82255

Рождение знания в процессе взаимодействия коммуницирующих индивидов. Распространение и борьба научных идей. Индоктринация

Доклад

Логика и философия

Важную роль в развитии социальногуманитарных науках играет коммуникация ученых диалог между ними. Механизмом их преодоления является постоянный диалог ученых представителей разных школ в социальногуманитарных науках. Диалог является важнейшим видом коммуникации и представляет собой попеременный обмен высказываниями репликами между двумя или более ученымигуманитариями. Диалог может представлять собой определенную дискуссию беседу диспут и т.

Русский

2015-02-26

32.16 KB

3 чел.

Рождение знания в процессе взаимодействия коммуницирующих индивидов. Распространение и борьба научных идей. Индоктринация.

Важную роль в развитии социально-гуманитарных науках играет коммуникация ученых, диалог между ними. Этому большое значение придавали Сократ, Платон, М. Бубер, М. Бахтин и другие.

 Коммуникация – это общение ученых, в процессе которого происходит передача информации. Она обладает важными функциями:

информационной: в процессе общения передается информация от одного ученого к другому,

интерактивной: результатом общения является построение общей стратегии взаимодействия ученых в решении научных проблем,

перцептивной: в общении формируется определенный образ другого ученого (возникает симпатия или антипатия).

Важным свойством коммуникации является то, что в процессе передачи информации осуществляется не просто «движение» информации, а её уточнение, обогащение и развитие. Коммуникация выступает фактором, который:

– порождает новое знание,

– обуславливает его социокультурную природу.

Она обуславливает определенные действия, ориентированные на их смысловое восприятие. Коммуникация предусматривает, прежде всего, речевое общение. В результате такого общения ученый удовлетворяет, во-первых, свое стремление сказать и быть услышанным, во-вторых, стремление понять другого ученого и быть понятым им. Коммуникация может быть двух видов:

формальная (общение на конференциях, посредством чтения публикаций),

неформальная (личные беседы, дружба, переписка).

Продуктом коммуникации является создание определенных конвенций. Конвенция – это определенное соглашение между учеными, которые договорились трактовать какое-либо социальное явление в соответствии с соображениями удобства, целесообразности. В конкретных обстоятельствах она может играть позитивную роль. Однако, любая конвенция всегда должна иметь свои пределы использования и должна базироваться на определенных моральных нормах. В случае нарушения этих требований, конвенция способствует появлению такого явления как индоктринация. Индоктринация – это процедура внедрения и распространения в научном сообществе какой-либо одной доктрины. Она всегда ведет к нарушению принципа отсутствия монополии на истину, а, в конечном счете, к заблуждению и фальсификации.

Важно в социально-гуманитарных науках преодолевать коммуникативные барьеры, нередко возникающие в общении ученых-гуманитариев. Они вызваны некоторыми предубеждениями, которые существуют у многих ученых-гуманитариев. Механизмом их преодоления является постоянный диалог ученых, представителей разных школ в социально-гуманитарных науках. Диалог является важнейшим видом коммуникации и представляет собой попеременный обмен высказываниями (репликами) между двумя или более учеными-гуманитариями. Диалог может представлять собой определенную дискуссию, беседу, диспут и т.д. В диалоге участвуют источник информации и адресат, которому передается информация. Диалог – это «живая одушевленная речь» (Сократ), которая развивается в общении, в соприсутствии, в соучастии и является коллективным поиском истины. В диалоге собеседники равны, оба активны, все произнесенное сейчас же уточняется и проверяется. В диалоге формируется проблемное поле, определяются методы решения проблем.

Диалог означает вопрошание и ответствование, которые являются одинаково важными моментами социально-гуманитарного познания. В социально-гуманитарных науках важно всемерно поддерживать диалог, давать сказать свое слово и инакомыслящим, уметь усваивать произносимое им (Г. Гадамер).


