82255

Рождение знания в процессе взаимодействия коммуницирующих индивидов. Распространение и борьба научных идей. Индоктринация

Доклад

Логика и философия

Важную роль в развитии социальногуманитарных науках играет коммуникация ученых диалог между ними. Механизмом их преодоления является постоянный диалог ученых представителей разных школ в социальногуманитарных науках. Диалог является важнейшим видом коммуникации и представляет собой попеременный обмен высказываниями репликами между двумя или более ученымигуманитариями. Диалог может представлять собой определенную дискуссию беседу диспут и т.

Русский

2015-02-26

32.16 KB

4 чел.

Рождение знания в процессе взаимодействия коммуницирующих индивидов. Распространение и борьба научных идей. Индоктринация.

Важную роль в развитии социально-гуманитарных науках играет коммуникация ученых, диалог между ними. Этому большое значение придавали Сократ, Платон, М. Бубер, М. Бахтин и другие.

 Коммуникация – это общение ученых, в процессе которого происходит передача информации. Она обладает важными функциями:

информационной: в процессе общения передается информация от одного ученого к другому,

интерактивной: результатом общения является построение общей стратегии взаимодействия ученых в решении научных проблем,

перцептивной: в общении формируется определенный образ другого ученого (возникает симпатия или антипатия).

Важным свойством коммуникации является то, что в процессе передачи информации осуществляется не просто «движение» информации, а её уточнение, обогащение и развитие. Коммуникация выступает фактором, который:

– порождает новое знание,

– обуславливает его социокультурную природу.

Она обуславливает определенные действия, ориентированные на их смысловое восприятие. Коммуникация предусматривает, прежде всего, речевое общение. В результате такого общения ученый удовлетворяет, во-первых, свое стремление сказать и быть услышанным, во-вторых, стремление понять другого ученого и быть понятым им. Коммуникация может быть двух видов:

формальная (общение на конференциях, посредством чтения публикаций),

неформальная (личные беседы, дружба, переписка).

Продуктом коммуникации является создание определенных конвенций. Конвенция – это определенное соглашение между учеными, которые договорились трактовать какое-либо социальное явление в соответствии с соображениями удобства, целесообразности. В конкретных обстоятельствах она может играть позитивную роль. Однако, любая конвенция всегда должна иметь свои пределы использования и должна базироваться на определенных моральных нормах. В случае нарушения этих требований, конвенция способствует появлению такого явления как индоктринация. Индоктринация – это процедура внедрения и распространения в научном сообществе какой-либо одной доктрины. Она всегда ведет к нарушению принципа отсутствия монополии на истину, а, в конечном счете, к заблуждению и фальсификации.

Важно в социально-гуманитарных науках преодолевать коммуникативные барьеры, нередко возникающие в общении ученых-гуманитариев. Они вызваны некоторыми предубеждениями, которые существуют у многих ученых-гуманитариев. Механизмом их преодоления является постоянный диалог ученых, представителей разных школ в социально-гуманитарных науках. Диалог является важнейшим видом коммуникации и представляет собой попеременный обмен высказываниями (репликами) между двумя или более учеными-гуманитариями. Диалог может представлять собой определенную дискуссию, беседу, диспут и т.д. В диалоге участвуют источник информации и адресат, которому передается информация. Диалог – это «живая одушевленная речь» (Сократ), которая развивается в общении, в соприсутствии, в соучастии и является коллективным поиском истины. В диалоге собеседники равны, оба активны, все произнесенное сейчас же уточняется и проверяется. В диалоге формируется проблемное поле, определяются методы решения проблем.

Диалог означает вопрошание и ответствование, которые являются одинаково важными моментами социально-гуманитарного познания. В социально-гуманитарных науках важно всемерно поддерживать диалог, давать сказать свое слово и инакомыслящим, уметь усваивать произносимое им (Г. Гадамер).


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

56583. Методы формирования деловой этики на предприятии 76 KB
  Этика- одна из древнейших философских теорий, объектом изучения которой является мораль, нравственные проблемы, возникающие перед обществом. По своей сути этика претендует на решение вечных человеческих проблем: в чем смысл жизни человека, что есть добро, а что зло, что считать истинным и ложным, справедливым и несправедливым.
56584. ПОНЯТИЕ И ВИДЫ ЗАВЕЩАТЕЛЬНЫХ РАСПОРЯЖЕИЙ В НАСЛЕДСТВЕННОМ ПРАВЕ 151.78 KB
  Целью исследования является изучение и определение завещания как категории и основания наследования в историческом аспекте и в современных условиях, установление допускаемых законом и используемых на практике видов современного завещательного распоряжения
56585. ПРИНУДИТЕЛЬНЫЕ МЕРЫ МЕДИЦИНСКОГО ХАРАКТЕРА 281 KB
  Проблема применения принудительных мер медицинского характера относится к числу комплексных междисциплинарных проблем науки и практики. Существует как минимум три аспекта правового регулирования принудительных мер медицинского характера
56588. Розвиток пізнавальної компетентності в учнів 4 класу на уроках української мови. Речення 52.5 KB
  Діти пішли в ліс по гриби ось і ліс біліють молоді берези суворо стоять міцні дуби на галявинці вишикуються молоденькі осики дзвінко виспівує славка десь відстукує дятел Андрійко знайшов перший гриб Наталка побачила товстеньких боровичків...
56589. Розвиток пізнавальної компетентності в учнів 4 класу на уроках української мови. Повторення вивченого в 3-му класі 54 KB
  Через кору він проступає назовні. А тому треба берегти березу. Усе в лісі радіє, а береза плаче. Берези, з яких випускають багато соку, засихають і швидко гинуть. Таке враження, що це сльози берези. Під гарячим промінням сонця сік швидко тече по її білому тілу. Сік у берези – це те саме, що кров у людини.
56590. Як зробити навчання української мови в початковій школі цікавим для дитини 64 KB
  Такі або аналогічні запитання ставлять періодично перед собою вчителі початкових класів. Моє глибоке переконання, що саме використання віршованих правил і казок на уроках української мови, дає можливість учневі не тільки легко запам’ятати визначення, але і добре засвоїти його.