82218

Воздух – среда нашего обитания

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Цели: Практическая – учить использовать разные источники, в том числе Интернет (электронные словари и энциклопедии)для поиска необходимой информации. Совершенствовать навыки практической работы с лабораторным оборудованием.

Русский

2015-02-26

944.87 KB

0 чел.

Воздух- среда нашего обитания.

          За пределами учебника. Беседа за круглым столом.

«Мы живем на дне воздушного океана»

     Э. Торричелли

                                                                                

Цели:

Практическая – учить использовать разные источники, в том числе Интернет (электронные словари и энциклопедии)для поиска необходимой информации. Совершенствовать навыки практической работы с лабораторным оборудованием.

Образовательная – расширить знания учащихся о химических веществах, хорошо известных, но малознакомых на примере воздуха. Совершенствовать навыки практической работы с лабораторным оборудованием.

 Развивающая – повышать познавательный интерес к окружающему миру. Развивать коммуникативные навыки, умения анализировать, систематизировать, абстрагировать, обобщать полученные знания.

Воспитательная – повышать мотивацию в расширении собственного кругозора. Воспитание навыков работы в команде и чувство ответственности  за принятие решений.

Оборудование: ПК, мультимедийный проектор, экран, кристаллизатор, химический стакан с метками, свеча, спички.

                                                

Ход беседы.

Вводная часть. Организация класса. Анализ и проверка  домашнего задания по теме «Распространение и кругооборот  Оксигена в природе. Применение кислорода».

Активизация знаний.

  1.  Как доказать, что в стакане находится кислород?
  2.  Что объединяет эти имена: Шееле, Пристли, Лавуазье?  (Портреты проецируются на экран).

                                     

     

Мотивация  знаний. 

 Учитель.        Что находится в этом стакане?  (Демонстрирует пустой химический стакан и в результате беседы выясняется, что в стакане воздух).

Создание проблемной ситуации. К доске приглашается ученик, который с помощью учителя проводит опыт со свечой:

    

В химический кристаллизатор,  с закрепленной при помощи пластилина  свечой, наливаем воду. Свечу зажигаем. Горящую свечу накрываем стеклянным стаканом  и внимательно наблюдаем, что произойдет.
 А произойдет следующее: огонек начнет постепенно угасать и, буквально за несколько секунд, погаснет полностью.
  По мере угасания пламени, вода из кристаллизатора   перемещается в стакан,
а к концу эксперимента заполнит его чуть больше чем  на 1/5 всего  объема.

Учитель. А теперь вопросы.

  1. Что произошло?
  2. Поему поднялся уровень воды?
  3. Что вы можете сказать о составе воздуха?

Ученик. Процесс горения невозможен без участия кислорода. А в результате этого процесса кислород, как известно, расходуется на поддержание процесса горения. 
Значит... Пламя свечи использовало весь находящийся в стакане кислород и вода, под давлением внешнего воздуха, заполнила бывшее его пространство.

Учитель. Что же осталось в стакане, ведь природа не терпит пустоты.

Это газ, который древние философы назвали так:

Α α — альфа - первая буква всех алфавитов.

Z z –    зет -   последняя буква латинского алфавита.

Ω ω — омега - последняя буква греческого алфавита.
ת  -        тов -  последняя буква еврейского алфавита.

«Начало и конец всех начал».

(На экран проецируются иллюстрации знаменитого опыта Пристли)

                               

                                            Знаменитый опыт Пристли

Лавуазье назвал: «а»- отрицание, «зоэ»- жизнь.

Как назвали этот газ? (ученики называют газ)

Учитель. Кроме кислорода (21%) и азота(78%), воздух содержит одноатомные молекулы веществ, которые не вступают в химические реакции и называются инертными газами. Их меньше 1% .  А теперь можете назвать формулу воздуха?  ( У воздуха нет формулы. Это смесь газов).

Какие еще компоненты входят в состав воздушной смеси, вы сможете сказать, сыграв в игру  "Блеф клуб».

