82218

Воздух – среда нашего обитания

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Цели: Практическая – учить использовать разные источники, в том числе Интернет (электронные словари и энциклопедии)для поиска необходимой информации. Совершенствовать навыки практической работы с лабораторным оборудованием.

Русский

2015-02-26

944.87 KB

0 чел.

Воздух- среда нашего обитания.

          За пределами учебника. Беседа за круглым столом.

«Мы живем на дне воздушного океана»

     Э. Торричелли

                                                                                

Цели:

Практическая – учить использовать разные источники, в том числе Интернет (электронные словари и энциклопедии)для поиска необходимой информации. Совершенствовать навыки практической работы с лабораторным оборудованием.

Образовательная – расширить знания учащихся о химических веществах, хорошо известных, но малознакомых на примере воздуха. Совершенствовать навыки практической работы с лабораторным оборудованием.

 Развивающая – повышать познавательный интерес к окружающему миру. Развивать коммуникативные навыки, умения анализировать, систематизировать, абстрагировать, обобщать полученные знания.

Воспитательная – повышать мотивацию в расширении собственного кругозора. Воспитание навыков работы в команде и чувство ответственности  за принятие решений.

Оборудование: ПК, мультимедийный проектор, экран, кристаллизатор, химический стакан с метками, свеча, спички.

                                                

Ход беседы.

Вводная часть. Организация класса. Анализ и проверка  домашнего задания по теме «Распространение и кругооборот  Оксигена в природе. Применение кислорода».

Активизация знаний.

  1.  Как доказать, что в стакане находится кислород?
  2.  Что объединяет эти имена: Шееле, Пристли, Лавуазье?  (Портреты проецируются на экран).

                                     

     

Мотивация  знаний. 

 Учитель.        Что находится в этом стакане?  (Демонстрирует пустой химический стакан и в результате беседы выясняется, что в стакане воздух).

Создание проблемной ситуации. К доске приглашается ученик, который с помощью учителя проводит опыт со свечой:

    

В химический кристаллизатор,  с закрепленной при помощи пластилина  свечой, наливаем воду. Свечу зажигаем. Горящую свечу накрываем стеклянным стаканом  и внимательно наблюдаем, что произойдет.
 А произойдет следующее: огонек начнет постепенно угасать и, буквально за несколько секунд, погаснет полностью.
  По мере угасания пламени, вода из кристаллизатора   перемещается в стакан,
а к концу эксперимента заполнит его чуть больше чем  на 1/5 всего  объема.

Учитель. А теперь вопросы.

  1. Что произошло?
  2. Поему поднялся уровень воды?
  3. Что вы можете сказать о составе воздуха?

Ученик. Процесс горения невозможен без участия кислорода. А в результате этого процесса кислород, как известно, расходуется на поддержание процесса горения. 
Значит... Пламя свечи использовало весь находящийся в стакане кислород и вода, под давлением внешнего воздуха, заполнила бывшее его пространство.

Учитель. Что же осталось в стакане, ведь природа не терпит пустоты.

Это газ, который древние философы назвали так:

Α α — альфа - первая буква всех алфавитов.

Z z –    зет -   последняя буква латинского алфавита.

Ω ω — омега - последняя буква греческого алфавита.
ת  -        тов -  последняя буква еврейского алфавита.

«Начало и конец всех начал».

(На экран проецируются иллюстрации знаменитого опыта Пристли)

                               

                                            Знаменитый опыт Пристли

Лавуазье назвал: «а»- отрицание, «зоэ»- жизнь.

Как назвали этот газ? (ученики называют газ)

Учитель. Кроме кислорода (21%) и азота(78%), воздух содержит одноатомные молекулы веществ, которые не вступают в химические реакции и называются инертными газами. Их меньше 1% .  А теперь можете назвать формулу воздуха?  ( У воздуха нет формулы. Это смесь газов).

Какие еще компоненты входят в состав воздушной смеси, вы сможете сказать, сыграв в игру  "Блеф клуб».

  1.  Верите ли вы, что содержание кислорода,  азота и инертных газов было таким же миллионы лет назад?

