8226

Характеристика современного процесса обучения: сущность, противоречия, закономерности

Доклад

Педагогика и дидактика

Характеристика современного процесса обучения: сущность, противоречия, закономерности. Обучение - это совокупность последовательных и взаимосвязанных действий учителя и учащегося, направленных на сознательное и прочное усвоение системы знаний, ...

Русский

2013-02-07

15.66 KB

4 чел.

Характеристика современного процесса обучения: сущность, противоречия, закономерности.

Обучение – это совокупность последовательных и взаимосвязанных действий учителя и учащегося, направленных на сознательное и прочное усвоение системы знаний, формирование умений применять их в жизни, развитие самостоятельности мышления, наблюдательности. Дидактика – наука о преподавании и учении. Её задачи – описывать и объяснять процесс обучения, разработка более совершенных процессов обучения. Опирается на достижения смежных наук: психологии, философии, физиологии. Основные понятия: преподавание – деятельность тех, кто обучает и учение – деятельность тех, кто учиться. Процесс обучения (преподавание и учение) – представляет собой 2 особые, тесно взаимодействующие формы деятельности учителя и учащегося. Это взаимодействие определяет 2-ух сторонний характер процесса обучения. Процесс обучения можно рассматривать как деятельность, в которой есть этапы: 1) анализ состояния обучения, постановка и принятие цели. 2) Планирование работы, отбор содержания, средств достижения, методов. 3) исполнение обучающих и учебных операций. 4) организация обратной связи (контроль и коррекция). 5) Анализ и самоанализ результатов обучения. Закономерности обучения – это объективные, устойчивые, повторяющиеся связи между составными частями процесса обучения. Выделяются внешние и внутренние закономерности процесса обучения. Внешние характеризуют зависимость обучения от общественных процессов и условий (Н: социально-экономической, политической ситуации). Внутренние – связи между его компонентами: целями, содержанием, методами, средствами. Некоторые из них: связь между обучением и воспитанием – обучающая деятельность преподавателя носит воспитывающий характер. Зависимость между взаимодействием учителя и ученика и результатами обучения. Прочность усвоения учебного материала зависит от систематического прямого и отсроченного повторения изученного, от включения его в ранее пройденный и в новый материал. Кроме дидактических существуют также и психологические, физиологические и др. закономерности.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

7695. Экскурсия как форма организации обучения и воспитания. Методика проведения экскурсий 84.5 KB
  Тема: Экскурсия как форма организации обучения и воспитания. Методика проведения экскурсий. План Сущность экскурсий. Функции экскурсий. Виды экскурсий. Методика проведения экскурсий. Виды экскурсий (примеры). Сущность экскурсий Наряд...
7696. Домашняя работа учащихся и её роль в овладении знаниями 65.5 KB
  Тема: Домашняя работа учащихся и её роль в овладении знаниями. План Сущность домашней работы учащихся и её роль в овладении знаниями. Основные недостатки домашней работы школьников. Правила домашней работы школьников.Сущность домаш...
7697. Разнообразие форм организации обучения и особенности их использования в начальной школе 58.5 KB
  Разнообразие форм организации обучения и особенности их использования в начальной школе. Форма обучения - это способ организации учебного процесса, который осуществляется в определенном порядке и режиме это способ внешней организации дея...
7698. Обучение как составная часть педагогического процесса. Сущность процесса обучения 55.5 KB
  Обучение как составная часть педагогического процесса. Сущность процесса обучения. План Понятие о процессе обучения. Функции процесса обучения структура процесса обучения. Основы деятельности учителя и учащихся в процессе обучения...
7699. Закономерности физического и духовного развития 30.5 KB
  Закономерности физического и духовного развития. Развитие - 1. процесс и результат количественных и качественных изменений человека 2. процесс физического, психического, социального с...
7700. Исторический обзор организационных форм обучения 65.5 KB
  Тема: Исторический обзор организационных форм обучения Под организационной формой обучения понимают способ внешней организации деятельности учителя и учащихся в процессе обучения (например: урок, факультатив, экскурсия, консультация, дополнительные ...
7701. Контроль результатов обучения 35.82 KB
  Тема: Контроль результатов обучения. План Функции контроля знаний Виды контроля Методы контроля Формы контроля знаний 1. Функции контроля знаний Контроль - обязательная часть процесса обучения, это инструмент, измеряющий резу...
7702. Методы педагогического исследования и опыт их применения студентами 45.3 KB
  ТЕМА: Методы педагогического исследования и опыт их применения студентами. Под педагогическим исследованием понимается процесс и результат научной деятельности, направленный на получение новых знаний о закономерностях образования, его структуре, ме...
7703. Характеристика наглядных методов обучения 28.67 KB
  ТЕМА: Характеристика наглядных методов обучения. План 1. Понятие о методах обучения. Выбор методов обучения. Сущность и содержание наглядных методов обучения. 1. Понятие о методах обучения. Метод(от греч. слова metodos путь к чему...