла его с природой. Теософия мудрость от Бога. Если учесть что познание от Бога а Бог непознаваем значит Бог предел познания. Бог это предел за которым нет знания но есть вера есть осознание Бога.
34803. Научная революция нового времени. Бэкон о естественной философии. Индуктивный метод. Источники заблуждений. Критика «идолов» 47 KB
  Бэкон о естественной философии. Бэкон Англия; С. В философии этого периода появляются два подхода к понятию субстанция: онтологическое понимание субстанции как предельного основания бытия основоположник Френсис Бэкон 1561 1626; гносеологическое осмысление понятия субстанция его необходимость для научного знания основоположник Джон Локк 16321704. Бэкон; рационализм Р.
34804. Рационализм декарта. Очевидность как критерий истины. Учение о врожденных истинах 44 KB
  С точки зрения Декарта непосредственные чувственные восприятия не подвергнутые анализу и проверке в свете разума могут вводить в заблуждение и не являться сами по себе гарантами достоверного познания. Скепсис Декарта скепсис методологический который должен привести к первичной достоверности. Философия Декарта является защитой не Божественного разума а нашего собственного земного человеческого.
34805. Учение о субстанции спинозы и Лейбница. Рационализм и проблема свободы 26 KB
  Субстанция одна она есть причина самой себя. Эта единая субстанция не нуждается ни в чем другом для того чтобы существовать. Природа творящая есть Бог единая субстанция. Субстанция обладает двумя главными атрибутами свойствами: 1 мышлением; 2 протяжением распространенностью Посредством этих свойств человеческий ум воспринимает субстанцию в ее конкретности.
34806. Эмпиризм: гоббс и локк. Скептицизм Юма. Субъективный идеализм Беркли 35 KB
  Юм выводит все идеи из чувственных впечатлений. Юм пытается доказать что субстанция и причинность не объективно существующие сущности не априорные идеи но что они по своему эмпирическому содержанию представляют собой исключительно ассоциации которые образуются благодаря привычным сочетаниям впечатлений. Среди постепенно появляющихся идей о вещах мы начинаем замечать определенное сходство которое позволяет дать этим понятиям одно и то же название оставляя в стороне возможные качественные и количественные различия и приобретаем...