82264

Интерпритация как придание смысла, значения высказываниям, текстам, явлениям, событиям

Доклад

Логика и философия

Это внешняя сторона интерпретации. Выделяя к качестве предмета изучения исторического познания текст мы не должны сводить процедуру интерпретации к набору грамматических языковых игр Л. Объективный план интерпретации как операции мышления представлен с одной стороны предметом исследования а с другой операциональным или формально логическим каркасом своего рода алгоритмом системой стандартных шагов правит принципов и приемов субъекта познания в ходе познавательной деятельности. Общепризнанным каноном процесса интерпретации в...

Русский

2015-02-26

40.1 KB

3 чел.

Интерпритация как придание смысла, значения высказываниям, текстам, явлениям, событиям.

Это внешняя сторона интерпретации. Результаты истолкования могут быть выражены в виде гипотез, теорий н концепций. Любая научная теория может быть рассмотрена и данном контексте как интерпретация.

Основными, интерпретационными моделями исторического процесса на сегодняшний день являются формационный и цивилизационный подходы. Как теория общественно-экономических формаций, так и теория цивилизаций, представляют собой результат огромной научно-исследовательской работы, представляют собой реализацию определенного набрасывания смысла.

Так, например, формационная концепция истории К. Маркса появилась в ходе «набрасывания» идеи. Изучая генезис и эволюцию товарно-денежных отношений. Он пришел к выводу, что основой развития общественного бытия является соотношение производительных сил и производственных отношений, динамика экономической сферы общества. Идея о приоритете экономических отношений, спроецированная на историческое развитие и послужила основой для формирования теории формаций, стала критерием периодизации исторического прошлого, ключом к решению многих научно-исследовательских задач, являющихся эталоном для аксеологической оценки событий в рамках оппозиции «прогресс-регресс». Цивилизационная концепция в свою очередь исходит из предпосылки о том, что в реальном историческом процессе нельзя четко выделить один основной фактор исторического развития. А. Тойнби, О. Шпенглер также осуществляли «набрасывание смысла» на исторически разнородный материал, выдвигая в качестве критерия культурно-исторического различия. Или, скажем, концепция Л.Н. Гумилева опирается на идею о «пассионарности». Осознание границ каждой интерпретационной модели дает возможность избежать одномерного взгляда на исторический процесс, осознать многоаспектность и альтернативность исторического подхода. других методов научного познания, поскольку все иные, в частности, объяснение, нацелены, главным образом, на познание сущности явлении, законов и закономерностей их внутреннего развития. Установка на выяснение сущности, конечно, создает предметную связь между субъектом и объектом познания, но она носит односторонний характер, вешь познается сама по себе, как «вещь по отношению к человеку». В результате подобных объяснительных процедур человек получает обезличенное, отчужденное от него, максимально рационализированное знание, где рассматриваются практически все связи и отношения в материальном мире.

Обращаясь конкретно к историческому познанию, отметим, что познавать историю лишь путем объяснения - значит выявлять в историческом развитии человечества только внешнюю фактографическую сторону, потому что несмотря на все многообразие видов объяснения (причинные, функциональные, структурные), все они неспособны дать ответ на вопрос - в чем состоит смысл рассматриваемых исторических событий. Любая деятельность человека является целенаправленной и смыслонаполненной. Следовательно, интерпретируя исторические события, мы стремимся понять не только их значение как для изучаемой, так и для последующих эпох, но и понять смысл деятельности людей в этих событиях участвовавших. Способность увидеть за историей деятельность человека, выступает одной из побудительных причин для начала исторического познания. Но прежде чем стать своеобразным «зеркалом», в которое может посмотреть в поисках своей сущности человек, история должна быть соответствующим образом реконструирована. Дело в том, что история - это прошлое, которое ушло безвозвратно, но оставила после себя материальные и духовные «следы» - исторические памятники и традиции. Непосредственным «смысловым полем», эмпирией, откуда историк черпает информацию об объекте исследования, являются исторические источники - специальные тексты, носители конкретной информации об изучаемой реальности, которая и инициирует вопросы по отношению к объекту исследования. Чтобы текст стал открытым для понимания, его необходимо проинтерпретировать. Работа историка связана с изучением, структурированием, интерпретацией текста. Опираясь на информацию, полученную из текстов, историк «конструирует» исторические факты, вплетает их в ткань знания.