                                                  [http://www.prombiotechnology.com.ua/atmosfera.html]

 Нет.  Миллион лет назад содержание кислорода в воздухе было 36%, во времена А.С.Пушкина - 26%, сегодня - чуть больше 20%. При 17% кислорода мы прекратим своё существование на планете Земля.   

  1.  Верите ли вы, что высоко в горах трудно дышать, потому что там меньше кислорода, чем у подножья горы?

      

                                                                                                   [mauntains.ru]

Нет. В горных районах, расположенных на высоте 2500—3000 м над уровнем моря и выше, значительно понижается атмосферное давление, а вслед за ним и давление кислорода в атмосфере и воздухе легких. В результате понижается насыщение гемоглобина крови кислородом и ухудшается окисление венозной крови, притекающей в легкие, появляется кислородное голодание, а концентрация кислорода, как и подножья.

  1.  Верите ли вы, что влажность воздуха – величина переменная?

                       [http://www.google.com.ua]

Да. Это действительно так.

  1.  Верите ли вы, что если вывезти терриконы, то содержание углекислого газа в нашем городе станет меньше?

                     [http://www.google.com.ua]

А это действительно так.

  1.  Верите ли вы, что вода и углекислый газ – обязательные компоненты воздуха, но их содержание может быть большим или меньшим?

Да, это так. Называют их « переменные компоненты воздуха»

  1.  Верите ли вы, что воздух в деревне или на морском берегу содержит продукты горения серы, угарный газ, фенол и другие отравляющие вещества?

              

Нет. Эти и многие другие вредные вещества встречаются только в промышленных центрах. Это случайные компоненты.

  1.  Верите ли вы, что чем больше зеленых насаждений в городе, тем меньше пыли?

Да. Это действительно так.

Учитель. Спасибо. Теперь вы знаете, что воздух, это смесь газов, в состав которой входят постоянные, переменные и случайные компоненты.

Сейчас, глядя на экран, продолжите предложения:

  1.  Чистый воздух это…
  2.  Постоянные компоненты это…
  3.  Переменные компоненты это…
  4.  Воздух нельзя назвать чистым, если…
  5.  Обогревать квартиру газовой  горелкой   нельзя, потому, что…
  6.  При приготовлении пищи на газовой  плите надо открывать форточку, потому, что…
  7.  Нельзя находиться в закрытом гараже, если работает двигатель автомобиля, потому, что…
  8.  Случайные компоненты это…

Спасибо. С этим вы справились отлично. Предлагаю решить такие задачи.

Объем нашего класса 240м3.  Какой объем кислорода в нем?  (Ответ:  48м3).

Если эта цифра снизится до 43 м3  т.е., на 2%, мы потеряем сознание.

В классе 30 учеников. Один ученик расходует на дыхание 0,015 м3/час кислорода. Сколько времени мы сможем находиться в классе без проветривания?  (Ответ: не более 11часов).

Если вы хорошо отдохнули, но вдруг начали зевать – у вас кислородное голодание и нужно срочно на свежий воздух.

Какие у вас есть вопросы о воздухе?

  1.  Ученик.  Я прочитал, что для нормального здорового дыхания нам необходимо, чтобы содержание кислорода в атмосфере составляло 21% . Такой атмосфера была ещё в 2001 году. К сожалению, сегодня даже в парках содержание О2 составляет - 20,6%, а на берегу моря - 20,7% . На городских улицах, в квартирах и офисах содержание кислорода значительно меньше - 20,3 -20,5%. Почему это произошло?

Учитель. Кто-то может ответить на этот вопрос?

Ученик. Источники загрязнения атмосферы бывают естественные и искусственные. К естественным факторам относят ураганы, лесные пожары, выветривание, вулканизм.

                                                        [http://www.google.com.ua] 

    К искусственным факторам относят деятельность человека: техногенные катастрофы, такие как Чернобыль, промышленные предприятия, автотранспорт, теплоэнергетика, горнодобывающая промышленность, вырубка лесов и т.д.

  1.  Ученик.    Мы живем в промышленном городе, у нас есть и металлургический завод, и завод цветных металлов, и химический, и асфальтобетонные, много шахт и много других предприятий, не считая автотранспорта. Что же нас спасает?

