82270

Применение натуралистической и антинатуралистической исследовательских программ ва социально –гуманитарных науках

Доклад

Логика и философия

В них присутствуют: натуралистическая парадигма общества основные варианты: механицизм физикализм биологизм географический детерминизм демографический детерминизм общество понимается как жестко-детерминированная система обусловленная влиянием определенных природных факторов климата полезных ископаемых территории и т. оно рассматривается с редукционистских позиций; антинатуралистическая парадигма общества основные варианты: социологизм экономизм психологизм антипсихологизм общество понимается как...

Русский

2015-02-26

33.52 KB

1 чел.

Применение натуралистической и антинатуралистической исследовательских программ ва социально –гуманитарных науках.

Научно-исследовательская программа социально-гуманитарных наук – это система теорий, которая объясняет социальную реальность и является общепринятой на данном этапе развития науки. В её основе находится парадигма. Спецификой социально-гуманитарных наук является их мультипарадигматичность, т.е. одновременное наличие в них многих парадигм. В них присутствуют:

натуралистическая парадигма общества (основные варианты: механицизм, физикализм, биологизм, географический детерминизм, демографический детерминизм, ) – общество понимается как жестко-детерминированная система, обусловленная влиянием определенных природных факторов (климата, полезных ископаемых, территории и т.п.), оно рассматривается с редукционистских позиций;

антинатуралистическая парадигма общества (основные варианты: социологизм, экономизм, психологизм, антипсихологизм) – общество понимается как вероятностно-детерминированная система, которая обусловлена системой факторов (экономических, социально-политических, духовных и др.), каждый из которых может играть определяющую роль; оно рассматривается с факторных позиций;

диалектическая парадигма общества – общество понимается как бифуркационно-детерминированная система, которая обусловлена системой факторов (экономических, социально-политических, духовных и др.), каждый из которых может играть свою роль в единой системе; оно рассматривается с синергетических позиций.

В социально-гуманитарных науках принципы подхода к изучению общества могут быть разными. Одни обществоведы считают, что изучать социум необходимо следующим образом: сначала изучить общество, а затем – человека (познав законы общества, мы познаем действия человека, К. Маркс). Другие считают, что надо сначала изучить человека, а уж затем – общество (познав действия человека, мы познаем законы общества, М. Вебер). Социальное познание также основывается на разных принципах: одни обществоведы ориентируются на принцип соотнесения знания с оценкой (М. Полани), другие – на принцип свободы знаний от оценок (Э. Дюркгейм).

В социально-гуманитарных науках существуют теории, противоположным образом объясняющие сущность общества:

материалистическая и идеалистическая;

конфликтная и солидаристкая.

Материалистическая теория общества (К. Маркс) считает, что общественное бытие определяет сознание, решающую роль в обществе играют народные массы. Идеалистическая теория общества (О. Конт) утверждает, что духовная жизнь определяет развитие общества, решающую роль в нем играют выдающиеся личности.

Конфликтная теория общества считает, что несправедливое распределение собственности ведет к классовой борьбе. Солидаристская теория общества утверждает, что разумное распределение власти ведет к взаимопониманию людей.

В исследовательские программы также включаются частные теории общества. К ним относятся:

теория коммунистического общества К. Маркса (общество развивается посредством изменения форм собственности),

теория постиндустриального общества Д. Белла (общество развивается посредством изменения уровня личного дохода человека),

теория коммунитарного общества К. Мангейма (общество развивается посредством изменения форм коммуникации),

теория культурно-исторических типов О. Шпенглера (общество представляет собой сумму отдельных культур, не связанных друг с другом).

Исследовательские программы чаще всего базируются на позитивистской или антипозитивистской философии.

Позитивизм (О. Конт, К. Поппер) сформулировал следующие принципы организации социально-гуманитарного познания: социальные явления подчиняются общим законам мира; его методы такие же, как в естественных науках; социальные теории должны быть верифицированы и свободны от идеологии; социальные факты должны быть количественно замерены.

