82244

Принципы «логики социальных наук» К. Поппера

Доклад

Логика и философия

Признание того что ценности в науке выражают ее социокультурную обусловленность становится определяющим в философии и методологии науки особенно социально гуманитарного знания. В этом отличие науки от социального знания кот субъективно. Поппер утверждает что и естественный и соц науки имеют общий научный метод познания основаны на доказательствах. Согласно Адорно нельзя уравнивать соц и естеств науки.

Русский

2015-02-26

30.45 KB

28 чел.

Принципы «логики социальных наук» К. Поппера

Термины ценность (значимость для человека и общества) и оценка (нравственный или эстетический идеал) в настоящее время переосмысливаются и обобщаются. Оценка понимается как любой результат процедуры оценивания или сама процедура. Оценивание предполагает отнесение к этическим, эстетическим, мировоззренческим идеалам, к эпистемологическим, методологическим нормативам и эталонам. В применении к познавательному процессу понятие ценность не однозначно и многоаспектно:

эмоционально окрашенное отношение, содержащее предпочтения и установки, сформировавшиеся у ученого под воздействием нравственных, эстетических, религиозных, социокультурных факторов;

ценностные ориентации, на основе кот оцениваются и выбираются формы и способы описания и объяснения (критерий научности, идеалы, нормы исследования);

объективно истинное предметное знание (факт, закон, гипотеза), эффективное операциональное знание (научные методы, регулятивные принципы), кот благодаря своей истинности обретают значимость для общества.

 Истинное знание – универсалия. Признание того, что ценности в науке выражают ее социокультурную обусловленность становится определяющим в философии и методологии науки, особенно социально гуманитарного знания.

Главным условием получения истинного знания является активность ценностно-ориентированного субъекта познания, опирающегося на объективные законы.

Одной из базовых форм проявления ценностей в науке является процедура выбора (выбор одной из конкурирующих теорий: переход от старой к новой).

Идеалы ценностно-нейтрального знания, получившие развитие в трудах Вебера, основываются на утверждении, что наука д обеспечивать беспрепятственное служение истине, независимость положения ученого от политики. В этом отличие науки от социального знания, кот субъективно.

Соц наука способна устанавливать факты социальной действительности, но не может решать вопросы окончательной ценности, так как между фактами ценностями всегда существует логический промежуток. Тем не менее, социологическое исследование начинается с ценностей следователя, не теряя при этом объективности.

По мнению Поппера, логика – основа рациональной критики. Поппер утверждает, что и естественный и соц науки имеют общий научный метод познания, основаны на доказательствах.

Согласно Адорно, нельзя уравнивать соц и естеств науки. Социология д учитывать противоречивый характер общества (рациональный, иррациональный, систематический, нерегулярный). Наука, как и другие виды деятельности, преследует вои интересы, подвержена влиянию власти, идеологий, полит выбора, требует признания ответственности. Т обр, нейтральность и отстраненность для науки не возможна. Но нейтральность науки как знания, кот требует определенной объективности и определенной автономии, д б сохранена.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

58652. Неопределенная форма глаголов 54.5 KB
  Цель урока: Научить правильно писать возвратные глаголы в неопределенной форме. Оборудование урока: для учителя: доска для учеников: учебник тетрадь. Эскиз оформления доски что и где из наглядного материала из записей расположите на доске...
58653. Правописание разделительных Ь и Ъ знаков 53 KB
  Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу учитывать выделенные учителем ориентиры действия планировать свои действия осуществлять...
58657. ТРЕБОВАНИЯ К СОВРЕМЕННОМУ УРОКУ РУССКОГО ЯЗЫКА 44.5 KB
  В практике обучения учитель планирует три разные задачи намечает три параллельные линии. Если подойти с учетом современного толкования понятий развитие и воспитание в процессе обучения то станет ясно: в уроке должны быть выдержаны не три линии а одна обеспечивающая...
58658. Правило переноса слов 59 KB
  Форма организации деятельности: самостоятельная работа фронтальная работа взаимопроверка работа в парах. Приемы: работа с учебником; составление схем; взаимоконтроль; групповая работа. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
58659. Имена собственные 44 KB
  На экране видеофрагмент мультфильма Трое из Простоквашино затем появляется тема урока. На экране появляется рубрика Словарный диктант и галчонок Хватайка. Проверьте записанное в тетради с ответами на экране.
58660. Сочинение по картине К.Ф. Юона «Волшебница зима» 43 KB
  Задачи урока: познакомить с творчеством К.Ф.Юона; учить читать картину, осмысливать ее содержание; привлечь внимание детей к красоте зимней природы; формировать умение строить текст...