82252

Переосмысление категорий пространства и времени в гуманитарном контексте (М.М. Бахтин). Введение понятия хронотопа как конкретного единства пространственно-временных характеристик

Доклад

Логика и философия

Бахтин. В гуманитарном познании Бахтина П и В проявляются как совершенно новая идея. Зная идеи о П и В Канта и Бергсона Бахтин находит свое видение этих категорий значимое для современного понимания природы темпоральности и пространственности в познании. Бахтин соединяет действующее сознание и все мыслимые пространственные и временные отношения в единый центр архетектоническое целое.

Русский

2015-02-26

32.05 KB

19 чел.

Переосмысление категорий пространства и времени в гуманитарном контексте (М.М. Бахтин). Введение понятия хронотопа как конкретного единства пространственно-временных характеристик. Особенности «художественного хронотопа».

Вневременность и внеисторичность под влиянием идей Декарта и Ньютона рассматривались как условия истинности и преодоления релятивизма. В наши дни, отмечает Микешина, происходит своего рода «концептуальная революция», Н вновь открывает для себя время. В традиционной теории познания отвлекались от В. В гуманитарном познании Бахтина П и В проявляются как совершенно новая идея. Зная идеи о П и В Канта и Бергсона, Бахтин находит свое видение этих категорий значимое для современного понимания природы темпоральности и пространственности в познании. Бахтин соединяет действующее сознание и все мыслимые пространственные и временные отношения в единый центр «архетектоническое целое». При этом выявляется эмоционально-волевое конкретное многообразие мира, в котором пространственный и временной моменты определяет неповторимый момент и место совершения. Эти идеи близки герменевтике, опыт которой значим для понимания природы времени и способов его описания в теории познания. В осмысливается в разных аспектах: как темпоральность жизни, как расстояние между автором и читателем. Обращаясь к проблеме «внутреннего человека», Бахтин считает, что жить – занимать ценностную позицию в каждом моменте жизни.

Б не только переосмыслил категории пространства и времени, он ввел понятие хронотопа – конкретного единства пространственно-временных характеристик для конкретной ситуации. Бахтин оставил модель анализа темпорально-пространственных характеристик в тексте. Взяв термин хронотоп из естественно-научных тектсов Ухтомского, Бахтин не ограничился натуралистическими представлениями о хронотопе как физическом единстве В и П, но наполнил его гуманистическими, культурно-историческими, ценностными смыслами. Бахтин соглашается с Кантом в том, что В и П – необходимые формы всякого познания, но в отличие от Канта он понимает их как формы реальной действительности, а не трансцендентальные.

Бахтин стремится раскрыть роль этих форм в процессе художественного познания. В художественном хронотопе, считает Бахтин, время сгущается, уплотняется, становится художественно зримым. Пространство интенсифицируется, втягивается в движение времени, сюжета. Исторические приметы времени раскрываются в пространстве, пространство осмысливается и измеряется временем. Под воздействием воли художника хронотоп трансформируется, идет субъективная игра временем, пространственно временными перспективами. Хронотоп Бахтина, считает Микешина, м превратится в универсальную фундаментальную категорию.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

52389. Прощание с Букварём 60.5 KB
  Букварь Книга для чтения. Плакат: Спасибо тебе Букварь Модель золотого ключика Диалог между мальчиком и девочкой В зале у нас суматоха и шум шёпот движения споры. Мы закончили первую школьную книгу букварь. А научил Вас читать и писать наш умный интересный и добрый друг букварь.
52390. Праздник «ПРОЩАЙ, БУКВАРЬ» 110 KB
  За год наши звездочки подросли поумнели многому научились и стали настоящими звездами а настоящие звезды ездят только в лимузинах вот посмотрите сами и вот подъехал лимузин и по красной дорожке идут наши звезды встречайте Музыкальная заставка Дети идут по звездной дорожке репортеры берут у них интервью Репортер: Скажите трудным для вас был первый год учебы Ученик: ответ Смех и слезы радость и печаль За год довелось нам испытать Но стараний...
52391. ПРАЗДНИК БУКВАРЯ 197 KB
  Учитель. Звучат позывные передачи В гостях у сказки Учитель: Ребята посмотрите кто же это пришёл к нам в гости Это же всех букв государь его величество Букварь. Основная часть Учитель: Ребята сегодня мы с вами подведем итог. Учитель: Друзья страны АБеВеГеДейки нигде на карте нет Но все в АБеВеГеДейку стремятся с детских лет.
52393. С++ для начинающих 2.85 MB
  Мы также коснемся областей видимости класса вложенных классов и классов как членов пространства имен. В главе 14 детально исследуются средства имеющиеся в С для инициализации и...
52394. What Do You Know about Canada? 590 KB
  Right you are. At this lesson we’ll try to make a report in geography of Canada. We have invited to our English lesson your geography teacher as an expert in Geography. This lesson is unusual because you’ll get knowledge yourselves using different sources of information.
52395. Let’s celebrate together 780 KB
  Aims To develop students’ skills in all-round discussion, to practice speaking, reading, listening, writing on the topic, to study customs and traditions of English-speaking countries.
52396. Sport. We are the Champions 716.5 KB
  Objectives: - to develop communicative abilities of pupils in different situations; - to practice pupils in speaking, reading, listening; - to develop pupils` interest in sport. Level: Pre-Intermediate
52397. Чаша Гуманної Педагогіки – живе творіння 86 KB
  викладач психолого педагогічних дисциплін куратор 202 СП групи Комунальний заклад Білоцерківський гуманітарно педагогічний коледж Виховне заняття професійного спрямування Тема: Чаша Гуманної Педагогіки живе творіння Мета: ознайомити з постулатами принципами Гуманної Педагогіки та основними положеннями Маніфесту...