Учитель. Растения… Вы же знаете, что у нас очень зеленый город. Много парков, скверов, есть ботанический сад. Лучшие санитары нашего района тополь черный, акация, каштан.   (На экране появляются иллюстрации)

                                                                         

  1.  Ученик.   Я знаю, что кислород в атмосферу поставляют зеленые растения, которые вырабатывают его в результате фотосинтеза. Какие растения являются главными поставщиками кислорода?

Учитель. Главными поставщиками кислорода в атмосферу являются водоросли мирового океана. А ветер его разносит.

  1.  Ученик.   А почему небо голубое?

Ученик.  Я знаю. Солнце не только дает нам свет и тепло, но и раскрашивает все вокруг нас в радужные цвета спектра Луч белого света на самом деле разноцветный, это мы знаем по его отражению в капле дождя, ставшему радугой.

 Воздух состоит из молекул, в которых свет отражаться не может. Он на них рассеивается. Электроны в молекуле попадают под воздействие падающего на них солнечного света и начинают его излучать. А сам свет при этом рассеивается. И этот рассеянный свет мы видим с Земли. Газы, находящиеся в воздухе, делят свет на известные нам цвета спектра.  Но небо мы, чаще всего, видим синим или голубым, потому что свет с меньшей длиной волны рассеивается быстрее, чем свет волн с большей длиной. У синего, голубого и фиолетового цветов спектра длина волн меньше. Поэтому именно их рассеянный свет мы видим в небе.

  1.    Ученик.  Почему воздух называется «воздух» и откуда произошло слово «атмосфера»?

Учитель. В толковом словаре В.И.Даля говорится, что «воздух» произошло от слова  воздыхать.

Атмосфера - «atmos» - пар,  «sphaira» - шар. Считается, что впервые это определение дал Отто фон Герике еще 1654 году.

  1.  Ученик.  Есть ли вес у воздуха?

Ученик.  Я могу ответить на этот вопрос. Газ не имеет определенных размеров или формы, но он занимает пространство.

Воздушное пространство, а это молекулы кислорода, азота и других газов,  простирается на многие километры вверх, притягивается и удерживается за счет земного тяготения.  Молекулы, как вы знаете, имеют массу, следовательно, воздух тоже имеет массу. Масса одного моль воздуха составляет 29 г.

Учитель.  Еще есть вопросы?  Если вопросов нет, я хотела бы сказать, что охрана природы наша конституционная обязанность. Статьи Конституции №16 и № 66.

Домашнее задание.  Ответьте на вопросы:

  1.   Как выглядит небо на Луне и почему?

      (На Луне атмосферы нет, поэтому небо выглядит черным. Когда космический корабль выходит за пределы атмосферы, космонавты видят в черном бархатном небе сверкающие звезды и планеты, отражающие их свет.)

  1.  Какой мяч тяжелее - накачанный или спущенный?  (Поскольку воздух находится повсюду вокруг нас, он увеличивает вес любого наполняемого им предмета. В мяче содержится небольшое количество воздуха. Если  взвесить два таких мяча, один — накачанный, а другой — спущенный, то спущенный мяч будет легче.)

Мы разработали тест для вас по этой теме на Beon.ru 

Вы можете пройти его на личной страничке Жигло И.В. Успехов вам!!!

http://beon.ru/tests/654-292.html

Если ы вас есть вопросы или вы хотите сотрудничать с нами- пишите Irenie2000@yandex.ru

