82244

Принципы «логики социальных наук» К. Поппера

Доклад

Логика и философия

Признание того что ценности в науке выражают ее социокультурную обусловленность становится определяющим в философии и методологии науки особенно социально гуманитарного знания. В этом отличие науки от социального знания кот субъективно. Поппер утверждает что и естественный и соц науки имеют общий научный метод познания основаны на доказательствах. Согласно Адорно нельзя уравнивать соц и естеств науки.

Русский

2015-02-26

30.45 KB

29 чел.

Принципы «логики социальных наук» К. Поппера

Термины ценность (значимость для человека и общества) и оценка (нравственный или эстетический идеал) в настоящее время переосмысливаются и обобщаются. Оценка понимается как любой результат процедуры оценивания или сама процедура. Оценивание предполагает отнесение к этическим, эстетическим, мировоззренческим идеалам, к эпистемологическим, методологическим нормативам и эталонам. В применении к познавательному процессу понятие ценность не однозначно и многоаспектно:

эмоционально окрашенное отношение, содержащее предпочтения и установки, сформировавшиеся у ученого под воздействием нравственных, эстетических, религиозных, социокультурных факторов;

ценностные ориентации, на основе кот оцениваются и выбираются формы и способы описания и объяснения (критерий научности, идеалы, нормы исследования);

объективно истинное предметное знание (факт, закон, гипотеза), эффективное операциональное знание (научные методы, регулятивные принципы), кот благодаря своей истинности обретают значимость для общества.

 Истинное знание – универсалия. Признание того, что ценности в науке выражают ее социокультурную обусловленность становится определяющим в философии и методологии науки, особенно социально гуманитарного знания.

Главным условием получения истинного знания является активность ценностно-ориентированного субъекта познания, опирающегося на объективные законы.

Одной из базовых форм проявления ценностей в науке является процедура выбора (выбор одной из конкурирующих теорий: переход от старой к новой).

Идеалы ценностно-нейтрального знания, получившие развитие в трудах Вебера, основываются на утверждении, что наука д обеспечивать беспрепятственное служение истине, независимость положения ученого от политики. В этом отличие науки от социального знания, кот субъективно.

Соц наука способна устанавливать факты социальной действительности, но не может решать вопросы окончательной ценности, так как между фактами ценностями всегда существует логический промежуток. Тем не менее, социологическое исследование начинается с ценностей следователя, не теряя при этом объективности.

По мнению Поппера, логика – основа рациональной критики. Поппер утверждает, что и естественный и соц науки имеют общий научный метод познания, основаны на доказательствах.

Согласно Адорно, нельзя уравнивать соц и естеств науки. Социология д учитывать противоречивый характер общества (рациональный, иррациональный, систематический, нерегулярный). Наука, как и другие виды деятельности, преследует вои интересы, подвержена влиянию власти, идеологий, полит выбора, требует признания ответственности. Т обр, нейтральность и отстраненность для науки не возможна. Но нейтральность науки как знания, кот требует определенной объективности и определенной автономии, д б сохранена.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

59976. WE LEARN FOREIGN LANGUAGES 331.5 KB
  My wife is an economist. She works at the Ministry of Foreign Trade too. She goes to the office every day. My wife doesn't learn English. She already knows English very well. She reads very many English books, magazines and newspapers.
59979. Узагальнення знань за темою «Людина — частина Всесвіту» 86.5 KB
  Учитель: Продовжуємо нагадую наша подорож не проста бо зараз з нами на звязку якась Планета. ПЕРША ПЛАНЕТА СЛАЙД 8 Капітани обирають відповідну Планету за назвою команди та отримують Завдання №1: Бліц турнір треба швидко відповісти на питання команда переможець отримує зірку Астероїди...
59980. ВСЕСВІТ НАМ БЕНТЕЖИТЬ МРІЇ… 224.5 KB
  Це свято зявилось на честь першого польоту у космос людини і тим самим воно підкреслює нестримну жагу людського роду до пізнання нових знань. ІІ ведучий: Безкрайній космос Який же він Хто з вас не думав про це розглядаючи його яскраві зорі...
59981. ГЕОМЕТРИЧНІ ФІГУРИ І ВСЕСВІТ. БІНАРНИЙ УРОК 175 KB
  Учитель фізики. Учитель математики. Учитель починає вправу словами: посміхніться один одному передайте хорошу енергію своєму другу.
59982. КОНСПЕКТ ІНТЕГРОВАНОГО ЗАНЯТТЯ ДЛЯ ДІТЕЙ СТАРШОГО ДОШКІЛЬНОГО ВІКУ «ПОДОРОЖ У ВСЕСВІТ» 54.5 KB
  Розширити та закріпити знання дітей про супутник Землі Місяць вправляти у визначенні фаз місяця називати народні прикмети про місяць. Що вночі горить а вдень гасне Відгадали загадки Звісно всі вони про Місяць вічний супутник Землі.
59983. Получение тетрахлороцинката аммония и изучение его свойств 134 KB
  Тетрахлорцинкат аммония ((NH4)2[ZnCl4]) относится к ацидокомплексам и представляет собой блестящие ромбические пластинчатые кристаллы с температурой плавления 150°С.