8220

Педагогика как наука. Ее предмет, задачи, отрасли педагогического знания, связь педагогики с другими науками

Доклад

Педагогика и дидактика

Педагогика как наука. Ее предмет, задачи, отрасли педагогического знания, связь педагогики с другими науками. Объектом науки является человек. Предметом изучения педагогики как науки является процесс и одновременно результат взаимодействия человека ...

Русский

2013-02-07

15.54 KB

9 чел.

Педагогика как наука. Ее предмет, задачи, отрасли педагогического знания, связь педагогики с другими науками.

Объектом науки является человек. Предметом изучения педагогики как науки является процесс и одновременно результат взаимодействия человека с культурой (общий человеческий опыт) посредством специально создаваемых систем. Педагогическая система – это комплекс специально организованных действий. Задачи педагогики: разработка теоретических основ (содержание, способы и формы организации, стимулирование…), обобщение практического опыта на уровне идей имеющихся в педагогической действительности, сделать достоянием практики те теории, идеи, положения, которые наработаны в педагогике. Педагогика имеет цели, связанные с выявлением определённых закономерностей, результат воспитания и обучения зависит от интересов и потребностей человека.

Основные педагогические категории: 1) образование – процессы и результаты взаимодействия человека с культурой. 2) воспитание – целенаправленный процесс взаимодействия человека с культурой, связанный с овладением нормами человеческого поведения. 3) обучение – целенаправленный процесс взаимодействия человека с культурой, его сущность связанна с освоением знаний. Выделяют: 1) Общую педагогику – занимается выявлением общих закономерностей независимо от возраста. 2) Теория обучения (дидактика) – выявляет закономерности процесса обучения. 3) Теория процесса воспитания – выявляет закономерности процесса воспитания. 4) История педагогики – интересуется закономерностями развития педагогического знания. 5) Коррекционная педагогика – выявляет закономерности обучения и воспитания детей, которые имеют определённые отклонения. 6) Возрастная педагогика – выявляет закономерности обучения и воспитания детей разного возраста. 7) Педагогика высшей школы.8) Военная педагогика. 9) Методика воспитания.

Педагогика имеет связи с другими науками, особенно с науками о человеке. Связи определяются в основных аспектах: берёт на вооружение из других наук, использует методы смежных наук, комплексные исследования педагогики и смежных наук о человеке. Связь с психологией – психология изучает развитие психики, воспитание – целенаправленное изменение психики. Связь с физиологией – изучает жизнедеятельность организма и его отдельных частей, в том числе и механизмы высшей нервной деятельности. С социологией – будучи наукой об обществе, как целостной системе, захватывает и область образования. С философией – педагогика находит в ней методологические положения. С медицинскими науками – разработка специальных систем обучения больных учащихся. При исследовании определённых образовательно-воспитательных проблем педагогика связана также с юриспруденцией, экономикой, историей, этнографией, экологией, демографией, информатикой, этнологией, историей, техническими науками.