Выделяя к качестве предмета изучения исторического познания текст, мы не должны сводить процедуру интерпретации к набору грамматических, языковых игр (Л. Витгенштейн), психологических вживаний (В. Дильтей) методик.

Понимание истории не является судом над прошлым, хотя, безусловно, предполагает оценку. Понимание ориентировано на выяснение глубинной сущности исторических деяний, реконструируя которые человек получает возможность понять прежле всего себя, выделить в себе ряд негативных качеств, попытаться не допустить повторения подобных трагических ошибок в своем настоящем. Понимание как способ присвоения мира преображает внутренний мир человека, создает мировоззренческие структуры, оказывающие влияние на его социальной поведение.

Объективный план интерпретации как операции мышления представлен, с одной стороны, предметом исследования, а с другой - операциональным, или формально - логическим каркасом, своего рода алгоритмом, системой стандартных шагов (правит, принципов и приемов) субъекта познания в ходе познавательной деятельности.

Общепризнанным каноном процесса интерпретации в операциональном плане в философско-методологической литературе считают «герменевтический круг». В числе традиционных элементов герменевтического круга выделяют: 1) предпонимание - поцедура набрасывания предварительного смысла, 2) собственно процедура интерпретации, включающая работу с текстом, 3) результат - обретение понимания, более глубокого и всестороннего знания предмета. Несмотря на это устоявшееся в герменевтике деление метода интерпретации на ряд последовательных действий, проблема «алгоритмизации» - процедуры придания смысла является одной из наиболее неразработанных. Как нам представляется, это происходит отчасти потому, что анализ интерпретации велся всегда в русле поиска методики интерпретационной деятельности.

В научном познании, по традиции идущей еще со времен Бэкона и Декарта, принято выделять два основных метода мышления - индукцию и дедукцию. В первом случае познание предмета исследования происходит путем движения мысли от частного к общему, то есть через анализ частных проявлений к выявлению общих положений. Такой способ интерпретации истории широко распространен на уровне эмпирического исторического познания, когда требуется скрупулезно изучить, сравнить, датировать исторический источник. Эффективность индуктивной интерпретации не подлежит сомнению в таких отраслях исторической науки, как источниковедение, вспомогательные исторические дисциплины. Результатом эмпирической интерпретации будут критически проверенные новые факты, понятия, которые и выступают при теоретическом осмыслении истории перничным материалом. Но плодотворное применение метода индукции заканчивается и историческом познании там, где нужно перейти от эмпирических данных, от фактографии, к сушностно-смысловому пониманию фактов истории. Работа над текстами - не самоцель исторической науки, ее цель состоит в духовно-теоретической реконструкции прошедшей действительности с целью выявления сущности и смысла исторических событий, исторического развития человеческого общества в целом. Способом перехода от эмпирии к теории часто называют метод дедукции, в котором мышление субъекта познания движется от общего к частному.

В процедуре интерпретации важное место занимает диалектика абстрактного и конкретного.

Поставим перед собой вопрос: от какого конкретного уходит субъект познания - в начале интерпретации и к какому конкретному приходит в конце? В начале процесса придания смысла историк отталкивается от конкретных фактов, которые он выявил в ходе прочтения источника. Эта конкретность представляет собой набор не связанных между собой фактов, которые необходимо систематизировать, привести в логическую систему. В противном случае мы будем вынуждены признать историческое познание эрудиционным. Во втором случае под конкретным подразумевается многообразный предмет, расчлененный и вместе с тем целостный предмет.

Восхождение от конкретного к абстрактному звучит как более романтическое определение метола индукции, но в методе интерпретации - это лишь внешнее сходство. Коренное различие состоит в том, что индукция предполагает поиски смысла, смысл обретается в самом акте познания. В интерпретации же смысл, хотя и предварительный, уже присутствует. То есть факты сравниваются, изучаются для проверки предпонимания. Предварительный смысл в форме догадки или гипотезы позволяет сгруппировать эмпирический материал, преодолеть фактографический барьер. Историческая интерпретация в данном контексте представляет собой «идеальный» тип М Вебера, инструмент теоретического познания, призванный проверить и наполнить конкретным содержанием теоретические положения. Сведение исторического познания к поиску только законов истории лишает его специфики, трансформируя его из исторического в социологическое.