  1.  Верите ли вы, что содержание кислорода,  азота и инертных газов было таким же миллионы лет назад?

                                                  [http://www.prombiotechnology.com.ua/atmosfera.html]

 Нет.  Миллион лет назад содержание кислорода в воздухе было 36%, во времена А.С.Пушкина - 26%, сегодня - чуть больше 20%. При 17% кислорода мы прекратим своё существование на планете Земля.   

  1.  Верите ли вы, что высоко в горах трудно дышать, потому что там меньше кислорода, чем у подножья горы?

      

                                                                                                   [mauntains.ru]

Нет. В горных районах, расположенных на высоте 2500—3000 м над уровнем моря и выше, значительно понижается атмосферное давление, а вслед за ним и давление кислорода в атмосфере и воздухе легких. В результате понижается насыщение гемоглобина крови кислородом и ухудшается окисление венозной крови, притекающей в легкие, появляется кислородное голодание, а концентрация кислорода, как и подножья.

  1.  Верите ли вы, что влажность воздуха – величина переменная?

                       [http://www.google.com.ua]

Да. Это действительно так.

  1.  Верите ли вы, что если вывезти терриконы, то содержание углекислого газа в нашем городе станет меньше?

                     [http://www.google.com.ua]

А это действительно так.

  1.  Верите ли вы, что вода и углекислый газ – обязательные компоненты воздуха, но их содержание может быть большим или меньшим?

Да, это так. Называют их « переменные компоненты воздуха»

  1.  Верите ли вы, что воздух в деревне или на морском берегу содержит продукты горения серы, угарный газ, фенол и другие отравляющие вещества?

              

Нет. Эти и многие другие вредные вещества встречаются только в промышленных центрах. Это случайные компоненты.

  1.  Верите ли вы, что чем больше зеленых насаждений в городе, тем меньше пыли?

Да. Это действительно так.

Учитель. Спасибо. Теперь вы знаете, что воздух, это смесь газов, в состав которой входят постоянные, переменные и случайные компоненты.

Сейчас, глядя на экран, продолжите предложения:

  1.  Чистый воздух это…
  2.  Постоянные компоненты это…
  3.  Переменные компоненты это…
  4.  Воздух нельзя назвать чистым, если…
  5.  Обогревать квартиру газовой  горелкой   нельзя, потому, что…
  6.  При приготовлении пищи на газовой  плите надо открывать форточку, потому, что…
  7.  Нельзя находиться в закрытом гараже, если работает двигатель автомобиля, потому, что…
  8.  Случайные компоненты это…

Спасибо. С этим вы справились отлично. Предлагаю решить такие задачи.

Объем нашего класса 240м3.  Какой объем кислорода в нем?  (Ответ:  48м3).

Если эта цифра снизится до 43 м3  т.е., на 2%, мы потеряем сознание.

В классе 30 учеников. Один ученик расходует на дыхание 0,015 м3/час кислорода. Сколько времени мы сможем находиться в классе без проветривания?  (Ответ: не более 11часов).

Если вы хорошо отдохнули, но вдруг начали зевать – у вас кислородное голодание и нужно срочно на свежий воздух.

Какие у вас есть вопросы о воздухе?

  1.  Ученик.  Я прочитал, что для нормального здорового дыхания нам необходимо, чтобы содержание кислорода в атмосфере составляло 21% . Такой атмосфера была ещё в 2001 году. К сожалению, сегодня даже в парках содержание О2 составляет - 20,6%, а на берегу моря - 20,7% . На городских улицах, в квартирах и офисах содержание кислорода значительно меньше - 20,3 -20,5%. Почему это произошло?

Учитель. Кто-то может ответить на этот вопрос?

Ученик. Источники загрязнения атмосферы бывают естественные и искусственные. К естественным факторам относят ураганы, лесные пожары, выветривание, вулканизм.

                                                        [http://www.google.com.ua] 

    К искусственным факторам относят деятельность человека: техногенные катастрофы, такие как Чернобыль, промышленные предприятия, автотранспорт, теплоэнергетика, горнодобывающая промышленность, вырубка лесов и т.д.

