82239

Применение общенаучных достижений в социально-гуманитарном познании. Междисциплинарные связи и научная картина мира в социально-гуманитарных науках

Доклад

Логика и философия

Социальногуманитарные науки как и наука в целом всегда создают целостные картины общества. Научная картина общества это целостная система знаний которая объясняет основные законы возникновения и существования окружающей социальной действительности и систематизирует конкретные знания полученные в различных областях социальногуманитарных наук. Она представляет собой своеобразную модель общества включающую в себя общие понятия принципы гипотезы прежде всего обществознания которые сформулированы в терминах обыденного языка и...

Русский

2015-02-26

34.93 KB

2 чел.

Применение общенаучных достижений в социально-гуманитарном познании. Междисциплинарные связи и научная картина мира в социально-гуманитарных науках.

Социально-гуманитарные науки, как и наука в целом, всегда создают целостные картины общества. Научная картина общества – это целостная система знаний, которая объясняет основные законы возникновения и существования окружающей социальной действительности и систематизирует конкретные знания, полученные в различных областях социально-гуманитарных наук. Она представляет собой своеобразную модель общества, включающую в себя общие понятия, принципы, гипотезы, прежде всего, обществознания, которые сформулированы в терминах обыденного языка и представлены в чувственно-наглядной форме.

Научная картина общества классифицируется на типы: экономическая, социологическая, политологическая, культурологическая, педагогическая и т.д. Она создается для реализации следующих функций:

  1.  объясняющая (раскрытие сущности законов общества),
  2.  эвристическая (создание исследовательских программ научного поиска),
  3.  системная (создание целостной теории об обществе),
  4.  парадигмальная (разработка образцов, принципов изучения общества),
  5.  нормативная (создание правил, методов познания общества),
  6.  мировоззренческая (формирование научных взглядов на общество).
  7.  Научная картина общества включает в себя три основных элемента:
  8.  центральное теоретическое ядро – фундаментальные, неопровержимые для данного времени знания (например, принципы объединения людей в определенные сообщества и т.д.);
  9.  фундаментальные допущения – условно неопровержимые знания (например, открытые законы общества);
  10.  частные теоретические модели – дополнительные знания (они постоянно меняются).

В истории социально-гуманитарных наук существовали следующие основные модели научной картины общества:

  1.  натуралистическая научная картина общества (основные варианты: механицизм, физикализм, биологизм, географический детерминизм, демографический детерминизм, ) – общество понимается как жестко-детерминированная система, обусловленная влиянием определенных природных факторов (климата, полезных ископаемых, территории и т.п.), оно рассматривается с редукционистских позиций;
  2.  антинатуралистическая научная картина общества (основные варианты: социологизм, экономизм, психологизм, антипсихологизм) – общество понимается как вероятностно-детерминированная система, которая обусловлена системой факторов (экономических, социально-политических, духовных и др.), каждый из которых может играть определяющую роль; оно рассматривается с факторных позиций;
  3.  диалектическая научная картина общества – общество понимается как бифуркационно-детерминированная система, которая обусловлена системой факторов (экономических, социально-политических, духовных и др.), каждый из которых может играть свою роль в единой системе; оно рассматривается с синергетических позиций.

В настоящее время научная картина общества строится на базе теории постиндустриального общества (постиндустриальное общество производит теоретические знания, прогресс общества определяется университетскими лабораториями, сфера услуг преобладает над сферой производства, классовое деление заменяется стратным, обеспечивается высокий уровень потребления людей, общество становится открытым).

Научная картина общества развивается во взаимодействии с религиозной и философской картинами мира. Основная её задача – дать целостный образ общества. Научная картина общества выступает исследовательской программой для развития всех областей социально-гуманитарных наук. Она является исторически устойчивой системой знаний, сохраняет свое значение в течение длительного времени.

Создание современной целостной научной картины общества затрудняется тем, что сегодня социально-гуманитарные науки в значительной степени дифференцированы, они дают преимущественно фрагментарную картину общества, ведущую роль в объяснении мира играют социальные науки. Вместе с тем, такая картина необходима, так как без нее невозможен поиск новых мировоззренческих смыслов и ответов на исторические вызовы, стоящие перед современной цивилизацией.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

16981. Елементарні обчислення в Maple 272.5 KB
  артошик Практична робота №27. Тема: Елементарні обчислення в Maple. Мета: Навчитися виконувати в пакеті Maple такі елементарні дії як спрощення виразів розкриття дужок розкладання на множники знаходження коефіцієнтів полінома. Обладнання: ПК зі встановл
16982. Рішення рівнянь, нерівностей і систем в Maple 140 KB
  Практична робота №28. Тема: Рішення рівнянь нерівностей і систем в Maple. Мета: Навчитися вирішувати рівняння нерівності і системи простих рівнянь в пакеті Maple а також представляти виведення рішень в різній математичній інтерпретації. Обладнання: ПК зі встановленим ...
16983. Побудова графіків функцій засобами Maple 184 KB
  Тема: Побудова поверхонь графіків функцій в Maple. Мета: Навчитися будувати графіки в різних системах координат а також будувати поверхні в середовищі Maple. Обладнання: ПК зі встановленим математичним пакетом Maple. Індивідуальне завдання
16984. Загальне використовування даних додатками Windows. Буфер обміну. Технологія OLE 7.02 MB
  Практична робота №5 Тема: Загальне використовування даних додатками Windows. Буфер обміну. Технологія OLE. Мета: Ознайомитися з технологією OLE і загальним використовуванням даних додатками Windows. Устаткування: ПК. Операційна система Windows. Індивідуальне завдання ...
16985. Створення таблиць та обробка табличних даних засобами Word 222.5 KB
  Практична робота № 11 Тема: Створення таблиць та обробка табличних даних засобами Word Мета: засвоїти засоби створення редагування та форматування двовимірних таблиць а також організацію обробки та сортування табличних даних у програмі Word. Обладнання: персональний ...
16986. Введення таблиць. Автозаповнення формулами. Сортування даних 676.5 KB
  Практична робота №14 Тема: Введення таблиць. Автозаповнення формулами. Сортування даних. Мета: Навчитися використовувати функцію авто заповнення формулами та сортувати дані у таблицях. Обладнання: ПЕОМ. Табличний процесор MS Excel. Правила ТБ Індивідуальне з
16987. Побудова діаграм 308 KB
  Практична робота №15 Тема: Побудова діаграм. Мета: Навчитися будувати діаграми змішаного типу та кругові діаграми. Обладнання: ПЕОМ. Табличний процесор MS Excel. Хід виконання Правила ТБ Індивідуальне завдання 1. За даними табл. 3 побудувати діаграму зміша...
16988. Фільтрація даних. Критерії фільтрації 1.03 MB
  Практична робота №16 Тема: Фільтрація даних. Критерії фільтрації. Мета: Навчитися використовувати фільтрацію даних та навчитися використовувати Автофильтр та Расширенный фильтр. Обладнання: ПЕОМ. Табличний процесор MS Excel. Хід виконання Правила ТБ Інд