И еше одно пояснение, связанное с процедурой набрасывания смысла. Предпониманис - это гипотетическое предложение, которое нужно доказать, соблюдая все правила логического мышления. Данные исторической интерпретации, выраженные в форме теорий и концепции, повергаются верификации как со стороны предшествующего исторического знания, так и новых источников. В противном случае мы имеем дело не с научной, а мифологической интерпретацией.

Выше мы уже отмечачи, что интерпретация - процесс и результат мышления. Интерпретация заканчивается формулированием конкретных положений по проблеме, которая и вызвала к жизни интерпретационный процесс. Это внешняя сторона интерпретации. Результаты истолкования могут быть выражены в виде гипотез, теорий н концепций. Любая научная теория может быть рассмотрена и данном контексте как интерпретация.

Основными, интерпретационными моделями исторического процесса на сегодняшний день являются формационный и цивилизационный подходы. Как теория общественно-экономических формаций, так и теория цивилизаций, представляют собой результат огромной научно-исследовательской работы, представляют собой реализацию определенного набрасывания смысла.

Так, например, формационная концепция истории К. Маркса появилась в ходе «набрасывания» идеи. Изучая генезис и эволюцию товарно-денежных отношений. Он пришел к выводу, что основой развития общественного бытия является соотношение производительных сил и производственных отношений, динамика экономической сферы общества. Идея о приоритете экономических отношений, спроецированная на историческое развитие и послужила основой для формирования теории формаций, стала критерием периодизации исторического прошлого, ключом к решению многих научно-исследовательских задач, являющихся эталоном для аксеологической оценки событий в рамках оппозиции «прогресс-регресс». Цивилизационная концепция в свою очередь исходит из предпосылки о том, что в реальном историческом процессе нельзя четко выделить один основной фактор исторического развития. А. Тойнби, О. Шпенглер также осуществляли «набрасывание смысла» на исторически разнородный материал, выдвигая в качестве критерия культурно-исторического различия. Или, скажем, концепция Л.Н. Гумилева опирается на идею о «пассионарности». Осознание границ каждой интерпретационной модели дает возможность избежать одномерного взгляда на исторический процесс, осознать многоаспектность и альтернативность исторического подхода.

В социально-гуманитарных науках применяются две основные процедуры познания: объяснение и понимание (интерпретация).

Объяснение – это процедура разъяснения сущности конкретного социального факта, подведение его под некоторое обобщение, закон (объяснение поступка человека осуществляется через приведение причин, мотивов, факторов, обусловивших такое поведение). Объяснение, как правило, имеет монологический характер, в нем участвует один человек. Оно отвечает на вопрос «Почему это так происходит». Объяснение чаще является функцией естественно-математических наук, реже – социальных наук.

Интерпретация (понимание) – это процедура истолкования смысла какого-то знака или текста. Интерпретация, как правило, имеет диалоговый характер, в нем участвуют несколько человек. Она отвечает на вопрос «Что это такое».

Интерпретация – это основной метод социально-гуманитарных наук. Она необходима в социально-гуманитарных науках, так как тексты, как источники познания, имеют множество смыслов, которые раскрываются постепенно, в процессе исследования. Смысл – это значение, которое придано автором определенной системе знаков. Он бывает прямой и косвенный, раскрывается в коммуникации людей. Смысл текста может быть понят, если текст будет рассматриваться:

– в контексте жизни,

– в соответствии со «здравым смыслом»,

– в соответствии с правилами языка,

– с учетом наличия «языковой игры» между людьми,

– в случае излечения языка от многозначности (Л. Витгенштейн).

Существует три основных типа интерпретации:

понимание языка в диалоге;

понимание текста на иностранном языке;

понимание художественных образов, символов в искусстве, науке.

Социально-гуманитарные науки изучают тексты, в которых отражена социальная реальность. Текст – это любая знаковая система, которая способна быть носителем смысловой информации и имеет языковую природу. Текст – это также система знаков, которая последовательно и связно описывает социальное действие человека. Тексты являются предметом изучения герменевтики.

Герменевтика – это наука о правилах понимания и интерпретации знаковых систем, текстов. В. Дильтей и Г. Гадамер считали герменевтику «органоном наук о духе», так как только она способна помочь понять смысл текстов. Герменевтика предполагает постижение смысла при следующих обстоятельствах: а) переводе – сохранение смысла при переводе с одного языка на другой; б) реконструкции – воспроизведении смысла в контексте прошлой эпохи; в) диалоге – появлении нового смысла в процессе общения.

