82271

Проблема разделения социальных и гуманитарных наук пол предмету, по методу, по предмету и методу одновременно, по исследовательским программам

Доклад

Логика и философия

В настоящее время считается что естественные науки и социально-гуманитарные науки имеют как общие так и различные характеристики. Естественные и социально-гуманитарные науки обладают всеми признаками науки как особого феномена познание нового наличие эмпирического и теоретического уровней оформленность в понятиях и т. Вместе с тем социально-гуманитарные науки отличаются от естественно-математических и технических наук по следующим основаниям: по объекту исследования – естественные науки изучают природную реальность т. то что существует...

Русский

2015-02-26

34.01 KB

6 чел.

Проблема разделения социальных и гуманитарных наук пол предмету, по методу, по предмету и методу одновременно, по исследовательским программам.

В настоящее время считается, что естественные науки и социально-гуманитарные науки имеют как общие, так и различные характеристики. Естественные и социально-гуманитарные науки обладают всеми признаками науки как особого феномена (познание нового, наличие эмпирического и теоретического уровней, оформленность в понятиях и т.д.). Вместе с тем, социально-гуманитарные науки отличаются от естественно-математических и технических наук по следующим основаниям:

по объекту исследования – естественные науки изучают природную реальность, т.е. то, что существует объективно, как «мир вещей»; социально-гуманитарные науки изучают социальную реальность, т.е., то, что существует как объективно-субъективная реальность, как «мир людей»;

по функциональному основанию – естественные науки стремятся объяснить причины природных явлений, социально-гуманитарные науки обеспечивают понимание смысла социальных явлений. Естественные науки стремятся изучить количественно-качественные характеристики предмета исследования, социально-гуманитарные науки – прежде всего, качественные характеристики;

по целям исследования – естественные науки преследуют цель: открытие общих законов природы, а социально-гуманитарные науки – познание специфических проявлений культуры. Естественные науки применяют монологовую форму познания, социально-гуманитарные науки ориентированы на диалоговую форму.

Данные обстоятельства позволяют признать социально-гуманитарные науки науками особого рода. Объектом социально-гуманитарных наук являются:

общество, т.е. форма совместной жизнедеятельности людей, основанная на определенных собственнических и управленческих отношениях;

различные сферы общества, т.е. определенные области жизнедеятельности людей, созданные для решения конкретных задач,

продукты духовной деятельности человека, т.е., прежде всего тексты, которые представляют собой систему знаков, отражающую определенный смысл.

Объектом исследования может стать любой фрагмент общества, ставший предметом интереса ученого. Обычно объектом исследования становятся реалии социальной действительности, которые обладают актуальностью и практической значимостью для общества. В ряде случаев ученый выбирает объект исследования, исходя из собственных интересов. Научное познание осуществляется на базе чувственного восприятия ученым объекта исследования (живое созерцание), затем – аналитического обдумывания путей решения научной проблемы (логическое мышление) и практического воздействия на объект исследования (эксперимент).

Предметом социально-гуманитарных наук являются свойства, стороны, отношения, процессы, происходящие в различных сферах общества, в продуктах духовной деятельности человека.

Общество – это сложный объект познания:

общество функционирует как вероятностно-детерминируемая система,

общество – это арена действий сознательных и организованных людей,

в развитии общества присутствует многообразие, изменчивость, случайность, неповторяемость и уникальность,

общество объективировано как в виде непосредственной действительности (то, что существует «здесь-и-сейчас»), так и в виде знаковых систем, текстов (то, что существовало в прошлом).

Самой важной спецификой объекта социально-гуманитарных наук является включенность субъекта в объект, т.е. общество выступает одновременно и объектом, и субъектом познания.

Общественные науки имеют своим объектом изучения различные сферы общества (экономика – экономическую, социология – социальную, политология – политическую, юриспруденция – правовую, культурология – духовную и т.д.). Гуманитарные науки исследуют продукты духовной деятельности человека (история – прошлое человечества во всем многообразии, филология – письменные тексты, в которых выражена духовная культура, педагогика – воспитание и обучение человека, психология – развитие души человека и т.д.).

