82244

Принципы «логики социальных наук» К. Поппера

Доклад

Логика и философия

Признание того что ценности в науке выражают ее социокультурную обусловленность становится определяющим в философии и методологии науки особенно социально гуманитарного знания. В этом отличие науки от социального знания кот субъективно. Поппер утверждает что и естественный и соц науки имеют общий научный метод познания основаны на доказательствах. Согласно Адорно нельзя уравнивать соц и естеств науки.

Русский

2015-02-26

30.45 KB

29 чел.

Принципы «логики социальных наук» К. Поппера

Термины ценность (значимость для человека и общества) и оценка (нравственный или эстетический идеал) в настоящее время переосмысливаются и обобщаются. Оценка понимается как любой результат процедуры оценивания или сама процедура. Оценивание предполагает отнесение к этическим, эстетическим, мировоззренческим идеалам, к эпистемологическим, методологическим нормативам и эталонам. В применении к познавательному процессу понятие ценность не однозначно и многоаспектно:

эмоционально окрашенное отношение, содержащее предпочтения и установки, сформировавшиеся у ученого под воздействием нравственных, эстетических, религиозных, социокультурных факторов;

ценностные ориентации, на основе кот оцениваются и выбираются формы и способы описания и объяснения (критерий научности, идеалы, нормы исследования);

объективно истинное предметное знание (факт, закон, гипотеза), эффективное операциональное знание (научные методы, регулятивные принципы), кот благодаря своей истинности обретают значимость для общества.

 Истинное знание – универсалия. Признание того, что ценности в науке выражают ее социокультурную обусловленность становится определяющим в философии и методологии науки, особенно социально гуманитарного знания.

Главным условием получения истинного знания является активность ценностно-ориентированного субъекта познания, опирающегося на объективные законы.

Одной из базовых форм проявления ценностей в науке является процедура выбора (выбор одной из конкурирующих теорий: переход от старой к новой).

Идеалы ценностно-нейтрального знания, получившие развитие в трудах Вебера, основываются на утверждении, что наука д обеспечивать беспрепятственное служение истине, независимость положения ученого от политики. В этом отличие науки от социального знания, кот субъективно.

Соц наука способна устанавливать факты социальной действительности, но не может решать вопросы окончательной ценности, так как между фактами ценностями всегда существует логический промежуток. Тем не менее, социологическое исследование начинается с ценностей следователя, не теряя при этом объективности.

По мнению Поппера, логика – основа рациональной критики. Поппер утверждает, что и естественный и соц науки имеют общий научный метод познания, основаны на доказательствах.

Согласно Адорно, нельзя уравнивать соц и естеств науки. Социология д учитывать противоречивый характер общества (рациональный, иррациональный, систематический, нерегулярный). Наука, как и другие виды деятельности, преследует вои интересы, подвержена влиянию власти, идеологий, полит выбора, требует признания ответственности. Т обр, нейтральность и отстраненность для науки не возможна. Но нейтральность науки как знания, кот требует определенной объективности и определенной автономии, д б сохранена.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

1883. Разработка метода обнаружения развития аварии в кабельной линии до пробоя изоляции 217.6 KB
  Цель работы — разработка метода обнаружения развития аварии в кабельной линии до пробоя изоляции, разработка структурной схемы работы устройства прогнозирующей защиты, создание устройства, разработка алгоритма и программного обеспечения для устройства.
1884. ГЛАГОЛЬНЫЕ НОВООБРАЗОВАНИЯ В СОВРЕМЕННОМ РУССКОМ ЯЗЫКЕ: СЕМАНТИКА И ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ 281.12 KB
  Показать взаимосвязь фактов действительности и словообразовательной системы русского языка, выявить структурно-семантические особенности глагольных новообразований с модификационным значением, описать стилистические возможности глагольных новообразований, установить особенности функционирования последних в тексте.
1885. ЛИНГВОКУЛЬТУРНАЯ И КОГНИТИВНАЯ РЕПРЕЗЕНТАЦИЯ КОНЦЕПТА ИНТЕРЕС В РУССКОМ И АНГЛИЙСКОМ ЯЗЫКАХ 282.27 KB
  Феномен интереса в языковом сознании, реконструируемый из употребления соответствующих языковых единиц в английском и русском языках, извлеченных из языковых и речевых источников.
1886. МНОГОЧЛЕННЫЕ ОМОНИМИЧЕСКИЕ ФРАЗЕОЛОГИЧЕСКИЕ РЯДЫ В СТРУКТУРНОМ И СЕМАНТИЧЕСКОМ АСПЕКТАХ 283.42 KB
  Многочленные фразеологические омонимы. Многочленный фразеологический омонимический ряд состоит из трех и более фразеологических омонимов и представляет собой один из частных случаев проявления омонимических отношений между фразеологизмами.
1887. ПРОЦЕССУАЛЬНЫЕ ФРАЗЕОЛОГИЗМЫ СУБКАТЕГОРИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 283.69 KB
  Объектом исследования являются процессуальные фразеологизмы субкатегории деятельности как системно организованное объединение процессуальных фразеологических единиц, характеризующееся особыми структурными и семантическими свойствами.
1888. Темпоральность художественного текста на материале английского и татарского языков 285.63 KB
  Цель заключается в том, чтобы на основе сопоставительно-типологического анализа системы глагольных времен двух языков, которые не являются близкими в структурно-типологическом отношении, выявить и показать типологические сходства и различия, как в плане выражения, так и в плане содержания.
1889. Спільна виховна робота школи, сім’ї та громадськості 307.5 KB
  Роль сім’ї у вихованні особистості. Напрями і форми роботи школи із сім’єю. Неблагополучні сім’ї та особливості роботи з ними. Залучення громадськості до виховання дітей. Напрями і форми роботи школи із сім’єю..
1890. Задача синтеза 14.33 KB
  Задана система булевых функций. Задан или выбран по заданным критериям (быстродействие, надёжность, стоимость, условия эксплуатации) элементный базис проектирования – система логических элементов.
1891. Синтез комбинационных схем на ПЛМ 16.61 KB
  Процесс синтеза сводится к минимизации системы. Выбранные конъюнкции реализуем на очередной ПЛМ. Проектирование систем ПЛМ с учётом ограничений.