Заходите на наши сайты

Irenie2000at.ua

Englishclub37.at.ua


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

34675. Прямий аерозольний вплив аерозолів на клімат. Непрямий аерозольний ефект впливу на клімат 259.5 KB
  Вивчення впливу аерозолів збільшення вмісту яких в значній мірі теж повязане з діяльністю людини розпочалося лише в 1990х роках. Тому існує ще досить багато невизначеностей щодо кліматоформуючої ролі аерозолів. На відміну від парникових газів які досить рівномірно розподілені в атмосфері завдяки довготривалому перемішуванню час перебування деяких з них в атмосфері може досягати 100 років розподіл аерозолів дуже нерівномірний.
34676. Розподіл озону у просторі та часі 1006.5 KB
  Найбільш точно в атмосфері Землі визначається загальний вміст озону ЗВО. ЗВО Х як вже згадувалось вище це товщина шару озону приведеного до нормальних тиску і температури. Величина Х є сумарною або інтегральною кількісною характеристикою шару озону іноді замість неї використовують зведену товщину шару озону .
34677. Роль колообігу води в природі в процесах формування хімічного складу атмосфери 719.5 KB
  Нестача води у ґрунті призводить до погіршення живлення рослин і зниження врожаю сільськогосподарських культур. Тому для забезпечення у ґрунті води здійснюють цілий комплекс агрохімічних заходів. сказано що âвикористання води на нашій планеті постійно зростає і вже найближчим часом у багатьох її регіонах слід чекати дефіциту прісної водиâ.
34678. Парникові гази та їх роль у формуванні клімату 88 KB
  Сукупність цих газів створює в атмосфері парниковий ефект. Суть парникового ефекту полягає в наступному: Земля отримує енергію Сонця в основному у видимій частині спектра а сама випромінює в космічний простір головним чином інфрачервоні промені. Затримуючи тепло в атмосфері Землі ці гази створюють ефект який називається парниковим а гази парниковими. Практично будьякий вид діяльності людини супроводжується викидами парникових газів створюючи таким чином додатковий або антропогенний парниковий ефект.
34679. УТВОРЕННЯ ТА РУЙНУВАННЯ ОЗОНУ 221.5 KB
  1 Фотохімічна теорія утворення озону оксигенний цикл За Чепменом озон в атмосфері утворюється з молекулярного кисню [3]. В результаті дії цих двох протилежних процесів в атмосфері на деяких висотах встановлюється цілком визначена густина озону. Для формування озону в стратосфері перш за все необхідний атмосферний оксиген який утворюється внаслідок фотодисоціації молекули оксигену по реакції 1: Р.
34680. Фотохімічний смог 103.5 KB
  Незважаючи на формування в останні десятиліття загальної тенденції до покращення стану атмосферного повітря в м. Для утворення фотохімічного смогу необхідна наявність в повітрі таких первинних забруднювачів як оксид азоту NO та NO2 які у значній кількості надходять у повітря із відпрацьованими газами автомобільних двигунів; летких органічних сполук ЛОС таких як пропан нбутан етилен бензол формальдегід які в основному надходять через випаровування та згорання палива і розчинників; Метеорологічними передумовами утворення смогу є...
34681. Хімічний склад атмосфер інших планет 204 KB
  Початок формування атмосфери повязаний з еволюцією Сонця, з процесом його перетворення молодої зірки в дорослу. Цей процес характеризувався гравітаційним ущільненням до планет (космічного пилу) та газів сонячного туману.
34682. Хімічні процеси в стратосфері 99.5 KB
  У стратосфері на висотах менше 50 км відбувається утворення озону за реакцією O2 O → O3 Нестабільна молекула озону в збудженому стані O3 перетворюється в стабільну молекулу озону в результаті реакції з так званою третьою часткою в якості якої виступають молекули кисню і азоту що містяться в повітрі в найбільшій кількості: O3 M → O3 M 107 кДж Швидкість утворення озону пропорційна добутку концентрацій що беруть участь у реакціях частинок. Таким чином існує максимум швидкості утворення озону який припадає на...
34683. Аерозоль і клімат 311.5 KB
  Оцінка прямого впливу аерозолів на радіаційний баланс дає досить широкі Schätzungen der direkten Wirkung von erosolen uf den Strhlungshushlt zeigen eine reltiv große Bndbreite und beruhen weitgehend uf Modellstudien die nicht nur für die vorindustrielle Zeit sondern uch für die Gegenwrt schwer zu verifizieren sind. Die Unsicherheiten beruhen zum einen druf dss selbst der ktuelle tmosphärische Gehlt einzelner erosolrten nicht genu feststeht zum nderen druf dss die Größenverteilung die chemische Zusmmensetzung die Mischung und die...