Герменевтика при изучении текста предполагает следующее:

проникновение в духовный мир автора текста («вживание» в жизнь автора);

постижение контекста, в котором творит автор (изучение эпохи, в которой создан текст);

анализ аудитории, на который рассчитан текст (исследование групп людей, на которых ориентировался автор);

учет личностных характеристик интерпретатора текста (интерпретатор является активным субъектом и привносит в первоначальный текст – свое видение реальности).

Большую роль в интерпретации играет личностное переживание интерпретатором авторских текстов, которые могут быть постигнуты только при его сопереживании автору. Особое значение имеет в интерпретации и соблюдение «исторической дистанции», «временного отстояния» (по Г. Гадамеру) от социального явления, так как это позволяет уменьшить субъективность в социально-гуманитарных науках.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

18849. Схема с общим коллектором (эмиттерный повторитель) 111.14 KB
  Схема с общим коллектором эмиттерный повторитель. Принципиальная схема приведена на Рис. 3.14. Рис. 3.14 Принципиальная схема усилителя на биполярном транзисторе включенного по схеме с общим коллектором....
18850. Древняя Греция. Скульптура. Становление классического идеала (от архаики до эллинизма) 32.76 KB
  Древняя Греция. Скульптура. Становление классического идеала от архаики до эллинизма. Предшествующий период Эгейское искусство КритоМикенское искусство или Минойско – Архейское. История Древней Греции делится на 4 периода: Гомеровский период или тёмные в...
18851. Ганс Голлейн. К архитектуре через дизайн 25.46 KB
  Ганс Голлейн. К архитектуре через дизайн. Годы жизни: родился в 1934 году. Основная информация:один из самых значительных архитекторов современности. Выдающийся представитель венской архитектурной школы подарившей миру венский Сецессион. Его стиль можно отнести к суп...
18852. Особенности скульптуры и живописи Древнего Египта 36.62 KB
  Особенности скульптуры и живописи Древнего Египта. Древний Египет: СевероВосточная часть Африки в долине Нила. 43 тыс. до н.э. История Древнего Египта: Раннее царство: 3е тыс. до н.э. 3028 вв.до н.э. 12 дин. Объединение Египта в единое государство со столице...
18853. Постмодернизм – игра в историзм. Новая эклектика. Чарльз Мур. Роб Криер. Боффил. Джеймс Стирлинг 24.94 KB
  Постмодернизм – игра в историзм. Новая эклектика. Чарльз Мур. Роб Криер. Боффил. Джеймс Стирлинг. В архитектуре постмодернизм сформировался в США теоретически во второй половине 60х гг. а в практике строительства к концу 70х объединив различных по творческим принципам и
18854. Древний Рим. Скульптурный портрет (характерные черты, основные принципы и этапы развития) 27.06 KB
  Древний Рим. Скульптурный портрет характерные черты основные принципы и этапы развития. Очень рано появляется портрет. Развит жанр исторического рельефа. 753г. до н.э. 8в. – Основание Рима. История Древнего Рима: 1 период 41 вв. до н.э. Эпоха Римской Республи
18855. Постмодернизм – истоки. Сложность и противоречие вмето ясности и простоты. Уроки Лас-Вегаса. Роберт Вентури 24.02 KB
  Постмодернизм – истоки. Сложность и противоречие вмето ясности и простоты. Уроки ЛасВегаса. Роберт Вентури. В архитектуре постмодернизм сформировался в США теоретически во второй половине 60х гг. а в практике строительства к концу 70х объединив различных по творческим ...
18856. Восточнохристианская архитектурная традиция. София Константинопольская. Тип крестово-купольного храма 27.78 KB
  Восточнохристианская архитектурная традиция. София Константинопольская. Тип крестовокупольного храма. Софи́я Константино́польская храм Св. Софии Премудрости Божией в Константинополе ныне Стамбул Турция выдающийся памятник византийской архитетктуры. Возведён...
18857. Победы и поражения Модернизма. 60-70гг. От интернационального стиля, до структурализма 23.16 KB
  Победы и поражения Модернизма. 6070гг. От интернационального стиля до структурализма. От интернационального стиля до структурализма. Развитие в Америке и Европе. Творчество Мис Ван дер Роэ. Последовательное применение принципа универсального пространства независимо ...