Антипозитивизм (В. Дильтей, М. Вебер) следует другим принципам: общество отличается от природы и обладает значительной спецификой; методы социального познания отличаются от методов естественнонаучного познания, целью социально-гуманитарного познания является понимание смысла социальных действий человека.

В рамках антипозитивизма возникли феноменологические, герменевтические, психологические программы изучения общества.

В социально-гуманитарных науках существует множество конкретных исследовательских программ. К ним относятся:

натуралистические (все в обществе объясняется влиянием природных факторов, представители: Г. Спенсер, Ж. Кетле);

технологические (все в обществе объясняется влиянием технических факторов, представители: Б. Веблен, Д. Белл);

психологические (все в обществе объясняется влиянием межличностных факторов, представители: Г. Лебон, З. Фрейд);

функционалистские (все в обществе объясняется влиянием структурных факторов, представители: Т. Парсонс, Р. Мертон);

эмпирические (все в обществе объясняется влиянием эмоциональных факторов, представители:Д. Морено, У. Мур);

гуманитарные (все в обществе объясняется уровнем взаимопонимания между людьми, представители: М. Вебер, Э. Мэйо).

Научно-исследовательские программы имеют важное значение для развития социально-гуманитарных наук, так как они определяют основные парадигмы, принципы, методы и цели данных наук. Они своеобразным образом преломляются в различных, социальных (например, в экономике, социологии и т.д.) и гуманитарных (например, в истории, педагогике и т.д.) науках.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

77136. ИСКУССТВО В 1941-1945 ГОДАХ 120.5 KB
  В течение войны было организовано много выставок среди них две всесоюзные Великая Отечественная война Героический фронт и тыл и 12 республиканских. В первые два года войны плакат имел драматическое даже трагическое звучание.
77137. ИСКУССТВО СЕРЕДИНЫ 40-Х КОНЦА 50-Х ГОДОВ 141.5 KB
  Художественная жизнь в эти годы необычайно активна. Местные передвижные, городские, республиканские, межреспубликанские выставки перемежаются со всесоюзными, обычно приуроченными к знаменательным датам. Например, в 1947 году всесоюзная выставка проходила в залах Третьяковской галереи.
77138. ИСКУССТВО РОСИИ 1960-Х ГОДОВ 160 KB
  На рубеже 50-60-х годов активизируется художественная жизнь страны. В 1957 году состоялся Первый Всесоюзный съезд советских художников, собравший делегатов от более чем 7000 художников и искусствоведов, на котором были подведены итоги прошедшего и определены...
77139. ИСКУССТВО РОССИИ 70 – 80-Х ГОДОВ 119 KB
  Конечно, каждое новое поколение отличается от предыдущего, и те, кто вступил на стезю искусства в 70-80-е годы, работают и видят мир иначе, чем те, кто, скажем, менял лицо советского искусства в 60-е.
77140. ИСКУССТВО РОССИИ РУБЕЖА ХХ – XXI ВЕКОВ 43 KB
  Так называемое постсоветское искусство конца II тысячелетия от Рождества Христова укладывается в слишком малые временные рамки чтобы можно было отобрать для по возможности объективной исторической картины какие-либо имена.
77141. ЖИВОПИСЬ РУБЕЖА XIX –ХХ ВЕКОВ 334.5 KB
  С кризисом народнического движения, в 1990-е годы, «аналитический метод реализма XIX века», как его называют в отечественной науке, себя изживает. Многие из художников-передвижников испытывали творческий упадок, ушли в «мелкотемье» развлекательной жанровой картины.
77142. Роль профессии в жизни человека 54.95 KB
  Выбор профессии та точка где сходятся интересы личности и общества где возможно и необходимо гармоничное сочетание личных и общих интересов. Удачный выбор профессии человеком одно из решающих условий всестороннего развития личности что имеет громадное значение для общества в целом...
77143. Российское местное самоуправление: итоги муниципальной реформы 2003-2008 годов 629 KB
  Местное самоуправление представляет собой один из важнейших институтов современного общества. Сегодня оно является одновременно формой самоорганизации граждан и – в этом качестве – составной частью гражданского общества, уровнем публичной власти...