  1.  Ученик.    Мы живем в промышленном городе, у нас есть и металлургический завод, и завод цветных металлов, и химический, и асфальтобетонные, много шахт и много других предприятий, не считая автотранспорта. Что же нас спасает?

Учитель. Растения… Вы же знаете, что у нас очень зеленый город. Много парков, скверов, есть ботанический сад. Лучшие санитары нашего района тополь черный, акация, каштан.   (На экране появляются иллюстрации)

                                                                         

  1.  Ученик.   Я знаю, что кислород в атмосферу поставляют зеленые растения, которые вырабатывают его в результате фотосинтеза. Какие растения являются главными поставщиками кислорода?

Учитель. Главными поставщиками кислорода в атмосферу являются водоросли мирового океана. А ветер его разносит.

  1.  Ученик.   А почему небо голубое?

Ученик.  Я знаю. Солнце не только дает нам свет и тепло, но и раскрашивает все вокруг нас в радужные цвета спектра Луч белого света на самом деле разноцветный, это мы знаем по его отражению в капле дождя, ставшему радугой.

 Воздух состоит из молекул, в которых свет отражаться не может. Он на них рассеивается. Электроны в молекуле попадают под воздействие падающего на них солнечного света и начинают его излучать. А сам свет при этом рассеивается. И этот рассеянный свет мы видим с Земли. Газы, находящиеся в воздухе, делят свет на известные нам цвета спектра.  Но небо мы, чаще всего, видим синим или голубым, потому что свет с меньшей длиной волны рассеивается быстрее, чем свет волн с большей длиной. У синего, голубого и фиолетового цветов спектра длина волн меньше. Поэтому именно их рассеянный свет мы видим в небе.

  1.    Ученик.  Почему воздух называется «воздух» и откуда произошло слово «атмосфера»?

Учитель. В толковом словаре В.И.Даля говорится, что «воздух» произошло от слова  воздыхать.

Атмосфера - «atmos» - пар,  «sphaira» - шар. Считается, что впервые это определение дал Отто фон Герике еще 1654 году.

  1.  Ученик.  Есть ли вес у воздуха?

Ученик.  Я могу ответить на этот вопрос. Газ не имеет определенных размеров или формы, но он занимает пространство.

Воздушное пространство, а это молекулы кислорода, азота и других газов,  простирается на многие километры вверх, притягивается и удерживается за счет земного тяготения.  Молекулы, как вы знаете, имеют массу, следовательно, воздух тоже имеет массу. Масса одного моль воздуха составляет 29 г.

Учитель.  Еще есть вопросы?  Если вопросов нет, я хотела бы сказать, что охрана природы наша конституционная обязанность. Статьи Конституции №16 и № 66.

Домашнее задание.  Ответьте на вопросы:

  1.   Как выглядит небо на Луне и почему?

      (На Луне атмосферы нет, поэтому небо выглядит черным. Когда космический корабль выходит за пределы атмосферы, космонавты видят в черном бархатном небе сверкающие звезды и планеты, отражающие их свет.)

  1.  Какой мяч тяжелее - накачанный или спущенный?  (Поскольку воздух находится повсюду вокруг нас, он увеличивает вес любого наполняемого им предмета. В мяче содержится небольшое количество воздуха. Если  взвесить два таких мяча, один — накачанный, а другой — спущенный, то спущенный мяч будет легче.)

Мы разработали тест для вас по этой теме на Beon.ru 

Вы можете пройти его на личной страничке Жигло И.В. Успехов вам!!!

http://beon.ru/tests/654-292.html

Если ы вас есть вопросы или вы хотите сотрудничать с нами- пишите Irenie2000@yandex.ru