Социально-гуманитарные науки обладают важными функциями. К ним относятся:

познавательная – дают знания об обществе;

мировоззренческая – формируют систему взглядов человека на общество;

методологическая – учат правилам социального познания и действия;

аксиологическая – ориентируют на определенные идеалы, нормы;

критическая – учат разумному сомнению в возможностях общества;

воспитательная – формируют положительные качества ученого;

рефлексивная – позволяют человеку осознать себя как значимую личность;

идеологическая – ориентируют человека на поддержку интересов отдельных групп людей;

прогностическая – позволяют предвидеть тенденции развития общества в будущем.

Каждая из социально-гуманитарных наук обладает всеми перечисленными функциями. Вместе с тем, они одними функциями обладают в большей мере, чем другими (например, социология в большей степени учит человека определенным социальным действиям, история – воспитывает патриотизм и любовь к Родине, политология – разбираться в партийных программах и т.д.).


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

22948. МАСИВИ. БАГАТОВИМІРНІ МАСИВИ 131.5 KB
  middle] void merge int min int middle int max {int i j m1m2; i=m1=min; m2=middle1; while m1 =middle m2 =max if a[m1] a[m2] b[i]= a[m1]; else b[i]= a[m2]; while m1 =middle b[i]= a[m1]; while m2 =max b[i]= a[m2]; for i=min; i =max; i a[i]=b[i]; } швидке упорядкованому за зростанням масиву a[] довжини n=2 за допомогую масиву b[] void...
22949. СБС-ПРОГРАМИ ТА РЕКУРЕНТНІ ПОСЛІДОВНОСТІ 599 KB
  Індуктивні визначення Структурні блок схеми та СБСпрограми. СБС програми це інтерпретовані структурні блоксхеми. Рекурентні функції і тільки вони обчислюється СБСпрограмами.
22950. Облік розрахунків з дебіторами 79 KB
  Види дебіторської заборгованості та облік рахунків до одержання. Облік наданих знижок, повернення товарів і податку на додану вартість. Методика розрахунку сумнівної дебіторської заборгованості. Облік векселів до одержання.
22951. Мова Сі 240.5 KB
  Дамо індуктивне визначення термів. Розрізнюють три види типізованих термів: префіксні інфіксні та постфіксні. Існує ще один вид термів – змішані коли в індуктивному переході одночасно використовується два або і всі три різновиди термів. На практиці з метою спрощення запису термів приймаються ті чи інші угоди.
22952. Облік грошових коштів 113 KB
  Облік і контроль касових операцій і грошей в касі. Облік створення і використання фонду дрібних сум. Документальне оформлення і облік операцій по банківських рахунках. Облік короткострокових фінансових інвестицій.
22953. Школи Китайські 34.5 KB
  Ми почнемо з того що філософія як форма духовної діяльності має історичність. Філософія це ідейний діалог мислителів різних епох. Антична філософія 2. Середньовічна філософія.
22954. Продовжимо Елінізм 55.5 KB
  Людина гріховна лише бог безгрішний. Філософ має бути моральним проповідником волі Бога. В цей час провідна роль в культурі належала церкві філософія розглядалась як служниця богословя теологія. Філософія галузь яка веде до більш високого знання богословя.
22955. Західноєвропейська філософія нового часу 53 KB
  Просвітництво 18ст. Ідеалізм або матеріалізм залежить від того як співвідноситься почуття зі світом. Поза нами існує матеріальний світ незалежний від нас явища цього світу впливають на наші органи почуття в нас виникають чуттєві образи цих явищ. Перш ніж пізнавати навколишній світ і природу треба підготувати свою свідомість подолати перешкоди ідоли або примари свідомості.
22956. Естетика 50 KB
  Історичний матеріалізм це є поширення поглядів матеріалізму на суспільне життя на людську історію. Фактично ці умови життя визначаються напрямком нашої свідомості. Тобто поступово переходимо на іншу позицію що засадою нашого суспільства і життя не є розум. Світова воля Шопенгауер біологічне життя Ніцше несвідоме життя Фрейд.