82251

Объективное и субъективное время. Социальное и культурно-историческое время

Доклад

Логика и философия

Социальное и культурноисторическое время. В наст вр отмечает Микешина происходит концептуальная революция наука вновь открывает для себя время. В текстах проявляются и формируются и проявляются представления о времени социсторическое время.

Русский

2015-02-26

32.58 KB

6 чел.

Объективное и субъективное время. Социальное и культурно-историческое время.

В эпистемологии, сформированной под влиянием идей Декарта и Ньютона, вневременность понималась как условие истинности.

В наст вр, отмечает Микешина, происходит «концептуальная революция», наука вновь открывает для себя время.

Соц и гум науки ориентированы во времени. Описание времени в соц-гум знании существенно отличается от представлений о времени в естествознании. Различие состоит в том, что развитие знания в науке о духе и культуре имеют в качестве неявной и базовой предпосылки некоторую КМ, включающую естественно-научные представления о времени.

Не обращаясь к ним напрямую и не всегда осознавая их неявное присутствие, гуманитарии создают тексты на основе этих предпосылок.

В текстах проявляются и формируются и проявляются представления о времени (соц-историческое время). Рассмотрение проблемы времени в гум знании опирается на концепцию Канта об априорности (доопытности) времени, укорененной в культуре и наследуемой. Кант ставит проблему и субъективного времени, длительности внутренних человеческих состояний.

Большой вклад в развитие концепта времени внес Бергсон. Время, по Бергсону, это не априорная форма внутреннего созерцания, а непосредственный факт сознания, постигаемый внутренним опытом. Как длительность время предстает неделимым и целостным. Бергсон считает, что время соц, чел, духовного существования – иная реальность, исследуемая и описываемая другими методами нежели физическая реальность.

Мертон и Сорокин различают астрономическое и социальное время. В естествознании время связано с пространством и движением, с понятием казуальности, делится на четко ограниченные отрезки. В соц-гум науках время носит исторический характер, связано с внутренним смыслом и памятью, кот служит ориентации в наст и буд. В культ-историч времени ничто не ограничивается и не обособляется, прошлое и будущее одновременно проникнуты друг другом, настоящее всегда включает в себя прошлое и будущее. Социальное время – коллективное перцептуальное время, универсалия культуры, содержание которого лежит в основе концептуального времени.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

36463. Трансформация и дробление религиозных течений как признак кризиса феодальной цивилизации 39.5 KB
  Признаки упадка церкви: коррупция и неравенство в церковной иерархии церкви. Их суть: нельзя отпускать грехи без покаяния оно требует внутренней работы а не просто оплаты раскаивающийся получает прощение от Бога а не от церкви лучше совершить доброе деяние чем откупаться богатство церкви в священном писании а не в золоте и добрых делах. Лютер получил значительную поддержку но в каталической церкви дело сначала показалось незначительным когда в 1520 году Папа отлучил Лютера от церкви его многочисленные сторонники сожгли...
36464. Трансформация экономики в рамках индустриальной цивилизации 31.5 KB
  Без постоянно изобретения и совершенствования машин существование такой цивилизации уже становится невозможным. Технический прогресс становится основой жизни цивилизации. И в то же время в процессе монополизации уже были заложены противоречия ярко проявившиеся в ходе развития индустриальном цивилизации.
36465. Трансформация социально-политических отношений в рамках индустриальной цивилизации 46.5 KB
  Средоточием политической власти является государство опирающееся на систему правовых норм органы власти и управления армию аппарат идеологического воздействия на свою экономическую силу. когда впервые по приговору парламента был казнен король как символ абсолютной власти. Восстановившаяся после власти Кромвеля монархия получила чисто представительские полномочия. Провозглашение императором Наполеона восстановившего ряд признаков абсолютной власти имело иную социальную подоплеку: это была форма диктатуры победившей буржуазии.
36467. Утверждение капитализма в России 53.5 KB
  промышленный переворот в России начался позднее чем в Западной Европе только в 30 – 40е гг. Витте один из крупнейших преобразователей в истории России занимал пост министра финансов с 1892 по 1903 гг. Открытие России иностранным капиталом произошло в 50е гг.
36468. Мировые войны и кризис индустриального общества 46.5 KB
  германские войска в конечном счете потерпели тяжелое поражение и правительство Германии обратилось к США с предложением о перемирии. Но еще до подписания перемирия в Германии началась революция. Этот кризис способствовал обострению внутриполитической ситуации в Германии Италии и Испании что привело к возникновению в этих странах фашистских партий захвативших власть в 192030 гг.
36470. Основные прогнозируемые характеристики постиндустриальной цивилизации 31 KB
  Человек: Произойдут изменения в численности населения. 2 Благодаря планированию семьи повышается образовательный уровень и рост уровня жизни темпы роста населения стабилизируются. Сократится разрыв между странами а в обществе сильно вырастит доля пожилого населения но и в этом случае нагрузка на ресурсы будет чрезмерной. В этом случае стабилизация численности населения позволит вкладывать больше средств в производство и улучшения качества жизни.
36471. Глобальные риски в рамках перехода к постиндустриальной цивилизации 31.5 KB
  Эти проблемы ресурсноэкономические 2 демографические 3мирохозяйственные проявляются через кризисы в том числе в области здравоохранения образования культуры в растущей преступности что позволяет многим ученым говорить о глобальном кризисе цивилизации.Среди ученых нет единства во взглядах на перспективы современной цивилизации на ее способность решить угрожающие ей противоречия. Опираясь на исторический опыт многие из них справедливо полагают что возможен вариант гибели современной цивилизации В качестве основы для столь...