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

21984. Венгрия, Валашские, Молдавские княжества в IX-XV вв. 71 KB
  замковые люди – зависимые крестьяне. Особую категорию крестьян XIIXIII вв. магнатам принадлежало 33 населения жупов 34 крестьянских хозяйств; средним и мелким феодалам – 39 поселений; церковным феодалам – 121 ; королю – 15 . Происходит унификация категорий зависимых крестьян – исчезают либертины сервы замковые люди и удворники все они теперь частновладельческие крестьяне.
21985. Византийская культура 39.5 KB
  Но для культуры Византии характерно единство – языковое конфессиональное. В Византии были популярны и исторические сочинения. Отличительной чертой системы образования в ранней Византии было сохранение в значительных масштабах античных традиций. В ранней Византии происходило накопление эмпирических знаний по географии навигационному делу ботанике зоологии картографии.
21986. Византия в IV-XI вв. 123.5 KB
  Географическое положение Византии делало империю как бы связующим звеном между Востоком и Западом. В состав Византии в этот период входила вся восточная половина Римской империи. Территория Византии по данным источников в это время превышала 750 тыс. Латинское население западных областей Византии было немногочисленно.
21987. Византия в XII-XV вв. 78 KB
  административный и судебный иммунитет в большинстве владений у родственников императоров был полный налоговый иммунитет имели они и свой штат оставался в Византии ограниченным не только в XII в. Пожалование земли и крестьян в пронию до известной степени заменило стратиотское землевладение крестьянского типа которое полностью не исчезло а сохранялось до конца существования Византии. В Византии имел гораздо меньшее развитие чем на Западе процесс субинфеодации. Феодальные институты Византии – прония арифмос харистикий экскуссия –...
21988. Германия в XI-XV вв. 151.5 KB
  Полностью романской была Лотарингия присоединенная к Германии уже в конце IX в. Новые императоры вернулись от вселенской политики к германским проблема в Италию ходили походами только для коронации в Германии опирались на епископов и на слой министериалов и боролись с герцогами. Но после клюнийской реформы духовенство в Германии усилилось а в XI в. Генрих IV стал править самостоятельно в качестве короля Германии ему прежде всего пришлось столкнуться с фактом возросшей независимости светских и духовных князей.
21989. Германия в XVI-первой половине XVII вв. 182.5 KB
  Международная экономическая роль Германии выражалась в том что она занимала первое место в мире по добыче серебра 80 шло из Германии в Европу. Альбрехт не был в состоянии уплатить Фуггерам и добился от папы Льва X разрешения провести продажу индульгенций в Саксонии и других местах Германии за что обещал уплатить курии 10. На востоке Германии большое значение приобретают ярмарки в Лейпциге с конца XV в. Процесс созревания некоторых предпосылок генезиса капитализма был приостановлен в Западной Германии и Австрии феодальной реакцией...
21990. Гуманизм Италии XIV-XV вв. 147 KB
  Гуманисты были творцами новой системы знания в центре которого стояла проблема человека его земного предназначения термин humanista полагает П. Мишле выдвинул принципиально отличное от средневекового решения проблемы отношения человека к миру. Бурдаха где он писал что новое понимание искусства литературы науки новая концепция человека не вступали в противоречие в христианской религией ибо были предопределены ее пышным цветением в XIII в. Наиболее значительной для Тоффанина была идея божественности человека.
21991. Западная Европа в конце XI в. 30 KB
  Отношения между представителями класса феодалов в государствах Западной Европы строились по принципу т. На ее вершине находился император король который считался верховным сеньором всех феодалов их сюзереном – главой феодальной иерархии. Среди церковных феодалов тоже существовала иерархия по рангу занимаемой ими должности: папа римский кардиналы архиепископы епископы аббаты приоры кюре викарий. Многие из них были вассалами светских феодалов по своим земельным владениям и наоборот.
21992. Западные славяне 61.5 KB
  начинается серия войн с Византией велись они с переменным успехом но в целом удачно для Болгарии. престиж Болгарии как международной державы был высок. Послов Болгарии за императорским столом сажали выше чем послов германского императора Оттона I. в Болгарии появилось богомильское движение дуализм.