Заходите на наши сайты

Irenie2000at.ua

Englishclub37.at.ua


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

64352. МІЦНІСТЬ, ДЕФОРМАЦІЇ ТА ЕКСПЛУАТАЦІЙНІ ЯКОСТІ СТАЛЕЗАЛІЗОБЕТОННИХ МОСТІВ 313 KB
  Стрімке подорожчання цементу кам’яних матеріалів сприяє ширшому використанню в нашій країні сталезалізобетонних прогонових будов переважно для перекриття середніх а в особливих умовах та у важкодоступних гірських районах і малих прольотів мостів.
64353. ОБҐРУНТУВАННЯ ПАРАМЕТРІВ ГАЗОДИНАМІЧНОГО ЗАХИСТУ КАТОДІВ ПЛАЗМОТРОНІВ ДЛЯ НАЗЕМНИХ ВИПРОБУВАНЬ ЛІТАЛЬНИХ АПАРАТІВ 4.71 MB
  Рівень температури повітря за фронтом ударної хвилі обумовлює вимоги до рівня температур на стенді теплових випробувань і є найбільш важливою характеристикою.
64354. ОРГАНІЗАЦІЙНО-ПРАВОВІ ЗАСАДИ АДМІНІСТРАТИВНОЇ ДІЯЛЬНОСТІ СПЕЦІАЛЬНИХ УСТАНОВ ОРГАНІВ ВНУТРІШНІХ СПРАВ 153 KB
  Значна кількість завдань міліції реалізується в процесі виконання своїх функцій спеціальними установами органів внутрішніх справ. Проте організаційно-правові основи діяльності цих установ ОВС України, незважаючи на їх теоретичну і практичну важливість...
64355. Підвищення конкурентоспроможності молокопереробних підприємств в умовах членства України в СОТ 183.5 KB
  Проблема конкурентоспроможності в аграрному секторі економіки є високоактуальною, що пов’язано із важливістю вирішення питань забезпечення продовольчої безпеки кожної країни в сенсі покращення здоров’я людей шляхом підвищення економічної ефективності виробництва продукції.
64356. МЕТОДИКА НАВЧАННЯ ПРОГРАМНИХ ЗАСОБІВ ЗАХИСТУ ІНФОРМАЦІЇ МАЙБУТНІХ ІНЖЕНЕРІВ-ПЕДАГОГІВ 222.5 KB
  Важко уявити сучасний заклад підприємство без розвиненої інформаційної інфраструктури: сукупності інформаційних центрів банків даних і знань центрів керування апаратнопрограмних засобів і технологій забезпечення збору зберігання обробки і передачі інформації...
64357. ПОРУШЕННЯ СИСТЕМ ГОМЕОСТАЗУ ТА ШЛЯХИ ЙОГО КОРЕКЦІЇ НА ЕТАПАХ КОМПЛЕКСНОГО ЛІКУВАННЯ ХВОРИХ НА ГЕНЕРАЛІЗОВАНИЙ ПАРОДОНТИТ 344.5 KB
  Мета дослідження обгрунтування концепції комплексного індивідуального лікування хворих на генералізований пародонтит на підставі визначення ролі систем гомеостазу в патогенезі пародонтиту вивчення дизбіотичних...
64358. Розвиток методів розрахунку систем охолоджування роторів газових турбін 2.57 MB
  В найближчому майбутньому освоєння високих температур газу відбуватиметься головним чином за рахунок вдосконалення систем охолоджування зокрема шляхом вдосконалення охолодження роторів турбін.
64359. Сформованість готовості майбутніх учителів до організації міжособистісних взаємин в учнівському колективі підлітків 435.5 KB
  Національна освіта переживає критичне та конструктивне переосмислення дійсності, пов’язане з глибоким перетворенням усіх сфер суспільного життя. Сьогодні пріоритетними у навчально-виховному процесі є: гуманізація, становлення сучасних засад морально-етичного виховання...
64360. Оптимізація процесу фізичного виховання студентів транспортних спеціальностей на основі поглибленого курсу професійно-прикладної фізичної підготовки 263.5 KB
  Дотепер накопичений досить великий арсенал наукових досліджень щодо застосування ППФП в освітньому процесі студентів майбутніх фахівців різних галузей господарства Сущенко Л. Недостатньо досліджено питання обґрунтованості вибору вправ професійноприкладної...